Проблема в менеджменте как предмет исследования - ABCD42.RU

Проблема в менеджменте как предмет исследования

Тема 3. Проблема в менеджменте как предмет исследования

Диагностика систем управления

Понятие проблемы в исследовании систем управления

Процедура распознавания проблем в управлении организацией

Диагностика систем управления

Как и управление, исследование систем управления является процессом. Процесс исследования — это последовательность этапов его осуществления, ком­бинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочета­ние приоритетов. (Короткое Э.М. Исследование систем управления. Учебник. М: ДеКа, 2000, с. 36).

В современной парадигме исследования система управления рассматривается как прототип организма, поэтому ее, как и организм, «нельзя разобрать и собрать по чертежу». Установленная аналогия между системой и организмом позволяет обоснованно использовать при исследовании систем медицинские термины, в частности термин «диагностика». Под диагностикой понимается «анализ симптомов и установление причин и происхождения болезни живого организма».

В более широком понимании диагностика – это учение о методах и принципах распознавания болезней и постановке диагноза.

От выяснения природы термина «диагностика» перейдем к определению понятия диагностика применительно к управлению предприятием.

Французские исследователи Ж.Ришар, М.Бартоли, А.Марион в книге «Диагностический анализ предприятия» определяют диагностику как «совокупность исследований по распознаванию и определению состояния объекта, выявлению проблем и «узких мест».

Как показывает опыт, как и в любом другом деле, самое сложное это с чего начать исследование.

Если обратится к тому, как начинать исследование в естественных, как иногда говорят традиционных науках, то в них исследование начинается с постановки формальной задачи, которую надо решать.

В бизнесе, в управлении социальными системами трудно сразу четко сформу­лировать предмет исследования. Сначала необходимо проанализировать пробле­мы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них ключевую, определяющую важность и срочность проведения исследования. Для этого про­блема должна быть четко сформулирована. Проблема определяет выбор методов исследования, установление ориентиров и ограничений в проведении и исследо­ваний.

Понятие проблемы в исследовании систем управления

Понятие «проблема» является одним из базовых в исследовании систем управ­ления. С философских позиций проблема — форма знания, содержание которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. (Философия: Учебник для вуза. Ростов н/Д: Феникс, 1999,с. 483 )

Трактования понятия проблема во многих учебниках по разным направле­ниям менеджмента (Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения М., 1997; Маркова В.Ф., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск, 1999; Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: 2000; Игнатьева А.В., Максимцов М.М. ИСУ. М.: Юнити-Дана, 2000.). Понятие про­блемы является одним из базовых в системном анализе. О нем у нас будет от­дельная тема.

Познакомимся с подходами к определению понятия проблемы.

В Российском энциклопедическом словаре (М.: Большая Российская Эн­циклопедия. М.: 2001. Р.2. с. 1253) находим:

Проблема (от греч. Problema — задача) — в широком смысле — сложный тео­ретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешение; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиции р объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Это широкий подход к определению проблемы.

В литературе по менеджменту прослеживается два подхода при формировании определения проблемы. Один навеян системным подходом. Профессор Р.А. Фатхутдинов отмечает (Разработка управленческого решения. М. 1997, с. 199): «Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта». В такой формулировке проявляется влияние системного подхода. Авторитетный исследователь системного анализа С. Олтнер пишет: «Промежуток между существующей и желаемой системой образует то, что называется проблемой». (Олтнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / Пер. с англ. М.: Советское радио, 1969.с. 160). В терминах системного анализа М.В. Локтионов дает такую формулировку: «Проблемой называется ситуация характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) выходом и существующим входом. Проблема — это разница между существующей и желаемой системами.» (Локтионов М.В. Системный анализ в менеджменте. М.: Генезис, 2000, с. 142). По сути та же формулировка определения проблемы только в управленческих терминах и несколько более широкая дается Игнатьевой А.В., Максимцовым М.М.: «Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному (запланированному). (Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2000, с. 48). С точки зрения действий менеджмента удачно определение В.Ф. Марковой и С.А. Кузнецовой: «Под проблемой обычно понимается несоответствие состояния управляемого объекта целям, постановленным руководителем (управляющим объектом). (Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999, с.72).

Желая подчеркнуть неотложность реагирования на то, что обозначается в качестве проблемы, В.В. Глущенко и И.И. Глущенко проблему трактует как критическое рассогласование между желаемым положением и реальным (Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. Железнодорожный Моск. обл.: НПУ., Крым 2000. с. 86)

Обобщая первый подход исследователей менеджмента к определению проблемы, отметим, что проблема в данном случае рассматривается как разрыв между тем какой хочет видеть руководитель, возглавляемую им организацию и ее фактическим положением.

Другой подход к формулировке понятия проблемы раскрывает причины же­лания руководителей изменить существующее в организации положение. Соглас­но этому подходу, проблема — это противоречие, существующее между организа­цией и внешней средой или внутри организации, которое должно быть разрешено посредством действий руководства организации. Так, те же В.Д. Маркова и С.А. Кузнецова констатируют «Другое определение: проблема есть противоречие в организации, требующее его управленческого решения». (Там же, с.72). А Э.М. Коротков акцентирует внимание на необходимости проведения исследования в случае возник­новения проблемы в организации: Проблема — это реальное противоречие, тре­бующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, ха­рактера и возможных последствий. (Коротков Э.М. Исследование систем управ­ления. М.: 2000, с. 278)

Трудности, с которыми сталкивается руководство организации, и которые обуславливают необходимость исследования, обусловлены, как правило, слабо­структурированными качественными проблемами.

В литературе отмечается, что слабоструктурированная проблема — это такая проблема, состав элементы которой и их связи известны только частично. (Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / Пер. с англ. М.: Советское радио, 1969.с. 80 сноска 2.).

Об этом виде проблем будем говорить подробно, когда будем рассматри­вать методологию системного анализа.

Э.М. Коротков отмечает, что все разнообразие проблем, которые характеризуют предмет исследования систем управления можно представить в совокупно­сти трех групп:

— проблемы поведения объекта управления;

— проблемы поведения субъекта управления;

— проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления; Исследуя системы управления важно помнить, что существуют реальные и мнимые проблемы. Руководство организации может поставить в виде цели иссле­дования поиск решения мнимой проблемы. Выделяют три вида мнимых проблем:

A) уже не проблемы, то есть проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы (например: про­блема повышения эффективности деятельности управленческого подразделения, которое предлагается расформировать).

Б) еще не проблемы, то есть проблемы существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения (напри­мер, проблема вытеснения российскими производителя самолетов с американско­го рынка продукции компании «Боинг»).

B) никогда не проблемы, неразрешимые проблемы, то есть проблемы для ко­торых не существует решения (например, построить идеальную систему управле­ния организацией, позволяющую успешно осуществлять управление в любых ус­ловиях).

Так как проблема является предметом исследования, следует познакомиться с ее основными параметрами, выяснить которые желательно, а во многих случаях и обязательно в рамках исследования.

Проблема в менеджменте как предмет исследования

В менеджменте процесс управления – это совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Проблема – это несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному).

Источником проблемы организации могут быть:

– несоответствие фактического состояния плановым нормативам на определенный момент времени

– изменение целей, планов, нормативов

По результатам анализа фактической или прогнозируемой ситуации выявляются возможности предприятия – шансы, на базе использования которых можно достичь лучших результатов по сравнению с текущими или запланированными.

Совокупность факторов, вызывающих появление проблемы или возможности называется ситуацией, а рассмотрение проблемы или возможности с учетом влияния на нее факторов ситуации позволяет описать проблемную ситуацию.

Структура проблемного поля:

Для преодоления проблемы принимается управленческое решение. Решение представляет собой выбор из альтернативных вариантов осуществления управленческих воздействий на ситуацию со стороны менеджера. Каждая из альтернатив имеет свои достоинства и недостатки и характеризуется выгодой и потерями в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Ответственность за принятие решений лежит на управленческом персонале. Причем, согласно принципам делегирования полномочий, ответственность за принятое решение несет как лицо, принявшее его, так и тот, кто делегировал полномочия по принятию данного решения, т.е. непосредственный начальник данного менеджера.

Читайте также  Эксплуатация осветительных электроустановок

– концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии

– последовательность действий по достижению поставленных целей

– объект или состояние, отражающее достижение поставленных целей

– психологическая реакция на раздражитель

– управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме, и регламентирующий те или иные действия, состояния и пр.

Требования к управленческому решению:

– ориентация на стратегические цели и задачи

– экономичность (определяется по размеру затрат)

– эффективность (соотношение затрат и доходов от реализации решения)

Выбор и эффективность принятия решения зависит от:

– личности руководителя (совместимости его системы ценностей с операционной стратегией организации)

– среды принятия решения (определенная, рисковая, неопределенная или меняющаяся)

– информационных ограничений (ранее описанный конфликт обоснованности и своевременности решения)

– поведенческие ограничения (неэффективные межличностные или внутриорганизационных коммуникации)

– негативные последствия (при неправильном учете взаимосвязи ситуационных переменных)

– взаимозависимость решений (необходим выбор важного решения, остальные будут подстраиваться под него)

Подходы к разработке управленческого решения:

– эвристический (свободный научный поиск)

– нормативный (по стандартам)

– синоптический (по формализированным и математическим моделям)

Подходы к принятию решений по результатам анализа:

– системный подход (организация воспринимается как система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связи с внешней средой, обратную связь)

– комплексный подход (учет технических, экономических, экологических, организационных, социальных и прочих аспектов менеджмента)

– интеграционный подход (исследование взаимосвязей между подсистемами, стадиями жизненного цикла, уровнями и субъектами управления)

– маркетинговый подход (ориентация управляющей системы при решении любых задач на потребителя)

– функциональный подход (потребность рассматривается как совокупность минимальных по затратам на единицу полезного эффекта функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения)

– динамический подход (рассмотрение причинно-следственных связей в перспективе и ретроспективе)

– воспроизводственный подход (ориентация на постоянное воспроизводство товара для удовлетворения конкретного рынка с меньшими затратами на единицу эффекта за счет опережающего планирования, интеграции науки и техники и т.д.)

– процессный подход (управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий)

– нормативный подход (установление рационально обоснованных нормативов по всем подсистемам менеджмента)

– количественный подход (переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических, инженерных и экспертных методов)

– административный подход (регламентация функций, прав, обязанностей, затрат, нормативов качества и т.д.)

– поведенческий подход (оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе концепции поведения)

– ситуационный подход (самым эффективным методом управления в конкретной ситуации является метод, наиболее к ней адаптированный)

Методы исследования в менеджменте и их сущность

Методы исследования в менеджменте – инструменты, необходимые для решения задач управления в любой компании. В статье приведены основные подходы к изучению вопросов менеджмента организации.

Что такое исследование?

Само понятие «исследование» включает в себя комплекс действий по выявлению проблемных вопросов, установлению их роли и места в изучаемой области, изучение и описание взаимосвязей и закономерностей изменения предметов, явлений и их свойств. А также поиск и обоснование решений по использованию полученных знаний для улучшения изучаемой системы или решения поставленных в исследовании задач.

Любое исследование имеет определенную цель. В менеджменте исследования направлены на повышение эффективности функционирования системы управления. При этом могут ставиться самые разные задачи, решающие возникшие проблемы менеджмента или повышающие качество последнего.

Предмет и объект исследования в менеджменте

Все методы исследования в менеджменте направлены на изучение объекта – системы управления. Что же она собой представляет?

В основе управления стоит личность, лидерские качества которой позволяют формировать вокруг себя сеть взаимосвязанных элементов управления, работающих по установленному регламенту. Если же объектом исследования менеджмента является система управления, то объектом управления является фирма (организация). Таким образом, благополучие и развитие последней также входит в объект исследования.

Предметом исследования в менеджменте обычно является противоречие или проблема управленческого процесса.

Основы методологии исследований в системе управления

Методология и методы исследований в менеджменте зависят целиком и полностью от выбранного подхода. Последний бывает концептуальным, аспектным и системным.

Одна и та же проблема может иметь разный аспект, например социальный или экономический, в зависимости от «ракурса» ее рассмотрения.

Концепция – более широкое понятие и включает разработку основных положений для исследования перед началом самого процесса изучения проблемы.

Наиболее популярным сегодня является системный подход к исследованию. Система, как уже говорилось выше, представляет собой сеть взаимосвязанных элементов, поэтому такой подход позволяет наиболее широко и всесторонне изучить объект исследования и достичь поставленной цели. Системный подход также предполагает изучение внешних факторов, явлений и объектов, которые могут повлиять на исследуемый объект. Конкретизация целостности системы также приводит к более тщательному изучению ее внутренних взаимосвязей, устойчивости, рисков.

Целеполагание – один из ключевых аспектов методологии исследований в менеджменте. Любая система управления нуждается в двух группах целей – внешней и внутренней, которые должны быть взаимосвязаны и не противоречить друг другу.

Подход к исследованию также может носить эмпирический или научный характер. Эмпирическим, или опытным, называют подход, включающий конкретные экспериментальные инструменты получения новых знаний.

Второй подход включает методы научного исследования в менеджменте. Этот поход позволяет более точно изучить проблематику управления в организации и подобрать обоснованно эффективное решение.

Какие бывают методы исследования в менеджменте?

Существует множество инструментов, методов, методик, приемов изучения систем управления. Как разобраться в таком многообразии? На что обратить внимание?

Ответ на все эти вопросы каждый менеджер ищет самостоятельно, однако процесс поиска можно упростить путем грамотной группировки.

Классификация методов исследований в менеджменте включает два основных кластера: теоретический и эмпирический.

Теоретические методы основываются на базе знаний и логических умозаключений, которые содержатся в книгах, учебниках, монографиях, статьях. Эмпирические же (опытные, прагматические) методы оперируют к экспериментам и мнениям специалистов. Нельзя авторитетно заявить, какие методы лучше, так как они по-разному рассматривают одну и ту же проблему. Поэтому в практике менеджмента, как правило, встречается синтез нескольких методов и инструментов.

Теоретические методы

Методы исследования проблем менеджмента нередко опираются на теорию управления как ключевую научную базу.

В первую группу входит метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он предлагает исследователю пройти путь от общего к частному, то есть, опираясь на объективные знания, сделать выводы о решении конкретной проблемы менеджмента.

Абстрагирование как метод исследования предлагает игнорировать незначительные элементы системы управления для выявления ключевых взаимосвязей, в том числе путем моделирования бизнес-процессов.

Группа теоретических методов не может не включать анализ и синтез, позволяющие разделить (декомпозировать) объект исследования для последующего независимого изучения и воссоединения для воссоздания прежней конструкции с осознанием протекающих внутри системы процессов.

Дедукция и индукция также являются яркими представителями первой группы, которые основываются на логических выражениях: от частного к общему (индукция), от общего к частному (дедукция), от частного к частному (трансдукция).

Практические методы

Прагматические методы исследования менеджмента организаций часто используются для первичной оценки проблемы.

Наблюдение – самый очевидный из методов эмпирики. Информация собирается со всех задействованных в процессе управления подразделений компании. Главным критерием является невмешательство исследователя в бизнес-процесс в процессе наблюдения.

Сравнительный метод предполагает наличие аналога или эталона, с которым можно будет сопоставить показатели исследуемого объекта.

Также к прагматическим относят метод полемики (дискуссии). Такое аргументированное обсуждение вопросов менеджмента организации, как правило, проводят в рамках первичной оценки сложившейся ситуации (спланированное совещание у директора). Полемика может проходить и между исследователями.

Методы моделирования

Моделирование является одним из наиболее востребованных теоретических методов оценки эффективности функционирования системы управления и проведения исследований для ее улучшения.

Модель представляет собой «изображение» реального объекта, но не в статическом состоянии, а в положении функционирования, приближенного к действительным условиям. Для моделирования приходится прибегать и к методу абстрагирования, то есть исключать из рассмотрения неключевые факторы и процессы. Запуск модели может показать не только существующие проблемы менеджмента, но и спрогнозировать действие негативных факторов на систему в будущем.

Экспертные методы

Метод экспертных оценок – широко распространенный эмпирический метод, основанный на мнении компетентных специалистов. Несмотря на простоту получения таких оценок, существует множество примеров неверного их сбора или толкования, что приводит к негативным результатам исследования.

Процесс экспертного исследования включает несколько этапов.

Во-первых, проводятся подготовительные работы по сбору группы экспертов и оформлению необходимых документов.

Затем проходит детальное изучение проблемы.

Исследование продолжается путем разработки вариантов решения поставленной задачи.

Внедрение готового решения происходит не без участия экспертов.

Как правило, проводят групповую экспертизу, в связи с чем во главу угла ставится процесс подбора специалистов. Для этого стоит определиться с формой прохождения экспертизы: эксперты могут обсуждать проблему вместе и выдавать готовое коллективное решение или же работать автономно и излагать свои идеи письменно каждый в отдельности.

Читайте также  Принципы, способы и средства обеспечения пожарной безопасности

Какие бы методы исследования в менеджменте ни применялись, итоговый документ – важнейшее завершение всей работы. Так и в методе экспертизы важно правильно заполнять бланки и записывать мнения и идеи, безошибочно выделяя суть.

Зарубежные методы исследования менеджмента

Методы исследования в менеджменте в последнее время включают такой экспертный метод, как СВОТ-анализ. Это зарубежная практика четырехфазного анализа, которая включает оценку сильных и слабых сторон компании, а также ее возможности и внешние угрозы.

Часто также применяется метод мозгового штурма. Его суть заключается в поиске максимального количества идей на заданную тему в рамках одного или нескольких часов. Это тоже подвид экспертного метода, однако анализ методов исследования в менеджменте показал, что при решении творческих задач, метод «накидывания идей в считаные минуты» показывает себя как один из лучших.

В заключение стоит отметить, что на сегодняшний день есть много литературы, содержащей самые разнообразные методы исследований в менеджменте. Учебник или монография на эту тему будут, безусловно, полезны для выбора инструмента исследования, однако не стоит забывать о специфике систем управления в различных организациях.

Статья на тему «Проблемы менеджмента»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Афанасьева Е.С., преподаватель

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Прибрежненский аграрный колледж,

с. Прибрежное

Проблемы менеджмента

С самого начала своей истории менеджмент в организации сталкивался с множеством проблем и сложностей. Эти проблемы были результатом многих факторов, например, незнанием, как мотивировать персонал, как организовать их рабочее время и пространство, какие решения будут наиболее выгодными и правильными. И всегда талантливые менеджеры пытались найти им решение, разобраться в причинах трудностей и понять, какие способы управления людьми самые эффективные. Рождались все новые и новые принципы управления, достижения целей, контроля над качеством. Многие из них актуальны и на сегодняшний день.

Однако большинство из них — это принципы западного, американского и японского менеджмента. Россия отличается от Европы, США, Японии не только экономическим положением, но и менталитетом. Иначе говоря, это способы решения проблем, с которыми пока не столкнулись российские производители, либо эти способы не приведут к эффективному управлению. Поэтому в России проблемы менеджмента очень актуальны в современном обществе.

Менеджмент — это управление организацией, коллективом и процессами, протекающими во время работы и деятельности компании. Главной задачей которого, является организация производства продукции и услуг, учитывая нужды потребителей и используя имеющиеся ресурсы (материальные и человеческие), достижение рентабельности производственного процесса и стабильного положения на рынке. Текущие задачи, стоящие перед менеджментом в России:

Поддерживать жизнеспособность компании в условиях растущей конкуренции и при любых изменениях рынка;

Четко определять цели, которые соответствуют интересам фирмы, а также отвечают на запросы ранка и потребителей;

Стараться достичь максимизации прибыли и минимизации издержек;

Совершенствовать работу компании, применяя современные методы управления (для этого необходимо постоянно развиваться и приобретать новые знания и навыки);

Добиваться эффективной работы всех сотрудников в отдельности и в целом всего коллектива;

Строить хорошие отношения в коллективе и разрешать конфликты, разработать шаги развития коллектива, решать социальные проблемы в команде;

Разрабатывать более совершенные формы деятельности и внедрять их в практику, а также осваивать новые сферы деятельности;

Быть способным идти на риск, но в разумных пределах, а также снижать его отрицательное воздействие;

Внедрять эффективные теоретические разработки, как отечественной, так и зарубежной науки;

Подходить к управлению, учитывая особенности российских условий бизнеса, истории нашей страны и российского менталитета.[3]

Успешно выполнять все эти задачи одновременно довольно сложно. Причинами этому являются проблемы, которые на сегодняшний день существуют в российском менеджменте.

Одна из главных проблем российского современного менеджмента — это проблема качества управленцев. В последние годы эта специальность появилась в российских ВУЗах, но проблема все равно остается. Причиной может быть то, что в России мало профессионалов, имеющих опыт управления в действительных условиях рыночной экономики. Хорошо известно, что овладеть знаниями в области управления невозможно без получения практических навыков. Естественно, что у основной части выпускников этой специальности жизненный опыт незначителен, а управленческий практически отсутствует. На практике воплотить всевозможные новые и эффективные принципы управления довольно сложно. Необходим радикальный пересмотр философии ведения бизнеса, а также изменение психологии персонала (особенно менеджеров), рост личностного потенциала и повышение их квалификации.

Существует в России и проблема неэффективного взаимодействия владельца компании и топ-менеджера. Часто между ними происходят конфликты, которые приводят к увольнению управляющего. Как следствие, владелец теряет ценного специалиста, и эффективность работы компании снижается. В это время, менеджер теряет возможность карьерного роста и начинает все сначала. Суть разногласий состоит в том, что собственник хочет максимальной прибыли на каждом этапе деятельности организации, а профессиональный менеджер настроен на достижение стратегических целей. Зачастую, собственник компании имеет не совсем четкие цели и представления о производственном и рабочем процессе. Из-за этого сложно достичь результатов, которые он требует. При этом менеджер не имеет ключевых полномочий, но имеет высокую степень ответственности. Для компании выгоднее не сиюминутная прибыль, извлеченная из каждого этапа, а стратегические приобретения, которые в будущем окупятся и принесут большую прибыль. Профессиональный менеджер понимает это, и если владелец также придерживается этой позиции, то они оба будут чувствовать себя в компании комфортно, действия будут ясны, а ожидания оправданны.

Современный высший менеджмент, в основном, сформирован из специалистов именно той отрасли, в которой работает компания. Например, во главе телекоммуникационной компании стоит связист, а во главе банка — финансист. Однако суть в том, что управление — это тоже отдельная отрасль со своими специфичными чертами. Чем выше должность, тем количество специфических функций больше, а технических меньше.[1]

Существует в России и такое явление, что рабочий занимает позицию руководителя, получив повышение, но по способам решения проблем и стилю мышления остается специалистом своей отрасли. Часто встречается такой парадокс: руководитель охотнее занимается решением технологических проблем, нежели управленческих.

В настоящее время в России существует множество проблем менеджмента. На данный момент в нашей стране не выработаны теоретические и методологические основы по использованию менеджмента на практике. Принципы западного менеджмента малоприменимы в России, поэтому их сложно использовать для решения этих проблем. Конечно, стоит уделять внимание теории и опыту иностранного менеджмента, но необходимо четко понимать различия в принципах управления в России и за рубежом. Поэтому, прежде чем внедрять инновации, очень важно адаптировать их под определенные черты менталитета и культуры российского человека.[2]

Несмотря на все вышесказанное, хотелось бы отметить, что при правильном и профессиональном подходе можно не только найти решение всех проблем менеджмента организации, но и избежать столкновения со многими из них. Это позволит повысить эффективность и качество управления и всего производственного процесса, что в итоге приведет к получению большего дохода.

Список использованных источников:

Иванченко А.Д. Менеджмент сегодня. / Финансы и кредит. 2007-. №19;

Мескон М., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2004;

Менеджмент. Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Основные проблемы современного менеджмента

Реферат

по дисциплине «Менеджмент»

На тему «Основные проблемы современного менеджмента и зарубежные модели менеджмента»

Выполнил: студент 3-го курса

Заочной формы обучения

Чистяков Антон Олегович

Содержание

Основные проблемы современного менеджмента …………………………4стр

Зарубежные модели менеджмента………………………………………….10стр

ВВЕДЕНИЕ

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто ступил на стезю менеджмента. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

Читайте также  Романтизм поэзии Михаила Лермонтова

Цель контрольной работы – изучить основные модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента.

Объектом исследования являются модели менеджмента.

Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.

Основные проблемы современного менеджмента

Эффективный менеджмент – это в первую очередь способность руководителя максимально раскрыть физический и интеллектуальный потенциал своих подчиненных. Этого не добиться без понимания движущих сил, определяющих поведение и работу человека в организации. Высокие достижения в управлении требуют хорошего знания и психологии. На словах руководители легко признают эту истину, однако на деле в своей работе они все еще используют психологические знания в микроскопически малом объеме.

На современном этапе развития науки об управлении широко распространена точка зрения, в соответствии с которой менеджмент рассматривается как универсальный вид человеческой деятельности. В человеческом сообществе термин «управление» обозначает совокупность скоордини­рованных мероприятий, направленных на до­стижение поставленных целей.

Исследователь В. Зигерт дает определение управления: «управление — это такое руководство людьми и такое использо­вание средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем»

В коммерческой сфере деятельность менеджеров направлена на зарабатывание денег для компании, а в некоммерческой — на осуществление тех или иных социальных функций.

Признанным аспектом менеджмента является признание роли других людей и их значимости. Хорошие менеджеры знают: без участия сотрудников организации они не добьются желаемых целей.

Россия за последние годы почти полностью потеряла систему подготовки и выдвижения кадров как в регионах, так и отраслях. Сегодня только каждый второй руководитель государственного унитарного предприятия имеет контракты, но только четверть этих контрактов соответствуют контракту, утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 16.02.2000 №189-р “Об утверждении примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия”. А ведь известно: нет контракта, четко регламентирующего ответственность, права и обязанности руководителя – нет и необходимого уровня управления. По большому счету заключение контракта выгодно и самому руководителю, поскольку фактически только этот документ защищает его от произвола чиновников.

Трудно переоценить в жизни любого предприятия роль его директора. Хороший директор – ценность, которую любой разумный собственник бережет. Поэтому должна быть обеспечена социальная и правовая защита руководителей предприятий. Руководитель государственного предприятия должен получать столько, сколько эта работа сегодня стоит на рынке труда. К сожалению, традиции, накопленные в предыдущие времена по социальной и правовой защите руководителей, в существенной мере утрачены и во многих случаях директора оставлены один на один с теневым рынком и с криминалом. Сегодня быть директором небезопасно для жизни.

Конечно, защищены должны быть все граждане, но директора государственного унитарного предприятия надо защитить особо, ибо у него нет тех возможностей по самозащите, которые все-таки есть у частного капитала. У него вся надежда только на государство. Поэтому правоохранительным органам целесообразно разработать и принять в ближайшее время специальную программу по защите менеджмента государственных предприятий и учреждений.

Хорошо, результативно работающий директор должен быть защищен и от произвола “волевых начальников” и “волевых чиновников”. Слабо еще в этом плане защищены и руководители акционерных обществ с государственным участием. Они зависят от совета директоров, акционеров. Крупные специалисты часто лишаются работы, потому что некоторым влиятельным акционерам не нравится, что он ведет самостоятельную политику.

В связи с этим, необходимо прекратить кадровые перестановки, когда с приходом новых членов правительства или региональных властей, начинаются замены и среди руководителей государственных предприятий. Причем замечено, что, как правило, речь идет об успешно действующих предприятиях, руководители которых почти в 2 раза чаще сменяются, чем руководители “лежащих” предприятий. Логика здесь понятная – контроль за денежными потоками. Такая практика должна быть искоренена на корню, поскольку иначе не обеспечить эффективной работы предприятий.

Проблема формирования высококлассного менеджмента связана и с несовершенством законодательной базы в области управления государственным имуществом.

Следует отметить, что стремительное развитие внешней среды влечет за собой трансформации, во многих случаях до неузнаваемости изменяющихся задач менеджеров. Это так называемые проблемы перехода к новым, современным условиям труда, а значит, и менедж­менту. Отличительная черта происходящей трансформации состоит в том, что новое рабочее место строится на информации и идеях.

Отличительными характеристиками процесса труда в ранние периоды были выполнение рутинных, специализированных задач и стандартные процедуры контроля. С окончанием индустриальной эпохи и началом эпохи информационной изменились и работники, и характер труда, и менеджмент.

Заметим, что сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. А также характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходов, и определение степени оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

В настоящее время в России увеличивается число людей, которым необходимы различные виды социальной поддержки. Разумеется, государство не обладает возможностями оставаться единственным субъектом, который определяет как, кого и в какой степени социально поддерживать в сфере социально-трудовых отношений и как их гаранта.

Также возрастает потребность физических лиц в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих экономических интересов, связанных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохранением определенного уровня благосостояния и здоровья.

Нужно подчеркнуть, что эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование. Оно является ведущим сегментом экономики в деятельности экономически развитых государств.

Таким образом, страхование является системой защиты имущественных интересов государства, организаций и граждан, и становится необходимым элементом экономических, социальных и политических преобразований в России.

Развитию страхового дела в РФ и РТ способствуют наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики. Так же возникла необходимость в двух сегментах: во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски; во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности (физической и юридической).

Одним из методов повышения деловой активности фирм и эффективности их деятельности на страховом рынке является улучшение менеджмента на предприятии.

Улучшение менеджмента решит ряд часто встречаемых проблем страховых компаний:

1. Направленность страхового портфеля организаций не всегда бывает востребованной на рынке вследствие отсутствия маркетинговых механизмов их внедрения.

2. Слабая организация агентской сети. Не многие компании «позволяют» потратить свою прибыль на обучение. Страховые агенты вынуждены «изобретать велосипед», так как не получают профессиональную переподготовку. В то же время на рынке отмечается рост такого рода образовательных услуг.

3. В европейских странах ноу-хау в организационной технике тотчас применяют на предприятии, для эффективного использования рабочего времени и упрощения рутинной работы. У нас же идет извечная экономия, что непременно ведет к «текучести» кадров.

4. В свою очередь – «текучесть кадров» — это показатель «не очень хорошего» управления (менеджмента). Квалифицированные работники «не любят, когда с ними обращаются, как с рабами». Напротив, им необходимы лидерство, уважение и возможность максимально способствовать делу организации. Хорошие сотрудники часто уходят из организаций по вине непосредственных на­чальников, не умеющих проявить уважение и участие.

5. Слабо продуманные должностные инструкции приводят к тому, что в организациях работают специалисты по нескольким направлениям, что ухудшает качество работы по каждому из них взятому в отдельности.

Обеспечение выполнения работы другими людьми с использованием имеющихся ресурсов и лидер­ство (руководство) — основная задача каждого менеджера, причем не только высших руко­водителей, но и руководителей средних звеньев управления.

Бесспорно, личность менеджера (управляющего, директора) играет важную роль в управлении страховой организацией. Руководитель оценивает ситуацию, определяет цель, принимает решение; подбирает персонал и распределяет задания; контролирует работу и осуществляет руководство (применяя мотивационный механизм).

Разумеется, большинство директоров страховых компаний имеют в своем багаже высшее образование, но учитывают ли они, что их знания и компетенции имеют свойство устаревать? Особенно это актуально в области не конкретно страховой отрасли, а страхового менеджмента.

Менеджмент является одной из наиболее динамично развивающихся современных наук, в области которых ежегодно «рождаются» несколько десятков научных теорий и трудов. Поэтому менеджерам высшего и среднего звеньев необходимо повышать свои концептуальные знания ежегодно. Страховым организациям в регионах еще предстоит решать задачи совершенствования управления, поиска новых форм, определение возможностей развития, используя средства новых технологий, информации и коммуникаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: