Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан - ABCD42.RU

Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан

Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан (стр. 1 из 11)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский экономический университет им.Т.Рыскулова

Кафедра «Экономическая теория»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан

фак-та «Финансы» (2 г.о.)

а) история становления;

б) виды частной собственности;

в) конституционная концепция права частной собственности;

а) проблемы становления частной собственности на землю;

б) механизм функционирования частной собственности.

а) частная собственность в финансовой сфере;

б) частная собственность в сфере производства.

4. Проблемы угрозы безопасности предпринимательской деятельности.

В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность — это отношение человека к вещи, власть человека над вещью, его возможность владеть, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как природный, неотъемлемый инстинкт.

Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представление о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.

Поэтому для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.

Но будущее невозможно без знания основ и анализа накопленного опыта.

За категорией «собственность» стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимопереплетины, что их трудно отделить друг от друга. Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представление о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.

В самом общем виде собственность можно определить как отношение между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).

Любая национальная экономика включает три типа экономических отношений.

Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношения собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношение собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

В-третьих, организационно-зкономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях.

Ядро рыночной экономики — это обмен деятельностью субъектов рынка, и прежде всего взаимодействие между покупателями и продавцами. Эта деятельность приводит к перемещению объектов обмена от одних собственников к другим. И чтобы такой обмен мог осуществляться нормально, необходима надежная правовая защита интересов всех субъектов рыночных отношений. При этом и продавцы, и покупатели должны иметь свободу в выборе способов экономической реализации собственности.

Однако право собственности само по себе недостаточно для свободной конкуренции и эффективного хозяйствования. При этом и знание рынка, и готовность нести риск в достижении своей выгоды предполагает существование достаточно стабильной и юридически защищенной системы.

Бесспорная защита собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через юридические каналы, является непременным условием рыночного обмена. Когда собственность может быть быстро и гарантированно передана от одного лица другому, ресурсы быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно.

Обладание собственностью стимулирует предпринимателя использовать свои ресурсы в процессе создания материальных и духовных благ в интересах роста благосостояния. Когда предприниматель не обладает правом собственности, то контроль за продуктивным использованием ресурсов ослабевает. И результат может оказаться далеким от оптимального. Например, когда такси находится в собственности водителя, он будет ухаживать за своим автомобилем. Ведь если с ним обращаться плохо, то на ремонт придется тратить больше денег, что уменьшит прибыльность такси. Если же машиной владеет кто-то другой, то водитель может стремиться ради роста заработка выжать из машины максимально возможное, даже нарушая правила эксплуатации. В этом случае ремонт не волнует водителя, так как за ремонт платит не он. Можно придумать специальные стимулы и наказания, чтобы заставить водителя действовать так, как если бы он сам владел такси, но изобретательные люди часто приспосабливают такой порядок к своим интересам. Между тем простое индивидуальное владение (в данном случае такси) автоматически обеспечит соответствующие стимулы без необходимости прибегать к изощренной системе поощрений и штрафов.

1 ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Важнейший шаг в изучении собственности сделала экономическая мысль прошлого века. Идеологу мелкобуржуазного социализма П. -Ж. Прудону (1809-1865) принадлежит знаменитая фраза: «Собственность — это кража». Такое определение не получило всеобщего признания и было подвергнуто обоснованной критике, но в позиции Прудона была весьма ценная деталь. Если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности ее иметь. Значит, не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности.

Человек живет, производит и использует результаты труда в тесном взаимодействии с другими людьми. В силу этого можно утверждать, что собственность — это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность — это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф. Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Становление частной собственности в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории история экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика Казахстана и служит подтверждением этой исторической традиции.

Содержание

Глава 1. Характеристика форм собственности …………………………………5

Глава 2. Анализ частной собственности ……………………………………. 12

2.1Сущность частной собственности …………………………………. 12

2.2Виды частной собственности ………………………………………. 17

2.3Частная собственность, её место и роль в экономике ……………. 21

Глава 3. Становление частной собственности в Республике Казахстан…… 25

Список используемой литературы …………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая2008.doc

Но если общество недостаточно четко устанавливает права собственности и не обращает внимания на создание (или препятствует созданию) механизма, схожего с аукционом, посредством которого имущество может быть перераспределено и использовано теми, кто предлагает самую высокую цену, то ресурсы будут использованы неэффективно и общество не получит максимальной выгоды.

Глава 3. Становление частной собственности в Республике Казахстан.

Результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает стремление к преобразованию форм и отношений собственности в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина приватизации предприятий.

В мировой практике выделяют 3 общие группы предприятий:

-Государственные предприятия, функционирующие в рамках публичного права (т.е. некоммерческие предприятия ).

— государственные предприятия, функционирующие на основе частного права (т.е. коммерческие предприятия).

-основанные на частной собственности и предприятия, функционирующие на основе частного права.

Появление частных юридических лиц может происходить двумя обобщенными способами – путем образования новых предприятий и приватизации действующих предприятий. В нашем государстве выбран второй путь, из-за преобладания государственной собственности, недостаточности средств населения для инвестирования как в единоличной, так и в ассоциированной форме неразвитой инфраструктуры фондового рынка, слабой правовой защиты частной собственности, отсутствие опыта, и как следствие психологической неподготовленности населения в области частного инвестирования.

В качестве основных признаков приватизации используются следующие:

— переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора ) или смена государственной собственности на частную.

-Делегирование госпредприятию права распоряжения имуществом.

-Полная продажа госпредприятия частным лицам.

-Продажа части активов

В целом зарубежная практика использования денежных доходов от приватизации показывает, что имеется возможность с их помощью решить ряд финансовых проблем. Государственная собственность является достаточно емким источником финансирования тех или иных программ, погашения бюджетного дефицита, предотвращающим негативные последствия эмиссии, увеличения государственного долга. Помимо этого, в результате приватизации предприятий и последующего повышения их эффективности может быть, увеличена налоговая база, увеличены поступления в виде дивидендов. Приватизация убыточных предприятий напрямую сказывается на сокращении бюджетных расходов. Увеличение доходов государственного бюджета ведет в свою очередь к снижению давления финансовых ограничений на производство. В период получения доходов от приватизации возникает возможность маневрирования инструментами макроэкономической политики.

Читайте также  Организация основных трудовых процессов в растениеводстве

В Казахстане, в законодательных и номативно-методических документах по проблемам рыночной экономики, рассматриваются термины «Разгосударствление» и «Приватизация».

Разгосударствление-преобра зование государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.

Приватизация- приобретение у государства гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности или акций государственных акционерных обществ.

Приватизация в Казахстане

В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.

Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.

Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.

При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.

-продажа мелких предприятий через местные аукционы

-массовая приватизация средних и крупных предприятий

-приватизация очень крупных предприятий по индивидуальным проектам

-приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции

Малая приватизация.

Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек. Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны. Программа была изначально сконцентрирована на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.

В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения — в торговле, общественном питании и сфере услуг — приватизировано 84% предприятий.

Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около. 14 000 предприятий.

Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих).

Приватизация по индивидуальным проектам.

Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.

Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.

Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.

Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов.

Таким образом, частная собственность — это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Согласно действующему законодательству, физическое лицо в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы.

Частная собственность имеет разновидности:

а) индивидуальная или семейная собственность

б) паевая собственность

в) акционерная собственность

г) собственность общественных организаций

Владелец контролирует объект собственности. Его прерогатива — определять направление и характер использования объекта, распоряжаться им (продавать, дарить, завещать и др.).

Общество формирует права частной собственности. В результате они всегда меньше тех потенциальных возможностей, которые могли бы быть у частных владельцев. Реальные права всегда меньше потенциальных, так как с помощью государства общество устанавливает определенные экономические, социальные, экологические и другие нормативы использования объекта собственности. Государство через налоги регулирует формирование доходов, запрещает использовать капитал для некоторых видов деятельности, осуществляет лицензирование в некоторых сферах, устанавливает порядок наследования, разрабатывает нормативы по технической безопасности работ и экологии, порядок привлечения рабочей силы и т. д.

Владелец может сдать объект в пользование другому лицу — предприятию или отдельному человеку. Собственник может передать, делегировать часть своих полномочий менеджерам — наемному управленческому персоналу. Владелец может объединить свой объект собственности с объектами других лиц.

Итак, право частной собственности является главной формой индивидуального присвоения благ во всех странах с рыночной экономикой.

Необходимыми экономико-правовыми признаками для определения сущности частной собственности, как и любой другой существующей формы собственности, прежде всего могут служить: ее объектный состав; ее субъектный состав; объем правомочностей собственника; характер сосуществования частной собственности с другими формами собственности.

Важное значение имеет установление в законодательстве о собственности принципа равенства всех субъектов права частной собственности.

В Республике Казахстан была проделана огромная работа по приватизации государственного имущества в частную собственность. Но несмотря на это президент. Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отмечает:

«Необходимо еще раз отметить, что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. Иначе преобразование форм собственности не приводит к успеху».

Развитие и проблемы частного сектора экономики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность — это отношение человека к вещи, власть человека над вещью, его возможность владеть, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как природный, неотъемлемый инстинкт.
Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представление о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.
Поэтому для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.
Но будущее невозможно без знания основ и анализа накопленного опыта.

Содержание работы

Стр.
Введение 3-5
Глава 1.Становление частной собственности в Республики Казахстан
1.1. Особенности приватизации 6-8
1.2. Виды частной собственности 9-11
1.3. Конституционная концепция права частной собственности 12-13
Глава 2.Развитие частной собственности в Республики Казахстан
2.1. Частная собственность на землю 14-22
2.2. Частная собственность в финансовой сфере 22-28
2.3. Частная собственность в сфере производства 29-30
Глава 3. Проблемы и пути обеспечения безопасности предпринимательской деятельности 31-36
Заключение 37-39
Список литературы 40

Содержимое работы — 1 файл

курсовая.doc

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Семипалатинский государственный университет им. Шакарима

Кафедра «микро и макроэкономики»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: Развитие и проблемы частного сектора экономики РК

Выполнила: студентка группы ФЭК-9-2В

Стр.
Введение 3-5
Глава 1.Становление частной собственности в Республики Казахстан
1.1. Особенности приватизации 6-8
1.2. Виды частной собственности 9-11
1.3. Конституционная концепция права частной собственности 12-13
Глава 2.Развитие частной собственности в Республики Казахстан
2.1. Частная собственность на землю 14-22
2.2. Частная собственность в финансовой сфере 22-28
2.3. Частная собственность в сфере производства 29-30
Глава 3. Проблемы и пути обеспечения безопасности предпринимательской деятельности 31-36
Заключение 37-39
Список литературы 40

В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность — это отношение человека к вещи, власть человека над вещью, его возможность владеть, распоряжаться, использовать материальные условия своего существования. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как природный, неотъемлемый инстинкт.

Читайте также  Система здравоохранения в Германии

Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представление о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.

Поэтому для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.

Но будущее невозможно без знания основ и анализа накопленного опыта.

За категорией «собственность» стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимопереплетины, что их трудно отделить друг от друга. Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представление о собственности стали меняться в сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.

В самом общем виде собственность можно определить как отношение между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).

Любая национальная экономика включает три типа экономических отношений.

Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношения собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношение собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях.

Ядро рыночной экономики — это обмен деятельностью субъектов рынка, и прежде всего взаимодействие между покупателями и продавцами. Эта деятельность приводит к перемещению объектов обмена от одних собственников к другим. И чтобы такой обмен мог осуществляться нормально, необходима надежная правовая защита интересов всех субъектов рыночных отношений. При этом и продавцы, и покупатели должны иметь свободу в выборе способов экономической реализации собственности.

Однако право собственности само по себе недостаточно для свободной конкуренции и эффективного хозяйствования. При этом и знание рынка, и готовность нести риск в достижении своей выгоды предполагает существование достаточно стабильной и юридически защищенной системы.

Бесспорная защита собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через юридические каналы, является непременным условием рыночного обмена. Когда собственность может быть быстро и гарантированно передана от одного лица другому, ресурсы быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно.

Обладание собственностью стимулирует предпринимателя использовать свои ресурсы в процессе создания материальных и духовных благ в интересах роста благосостояния. Когда предприниматель не обладает правом собственности, то контроль за продуктивным использованием ресурсов ослабевает. И результат может оказаться далеким от оптимального. Например, когда такси находится в собственности водителя, он будет ухаживать за своим автомобилем. Ведь если с ним обращаться плохо, то на ремонт придется тратить больше денег, что уменьшит прибыльность такси. Если же машиной владеет кто-то другой, то водитель может стремиться ради роста заработка выжать из машины максимально возможное, даже нарушая правила эксплуатации. В этом случае ремонт не волнует водителя, так как за ремонт платит не он. Можно придумать специальные стимулы и наказания, чтобы заставить водителя действовать так, как если бы он сам владел такси, но изобретательные люди часто приспосабливают такой порядок к своим интересам. Между тем простое индивидуальное владение (в данном случае такси) автоматически обеспечит соответствующие стимулы без необходимости прибегать к изощренной системе поощрений и штрафов.

Глава 1. Становление частной собственности

в Республики Казахстан

1.1. Особенности приватизации

Распад Советского Союза повлёк за собой крушение устоявшихся социальных, производственных, экономических и других систем, соединяющих страну в одно целое. Разразившийся экономический кризис грозил нашей стране крупными потерями как денежных, так и природных ресурсов. Страна не могла содержать многие предприятия за свой счёт, и они могли просто потерять свою работоспособность.

Одной из мер по решению главных экономических задач, — перехода к рыночной экономике и выхода из финансового кризиса, — стало решение взять курс на приватизацию государственного имущества.

Приватизация государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетным в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает резкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при ограниченности традиционных источников поступлений. Еще одной инициирующей приватизацию причиной может быть необходимость выполнения правительствами условий по принятым долговым обязательствам.

Возникает также возможность, как показывает опыт Англии, за счет доходов от приватизации снизить подоходный налог, что позволяет оживить частную экономическую активность. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет может освободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду с традиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она также может быть направлена на диверсификацию государственного капитала в более прибыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет.

В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.

Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику – основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики. Уже в 1996 году процент частного сектора составлял 41,3% (Рис. 1).

Рис.1. Соотношение государственной и частной

собственности к 1996 году

На первом этапе разгосударствления и приватизации – 1991 – 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .

На втором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.

К концу третьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.

Доля государственной собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила – 18,7 %, а доля частного сектора составила – 79,3 %.

В сельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий. Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Только за три года с 1997 – 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2000 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.

В процессе приватизации Казахстан использовалась помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. [7].

В своей работе президент Н.А.Назарбаев пишет: «Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться.»[6].

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано около 100 000 частных предприятий, что составляет 80% от общего числа зарегистрированных предприятий. В частном секторе производится около 75% производимой продукции и занято три четверти работающего населения. Промышленный подъем составляет более 14%, а экономический рост в целом — почти 10% ежегодно. Наполовину возрос объем внешней торговли, а экспорт — более чем на 70%. В страну стали поступать инвестиции, а с иностранными партнерами заключены договоры на долгосрочную перспективу.

Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан

магистрантка Жунусова С.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова,

Некоторые вопросы развития государственной собственности в Республике Казахстан

Отношения собственности составляют основу экономических отношений любого общества. Переход от централизованно планируемой экономики к рыночной, которая осуществляется в настоящее время в Казахстане и других независимых государств бывшего СССР, означает, прежде всего, преобразование отношения собственности, становление и развитие частной собственности путем приватизации государственного имущества и создания благоприятных условий для частного предпринимательства.

Успешное развитие этого процесса невозможно без эффективной и согласованной во всех своих элементах системы правового регулирования отношений собственности. В Казахстане уже приняты блок законов, регулирующих экономические отношения, в том числе отношения собственности.

Государственная собственность как один из видов собственности закреплена в Конституции (статья 9), а основным центром и основой экономического законодательства является Гражданский кодекс (статья 192). В гражданском законодательстве закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, в том числе и государства.

Отношения государственной собственности, несмотря на провозглашенное равенство, обладает определенными особенностями:

Читайте также  Переломы нижней и верхней челюсти

· Государство является носителем суверенной власти и в этом качестве принимает законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, и издает административные акты, как источники возникновения гражданско-правовых отношений;

· Государство не является юридическим лицом, поэтому от его имени выступают органы государственной власти и управления в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющих статус этих органов;

· Право государственной собственности носит всеобъемлющий характер, то есть государство может обладать любым имуществом, в том числе изъятым или ограниченным в обороте;

· Обладает специфическими приемами приобретения имущества в собственность, в частности, налогов, пошлин, сборов и.т.д;

· На базе государственной собственности осуществляются социальные функции, призванные обеспечить достаточный прожиточный минимум населению и в первую очередь его малоимущей части.

Государство, будучи единым собственником государственного имущества, в субъективном смысле состоит из триады правомочий собственника: владения, пользования и распоряжения ничем и никак не ограничены, так как государство само по себе устанавливает законы, определяющие порядок пользования государственной собственностью.

Республика Казахстан как субъект гражданского права, как указывалось выше, государственной собственностью управляет через свои органы, в том числе через государственные юридические лица.

Право владения государством означает, что в его охраняемом законом обладании находится государственное имущество независимо от того, ведают ли им управамоченные государственные органы или часть его передана предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Предоставив право владения имуществом своим предприятиям, казенному предприятию и учреждению, государство сохраняет право владения этим имуществом, поскольку правомочия владения государственных юридических лиц не исчерпывает право владения государства, оно не совпадает ни по объему, ни по назначению. По отношению к праву владения государство право владения государственных юридических лиц является производным, вторичным, то есть, является частью целого. Государственное предприятие, казенное предприятие и учреждения как отраслевой имущественный комплекс (ст. 12 Указа «о государственном предприятии»), являются объектом государственной собственности, а значит, находится во владении государства.

Право пользования означает закрепленную за государством возможность извлекать из государственного имущества максимальную пользу в интересах государства и всего общества.

Право распоряжения государства состоит в установлении им порядке владения и пользования государственным имуществом, в распределении имущества, в определении наилучших правовых форм, в которых должно реализоваться управление государственной собственностью. Право распоряжения государство осуществляет путем издания новых норм, их изменения и отмены, а также с помощью административных актов по организации использования средств и продуктов производства в процессе оперативной деятельности.

Отношения по распоряжению государственной собственности, кроме Гражданского кодекса, регулируется целым комплексом законодательных актов. Например, на основании статьи 16 Указа « О приватизации» предприятия подлежащее приватизации может быть предварительно преобразовано в порядке, установленном законодательством, в акционерное общество, переданное с правом последующего выкупа в доверительное управление или в аренду.

Проблема собственности была всегда актуальной для науки права вообще, гражданского права в особенности. Актуальность в отношении собственности существенно возрастает в условиях рыночной экономики, утверждения в ней частной собственности. Создание новых правовых механизмов развития и отделенные положения в теории и практики государства и права выдержали испытание временем и могут получить дальнейшее развитие на новой основе применительно к реалиям современного развития Казахстана как суверенного, самостоятельного государства.

1. Гражданское право Республики Казахстан. Учебное пособие (часть общая)

2-ое издание, дополненное и измененное. – Алматы: институт международного права и международного бизнеса «Данекер», 1999.-468с.

2. Гражданское право. Том 1,2,3. Учебник для вузов (академический курс)/ Отв. Ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. – Алматы, 2004.-522с.

3. Право и собственность: монография. – Алматы: «Жеті жарғы», 1998.-286с.

4.НестероваЕ.В.Правовой режим государственной собственности//Гражданское право. Сборник статей. Общая часть. Учебное пособие. «Нур-пресс»- Алматы, 2006.-432с.

«Приоритет развития Казахстана : защита частной собственности, верховенство права и обеспечение равенства всех перед законом».

В послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поставлена цель на необходимость проведения ревизии всего законодательства на предмет усиления защиты прав собственности, а также гуманизиции административного и уголовного законодательство. Обозначена задача добиться повышения доверия к судебной системе, с исключением любого неправомерного влияния на деятельность судей.

Задача гуманизации уголовной политики вряд ли может быть достигнута, если в ходе реформ не будет создана эффективная и отвечающая современным стандартам модель уголовно-процессуальной системы.

Уголовно-процессуальная система должна быть рациональной, устойчивой и сбалансированной, чтобы успешно освоить меры, специально направленные на гуманизацию уголовной политики.

Изменения в современной Казахстанской модели уголовного процесса направлены на развитие принципа состязательности на досудебной стадии процесса.

Последовательное развитие данного принципа в казахстанском законодательстве видится именно в разграничении, функций полиции, прокуратуры и суда. Так, полиция является представителем одного из тех подразделений исполнительной власти, в обязанности которых входит силовое поддержание общественного порядка, которое должно сводиться в уголовном процессе исключительно к физическому пресечению преступной деятельности и квалифицированному собиранию доказательственных сведений о гипотетических уголовных правонарушений. При этом только при выполнении первой из названных функций полиция вправе ограничивать на очень непродолжительное время, исчисляемой часами, конституционные права личности на свободу. При собирании доказательств такого права у полиции уже нет.

В такой ситуации становится ясно, что уголовно-процессуальная деятельность полиции может быть эффективной и безопасной для добропорядочных граждан только в том случае, когда она введена в жесткие функциональные рамки, сопряженные с отсутствием у полиции следующих прав и полномочий:

— права самостоятельно применять любые формы ограничения свободы или, иначе говоря, «меры процессуального принуждения», кроме кратковременного полицейского задержания, исчисляемого часами, в том числе и разрешения вопроса о применении альтернативных видов мер пресечения;

— права самостоятельно производить следственные и подобные им действия по собиранию доказательственной или любой иной информации, сопряженные с ограничением конституционных прав и свобод личности, такие, как неприкосновенность жилища, тайна на частную жизнь, личную и семейную тайну, личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров и т.д.;

— права давать запрещенному законом деянию, по которому полиция проводит расследование, официальную уголовно-правовую оценку, то есть право самостоятельно осуществлять уголовно-правовую квалификацию деяния и составлять по этому вопросу какие-либо официально правоустанавливающие акты, кроме как предварительную оценку деяния в качестве преступного.

Прокуратура имеет более высокий институциональный статус, полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу должны быть как «фильтр» между полицией и судом. С одной стороны, прокурор контролирует полицию, иначе говоря «надзирает» за ней, как с точки зрения эффективности расследования и защиты публичного интереса, так и с точки зрения гарантий прав личности. С другой стороны, именно прокурор дает деянию официальную уголовно-правовую оценку по итогам и с учетом полицейского расследования, то есть квалифицирует его по нормам материального уголовного права. При этом «процессуализация» прокурором материалов полицейского расследования, сопряженная с официальным выдвижением обвинения, может иметь характер как окончательный, когда дело передается в суд для рассмотрения по существу, так и промежуточный, когда прокурор обращается в суд за применением соответствующей меры пресечения или разрешением на производство соответствующего следственного действия.

Функции суда определяются конституционно-правовым статусом судебной власти, с одной стороны, призванной быть гарантом прав и свобод личности, а с другой стороны, являющейся единственным инструментом окончательного разрешения всех правовых споров. Полномочия в уголовном процессе суда нередко устанавливаются путем определения некоей исчерпывающей компетенции, в то же время, возлагая на него те функции, которые не вправе выполнять полиция и прокуратура. К примеру, если соответствующее действие, скажем прослушивание телефонных переговоров или производство обысков в жилище, совершенно необходимо для эффективного функционирования системы уголовной юстиции, но при этом ни полиция, ни прокуратура не вправе самостоятельно ограничивать право граждан на неприкосновенность частной жизни или на неприкосновенность жилища, то единственным выходом является возложение данного полномочия на суд

В такой ситуации, если рассматривать только досудебное производство и не затрагивать вопросы разрешения уголовных дел по существу, то становится ясно, что в любой развитой современной уголовно-процессуальной системе к исключительным полномочиям суда относится:

во-первых, принятие решения о применении любых форм ограничения прав и свобод лица, от заключения под стражу до применения альтернативных мер пресечения;

во-вторых, дача разрешения на производство следственных и подобных им действий по собиранию доказательственной или любой иной информации, сопряженных с ограничением конституционных прав и свобод личности.

Именно данными полномочиями судебной власти, основанными на конституционно-правовой роли суда как гаранта индивидуальных прав и свобод, определяются в современном правопорядке пределы так называемого «предварительного судебного контроля».

Данная модель разграничения функций полиции, прокуратуры и суда нашла свое отражение впервые в Суверенном Казахстане 5 июля 2008 года, когда вопросы применения меры пресечения в виде ареста и домашнего ареста отнесли к исключительной компетенции суда.

Дальнейшим шагом реформирования уголовно – процессуальной системы стало принятие нового Уголовно — процессуального Кодекса Республики Казахстан, а именно введение института «следственного судьи» и расширение его полномочий, регламентированных статьей 55 УПК РК.

ТЛЕПОВА Г.А.

судья суда № 2 г. Актобе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: