Представления восточных славян о воспитании - ABCD42.RU

Представления восточных славян о воспитании

Воспитание у восточных славян

Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания.

Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), вследствие частых набегов кочевых племен, в результате довольно сурового климата у восточных славян сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, в которую входили несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины — в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Людей объединяла так называемая круговая порука. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, породил нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие человека – повседневный труд земледельца и что его первейшая обязанность — охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей.

Таким образом, посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины. Каждый ее член приучался подчиняться отцу, главе рода, общины, племени, нести ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников была естественной сутью духовного развития и воспитания.

Восточные славяне отличались определенным характером, поведением, мироощущением, сложившимися под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству Прокопия Кесарийского (VI в.), других источников, «славам» были присущи вера в высшее божество и магию, добронравие, воинское умение. Византиец Маврикий говорил и о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закаленность («легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в пище»).

В воспитании детей и подростков у восточных славян было много сходного. Вместе с тем у различных социальных групп проявлялись и свои особенности.

Детей воспитывали в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» (3-6-летнее дитя), «чадо»(7-12-летний ребенок), «отрок» (подросток 12-15 лет).

До 3-4 лет мальчики и девочки находились преимущественно под опекой матери. В славянских языках слова «родить» и «воспитывать» произошли от одного корня, что подтверждает важнейшую роль матери в воспитании младенца. «Какова матка, таковы и детки», — гласит древняя поговорка. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матерым», т. е. воспитанным матерью.

В 3-4 года дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу, помогали старшим и прежде всего матери. Детей знати часто отдавали до 7-8-летнего возраста в другую семью. Такой обычай именовался «кормильством» или «кумовством». «Кума да кум наставляют на ум», — говорит об этом обычае древняя поговорка. Обычай был пережитком первобытнообщинного воспитания и объективно являлся способом поддержания распадающейся целостности рода.

С 7 лет ребенок переходил в возраст отрока, длившийся до 14-15 лет. Девочки по истечении отрочества оставались под присмотром матери, приучаясь к ведению домашнего хозяйства, а мальчики-подростки попадали под опеку отца. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах. В семье ремесленника овладевали ремеслом. Дети дружинников учились ратному искусству; с 12-летнего возраста они жили в особых домах — гридницах, где овладевали военным искусством.

В дохристианской Руси педагогические воззрения были тесно связаны с языческими анимистическими представлениями о природе. В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия . Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где совершала обряд с такими словами: «Умываю я своего дитятко в чистое личико, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечою обручальною его осанку соболиную. его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего. «

Воспитание детей и подростков у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Оно было процессом включения в определенные виды деятельности. Особую роль играли издревле сложившиеся ритуалы, прежде всего инициации. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать общественно-важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр.

Особую роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. Важной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни, труда. Участие в обрядах позволяло, например, усваивать навыки охоты. Так, зоофические пляски отражали повадки животного и приемы охоты (отголоски обряда — праздники с ряжеными, вождение медведя по деревням — сохранились до XX в.).

Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно посредством различных пословиц, поговорок. В них сформулированы важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, занятия хлебопашеством, бортничеством. Приведем примеры таких пословиц и афоризмов: «Держись за соху: она кормилица»; «Не трогай пчелы — будешь плакать»; «Работа да руки — надежные в людях поруки»; «Добро творить — себя веселить» и др.

Огромное влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», где, по сути, кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия.

Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: «Месяц красен — к дождю»; «Во время дождя — подальше от дуба»; «Кукушка закуковала — пора лен сеять»; «Овес сей, когда береза распускается» и др.

Глава 4. Представления восточных славян о воспитании

1. Общий взгляд

До принятия христианства культура восточных славян имела многовековую историю. В их представлениях о природе проявились образность, фантазия, священные отношения с окружающим сонмом богов и мифологических существ. Славяне не видели вокруг себя изначального зла, воспринимали мир как дар жизни во всей ее сложности. Едва ли не главным подходом в древних культуре и воспитании славян оказалось эстетизированное отношение к природе (Матушке-земле), которую следовало покорить и направить на пользу людям.

С VI в. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родо-племенной традиции в воспитании произошли существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных изменений. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.

У основных социальных групп — земледельцев, ремесленников, знати с дружинниками и языческих жрецов — подходы к воспитанию все более различались. Наряду с едиными традициями (инициации, к примеру) у соплеменников усиливаются различия в представлениях о воспитании в зависимости от общественной принадлежности. У рядовых общинников и ремесленников ведущим педагогическим идеалом оставалось воспитание в труде как высшая социальная и нравственная ценность. В ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества. Для знатной прослойки особую важность представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной; для жрецов — умственное воспитание и культовые знания, включавшие, в частности, владение пиктографической праписьменностью («черты» и«резы»).

Носителями подобных идеалов являлись персонажи эпоса и сказок. Они олицетворяли героев из воинской, крестьянской и ремесленной среды. Будучи образцами трудолюбия и профессионального умения, они были идеальными портретами вождей и воинов, мудрых старцев — хранителей языческих культов, которым подвластна «хитрая наука» общения с богами, перевоплощения в зверей, предсказания судеб.

Представления восточных славян о воспитании соответствовали общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), из-за частых набегов кочевых племен, при довольно суровом климате сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, куда входило несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины — в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Людей объединяла круговая порука. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие — повседневный труд земледельца и что первейшая обязанность человека — охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей. Таким образом, посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины, каждый член которой приучался подчиняться отцу, главе рода, общины, племени, брать на себя ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников сделалась естественной сутью духовного развития и воспитания.

Восточные славяне отличались определенным характером поведения, мироощущением, сложившимися под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству византийских и других источников (VI в.), «славам» были присущи вера в высшие божества и магию, добронравие, воинское умение. Говорилось также о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закалка (легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в пище). Жизнеутверждающий настрой героев древних былин прекрасно передает характерную склонность славян к юмору и смеху.

У восточных славян сложились важные общие подходы к воспитанию, представления о добре и зле, правде и лжи, силе и слабости и т.д. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои мифов, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» (3-6-летнее дитя), «чадо» (7-12-летний ребенок), «отрок» (подросток 12-15 лет).

Читайте также  Родной город Ялта

Представления восточных славян о воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

Ставя перед собой цель, изучить, что именно представляли славяне о воспитании, мне пришлось углубиться в эту тему и начать исследование с далёкого прошлого. Я захотела разобраться в многообразии исторических мнений и оценок.
Актуальностью данной темы является то, что восточные славяне оставили нам величайшее духовное наследие. В своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях. А ведь именно в этих обычаях коренится наше мировоззрение. Следовательно, чтобы лучше понять все происходящее сейчас, необходимо изучить и проанализировать наше прошлое.

Содержание

Введение 3
1.Генезис восточных славян и влияние территорий на их образ жизни 5
2.Особенности воспитания детей у восточных славян 8
3.Влияние обрядов, языческих верований и народной педагогики на воспитание 10
4.Влияние христианства на воспитание 15
Заключение 19
Список литературы 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат Представления восточных славян о воспитании.docx

1.Генезис восточных славян и влияние территорий на их образ жизни 5

2.Особенности воспитания детей у восточных славян 8

3.Влияние обрядов, языческих верований и народной педагогики на воспитание 10

4.Влияние христианства на воспитание 15

Список литературы 21

Я выбрала тему «Представления восточных славян о воспитании», хотя понимаю, что их история, быт и верования окончательно ещё не выяснены историками. Также многие аспекты их жизни не установлены.

Все сведения о древних славянах извлечены из исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. Ранняя история восточных славян загадочна и таинственна.

Ставя перед собой цель, изучить, что именно представляли славяне о воспитании, мне пришлось углубиться в эту тему и начать исследование с далёкого прошлого. Я захотела разобраться в многообразии исторических мнений и оценок.

Актуальностью данной темы является то, что восточные славяне оставили нам величайшее духовное наследие. В своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях. А ведь именно в этих обычаях коренится наше мировоззрение. Следовательно, чтобы лучше понять все происходящее сейчас, необходимо изучить и проанализировать наше прошлое.

Нужно выяснить следующие проблемы:

— сформировалась ли на Руси специфическая воспитательно–образовательная культура, и чем она отличалась от западноевропейской;

— соответствует ли устойчивая вера в существование верховного существа и обостренное чувство общности и справедливости;

— их вера в магию;

— мужество и добронравие;

— включались ли дети в различные виды деятельности;

— было ли различие между воспитанием девочек и мальчиков;

— имело ли различие воспитания и обучения в каждом из слоёв общества;

— были ли у славян идеалы, на которые они ровнялись;

— какова роль родителей, в особенности влияние матери;

— сильно ли повлияло принятие христианства на духовный облик славян.

1.Генезис восточных славян и влияние территорий на их образ жизни

По вопросу о происхождении восточных славян существует много различных представлений. Авторы первого русского печатного учебника по истории «Синопсиса» проводят четкое разделение между славянами и руссами. Руссы более древний народ, их корни из Месопотамии, они происходят от библейских героев. Постепенно руссы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент руссы составляли большинство её населения. Славяне, по мнению авторов, менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов.

Академик А.А.Шахматов, чье мнение поддерживает также Н.Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат. Б.А. Рыбаков отстаивает свою точку зрения расселения славян. В Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. В период неолита и бронзового веков, эти племена стали расселяться, между ними ослабевала связь и тем самым начали появляться незначительные особенности в языке, создались иные языковые группы. Не смотря на данные изменения, разделения славян по языку на западных и восточных ещё не было. По мнению Б.А.Рыбакова о предках славян говорит Геродот, он называет их «сколотами» или «борисфенитами». Эти факты подтверждают, что проблема происхождения славян является очень сложной, существует масса спорных вопросов, которые до сих пор исследуют историки и лингвисты, а также археологи [7, 78].

Cам термин «славяне» до сих пор удовлетворительно не объяснен. Но, очевидно, что данный термин возник не сразу и неспроста стал общеупотребительным. Углубляясь в древнейший генезис, восточные славяне возникли в результате слияния праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.

Первые упоминания о венедах, именно так называли ранние источники праславян, появились тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика (сейчас Венгрия и Австрия). Но эти упоминания были смутными, так как римские и греческие писатели не могли точно определить, относятся ли венеды к германцам или сарматам, хотя по им нравам, обычаям и быту, большее отношение они имели к германцам. Венеды в то время занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. Следующие источники, относящиеся ко 2 веку нашей эры, позволяют расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря. На протяжении второго века славяне оттеснили некоторую часть других этносов, таких как германцев и аборигенов Прикарпатья.

Восточные славяне расселялись главным образом вдоль рек, вокруг озер. В среднем течении Днепра, в бассейне Днестра, между Припятью и Западной Двиной, в бассейне Верхней Оки, Западной Двины, по р. Сож, в районе Чудского и Ильменского озёр.

По описанию древних историков славяне были стройными, высокого роста, с русыми волосами. Всегда выделялась их сила, выносливость и смелость. Поэтому сражались они часто в простых рубаках, без кольчуг и доспехов, в основном мечом и доспехами. До нас дошли былины, в которых воспевались их мужество и терпение. Умирая под пытками, они никогда не выдавали своих союзников и терпели издевательства и побои без жалоб, мольбы и стонов. Но по своей сути славяне никогда не были воинствующими. Они старались вести мирный образ жизни, пахали землю, пасли скот, занимались земледелием. Жили чаще в деревянных рубленых избах и ели простую, неприхотливую пищу. Отличались радушием и гостеприимством. Славяне никогда не запирали двери, а на стол всегда выставляли еду на случай, если в дом забредёт какой-нибудь заплутавший голодный путник [8,98].

Славянские женщины славились красотой и преданностью. Они носили длинные светлые одежды, которые сами украшали шитьём и бисером. славяне любили старинные предания, пляски и хороводы. Они не терпели над собой насилия и всегда ценили свободу. Они сами выбирали на общем сходе верховных правителей, которые зарекомендовали себя честными, справедливыми, защищающими сирот, стариков и немощных.

Что касается государства, то оно возникло как племенное объединение, в котором власть князя изначально не располагала административными или военными полномочиями. В течение некоторого времени в раннефеодальном государстве сохранялись пережитки родового строя — элементы военной демократии, вече и кровно родовая месть. Образование государства у восточных славян связано с ростом производительных сил, тем самым развития и совершенствования земледелия. Рост земледелия дал возможность накапливать излишки продуктов.

Родоплеменная знать, которая выделилась в 8-9 веках, обладала значительными привилегиями. Также в её руках находилась передаваемая по наследству власть. Отдельные союзы племен все чаще упоминаются как княжества. Князь обладал вооруженными отрядами (дружинами) и стремился подчинить себе всех жителей своего и соседних княжеств, обложить их данью. Захваченная у общинников земля становилась собственностью князя, дружинников, племенной знати. Пленные были вынуждены работать на этих землях или получали участки этой земли в личное пользование. За пользование землей общинники-смерды должны были отдавать владельцу земли (феодалу) часть урожая. Тем самым важное значение приобретала охрана имущества, земель и власти феодалов от притесняемых смердов и от внешних врагов. Феодал нуждался в вооружённой защите своего имущества и был зависим от князя, который должен был оградить его интересы от посягательства смердов и внешних нападений. Из этого и последовало возникновение специальной формы защиты богатств и власти феодалов, а также уменьшение и сведения до нуля эксплуатации. Образование древнерусского государства представляло собой объективное завершение процесса складывания феодальных отношений и господствующего класса этого общества [4, 56].

2.Особенности воспитания детей у восточных славян

Восточные славяне создали оригинальную систему воспитания, опиравшуюся на древнейшие традиции. Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Основной ячейкой общества была семья, в которую входили несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины — в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни.

На протяжении всей жизни детям и подросткам от поколения к поколению передавались нравственные ценности, в которых и состояла сущность воспитания. Как и в современных семьях, старшие учили младших повседневному труду, объясняли и на своём примере доказывали им, что повседневный труд земледельца – первейшая обязанность всех членов семьи и что охрана этого труда должна стать главной обязанностью каждого. восточных славяне одной из важнейших целей воспитания считали передачу подрастающему поколению своих обычаев, традиций, обрядов, религии. Особой чертой являлась подготовка мужественного воина — защитника своей земли.

С раннего детства детям прививалась идея пожертвовать собой и своей жизнью во имя сохранения общины, племени. Во главе семьи стоял отец, глава рода. Каждый член воспитывался в подчинении отцу. Такое подчинение и в то же время покровительство со стороны отца и членов семьи было сутью воспитания и духовного развития поколения [6, 90].

Читайте также  Основные свойства строительных материалов

С давних времён в славянских сказках отображалась идея борьбы добра со злом, в которых добро всегда побеждало зло. На примере героев этих сказок и былин детям прививалась идея добра и предостережение от злых поступков.

Немаловажную роль в воспитании младших детей отводилось роли матери. Под её опекой дети спокойно росли и развивались, впитывая с молоком матери красоту родной земли, любви и благородства. Взрослого человека называли «матёрым», это означало, что он воспитан матерью. Мать приучала на своём личном примере детей к труду, так как они помогали ей в посильной работе по дому и по хозяйству. Под присмотром матери чаще всего оставались девочки до 14 лет. А мальчики-подростки попадали под опеку отцу. В зависимости от того, чем занимались семьи и общины, тому и обучались их дети. Там, где занимались земледелием, дети также помогали в земледельческих работах. В семьях ремесленников, дети овладевали определённым ремеслом. Также отбирались физически выносливые мальчики с двенадцатилетнего возраста для обучения ратному искусству. Они жили в особых домах-гридницах, где их учили военному мастерству [9, 87].

Представления восточных славян о воспитании

Тема: Представления восточных славян о воспитании

План:

  1. Общий взгляд
  2. Народная педагогика восточных славян

Литература:

  1. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. М.,1987
  2. Зеньковский В.В. Педагогика. М.,1996
  3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993
  4. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960
  5. История воспитания и образования в России XVII века. Хрестоматия. М.,1992
  6. Йегер В. Пайдея. Воспитание античного грека. Пер. с нем. М.,1997
  7. Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.,1981
  8. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М.,1994
  9. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России. М.,1998
  10. Ленин И.В. О воспитании и образовании. В 2т. М.,1980
  11. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в древнем мире и средневековой России. Орехово-Зуево. 1992
  12. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.,1979
  13. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М.,1980
  14. Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М.,1996
  15. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч.1. М.,1992
  16. Герцен А.И. Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М.,1990
  17. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999
  18. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М.,2000
  19. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.,1998
  20. Зеньковский В.В. Педагогика. М.,1996
  21. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.,1991
  22. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.,1976
  23. Малькова З.А. школа и педагогика за рубежом. М.,1983
  24. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.,1985
  25. Очерки истории школы и педагогики древнего и средневекового Востока. М.,1988

1. Общий взгляд

До принятия христианства культура восточных славян имела многовековую историю. В их представлениях о природе проявились образность, фантазия, священные отношения с окружающим сонном богов и мифологических существ. Славяне не видели вокруг себя изначального зла, воспринимали мир как дар жизни во всей ее сложности. Едва ли не главным подходом в древних культуре и воспитании славян оказалось эстетизированное отношение к природе (Матушке-земле), которую следовало покорить и направить на пользу людям.

С VI в. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании произошли существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных изменений. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.

У основных социальных групп – земледельцев, ремесленников, знати с дружинниками и языческих жрецов – подходы к воспитанию все более различались. Наряду с едиными традициями (инициации, к примеру) у соплеменников усиливаются различия в представлениях о воспитании в зависимости от общественной принадлежности. У рядовых общинников и ремесленников ведущим педагогическим идеалом оставалось воспитание в труде как высшая социальная и нравственная ценность. В ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества. Для знатной прослойки особую важность представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной; для жрецов – умственное воспитание и культовые знания, включавшие, в частности, владение пиктографической праписьменностью («черты» и «резы»).

Носителями подобных идеалов являлись персонажи эпоса и сказок. Они олицетворяли героев из воинской, крестьянской и ремесленной среды. Будучи образцами трудолюбия и профессионального умения, они были идеальными портретами вождей и воинов, мудрых старцев – хранителей языческих культов, которым подвластна «хитрая наука» общения с богами, перевоплощения в зверей, предсказания судеб.

Представления восточных славян о воспитании соответствовали общинно- родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), из-за частных набегов кочевых племен, при довольно суровом климате сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, куда входило несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины – в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Людей объединяла круговая порука. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие – повседневный труд земледельца и что первейшая обязанность человека – охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывались идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей. Таким образом, посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины, каждый член которой приучался подчиняться отцу главе рода, общины, племени, брать на себя ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников сделалась естественной сутью духовного развития и воспитания.

Восточные славяне отличались определенным характером поведения, мироощущением, сложившимся под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству византийских и других источников (VI в.), «славам» были присущи вера в высшее божества и магию, добронравие, воинское умение. Говорилось также о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закалка (легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в пище). Жизнеутверждающий настрой героев древних былин прекрасно передает характерную склонность славян к юмору и смеху.

У восточных славян сложились важные общие подходы к воспитанию, представления о добре и зле, правде и лжи, силе и слабости и т.д. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои мифов, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» (3-6-летнее дитя), «чадо» (7-12-летней ребенок), «отрок» (12-15 лет).

2. Народная педагогика восточных славян

Как и у других племен, у славян в древности воспитание осуществлялось спонтанно, в виде рефлексии на необходимость кормить, оберегать, растить детей. Постепенно формировались простейшие педагогические представления. Особое место в воспитании отводилось матери, которая опекала детей до 3-4-летнего возраста. Под присмотром матери дети помогали старшим, выполняли посильную работу. Ее роль признавалась важнейшей в воспитании. «Какова матка, таковы и детки», — гласит древняя поговорка. Участие матери в воспитании расценивалось как крайне важное. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матерым», т.е. воспитанным матерью. Подобное отношение к женщине идет от времен матриархата. Позже в патриархальной семье на главные роли воспитателей выходят мужчины. Перемена отразилась, например, в слове «возмужалый», относившемся к юноше, завершившему воспитание и готовому к самостоятельной жизни.

Отголоском архаических общинных времен был обычай отдавать детей до 7-8-летнего возраста в другую семью, который именовался кормильством или кумовством. «Кум да кум наставляют на ум», — говорит об этом обычае древняя поговорка. Такой воспитательный обычай отражал намерения поддержать целостность рода.

До 7 лет все дети находились под опекой матерей. Затем девочки оставались под присмотром женщин, приучаясь к домашнему хозяйству, а мальчики оказывались под опекой мужчин. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах, овладевали ремеслом, у дружинников учились ратному искусству; а с 12-летнего возраста жили в особых домах – гридницах, где осваивали воинское дело.

В дохристианской Руси педагогические воззрения тесно увязывались с языческими анимистическими природными представлениями и культом предков. Восточные славяне поклонялись Богам солнца, грома и молнии, ветра, матери Земле — сырой, отождествляли себя с внуками Бога солнца (Даждь Бог). Природа виделась населенной множеством духов, многих из которых следовало опасаться (лешие, водяные). С малолетства учили почитать умерших предков – рода (или щура) и рожениц. С ослаблением родовых связей их место занял покровитель семьи — дедушка домовой.

В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где произносила следующие слова:

«Умываю я своего дитятко в чистое личко, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечею обручальною его осанку соболиную…, его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего…»

Воспитание рассматривалось как включение в определенные виды деятельности. Особая роль придавалась издревле сложившимся ритуалам. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них передавались конкретные примеры поступков, воспитывались общественно важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр. Особое место отводилось в воспитании различным обрядам, которые хранили определенные знания и советы для жизни, труда поведения. Например, зоофические пляски отражали представления о навыках охоты, повадках животных.

Читайте также  Товароведческая характеристика ассортимента сухих строительных смесей

Здравый опыт трудового и нравственного воспитания сосредоточивался в пословицах, поговорках, где формулировались важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, хлебопашества, бортничества: «Держись за соху: она кормилица», «Не трогай пчелы – будешь плакать»; «Работа да руки – надежные в людях поруки»; «Добро творить – себя веселить» и т.д. Хранилищем представлений о воспитании была также аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», где по сути кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия. Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогала избежать неурожая, спастись от природных стихий: «Месяц красен- дождю», «Во время дождя – подальше от дуба»; «Кукушка закуковала – пора лен сеять»; «Овес сей, когда береза распускается» и пр. Заметное место в устном народном творчестве занимала тема учения, которому предалось значение залога благополучия и счастливой жизни: «Ученье свет, а неученье-тьма», «Красна птица пером, а человек ученьем», «Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает» и т.д.

Вопросы и задания.

  1. В каких условиях возникли и развивались примитивные воспитание и педагогическое мышление?
  2. Какими были особенности воспитании в первобытном обществе?
  3. Как и почему менялись нормы и содержание воспитания в первобытном обществе?
  4. Какими были представления о воспитании в Месопотамии и Египте?
  5. Расскажите о «Домах табличек» в Шумере и школах писцов в Египте.
  6. Объясните отличия и сходство индуистского и буддийского воспитания и образования.
  7. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?
  8. Какие основные этапы развития воспитания и образования известны вам в истории цивилизаций античного Средиземноморья?
  9. Определите общее и особенное в идеалах и практике воспитание и обучение в Спарте и Афинах.

Презентация на тему «Родоплеменные и сословные черты воспитания у восточных славян»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Родоплеменные и сословные черты воспитания у восточных славян»

Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), вследствие частых набегов кочевых племен, в результате довольно сурового климата у восточных славян сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны.

Основной ячейкой общества была семья. Семьи объединялись в общины, общины — в племя. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, породил нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие человека – повседневный труд земледельца и что его первейшая обязанность — охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей.

Посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины. Каждый ее член приучался подчиняться отцу, главе рода, общины, племени, нести ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников была естественной сутью духовного развития и воспитания.

Восточные славяне отличались определенным характером, поведением, мироощущением, сложившимися под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству Прокопия Кесарийского (VI в.), других источников, «славам» были присущи вера в высшее божество и магию, добронравие, воинское умение. Византиец Маврикий говорил и о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закаленность .

В воспитании детей и подростков у восточных славян было много сходного. Вместе с тем у различных социальных групп проявлялись и свои особенности.

Детей воспитывали в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» (3-6-летнее дитя), «чадо»(7-12-летний ребенок), «отрок» (подросток 12-15 лет).

До 3-4 лет мальчики и девочки находились преимущественно под опекой матери. В славянских языках слова «родить» и «воспитывать» произошли от одного корня, что подтверждает важнейшую роль матери в воспитании младенца. «Какова матка, таковы и детки», — гласит древняя поговорка. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матерым», т. е. воспитанным матерью.

В 3-4 года дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу, помогали старшим и прежде всего матери. Детей знати часто отдавали до 7-8-летнего возраста в другую семью. Такой обычай именовался «кормильством» или «кумовством». «Кума да кум наставляют на ум», — говорит об этом обычае древняя поговорка. Обычай был пережитком первобытнообщинного воспитания и объективно являлся способом поддержания распадающейся целостности рода.

С 7 лет ребенок переходил в возраст отрока, длившийся до 14-15 лет. Девочки по истечении отрочества оставались под присмотром матери, приучаясь к ведению домашнего хозяйства, а мальчики-подростки попадали под опеку отца. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах. В семье ремесленника овладевали ремеслом. Дети дружинников учились ратному искусству; с 12-летнего возраста они жили в особых домах — гридницах, где овладевали военным искусством.

В дохристианской Руси педагогические воззрения были тесно связаны с языческими анимистическими представлениями о природе. В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия . Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где совершала обряд.

«Умываю я своего дитятко в чистое личико, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечою обручальною его осанку соболиную. его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего. «

Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать общественно-важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр. Воспитание детей и подростков у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Оно было процессом включения в определенные виды деятельности. Особую роль играли издревле сложившиеся ритуалы, прежде всего инициации.

Особую роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. Важной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни, труда. Участие в обрядах позволяло, например, усваивать навыки охоты. Так, зоофические пляски отражали повадки животного и приемы охоты.

Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно посредством различных пословиц, поговорок. В них сформулированы важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, занятия хлебопашеством, бортничеством. Приведем примеры таких пословиц и афоризмов: «Держись за соху: она кормилица»; «Не трогай пчелы — будешь плакать»; «Работа да руки — надежные в людях поруки»; «Добро творить — себя веселить» и др.

Огромное влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», где, по сути, кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия.

Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: «Месяц красен — к дождю»; «Во время дождя — подальше от дуба»; «Кукушка закуковала — пора лен сеять»; «Овес сей, когда береза распускается» и др.

Благодарим за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Келехсаева Марина СергеевнаНаписать 710 19.03.2019

Номер материала: ДБ-508859

  • История России
  • Презентации
    19.03.2019 119
    19.03.2019 80
    19.03.2019 1713
    19.03.2019 90
    19.03.2019 142
    19.03.2019 270
    19.03.2019 153
    19.03.2019 112

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Amazon оплатит своим сотрудникам обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор сообщил о снижении результатов ЕГЭ по естественно-научным предметам

Время чтения: 1 минута

Половина российских студентов отдают предпочтение гибридному формату обучения

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: