Праздничная культура эпохи средневековья - ABCD42.RU

Праздничная культура эпохи средневековья

Раздел 6. Праздники эпохи средневековья

Тема 15. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе V – XVI вв. Историческая справка. Хронологические рамки средневековья. Характеристика мировоззрения. Существование общей идеи миропорядка.

Праздничная культура эпохи раннего феодализма. Носители праздничного начала в средневековом обществе. Церковные театрализованные действа. Формирование культа веры. Развитие феодально-монастырской культуры. Связь монастырей с обменом, с товарными отношениями. Церковь и ярмарка. Зависимость театральных постановок от места торговли. Инсценировки в церквях. Музыкально-лирический характер представления. Разнообразие инсценировок. Усложнение сценографии. Использование горизонтального и вертикального планов церкви. Особенности актерской игры. Условная символика жестов.

Инсценировки на церковной площади. Традиция «дьяблерии». Активное включение светского элемента в представление.

Город и городские празднества. Шествия и процессии. Шествия-карнавалы. Праздничная цензура. Режиссерские разработки.

Развитие мистериальных действ. Создание профессиональных органов, занимающихся постановками. Традиционные приемы постановки. Самодеятельные кружки и театральные ассоциации. XV – XVI вв. – развитие театра буржуа. Риторические камеры. Искусство риторов. «Мейстерзингеры» в Германии. Театральные кооперации и шутовские общества во Франции.

Театральные празднества аристократии. Рыцарские турниры. Три типа рыцарских празднеств. Придворные представления. Разработка постановочных приемов. «Междуяствия» и интермедии.

Масленичные празднества в городах. Развитие карнавала.

Тема 16. Праздничный площадной театр средневековой России X – XVII вв. Русское средневековье. Феодальная раздробленность. Характеристика раннего, зрелого и позднего средневековья. Время вытеснения языческих представлений. Синкретизм культуры. Активное существование обрядово-зрелищных форм деятельности. Взаимодействие праздника и театра. Понятие «праздничный площадной театр». Определение площадного театра. Художественная специфика. Соотношение празднично-календарного театра и условного. Природа условного театра. Истоки народного площадного театра. Тесная связь с празднично-игровым театром скоморохов. Этимология слова «скоморох». Классификация русских скоморохов.

Виды народного площадного действа. Художественный «скомороший» язык. Обогащение площадного театра новой лексикой. Основной принцип построения «смеховых» произведений – выворачивание наизнанку системы знаков.

Представления устной драмы. Балаганные действия. Раек (косморама). Кукольные театры: Петрушка, Вертеп. Медвежьи потехи.

Суть средневековой культуры – соперничество двух традиций. Мир святости и мир толпы, стихии. Мир и «антимир». Законы и принципы организации «антимира». Д. С. Лихачев о «смеховом мире» средневековья. Смех и скоморохи.

Раздел 7. Русские праздники в период от преобразований Петра I до социальных революций XVIII – XXвв.

Тема 17. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672 – 1725 гг.). Новое «лицо» праздничного календаря. Становление новой культуры. Смена «системы знаков». XVII век – переходный период российской истории от эпохи средневековья к Новому времени. Светскость культуры. Новый характер связей с культурами других стран. Полоса модернизации. Автономизация личности. Секуляризация всех сфер сознания и жизни.

Бурное развитие традиций народного площадного театрального действа. Социальное расслоение в сфере потребления искусства.

Придворные праздники. Режиссерский ход и структура праздничных мероприятий при дворе. Викториальные празднества. Развитие пиротехники и фейерверочных зрелищ. Развитие декоративного оформления праздничного пространства. Ход викториальных празднеств.

Развитие театрального искусства. Новые формы праздников и празднования. Создание двух национальных культур.

Тема 18. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII – начала XX вв. XVIII в. – время нового культурного переворота в истории России. Принцип свободы творчества.

Рождение представления о личности человека. Процесс церковной секуляризации. Создание охранительной идеологии. Начало систематического изучения народного творчества. Конец XIX – начало XX вв. – время социальных потрясений. Многонациональность русской культуры. Трагизм культуры Новой эпохи. Смена ценностей.

Площадь – главное место проведения праздников. Устройство площадных гуляний. Знаковость времени и пространства. Катальные горы как увеселения и как место выступления актеров. Принцип «сита» площадного гуляния.

Театрализованные действа и реклама. Виды рекламы. Балаганы и их театральные постановки. Практика организации батальных представлений.

Развитие парковых представлений. Развитие садово-парковых аттракционов. Популярность народных игр. Дивертисментные номера. Медвежьи школы. Специфика кукольных представлений.

Раешные действа. Художественные приемы раешника. Русское балагурство в лице балконных дедов. Раус как особый балаганный жанр. Карнавальность площадного смеха.

Как развлекались в Средневековье

За безудержным разгульем карнавала можно разглядеть особую жизненную философию.

Карнавал — разгульное празднество перед Великим постом, и поныне популярное в Европе и странах Латинской Америки. Однако за безудержным весельем и народным гуляньем русскому философу Михаилу Бахтину удалось разглядеть особое измерение человеческого миросозерцания, особую онтологию. Его концепция карнавала получила всемирное признание, став важным инструментом в анализе подобных практик.

Читайте также :

В принципе, любой праздник обладает чертами карнавала. Праздник на время отменяет действие обычных правил, привнося собственный порядок и законы. Но именно в средневековом карнавале эти черты получили наибольшее выражение. Давайте на время погрузимся в атмосферу средневекового карнавала, чтобы лучше понять всю силу этой стихии.

Как когда-то Вергилий помог герою Данте пройти все круги ада, роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» поможет нам пройти круги карнавала. В этом уникальном произведении в неподражаемой карнавальной форме запечатлена символика и логика празднества.

Итак, подходит к концу церковное богослужение, поучающее искупать греховную природу человека во имя вечного блаженства в жизни загробной и напоминающее о вечных муках тому, кто будет недостаточно прилежен в борьбе со своими страстями. Мужчины стоят справа, женщины — слева, в первых рядах — знатные люди. В руках у них Священное Писание. Сзади толпятся бедняки.

И вот настаёт время карнавала. Шутовская процессия шествует через весь город. Ряженые олицетворяют всевозможные пороки: алчность, обжорство, похоть. Раздаётся звон многочисленных бубенчиков. Тут и там шныряют черти. Среди них артисты будущих бесовских представлений — дьяблерий.

Читайте также :

Такой разгул нечисти в православной традиции случается в ночь перед Рождеством. Сейчас мы можем наблюдать подобное явление в канун Дня всех святых в католической традиции — Хэллоуин. Когда-то локальный праздник Британских островов стал необычайно модным в наши дни.

Средневековый набожный человек попадает в сущий ад. Только не страшный, а весёлый. Перестаёт ли он от этого бояться чертей? Вовсе нет. Это двойственная ситуация игры: всё как бы понарошку рационально и по-настоящему эмоционально. Человек получает некоторую разрядку в таком воображаемом нестрашном мире, где главный преследующий его всю жизнь страх ада уже воплощён здесь и сейчас.

Ситуация, надо сказать, пограничная, держащаяся на балансе веры и игры, всегда несущая некоторую угрозу власти церкви. Поэтому при всей вольности карнавал остаётся обрядом со своими правилами и, главное, жёсткими рамками. Многократно священнослужители пытались запретить бесовское разгулье, но лишь становились пародируемыми персонажами. Человек ни за что не хотел совсем расстаться со своей языческой природой, отстаивая для неё время перед подвигами, которые его дух готовился совершить во время Великого Поста.

Читайте также :

Отрицание и утверждение, смерть и рождение, синтез и расчленение в праздничной среде неразрывно слиты. Образ беременной старости или смерти предлагается Бахтиным для понимания этого явления. Смех и смерть идут рука об руку. У Гаргантюа одновременно рождается сын и умирает жена.

Читайте также  Роль математики в современном мире

Пародийные похороны, когда с песнями и плясками несли ряженого «усопшего», продолжают языческий обряд умирающего и воскресающего бога плодородия. Смерть в карнавале всегда высмеивается, она весёлая, совсем не инфернальная, а жизнеутверждающая. Это не пришельцы с того света, всё происходит в близком и родном человеку мире. Шутят даже с чумой. А ведь она забрала пол-Европы в XIV веке. Это был практически конец света. Поразительно: после эпидемии, как бы подтверждая языческие поверья, наступил демографический взрыв, удивлявший современников.

Читайте также :

Но не стоит печалиться о погибших богословах, ведь здесь в языческой стихии близость к божественному делает их демонами вечно обновляющейся природы, демонами плодородия.

Карнавальная стихия низводит восприятие на человеческий уровень к понятному телесному выражению. Здесь нет места трансцендентному, всё чужое и пугающее становится интимно-близким. Мир начинает говорить на языке материи и тела.

Карнавальный смех направлен против всего идеального, надмирного. Любая вертикаль должна быть опрокинута, а обломки рассыпаны по широкому ровному плодородному полю. Поэтому врачи, богословы, проповедники — все, к кому в обычной жизни относились с особым пиететом, теперь атакуются со всех сторон. Они становятся главными действующими лицами празднества, входя в команду корабля дураков наряду с чертями. Штурм дьявольского судна был кульминацией праздника.

Читайте также :

В этом же духе участниками карнавала трактуется традиция украшать себя колокольчиками. Гаргантюа, приехав в Париж, первым делом снимает колокола с церкви и вешает их на свою кобылу. Их пытается вернуть старейший и достойнейший магистр богословского факультета Сорбонны, но получает лишь вино, сосиски, перины, миску и сукно на штаны.

Колокола, будучи центральным элементом церковного культа, в стихии карнавала, где их звон сопровождал запретные обычно действия, начинали играть общую кощунственную роль, одновременно освящая и возвышая до ритуала царящий праздник живота.

А там, где из ценностей остаётся только отбывание потребностей тела, не может быть и никакой иерархии. Все равны перед плотью и смертью. Разгульная толпа уносит всех, попадающих в её поток. Бахтин подчёркивал народный характер карнавального празднества. Однако коль скоро он отменяет всякую иерархию, не считаясь с чином и званием, то и равно относится ко всем. Каждый заинтересован в исполнении обряда: как бьющие горшки дети под окнами какого-нибудь богача, так и хозяин, угощающий их за это блинами. Сам церковный клир любил посмеяться над собой, периодически устраивая праздники дураков, где выбирали шутовского епископа.

На время карнавала назначали шутовского короля, которого затем с насмешками развенчивали. Так же поступали в церковной среде, выбирая епископа дураков, которого потом, посадив задом наперёд, пускали по городу на осле. У Рабле побеждённый король становится разносчиком зелени. А Эпистемон, спутник Пантагрюэля, рассказывает, что в аду не так уж плохо, только мир перевёрнут.

Формы и жанры городских праздников Средневековья и эпохи Возрождения

Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами,

развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так,

новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь

противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до

Новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября

по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и

плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке

урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в

которых высмеивались вельможи, церковнослужители и судейские чиновники. С

17 по 23 декабря справлялись необузданно веселые сатурналии, с цирковыми

представлениями, жертвоприношениями свиньи.

Во время самих календ ряженые, уподобив колесницу сцене, созывали толпу

зевак и осмеивали высшую власть. Но служители христианской церкви,

враждебной духовной свободе народа, нещадно преследовали вольные игры

порабощенных тружеников, объявляя эти игры «порождением дьявола».

Церковникам удалось воспрепятствовать свободному развитию массового народно-

праздничного творчества, особенно — его сатирическому началу. Не

обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было приглушено.

И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид

народного зрелища — представления гистрионов, которые внесли большой вклад

в становление культуры Западной цивилизации.

Гистрионы частично использовали опыт римских мимов. Но не подражание римским мимам. Ранние языческие обряды, непосредственно связанные с материальным и духовным миром земледельца, были той главной живительной силой, которая дала толчок развитию театрализованных представлений гистрионов. Народные забавники гистрионы существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, менестрелями и т.д. В России они назывались скоморохами.

Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и

популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время

возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями

мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких

песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях

проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось

в деятельности вагантов.

Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо

недоучившимися семинаристами, либо озорными школярами, либо разжалованными

священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими

церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало

обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».

Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые

упоминания о которых относятся к концу XII века.

В период раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля

находилась в тесной связи с богослужением. Словом «месса» первоначально

обозначают, и обедню, и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными

празднествами и процессиями. В течение всего средневековья на этих площадях

находились рынки, торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась

Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными

празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись

свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать

наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих

догматов на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс

театрализации мессы. При этом многие фрагменты римско-католического ритуала

уже заключали в себе потенциальные возможности для развития драматического

действия (освещения церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т.

Праздничная культура эпохи средневековья

Праздничная культура эпохи средневековья — раздел Искусство, План: 1. Введение 2. Праздничная Культура Средневековья 2.1 Театр Средневеков.

План: 1. Введение 2. Праздничная культура средневековья 2.1 Театр средневековья: 1.1 Литургическая и полулитургическая драма. 1.2 Миракль. 1.3 Мистерия. 1.4 Моралите. 2.1.5 Фарс. 2.2 Карнавал эпохи средневековья 3. Заключение 1. Введение В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними.

Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода — более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества. Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века — временем религиозного фанатизма и культурного упадка.

Читайте также  Созвездия Змея, Змееносец

Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций. Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе. В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства.

Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры. Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство. 2.

Праздничная культура средневековья

И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый ви. Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либ. Здесь устраивалась ярмарка. Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными празднеств.

Литургическая и полулитургическая драма

Идите, возвестите, что он восстал из гроба!». Вводятся и технические новшества: окончательно устанавливается принцип. Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную. Официальные праздники средневековья и церковные и феодально-государств. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу.

Заключение

Заключение Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно.

Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры. Список используемой литературы 1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М 1965 г. 2. Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г. 3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М 1987 г. 4. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М 1989 г. 5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М 1990 г. 6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья.

Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М 1988 г. 7. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М 1989 г. 8. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М 1992 г. 9. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени… – Л 1986 г. 10. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М Л 1927 г. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. –.

Праздничная культура эпохи средневековья (стр. 1 из 3)

1. Введение

2. Праздничная культура средневековья

2.1 Театр средневековья:

2.1.1 Литургическая и полулитургическая драма.

2.1.2 Миракль.

2.1.3 Мистерия.

2.1.4 Моралите.

2.2 Карнавал эпохи средневековья

3. Заключение

1. Введение

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода — более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века — временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.

Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

2. Праздничная культура

средневековья

Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ,которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

Новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии(с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались вельможи, церковнослужители и судейские чиновники. С 17 по 23 декабря справлялись необузданно веселые сатурналии, сцирковыми представлениями, жертвоприношениями свиньи.

Во время самих календ ряженые, уподобив колесницу сцене, созывали толпу зевак и осмеивали высшую власть. Но служители христианской церкви, враждебной духовной свободе народа, нещадно преследовали вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти игры «порождением дьявола». Церковникам удалось воспрепятствовать свободному развитию массового народно-праздничного творчества, особенно — его сатирическому началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было приглушено.

И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища — представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры Западной цивилизации.

они назывались скоморохами.

Читайте также  Электроустановки и системы электроснабжения

Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в деятельности вагантов.

Ваганты (derlei vagantes лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо озорными школярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».

Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.

В период раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в тесной связи с богослужением. Словом «месса» первоначально обозначают, и обедню, и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными празднествами и процессиями. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки, торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.

Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих догматов на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы. При этом многие фрагменты римско-католического ритуала уже заключали в себе потенциальные возможности для развития драматического действия (освещения церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т. д.).

2.1 Театр средневековья:

2.1.1 Литургическая и полулитургическая драма.

Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Как я уже говорила театрализуется месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа, о его погребении и воскрешении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы – Рождественский, рассказывающий о рождении Христа, и Пасхальный, передающий историю его воскрешения.

В Рождественской литургической драме посредине храма ставили крест, потом его заворачивали в черную материю, что означало погребение тела господнего. В Пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Марий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священников). Ангел спрашивал: «Кого вы ищете в гробу, христианки?» – Марии хором отвечали: «Иисуса Назарянина, распятого, о небожитель!» И ангел говорил им: «Его здесь нет, он восстал, как предсказал раньше. Идите, возвестите, что он восстал из гроба!». После этого хор пел молитву, восславлявшую воскрешение Христа. Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы «актеров», создаются «режиссерские инструкции» с точным указанием текста и движений. Всем этим занимались сами священники.

Устроители литургических представлений накопили постановочный опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и другие евангельские чудеса. Приближаясь к жизни и используя постановочные эффекты, литургическая драма уже не привлекала, а отвлекала прихожан от службы. Развитие жанра таило в себе его самоуничтожение.

Не желая отказаться от услуг театра, и не будучи в силах совладать с ним, церковные власти выводят литургическую драму из-под сводов храмов на паперти. Нарождается полулитургическая драма (середина XII в.). И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства, подпал под влияние городской толпы. Теперь она уже диктует ему свои вкусы, заставляет давать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников; заставляет полностью перейти на родной, понятный толпе язык. Заботясь об успехе, церковники стали подбирать более житейские сюжеты, и материалом для полулитургической драмы становятся библейские сюжеты, подверженные бытовому толкованию. Библейские легенды подвергаются с течением времени поэтической обработке. Вводятся и технические новшества: окончательно устанавливается принцип симультанной декорации (от франц. simultane – одновременный) при котором на сцене по прямой линии устанавливаются одновременно все декорации, необходимые по ходу действия; увеличивается число трюков.

Однако, несмотря на все это, церковная драма продолжала сохранять тесную связь с церковью. Драма ставилась на паперти, на церковные средства, ее репертуар составлялся духовными лицами.

Так, причудливо объединяя взаимоисключающие элементы, церковная драма существовала долгое время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: