Пражский лингвистический кружок - ABCD42.RU

Пражский лингвистический кружок

ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК

ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК (часто сокращенно обозначаемый ПЛК), один из ведущих центров лингвистического структурализма. ПЛК начал складываться в Чехословакии с середины 1920-х годов, его организационное оформление произошло в 1929. Ведущую роль в формировании ПЛК сыграл авторитетный чешский лингвист В.Матезиус; в начальный период существования кружка для его становления много сделал эмигрант из России С.И.Карцевский (1884–1955), позднее переехавший в Женеву. В ПЛК вошли чешские ученые, в большинстве ученики В.Матезиуса: Б.Трнка (1895–1984), Б.Гавранек (1893–1978), Й.Коржинек (1899–1945), Я.Мукаржовский (1891–1975) и др., а также приехавший из России Р.Якобсон. В 1930-е годы к ПЛК примкнули ученые более молодого поколения: В.Скаличка (1909–1991), Й.Вахек (р. 1909) и др. С самого начала существования ПЛК выдающуюся роль в нем играл Н.Трубецкой, живший в Вене. К ПЛК по взглядам были близки некоторые российские лингвисты, особенно Г.О.Винокур; в его изданиях печатались Е.Д.Поливанов и др. Идеи ПЛК оказали влияние на Московскую фонологическую школу и другие направления российской лингвистики.

Основные теоретические положения пражцев впервые были сформулированы в коллективных «Тезисах Пражского лингвистического кружка», подготовленных в 1929 к I Международному съезду славистов. С 1929 издавались «Труды Пражского лингвистического кружка» («Travaux du Cercle linguistique de Prague»), до 1939 вышло 9 выпусков. После немецкой оккупации Чехии в 1939 деятельность ПЛК прекратилась. По окончании Второй мировой войны оставшиеся в Чехословакии члены кружка (Трнка, Гавранек, Скаличка, Вахек и др.) возродили деятельность ПЛК и продолжали развивать его идеи вместе с более молодыми лингвистами – Ф.Данешем (р. 1919), Я.Фирбасом (р. 1921), П.Сгаллом (р. 1926) и др. Традиции ПЛК продолжают сохраняться в Чехии и Словакии до настоящего времени.

Взгляды членов ПЛК формировались под влиянием идей Ф.де Соссюра, И.А.Бодуэна де Куртенэ и Московской формальной (Фортунатовской) школы. Все его члены принимали разграничение языка и речи (иногда, как Н.Трубецкой, в его более сложной модификации, предложенной К.Бюлером, также весьма близким ПЛК), однако не считали, как многие другие школы структурализма, необходимым ограничение лингвистических исследований исключительно формальной структурой языка, активно занимаясь также вопросами его функционирования, в тем числе общественного. Некоторые члены ПЛК (Й.Коржинек) понимали язык как ту же речь, но рассматриваемую на более абстрактном уровне.

Восприняв введенное Ф. де Соссюром разграничении синхронии и диахронии и обратившись к синхронным исследованиям современных языков, лингвисты ПЛК (как и близкие к ним росийские лингвисты) не принимали соссюровские тезисы об абсолютной противоположности синхронии и диахронии и о несистемности последней. Согласно концепции ПЛК, каждое состояние языка связано с его предыдущими и последующими состояниями и должно изучаться с учетом исторической перспективы. Изучая историю языков, пражцы, особенно Р.Якобсон, стремились рассматривать языковые изменения в системе, выявлять то, как изменение одного фрагмента системы вело к ее перестройке в целом.

Лингвисты ПЛК выделяли в качестве ключевых для своей концепции понятия структуры и функции. Первое объединяло их с другими направлениями структурализма, второе – противопоставляло этим направлениям, в связи с чем совокупность взглядов пражцев часто определяется как «пражский функционализм» (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ В ЛИНГВИСТИКЕ). Функция понималась в ПЛК не в математическом смысле, как это имело место в глоссематике, а как цель, ради которой употребляются языковые единицы, что предвосхищало базовые положения будущей лингвистической прагматики. Тем самым язык рассматривался не как «алгебра», изучаемая вне всякой связи с действительностью, а как система, связанная с реальностью и используемая для достижения определенных целей. Среди функций языка в первую очередь выделялась функция общения людей, разделявшаяся на интеллектуальную и аффективную; наряду с ней выделялась поэтическая функция, направленная не на внешний мир, а на сам знак. В связи с таким пониманием роли словесного искусства в ПЛК развивалась структурная поэтика, в первую очередь Р.Якобсоном, которым впоследствии, уже в американский период его творчества, была сформулирована ставшая классической теория функций языка, выводимая из модели коммуникативного акта.

Функциональный подход ПЛК в полной мере проявился в фонологии, ставшей одной из основных областей исследований. Фонологией занимались многие участники кружка, но наиболее законченное выражение эта концепция нашла в книге Н.Трубецкого Основы фонологии (Grundzüge der Phonologie), изданной посмертно в 1939 (русск. перевод 1960). Пражцы отвергали как психологический подход к фонологии, свойственный И.А.Бодуэну де Куртенэ и Е.Д.Поливанову, так и абстрактное понимание фонологии как изучения чистых отношений в отвлечении от звукового характера и собственных свойств фонологических единиц, характерное для глоссематики. Для ПЛК фонемы – это звуковые единицы, обладающие совокупностью признаков (глухость/звонкость, твердость/мягкость и т.д.). Эти признаки служат прежде всего целям смыслоразличения: например, в русском языке слова дом и том имеют разное значение, различаясь фонемами д и т, в которых целям смыслоразличения служат признаки соответственно звонкости и глухости. Трубецкой помимо выполняемой фонологическими единицами функции смыслоразличения выделял также две менее существенные: функцию указания на границы слов и функцию выделения вершины слова. Основное место в фонологическом анализе ПЛК занимает анализ оппозиций, служащих целям смыслоразличения (противопоставление т/д в приведенном выше примере как раз и является такой оппозицией). Система оппозиций составляет фонологическую систему языка.

Трубецкой предложил детальную классификацию оппозиций. Особенно важным оказалось выделение оппозиций, сохраняемых в одних позициях и исчезающее в других (так называемых позициях нейтрализации); например, в русском языке противопоставления по звонкости/глухости нейтрализуются на конце слова. При этом бывает, что один из членов оппозиции (называемый немаркированным) в позиции нейтрализации замещает противопоставленный ему член оппозиции (маркированный); так, в русском языке звонкие фонемы маркированы, а глухие – нет. Понятия оппозиции, нейтрализации, маркированного и немаркированного члена оппозиций и др. по своему значению выходят за пределы фонологии и широко употребляются в разных областях лингвистики. Дальнейшее развитие фонология ПЛК получила в концепции универсальных для языков мира дифференциальных (смыслоразличительных) признаков фонем, разработанной Р.Якобсоном уже в 1950-е годы, после его переезда в США.

В области грамматики члены ПЛК также стремились разрабатывать концепцию смыслоразличительных оппозиций и дифференциальных признаков, которые, в отличие от фонологических, прямо связаны со значением; именно так Р.Якобсон пытался описывать систему русских падежей. В области синтаксиса большое значение имела концепция актуального членения предложения, разработанная В.Матезиусом. Трубецкой сформулировал задачи морфонологии как особой дисциплины.

Некоторые лингвисты ПЛК, особенно В.Скаличка, занимались типологией. Была поставлена задача структурного сопоставления языков. Скаличка отказался от жесткого членения языков на типы, свойственного лингвистике 19 в. (см. ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ), и предложил рассматривать флективность, агглютинативность и проч. не как свойства конкретных языков, а как некоторый эталон, к которому по-разному и в различной степени приближаются те или иные языки. Трубецкой и Якобсон поставили также вопрос о дополнении генетических и типологических классификаций языков ареальными; ими была выдвинута идея языковых союзов – объединений языков народов, тесно общавшихся друг с другом и в той или иной степени культурно связанных между собой; в результате такого взаимодействия языки могут приобретать общие структурные сходства. Эта идея, как и некоторые другие, была связана у Трубецкого с общей историософской концепцией евразийства.

Лингвисты ПЛК активно занимались проблемами общественного функционирования языка и языковой нормы, став основоположниками социолингвистики. С этими проблемами была тесно связана разработанная в ПЛК концепция функциональных стилей языка.

Читайте также  Традиции и особенности питания стран Северной Америки

Пражская школа функциональной лингвистики

Пражский лингвистический кружок был основан в 1926 году чехословацким филологом В.Матезиусом. «Русское ядро» кружка составляли Якобсон, Трубецкой, Карцевский.

Идейным предшественником Пражского кружка является Ф. де Соссюр, с именем которого связано представление о языке как частном случае семиотических (знаковых) систем. Пражский кружок также испытал также влияние русской лингвистической традиции, в частности идей Фортунатова, Щербы и особенно И. А. Бодуэна де Куртенэ.

В программном документе пражцев «Тезисы Пражского лингвистического кружка»(1929) выдвинуты два основных методологических принципа: функциональный и структурный. Структурный основывался на идеях Соссюра о разграничении языка и речи, синхронии и диахронии; он объединял пражцев с другими направлениями структурализма. Функциональный, во многом восходивший к Бодуэну де Куртенэ, был специфичен для пражцев, в Тезисах он вынесен на первое место.

Основная идея представителей пражского кружка — представление о языке как о функциональной системе. Функцией называется задача, цель речевой деятельности. Поэтому к лингвистическому анализу нужно подходить с функциональной точки зрения. В Тезисах выделяются основные функции языка. Речевая деятельность в социальной роли имеет либо функцию общения, либо поэтическую функцию[3]. Специфический для пражцев компонент классификации – выделение поэтической функции. Если для других школ структурализма поэтика, изучение художественной речи находились вне лингвистической проблематики, то пражцы внесли в эту область значительный вклад. В связи с этим пражцы занимались проблемами литературного языка. Результатом функционального подхода к литературным языкам стало развитие особой лингвистической дисциплины – истории литературных языков.

В Тезисах нашли отражение также идеи пражцев в отношении истории языка. Пражский кружок, принимая разграничение Соссюра синхронии и диахронии и безусловно отдавая приоритет синхронии, не считали данное разграничение абсолютным. В отличие от глоссематиков, пражцы рассматривали синхронию не как систему в полном отвлечении от времени, а как состояние языка в один из моментов его развития

Бесспорной заслугой Пражского кружка является создание фонологии. Наиболее полно фонология изложена в книге Николая Сергеевича Трубецкого «Основы фонологии» (1939). Трубецкой различает две науки: фонетику (учение о звуках речи) и фонологию (учение о звуках языка). Фонема – кратчайшая фонологическая единица языка; звуки являются материальными символами фонем. Для выделения фонемы Трубецкой вводил фундаментальное по своему значению понятие оппозиции. Выделяются оппозиции многомерные (включающие более двух единиц), одномерные (свойственные только данной паре единиц), пропорциональные (одинаковые противопоставления имеют место для нескольких пар) и изолированные (данное противопоставление более нигде не встречается). Важное разграничение оппозиций связано с различием постоянных и нейтрализуемых оппозиций. Постоянные оппозиции сохраняются во всех ситуациях. Нейтрализуемые оппозиции сохраняются в одних случаях и реализуются в других, например, в русском языке противопоставление звонкости и глухости нейтрализуется на конце фонетического слова. В связи с этим вводится понятие архифонемы, т.е. совокупность смыслоразличительных признаков двух фонем (например, много ко[с] содержит архифонему).

Морфологическая проблематика Пражского кружка ограничивалась изучением морфемы и морфологических оппозиций (например, оппозиции глагольных времен), нейтрализации оппозиций (например, нейтрализации родов во множ.числе), совокупности оппозиций. Так, имя существительное в русском языке понимается как способность слова, принадлежащего к этой части речи, участвовать в оппозиции падежей, чисел и родов.

Большую известность получило учение Матезиуса об актуальном членении предложения. Если при формальном (логико-грамматическом) членении основными элементами являются грамматический субъект и грамматический предикат, то при актуальном членении выявляются основа и ядро высказывания («тема» и «рема»).

Итак, основными достижениями пражского направления структурализма являются:

(5) разграничение обычного языка и языка поэтического;

(6) учение о литературном языке и его номах;

(7) разработка учения о фонеме – ее определение, описание дифференциальных признаков, оппозиций, нейтрализации (Трубецкой);

(8) Трубецкой в дополнение к существовавшим понятиям «семья языков» и «ветвь языков» вводит понятие «языкового союза», обозначая им сходство языков, вызванное соседством расположения и тесными контактами их носителей (Балтийский языковой союз);

(9) пражцы явились родоначальниками учения об актуальном членении предложения.

Пражский лингвистический кружок

Пражский лингвистический кружок (фр. Cercle linguistique de Prague , чеш. Pražský lingvistický kroužek ; также Пражская лингвистическая школа) — один из основных центров структурной лингвистики. Основан в 1926 году чешским лингвистом Вилемом Матезиусом, распался в 1953 году. К направлению ПЛК относятся также определения Пражский структурализм, Пражская школа функциональной лингвистики.

Содержание

Время функционирования, основные деятели, основные работы

Видные деятели

  • Вилем Матезиус — основатель ПЛК
  • Николай Сергеевич Трубецкой
  • Роман Осипович Якобсон
  • Сергей Осипович Карцевский
  • Франтишек Травничек
  • Богуслав Гавранек
  • Йожеф Вахек
  • Владимир Скаличка
  • Богумил Трнка

Основные работы

Пражский лингвистический кружок издавал серию своих «Трудов» (с французским названием «Travaux du Cercle linguistique de Prague», со статьями на разных языках), а с 1935 г. — периодический журнал на чешском языке «Slovo i slovesnost».

Теоретические взгляды членов Пражского лингвистического кружка, объединённых интересом к проблемам общего языкознания, изложены в «Тезисах Пражского лингвистического кружка», предложенных I Международному съезду славистов (Прага, 1929).

Общетеоретические, лингвистические, философские основания пражской школы структурализма

  • Фонологические воззрения ПЛК
    • Звуки речи и звуки языка
    • Три аспекта фонологии
    • Функции признаков звуков языка в экспликативном плане
    • Учение о смыслоразличении
    • Правила отличения фонем от вариантов
    • Правила отличения фонем от фонемосочетаний
    • Учение о системе оппозиций
    • Система оппозиций в целом
  • Морфологическое учение ПЛК
  • Синтаксическая теория языка

Теория и методология школы

  • Выдвижение принципов структурного описания языка. Определение языка как системы средств выражения, как функциональной системы, обладающей целевой направленностью.
  • Формулирование принципов функционального описания языка.
  • Исследования поэтического языка с его особыми явлениями в области фонологии, морфологии, синтаксиса и лексики.
  • Разграничение фонологии и фонетики, выдвижение понятия фонологических оппозиций, определение фонемы как «пучка» различительных признаков, разработка типологии фонологических оппозиций.
  • Система грамматических оппозиций.
  • Использование методов структурного анализа в изучении морфологии и синтаксиса.
  • Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов.

Достоинства Пражского направления

Пражская лингвистическая школа пришла к достаточно правильному пониманию функционирования языковой системы. Пражцы первыми пришли к пониманию языка как системы отношений, точнее оппозиций. При этом задачей исследования для них являлось вскрыть сложную и запутанную связь этих оппозиций.

Недостатки Пражского направления

См. также

  • Структурная лингвистика
  • Копенгагенский лингвистический кружок (Глоссематика)
  • Американская школа структурной лингвистики (дескриптивизм)

Литература

  • Булыгина Т. В. Пражский лингвистический кружок// Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 302—303.
  • Булыгина Т. В.Пражская лингвистическая школа// Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.
  • Вахек Й. Лингвистический словарь Пражской школы. — М.: Прогресс, 1964. — 350 с.
  • Пражский лингвистический кружок: Сборник статей. — М., 1967.

Ссылки

  • http://www.philology.kiev.ua/Lingur/art_13.htm
  • http://matling.spb.ru/index.php?id=18
  • http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/pshl.htm
  • http://litbook.org/lingvo/235.html
История лингвистики
Лингвистические традиции Индийская (Панини • Яска) • Китайская • Европейская (античные грамматики • Грамматика Пор-Рояля • идея универсальной грамматики) • Арабская • Японская
Сравнительно-историческое
языкознание
У. Джонс • Ф. Бопп • Р. Раск • Я. Гримм • Младограмматики • Ларингальная теория Ф. де Соссюра
Структурная лингвистика «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра • Глоссематика • Пражский лингвистический кружок • Дескриптивизм
Другие направления XX века Советское языкознание и «новое учение о языке» • Формализм (Н. Хомский и генеративная лингвистика • Теория «Смысл ⇔ Текст») • Функционализм
Портал:Лингвистика
Читайте также  Термическая обработка металлов и сплавов

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • 6-я Орловско-Хинганская дважды Краснознаменная стрелковая дивизия
  • Гришкат, Ганс

Смотреть что такое «Пражский лингвистический кружок» в других словарях:

ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК — центр деятельности (1926 нач. 1950 х гг.) одного из направлений структурной лингвистики, а также само это направление. Организатор и глава В. Матезиус. Представители Пражского лингвистического кружка считали язык системой знаков, имеющей… … Большой Энциклопедический словарь

Пражский лингвистический кружок — центр деятельности одного из трёх основных направлений структурной лингвистики (См. Структурная лингвистика). Создан в 1926, организационно распался в начале 50 х гг.; наибольший творческий подъём 30 е гг.; в кружок входили чехословацкие… … Большая советская энциклопедия

Пражский лингвистический кружок — Основанный в 1926 г. Вилемом Матезиусом, пражский лингвистический кружок представлен тремя блестящими русскими учеными: Николаем Сергеевичем Трубецким (1890 1938), в течение шестнадцати лет преподававшим в Венском университете, Романом… … Западная философия от истоков до наших дней

Пражский лингвистический кружок — центр деятельности (1926 начало 1950 х гг.) одного из направлений структурной лингвистики, а также само это направление. Организатор и глава В. Матезиус. Представители Пражского лингвистического кружка считали язык системой знаков, имеющей… … Энциклопедический словарь

Пражский лингвистический кружок — объединение чеш. и рус. яз. ведов, развивавших одно из основных направлений структурализма структурно функциональную лингвистику. Был организован в 1926 по инициативе чеш. филолога англиста В. Матезиуса (1882 1945) и Р. О. Якобсона (1896 1982),… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Копенгагенский лингвистический кружок — (дат. Lingvistkredsen i København, фр. Cercle linguistique de Copenhague) объединение датских лингвистов, включающее нескольких иностранных членов. Кружок основан в 1931 г. группой копенгагенских лингвистов во главе с Л. Ельмслевом … Википедия

ПЛК — Пражский лингвистический кружок 1. программируемый логический контроллер 2. программное логическое управление (контроль) … Словарь сокращений русского языка

Скаличка, Владимир — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скаличка. Владимир Скаличка Vladimír Skalička Дата рождения: 19 августа 1909(1909 08 19) Место рождения: Прага … Википедия

Дескриптивизм — Лингвистика … Википедия

Структурная лингвистика — Структурная лингвистика языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в … Википедия

Пражский лингвистический кружок

Почва для возникновения пражской школы была подготовлена научной деятельностью Иосифа Зубатого и Вилема Матезиуса пoд влиянием идей Соссюра.

Иосиф Зубатый (1855-1931) выступал против механического пониманин языка. Некоторые ученики И. Зубатого – Б. Гавранек, И. М. Коржинек и другие – стали видными деятелями «Пражского лингвистического кружка».

Вилем Матезиус (1882-1945) – чешский лингвист, основатель и первый президент Пражского лингвистического кружка , специалист по общему языкознанию и англист, и его ученики – Б. Трнка, И. Вахек и другие – стремились углублять методы синхронии и диахронии в языкознании.

Во взглядах русских представителей пражской школы — Н. С. Трубецкого – выдающийся русский лингвист; известен также как философ и публицист евразийского направления, Р. О. Якобсона – российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью, и С. И. Карцевского — проявилось влияние Л. В. Щербы и Ф. де Соссюра.

В 1926 г. Вилем Матезиус основал школу пражских структуралистов под названием «Пражский лингвистический кружок». В благотворной среде ученых, группировавшихся вокруг этого кружка, вырос ряд крупных лингвистов.

Главные положения пражского структурализма следующие:

1. Языкознание — самостоятельная наука, создаваемая на основе знаковой системы языка, а не на основе психологии, физиологии или логики. В языкознании нужны однородные понятия, с помощью которых мы можем соответственно фактам описать структуру того или другого языка. Психологизм, физиологизм и логицизм толкуют явления языка по тому, что они выражают, а не потому, как они выражены в языке. Так, логическая грамматика определяет имя существительное как часть речи, обозначающую предметы. Лингвистическая же грамматика определяет имя существительное как часть речи, которая может обозначать все, что угодно — предмет, свойство, действие, обстоятельство, но всегда в опредмеченном виде и в формах рода, числа и падежа, например: стол, голубизна, прогулка, действительность.

2. Язык — система. Понятие системы пражцы противопоставляли атомизму младограмматиков – стремлению рассматривать языковые факты изолированно, каждый в отдельности.

3. Весьма плодотворно понятие пражцев о языке как функциональной системе, системе целенаправленных выразительных средств. При этом пражцы правильно понимают функцию как назначение, целенаправленность, а не как зависимость. Пражцы подчеркивали функциональное понимание языка как системы, удовлетворяющей выразительным потребностям членов данной языковой общности.

Они различали язык общения и язык поэтический.

Все средства выражения в языке общения стремятся к автоматизации, а в поэтическом языке – к актуализации.

Основными требованиями к общелитературному языку общения пражцы правильно считали: а) устойчивость, б) богатство словаря и его стилистическое разнообразие, в) точность смысла, г) оригинальность и д) неувеличение без надобности расстояния, существующего между общелитературным и обыденным языком.

4. Пражцы создали теоретическую фонологию. В фонологии они, во-первых, отбросили использование психологического критерия; во-вторых, они учитывали все свойства звука, обращая особое внимание на его различительные (дифференциальные, релевантные) признаки, сумма которых обеспечивает качество звука как фонемы. При этом пражцы, по примеру Щербы, подчеркивали способность фонемы различать слова и морфемы.

5. По представлению пражских структуралистов, синхроническое обозрение, охватывающее элементы языковой системы с точки зрения их функции, не совсем исключает понятие развития языка. Изменения в системе языка нельзя понять вне связи с той системой, в которой они ·совершаются. И вот пражец Р. Якобсон уже в 1929 г. обосновал положение, что и диахрония имеет системный характер. Язык представляет собой не только синхронную систему, но и систему, находящуюся в движении. Это движение затрагивает все компоненты языковой системы – лексику, морфологию, синтаксис, фонологию.

6. Пражец Н. С. Трубецкой выдвинул понятие «языкового союза». Различные языки, существуя длительное время бок о бок в известном районе (например, албанский, болгарский, греческий и румынский языки на Балканском полуострове) , могут постепенно сближаться между собой: постоянным контактом, взаимодействием и заимствованиями.

7. От В. Матезиуса идет так называемое «актуальное членение предложений».

Пражский лингвистический кружок

Пражская лингвистическая школа является одним из основных направлений структурной лингвистики; Пражский лингвистический кружок (ПЛК) был создан в 1926 г. и распался в 50-е годы ХХ в. Его членами были не только чешские ученые (В. Матезиус, Б. Трнка, Б. Гавранек, Й. Вахек), но и известные русские языковеды (Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, С.О. Карцевский). Их основная идея – представление о языке как о функциональной системе, то есть как о системе средств выражения, служащей какой-то определенной цели. Представители ПЛК., критикуя Соссюра, отстаивали системность языка не только в синхронии, но и в диахронии. С наибольшей полнотой и последовательностью структурно-функциональная концепция ПЛК была воплощена в исследованиях звуковой стороны языка (был обоснован новый раздел науки о языке – фонология); синтаксиса – учение об актуальном членении предложения.

Читайте также  Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь

Среди других школ структурализма для пражцев было характерно максимально широкое понимание объекта лингвистики. Строго придерживаясь структурного подхода к языку, пражцы стремились изучать его всесторонне, не отказываясь ни от семантики, ни от истории языка, ни даже в значительной степени от внешнелингвистической проблематики. В. Скаличка выделяет три основные проблемы языкознания: 1. Отношение языка к внешнеязыковой действительности. 2. Отношение языка к другим языкам. 3. Отношение языка к его частям. Широкий подход к объекту изучения виден уже в первом программном документе пражцев – «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929). Здесь в первую очередь выдвинуты два основных методологических принципа пражцев: функциональный и структурный. Структурный принцип основывался на идеях Ф. де Соссюра о разграничении языка и речи, синхронии и диахронии, он объединял пражцев с другими направлениями структурализма. Функциональный принцип, во многом восходящий к И.А. Бодуэну де Куртенэ, был специфичен только для пражцев. В «Тезисах» об этом говорится так: «Являясь продуктом человеческой деятельности, язык вместе с тем имеет целевую направленность. Анализ речевой деятельности как средства общения показывает, что наиболее обычной целью говорящего, которая обнаруживается с наибольшей четкостью, является выражение. Поэтому к лингвистическому анализу следует подходить с функциональной точки зрения. С этой точки зрения язык есть система средств выражения, служащая какой-то определенной цели. Ни одно явление в языке не может быть понято без учета системы, к которой этот язык принадлежит».

В «Тезисах» выделяются и основные функции языка. Не только язык, но и речевая деятельность в целом делятся на интеллектуализированную и аффективную. Та и другая прежде всего имеют «социальное назначение (связь с другими)», аффективная речевая деятельность также служит «для выражения эмоции вне связи со слушателем». Речевая деятельность в социальной роли «имеет либо функцию общения, т.е. направлена к означаемому, либо поэтическую функцию, т.е. направлена к самому знаку». Специфический для пражцев компонент классификации – выделение особой поэтической функции. Если для других школ структурализма поэтика, изучение художественной речи находились вне лингвистической проблематики, то пражцы, в частности Р.Якобсон, внесли в эти области значительный вклад. В «Тезисах» указывается, что каждая «функциональная речевая деятельность имеет свою условную систему – язык в собственном смысле»; речь идет об изучении функциональных стилей языка. Такой подход делал возможным считать изучение разговорного, научного или поэтического стиля лингвистической проблемой. Пражцы также много занимались изучением стилей в этом смысле, то есть сосуществующих вариантов языка, используемых в связи с разными функциональными заданиями.

В связи с этим пражцы занимались проблемами литературного языка. В «Тезисах» выделяются особые функции литературных языков по сравнению с другими языковыми образованиями: «Особый характер литературного языка проявляется в той роли, которую он играет, в частности, в выполнении тех высоких требований, которые к нему предъявляются по сравнению с народным языком: литературный язык отражает культурную жизнь и цивилизацию». Результатом функционального подхода к литературным языкам стало развитие особой лингвистической дисциплины – истории литературных языков, сложившейся лишь в чешской и советской лингвистике.

В «Тезисах» нашли отражение также идеи пражцев в отношении истории языка. Члены Пражского кружка, принимая разграничение синхронии и диахронии, безусловно отдавали приоритет синхронному подходу. В отличие от Ф. де Соссюра пражцы исходили из того, что диахрония не менее системна, чем синхрония: «Было бы нелогично полагать, что лингвистические изменения не что иное, как разрушительные удары, случайные и разнородные с точки зрения системы. Лингвистические изменения часто имеют свом объектом систему, ее упрочение, перестройку и т.д. Таким образом, диахроническое изучение не только не исключает понятия системы и функций, но, напротив, без исключения этих понятий является неполным».

В «Тезисах» пражского лингвистического кружка был поставлен ряд проблем, которые затем активно разрабатывались пражцами. Это и структурная фонология, описание систем фонем и фонологических корреляций; морфонология; изучение «морфологического использования фонологических различий»; исследование свойств слова и систем номинации; изучение структуры предложения и многое другое. В том числе была поставлена проблема структурного сравнения языков независимо от их генетических связей. Пражцы наряду с Э.Сепиром возродили лингвистическую типологию. Среди пражцев наибольший вклад в типологию внес В. Скаличка. Не отказываясь от традиционного выделения изолирующего, агглютинирующего, полисинтетического и флективного типов, он указывал на то, что морфологическая структура – не единственное основание для типологии; в частности, он одним из первых проводил сопоставительные исследования фонологических структур разных языков.

Одним из основателей Пражского лингвистического кружка был Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938). Он явился одним из авторов основных положений ПЛК в области фонологии. В центре фонологии находится понятие фонемы, существует два типа фонем: сегментные и суперсегментные. Под сегментной фонемой ученый понимал совокупность («пучок») дифференциальных (фонологически существенных) признаков, свойственных данному звуковому образованию, к суперсегментным фонемам относится фонологическое ударение, различающее слова и морфемы. Выделение дифференциальных признаков Н.С. Трубецкой проводил с помощью метода оппозиций, анализируя которые он обнаружил позиции нейтрализации существенных различий. Наличие этих позиций позволило ученому объединить фонемы, имеющие позиции нейтрализации, в понятие архифонемы. Основной единицы фонологии Н.Трубецкой считал, как и И.А. Бодуэн де Куртенэ, фонему, однако определяется фонема у него несколько иначе. Для ее выделения он ввел фундаментальное и по своему значению выходящее за пределы фонологии понятие оппозиции: «Признак звука может приобрести смыслоразличительную функцию, если он противопоставлен другому признаку, иными словами, если он является членом звуковой оппозиции (звукового противоположения). Звуковые противоположения, которые могут дифференцировать значения двух слов данного языка, мы называем фонологическими…». В книге дается разработанная классификация оппозиций разных типов. Еще одно важнейшее разграничение оппозиций, также выходящее за пределы фонологии, связано с различием постоянных и нейтрализуемых оппозиций. Идеи книги Н.Трубецкого прочно вошли в мировую науку о языке.

Чешский языковед Вилем Матезиус (1882-1945) является самой крупной фигурой в пражской лингвистической школе. Он известен в науке как один из основоположников современных представлений об актуальном членении предложения, однако главной его заслугой является разработка теории «функциональной грамматики». «Функциональной» В. Матезиус называл грамматику, которая исходит из потребностей говорящего.

С 50-х годов начинается второй этап в развитии структурной лингвистики, для которого характерен поворот к изучению плана содержания и к динамическим моделям языка (трансформационный анализ в грамматике, компонентный анализ). Расширение объекта описания и одновременное применение наряду со структурными методами иных приемов исследования привело к тому, что структурная лингвистика, значительно углубив представления об устройстве языка, разработав аппарат строго описания языка, «растворилась» в новых направлениях изучения языка. Структурные методы исследования наряду с другими применяются и в других лингвистических дисциплинах (психолингвистике, социолингвистике), а также и в смежных науках – литературоведении, искусствознании, семиотике и под.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: