Проблема общения в психологии - ABCD42.RU

Проблема общения в психологии

Актуальные проблемы психологии общения

Рубрика: Психология

Дата публикации: 21.03.2018 2018-03-21

Статья просмотрена: 6321 раз

Библиографическое описание:

Чапаева, П. О. Актуальные проблемы психологии общения / П. О. Чапаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48853/ (дата обращения: 16.09.2021).

Статья посвящена рассмотрению основных видов общения. Показаны особенности психологии общения с точки зрения её актуальных проблем. Представлены подходы к определению сути общения и его основные элементы. Автором отмечается тесная связь общения с ценностями и смыслами, практически не изученная в отечественной психологии. Рассматриваются психологические основы получения интересующей информации, приемы для реализации получения информации и методика получения интересующей информации.

Ключевые слова: общение, взаимодействие, виды общения, структура общения стороны общения, барьеры общения, способы преодоления барьеров общения.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность [1].

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение и др.).

Особое внимание исследователи уделяют двум аспектам (видам, языкам) общения — вербальному (речевому) и невербальному (неречевому) [9].

Современные средства массовой коммуникации способствовали возникновению новых направлений исследования специфических форм общения разного типа (телефон, телевидение, радио, Интернет и т. п.).

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [10].

В настоящее время ни для кого не будет открытием то, что межличностные отношения между людьми — это абсолютно необходимое условие в жизни. Без данного вида общения невозможно полноценное формирование у человека высших психических функций, а также развития личности в целом. Факт общения свойственен всем высшим живым существам, однако на уровне человека оно включает в себя самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. У человека содержание общения намного шире, чем у животных. В процессе общения, люди обмениваются друг с другом различной информацией, передают свой богатый жизненный опыт, знания, умения, навыки, их способности, представления о том или ином событии, ситуации.

Целью общения считается то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Количество целей может увеличиваться. Помимо вышеперечисленных целей, сюда можно включить: обучение, воспитание, согласование людей в их совместной деятельности, установление тех или иных межличностных отношений и прочее [5].

Любое личностно либо социально ориентированное общение будет отражаться на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение представляет собой разные формы активною воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы [6].

По показаниям, в прошлом тысячелетии, такая проблема как общение стала «логическим центром» психологической науки. Ученые, которые занялись исследованием данной проблемы, открыли многочисленные методы и приемы для более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, развития внутреннего мира, что помогло выявить социальную обусловленность психики и образа жизни человека [7].

Исследователи в области психологии считают, что потребность в общении необходимо отнести к ряду важнейших условий для полноценного формирования и развития личности. Как известно, человек — это существо социальное, которому постоянно требуется общение с другими индивидами; в связи с этим, можно отметить, что общение — главное условие жизнедеятельности [1].

Как принято, в общении выделяют три взаимосвязанные характеристики: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Коммуникативная сторона проявляется в обмене какой-либо информацией между людьми, которые вступили в общение. Интерактивная состоит в обмене между индивидами не только знаниями и представлениями, но и действиями, приемами. Перцептивная сторона в общении содержит в себе процесс восприятия и познания друг друга индивидами, а также установления взаимопонимания между ними [2].

Огромный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии — Л. С. Выготский. При тщательном исследовании проблем мышления и речи он открывает понимание механизмов преобразования общения в сознание личности [3].

В общем смысле язык выступает как система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык выступает специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык — средство передачи социального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществляется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Проблемы «барьеров» общения в современном мире становятся очень актуальными в связи с целым рядом факторов. Одним из таких факторов является существование и распространение сфер влияния таких видов деятельности, наличие которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Выработка путей распознавания и решения проблемы «барьеров» имеет огромное значение для дальнейшего эффективного общения и совместной деятельности. «Барьер» общения рассматривается как одно из психических состояний, которое может проявлять в пассивном поведении индивида, что бесспорно препятствует выполнению различных действий. Барьер проявляется в усилении негативных установок индивида — стыд, чувство вины, тревога, низкая самооценка, ассоциативные задачи [5].

Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации «барьеров», основанной на психологии отношений В. Н. Мясищева. Выделяются [2]:

  1. «Барьеры» отражения, которые проявляются в искаженном восприятии: себя (человек имеет неадекватную самооценку, собственной личности); другого индивида (приписывание тех свойств и качеств личности, которые не присущи данному человеку); ситуации (неправильная оценка значимости той или иной ситуации).
  2. «Барьер» отношения; в данную группу относятся те барьеры, которые возникают в результате неадекватного отношения к чему-либо: к себе (неудовлетворенность своим статусом в обществе); к партнеру (чувство неприязни, антипатии к человеку); к ситуации (отрицательное отношение к ситуации).
  3. «Барьеры» обращения как специфической формы отношения. Данные «барьеры» возникают при:

‒ формах обращения, которые ведут к объединению, сотрудничеству и пр. (похвала, комплименты, поощрение);

‒ формах обращения, которые ведут к непродуктивному общению (повышение громкости голоса, оскорбления, жесты, используемые в конфликтных ситуациях).

При изучении проблемы «барьеров» в контексте личностного подхода можно также затронуть схему выхода из ситуации того самого «барьера», где важнейшим принципом будет выступать принцип взаимоотношений, которые ведут к сотрудничеству, а также взаимопониманию при учете индивидуальных и психологических особенностей партнеров по общению.

К схеме выхода из ситуации «барьера» можно отнести [1]:

‒ оценку сложившейся ситуации, выявление направленности и дальнейших возможных последствий;

‒ нахождение причин сложившейся ситуации;

‒ предположение путей выхода из данной ситуации, с учетом причин;

‒ выявление эффективных действий для выхода из данной ситуации. Сюда можно отнести определенные действия, которые приведут к минимизации тех или иных «барьеров», а также позволят наладить процесс общения.

Одну из главных задач в преодолении психологических барьеров берет на себя мотивационное состояние личности. Мотивационное состояние индивида несет в себе психическое отражение условий, которые необходимы для эффективного взаимодействия человека как организма, индивида, личности. Это отражение необходимых условий проявляется в виде определенных установок. Установка — стереотипная готовность к действию в определенной ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению проявляется на основе прошлого опыта человека.

Таким образом, установки выступают как наиболее важные внутренние факторы для появления или наоборот, преодоления тех или иных барьеров. В современное время каждый человек имеет различные психологические барьеры, и даже если человек справляется и преодолевает одни барьеры, на их черед приходят другие [4].

Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. В настоящее время изучению подверглись далеко не все аспекты этого явления, как у человека, так и у животных. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов. В любом случае общение — это недостаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.

В заключение отмечу, что общение — это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.

  1. Чернышева Л. И. Деловое общение [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов. — ЮНИТИ-ДАНА, 2012–415с.
  2. Игебаева Ф. А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. — Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92–95.
  3. Седов К. Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии / К. Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. — Вып. 2. — С. 20–27.
  4. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. — 252 с.
  5. Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенцицкого. — СПб.: Питер. — 2016. — С. 339- 362.
  6. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2017. — 256 с.
  7. Алешина Ю. Б., Петровская Л. А. Что такое межличностное общение? — М.: Международная педагогическая академия, 2014. — 218 с.
  8. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации / Хрестоматия по социальной психологии. — М., 2015. — С. 167–186.
  9. Игебаева Ф. А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. — Саратов. Издво ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. — С.122–124.
Читайте также  Система высшего образования во Франции

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

При рассмотрении деятельности было показано, что в ее организации и развитии важная роль принадлежит общению, особенно когда речь идет о совместной деятельности. В этой связи возникает необходимость специально рассмотреть общение как категорию (или во всяком случае как понятие, по уровню обобщенности близкое к категории). Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Соответствующая ей проблема (точнее, класс проблем) занимает в общей проблематике психологии весьма существенное место.

По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

Проблема общения не нова для психологической науки. На ее значение для изучения моральных чувств обращал внимание еще И. М. Сеченов. Одним из первых в отечественной и мировой психологии, кто основательно начал разработку этой проблемы, был В. М. Бехтерев, создатель так называемой коллективной рефлексологии. Несмотря на ряд спорных положений, методологическую слабость этой концепции, она все же представляет собой первую серьезную попытку систематического экспериментального исследования психических процессов (а также поведения индивидов в целом) в условиях общения. Не обсуждая сильных и слабых сторон коллективной рефлексологии, отметим, что Бехтерев разработал принцип сравнительного изучения познавательных процессов в условиях изолированной деятельности индивида и в условиях его взаимодействия (общения) с другими людьми [80]. Этот принцип был реализован в целой системе экспериментальных методик, в частности в парном эксперименте, который, по мнению Г. Паска, является «парадигмой русской психологии» [634]. Исследования общения были продолжены А. Ф. Лазурским. В. Н. Мясищев, создавший на основе идей Бехтерева и Лазурского оригинальную психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения [339].

Большая роль отводится общению в концепции высших психических функций Л. С. Выготского [129]. Обсуждая вопрос об объекте исследования и предмете психологии, Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. Он считал оощение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути индивида.

Проблема общения интенсивно разрабатывалась в 20—30-е годы. Затем интерес к ней снизился Однако в последнее время она вновь стала привлекать внимание Сейчас эта проблема превращается в некоторый «логический центр» общей системы психологической проблематики.

Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может суще­ствовать. Общение помогает организовать совмест­ную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позво­лила человеку достичь высокой цивилизации, про­рваться в космос, опуститься на дно океана, проник­нуть в недра земли. Без общения невозможно фор­мирование личности человека, его воспитание, обра­зование, развитие интеллекта.

Несколько лет тому назад в одной из молодеж­ных газет появилась статья с заглавием «Поговори со мной». В этом призыве слышится такое оди­ночество, такое желание кому-то рассказать о са­мом сокровенном, наболевшем, встретить сочув­ствие, услышать совет, получить поддержку. Как мы иногда нуждаемся в понимании, сопережива­нии, в общении!

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:

Слово — тончайшее прикосновение к сер­дцу; оно может стать и нежным, благоухан­ным цветком, и живой водой, возвращаю­щей веру в добро, и острым ножом, ковыр­нувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое и доб­рое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотво­рить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепе­нение силы души.

Проблемы в общении с людьми: виды проблем, сложности общения, причины и советы по решению проблемы

  • 6 Октября, 2018
  • Психология общения
  • Анна Маллаалиева

Какие категории людей испытывают проблемы в общении? К сожалению, выделить только одну группу человек, которым было бы сложно говорить с другими невозможно. Подобная проблема может возникать по многим причинам. Основными являются страхи, непонимание, отвращение и проблемы интересов.

Трудности при общении

Наибольшей группой проблем, которая способна вызвать последствия в виде проблем с самоподачей человека в общении, считается непонимание. Из-за этого чувства людям сложно установить контакт, они не понимают, по какому алгоритму нужно выстраивать диалог. Для того чтобы завязать разговор и поддержать его, человеку приходится прикладывать огромные усилия. В итоге, если они не оправдываются, мотивации для продолжения нет, то контакт проще прервать.

Модель общения

Общаться со всеми одинаково не получится. К каждому человеку нужен свой подход. С подчиненными диалог должен вестись по одному алгоритму, с начальником – по-другому, с близким – по-третьему. Если в жизни человека проблемы с общением не исчезают, то через время он начинает путать, как и с кем следует разговаривать.

В таком случае человек может слишком многого требовать от других, вести себя приближенно к тем людям, с которыми нужно поддерживать формальные отношения. В таких ситуациях поведение человека с проблемами в общении сильно бросается в глаза.

Правила общения

Проблемы общения между людьми могут возникать тогда, когда один из собеседников не придерживается правил диалога. Нужно понимать, что в каждом коллективе есть и негласные требования. Их нарушать не стоит, иначе собеседники будут негативно настраиваться на человека. К правилам нужно относиться внимательно, чтобы окружающие люди не стали избегать коллегу, называя его «странным».

Невербальные знаки и намеки

Проблемы в общении с людьми могут заключаться и в слишком увлеченном обсуждении какой-то темы. Все любят обсуждать разные вопросы, но некоторые другим могут показаться слишком странными или же отвратительными. Нужно уметь понимать намеки и невербальные знаки, которые дают понять – «пора сменить тему разговора». Если человек не распознает их раз, два, три, то со временем с ним никто не захочет разговаривать.

Эмоции

Непонимание эмоций – серьезная проблема. Одна и та же тема может вызывать у кого-то положительную реакцию, у кого-то – отрицательную. Человек должен уметь распознавать эмоции, иначе собеседник может полностью разорвать контакт.

Такие проблемы в общении с людьми встречаются часто. Нередко можно заметить, как в компании кто-то сильно увлекается черными шутками. Если собеседник испытывал похожие чувства, то у него изменятся эмоции, выражение лица. Многие этого не замечают, продолжая рассказывать «забавный» случай. Это вызывает в дальнейшем проблематичные отношения между людьми.

Язык общения

Наиболее распространенные проблемы в общении с людьми возникают тогда, когда люди говорят на разных языках. Однако из-за существования большого количества диалектов представители одной нации не всегда могут поговорить друг с другом. Поэтому многие предпочитают завести диалог с тем человеком, кого они понимают на все 100 %.

Кроме того, тяжело общаться с теми, кто далек от определенной терминологии. Следует следить за своей речью, делая ее максимально понятной собеседнику.

Ценности

Проблемы в общении с людьми могут возникать из-за различных жизненных ценностей и опыта. Прежде чем поделиться какой-то занимательной историей (на свой взгляд), нужно узнать отношение человека к теме разговора. Только после этого принимать решение о том, следует ли говорить об этом.

Для кого-то одна тема будет казаться веселой, для другого она может оказаться под запретом. Если не обращать внимания на систему ценностей собеседника, то он может посчитать, что с ним говорит скучный, грубый, циничный человек.

Социальная иерархия

На сегодняшний момент многие, к сожалению, стали игнорировать социальную иерархию. Человек, чтобы ему было проще в общении, должен понимать свое место в обществе и разговаривать с другими так, как того требует ситуация. Если не обращать внимания на социальное положение, то можно не только получить проблемы в общении, но и привлечь более серьезные последствия.

Страх общения

В психологии проблемы в общении с людьми связывают также с определенными страхами. Они зачастую возникают из-за уже имеющегося негативного опыта, плохой информированности. Рассмотрим то, какие страхи могут быть у человека.

Предъявление

Некоторые люди боятся выражать свои эмоции, чувства, мысли. Как правило, страх предъявления возникает тогда, когда не понятно – как отреагирует собеседник. Этот фактор влияет на социальные контакты намного серьезнее, чем вышеописанное непонимание. Нередко люди с такими страхами не могут завязать диалог вообще. Почему так происходит? С одной стороны, человек хочет избежать непонимания, выразить свои эмоции, но с другой – ему страшно это сделать. Из-за того, что он не может получить опыт, общение начать сложно.

Что делать в таких случаях? Очевидно то, что непонимание намного меньшая проблема, нежели страх. Единственный вариант избавиться от него – попробовать. Только в таком случае есть шанс получить положительный опыт. Если рассматривать в целом, то при попытке наладить диалог, человек получает определенную информацию, которая поможет ему бороться с проблемой.

Отвержение

Как и любой другой страх, этот появляется при отсутствии положительного опыта. К примеру, человек хотел пообщаться, но его отвергли. В таком случае не нужно замыкаться в себе. Нужно найти общество, где, даже если человек покажет себя не с лучшей стороны, его выслушают и поддержат диалог. Если найти такой коллектив проблематично, можно обратиться к психологу.

Читайте также  Основы электромонтажных работ

Высмеивание

Подобная проблема связана с вышеописанной, однако она базируется на реальном негативном опыте, когда человека высмеяли, унизив или оскорбив. Справиться с данным страхом можно, только получив положительный опыт общения. В дальнейшем нужно проанализировать две ситуации и понять, почему была та или иная реакция.

Отвращение

Иногда проблемы могут возникать не потому, что человеку сложно выражать себя, а из-за того, что он вызывает отвращение у других. Причин подобному может быть много. В современном обществе эта проблема популярна. Рассмотрим основные ее аспекты.

Внешний вид

Иногда плохой внешний вид может провоцировать проблемы в общении с людьми. Что делать? Следить за собой. Волосы должны быть чистыми, одежда без пятен, не должно быть неприятного запаха. Такие проблемы могут распугать даже тех собеседников, которые заинтересованы в диалоге.

Репутация

Еще один фактор, который может отражаться на общении людей. На репутацию влияет образ жизни, какие-то негативные факты из биографии. Более того, сильное воздействие оказывают даже обычные слухи о человеке. Нужно уметь себя подать в обществе так, чтобы люди не пытались оклеветать и не придумывали себе ничего лишнего.

Проблемы интересов

В общении между людьми всего должно быть в меру. Это касается и интереса. Причем речь идет не только о любой музыке, фильмах и так далее, но и о заинтересованности одного человека в другом.

Слишком сильная заинтересованность

Не нужно пытаться навязываться, преследовать человека и так далее. Собеседник может усомниться в намерениях, подумать, что за ним увязался мошенник и так далее. Интерес нужно проявлять легкий, чтобы не было дискомфорта при общении.

Недостаток заинтересованности

Если интереса к общению у собеседника нет, то и диалог складываться не будет. Именно этот фактор устанавливает контакт. Боясь показать чрезмерную заинтересованность, не нужно полностью отдаляться, иначе оппонент сам прервет общение.

Итоги

В статье описаны причины проблем в общении, а также способны решения практически каждой из них. При разговоре с человеком нужно смотреть на его эмоции, действия, ни в коем случае не продолжать тему, если собеседнику она неприятна. Пытаясь завязать диалог, нужно в первую очередь думать об оппоненте. Только так получится наладить контакт.

Проблема общения в психологии

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Токсанбаева Н.К. кандидат психологических наук, докторант

КазНУ им. аль-Фараби

кафедры этнической и педагогической психологии

Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и общения. Как правило, независимо от трактовки самого понятия «субъект деятельности» и уровней его рассмотрения выстраивается логика исследования данного явления в направлении поиска тех характеристик активности человека, которые приводят к позитивным изменениям себя и окружающего мира. Субъект эффективного, успешного общения – предмет пристального внимания психологических исследований.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее /1/ .

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации) в о-первых, состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной /2/ . Таким образом, схематически структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции — информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная /3/ . Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл /4/ . А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба — рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение — имеет место в различных образовательных системах).

Визуальный контакт. Установлено, что общающиеся между собой люди смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд /5/ .

Интерактивная сторона общения — это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий — кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция — одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Перцептивная сторона общения — это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Таким образом, в процессе общения осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и для эффективного взаимодействия вышеуказанные особенности процесса общения имеют важное значение для субъекта самого общения.

Список использованной литературы

1. Немов P.C. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. — М., Просвещение, 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 1996.

3. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М, 1976.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

5. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ. 1998.

6. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 1979.

Трудности в общении. Как психолог может помочь преодолеть трудности в общении?

Причины, по которым люди испытывают сложности в общении

  • Нежелание и неспособность слушать. Это самая частая проблема в общении. Проявляется она следующим образом: человек откровенно скучает в момент разговора или же наоборот, беспардонно перебивает собеседника. Такое поведение очень раздражает и воспринимается другими как неуважение.
  • Неуверенность в себе. Огромным препятствием в общении становятся дискомфорт, невнятная речь, недостаточный словарный запас. Постоянно преследует страх того, что будет сказано все неправильно и не воспримется собеседником адекватно.
  • Категоричность. Неумение уступать, непоколебимая уверенность в собственной правоте и неспособность принимать чужую правоту лишь оттолкнут собеседника. Это не значит, что нужно во всем соглашаться с другими, лишь бы быть «хорошим», но деликатность и хорошие манеры еще никто не отменял.
  • Погружение в собственные проблемы. Если все разговоры перевести в русло своих переживаний, то вряд ли получится долго удерживать нить разговора. Поэтому стоит выбирать темы для общения, которые будут интересны всем.
  • Собеседник выше или ниже по уровню развития. Диалог будет интересным и непринужденным среди людей, уровень интеллекта которых равен. Если собеседник превосходит по развитию другого человека, то последний непременно начнет испытывать неуверенность, зато ему с большой долей вероятности будет интересно мнение более грамотного товарища.

Выявив причину, по которой вам общение дается с трудом, будет легче начать работу над собой и преодолеть коммуникативный барьер.

Понимание в процессе общения

. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмот­рим эти механизмы.

Идентификация (от лат. identificare —

отождествлять) — это упо­добление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, не­обходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоя­щему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «По­бывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окру­жающим «включить» их механизм идентификации. Данный меха­низм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Читайте также  Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка

Эмпатия (от греч. empatheia —

сопереживание) — это не раци­ональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональ­ный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри чело­века, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобрете­нием жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.

Высшей формой эмпатии является действенная, характеризу­ющая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

Аттракция (от лат. attrahere —

привлекать, притягивать) пред­ставляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального от­ношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называ­ют рефлексия. Рефлексия (от лат. reflexi

— обращение назад) — это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способ­ности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональ­ные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное уд­воение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении уча­ствуют уже не двое, а как бы шесть человек: «Я»,
каким я являюсь в действительности; «Я», каким я вижу самого себя; «Я», каким меня видит партнер по общению.
И эти же три позиции можно обнаружить у собеседника* (* Рогов Е.И. Психология общения. — М., 2001. — С. 205.).

Понимание другого человека очень важно для успешного об­щения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседни­ка действовать так, а не иначе, т.е. каковы причины его поступ­ков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодей­ствия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, нахо­димся в условиях дефицита информации, не зная истинных при­чин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных при­чин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации. Припи­сывание причин поведения другому человеку называется каузаль­ной атрибуцией (от лат. causa atribuo —

причина и придаю, наде­ляю). Исследования показывают, что у каждого человека есть при­вычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедше­го конкретному человеку, но не себе. Например: получил «неуд» на экзамене — виноват преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят о
личностной атрибуции.
Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т.е. они привык­ли к
обстоятельственной атрибуции.
Например: опоздал на заня­тия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все через
стимульную атрибуцию,
т.е. причина заложена в предмете. Напри­мер: сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла. Или причину видят в самом «пострадавшем». Например: отчислили из учебного заведения — сам виноват.

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней ат­рибуцией. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старатель­ности, усидчивости, упорству и т.п. <внутренняя атрибуция),

а можем приписать факту, что билет достался легкий, или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой
<внешняя атрибуция).
При изучении каузальной атрибуции психологи установили интересные закономерности. Так, причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи — обстоятельствам. Оценка события будет различна в случаях, когда человек был участником или на­блюдателем. Исследования подтвердили, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы. Всегда оправдываются члены своей группы: «Он ответил отказом, потому что его вынудили обстоятельства». При объясне­нии тех же действий членов других групп люди говорят: «Он отве­тил отказом, потому что думает только о себе». Положительное поведение членов «чужой» (не своей) группы чаще всего не заме­чается или рассматривается как редкий, уникальный случай.

Примечательно, что знание закономерностей и ошибок кау­зальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налажи­вания взаимодействия.

Стереотипизация (от греч. stereos typos —

твердый и отпечаток). Стереотип — это устойчивый образ какого-либо явления или че­ловека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, ки­нофильмов. Так, в кино, театре существует понятие «характерный герой» («герой-любовник», «злодей» и т.п.). Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложен­ными в наше сознание родителями.

Наиболее живучи, но не всегда верны этнические стереотипы. Например, стереотипные представления о вежливости и чопор­ности англичан, педантичности немцев, эксцентричности италь­янцев, «загадочности славянской души». Ярче всего этнические стереотипы проявляются в фольклоре, в частности в анекдотах.

Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не рабо­тая в конкретных сферах, мы не задумываясь говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты — спекулянты, а чиновники — бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений.

Как сделать общение с людьми более эффективным

В этом помогут следующие правила:

  • Избавиться от эгоизма. Следует задуматься, приятно ли будет остальным общаться с человеком, который все время перехватывает инициативу в беседе, а манера его общения, в связи с этим выглядит достаточно агрессивной. Правильным будет, если в процессе разговора поддерживать дружелюбный тон и давать высказаться всем участникам. К такому человеку потянутся за советом, его всегда захотят видеть в любой компании, у него будет много друзей.
  • Быть хорошим слушателем. Искренний интерес и умение слушать собеседника – это качество, которое позволит стать желанным членом общества. Людям важно ощущать, что они не одни со своими проблемами, и есть те, кто вас послушает, поймет, даст грамотный совет.
  • Проявлять интерес к предмету разговора. В беседе важно найти точки соприкосновения. К сожалению, не всегда тема, предложенная собеседником, интересна для другого человека. В таком случае не стоит всем видом показывать свое безразличие. Эффективность такого разговора равна нулю. Следует вежливо выслушать человека и деликатно подвести его к теме, которая будет взаимно интересна.
  • Отказаться от негатива в адрес собеседника. Порой кажется, что правильным является лишь собственное мнение, а то, что говорят другие – абсурд. Не стоит подрывать доверие людей, доказывая им свою правоту и высмеивая их теории. Следует помнить, что любое мнение имеет право на существование.

Уважительное отношение способствует сближению людей и делает общение комфортным и приятным.

Следуя перечисленным рекомендациям, постепенно можно значительно улучшить свои коммуникативные способности. Главное – не ждать, что результаты появятся очень быстро, и не истязать себя нездоровой критикой.

Полезные советы на тему общения

Есть несколько советов для тех, кто хочет быть душой компании и уметь разговаривать с кем угодно:

  • научитесь шутить, это помогает снизить напряженность;
  • не зацикливайтесь на одном и том же, умейте остановить не интересный монолог;
  • пробуждайте в собеседнике любопытство, заинтересуйте его увлекательным рассказом;
  • общайтесь на равных, не превозносите себя выше других, но и опускайте планку;
  • выдерживайте паузу, не перебивайте собеседника, даже если вас вдруг посетила срочная мысль;
  • задействуйте руки, будьте эмоционально вовлечены в беседу;
  • настройтесь на предстоящий разговор, особенно с новым человеком. Когда вы контролируете ситуацию — это уже половина успеха.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Общение и коммуникация

Основное содержание общения как процесса – передача информации (коммуникация), восприятие друг друга и познание, взаимодействие. Особое внимание исследователей привлекает как раз коммуникативный аспект. Довольно часто два термина «общение» и «коммуникация» используют в качестве синонимов, хотя первое понятие шире и включает в себя еще регулятивную и перцептивную функции.

Удовлетворенность общением является достаточно веским социально-психологическим показателем духовного благополучия, именно поэтому проблема общения в психологии так актуальна. Вступая во взаимодействие с людьми, человек, сознательно или нет, стремится реализовать свою потребность в признании, которая связана с самооценкой и относится к высшим потребностям. Самоуважение, без сомнения, тоже формируется в общении, под влиянием окружения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: