Проблема суицида в подростковом возрасте - ABCD42.RU

Проблема суицида в подростковом возрасте

О подростковом суициде. Комментарии психологов

«Одним из сложных аспектов темы суицида является табуированность обществом этой темы. Разговаривать с кем-либо, а особенно с подростком о желании причинить себе смертельный вред очень непросто. Однако замалчивать эту тему также неправильно.

Я думаю, что одной из причин, почему тема суицидов становится закрытой, является непонимание того как об этом разговаривать, что можно сказать подростку, как сказать, в какой момент, и нужно ли вообще говорить. Часто подростки сами опасаются делиться своими переживаниями, и это касается не только суицидальных мыслей и намерений, из-за опасения столкнуться с непониманием взрослых, а если точнее, то с их страхом. Наверное, одно из самых неприятных ощущений в жизни может появиться в момент, когда человек, пришедший за помощью, замечает растерянность и страх в глазах того, кому он обратился.

Ситуация может осложняться тем, что у взрослых автоматически включаются защитные механизмы: отрицание серьёзности того, что говорит подросток, агрессия, ложный оптимизм и другие формы реагирования, которые не способствует продолжению разговора.

В этом смысле данная статья преследует целью помочь взрослым преодолеть страх разговоров с подростками на тему суицидов, помогает сделать тему суицидов более открытой.
Уверенность взрослого в том, что помощь возможна, алгоритмы помощи известны и понятны, вселяет надежду и помогает понять и почувствовать, что суицид не является решением проблемы.

Еще одним, не менее важным аспектом проблемы суицида является профилактика возможного суицидального поведения.

Авторы статьи справедливо отмечают, что в мире высоких технологий быть подростком это означает решать «классические» подростковые задачи в иных реалиях, довольно сильно отличающихся от обстоятельства жизни других поколений.
Именно поэтому меры, направленные на предотвращение суицидального поведения, должны вырабатываться с учётом жизни современного общества.
В усугублении стрессовой ситуации и ощущении собственной несостоятельности — основных причин суицидального поведения, играют роль постоянное повышение психо-эмоциональной нагрузки на подростков, лабильность нервной системы, высокая динамичность, нестабильность и деструктивность социальных процессов. Набор этих и других факторов снижает способность взрослых и детей находиться в контакте со своими переживания, понимать их и уметь регулировать.

Таким образом, одним из направлений профилактики суицидов среди подростков является помощь в обретении этих навыков — понимание своих чувств и переживаний.
Это важная и посильная работа как для специалистов, так и для родителей, будет осуществляться эффективнее благодаря таким статьям».

«На какие особенности эмоционального спектра стоит обратить внимание при разговоре с детьми?

Люди, склонные к самоубийству, часто ощущают пустоту, одиночество, вину, невозможность отгоревать прошлые потери, беспомощность, агрессию, направленную на себя, собственную никчемность и ненужность. Часто подростки страдают от низкой самооценки, недостаточности внутренних хороших объектов, на которые можно бы было опереться. Это приводит к чрезмерной зависимости от внешней поддержки: родственников, друзей, успехов в учебе. Потеря подобной внешней поддержки повергает в одиночество, вызывает презрение к себе, убийственную ярость, обращенную на себя. Невозможность вызвать позитивные воспоминания о значимых других, о позитивном взаимодействии с ними, порождает чувство мучительного одиночества, самообвинения, презрения к себе, отвращение. Суицидальные мысли возникают при ощущении безнадежности, невозможности изменить невыносимую ситуацию.

Одним их самых важных аффектов при суициде является стыд. Стыд возникает, когда есть завышенные требования к себе и невозможность им соответствовать, недостижимость поставленных целей. Это невозможность управлять и соответствовать как внутренним, так и внешним требованиям (родительским требованиям: реальным или фантазийным, общества, мира соцсетей и т.д.). Недостижимые внутренние идеалы являются причиной стыда. Их невозможно достичь, что влечет за собой самообвинение, атаки на самооценку, на ощущение себя. В таких случаях возникает чувство беспомощности и вероятность суицида. Невозможно защититься от переполняющих мыслей и чувств.

Иногда родители в конфликтных ситуациях проецируют ответственность за свои проблемы в ребенка. В таком случае ребенок ощущает себя плохим, чувствует собственную неспособность разрешить этот конфликт. Подростки, склонные к суициду, ощущают себя обузой, нежеланными, неценными, но ответственными за проблемы других. Суицид в таком случае — способ разрешить конфликт и избавиться от чувства собственной никчемности. Суицид может быть в фантазии ребенка тем, чего желают его родители. В семьях могут быть едва понятные личные границы между членами семьи, путаница во взаимоотношениях между родителями и детьми, неоднозначные послания относительно независимости: одновременно требования независимости и симбиотического слияния. В таком случае суицид может быть одновременно стремлением к симбиозу и попыткой вырваться из него.

Порой бывает трудно сесть и поговорить с ребёнком, так как невыносимо, страшно, тревожно столкнуться со злостью, разочарованием, обидой ребенка, его страхами и фантазиями. Слушать ребенка бывает дискомфортно, так как родитель в той или иной степени возвращается к собственным подростковым переживаниям и трудностям.Однако взросление — чрезвычайно хрупкий, ранимый период, когда детям требуется помощь несмотря на то, как бы провокативно, молчаливо или озлобленно они себя ни вели».

«Суицидальные мысли возникают, когда ребенок чувствует, что у него есть проблема, но у него нет опыта ее решения и необходимой поддержки». Я хотела бы поподробнее остановиться на этом утверждении, потому что оно содержит и решение проблемы.

На самом деле подросткам с суицидальными мыслями очень страшно. Им страшно от того, что у них есть эти мысли, все ли с ними в порядке, и они думают, что их никто не поймет и им так и придется остаться наедине с этими мыслями. Именно этого и не стоит допускать. Поговорив, попробовав понять , что происходит с ребенком, поддержать, а не осуждать или обесценивать — является необходимым шагом для предотвращения реализации этих мыслей.

На мой взгляд это очень важная и полезная статья. Признаки суицида стоит сохранить себе в заметках и сделать рутиной ежедневные 10-минутные разговоры с ребенком. Не для контроля над ситуацией, а для установления или сохранения связи с вашим сыном или дочерью.

В своей практике , к сожалению, я нередко сталкиваюсь с суицидальными мыслями и самоповреждающим поведением у подростков. Это тяжелая ситуация и для детей и для родителей.

Взрослым часто бывает непросто увидеть и признать , что у его ребенка трудности, хочется списать все на возраст, характер. Однако, именно честный взгляд и откровенный разговор могут спасти ситуацию.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка — самый лучший способ прояснить ситуацию — это поговорить с ним. Хотя родителей порой пугают даже разговоры на эту тему.

Разговор о суициде (конечно, если это спокойная беседа без обвинений и обесценивая чувств ребенка) точно не усугубят ситуацию Но не стоит сводить все к формальной договоренности: «Ты же понимаешь, что это очень серьезно и не будешь это делать?»

Суицидальные мысли могут быть как спровоцированными каким-то внешним событием , так и являться проявлением психического неблагополучия. Поэтому делать вид, что это временно, и ждать пока пройдет само — точно не стоит. Если вы замечаете ,что что-то изменилось в поведении или настроении вашего ребенка — самое время поговорить.

Начинать разговор лучше не с того, что что-то не так, по вашему мнению, и давай-ка разберемся, что происходит. А с того, что вы волнуетесь и вам тревожно видеть ребенка таким грустным, расстроенным, агрессивным и т.д. и вы хотите помочь.

Это хороший способ показать подростку, что вы думаете и тревожитесь о нем. Подростковый возраст — очень нестабильный и по особенному уязвимый период в жизни человека. И поддержка, искренняя заинтересованность в жизни ребенка в этот период очень важна.

Для большинства подростков характерна возрастная «колючесть» и родители очень остро реагируют на нее. Поддерживать разговор с отпрыском, который делает вид, что ему это не интересно и не важно , действительно, не просто. Но, поверьте, ваш интерес к жизни ребенка важен для него, это дает ему чувство, что он , несмотря на взросление, также нужен вам, вы любите и заботитесь о нем.

Хорошо, когда хотя бы какой-то контакт в семье есть, или его удается установить со временем. Хуже, если наоборот. В этом случае важную роль может сыграть окружение — бабушки-дедушки, дяди-тети, тренеры.

Если вам кажется, что все достаточно серьезно, но у подростка нет доверительного контакта с окружающими его взрослыми — правильным решением будет обратиться за помощью к психологу.

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Суицид среди подростков — беда нашего времени

В современном мире имеется большое количество проблем, с которыми сталкивается человек. Многие из нас при столкновении с проблемами, которые нам кажутся непреодолимыми, задумываются об уходе из жизни. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте по разным причинам: из-за неразделенной любви, непонимания родителей, проблемами с учебой, предательством друзей. Эти и другие причины всегда были, есть и будут. Проблема суицида приобрела значительный масштаб в наше время, что определяет необходимость подробного рассмотрения этого явления. В данной работе мы разберемся в причинах и способности это предотвратить.

Читайте также  Хронические гастриты у детей: принципы диагностики

Актуальность выбранной тему обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток в подростковом возрасте остаются малоизученными и не понятными. Это обусловлено тем, что многие подростки с суицидальными наклонностями не понимают своего болезненного состояния, а некоторые вообще не считают себя больными.

Целью нашей работы является изучение проблемы суицида и суицидальных наклонностей среди подростков.

Определение самоубийство, суицид (от лат. sui – себя + caedere – убивать), суицидальное поведение в литературе трактуется как намеренное лишение себя жизни. В русском языке слово «самоубийство» обозначает и индивидуальный поведенческий акт, и относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушение на свою жизнь) и намерения (идеи)[1].

У каждого подростка имеются ряд причин, которые могут послужить для совершения суицида или суицидальной попытки. Среди них могут быть такие как: неудачная или неразделенная любовь, проблемы с родителями или друзьями, проблемы с учёбой, изнасилование или нежелательная беременность, протест или привлечение внимания.

В ходе проведения исследования нами был проведен опрос с целью определения основных причин этих наклонностей. В ходе исследования было опрошено 84 респондента в возрасте от 15 до 20 лет.

На вопрос: «Были ли у вас мысли или попытки совершения суицида в подростковом возрасте?» 73% респондентов ответило – да, а 27% – нет. Основной причиной данного поведения большинство респондентов, а именно 67% указало на неудачную (неразделенную) любовь. Это чаще всего связано с тем, что подростки не подготовлены к отношениям с противоположным полом или скрывают свои переживания внутри себя.

Все самоубийства можно условно разделить на 3 класса: истинные, демонстративные и скрытые. Как правило, демонстративный совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, столько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. В противовес демонстративному, истинный суицид – это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого – любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т.д. Скрытый суицид — вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни.

Существуют различные виды и способы совершения суицидальных попыток: вскрытые вен, отравление, падения с высоты, повешение, утопление, прекращение приема пищи и т.д.[2;148].

Разновидность суицида или суицидальных попыток среди подростков очень широка, но зачастую подростки выбирают тот вид смерти, который более безболезненный, в связи со страхом чувства боли. Поэтому подростки чаще всего вскрывают вены, прыгают с высоты, употребляют лекарственные препараты.

Рассмотрев способы и причины, толкающие подростков на самоубийство, можно прийти к выводу, что самоубийства происходили, происходят и будут происходить.

Эффективными методами предотвращения суицида и суицидальных попыток среди подростков по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся в том числе в учебных заведениях [3]. Для подростков лучше поговорить по телефону доверию, чем с родителями, потому что разговор анонимный, с подростком разговаривает профессиональный психолог, который может лучше понять и поддержать.

Заключением нашей работы стала разработка информационной брошюры, направленной на профилактику суицида среди подростков.

Данная брошюра является наглядным пособием для подростков, родителей и иных заинтересованных лиц в предотвращении суицида среди подростков.

Проблема суицида среди подростков и пути её решения

Согласно данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения, существует свыше 800 причин суицидального поведения. Наиболее частая причина подростковых самоубийств (около 50%) – неразделенная первая любовь.

Установлено, что на зарождение идей о суициде не оказывает влияние ни уровень образования, ни коэффициент интеллекта, ни социальный статус ребенка, ни финансовое положение его семьи. Однако свыше 60% суицидентов подростковой категории – выходцы из полных и обеспеченных семей , в которых присутствовал доход выше среднего и не существовали особые финансовые проблемы.

Проведенные обследования детей, которые делали попытки свести счеты с жизнью, показывают, что у большинства из них (около 70%) в семейном анамнезе не присутствовали эпизоды психических расстройств , и их близкие родственники – психически здоровые люди.

По мнению психологов, проблема подростковых суицидов, в первую очередь, базируется на отсутствии полноценного общения между родителями и детьми. Недостаток внимания, отсутствие искренней любви, непринятие личности ребенка, игнорирование его потребностей и интересов, недоброжелательная и конфликтная атмосфера в семье – основные причины формирования суицидальных наклонностей в юном возрасте.

Следует учитывать, что подростковый период – главный этап формирования и становления личности. Для ювенальной фазы характерна лабильность настроения, связанная с перестройкой гормонального статуса. Неустойчивость эмоционального состояния часто становится причиной импульсивности, нелогичности и непоследовательности поступков. Многие юноши и девушки недовольны собой и приписывают себе несуществующие изъяны. При неправильной стратегии воспитания на фоне неудовлетворенности собственной внешностью, характером, знаниями у ребенка формируется комплекс неполноценности. Не обладая знаниями, как развивать себя, не имея опыт конструктивного варианта разрешения проблем, подросток погружается в глубокую депрессию.

Очень часто депрессия усугубляется возникновением у ребенка чувства никчемности и ощущения собственной виновности. Отрок упрекает себя за малейшие промахи, винит себя за допущенные крохотные ошибки, не верит в свои возможности. Фактически проблема детских суицидов базируется на том, что закомплексованный ребенок не понимает смысла в жизни и не верит в личный успех в будущем. На этом фоне возникают идеи о бессмысленности бытия, и незрелая психика находит единственный «выход из тупика» – покончить жизнь самоубийством.

Очень часто проблему отягощает недостаток родительского внимания. Многие нынешние родители настолько загружены на работе, увлечены развитием бизнеса или строительством карьеры, что у них не остается времени на полноценный контакт со своим наследником. Детская психика трактует такое родительское отношение по своему: раз на меня не обращают внимания, значит, я никому не нужен, соответственно, я никчемное существо, и жить бессмысленно.

К сожалению, большинство нынешних мам и пап полагают, что их дети способны справится с любыми психологическими проблемами самостоятельно. Современные родители не учитывают, что в настоящие дни нагрузка на психику человека значительно больше, чем требования, существовавшие два десятилетия назад. Поток противоречивой информации, который обрушивается на мозг ребенка, в итоге – психика не успевает отфильтровать, систематизировать, отсеять ненужные звенья, сделать логичные выводы. Соответственно, в голове подростка царит хаос – он не понимает, где настоящие проблемы, а где искусственные трудности, не стоящие даже внимания. Именно отсутствие дифференцированного подхода к решению всех жизненных задач, неумение грамотно распределять свои усилия являются причиной непоследовательных действий подростка.

Также следует отметить, что нервная система современника сильно страдает от избыточной нагрузки. Высокие требования действительности, отсутствие полноценного отдыха приводит к сбоям в работе главного компьютера – головного мозга, на фоне чего возникают разнообразные психические дефекты.

Проблема широкого распространения суицидов среди подростков также исходит от наличия у многих юношей и девушек «возрастной» черты – максимализма. Видение мира исключительно в черных и белых тонах, неприятие нейтралитета, неумение идти на компромисс, отсутствие терпения и настойчивости – свойства, характерные ювенальному возрасту. Желание обладать всем самым лучшим и сразу, как правило, спотыкается у детей на преграду, которые они не могут преодолеть. Это вызывает бурный протест у отрока и формирует мысли о несправедливости мира. Соответственно в воображении ребенка зарождается идея: раз мир немилосерден и несправедлив, нет смысла жить.

В современной жизни существует и еще одна глобальная проблема. Если пару десятилетий назад люди предпочитали «живое» общение: ходили в гости, встречались во дворе, заводили новых друзей, устанавливали контакты, то сейчас молодежь «переселилась» в мир виртуальный. Действительно, намного легче, проще, быстрее контактировать в сети. Общение во всемирной паутине не предполагает прикладывания волевых усилий. Здесь существует возможность по собственному желанию прекратить диалог и стереть непонравившееся сообщение. В то же время, «живое» общение требует психологической грамотности, умения «прочувствовать» собеседника, способность пойти на компромисс. Именно поэтому многие подростки охотно «переселились» в виртуальный мир. Однако такой вид общения создает множество проблем, включая истинное одиночество человека. Отсутствие реальных друзей не дает шанса оперативно решить трудности, встретить искреннюю моральную поддержку. Осознание подростком собственного одиночества провоцирует отчаяние и разъедающую тоску, освобождение от которого юноши и девушки находят в актах суицида.

Подростковый суицид: профилактика

Советы психологов касательно действий родителей, которые подозревают у своего ребенка наличие мыслей о самоубийстве.

  • Наилучшее решение для предотвращения суицидальных действий – при малейших признаках проблемы посетить психолога. Специалист выяснит, какие трудности имеются у ребенка, и подскажет пути их преодоления.
  • Оптимальное средство профилактики – искренняя заинтересованность родителя жизнью своего потомка. Мамы и папы должны знать, какие сомнения присутствуют у подростка, каковы его цели, интересы, потребности.
  • Ошибочный шаг, который совершают многие взрослые – ужесточение контроля над ребенком, введение более суровых правил и ограничений. Следует помнить, что, чем больше запретов существует, то тем сильнее у молодежи желание их нарушить. Чем жестче перекрывание кислорода, тем азартнее страсть вырваться на свободу.
  • Главное правило для родителей в целях профилактики подростковых суицидов – вести себя искренне, не лицемерить, действовать без фальши. Несмотря на личностную незрелость, дети являются «квалифицированными» психологами, которые чувствуют, где есть правда, а где обман. Ложь со стороны родителей сильно ранит нежную душу подростка.
  • Отношения поколений должны базироваться на взаимоуважении. Необходимо признать, подросток – самостоятельная независимая личность. Маленький человек имеет право на собственную точку зрения, которая отлична от мнения взрослых.
  • Чтобы ребенок был готов поведать свои тайны, родители должны быть для него безопасны. Подросток должен пребывать в уверенности, что его тайны не станут достоянием гласности. Что он не будет осмеян, раскритикован, наказан. Именно доверие ребенка своим родителям – лучшее средство профилактики суицида.
  • Необходимо помнить, что ребенок имеет право на личное пространство, и ему необходимо периодически быть в одиночестве. Поэтому не стоит лезть к нему в душу, когда он занят исследованием своей личности и хочет побыть один.
  • Уговоры на человека, решившегося покончить жизнь самоубийством, часто не действуют. Словесные доводы, мол, жизнь интересна и прекрасна, усиливают дух противоречия у подростка. Необходимо доказывать не словами, а собственными поступками. Энергичные, счастливые родители – наглядный пример для отчаявшегося ребенка и веское подтверждение того, что жизнь – захватывающая штука.
  • Родители должны найти занятие, которое станет отдушиной для их наследника и вырвет его из депрессии.
  • Хорошее средство профилактики суицидов – заполнить жизнь ребенка позитивными моментами. Помним: у занятого и увлеченного человека не остается времени на раздумывания о самоубийстве. Посещение театров, музеев, выставок, просмотр кинолент, загородные экскурсии, автобусные туры по осмотру достопримечательностей спасут от хандры и привьют вкус к жизни.
  • Задача родителей для профилактики суицидов – доказать ребенку, что он является любимым и уважаемым человеком. Необходимо помнить: каждый имеет право на ошибку. Именно поэтому все взрослые: родители, учителя, тренера и иное окружение отрока должны стать вежливыми и мудрыми людьми. Помнить: никому не позволено унижать и притеснять ребенка.
Читайте также  Тормозная система с пневматическим приводом

Если вы увидели один из негативных признаков намерения совершить суицид у подростка, то отнеситесь к этому серьезно, чтобы не допустить непоправимое. Лучше всего прибегнуть к помощи специалистов, однако всегда стоит учесть, что в первую очередь самая лучшая помощь это поддержка и понимание близких людей. Помните, что как бы подросток на словах не относился к родителям, он в душе их всё равно любит и готов к диалогу.

Берегите своих детей!


«Телефон доверия»

8(8512) 51-20-80

Анонимно, бесплатно, круглосуточно

Самоубийства среди подростков – признаки и решение проблемы

Ребенок-самоубийца – эти два, казалось бы, взаимоисключающих понятия становятся одним из «знаков» времени.

Каждый день мы читаем или слышим шокирующие новости. Так, недавно на Сахалине выпускник школы покончил жизнь самоубийством после того, как неудачно сдал вступительные экзамены по истории. В Саратовской области в одном из сел Марковского района покончил с собой 13-летний школьник. Повешенного сына нашли родители, когда вернулись домой с работы. Одиннадцатилетняя москвичка после ссоры с родителями попыталась выброситься из окна. Девочка расстроилась из-за двойки, которую получила в школе.

Печальные сообщения, которыми пестрят новостные ленты, можно продолжать. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

Эксперты констатируют: для России проблема детской и подростковой смертности крайне актуальна, и корни ее в плохом социально-экономическом положении всего общества.

В настоящее время в социальной сети интернет «Вконтакте» созданы группы, где подростков призывают к самоубийствам. В результате психологического давления и зловещих квестов более 100 подростков России покончили жизнь самоубийством, в том числе и подростки их Ханты-Мансийского АО-Югры.

По информации следственного управления Следственного комитета РФ по ХМАО-Югре за 12 месяцев 2016 года было зарегистрировано 35 случаев самоубийств и попыток самоубийства (прошлый год – 17), по результатам рассмотрения этих фактов возбуждено 8 уголовных дел (прошлый год – 3).

Следственным комитетом РФ в ходе расследования было выявлено, что с декабря 2013 года по май 2016 года в восьми виртуальных сообществах в сети «Вконтакте» открыто пропагандировались суициды, а несовершеннолетних пользователей склоняли к самоубийствам. следствием установлено, что доступ к этим группам строго ограничен и предоставляется администратором подобно членству в закрытом клубе.

Вступившие в «группу смерти» дети, принимают участие в увлекательной игре, и исполняют, как может в начале показаться, безобидные задания. На самом же деле несовершеннолетний оказывается в психологической ловушке. В сообществе пропагандируется смерть как единственный верный и красивый способ выхода из сложных жизненных ситуаций. Насилие по отношению к себе и окружающим, а также депрессивное психологическое состояние возводиться в культ, тогда как семья, друзья и образование критикуются и высмеиваются.

Организаторы «групп смерти» следят за поведением юных пользователей и предлагают им новые и новые задания, за отказ от выполнения которых грозит исключением из группы, участием в которой дети очень дорожат, поэтому не осмеливаются спорить с виртуальным наставником и исполняют предписания, вплоть до совершения самоубийства.

По информации Следственного комитета РФ в разных регионах страны установлены 15 несовершеннолетних потерпевших, состоящих в «группах смерти» и совершивших суициды. Еще пятеро ребят совершить суицид не смогли.

Культу суицида подвержены дети от 10 до 17 лет. Преступники просят детей предоставить личную информацию: номер телефона, адрес, а затем дают поручения и начинают контролировать детей каждые 48 часов.

Для «групп смерти», как для прочих сект закрытого типа, характерна своя символика. Так, например, бабочка обозначает у них скоротечность жизни, поскольку бабочки живут от нескольких часов до нескольких месяцев. «Не задерживайся на земле! Покинь ее поскорее, молодым и прекрасным, а не старым и дряхлым, лети вслед за своей мечтой!» – такие императивы призван внушить подросткам этот символ. И они действительно «летят» вскрывать себе вены, бросаться под поезд или прыгать с крыши.

Широко распространен символ кита. Он связан с многочисленными фактами массовых самоубийств среди этих морских животных. Кит олицетворяет в «группах смерти» мощь, силу, способность плыть против течения, то есть против таких «стереотипов», как жизнь. Кит олицетворяет мечту о свободе, ради которой надо расстаться с жизнью. Словно пытаясь «взлететь», кит-самоубийца выпрыгивает из свойственной ему стихии, разбивается о скалы и погибает. Эта смерть представляется жертвам «групп смерти» как нечто прекрасное, как достойный пример для подражания.

Администраторы «групп смерти» разделяют своих адептов на две основные группы: на тех, для кого участие в «группе смерти» есть своеобразная игра, и на тех, кто «уже готов», кто способен «познать истину», то есть готов совершить суицид.

На своих интернет-страницах администраторы «групп смерти» размещают фото подростков-самоубийц, развивают почти культовое почитание таких подростков. Умело используя детское тщеславие, подсовывают подросткам мысль, что и он может легко стать известным, стать кумиром для многих. Нужно сделать всего один последний шаг.

Самоубийство представляется самым достойным поступком в жизни человека, внушается мысль, что к суициду способны только лучшие, самые сильные, «продвинутые». Не давая ребенку опомниться и сделать осознанный выбор, организаторы «групп смерти» создают для него видимости того, что и его самоубийство – лишь дело времени, причем скорого. Как тонкие психологи, они избавляют подростков от трудного выбора «жить или не жить», делая за него это выбор. «Ты следующий» или «твой номер такой-то», – сообщают они очередной жертве, заставляя ребенка ждать «своего часа», который наступит очень скоро, и обдумывать способы совершения суицида.

Своеобразной подготовкой к суициду являются самоистязания, которым подростки себя подвергают, по научению лидеров «групп смерти». Чаще всего это порезы лезвием или ножом на руках, бедрах, реже на груди и других частях тела, иногда это прижигание сигаретой и т.п. психологи и психиатры считают, что самоистязание подростков связано с сильными переживаниями, боль от которых они пытаются нейтрализовать болью физической.

Специалисты обратили внимание и на тот факт, что самоистязанию и суициду подвержены девочки-подростки, как существа наиболее ранимые и внушаемые.

Поведение подростков, замысливших суицид, может ничем не отличаться от поведения его «непродвинутых» сверстников.

Как утверждают эксперты, детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

1. потеря аппетита или даже обжорство, бессонница

2. частые жалобы на недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)

3. пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

4. постоянное чувство одиночества, вины

5. погруженность в размышления о смерти

6. отсутствие планов на будущее

7. побеги из дома

8. разговоры, записки, рисунки с отражением жестокости к себе

9. плачь без причины, грубость

10. раздача личных вещей

Читайте также  Электроснабжение и электрообслуживание узловой распределительной подстанции

Проблемы у подростка могут возникнуть из-за расставания с любимым человеком или его измена (в подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно); из-за сложной психологической обстановке в семье (ссоры с родителями, скандалы папы и мамы между собой, их развод), из-за перегрузок в школе или неудач в учебе (по статистике: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости школьников. «Лидируют» в статистике отличники, а замыкают список двоечники). Проблемы ребенка с наркотиками или алкоголем, игровая зависимость или зависимость от интернета, подростковая беременность также могут «подтолкнуть» ребенка к попытке самоубийства.

Считается, что суицидом ребенок, впрочем, как и взрослый, пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от переживаний, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам, настоять на своем, отомстить, избежать ответственности.

Подросток вообще склонен уходить от трудных ситуаций, а суицид – это в первую очередь уход. Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя действительно несчастным. Имеет значение и то, что не все дети осознают ценности жизни – ни своей, ни чужой. По мнению подростка, его жизнь – небольшая цена за то, чтобы отомстить обидчику. К примеру, девочка-спортсменка должна была выступать со своей командой, и она решила отпроситься с контрольной по математике. Учительница, женщина грубая и упрямая, ее не отпустила и резко отчитала – при всех. Команда проиграла. Все очень расстроились и девушка, которой вообще было свойственно преувеличенное чувство долга, сочла себя виноватой в проигрыше. В тот же день она написала записку «В моей смерти прошу винить…» — и выгребла всю домашнюю аптечку. К счастью девочка осталась жива…

Смерть представляется детям в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков или тех, кто про него забыл. «Дай-ка я покажу, что может быть, если они меня потеряют», — думает подросток.

Если замечена склонность школьников к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.

2. Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.

3. Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

4. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве.

5. Обратите внимание, какие сайты посещает ваш ребенок. Часто подростки могут найти информацию о том, как покончить жизнь самоубийством, в интернете.

6. Обратите внимание, какие СМИ они читают, какие передачи смотрят по телевизору. Дело в том, что подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает ТВ или массовая литература. Суицидное поведение сверстников может стать подражательным.

Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер… Не ругайте ребенка, не кричите на него, не скрывайтесь за маской равнодушия, не думайте, что он решил вас просто напугать. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им. Обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Помните о том, что попытка суицида может быть еще. По статистике, треть самоубийц в течение года повторяют свою попытку.

Отметим, что последние годы частота случаев суицида среди детей в возрасте 10–14 лет колеблется в пределах от трех до четырех случаев на 100 тысяч человек в год, а среди 15–19-летних — 19–20 случаев. Более того, массовые самоубийства подростков не являются редким явлением.

По общему показателю самоубийств Россия также остается одной из наиболее неблагополучных стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает шестое место в списке стран, которые предоставляют в организацию соответствующие сведения (многие страны этого не делают, среди них – Куба и Северная Корея). Средний уровень суицида в мире составляет ежегодно 14,5 человека на 100 тысяч населения, в России – 23,5 человека.

Суицидальное поведение у подростков.
Как распознать проблему и справиться с ней

Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснется такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать поведение ребенка. Но, насколько бы эта тема не была тяжела для нашего восприятия, не стоит отгораживаться от проблемы, лучше обсудить все, что беспокоит со специалистом-психологом. Сегодня психолог Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Диана Аветисян расскажет о том, на что стоит обратить внимание родителям, и как помочь ребенку, если он уже предпринимал попытки причинить себе вред.

Способы предупреждения суицида

Попыткам суицида предшествуют изменения настроения, поведения, снижение самооценки, нарушения сна и аппетита, проблемы с учебой, головные боли и иные психосоматические проблемы, суицидальные мысли.

Если ребенок говорит: «Лучше я бы не появлялся на свет» или «Лучше заснуть и не просыпаться», − это признаки суицидальных намерений.

Саморазрушающее поведение тоже может говорить о склонности к суициду: алкоголь, наркотики, экстремальные виды спорта, «зацеперство» и т.п.

«Нельзя ругать, упрекать, давить на чувство совести или вины. Такие действия могут подорвать доверие к родителям, понизить самооценку. Важно выяснить, что беспокоит ребенка, задав прямые вопросы, внимательно выслушать, поддержать, убедить обратиться за помощью», − советует психолог.

Внимание: самоповреждения / Аутоагрессия

Членовредительство может включать поверхностные царапины, порезы, прижигания, а также колющие ранения, удары и повторяемое растирание кожи. Повреждения кожи могут наноситься ребенком, как с умыслом, так и без.

Членовредительство может быть связано с алко- или нарко- зависимостями или показывает, что подросток находится в сильном стрессе.

Иногда такое поведение является данью моде среди определенной группы подростков, в том числе среди «виртуальных» друзей.

Такие проявления аутоагрессии не указывают на попытку суицида, а являются:

  • «наказанием» для себя самого;
  • способом привлечения внимания кого-то из близких;
  • выражением злости;
  • подражанием кому-то из друзей или известным людям;
  • простым любопытством «А что, если. ».

«С любыми самоповреждениями необходимо обратиться к психиатру, чтобы он определил, что является причиной членовредительства в конкретной ситуации», − рекомендует Диана Авестисян.

Алгоритм действий в случае, если ребенок предпринял попытку суицида:

  1. Непосредственно устранить угрозу жизни в текущий момент.
  2. Предотвратить возможность повторной попытки — спрятать потенциально опасные вещи: острые предметы, лезвия, таблетки, веревки и т.п., не оставлять ребенка одного.
  3. Тщательно следить за тем, чтобы ребенок принимал назначенные лекарства. До завершения лечения ребенок должен находиться под постоянным наблюдением родителей и специалистов.

«Дети могут угрожать себя убить или даже инсценировать суицид для того, чтобы обратить на себя внимание или добиться желаемого. Но даже если подросток „играл на публику“, нельзя игнорировать это, смеяться или ругать ребенка за „спектакль“. В таком случае подросток может повторить попытку по-настоящему, чтобы доказать, что „он не шутит“. Оценить серьезность угрозы должен помочь врач-психиатр», − отмечает психолог.

Факторы, снижающие риск суицида

  • Сопровождение специалистами/психологами, обладающими достаточными знаниями в области суицидологии;
  • Отсутствие стигматизации и табуирования;
  • Поддержка близких, друзей, учителей и других лиц, участвующих в жизни ребенка;
  • Обучение, развитие навыков разрешения конфликтов.

Мифы о суициде

«Кто говорит о суициде, не совершит его». Говоря о суициде, люди неосознанно ищут помощь или поддержку. Например, в состоянии депрессии может казаться, что суицид − это единственный способ справиться со своим состоянием.

«Человек, который реально хочет причинить вред своему здоровью, не привлекает к себе внимания». Обычно суициду предшествуют предупреждающие знаки, вербальные или поведенческие.

«Если у человека есть склонность к суициду, то это навсегда». В большинстве случаев суицидальные попытки иили мысли имеют временный характер и связаны с конкретной ситуацией.

«Родители должны быть вместе со своим ребенком в трудной ситуации. Только, будучи рядом, поддерживая неокрепшую психику подростка, можно вырастить уверенного в себе, сильного человека», − убеждена Диана Аветисян.

Если у вас есть опасения, что вашему ребенку нужна психологическая помощь, и вы не можете справиться сами, обратитесь в ближайший семейный центр или узнайте о возможности получить квалифицированную помощь онлайн на сайте.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: