Предпринимательство в здравоохранении - ABCD42.RU

Предпринимательство в здравоохранении

Предпринимательская деятельность в здравоохранении.

Помимо средств бюджета и ОМС руководители организаций здравоохранения могут привлечь к финансированию своих учреждений иные источники: средства предприятий и населения за услуги, средства от аренды основных фондов, гранты и др. Привлечение всех этих источников, как правило, является инициативным делом руководителя.

Все внебюджетные средства учреждений, согласно правилам бухгалтерского учета, можно условно разделить на три группы:

· целевые (средства, предназначенные для финансирования определенных мероприятий целевого назначения. К целевым средствам обычно относят гранты, средства, полученные от спонсоров, от отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения);

· от приносящей доходы деятельности (средства от сдачи имущества в аренду, проценты банка по депозитным счетам и т.д.);

· от предпринимательской деятельности (доходы от платных медицинских услуг, дополнительные сервисные услуги, гостиничные услуги и др.).

Каждый из видов деятельности, каждый из этих источников имеет свой правовой статус, правила учета, расходования, налогообложения и т.п. Поэтому очень важно понимать, к какой из перечисленных выше групп относятся средства, дополнительно полученные организацией здравоохранения.

В общепринятом смысле предпринимательской (бизнесом) является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Применительно к здравоохранению оно нуждается в уточнении и дополнении. Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.

Продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (любое изделие медицинского назначения – искусственная почка, набор хирургических инструментов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).

В условиях рыночной экономики предпринимательство в здравоохранении выполняет следующие основные функции:

· общеэкономическую, проявляющуюся в участии организаций здравоохранения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей населения в дополнительных товарах и услугах медицинского назначения;

· ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и не воспроизводимых ресурсов;

· инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном медико-технологическом развитии организаций здравоохранения, в том числе за счет средств предпринимателей;

· социальную, проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан.

В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна также и политическая функция. Активными выразителями политической воли предпринимателей, действующих на рынке товаров и услуг медицинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов.

Основные классификационные признака медицинского предпринимательства:

· форма собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

· вид продукта предпринимательской деятельности;

· численность работников и объем деятельности;

· научно-технический уровень и качество работы;

· темпы роста и прибыльность.

В зависимости от формы собственности различают государственное (оказание медицинских услуг государственными организациями на коммерческой основе), частное и смешанное предпринимательство.

Предпринимательство в системе здравоохранения – это не только производственное (ориентированное на оказание медицинских и сервисных услуг, изготовление лекарственных средств, медико-производственного оборудования, инструментов), но и торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.

Торговое предпринимательство в сфере здравоохранения – это купля-продажа товаров и услуг медицинского назначения. При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев – и на послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. В последнее время многие государственные (муниципальные) организации здравоохранения создают собственные подразделения, занимающиеся торговым предпринимательством.

Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики выделяют обычно в самостоятельный вид, является по сути одним из видов торгового предпринимательства. Организации здравоохранения, непосредственно вкладывающие свои средства в финансово-кредитные учреждения (банки, фондовые биржи и т.д.), становятся субъектами финансового предпринимательства, получая определенную прибыль (дивиденды, проценты по депозитным счетам и т.д.), которая в дальнейшем идет на развитие основного производства.

Страховое предпринимательство – это продажа особой услуги – страховой защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях, зафиксированных в договоре страхования полностью или частично компенсировать застрахованному лицу потери, которые тот может понести в течение срока действия договора. За это страховщик взимает со страхователя определенную страховую плату.

Наиболее распространенными являются следующие виды страхования: жизни, здоровья (медицинское страхование) имущества, страхование профессионального риска и ответственности и т д.

Основу посреднического предпринимательства составляют купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению всех видов предпринимательской деятельности в здравоохранении. Посредниками являются маклеры и дилеры. А инструментом служат рекламные и другие маркетинговые механизмы. Главный фактор посреднического предпринимательства – информация, причем самая разнообразная. Примером посреднического предпринимательства является продажа информации о наличии тех или иных медицинских препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования.

С развитием рыночных отношений в здравоохранении, возрастает потребность в интеллектуальном посредничестве. Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе международных. Сами участники этих проектов в силу разных причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут (или не хотят) проявлять связанную с ними активность и возлагают эту обязанность за определенную плату на квалифицированных посредников. Обычно такими квалифицированными посредниками выступают консалтинговые компании (фирмы).

Консалтинг – профессиональная консультативная помощь руководителям организаций (предприятий), предпринимаемая в решении проблем, возникающих в процессе осуществления их деятельности. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка, по разработке технико-экономических обоснований проектов, проведению маркетинговых исследований и др. Как правило, консалтинг (консалтинговая помощь) осуществляется на платной основе в виде рекомендаций, совместных решений, проектов.

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ГЛАВА 5 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательскойявляется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательством в здравоохраненииследует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и периодически получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.

Предпринимательство в сфере здравоохранения — это не только чисто производственное предпринимательство(ориентированное на оказание медицинских и сервисных услуг, изготовление лекарственных средств, медико-производственного оборудования, инструментов), но и торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.

Торговое предпринимательствов сфере здравоохранения — это купля-продажа товаров медицинского назначения. Для понимания сути торгового предпринимательства особое внимание следует обратить прежде всего на то, что продуктом предпринимательской деятельности здесь является не тот или иной товар (как может показаться на первый взгляд), а услуга, которую продавец оказывает покупателю, помогая ему приобрести этот товар, тогда как сам продаваемый товар будет в этом случае главным фактором предпринимательства.

При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров нужного вида и типа (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев и на послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. Все расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара и в конечном счете оплачиваются покупателем.

Финансовое предпринимательство,которое в силу его особой значимости для рыночной экономики обычно выделяют в самостоятельный вид, является, по сути, всего лишь одним из видов торгового предпринимательства, только объектом купли-продажи здесь выступает конкретный специфический товар — денежные средства (в любом их виде, включая российскую валюту, иностранную валюту и ценные бумаги). К наиболее известным разновидностям предпринимательства в финансовой сфере относится вложение средств или предоставление кредитов для осуществления предпринимательской деятельности. Предприниматель (например, банк или другое финансово-кредитное учреждение, занимающееся предпринимательством в здравоохранении) вкладывает свои денежные средства в те или иные объекты и виды медико-фармацевтической деятельности с целью последующего получения доли прибыли. Предприниматели-кредиторы предоставляют денежные средства в долг приобретателям кредитов (хозяйствующим субъектам рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения) под определенный кредитный процент, из которого образуется предпринимательская прибыль.

Страховое предпринимательство— это продажа особой услуги — страховой защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях, зафиксированных в договоре страхования, полностью или частично компенсировать застрахованному лицу потери, которые тот может понести в течение срока действия договора. За это страховщик взимает со страхователя определенную страховую плату.

Читайте также  Создание естественнонаучной картины мира

Наиболее распространенными являются следующие виды страхования:

• здоровья (медицинское страхование);

• риска и ответственности.

Отметим, что собственно предпринимательским является частное страхование, тогда как государственное страхование выполняет прежде всего социальную функцию и не связано непосредственно с получением прибыли.

Субъекты медико-производственного предпринимательства заинтересованы в совершенствовании и развитии системы страхования здоровья как важнейшего источника финансирования здравоохранения, страхования имущества, используемого в медико-производственной деятельности

(с точки зрения сохранения и укрепления материально-технической базы МПК), страхования профессионального риска и ответственности (как средства социальной защиты врачей и других работников медико-социального комплекса).

Основу экономического механизма страхования составляет теория вероятности. Регулярно собирая страховые взносы с клиентов, страховщик периодически, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующие компенсации всем пострадавшим застрахованным лицам. Решающую роль здесь играют статистические данные и закон больших чисел, с увеличением числа объединяемых рисков размеры страховых взносов страхователей становятся более устойчивыми и определенными. С ростом вероятности наступления страховых событий страховые взносы возрастают.

Наиболее крупные риски между двумя страховыми организациями и более перераспределяются посредством перестрахованияи сострахования.

Основу посреднического предпринимательствасоставляют купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению всех видов предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. Посредниками являются маклеры и дилеры, а инструментом служат рекламные и другие маркетинговые услуги. Главный фактор посреднического предпринимательства — информация,причем самая разнообразная. Как показывает практика, даже, к примеру, при проведении простейших торгово-посреднических операций на рынке лекарственных средств, медицинского оборудования, помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит, а также о том, кому и за сколько это можно продать, посреднику может пригодиться знание специфических особенностей и условий куплипродажи конкретных видов товаров. За такие сведения он желает получить денежное вознаграждение от продавца, а возможно, и от покупателя.

Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести деловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интересов (порой, как известно, противоречивых). Хороший посредник обычно легко ориентируется в вопросах права. Капиталом особого рода считается деловая репутация посредника.

В условиях рыночной экономики медицинское предпринимательство выполняет следующие основные функции:

общеэкономическую,проявляющуюся в участии хозяйствующих субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей в товарах и услугах медицинского назначения;

ресурсную,направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и невоспроизводимых ресурсов;

инновационную,обусловленную потребностью в непрерывном техникотехнологическом развитии медицинских организаций, в том числе за счет средств предпринимателей;

социальную,проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан;

организаторскую,заключающуюся в принятии бизнесменами, собственниками имущества, используемого в медико-производственных целях, самостоятельных эффективных решений в области организации и диверсификации собственного дела.

В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна также и политическая функция.Активными выразителями политической воли предпринимателей, действующих на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов.

В зависимости от формы собственности различают государственное(оказание медицинских услуг государственными учреждениями на коммерческой основе), частноеи смешанное предпринимательство.

Предпринимательская деятельность в здравоохранении имеет такую особенность, что ее продуктом может быть как товар (любое изделие медицинского назначения — искусственная почка, набор хирургических инструментов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).

На начальной стадии формирования рыночных отношений в российском здравоохранении широкое распространение получили теневое предпринимательство(без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий лицензирования), лжепредпринимательство (создание коммерческих организаций не в целях осуществления подлинно предпринимательской деятельности, а для получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или даже использования в качестве прикрытия запрещенной деятельности) и скрытое, частично фиксируемое предпринимательство (осуществляемое с нарушением правил ведения бухгалтерского учета и отчетности).

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими называются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно ГК РФ, к их числу относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, данный список является исчерпывающим.

Некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы и др.

Рассмотрим подробнее коммерческие организации.

Товарищество.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие 2 или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров.

Недостатками данной организационно-правовой формы являются:

а) каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада;

б) действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Организационно-экономические основы предпринимательства в здравоохранении

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сфера здравоохранения

Здравоохранение – это сфера общественных услуг, осуществляемых на базе государственного имущества.

Рыночная экономика предусматривает свободу предпринимательства и использования доходов. Однако, она не обеспечивает производства всего спектра услуг и товаров, в которых нуждается общество. Часть благ являются нерентабельными для частного бизнеса, но социально значимыми. Поэтому они реализуются на основе государственной собственности и управления.

Обеспечение здоровья и безопасности граждан является приоритетной задачей государственной власти. Организация здравоохранения опирается на совокупность мер, включающих следующие аспекты:

  • политические;
  • экономические;
  • социальные;
  • правовые;
  • научные;
  • медицинские;
  • санитарно-гигиенические;
  • противоэпидемические;
  • культурные.

Цель здравоохранения – сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, поддержание качественного уровня жизни, предоставление медицинской помощи. Чтобы достичь этих целей, создаются специальные социальные институты. Здравоохранение удовлетворяет соответствующие потребности разных групп населения, предоставляя платные и бесплатные услуги. Нормальное функционирование системы защиты здоровья опирается на эффективную финансовую структуру, квалифицированный персонал, доступную и надежную информацию, обновленные и комфортные медицинские учреждения.

Здравоохранение оказывает воздействие на качество и уровень жизни населения. Оно является одним из определяющих факторов экономического развития. Здоровая нация более способна к труду, росту производительности, усилению социально-экономического положения страны в целом. Психическое и физическое здоровье дают возможность развивать различные профессии, обучать им, повышать квалификацию и опыт участников трудовых отношений.

Организационно-экономические основы предпринимательства в сфере здравоохранения

Готовые работы на аналогичную тему

Предпринимательство считается преимущественно занятием частного сектора. Однако, оно появляется и в сферах общественного сектора, там, где ранее существовали только государственные предприятия. В России после распада СССР произошли серьезные изменения в социально-экономической сфере. Большая часть государственного имущества была передана в частные руки. Общественная сфера сильно пострадала от нехватки финансирования и снижения качества подготовки кадров. Это привело к тому, что часть спроса осталась неудовлетворенной, поэтому стали появляться частные клиники.

Государственные учреждения здравоохранения также получили право на ведение частной деятельности, но под строгим финансово-экономическим контролем. Их действия жестко ограничены, причем ограничения часто бывают противоречивыми. В тоже время равенство форм собственности дало толчок к развитию частной медицины. Контроль в данной сфере также закреплен за государством. Чтобы оказывать медицинские услуги, необходима лицензия, которая периодически обновляется. Врачи проходят соответствующее обучение и проверки.

Изначально предпринимательство в здравоохранении занимало небольшую долю. Оно считалось незначительным. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Предпринимательство в здравоохранении формирует целые структуры и сети по предоставлению услуг. Оно также ориентировано на регулярное извлечение прибыли, что вызывает некоторый конфликт между сущностью услуги и целью экономической деятельности.

Пути совершенствования предпринимательства в здравоохранении

Частная медицина потребовала пересмотра организационно-правовых форм медучреждений. К ключевым факторам, обуславливающим такую необходимость, относят:

  1. Дополнительные источники финансирования – общее медицинское страхование и дополнительное медицинское страхование.
  2. Введение системы налогового учета и планирования финансов внебюджетных организаций.
  3. Сокращение государственного финансирования.
  4. Недостаточность правовых мер регулирования предпринимательской деятельности в медицинской сфере.

Изначально платные услуги стали оказываться на базе государственных учреждений. Руководитель дает разрешение на оказание таких услуг. Ценовая политика предприятия также регулируется государственными тарифами. Расходы и доходы учитываются на счетах Федерального казначейства, то есть проходят по бюджетному счету. Российское законодательство не предусматривает льготы для услуг социальной сферы, поэтому налогообложение идет по общему принципу.

Особенность сферы здравоохранения заключается в том, что с одной стороны она жестко регламентируется государством, а с другой предприятия оказываются предоставлены сами себе. Им приходится справляться с влиянием рынка в одиночку, что не дает им возможности справиться с высокой конкуренцией. Поэтому назрела необходимость пересмотра организации деятельности учреждений здравоохранения. Наиболее характерным для этой сферы является индивидуальной предпринимательство, особенно предоставление услуг стоматологии. Также распространение получили предприятия, где государство имеет 25% уставного капитала.

Повышение эффективности предпринимательства в сфере здравоохранения зависит от создания льготных условий участникам данного рынка услуг, установление упрощенного порядка регистрации субъекта малого предпринимательства, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов, организация подготовки и повышения квалификации кадров.

Читайте также  Туристична інфраструктура Києва

Организационно-правовая форма работы учреждения здравоохранения зависит от результатов аналитической работы по сопоставлению слабых и сильных сторон каждой формы юридического лица. Прежде всего, разрабатывается внутренняя схема управления организацией, и уже после этого выбирается наиболее подходящая форма организации. Предприятие здравоохранения может действовать по принципу децентрализации, саморегулирования, аккредитации или лицензирования, межсекторального взаимодействия.

Законодательные основы предпринимательской деятельности в здравоохранении

1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в здравоохранении.

2. Защита прав и интересов предпринимателей.

Частная медицинская деятельность — это предпринимательская деятельность, по оказанию медицинских услуг пациентам, осуществляемая физическими лицами, а так же юридическим лицами за исключением государственных, муниципальных, унитарных, предприятий, и учреждений.

Субъекты частной медицинской деятельности — это частные медицинские организации, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности. В числе учреждений, которых нет государственных и муниципальных органов, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие частную медицинскую деятельность.

Специалисты, занятые в сфере частной медицинской деятельности — это граждане, имеющие высшее или среднее медицинское образование, самостоятельно осуществляющие частную медицинскую деятельность, а также граждане, работающие по трудовому договору у лиц, осуществляющих частную медицинскую деятельность.

Виды медицинских услуг в сфере частной медицинской деятельности:

Субъекты частной медицинской деятельности имеют право:

1) оказывать любые медицинские услуги в соответствии с указанными в лицензии видами медицинской деятельности, за исключением:

а) изъятия органов или тканей живого человека или трупа,

в целях трансплантации;

б) заготовки крови и ее компонентов;

в) искусственного прерывания беременности с 12 недельного срока;

г) биомедицинских исследований с привлечением человека в качестве объекта; д) лечение особо опасных инфекционных заболеваний;

2) проводить экспертизу временной нетрудоспособности и иные виды медицинской экспертизы, за исключением:

а) врачебной экспертизы жизнеспособности;

б) судебно — медицинской;

в) судебно — психиатрической;

г) военно — врачебной;

д) освидетельствование лиц желающих стать усыновителями, опекунами или приемными родителями.

Права и обязанности субъектов частной медицинской деятельности:

Субъекты частной медицинской деятельности имеют право:

получать от пациента необходимые сведения о состоянии его здоровья, результатах лечения проведенного другими лицами осуществляемыми медицинскую деятельность;

запрашивать согласие пациента о сведениях у других лиц проводивших его обследование и лечение;

выдавать листки временной нетрудоспособности, медицинскую справку о рождении и смерти и иные медицинские документы;

пользоваться бланками медицинских документов строгой отчетности, государственного образца.

Создавать профессиональные объединения или входить в их состав;

Нанимать работников для обеспечения своей профессиональной деятельности, на условиях трудового или гражданско — правового договора.

Субъекты частной медицинской деятельности обязаны:

руководствоваться только медицинскими показаниями и профессиональным долгом;

осуществлять только указанные в лицензии виды медицинской деятельности;

бесплатно оказывать гражданам медицинскую помощь, при состояниях угрожающих их жизни, в независимости от наличия или отсутствия договора;

оказывать пациентам медицинские услуги в соответствии с условиями договора, на оказание медицинских услуг;

принимать меры к обеспечению непрерывности оказания медицинских услуг пациентам в случае если, такой перерыв может повлечь ухудшение состояния здоровья пациента;

своевременно направлять пациента на стационарное лечение;

хранить врачебную тайну;

соблюдать нормы профессиональной медицинской этики;

предоставлять пациенту в доступной для него форме информацию о характере имеющихся у него заболеваниях, целях, методах, и продолжительности лечения, объемах и стоимости предоставляемых услуг, а также возможном риске и ожидаемых результатах лечения;

обеспечивать пациентам в случае своего временного отсутствия преемственность оказания медицинской помощи.

Ответственность субъектов частной медицинской деятельности

Субъекты частной медицинской деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством, в том случае за:

1) отказ в медицинской помощи гражданам при состояниях угрожающих их жизни;

2) вред причиненный жизни или здоровью пациента при оказании медицинских услуг;

3) не исполнение или ненадлежащем исполнение условий заключенных ими договоров на оказание медицинских услуг;

4) нарушение требований оформления и ведения медицинской документации, недостоверность и неполноту статистической и иной отчетности;

5) несоблюдение лицензионных требований и условий.

Контроль в сфере частной медицинской деятельности

Контроль в сфере частной медицинской деятельности в соответствии с законодательством осуществляют:

1) Министерство здравоохранения и социальной защиты ПМР.

2) Ассоциацией или обществами защиты прав потребителей.

3) Профессиональные союзы и другие ассоциации медицинских работников.

4) Муниципальные органы власти.

5) Другие органы в пределах своей компетенции.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Закрепленное в комментируемой статье Конституции право на занятие экономической деятельностью в сочетании с правом частной собственности (статья 4 Конституции) выступают как правовая база рыночной экономики, исключающей монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Конституция особо выделяет предпринимательскую деятельность, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса ПМР).

Государственные органы в праве требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Кроме того, ст. 10 Гражданского кодекса устанавливает некоторые ограничения, а именно:

а) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах;

б) не допускается использование Гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Предпринимательская и иная экономическая деятельность регламентируется:

Гражданским кодексом, отдельные виды деятельности регулируются Законами Приднестровской Молдавской Республики от 27 января 2000 года «Об издательской деятельности», от 22 июля 1999 года «О внешнеэкономической деятельности», от 17 мая 1999 года «О рекламе», от 23 февраля 1999 года «О развитии малого предпринимательства», от 8 августа 1995года «Об акционерных обществах», от 18 апреля 1995 года, «О фармацевтической деятельности», от 23 ноября 1994 года «О страховании в Приднестровской Молдавской Республике», от 1 декабря 1993 года «О банках и банковской деятельности а Приднестровской Молдавской Республике».

За незаконное занятие предпринимательской деятельностью предусмотрена уголовная ответственность (статья 164 Уголовного кодекса).

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая Декларация прав человека Генеральной Ассамблеи ООН от 1948 г.

Акулов В. Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования // Мир медицины. — 1997.— № 6.

Алексеев С. С. Введение в юридическую специальность. — М., 1976.

Алексеев С. С. Общая теория права. — Т. 2. — М., 1982.

Беседкина Н. И., Дмитриев Ю. А., Иваева Э. А., Шленева Е. В. Медицинское

право: учебное пособие. — М., 2006.

Богуславский М. М. Международное частное право. — М. : Международные

Борзенков Г. Н., Бородин С. В., Кузнецова Н. Ф. Новое уголовное право России : учебное пособие. — СПб., 1996.

Гелин К. Опыт гражданской медицинской полиции, примененный к законам

Российской империи. — Т. 1. — Вильна : Типография А. Марциновского 1842 г.

Герасименко Н. Ф. Очерки становления Российского законодательства в области охраны здоровья граждан. — М. : Гэотар_медиа, 2001. — 352 с.

Герасименко Н. Ф., Григорьев Ю. И., Григорьев И. Ю., Александрова О. Ю. Практика разрешения конфликтов между субъектами медицинского права. — М.: ММХА, 2005.

Гладун З. С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования новой теоретической модели // Государство и право. — № 2. —1994.

Гладун З. С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования

новой теоретической модели // Государство и право. — № 2. — 1994.

Голубева А. П. Проблемы организации экспертной деятельности по оценке качества медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях // Здравоохранение. — № 1. — 1998.

Емельянов С. А. Право: определение понятия. — М., 1992. — С. 3—4.

Зильбер А. П. Трактат об эвтаназии. — Петрозаводск, 1998.

Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. — М., 1978.

Иванюшкин А. Я., Дубова Е. А. Эвтаназия: проблемы, суждения, поиск альтернативы. — Вестник АМН СССР, 1988. — № 6.

Караваева Е. И. Законодательство Российской Федерации о здравоохранении: История, современное состояние, тенденции развития / Сибирский юридический вестник. — 2004. — № 2.

Комментарий к Конституции РФ. — М., 1994.

Комментарий части второй Гражданского кодекса / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, Е. А. Суханов [и др.]. — М. : ФПК, 1996. — 448 с.

Кузьменко В. Г., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. — М., 1994.

Лакунин К. Ю., Чавпецов В. Ф., Карачевцева М. А., Михайлов С. М. Экспертиза качества медицинской помощи как механизм управления сельским здравоохранением // Здравоохранение. — 2000. — № 7/46.

Особенности юридической ответственности в медицине. Экспертный контроль за медицинской деятельностью. — СПб. : ЛИО Редактор, 2000.

Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

Раздел 2. ЭКОНОМИКА ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

ТЕМА 4. ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

4.1. Формирование предпринимательской среды в здравоохранении

Как и во многих других отраслях социально-культурной сферы, возможности предпринимательства в здравоохранении существенно ограничены.

Читайте также  Оперативное планирование грузовых и пассажирских автомобильных перевозок

Критерии эффективности коммерческого лечебно-профилактического учреждения не всегда соответствуют критериям общественной эффективности. Так, в западной практике частные коммерческие учреждения здравоохранения не берутся за профилактику заболеваний, медико-социальную помощь на дому, избегают принимать социально неблагополучные категории населения, склонны делать более дорогие процедуры. Предпринимательские структуры способны деформировать общественные приоритеты с выгодой для себя. В отечественной практике демонстрация высокой рентабельности МНТК «Микрохирургия глаза» деформировала приоритеты в офтальмологии и медицине в целом. Поэтому некоммерческий и государственный сектор в совокупности играют в здравоохранении основную роль. Несмотря на низкую долю государственной собственности коммерческий сектор в развитых странах мира также невелик. В США на долю коммерческих больниц приходится менее 10% коечного фонда.

Тем не менее в настоящее время в России масштабы огосударствления в сфере здравоохранения чрезмерны. В большинстве развитых стран в стационарной медицинской помощи государственная собственность составляет 10-15% коечного фонда. Лишь в Великобритании 90% больниц – государственные. Основная часть больниц является некоммерческими организациями. А основой амбулаторной медицинской помощи в развитых странах мира является частная практика. Главное направление реорганизации этой сферы в России – ограничение властных полномочий органов государственного управления, превращение их в покупателей медицинской помощи. Основа будущей организации – договорные отношения между финансирующей стороной и учреждением здравоохранения.

Формирование предпринимательской среды является актуальной задачей здравоохранения. Основные средства ее решения – разгосударствление и приватизация учреждений здравоохранения. Разгосударствление — смена субъекта управления имуществом в рамках государственной собственности, передача права управления трудовому коллективу. Первый шаг в раскрепощении трудовых коллективов — арендные отношения. Приватизация — передача имущества в неограниченное достояние нового независимого собственника. Приватизация расширяет возможности выбора лечебно — профилактического учреждения и врача, снижает нагрузку на госбюджет. Условие разгосударствления — высокий уровень управления учреждением здравоохранения, обеспечивающий его финансовую устойчивость и способность выполнять уставные требования и обязательства по договорам. Условие приватизации — доступность медицинской помощи для всех нуждающихся независимо от их платежеспособности.

Степень автономии частной практики и приватизированного лечебно-профилактического учреждения, масштабы и формы выполнения им обязательств в общественном секторе здравоохранения представляют сложную проблему. Нужны социально приемлемые формы приватизации с фиксацией уровня общественных обязательств учреждения здравоохранения. Частнопрактикующие врачи могут работать по контрактам с органами общественного здравоохранения и получать средства из госбюджета или фондов социального страхования. Требуется обеспечить равновыгодность для врачей платных и бесплатных услуг.

Приватизация не может распространяться на учреждения: — оказывающие медицинскую помощь на монопольной основе в силу низкой транспортной доступности иных учреждений лечения или уникальности предоставляемых услуг;

— хорошо оснащенные и укомплектованные лучшими кадрами;
— оказывающие медицинскую помощь с ярко выраженным внешним эффектом или характеристиками коллективного блага: инфекционные и противоэпидемические службы (санэпидемстанции, психиатрические больницы), диспансеры (кожно-венерологический, противотуберкулезный, наркологический), санатории для долечивания больных;
— специализирующиеся на оказании экстренной медицинской помощи;
— имеющие значительные обязательства по подготовке и переподготовке кадров;
— ориентирующиеся преимущественно на оказание профилактических услуг, раннее выявление заболеваний.

Сектор первоочередной приватизации в здравоохранении включает:

— предприятия фармацевтической промышленности;
— производителей медицинской техники, инструментов, предприятия по их ремонту и эксплуатации;
— торгово-сбытовую сеть — аптеки, аптечные магазины, киоски и базы (при покрытии части расходов населения из общественных средств);
— хозрасчетные платные поликлиники, долгое время действовавшие по законам коммерции, но бесплатно пользовавшиеся государственной собственностью;
— бюджетные больницы с устойчивым недоиспользованием коечного фонда (на уровне 50-60%), если невозможно поднять эффективность их работы при бюджетном финансировании;
— специализированные центры, выполняющие функции служб вспомогательных услуг в стационарах (стирка белья, приготовление пищи, уборка помещений).

Новые коммерческие учреждения должны опираться на собственную материальную базу. Помимо освоенных направлений целесообразно создавать коммерческие дома сестринского ухода, хосписы, диагностические центры, подвижные медицинские лаборатории, хирургические амбулатории. Заслуживает поощрения создание небольших коммерческих больниц, частных санаториев, психолечебниц, центров реабилитации.

Коммерческие структуры могут принимать обязательства по лечению определенного числа пациентов, направляемых государственными лечебно-профилактическими учреждениями в обмен на возможность аренды помещений и оборудования. В свою очередь пациенты платных учреждений могут получать доступ к стационарному лечению, консультациям и обследованиям в государственном лечебном учреждению за плату. Государственные больницы могли бы выделять квоту больничных мест в процентах к их общему числу для платного лечения пациентов коммерческих учреждений. Это позволит государственным стационарам переложить на коммерческие структуры часть своей нагрузки. Коммерческий сектор должен пользоваться правами на выдачу больничных листов и на направление пациента в государственную больницу для госпитализации.

В настоящее время наиболее распространенная практика деятельности учреждений здравоохранения, получивших ограниченную самостоятельность, — создание подразделений для оказания платной медицинской помощи. Граница между платной и бесплатной помощью устанавливается произвольно. Свертывание общественных обязательств приобретает нерегулируемый характер. Нарушается равновыгодность разных видов услуг.

Предлагается ввести элементы платности по основным услугам. При этом определенный процент каждой процедуры покрывается пациентом или представляющей его интересы частной страховой компанией, а бесплатная часть — по линии обязательного медицинского страхования. Размер личных доплат целесообразно дифференцировать в зависимости от трудоемкости и приоритетности медицинской помощи. С этой целью:

— ввести шкалу уменьшающихся доплат за каждый последующий визит пациента;
— социально неблагополучные категории населения освободить от доплат или уменьшить их размер.

Такая форма платности обеспечивает равновыгодность услуг и является стимулом для более внимательного отношения врачей к пациентам. Для пациентов доплаты создают экономические стимулы к здоровому образу жизни.

Перспективная форма организации учреждения здравоохранения — некоммерческое учреждение. Оно работает по договорам с органами местной власти, самостоятельно определяет основные параметры своей деятельности. Органы государственного управления не несут жестких обязательств по их содержанию. Их финансирование осуществляется в форме субсидий, предоставляемых на основе анализа показателей работы. Некоммерческое учреждение сочетает лучшие черты государственной и частной собственности. Принцип доступности услуг здесь сочетается с экономическим интересом. Право на статус самоуправляющейся некоммерческой организации следует предоставлять крупным стационарам, доказавшим свою высокую эффективность и социальную ответственность.

Возможна следующая модель некоммерческой самоуправляющейся больницы. Собственность остается государственной, но право владения переходит независимому держателю государственных фондов — попечительскому совету, представляющему интересы разных сторон (в составе представителей органов местной власти, страховых организаций, медиков, меценатов и т.д.). Собственность больницы не выкупается. Государство предоставляет ей кредит, равный текущей стоимости ее имущества, под уплату процента. Условием передачи государственной собственности попечительскому совету является выполнение установленного объема работ. Больница выполняет услуги по договору с местными органами и получает за это государственные фонды. Остальные средства получают на основе договорных цен за оказание платных услуг. Уставом закрепляется профиль деятельности, виды работ по договорам с органами государственного управления, масштабы коммерческой деятельности. Финансирование осуществляется по числу и структуре пролеченных больных, а также на программно-целевой основе (на научные исследования, подготовку кадров и т.д.). Фонд оплаты труда определяется долей бесплатных услуг. Самоуправляющиеся больницы контролируются государством и общественными организациями. Организуются контрольные посещения больниц и опросы населения. Больницы предоставляют сведения о результатах своей деятельности. Учредителями такой больницы выступает местная администрация, предприятия, ассоциации, благотворительные организации, церковь. Попечительский совет определяет приоритеты развития учреждения, не допуская чрезмерной коммерциализации.

Среди мер по разгосударствлению в здравоохранении предлагается также модель индивидуальной и групповой практики. Статус некоммерческой организации могут приобретать выделившиеся из состава поликлиник независимые групповые практики или индивидуальные врачебные практики. Сохраняя обязательства по бесплатному лечению пациентов, они взамен могут освобождаться от налогов. Врач или бригада выделяются из состава поликлиники на правах арендаторов с правом выкупа арендованного имущества. Заключаются договоры с поликлиникой и с финансирующим органом государственного управления или страховой организацией. Врачи и бригады мо-гут выделяться на условиях аренды жилья для ведения врачебной практики. Нормативы оплаты и цены на услуги устанавливаются соглашением между финансирующей стороной и территориальной ассоциацией врачей. Врачи сами набирают сестринский и вспомогательный персонал, определяют оплату его труда. Такая модель экономически раскрепощает врача и формирует конкурентную среду.

Создание групповых и индивидуальных врачебных практик меняет роль поликлиники. Она превращается в диагностический, консультационный и обслуживающий центр, выполняющий функции, непосильные врачам-арендаторам.

Для поддержки предпринимательства нужна особая рыночная инфраструктура отрасли: система контроля качества медицинской помощи, информационная база, система аккредитации лечебно-профилактических учреждений, лицензирование и сертификация врачей, биржи медицинской техники, ассоциации пациентов и врачей, больниц.

Таким образом, развитие предпринимательства в здравоохранении не означает коммерциализацию отрасли. Новая система экономических отношений в здравоохранении находится в процессе становления и еще долго будет отрабатываться в процессе проб и ошибок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: