Проблемы нравственности в современной литературе - ABCD42.RU

Проблемы нравственности в современной литературе

Нравственные проблемы в современной русской литературе

Большое место в литературе 70—80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. Ясно прослеживается, что возрастание интереса к нравственным проблемам сочетается с усложнением самих нравственных поисков. В этом плане очень значительно, с моей точки зрения, творчество таких писателей, как В. Быков, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Дудинцев, В. Гроссман и др.

В повестях В. Быкова нравственная проблема всегда служит как бы вторым оборотом ключа, открывающим дверь в произведение, которое при первом обороте представляет собой какой-нибудь небольшой военный эпизод. Так построены “Круглянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая”, “Его батальон” и другие повести писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек, оставшись один, должен руководствоваться не прямым приказом, а единственно лишь своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в детях доброе, светлое, честное отношение к жизни. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая по прозвищу Каин. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывшийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла, являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения человек (если он действительно человек!) должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил, в чем убежден. Мороз не мог бы жить, не мог бы дальше учить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Мороз был казнен вместе с ребятами. Поступок Мороза был осужден некоторыми как безрассудное самоубийство, и после войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось. Но именно потому, что проросло в душах то доброе семя, которое он заронил своим подвигом, нашлись те, кто сумел добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

Но и после этого Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из “сегодняшних умников” пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. И в ответ на это один из тех, в ком жива благодарная память, резко говорит: “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу. ” Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа всего общества.

Другая нравственная проблема — вечная битва добра и зла — исследуется в романе В. Дудинцева “Белые одежды”. Это произведение о трагедии, постигшей советскую генетику, когда преследование ее было возведено в ранг государственной политики. После печально знаменитой сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 года началась гражданская казнь генетики как буржуазной лженауки, начались преследования упорствующих и нераскаявшихся ученых-генетиков, репрессии против них, их физическое уничтожение. Эти события на многие годы затормозили развитие отечественной науки. В области генетики, селекции, лечения наследственных болезней, в производстве антибиотиков СССР остался на обочине дороги, по которой умчались вперед те страны, которые и помышлять не смели соревноваться с Россией в генетике, которую возглавлял великий Вавилов.

Роман “Белые одежды” почти с документальной точностью рисует кампанию против ученых-генетиков. В один из сельскохозяйственных вузов страны, попавший под подозрение, приезжает в конце августа 1948 года по поручению “народного академика” Рядно (его прототип — Т. Д. Лысенко) Ф. И. Дежкин, который должен “разгрести подпольное кубло”, разоблачить вейсманистов-морганистов в институте. Но Дежкин, познакомившись с опытами ученого Стригалева по выращиванию нового сорта картофеля, увидев бескорыстную преданность науке этого человека, который отдает, а не берет, не думая, делает выбор в пользу Стригалева. После ареста и ссылки Стригалева и его учеников Федор Иванович спасает от Рядно наследство ученого — выведенный им сорт картофеля. В эпоху культа Сталина в стране и культа Лысенко в сельском хозяйстве Дежкин, человек доброй воли, вынужден вести “двойную игру”: притворяясь верным “батьке” Рядно, он идет на подневольное, тягостное, но героическое актерство, спасительное для праведного дела, для истины. Страшно читать (хотя и интересно: похоже на детектив) о том, что Дежкину приходилось жить в мирное время в собственной стране как подпольщику, партизану. Он похож на Штирлица, с той только разницей, что он резидент добра и истинной науки. у себя на Родине! Дудинцев решает в романе нравственную проблему: добро или правда? Можно разрешить себе врать и притворяться во имя добра? Не безнравственно ли вести двойную жизнь? Нет ли в такой позиции оправдания беспринципности? Можно ли поступиться в какой-то ситуации нравственными принципами, не замарав белых одежд праведника? Писатель утверждает, что человек добра, который чувствует, что он призван бороться за какую-то высшую истину, должен проститься с сентиментальностью. Он должен выработать тактические принципы борьбы и быть готовым к тяжелым моральным потерям. В беседе с корреспондентом “Советской культуры” Дудинцев, поясняя эту мысль, повторил притчу из романа о добре, которое преследует зло. Добро гонится за злом, а на пути газон. Зло бросается через газон напрямик, а добро со своими высокими нравственными принципами побежит вокруг газона. Зло, конечно, убежит. А если так, то, несомненно, нужны новые методы борьбы. “Вы даете в романе инструментарий добра”,— сказал Дудинцеву один читатель. Да, этот роман — целый арсенал оружия добра. А белые одежды (чистота души и совести) — доспехи в деле правом и боевом. Очень сложные нравственные проблемы ставит В. Гроссман в романе “Жизнь и судьба”. Он был написан в 1960 году, затем в рукописи арестован, лишь спустя треть века освобожден, реабилитирован и возвращен русской литературе.

“Жизнь и судьба” — роман о свободе. Автор запечатлел в нем усилия человека, направленные на то, чтобы нравственно распрямиться. Война — главное событие в романе, а Сталинградская битва (подобно Бородинскому сражению в “Войне и мире”) — кризисная точка войны, потому что с нее начался перелом в ходе войны. Сталинград в романе Гроссмана, с одной стороны, является душой освобождения, а с другой — знаком системы Сталина, которая всем своим существом враждебна свободе. В центре этого конфликта в романе — дом “шесть дробь один”, дом Грекова (помните дом Павлова?!), находящийся “на оси немецкого удара”. Этот дом для немцев как кость в горле, так как не дает им продвинуться в глубь города, в глубь России.

В этом доме, как в свободной республике, офицеры и солдаты, старые и молодые, бывшие интеллигенты и рабочие не знают превосходства друг над другом, тут не принимают докладов, не вытягиваются перед командиром по стойке “смирно”. И хотя люди в этом доме, как замечает Гроссман, не просты, но они составляют одну семью. В этом вольном сообществе, беззаветно жертвующем собой, бьются с врагом не на жизнь, а на смерть. Бьются не за тов. Сталина, а чтобы победить и вернуться домой, чтобы отстоять свое право “быть разными, особыми, по-своему, по-отдельному чувствовать, думать, жить на свете”. “Свободы хочу, за нее и воюю”,— говорит “управдом” этого дома, капитан Греков, подразумевая при этом не только освобождение от врага, но и освобождение от “всеобщей принудиловки”, которой, по его мнению, была жизнь до войны. Подобные мысли приходят в немецком плену и майору Ершову. Ему ясно, что, “борясь с немцами, он борется за собственную русскую жизнь; победа над Гитлером станет победой и над теми лагерями смерти в Сибири, где погибли его мать, сестры и отец”.

“Сталинградское торжество,— читаем мы в романе,— определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависели судьба человека и его свобода”. Гроссман знал и не обманывался на тот счет, что страшно тяжело будет выстоять жизни против судьбы в виде лагерных вышек, разнообразного безмерного насилия. Но верой в человека и надеждой на него, а не гибельным разочарованием в нем насыщен роман “Жизнь и судьба”. Гроссман приводит читателя к выводу: “человек добровольно не откажется от свободы. В этом свет нашего времени, свет будущего”.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Нравственные проблемы в современной русской литературе

Нравственные проблемы в современной русской литературе

Нравственные проблемы в современной русской литературе

Сочинение на тему: Проблемы нравственности в современной литературе по повести В.Распутина «Живи и помни»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Проблемы нравственности в современной литературе по повести В.Распутина «Живи и помни»

Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное преображение отечества, но и в ряду борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью. На мой взгляд, нравственные проблемы с наибольшей остротой поставлены писателем в его повести “Живи и помни”. Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком. В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея очень достоверен и убедителен. Возникает такое ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель как бы размывает грани между “хорошими” и “плохими” героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков. Это особенно мне и нравится в творениях Распутина. Читая повесть, я сам вместе с его героями, то и дело решал, как бы поступил в данной ситуации. Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком. Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень. Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. “Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ расширились… Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах”. Вид крови как бы определил его дальнейшие действия и слова. “Скажешь кому — убью. Мне терять нечего”, — говорит он жене. Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином измерении, чем люди. Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: “Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, — чем?” Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка — перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: “Живи и помни”, — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но этот призыв: “Живи и помни”, я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подружке своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто она оказалась между двух огней. Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей “заразе”, передающейся как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это двойной грех. Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. “Зараза” безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.
Сильное художественное произведение на тему нравственности, какова повесть В. Распутина “Живи и помни”, — это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет отечеству не утратить нравственных ценностей.

Читайте также  Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка

Сочинение на тему: НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА — ЭТО СОВЕСТЬ ОБЩЕСТВА

(НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — веч­ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото­рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми­ровой литературы.

Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и русских писателей. Надо было быть очень сме­лым человеком, чтобы говорить так, как это сделал неиз­вестный автор «Слова о полку Игореве»; как делал это один из первых русских проповедников киево-печерский игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели про­должали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспом­нить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Тол­стого, Достоевского, многие другие имена русских писа­телей нового времени.

В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каж­дом шагу приходится сталкиваться с аморальностью и без­духовностью, нам как никогда прежде нужно со всей от­ветственностью обратиться к урокам нравственности.

В книгах замечательного писателя Ч. Айтматова герои всегда ищут свое место в жизни. Они способны «изо дня в день восходить к сияющему совершенству духа». Напри­мер, в романе «Плаха» писатель попытался «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на более высо­кую ступень».

Главный герой произведения — сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семина­рии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доб­роту и справедливость в мир, полный жестокости и равно­душия. Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос­ти и ненависти откроется перед ним.

Встреча героя с собирателями анаши становится свое­образной проверкой сил и возможностей. Авдий как может старается донести им светлые идеи справедливости. Но этих идей не могут понять ни главарь «анашистов» Гришан, ни его напарники. Они собирают коноплю ради де­нег, а остальное для них не важно. Они считают Авдия сумасшедшим «попом-перепопом», чужим в их кругу.

Авдий наивно полагает, что главным оружием в борьбе за человеческие души, за нравственность в отношениях между людьми является слово. Но постепенно выясняет­ся, что «анашисты» и обер-кандаловцы говорят с ним на разных языках. В результате анашисты выбрасывают его из вагона поезда, а обер-кандаловцы распинают на саксау­ле. С наивной верой в возможность очищения мира от зла и безнравственности искренним душевным словом Авдий взо­шел на свою плаху.

Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому сожалению, на подобные вопросы лите­ратура не может дать однозначного ответа. Литератур­ное произведение лишь представляет типичные проявле­ния нравственных болезней времени. Главный же выбор остается за нами -— реальными людьми, живущими в ре­альном времени.

Нравственные проблемы являются своего рода вторым оборотом ключа в повестях В. Быкова, который открывает дверь в произведение, при «первом обороте» представляю­щее собой незначительный военный эпизод. Больше всего писателя интересуют обстоятельства, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а исклю­чительно своими нравственными принципами. Ивановский («Дожить до рассвета»), Мороз («Обелиск»), Сотников («Сотников»), Степанида и Петрок («Знак беды») — вот далеко не полный перечень героев В. Быкова, которые оказываются в ситуации нравственного выбора и с честью выходят из нее. Погибает Алесь Мороз. Но перед смертью он «сделал больше, чем если бы убил сто немцев». Гибель Сотникова оказывается почетнее жизни, купленной Рыба­ком. Погибают Степанида и Петрок, до последней минуты своей жизни отстаивая свои личные нравственные прин­ципы.

«Истинный показатель цивилизации — не уровень бо­гатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека», — говорил Р. Эмерсон. Когда мы совершенствуем себя, мы тем самым совершенствуем и окружающий нас мир. И мне кажется, что только путем нравственного развития человеческое общество сможет достигнуть вершин совершенства.

Проблемы нравственности в современной литературе

Везде литература ценится не из-за её гнуснейших образцов, а из-за тех её выдающихся деятелей, который ведут общество вперёд.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Как часто на уроках литературы мы слышим от учителя: «Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Литература помогает увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её». Невольно в 15 лет начинаешь относиться к этим словам все серьезнее, задумываться над ними все больше, начинаешь понимать, какое огромное значение в жизни человека имеет литература, литература хорошего качества, та, которую называют классической. Но в современном мире, как мне кажется, большинство людей, я имею в виду все-таки своих сверстников, предпочтут для прочтения простую, захватывающую сюжетом литературу больше, чем способную обогатить духовный мир человека. Телефоны, компьютеры и прочая электроника постепенно вытесняют книги. Это огромная проблема для общества и для конкретно взятого человека. Но я сегодня хочу поделиться своими соображениями не об этом, а о том, каков нравственный потенциал современной русской литературы? Воспитывает она или только развлекает молодёжь?

Основная часть.

Современная литература это совокупность прозаических и поэтических произведений, написанных в конце XX в. – начале XXI вв.

История русской литературы исчисляется уже не одним тысячелетием. Каждый этап ее развития можно разделить на периоды. Современная русская литература – один из самых интересных, загадочных и непредсказуемых периодов, ведь он продолжает развиваться в наше время.

Современной литература – это книги, вышедшие в свет после распада СССР в 1991 году по настоящее время. Этот переломный для России момент отразился на образе мышления и на мировоззрении граждан, а через них — на литературе. Эти произведения написаны в условиях творческой свободы. Иногда кажется, что сегодня вообще отсутствует цензура. Хочется высказать свое мнение, к чему же это привело.

Самыми популярными современными русскими писателями и поэтами являются:

Попробуем проанализировать произведения отдельных писателей и поэтов, опираясь на результаты собственного знакомства с их произведениями и отзывы читателей.

Дмитрий Глуховский «Метро 2033»

Начнем с нашумевшего постапокалиптического романа-фантастики Дмитрия Глуховского (12 июня, 1979). Фантаст своим необычным и устрашающим произведением «Метро 2033» в 2002 году (Книга была выпущена в издании «Эксмо» в 2005 году) положил начало целой вселенной, у которой стало множество последователей и среди иных писателей. «Метро 2033» — начало истории, первое творение из цикла книг о выживании москвичей в метро.

Читайте также  Система охранной сигнализации

Книга повествует о жизни выживших после третьей мировой войны людей в московском метрополитене. Сюжет захватывает юного читателя с первых страниц, правда, местами кажется, что описание затянуто. Роман полностью погружает в угнетенную атмосферу антиутопии и раскрывает мир Москвы 2033 года. Книга вызывает массу разнообразных эмоций!

Текст написан довольно простом языком (отмечается, что в следующих изданиях он уже более усложнен). Диалоги наполнены философскими рассуждениями о ценности жизни, нравственных и духовных проблемах человечества, важности ценить то, что мы имеем, проблематике отношений сообществ людей, взаимосвязи природы и человека. Читая книгу, начинаешь проводить параллели с нашим прошлым и настоящим, больше ценить такие качества, как порядочность, честность, мужество, и с презрением относиться к предательству, лжи, трусости.

Но, кажется, что прочтение некоторых сцен будет сложным для восприятия впечатлительных людей, так как воздействует на психику, пугает и нагнетает тяжелую атмосферу. В романе присутствуют жестокие сцены.

Вывод: Я бы рекомендовала книгу для прочтения как старшему, так и подрастающему поколению. Данное произведение поможет человеку сформировать собственное мировоззрение, научить ценить жизнь, уважать людей с твердым характером, сильных и мужественных. Хочу обратить внимание на отзыв одного из читателей:

Дмитрий Пелевин «Чапаев и пустота»

Дмитрий Пелевин – крайне спорная личность. Отношение к нему у меня довольно амбивалентно. С одной стороны, он обращает внимание на государственные и социальные проблемы современной России, с другой -делает это чересчур вызывающе, использует ненормативную лексику и давит на психику. «Чапаев и Пустота», выпущенный в 1996 году роман и включенный в 1997 году в список претендентов на Малую Букеровскую премию, считается ценителями творчества Пелевина его самым гениальным произведением.

Произведение о Петре Пустоте, путешествие которого, главным образом, происходит либо в психиатрической больнице, либо в пустоте. Книга наполнена различными запутанными рассуждениями, головоломками, в некоторых моментах она чересчур будоражит мозг, потому прочтение сложно. На протяжении всего повествования автор доказывает читателю нереальность нашего мира и то, что он существует на самом деле в наших сознаниях.

Язык романа изобилует множеством трудных слов, выражений, словарный запас автора, несомненно, богат. Но, мне кажется, все-таки нельзя использовать ненормативную лексику. Литература должна воспитывать, облагораживать, учить прекрасному. И задача писателей в том числе показывать возможности родного русского языка: красоту, образность, выразительность, а не показывать пример использования художниками слова нецензурных слов и выражений. Была ли цензура — возникает вопрос?

Недостатки: присутствует в книге жестокость, ненормативная лексика, упоминаются совершенно открыто наркотические препараты. Как отозвался один из читателей, «Чапаев и Пустота» способно «внести разлад в неокрепшие души». А мои хорошие знакомые смогли прочитать только первые 100 страниц, сказали, что наворочено и ничего не понятно.

Вывод: Однозначно предназначен этот роман для читателей старшей возрастной категории. Я бы не рекомендовала его для молодежи.

Однако отзывы к данному произведению, как бы то ни было удивительно, в большинстве своем положительны:

Борис Акунин «Алмазная колесница»

Борис Акунин не только писатель, но и общественный деятель, ученый-японист. Увлечение Японией, как ни странно, пригодилось ему для выпуска в свет в 2002 году детектива «Алмазная колесница».

Данная книга состоит из двух частей, входящих в серию «Приключения Эраста Фандорина»: одна является самым настоящим детективом, а другая словно сказка или любовно-приключенческий роман, порой даже жутковатый.

Хитро сплетены две эпохи, показаны этнические особенности японцев и проведен экскурс на то, как поднималась из ниоткуда мощная Японская держава. Историческая часть, безусловно, заинтересовывает. Наблюдается прекрасное слияние философии с историей. Затрагиваются также и политические проблемы, в том числе и Российской Федерации.

Читается легко, а множество интриг и неожиданных поворотов не оставят равнодушным читателя. Образ главного героя Фандорина покоряет своей любовью к Родине (чувством патриотизма), силой характера, стойкостью перед обстоятельствами, находчивостью, смелостью, мужественностью.

Я считаю, роман подходит для спокойного прочтения во время отдыха, но и есть над чем поразмыслить.

Недостатки: много сцен насилия и жестокости.

Вывод: Могу рекомендовать данное произведение для прочтения разным возрастным категориям. Это увлекательный детектив с интересными историческими фактами.

Отзывы у детектива положительные, читателями дана высокая оценка творению Акунина:

Современная русская поэзия

Дементьев Андрей Дмитриевич

Данный автор запомнился мне больше всех среди российских поэтов. Его стихотворения наполнены патриотизмом, любовью к жизни и посвящены воспитанию души. Чего только стоит любовь к родине в стихотворении «Прекрасное имя – Россия»:

Какое прекрасное имя — Россия!
Мы с именем этим добрей и сильней.
В нём ветер надежды и дни фронтовые,
И шорох берёз, и печаль журавлей.

Проходят года над моею страною.
Проходят года над великой судьбой,
И если мы в жизни чего-нибудь стоим,
То лишь потому, что мы сердцем с тобой.

Такое прекрасное имя- Россия!
Завьюженный лес и молчанье полей.
Я в сердце своём это имя носила,
Когда расставалась с Россией моей.

Такое прекрасное имя — Россия!
Она нам свой добрый характер дала.
Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила,
Чтоб вечно Россия счастливой была.

Темы стихотворений Дементьева — любовь и дружба, верность и предательство, противостояние несправедливости, невзгоды и радости народа. Такие, казалось бы, простые, но вечные вопросы, которые волнуют сердце каждого человека. К сожалению, Андрей Дементьев ушел из жизни в прошлом году, но его стихи еще будут долго жить в наших сердцах, потому что у них высокий нравственный потенциал, потому что они нужны для воспитания подрастающего поколения.

Рубальская Лариса Алексеевна.

Рубальская Лариса Юрьевна – Член Союза писателей Москвы, поэтесса, автор текстов песен, заслуженный деятель Российской Федерации. Стихотворения Рубальской Ларисы заставляют задуматься о насущных и важных проблемах, в том числе, проблемах русской молодежи. Стихи очень мудрые. Она высмеивает отрицательные человеческие качества, прежде всего, глупость и невежество. Одним из моих любимых стихотворений является стихотворение «Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье».

Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье

Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье.

Оно лежало средь крючков и старых ярких платьев,

Среди усталых пыльных книг, средь кисточек и мела.

Оно лежало и на всех неверяще смотрело.

Народ шел мимо, редко кто вдруг подходил к прилавку

Купить брошюрку, календарь, иголку, нить, булавку.

И равнодушный взгляд скользил по глупой мелочовке,

А счастье так просилось в дом, так робко и неловко.

Моляще поднимало взгляд, едва-едва пищало,

Но «кто-то» мимо проходил и счастье замирало.

Темнело, я брела домой. В карманах грея руки.

Торговец собирал товар, чуть напевал со скуки.

Я бы прошла, но вдруг задел молящий и печальный

Беспомощный несчастный взгляд, как будто вздох прощальный.

Я подошла, а за стеклом пластмассовой витрины

Комочек маленький дрожал от горя и обиды.

Комок устал, хотел в тепло, замерз на этой стуже,

Читайте также  Экологический кризис и его признаки

Но к сожалению комок был никому не нужен.

И сколько стоит? — голос мой дрожал от напряжения.

Что? Это? — Это! — Да бери, оно — одни мученья!

Я бережно взяла комок, к груди его прижала,

Закутав в складочки пальто домой почти бежала.

Бежала греть. Скорей, скорей! В тепло с морозных улиц,

И даже блики фонарей как-будто улыбнулись….

Несомненно, для моих сверстников произведения Л.Рубальской могут стать хорошей школой.

Я познакомилась с популярными произведениями XX — XXI столетия и пришла к выводу, насколько противоречива бывает современная русская литература. Но что думают на эту тему мои ровесники?

Как вы считаете: современная русская литература воспитывает или развлекает?

2. Приносит ли современная русская литература какой-либо вред?

3. Какому жанру вы отдаете предпочтение?

Итак, востребованы такие жанры, как фантастика, детектив, роман и драма. Причем фэнтези и научную фантастику предпочитают подавляющее большинство, хотя этот жанр, на мой взгляд, не призван для рассуждений и воспитания души. Хочется верить, что учителя литературы на своих уроках будут популяризировать воспитывающую нравственные качества современную литературу.

Выводы. Положительные и отрицательные стороны современной русской литературы

Положительные

Отрицательные

Способствует формированию мировоззрения, гражданской позиции, патриотизма

Поддержание любви к чтению

Недостаток смысловой нагрузки

Переполненность сленгом, наличие ненормативной лексики

Алкогольная пропаганда, пропаганда наркотиков и психотропных препаратов

Призывы к суициду

Чрезмерная жестокость и насилие

Имеет право на существование любой жанр литературы. Только одни произведения способны поддерживать любовь к чтению, улучшать настроение, нескучно проводить время. Другие закладывают в душу, сердце основы нравственного поведения, способствуют формированию правильных взглядов на окружающий мир, людей, учат сочувствию и милосердию.

Одна из главных проблем современной русской литературы — это появление в огромном количестве низкосортных произведений, не имеющих никакой нравственной ценности, низкое качество цензуры. Необходимо блокирование доступ к вредоносной литературе.

Работая над этим проектом, я поняла, что я, как человек читающий, должна делать. Объяснять своим друзьям, ровесникам, какую литературу они должны читать, что им взять в библиотеке, какую книгу купить в магазине.

Судьба русской литературы в наших руках, в руках ее творцов и читателей!

Проблемы нравственности в современной литературе

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования.

«Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем», — так писал Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Поиски смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И советская литература не обошла его. А сегодня, когда прежние идеалы потускнели, а новые только утверждаются, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.

Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о смысле жизни, но этот, последний, составляет ядро нравственности. Когда нет веры, нет смысла жизни, нет и нравственности. Виль Липатов в повести «Серая мышь» изобразил бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а в доме даже не водятся мыши. Так, бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращает его в животное или преступника.

В другом своем произведении «И это все о нем». Липатов рассматривает конфликт между добром и злом. Комсорг Евгений Столетов стремится жить по правде, глубоко верит в добро, справедливость, честность. И конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, давно продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы, когда процветали обман и лицемерие, поэтому смерть Женьки была неизбежным финалом.

Нравственные проблемы находим и в произведениях Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» автором поставлен вопрос: справедливо ли считать преступником человека, честно провоевавшего три года, которому после ранения смертельно захотелось домой? Рассуждать можно по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова, попавшего под репрессивную машину.

Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни. С особой силой это проявилось в его романе «Плаха». Писатель признается, что в этом произведении хотел бы «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень». Роман Айтматова разноплановый. Мы видим людей, стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство. Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа. Угадываем здесь сходство с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Глубоко символична судьба волчьей пары. Но особо хотелось бы сказать о нетипичном для советской литературы герое. Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в Боге. Но в духовной семинарии он не нашел себя, не удовлетворяла его застывшая мысль, он хотел сам найти своего Бога. Юноша уходит в мир. Подобно пушкинскому пророку «глаголом жечь сердца людей», подобно лермонтовскому — провозглашать «любви и правды чистые ученья». Он надеется с помощью слова очистить и возродить души падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до душ преступников. Его избивают, Авдий чудом остается жив. В больнице встречает свою любовь и в любви, кажется, находит себя. Но такому человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении с истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос.

Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысл жизни. Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он мучительно размышляет: «Если я не хозяин своему делу, кто-то в конце концов должен же быть хозяином?» Чабан видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к земле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отношениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так же, как у Столетова и у Каллистратова, входят в противоречие со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы.

Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по-шекспировски трагической. Во время перехода на новое пастбище погибает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа мстит людям, избрав его несправедливой жертвой. Обиженные другим человеком, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния, чабан совершает убийство.

Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжает трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой кончается жизнь Авдия и плахой же — жизнь Бостона.

Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения Александра Бека «Новое назначение». Это высокого ранга аппаратчик, председатель государственного комитета, приближенный Сталина. Объективно это человек, обладающий чувством долга и удивительной работоспособностью. Личная его преданность Сталину беспредельна, несмотря на то что его брат погиб в лагерях. В этой преданности он и находит свой смысл жизни, требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих подчиненных. Но писатель подчеркивает, что ложное понимание долга ломает и искажает природу человека. Возникает «странная болезнь» — результат «ошибки двух противоположных импульсов — приказов, идущих от коры головного мозга, и внутренних побуждений». В конце концов человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэтому на Онисимова так подействовало разоблачение культа личности — потеряны смысл жизни и уверенность в правоте. Он так и не смог «вылезти душой из тех времен», как советовал ему Челышев, И недаром автор «награждает» героя неизлечимой болезнью, ведь он уходит вместе со своим временем. Да, роман говорит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найти сам, никто не может дать его в готовом виде.

Таким образом, современные писатели, рассматривая проблемы нравственности, наследуют традиции русской классической литературы — высокогуманной и вместе с тем высокотребовательной к человеку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: