Проблема поведения в психологии - ABCD42.RU

Проблема поведения в психологии

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Глава 1

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение» • Определение понятия

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида

Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение личности». Определить понятие — значит раскрыть его содержание, т. е. выделить совокупность существенных признаков. Первым этапом определения может быть определение через род — подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие. Отклоняющееся поведение — это прежде всего некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых мы и начнем свой анализ.

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [1]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул — реакция». По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии — Джон Уотсон — говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма» [1, с. 224].

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» [13, с. 276]. Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции [12].

В дальнейшем обсуждении под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Имея определение, попытаемся выделить основные признаки изучаемой реальности. Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути — оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации — интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации — индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации:

радикальная адаптация — самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

гиперадаптация — самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

гармоничная адаптация — самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

конформистская адаптация — приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

девиантная адаптация — самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

социально-психологическая дезадаптация — состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:

мотивированность — внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;

адаптивность — соответствие ведущим требованиям социальной среды;

аутентичность — соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;

продуктивность — реализация сознательных целей; адекватность — согласованность с конкретной ситуацией. Более частными, но не менее важными являются такие признаки поведения личности, как:

— уровень активности (энергичность и инициативность);

— эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);

— стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях);

— осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами);

— гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды).

Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».

Проблемы поведения

Проблема одиночества

Проблема
От 10 ДО 30% населения развитых стран, страдают от хронического одиночества, при котором человек ощущает себя отрезанным от остального мира, утверждают психологи. На самом деле существует два типа одиночества. Преходящее одиночество кратковременно и вызвано какой-либо определенной причиной.

Например, вы почувствуете себя одиноким, если компания, где вы работаете, переведет вас в другой город, и вам придется уехать от друзей и семьи. В конце концов, вы заведете новых друзей, и.

Поведение в новом коллективе

Каждый второй новичок в крупных компаниях увольняется в течение первых полутора лет работы. Часто проблема кроется в том, что «новобранцу» не удалось наладить отношения с новыми коллегами.

Удивительно, но многие руководители оценивают, насколько успешно сотрудник прошел испытательный срок, не по тому, как он справляется с рабочими обязанностями, а по тому, насколько быстро и безболезненно ему удается вписаться в коллектив.

Поэтому имеет смысл поработать не только над своим.

Проблема души современного человека

Проблема души современного человека принадлежит к вопросам, которые сделались частью нашего века настолько, что мы не в состоянии разглядеть их в необходимой перспективе. Человек сегодняшнего дня представляет собой совершенно новый феномен; современная проблема — это только что возникшая проблема, и ответ на нее принадлежит будущему.

Говоря о проблеме души современного человека, мы можем в лучшем случае лишь поставить вопрос, причем мы ставили бы его, наверное, совсем иначе, будь у нас хотя.

Проблема страха

Проблема страха говорить за себя проистекает, как обычно из семьи. Достаточно родиться у авторитарных родителей и несколько раз услышать «а тебя здесь вообще никто не спрашивает», чтобы получить первый комплекс. Ну, не спрашивает и не спрашивает буду молчать.

Второй кирпичик в здание неуверенности в праве выражать свое мнение закладывает школа. Жесткие рамки воспитания не предполагают наличия у детей своего мнения. А точнее, это мнение спрашивают все больше не о том. Вот заставить мало что.

Проблемы с женой

Проблема такая меня забирали в армию в моём родном городе и так получилось что мои родители пириехали в другой город а точнее в село, конечно в свой родной город я не вернулся а пришол с армии туда где поселилилесь мои родители, там меня познакомили с одной девчонкой, зовут её Света в которую я сразу влюбился но конешно её характер очень ЖОСКИЙ, её мать наша соседка.

Так вот в чем проблема другие соседи расказали про эту девушку моей матери очень плохое то есть что она чуть ли не совсеми.

Проблема с родителями

Проблема вот в чем. Мне 22 года и я живу с родителями. Папа у меня не русский и очень строгий. Я уже 4-ый год встречаюсь тайком с парнем. Папа не одобрил мой выбор, т. к. парень воспитывался с мамой, а его отец в другом городе. Отец парня той же нации, что и мой папа. Но из-за того, что он воспитывался мамой, мой папа парня не принял и запретил с ним общаться.

Но я очень люблю своего парня. Когда папа понял, что я все равно не перестаю с ним общаться, он посадил меня пару недель назад дома и.

Проблемы

Теперь, когда вы так или иначе узнали свою проблему, назвали ее по имени и записали в дневник, давайте выясним, чем она нам помогает, чем мешает. Для этого выполним такое упражнение.

Упражнение состоит из трех частей. На выполнение первой понадобится 20 мин. (Поставьте будильник, чтобы об этом не думать.) Вы уже сами знаете, когда вы работаете лучше — когда расслаблены или, напротив, сосредоточены.

Выберите сами любой вариант. Если же для вас эффективным оказался прием “театр”, то.

Проблемы этики и психологии общения

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох.

В том числе Нового времени, таких, как голландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и другие.

Так, Конфуций (551—479 до н.э.

Проблемы психологии личности и межличностного общения

Ряд ценных идей, касающихся проявления внутреннего мира людей и духовной стороны их общения, содержится в трудах русских мыслителей XIX — начала XX вв. Петра Лаврова (1823—1900) и Николая Михайловского (1842—1904). Они рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей.

Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изучении психологической и нравственной.

Читайте также  Первопечатник Иван Федоров

Поведение человека

Предлагаем конкретные рекомендации, как вести себя с трудными людьми и что делать для того, чтобы они не причиняли вам вреда.

Втаптывающий в грязь

Поскольку Втаптывающие в грязь меньше остальных уверены в себе, лучше всего общаться с ними спокойно и добродушно.

Используя спокойные вопросы, воздержитесь от повышения голоса и высокомерных замечаний: это заставляет людей защищаться и вести себя еще более дерзко.

Этот метод похож на маленький экзамен, цель которого — узнать, что же.

Проблема объяснения поведения личности в психологии

Рассматривая тему, мы с сталкиваемся больше с вопросами, нежели с ответами, что в наибольшей степени является следствием разногласий во мнениях теоретиков в определении личности и ее поведения на разных этапах научного анализа. Фундаментальным противоречием является ответ на вопрос внутреннее или внешнее детерминирует поведение личности. Все теории личности признают в разной степени влияние и внутренних личностных процессов, и воздействие на личность извне со стороны социокультурных факторов и событий.

Например, З. Фрейд предлагал сфокусироваться на процессах, происходящих внутри человека, так как, по его мнению, человеком в большей степени управляют внутренние посылы, в основном не осознаваемые им самим. Тогда как Б.Ф. Скиннер рассматривал человека с позиций крайнего бихевиоризма, полагая, что не человек воздействует на мир, а мир воздействует на человека. (Skinner, 1971, р. 211). З. Фрейд и Б.Ф. Скиннер выступают как два крайних полюса в рассмотрении дилеммы «внутреннее ‑ внешнее», и в этом отношении современные им теории, как и более поздние споры балансировали как две чаши весов, и мы можем наблюдать смещение акцентов то в сторону одного, то в сторону другого объяснения [7].

Сторонники же теории социального научения, например, Уолтер Мишел критиковали традиционные тории личности за их чрезмерное увлечение стойкими структурами в поведении человека, предлагая рассматривать его изменяющимся во времени и в ситуации. Сам У. Мишел утверждал, что изменения в окружении и в ситуативных обстоятельствах влечет и изменения в поведении человека, таким образом, что поведение становится специфически-ситуативным. («Personality and Assessment», 1968) [8].

Итогом интенсивных дебатов о соотношении роли внешнего и внутреннего в детерминации поведения личности почти все теоретики сошлись на том, что при рассмотрении данной проблемы важно учитывать все ‑ как внутреннее, так и внешнее и, кроме того, ситуативную обусловленность.

Однако фундаментальные разногласия сохраняются и на сегодняшний день по той причине, что однозначно ответить на вопрос что конкретно в человеке взаимодействует с чем-то в ситуации, а главное ‑ по какой причине это происходит, не представляется возможным. Иными словами, дискуссия о взаимоотношении внешних и внутренних факторов в детерминации поведения личности жива, и это является только проблемой, о которой необходимо помнить при рассмотрении темы.

Возникает вопрос о том, насколько устойчивым остаётся поведение личности от ситуации к ситуации с одной стороны, с другой стороны интерес вызывает устойчивость поведения во времени. Иными словами, одинаково ли ведет себя человек в компании друзей по сравнению с тем, как он ведет себя в обществе родителей? Как ведет себя личность на вечеринке по сравнению с поведением в аудитории? Кроме того, насколько устойчивы поведенческие схемы в зависимости от возраста, например, отличается ли сегодняшнее поведение от поведения пятилетней давности или демонстрируемого в детском возрасте, и насколько они похожи. Теоретики на этот счет снова разделяются во мнениях таким образом, что одни считают человека в большей степени устойчивым в своей внутренней согласованности поведения, а другие склонны отмечать изменчивость поведенческих реакций человека, высказывая идеи о том, что один и тот же человек в зависимости от ситуации может вести себя так, как вели бы себя разные люди. Очевидным же остаётся то, что люди в этом отношении отличаются, одни более устойчивы и последовательны в поведении, а другие изменчивы и более ситуативны.

Говоря о согласованности поведения во времени, некоторые теоретики считают, что существует преемственность поведения во взрослой жизни человека от детских паттернов. Например, Пол Коста и Роберт МакКрай (Costa & McCrae, 1994) высказывали мысль о том, что ребенок ‑ это отец взрослого и что к возрасту 25 лет личность становится как бы отлитой из гипса [9].

Другие теоретики отрицают преемственность в той связи, что возможности предсказать, кем станет ребенок в будущем очень ограничены, если учитывать все случайности, которые влияют на человека в онтогенезе. Другими словами, множество примеров того, что отдельные люди избирают путь личного развития совершенно отличный от ожиданий, возлагаемых на них со стороны окружения в детском возрасте, вызывают удивление. Об этом упоминал в своих работах нобелевский лауреат по вопросам генетики Эдвард Льюис (Lewis, 1995) [10].

Вопрос о личной согласованности поведения сложен еще и тем, что можно ожидать изменчивость человека во второстепенных аспектах его личности, тогда как кардинальные для личности ядерные характеристики ожидаемо более устойчивы. Например, агрессивный ребенок может остаться агрессивным, повзрослев, но его агрессивность будет проявляться качественно иными способами. Можно ли однозначно считать эти проявления согласованностью поведения однозначно сказать не представляется возможным. Человек может проявлять себя по-разному в разных ситуациях и моментах жизни, но в своей основе, в том, что стоит за этими проявлениями, оставаться неизменным, как, например, при одной и той же химической формуле вода может проявлять себя в разных агрегатных состояниях.

Теоретики расходятся во мнениях о том, как обнаруживается согласованность в поведении личности в зависимости от времени и ситуации. Сложным представляется объяснить причину, по которой наше поведение не хаотично и бессистемно, а упорядочено, и в этой связи разные ученые высказывают мысль о том, что поведение человека не просто результат действия каких-то конкретных составляющих психики, но и продукт их реципрокного взаимовлияния. Это суждение до определенной степени верно, как для механической системы, так и для живой – такой, как человеческое тело.

Поведение человека состоит не из отдельных изолированных реакций, напротив, для него характерна интеграция, некая системность, своего рода паттерн. Ведь, когда поведение человека для наблюдателя выглядит дезорганизованным можно с определенной долей уверенности судить о том, что с человеком что-то не так. Для того чтобы обозначить отдельным термином присущую человеческому поведению системность и интеграцию теоретики часто используют понятие «Я», хотя, многие психологи его радикально отвергают. В этой связи можно выделить три объективных причины, по которым теоретическая мысль прибегает к использованию понятия «Я».

Во-первых, осознание нами самих себя является важным аспектом личного и феноменологического опыта. Во-вторых, существует много фактов, подтверждающих то, что наше представление о самих себе в значительной степени влияет на наше поведение. В-третьих, сама по себе необходимость обозначения организованности и последовательности человеческого поведения вынуждает нас прибегать к использованию понятия «Я» как самостоятельной единицы понимания.

В данном контексте Гордон Оллпорт заявлял о тщетности попыток, предпринимаемых многими психологами объяснить структурированность и целостность человеческой личности в отрыве от понятия «Я». (Gordon Allport, 1958) [11].

Необходимо уточнить, что в психологической литературе понятием «Я» обозначают два понятия, психоаналитическое Ego и рефлексивное Self, последнее часто переводят как «Я-концепция». Очевидно, что содержания, включенные в Ego и Self, частично пересекаются, однако двойственность понимания влечет за собой две необходимости: с одной стороны, это необходимость использования совершенно нового понятия для обозначения аспектов интегративного поведения личности, с другой ‑ необходимость однозначного определения «Я» ‑ такого, чтобы его можно было изучать, используя строго научную методологию.

Еще одной проблемой выступает попытка осмысления многообразных состояний сознания. Здесь речь идет о последствиях распространения наркотических средств и роста интереса к различным восточным практикам, что ведет к обнаружению целого спектра альтернативных состояний сознания, и с этим явлением вынуждены соглашаться многие психологи [12]. Хотя, многих теоретиков не удовлетворяет в полной мере теория бессознательного, разработанная З. Фрейдом, большинство психологов соглашается с тем, что мы не всегда обращаем внимание на факторы, влияющие на наше поведение и не всегда осознаем их. В этой связи становится по настоящему актуальным вопрос о том, каким образом и в какой мере связаны между собой наши чувства, мысли и действия, а именно ‑ мысли определяют чувства или чувства определяют мысли, возможно ли и то, и другое, и каким образом данное взаимодействие определяет поведение человека?

Современная теоретическая мысль, концентрируясь на личности, рассматривает когниции, аффекты и реальное поведение, но в исторической ретроспективе картина представляется иной. Происходила некая эволюция от радикальных взглядов с позиций бихевиоризма, подразумевавших, что в личности только стимульно-реактивные проявления достойны внимания, до когнитивной революции, начавшейся с пятидесятых годов, заставившей сфокусировать внимание ученых на закономерностях познавательных процессов и их влиянии на поведение личности. Сфера же чувств долгое время игнорировалась, хотя, в наше время аффективные факторы стали рассматриваться как равноправный участник процесса детерминации человеческого поведения. В этой связи мы можем говорить о том, что мнения психологов различаются в том, какое значение придается каждой из этих сфер, а именно ‑ конативной, аффективной и когнитивной, в том, какой удельный вес в этом соотношении им придают.

Читайте также  Одинок я - нет отрады

Еще одна трудность в понимании личности, которую нельзя обойти вниманием заключается в том, какое влияние на поведение человека оказывают его личные представления о прошлом и будущем. Отметим очевидность того факта, что переживания, связанные с опытом, усвоенным в раннем детстве, как и тревоги, связанные с ожиданиями будущих событий, в самом деле влияют на принимаемые человеком решения в настоящем, сама же проблема заключается в теоретическом описании обозначенных взаимовлияний.

Рассмотрев различные взгляды на проблему детерминации поведения личности, обозначим основные затруднения, о которых мы упомянули. Анализ литературы позволил нам выделить шесть таких проблем:

связь между внутренними и внешними факторами в детерминации поведения;

согласованность поведения личности в разных ситуациях и во времени;

понятие «Я» в контексте объяснения согласованности функционирования личности;

роль измененных состояний сознания и понимание бессознательных механизмов в определении поведения;

взаимоотношения конативного, когнитивного и аффективного факторов в поведении;

роль субъективного осознания прошлого, настоящего и будущего в регуляции поведения.

Подводя итог напомним, что на пути становления личной духовности, по нашему мнению, человек проходит следующие стадии:

1. развитие внимания к своему внутреннему и внешнему миру.

2. смена поведенческих детерминантов

3. интериоризация намерения

4. союз личного и высшего намерения.

Духовность же, по нашему мнению, это мотивированность человека менять объективную реальность сообразно субъективной.

Рассмотрение различных взглядов на проблему детерминации поведения личности, обозначим основные затруднения, о которых мы упомянули:

1) связь между внутренними и внешними факторами в детерминации поведения;

2) согласованность поведения личности в разных ситуациях и во времени;

3) понятие «Я» в контексте объяснения согласованности функционирования личности;

4) роль измененных состояний сознания и понимание бессознательных механизмов в определении поведения;

5) взаимоотношения конативного, когнитивного и аффективного факторов в поведении;

6) роль субъективного осознания прошлого, настоящего и будущего в регуляции поведения.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Проблема поведения в психологии

Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности [3; 10; 12].

Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие; все эмоции обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего [9; 10; 13].

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции рассматриваются рядом исследователей как внутренний регулятор деятельности. Выполняя мобилизационную, интегративно-защитную функцию, эмоции производят практически моментальную интеграцию всех функций организма, выступают абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Нарушения эмоциональной регуляции непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности [9; 10; 13].

Многими авторами описано влияние эмоций на поведение в условиях эмоциональной патологии. Исследователи отмечают, что в структуре неэффективного поведения личности занимают большое место действия, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний. В качестве таких состояний авторы указывают эмоциональную неустойчивость, гипертимность, агрессивность, повышенную ригидность, личностную и реактивную тревожность, фрустрацию, страхи различного генеза, депрессию, повышенное психоэмоциональное возбуждение, аффективную насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения [4; 11; 22; 24; 26].

Отклоняющееся, дезадаптивное поведение характеризуется различной степенью расстройств адаптации к среде, способности управлять своими действиями и корригировать их, выраженностью и спецификой психических изменений. Важнейшими и наиболее значимыми из них являются эмоциональные расстройства [2; 4; 9; 15; 19; 24; 26].

В связи с вышесказанным, нами проанализированы представления исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблема адаптации и человека в процессе его личностного развития, проявления эмоциональной сферы в структуре личности при дезадаптивном поведении.

Изучение подходов к исследованию роли эмоциональной сферы в психической адаптации человека показало неоднозначность разрешения этого вопроса в работах исследователей разных лет и разных направлений. Одни исследователи рассматривают функцию эмоций как разрушающую и дезорганизующую поведение человека, другие приписывают эмоциям позитивную роль в организации мотивации и подкреплении поведения. Эмоции, комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

Ряд отечественных и зарубежных, представляя различные точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении. Многие авторы являются сторонниками теории дифференциальных эмоций, которая признает за эмоциями функцию детерминант поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. С позиции данной теории эмоции рассматриваются не только как основная мотивационная система организма, но и в качестве фундаментальных личностных процессов, придающих смысл и значение человеческому существованию. Им отводится важная роль как в поведении человека, так и в его внутреннем мире [3; 10; 13; 16; 18].

Согласно теории дифференциальных эмоций, личность — это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая из систем до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными. Гомеостатическая и побудительная системы неизбежно взаимодействуют с эмоциями, и именно в силу этого взаимодействия они играют важную роль в организации личности и поведении [10].

Для организации личности, для ее социального взаимодействия принципиально важны четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Их взаимодействие формирует основу истинно человеческого поведения. Результатом гармонии во взаимоотношениях систем становится эффективное поведение. И наоборот, неэффективное поведение, дезадаптация — прямое следствие нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.

Сторонники теории дифференциальных эмоций заявляют, что каждая из фундаментальных эмоций имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Каждая эмоция, по их мнению, работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация — тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. Но в целом, заявляет К. Изард, эмоция все же несет в себе конструктивное начало [10].

В исследованиях Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского, Б.С. Братуся, С.Н. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.В. Сухарева и др. адаптация человека рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих развития личности как субъекта социальной среды в соответствии с позитивной ролью субъекта во взаимоотношениях с другими людьми, в соответствии с общественной значимостью его жизненных целей и стоящих за ними мотивов, способов поведения применительно к своим целям и задачам [1; 6; 20; 21].

В ряде исследований подчеркивается системная организация психической адаптации и ее роль в целенаправленной активности индивида. Сам процесс психической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. Исследователи рассматривают психическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, при этом на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы [1; 6].

В целом адаптация понимается как приспособление структуры и функций индивида или группы к условиям среды (в общем случае как внутренней, так и внешней). По сути, адаптация — это процесс изменения характера связей, отношений индивида или группы со средой. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление» себе). Процесс психической адаптации характеризуется целостностью его сторон — когнитивной, аффективной, моторно-поведенческой. Дизъюнктивность, «разрывность» различных сторон процесса психической адаптации обусловливает дезадаптацию, проявляющуюся в возникновении психических, поведенческих расстройств [16; 21].

Читайте также  Стихотворение Заболоцкого Читая стихи

По мнению современных исследователей, важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, является адаптированная психическая деятельность. В настоящее время термин «дезадаптация» используется очень широко. Сравнительно недавно в отечественной психологии этот термин обозначал исключительно нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В последние годы в научной литературе все чаще встречаются термины «психическая адаптация» и «психическая дезадаптация». Проблема дезадаптации рассматривается авторами по-разному. В одних исследованиях дезадаптация используется для характеристики состояния «социального распада» и сопутствующих ему девиантных форм поведения, в других исследованиях этим понятием пользуются для объяснения сущности тех или иных патопсихологических явлений, в ряде исследований — придают ему статус клинических понятий [4; 7; 8; 11; 12; 17; 19; 22; 23; 26].

Одни авторы трактуют понятие «дезадаптация» широко, относят к нему как легкие нарушения, так и психические расстройства. Другие под термином психическая дезадаптация понимают преимущественно группу расстройств непатологического характера, используя при этом термины «стресс», «кризис», «кризисное состояние», «повышенный риск», «акцентуация», «препсихотическое состояние» [1; 14].

Анализ понятия дезадаптация личности показывает, что оно содержит довольно широкий континуум состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представ­ляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом — адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами непсихотического уровня, и даже патологии психического развития и нервно-психические заболевания, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Нарушения в эмоциональной сфере у личности с отклоняющимся, неэффективным поведением по своим проявлениям неоднородны. Наиболее частыми и значимыми в плане неадаптивного поведения, считают авторы, являются три основных клинико-психологических варианта нарушений аффективной сферы: с преобладанием явлений психической неустойчивости; с преобладанием явлений аффективной возбудимости; с преобладанием расторможенности влечений [12; 15].

Характерным показателем эмоциональных нарушений в структуре дезадаптивного поведения, возникающих в процессе формирования личности, выступает своеобразная «эмоциональная дезорганизация» — потеря избирательного и адекватного ситуации характера эмоциональной регуляции [7].

Начиная с подросткового возраста, характерными являются такие специфические эмоциональные проявления, как импульсивность, устойчивый «аффект неадекватности». Появляясь еще в младшем школьном возрасте, «аффект неадекватности» становится в подростковом возрасте одним из средств защиты «Я-образа». У подростков эмоциональный дефект может быть представлен и неспецифическими эмоциональными нарушениями: пассивность, вялость, различные депрессивные состояния [7; 19].

Г.М. Бреслав подчеркивает, что отклонения в эмоциональной сфере представлены, прежде всего, искажением предметности, ситуативности, избирательности и других свойств эмоциональной регуляции. При этом эмоциональное состояние распредмечивается и теряет свою связь с реальной жизненной ситуацией. Исследователи отмечают необходимость учета эмоционального дефекта при изучении особенностей проявления неэффективного, неадаптивного поведения [7; 20; 25].

Таким образом, основные критерии эмоционального дефекта в структуре состояния дезадаптации таковы: эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, тревожная настроенность, неуверенность, лабильность фона настроения, немотивированные страхи, депрессивные реакции, вспыльчивость, психоэмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.

Изучение роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

Проблема влияния эмоций на поведение личности является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности, о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе ее адаптации.

Эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции влияют на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности.

Эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.

В структуре дезадаптивного поведения личности большое место занимают нарушения, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенная ригидность, личностная и реактивная тревожность, преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, фрустрация, страхи различного генеза, аффективная насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения.

Проявления эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности занимают одно из ведущих мест, выступая и в качестве одной из возможных причин дезадаптивного состояния и в качестве критериев дезорганизации психической деятельности, усугубляющих данное состояние.

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.

Денисова Р.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.

Бихевиоризм: механизмы поведения человека

Вы никогда не задумывались, почему люди в одной и той же ситуации ведут себя по-разному, мечтают о разном, ставят цели совсем разные. Что влияет на их поступки и руководит ими? Многие научные направления уже несколько десятилетий изучают поведение человека, одним из таких является бихевиоризм. Давайте разберемся, что это за направление и какие основные теории существуют.

Бихевиоризм: определение и предмет изучения

Бихевиоризм — это направление в психологии, предметом изучения которого является поведение людей, животных посредством систематического подхода. Основная идея этого направления заключается в том, что человек ведет себя неосознанно, его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира и основаны на опыте предков. Ученые отрицали такое явление, как сознание, и утверждали, что действия человека напрямую зависят от происходящего вовне.

Психолог Джон Уотсон считается основателем бихевиоризма. Он разработал простую схему, на которой наглядно объяснил, как действует животное и человек — стимул провоцирует рефлекс. Согласно Уотсону любое поведение можно заранее предсказать и управлять им, если подобрать правильный подход к исследованию поведения. Такое доступное объяснение многим пришлось по душе. В философии также уделялось большое внимание данному направлению. Философ Джон Локк считал, что человек появляется на свет без какого-либо опыта, как чистый лист. А Томас Гоббс утверждал, что мыслящей субстанции не существует, человек является телесным существом.

Основные тезисы и особенности бихевиоризма

Чтобы лучше понять идеи и методы бихевиоризма, давайте рассмотрим основные положения данного направления:

  • бихевиоризм исследует поведенческие реакции всех живых существ;
  • действия человека изучаются только с помощью наблюдения за ними;
  • все психические, интеллектуальные и физиологические действия диктуются поведением;
  • все действия живых существ являются ответной реакцией на внешние триггеры;
  • если заранее определить внешний раздражитель, то можно угадать дальнейшее поведение человека;
  • точное прогнозирование поведения является основной задачей бихевиоризма;
  • можно влиять или контролировать поведение любого человека;
  • все поведенческие реакции приобретаются из опыта или достаются в наследство от предков;
  • умения разрабатываются благодаря рефлексам, способность мыслить или говорить — это приобретенные навыки;
  • на психику живого существа влияет окружение и условия жизни;
  • эмоции возникают в ответ на позитивные или негативные триггеры окружающего мира.

Идеи бихевиоризма, основанные на эмпирическом опыте, оказали большое влияние на научное общество. Но у любой теории всегда найдутся как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их подробнее:

  • Последователи бихевиоризма исследовали только внешние реакции человека, которые представлялись возможным для наблюдения. При этом они полностью игнорировали внутренние проявления человека: психологические и физиологические процессы.
  • Ученые утверждали, что можно влиять и контролировать поведение любого живого существа. Но они исследовали только внешние простые реакции человека, для них не имели никакого значения комплексные действия личности в целом.
  • Бихевиористы не учитывали разницу между животными и людьми, их действия и поведение они исследовали по одной и той же методике.
  • При разработке механизмов поведения, ученые не изучали дополнительно важные факторы — это социум, мотивация и психический образ, которые также влияют на поступки человека.

Бихевиористы попытались охарактеризовать все действия человека через одну теорию, но такой подход не увенчался успехом. Человек — это сложное существо, которое необходимо изучать с разных сторон. В результате бихевиоризму удалось разработать внешние условия, которые способны влиять на личность и побуждать ее на определенные действия.

Если эта информация была полезна для вас, то переходите на сайт «Россия — страна возможностей». На платформе вы найдете более 100 курсов и вебинаров по маркетингу, психологии, менеджменту, финансам и другие. Используйте возможности по максимуму!

Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: