Процесс компаундирования нефтепродуктов - ABCD42.RU

Процесс компаундирования нефтепродуктов

Процесс компаундирования нефтепродуктов

Промышленное производство нефтепродуктов состоит из следующих основных этапов: первичная, вторичная переработка нефти и процессы смешения (компаундирования).

Первичная переработка (прямая перегонка) — разделение нефти на отдельные фракции (части) по температурам кипения при нагревании в специальных ректификационных колоннах. В результате получаются бензиновые, керосиновые, дизельные фракции, которые используются для получения соответствующих видов топлив, а также мазут.

Вторичная переработка (деструктивные процессы от лат. destructio — нарушение, разрушение структуры) изменяет химический состав и структуру углеводородов. Эти процессы позволяют увеличить выход бензиновых фракций из нефти до 60%.

Смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок является завершающим процессом получения товарных автомобильных бензинов и дизтоплив.

Цель курсовой работы – изучить процесс компаундирования как процесс получения товарных продуктов из нефти.

1. Нефтепродукты как результат нефтеперерабатывающего производства

Нефтепродукты — смеси углеводородов и некоторых их производных, а также индивидуальные химические соединения, получаемые при переработке нефти и используемые в качестве топлив, смазочных материалов, электроизоляционных сред, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей. Значительная часть нефтепродуктов представляет собой смеси отдельных углеводородных компонентов, содержащие различные добавки и присадки, улучшающие свойства нефтепродуктов и повышающие стабильность их эксплуатационных характеристик.

Топлива (газообразные и жидкие) составляют одну из главных групп нефтепродуктов. Масла нефтяные составляют вторую по объёму и значению группу нефтепродуктов. Нефтяные технические битумы составляют третью по объёму производства группу товарных нефтепродуктов, имеющих широкое применение в народном хозяйстве: дорожные, строительные битумы и др. Значительную группу нефтепродуктов составляют так называемые твёрдые углеводороды: парафины, церезины, вазелины, петролатумы, озокериты и др. Товарными нефтепродуктами являются также различные растворители, нефтяной кокс, сажа, деэмульгаторы и пр. Нефтепродукты, получаемые путём разделения фракций пиролиза нефти (бензол, толуол, ксилол, нафталин, зелёное масло и др.), применяются в основном как нефтехимическое сырьё. В качестве химического сырья используются также газы нефтепереработки и многие др. продукты термической и каталитической переработки нефти.

Процесс переработки нефти можно разделить на 3 основных этапа:

1. Разделение нефтяного сырья на фракции, различающиеся по интервалам температур кипения (первичная переработка) ;

2. Переработка полученных фракций путем химических превращений содержащихся в них углеводородов и выработка компонентов товарных нефтепродуктов (вторичная переработка) ;

3. Смешение компонентов с вовлечением, при необходимости, различных присадок, с получением товарных нефтепродуктов с заданными показателями качества (товарное производство) .

В ходе основных технологических процессов топливного производства, применяемых на нефтеперерабатывающих заводах России, вырабатываются только компоненты моторных, авиационных и котельных топлив с различными показателями качества. Например, октановое число прямогонного бензина составляет около 65, риформата — 95-100, бензина коксования — 60. Другие показатели качества (например, фракционный состав, содержание серы) у компонентов также различаются. Для получения же товарных нефтепродуктов организуется смешение полученных компонентов в соответствующих емкостях НПЗ в соотношениях, которые обеспечивают нормируемые показатели качества. Расчёт рецептуры смешения (компаундирования) компонентов осуществляется при помощи соответствующих модулей математических моделей, используемых для планирования производства по НПЗ в целом. Исходными данными для моделирования являются прогнозные остатки сырья, компонентов и товарной продукции, план реализации нефтепродуктов в разрезе ассортимента, плановый объём поставок нефти. Таким образом возможно рассчитать наиболее эффективные соотношения между компонентами при смешении. Зачастую на заводах используются устоявшиеся рецептуры смешения, которые корректируются при изменении технологической схемы. Компоненты нефтепродуктов в заданном соотношении закачиваются в ёмкость для смешения, куда также могут подаваться присадки. Полученные товарные нефтепродукты проходят контроль качества и откачиваются в соответствующие ёмкости товарно-сырьевой базы, откуда отгружаются потребителю.

В схеме современного нефтеперерабатывающего завода, одним их ведущих процессов является процесс компаундирования. Этот процесс обеспечивает получение высокооктанового бензина, отвечающего всем требованиям ГОСТ. В то же время для повышения качества получаемого бензина и его выхода постоянно ведётся поиск путей совершенствования технологии данного процесса. Эта задача решается как дорогостоящими экспериментальными способами (использование высокооктановых компонентов; применение антидетонационных присадок и т.д.), так и методами математического моделирования.

Давление насыщенного пара – одна из наиболее важных переменных, имеющих значение при компаундировании бензина. Давление насыщенного пара – это мера поверхностного давления, которое необходимо, чтобы жидкость не испарялась. Для легкокипящего углеводорода типа пропана давление паров очень высоко, так как этот углеводород очень летуч. Более высококипящий углеводород, такой как газойль, характеризуется почти нулевым давлением насыщенных паров, так как при комнатной температуре он испаряется крайне медленно. Для увеличения давления паров следует добавлять бутаны. Бутан получается как побочный продукт различных процессов на нефтеперерабатывающем заводе. Кроме того, его выделяют из природного газа. Каким-то образом эти два весьма негибких источника обеспечивают производство бутана в количестве, необходимом для компаундирования бензина.

Октановое число показывает, будет ли бензин детонировать в двигателе. За бензин с октановым числом 100 был условно принят изооктан. Нормальный гептан, который детонирует при значительно меньшей степени сжатия, был принят за бензин с октановым числом 0. Каждому компоненту бензина можно поставить в соответствие смесь изооктана и н-гептана определенного состава.

Октановым числом считается процентная доля изооктана в смеси, детонирующей при той же степени сжатия. Конструкция двигателя обычно рассчитана на то или иное поведение топлива. Степень сжатия топлива в двигателе определяет мощность, которую тот способен развить. Чем больше степень сжатия, тем длиннее рабочий такт и тем более мощным является двигатель. Таким образом, на машины разного размера устанавливают двигатели различной конструкции, которым требуется бензин с разными октановыми числами.

Чтобы упростить задачу достижения необходимого октанового числа, в бензин добавляли соединения свинца – тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС). Эти соединения увеличивают октановое число бензина, не влияя при этом на другие его свойства. Как это ни парадоксально, свинец добавляют в бензин, чтобы подавить воспламенение. Некоторая сложность возникает из-за того, что чем больше концентрация свинцовой присадки, тем менее эффективна ее последняя порция, то есть октановое число нелинейно зависит от концентрации присадки.

В конце 70-х годов нефтепереработчики стали искать другие способы повышения октанового числа. В настоящее время нефтехимическая промышленность предоставляет для этого несколько продуктов: метанол, этанол, трет-бутиловый спирт (ТБС) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

Интерес к спиртам обусловлен соотношением между их себестоимостью и их полезными свойствами в качестве компонентов бензина, конкретнее их способностью повышать октановое число. Но их влияние не столь прямолинейно, как, например, влияние алкилата или риформата. Добавление спиртов и кислородсодержащих веществ действует немонотонно. Например, небольшие добавки (до 2-3%) спирта резко поднимают ДПР смеси. При дальнейшем прибавлении (до 5, 10 или 15% по объему) изменений не происходит. Также в некоторых случаях эффект свинцового антидетонатора оказывается отрицательным.

Для компаундирования бензинов используются, например, блоки компаундирования ООО «Ренотек». Этот блок предназначен для приготовления товарных нефтепродуктов в режиме интенсивного перемешивания различных компонентов в диспергаторе для достижения качественных показателей, соответствующим требованиям стандартов.

Блок компаундирования устанавливается на складе нефтепродуктов и производит путем смешивания компонентов и вводом присадок следующие продукты: бензин автомобильный по ГОСТ Р 51105-97; топливо реактивное по ГОСТ 10227-86; дизельное топливо по ГОСТ 305-82; другие виды моторных топлив и топливные смеси, выпускаемые по ОСТ, ТУ и т.д.; масла моторные по ГОСТ 10541-78 и другие нефтепродукты.

Блоки компаундирования выпускаются согласно ТУ в 7 исполнениях, учитывающих вязкость приготавливаемых нефтепродуктов и необходимость предварительного подогрева. Для работы в условиях низких температур изготавливается северное исполнение блока.

Блок компаундирования состоит из двух модулей: Б1 – модуль насосов компонентов топлив и присадок; Б2 – модуль управления. Модуль управления изготавливается на основе современных микроэлектронных компонентов зарубежного производства, что обеспечивает высокую точность объемного дозирования, и может сопрягаться с персональным компьютером. Трубопроводы, соединяющие: модуль Б1 с резервуарами склада нефтепродуктов, поддоны модуля Б1 с системой канализации, для прокладки кабелей между модулями Б1 и Б2, в комплект поставки не входят.

Блок компаундирования размещается на наземном или подземном складе нефтепродуктов. Модуль Б1 устанавливается на площадке размещения резервуаров склада нефтепродуктов. Модуль Б2 устанавливается в операторном помещении на расстоянии не более 40м по горизонтали от модуля Б1.

Технологический процесс представляет собой смешивание компонентов топлива и введение присадок с последующей гомогенизацией смеси. Компоненты топлива и присадки насосами Н1..Н4 закачиваются в диспергатор Д1, где происходит тщательное перемешивание смеси. Дозирование производится при помощи счетчиков Т1..Т3. Необходимое количество компонента устанавливается оператором на пульте управления модуля Б2. Автоматика поддерживает расход каждого компонента или присадки в пропорции к расходу базового компонента с точностью 0,5% об.

Работа блока может быть запрограммирована либо по необходимому количеству произведенного нефтепродукта, либо по времени работы. В конце работы оператор может получить рапорт о работе блока за необходимый период времени с выводом на печать. В рапорте отражается: продолжительность работы, количество произведенного нефтепродукта, количество израсходованных компонентов и т.д. Режим работы блока компаундирования – непрерывный, автоматический. Количество обслуживающего персонала – 2. Количество смешиваемых компонентов – до 4. Благодаря усовершенствованной конструкции блок компаундирования не производит выбросов углеводородных газов через дыхательные клапаны, количество запорной арматуры и фланцевых соединений сведено к минимуму.

Аппарат смешивания блока не требует регистрации в органах Ростехнадзора.

Технологическая схема

Высокое качество получаемого нефтепродукта достигается при условии, что сырье, поступающее на переработку, и дозируемые компоненты (присадки) соответствуют требованиям, установленным технологическим регламентом на компаундирование.

Базовыми компонентами автомобильных бензинов могут быть: бензин прямой гонки; риформат; бензин крекинга; бензин пиролиза; полимербензин; алкилат; изомеризат; бутан. Высокооктановые кислородсодержащие компоненты: МТБЭ, фетерол; ТАМЭ; этанол; метанол; изопропиловый спирт и т.д. В качестве присадок, повышающих октановое число бензина, можно рекомендовать: N-метиланилин технический; «Экстралин»; «АДА»; «ДАКС»; «БВД»; «Феррада»; «Автовэм».

— производство товарных продуктов из сырья методом вовлечения в его состав добавок и компонентов в заданных объемах согласно технологической рецептуры по ТУ, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51313;

— повышение октанового числа товарных продуктов методом вовлечения в состав товарных продуктов добавок и компонентов в заданных объемах согласно ТУ и соответствующие требованиям ГОСТ Р 51313.

1. Аксенов В.С., Камьянов В.Ф.// Нефтехимия. 1980. — № 3.

2. Загряцкая Л.М., Земцов В.П., Масагутов Р.М. и др.// Нефтепереработка и нефтехимия. — 1973. — № 2. — С.39.

3. Золотова Н.В., Гервиц Л.А., Денисов Е.Т.// Нефтехимия. — 1975. — № 1.

4. Интенсификация химической переработки нефтяных компонентов: Сборник. — Казань: КГТУ, 1994.

5. Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа. — М.: Химия, 1978. 423 с.

6. Шарипов А.Х.// Нефтехимия. — 1988. — № 6.

166488 (Процесс компаундирования нефтепродуктов)

Описание файла

Документ из архива «Процесс компаундирования нефтепродуктов», который расположен в категории «контрольные работы». Всё это находится в предмете «химия» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «контрольные работы и аттестации», в предмете «химия» в общих файлах.

Читайте также  Оценка стоимости автотранспортного средства

Онлайн просмотр документа «166488»

Текст из документа «166488»

Промышленное производство нефтепродуктов состоит из следующих основных этапов: первичная, вторичная переработка нефти и процессы смешения (компаундирования).

Первичная переработка (прямая перегонка) — разделение нефти на отдельные фракции (части) по температурам кипения при нагревании в специальных ректификационных колоннах. В результате получаются бензиновые, керосиновые, дизельные фракции, которые используются для получения соответствующих видов топлив, а также мазут.

Вторичная переработка (деструктивные процессы от лат. destructio — нарушение, разрушение структуры) изменяет химический состав и структуру углеводородов. Эти процессы позволяют увеличить выход бензиновых фракций из нефти до 60%.

Смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок является завершающим процессом получения товарных автомобильных бензинов и дизтоплив.

Цель курсовой работы – изучить процесс компаундирования как процесс получения товарных продуктов из нефти.

1. Нефтепродукты как результат нефтеперерабатывающего производства

Нефтепродукты — смеси углеводородов и некоторых их производных, а также индивидуальные химические соединения, получаемые при переработке нефти и используемые в качестве топлив, смазочных материалов, электроизоляционных сред, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей. Значительная часть нефтепродуктов представляет собой смеси отдельных углеводородных компонентов, содержащие различные добавки и присадки, улучшающие свойства нефтепродуктов и повышающие стабильность их эксплуатационных характеристик.

Топлива (газообразные и жидкие) составляют одну из главных групп нефтепродуктов. Масла нефтяные составляют вторую по объёму и значению группу нефтепродуктов. Нефтяные технические битумы составляют третью по объёму производства группу товарных нефтепродуктов, имеющих широкое применение в народном хозяйстве: дорожные, строительные битумы и др. Значительную группу нефтепродуктов составляют так называемые твёрдые углеводороды: парафины, церезины, вазелины, петролатумы, озокериты и др. Товарными нефтепродуктами являются также различные растворители, нефтяной кокс, сажа, деэмульгаторы и пр. Нефтепродукты, получаемые путём разделения фракций пиролиза нефти (бензол, толуол, ксилол, нафталин, зелёное масло и др.), применяются в основном как нефтехимическое сырьё. В качестве химического сырья используются также газы нефтепереработки и многие др. продукты термической и каталитической переработки нефти.

Процесс переработки нефти можно разделить на 3 основных этапа:

1. Разделение нефтяного сырья на фракции, различающиеся по интервалам температур кипения (первичная переработка);

2. Переработка полученных фракций путем химических превращений содержащихся в них углеводородов и выработка компонентов товарных нефтепродуктов (вторичная переработка);

3. Смешение компонентов с вовлечением, при необходимости, различных присадок, с получением товарных нефтепродуктов с заданными показателями качества (товарное производство).

В ходе основных технологических процессов топливного производства, применяемых на нефтеперерабатывающих заводах России, вырабатываются только компоненты моторных, авиационных и котельных топлив с различными показателями качества. Например, октановое число прямогонного бензина составляет около 65, риформата — 95-100, бензина коксования — 60. Другие показатели качества (например, фракционный состав, содержание серы) у компонентов также различаются. Для получения же товарных нефтепродуктов организуется смешение полученных компонентов в соответствующих емкостях НПЗ в соотношениях, которые обеспечивают нормируемые показатели качества. Расчёт рецептуры смешения (компаундирования) компонентов осуществляется при помощи соответствующих модулей математических моделей, используемых для планирования производства по НПЗ в целом. Исходными данными для моделирования являются прогнозные остатки сырья, компонентов и товарной продукции, план реализации нефтепродуктов в разрезе ассортимента, плановый объём поставок нефти. Таким образом возможно рассчитать наиболее эффективные соотношения между компонентами при смешении. Зачастую на заводах используются устоявшиеся рецептуры смешения, которые корректируются при изменении технологической схемы. Компоненты нефтепродуктов в заданном соотношении закачиваются в ёмкость для смешения, куда также могут подаваться присадки. Полученные товарные нефтепродукты проходят контроль качества и откачиваются в соответствующие ёмкости товарно-сырьевой базы, откуда отгружаются потребителю.

В схеме современного нефтеперерабатывающего завода, одним их ведущих процессов является процесс компаундирования. Этот процесс обеспечивает получение высокооктанового бензина, отвечающего всем требованиям ГОСТ. В то же время для повышения качества получаемого бензина и его выхода постоянно ведётся поиск путей совершенствования технологии данного процесса. Эта задача решается как дорогостоящими экспериментальными способами (использование высокооктановых компонентов; применение антидетонационных присадок и т.д.), так и методами математического моделирования.

Давление насыщенного пара – одна из наиболее важных переменных, имеющих значение при компаундировании бензина. Давление насыщенного пара – это мера поверхностного давления, которое необходимо, чтобы жидкость не испарялась. Для легкокипящего углеводорода типа пропана давление паров очень высоко, так как этот углеводород очень летуч. Более высококипящий углеводород, такой как газойль, характеризуется почти нулевым давлением насыщенных паров, так как при комнатной температуре он испаряется крайне медленно. Для увеличения давления паров следует добавлять бутаны. Бутан получается как побочный продукт различных процессов на нефтеперерабатывающем заводе. Кроме того, его выделяют из природного газа. Каким-то образом эти два весьма негибких источника обеспечивают производство бутана в количестве, необходимом для компаундирования бензина.

Октановое число показывает, будет ли бензин детонировать в двигателе. За бензин с октановым числом 100 был условно принят изооктан. Нормальный гептан, который детонирует при значительно меньшей степени сжатия, был принят за бензин с октановым числом 0. Каждому компоненту бензина можно поставить в соответствие смесь изооктана и н-гептана определенного состава.

Октановым числом считается процентная доля изооктана в смеси, детонирующей при той же степени сжатия. Конструкция двигателя обычно рассчитана на то или иное поведение топлива. Степень сжатия топлива в двигателе определяет мощность, которую тот способен развить. Чем больше степень сжатия, тем длиннее рабочий такт и тем более мощным является двигатель. Таким образом, на машины разного размера устанавливают двигатели различной конструкции, которым требуется бензин с разными октановыми числами.

Чтобы упростить задачу достижения необходимого октанового числа, в бензин добавляли соединения свинца – тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС). Эти соединения увеличивают октановое число бензина, не влияя при этом на другие его свойства. Как это ни парадоксально, свинец добавляют в бензин, чтобы подавить воспламенение. Некоторая сложность возникает из-за того, что чем больше концентрация свинцовой присадки, тем менее эффективна ее последняя порция, то есть октановое число нелинейно зависит от концентрации присадки.

В конце 70-х годов нефтепереработчики стали искать другие способы повышения октанового числа. В настоящее время нефтехимическая промышленность предоставляет для этого несколько продуктов: метанол, этанол, трет-бутиловый спирт (ТБС) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

Интерес к спиртам обусловлен соотношением между их себестоимостью и их полезными свойствами в качестве компонентов бензина, конкретнее их способностью повышать октановое число. Но их влияние не столь прямолинейно, как, например, влияние алкилата или риформата. Добавление спиртов и кислородсодержащих веществ действует немонотонно. Например, небольшие добавки (до 2-3%) спирта резко поднимают ДПР смеси. При дальнейшем прибавлении (до 5, 10 или 15% по объему) изменений не происходит. Также в некоторых случаях эффект свинцового антидетонатора оказывается отрицательным.

Для компаундирования бензинов используются, например, блоки компаундирования ООО «Ренотек». Этот блок предназначен для приготовления товарных нефтепродуктов в режиме интенсивного перемешивания различных компонентов в диспергаторе для достижения качественных показателей, соответствующим требованиям стандартов.

Блок компаундирования устанавливается на складе нефтепродуктов и производит путем смешивания компонентов и вводом присадок следующие продукты: бензин автомобильный по ГОСТ Р 51105-97; топливо реактивное по ГОСТ 10227-86; дизельное топливо по ГОСТ 305-82; другие виды моторных топлив и топливные смеси, выпускаемые по ОСТ, ТУ и т.д.; масла моторные по ГОСТ 10541-78 и другие нефтепродукты.

Блоки компаундирования выпускаются согласно ТУ в 7 исполнениях, учитывающих вязкость приготавливаемых нефтепродуктов и необходимость предварительного подогрева. Для работы в условиях низких температур изготавливается северное исполнение блока.

Блок компаундирования состоит из двух модулей: Б1 – модуль насосов компонентов топлив и присадок; Б2 – модуль управления. Модуль управления изготавливается на основе современных микроэлектронных компонентов зарубежного производства, что обеспечивает высокую точность объемного дозирования, и может сопрягаться с персональным компьютером. Трубопроводы, соединяющие: модуль Б1 с резервуарами склада нефтепродуктов, поддоны модуля Б1 с системой канализации, для прокладки кабелей между модулями Б1 и Б2, в комплект поставки не входят.

Блок компаундирования размещается на наземном или подземном складе нефтепродуктов. Модуль Б1 устанавливается на площадке размещения резервуаров склада нефтепродуктов. Модуль Б2 устанавливается в операторном помещении на расстоянии не более 40м по горизонтали от модуля Б1.

Технологический процесс представляет собой смешивание компонентов топлива и введение присадок с последующей гомогенизацией смеси. Компоненты топлива и присадки насосами Н1..Н4 закачиваются в диспергатор Д1, где происходит тщательное перемешивание смеси. Дозирование производится при помощи счетчиков Т1..Т3. Необходимое количество компонента устанавливается оператором на пульте управления модуля Б2. Автоматика поддерживает расход каждого компонента или присадки в пропорции к расходу базового компонента с точностью 0,5% об.

Работа блока может быть запрограммирована либо по необходимому количеству произведенного нефтепродукта, либо по времени работы. В конце работы оператор может получить рапорт о работе блока за необходимый период времени с выводом на печать. В рапорте отражается: продолжительность работы, количество произведенного нефтепродукта, количество израсходованных компонентов и т.д. Режим работы блока компаундирования – непрерывный, автоматический. Количество обслуживающего персонала – 2. Количество смешиваемых компонентов – до 4. Благодаря усовершенствованной конструкции блок компаундирования не производит выбросов углеводородных газов через дыхательные клапаны, количество запорной арматуры и фланцевых соединений сведено к минимуму.

Аппарат смешивания блока не требует регистрации в органах Ростехнадзора.

Технологическая схема

Высокое качество получаемого нефтепродукта достигается при условии, что сырье, поступающее на переработку, и дозируемые компоненты (присадки) соответствуют требованиям, установленным технологическим регламентом на компаундирование.

Базовыми компонентами автомобильных бензинов могут быть: бензин прямой гонки; риформат; бензин крекинга; бензин пиролиза; полимербензин; алкилат; изомеризат; бутан. Высокооктановые кислородсодержащие компоненты: МТБЭ, фетерол; ТАМЭ; этанол; метанол; изопропиловый спирт и т.д. В качестве присадок, повышающих октановое число бензина, можно рекомендовать: N-метиланилин технический; «Экстралин»; «АДА»; «ДАКС»; «БВД»; «Феррада»; «Автовэм».

— производство товарных продуктов из сырья методом вовлечения в его состав добавок и компонентов в заданных объемах согласно технологической рецептуры по ТУ, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51313;

— повышение октанового числа товарных продуктов методом вовлечения в состав товарных продуктов добавок и компонентов в заданных объемах согласно ТУ и соответствующие требованиям ГОСТ Р 51313.

Аксенов В.С., Камьянов В.Ф.// Нефтехимия. 1980. — № 3.

Загряцкая Л.М., Земцов В.П., Масагутов Р.М. и др.// Нефтепереработка и нефтехимия. — 1973. — № 2. — С.39.

Золотова Н.В., Гервиц Л.А., Денисов Е.Т.// Нефтехимия. — 1975. — № 1.

Интенсификация химической переработки нефтяных компонентов: Сборник. — Казань: КГТУ, 1994.

Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа. — М.: Химия, 1978. 423 с.

Компаундирование нефтепродуктов на оборудовании от компании GlobeCore

В рамках данной статьи рассмотрены методы физического и математического моделирования процессов нефтепереработки и нефтехимии, приведен анализ данных, характеризующих свойства нефтепродуктов; изложено решение конкретных задач, таких как оптимальное компаундирование нефтепродуктов, исследования и оптимизации ряда процессов производства топлив, масел и нефтехимических продуктов.

При условиях, обеспечивающих Ккяп и соответственно наибольшую поверхность раздела фаз без значительного изменения межфазной энергии, эффективно протекают процессы компаундирования нефтепродуктов с обеспечением необходимых низкотемпературных свойств, перегонки и ректификации нефтяных растворов с наилучшими условиями для фазообразования.

Читайте также  Территориальное разделение труда

Перемешивание

Используется также и как самостоятельный процесс, например для приготовления различных смесей, эмульсий, компаундирования нефтепродуктов и т. д. Как показали работы Н.М. Яковлева, С. Н. Обрядчикова, А. И. Скобло и др., на нефтеперерабатывающих установках в большинстве случаев выгоднее получать нефтепродукты не в виде стандартной товарной продукции, а в виде компонентов-полуфабрикатов, смешением которых готовится товарный продукт .

Циркуляционный подогрев

Используют для подогрева мазута в промышленных и отопительных котельных , морском и речном флоте , а также для компаундирования нефтепродуктов.

Технологии компаундирования

В нефтеперерабатывающей промышленности перемешивание как технологическая операция применяется при компаундировании нефтепродуктов, синтезе присадок, производстве консистентных смазок, сушке светлых нефтепродуктов, проведении некоторых нефтехимических процессов, например, алкилировании, защелачивании и очистке легких нефтяных дистиллятов. Перемешивание применяют при проведении реакций в гомогенных и гетерогенных средах.

Нефть и нефтепродукты в условиях добычи, транспорта, переработки и потребления часто находятся в коллоидно-дисперсном состоянии. Оно возникает при зарождении новой фазы в ходе проведения технологических операций с нефтяными системами, оказывает влияние при смачивании нефтью нефтеносной породы и адгезии нефтяных смазочных материалов к защищаемой поверхности, сказывается при компаундировании нефтепродуктов и т. д.

При компаундировании следует учитывать различную склонность к фазообразованию при обычных условиях светлых и темных топлив и специальных нефтепродуктов. Учет критериев устойчивости особенно важен для темных , а также специальных нефтепродуктов, которые получаются при смешении компонентов различной лиофобности и способности к фазообразованию.

Если смешивать нефтепродукты, содержащие высокомолекулярные соединения, актуальны вопросы регулирования агрегативной устойчивости образующей нефтяной дисперсной системы. При смешении различных компонентов и получении товарных нефтепродуктов формируются структурные единицы, при определенных условиях вызывающие расслоение нефтяных дисперсных систем с образованием осадков при хранении и применении. В каждом случае специальные мероприятия позволяют предупредить нежелательные явления.

При компаундировании светлых нефтепродуктов этот метод обеспечивает достаточно хорошее перемешивание. Тщательность перемешивания контролируется взятием проб с различных высот аппарата. Однако данный метод связан с большим расходом энергии и времени, ибо, как показывает опыт, даже при смешении светлых нефтепродуктов требуется перекачать по схеме емкость — насос — емкость около 30% содержимого емкости, а в некоторых случаях и значительно больше.

До последнего времени в процессах переработки нефтяного сырья не учитывались или учитывались косвенно физические и коллоидно-химические взаимодействия между компонентами в объеме нефтяной системы, которые усиливаются или ослабляются при определенных условиях. Эти взаимодействия могут оказывать влияние на изменение структурной организации нефтяной системы, в частности привести к возникновению надмолекулярных структур и к значительному изменению свойств нефти и нефтепродуктов, вызывая существенные отличия нефтяных систем от истиных молекулярных растворов.

Необходимо добиваться получения полностью однородного целевого продукта. Однородность продукта контролируют путем анализа проб, отобранных из разных слоев по высоте резервуара.

Компоненты, получаемые непосредственно с установок нефтеперерабатывающих заводов, не содержат воды. Поэтому при компаундировании нефтепродуктов для получения товарных мазутов, транспортировании, хранении и разогреве топлив не следует допускать их обводнения.

Процесс компаундирования нефтепродуктов

В ходе основных технологических процессов топливного производства, применяемых на нефтеперерабатывающих заводах России, вырабатываются только компоненты моторных, авиационных и котельных топлив

Процесс компаундирования нефтепродуктов

Другие контрольные работы по предмету

Промышленное производство нефтепродуктов состоит из следующих основных этапов: первичная, вторичная переработка нефти и процессы смешения (компаундирования).

Первичная переработка (прямая перегонка) разделение нефти на отдельные фракции (части) по температурам кипения при нагревании в специальных ректификационных колоннах. В результате получаются бензиновые, керосиновые, дизельные фракции, которые используются для получения соответствующих видов топлив, а также мазут.

Вторичная переработка (деструктивные процессы от лат. destructio нарушение, разрушение структуры) изменяет химический состав и структуру углеводородов. Эти процессы позволяют увеличить выход бензиновых фракций из нефти до 60%.

Смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок является завершающим процессом получения товарных автомобильных бензинов и дизтоплив.

Цель курсовой работы изучить процесс компаундирования как процесс получения товарных продуктов из нефти.

1. Нефтепродукты как результат нефтеперерабатывающего производства

Нефтепродукты — смеси углеводородов и некоторых их производных, а также индивидуальные химические соединения, получаемые при переработке нефти и используемые в качестве топлив, смазочных материалов, электроизоляционных сред, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей. Значительная часть нефтепродуктов представляет собой смеси отдельных углеводородных компонентов, содержащие различные добавки и присадки, улучшающие свойства нефтепродуктов и повышающие стабильность их эксплуатационных характеристик.

Топлива (газообразные и жидкие) составляют одну из главных групп нефтепродуктов. Масла нефтяные составляют вторую по объёму и значению группу нефтепродуктов. Нефтяные технические битумы составляют третью по объёму производства группу товарных нефтепродуктов, имеющих широкое применение в народном хозяйстве: дорожные, строительные битумы и др. Значительную группу нефтепродуктов составляют так называемые твёрдые углеводороды: парафины, церезины, вазелины, петролатумы, озокериты и др. Товарными нефтепродуктами являются также различные растворители, нефтяной кокс, сажа, деэмульгаторы ипр. Нефтепродукты, получаемые путём разделения фракций пиролиза нефти (бензол, толуол, ксилол, нафталин, зелёное масло и др.), применяются в основном как нефтехимическое сырьё. В качестве химического сырья используются также газы нефтепереработки и многие др. продукты термической и каталитической переработки нефти.

Процесс переработки нефти можно разделить на 3 основных этапа:

1. Разделение нефтяного сырья на фракции, различающиеся по интервалам температур кипения (первичная переработка);

2. Переработка полученных фракций путем химических превращений содержащихся в них углеводородов и выработка компонентов товарных нефтепродуктов (вторичная переработка);

3. Смешение компонентов с вовлечением, при необходимости, различных присадок, с получением товарных нефтепродуктов с заданными показателями качества (товарное производство).

В ходе основных технологических процессов топливного производства, применяемых на нефтеперерабатывающих заводах России, вырабатываются только компоненты моторных, авиационных и котельных топлив с различными показателями качества. Например, октановое число прямогонного бензина составляет около 65, риформата — 95-100, бензина коксования — 60. Другие показатели качества (например, фракционный состав, содержание серы) у компонентов также различаются. Для получения же товарных нефтепродуктов организуется смешение полученных компонентов в соответствующих емкостях НПЗ в соотношениях, которые обеспечивают нормируемые показатели качества. Расчёт рецептуры смешения (компаундирования) компонентов осуществляется при помощи соответствующих модулей математических моделей, используемых для планирования производства по НПЗ в целом. Исходными данными для моделирования являются прогнозные остатки сырья, компонентов и товарной продукции, план реализации нефтепродуктов в разрезе ассортимента, плановый объём поставок нефти. Таким образом возможно рассчитать наиболее эффективные соотношения между компонентами при смешении. Зачастую на заводах используются устоявшиеся рецептуры смешения, которые корректируются при изменении технологической схемы. Компоненты нефтепродуктов в заданном соотношении закачиваются в ёмкость для смешения, куда также могут подаваться присадки. Полученные товарные нефтепродукты проходят контроль качества и откачиваются в соответствующие ёмкости товарно-сырьевой базы, откуда отгружаются потребителю.

В схеме современного нефтеперерабатывающего завода, одним их ведущих процессов является процесс компаундирования. Этот процесс обеспечивает получение высокооктанового бензина, отвечающего всем требованиям ГОСТ. В то же время для повышения качества получаемого бензина и его выхода постоянно ведётся поиск путей совершенствования технологии данного процесса. Эта задача решается как дорогостоящими экспериментальными способами (использование высокооктановых компонентов; применение антидетонационных присадок и т.д.), так и методами математического моделирования.

Давление насыщенного пара одна из наиболее важных переменных, имеющих значение при компаундировании бензина. Давление насыщенного пара это мера поверхностного давления, которое необходимо, чтобы жидкость не испарялась. Для легкокипящего углеводорода типа пропана давление паров очень высоко, так как этот углеводород очень летуч. Более высококипящий углеводород, такой как газойль, характеризуется почти нулевым давлением насыщенных паров, так как при комнатной температуре он испаряется крайне медленно. Для увеличения давления паров следует добавлять бутаны. Бутан получается как побочный продукт различных процессов на нефтеперерабатывающем заводе. Кроме того, его выделяют из природного газа. Каким-то образом эти два весьма негибких источника обеспечивают производство бутана в количестве, необходимом для компаундирования бензина.

Октановое число показывает, будет ли бензин детонировать в двигателе. За бензин с октановым числом 100 был условно принят изооктан. Нормальный гептан, который детонирует при значительно меньшей степени сжатия, был принят за бензин с октановым числом 0. Каждому компоненту бензина можно поставить в соответствие смесь изооктана и н-гептана определенного состава.

Октановым числом считается процентная доля изооктана в смеси, детонирующей при той же степени сжатия. Конструкция двигателя обычно рассчитана на то или иное поведение топлива. Степень сжатия топлива в двигателе определяет мощность, которую тот способен развить. Чем больше степень сжатия, тем длиннее рабочий такт и тем более мощным является двигатель. Таким образом, на машины разного размера устанавливают двигатели различной конструкции, которым требуется бензин с разными октановыми числами.

Чтобы упростить задачу достижения необходимого октанового числа, в бензин добавляли соединения свинца тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС). Эти соединения увеличивают октановое число бензина, не влияя при этом на другие его свойства. Как это ни парадоксально, свинец добавляют в бензин, чтобы подавить воспламенение. Некоторая сложность возникает из-за того, что чем больше концентрация свинцовой присадки, тем менее эффективна ее последняя порция, то есть октановое число нелинейно зависит от концентрации присадки.

В конце 70-х годов нефтепереработчики стали искать другие способы повышения октанового числа. В настоящее время нефтехимическая промышленность предоставляет для этого несколько продуктов: метанол, этанол, трет-бутиловый спирт (ТБС) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

Интерес к спиртам обусловлен соотношением между их себестоимостью и их полезными свойствами в качестве компонентов бензина, конкретнее их способностью повышать октановое число. Но их влияние не столь прямолинейно, как, например, влияние алкилата или риформата. Добавление спиртов и кислородсодержащих веществ действует немонотонно. Например, небольшие добавки (до 2-3%) спирта резко поднимают ДПР смеси. При дальнейшем прибавлении (до 5, 10 или 15% по объему) изменений не происходит. Также в некоторых случаях эффект свинцового антидетонатора оказывается отрицательным.

Для компаундирования бензинов используются, например, блоки компаундирования ООО «Ренотек». Этот блок предназначен для приготовления товарных нефтепродуктов в режиме интенсивного перемешивания различных компонентов в диспергаторе для достижения качественных показателей, соответствующим требованиям стандартов.

Блок компаундирования устанавливается на складе нефтепродуктов и производит путем смешивания компонентов и вводом присадок следующие продукты: бензин автомобильный по ГОСТ Р 51105-97; топливо реактивное по ГОСТ 10227-86; дизельное топливо по ГОСТ 305-82; другие виды моторных топлив и топливные смеси, выпускаемые по ОСТ, ТУ и т.д.; масла моторные по ГОСТ 10541-78 и другие нефтепродукты.

Блоки компаундирования выпускаются согласно ТУ в 7 исполнениях, учитывающих вязкость приготавливаемых нефтепродуктов и необходимость предварительного подогрева. Для работы в условиях низких температур изготавливается северное исполнение блока.

Блок компаундирования состоит из двух модулей: Б1 модуль насосов компонентов топлив и присадок; Б2 модуль управления. Модуль управления изготавливается на основе современных микроэлектронных компонентов зарубежного производства, что обеспечивает высокую точность объемного дозирования, и может сопрягаться с персональным компьютером. Трубопроводы, соединяющие: модуль Б1 с резервуарами склада нефтепродуктов, поддоны модуля Б1 с системой канализации, для прокладки кабелей между модулями Б1 и Б2, в комплект поставки не входят.

Читайте также  Органы налоговой службы цели, задачи, функции и структура

Процесс компаундирования нефтепродуктов

Главная > Контрольная работа >Химия

Промышленное производство нефтепродуктов состоит из следующих основных этапов: первичная, вторичная переработка нефти и процессы смешения (компаундирования).

Первичная переработка (прямая перегонка) — разделение нефти на отдельные фракции (части) по температурам кипения при нагревании в специальных ректификационных колоннах. В результате получаются бензиновые, керосиновые, дизельные фракции, которые используются для получения соответствующих видов топлив, а также мазут.

Вторичная переработка (деструктивные процессы от лат. destructio — нарушение, разрушение структуры) изменяет химический состав и структуру углеводородов. Эти процессы позволяют увеличить выход бензиновых фракций из нефти до 60%.

Смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок является завершающим процессом получения товарных автомобильных бензинов и дизтоплив.

Цель курсовой работы – изучить процесс компаундирования как процесс получения товарных продуктов из нефти.

1. Нефтепродукты как результат нефтеперерабатывающего производства

Нефтепродукты — смеси углеводородов и некоторых их производных, а также индивидуальные химические соединения, получаемые при переработке нефти и используемые в качестве топлив, смазочных материалов, электроизоляционных сред, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей. Значительная часть нефтепродуктов представляет собой смеси отдельных углеводородных компонентов, содержащие различные добавки и присадки, улучшающие свойства нефтепродуктов и повышающие стабильность их эксплуатационных характеристик.

Топлива (газообразные и жидкие) составляют одну из главных групп нефтепродуктов. Масла нефтяные составляют вторую по объёму и значению группу нефтепродуктов. Нефтяные технические битумы составляют третью по объёму производства группу товарных нефтепродуктов, имеющих широкое применение в народном хозяйстве: дорожные, строительные битумы и др. Значительную группу нефтепродуктов составляют так называемые твёрдые углеводороды: парафины, церезины, вазелины, петролатумы, озокериты и др. Товарными нефтепродуктами являются также различные растворители, нефтяной кокс, сажа, деэмульгаторы и пр. Нефтепродукты, получаемые путём разделения фракций пиролиза нефти (бензол, толуол, ксилол, нафталин, зелёное масло и др.), применяются в основном как нефтехимическое сырьё. В качестве химического сырья используются также газы нефтепереработки и многие др. продукты термической и каталитической переработки нефти.

Процесс переработки нефти можно разделить на 3 основных этапа:

1. Разделение нефтяного сырья на фракции, различающиеся по интервалам температур кипения (первичная переработка) ;

2. Переработка полученных фракций путем химических превращений содержащихся в них углеводородов и выработка компонентов товарных нефтепродуктов (вторичная переработка) ;

3. Смешение компонентов с вовлечением, при необходимости, различных присадок, с получением товарных нефтепродуктов с заданными показателями качества (товарное производство) .

В ходе основных технологических процессов топливного производства, применяемых на нефтеперерабатывающих заводах России, вырабатываются только компоненты моторных, авиационных и котельных топлив с различными показателями качества. Например, октановое число прямогонного бензина составляет около 65, риформата — 95-100, бензина коксования — 60. Другие показатели качества (например, фракционный состав, содержание серы) у компонентов также различаются. Для получения же товарных нефтепродуктов организуется смешение полученных компонентов в соответствующих емкостях НПЗ в соотношениях, которые обеспечивают нормируемые показатели качества. Расчёт рецептуры смешения (компаундирования) компонентов осуществляется при помощи соответствующих модулей математических моделей, используемых для планирования производства по НПЗ в целом. Исходными данными для моделирования являются прогнозные остатки сырья, компонентов и товарной продукции, план реализации нефтепродуктов в разрезе ассортимента, плановый объём поставок нефти. Таким образом возможно рассчитать наиболее эффективные соотношения между компонентами при смешении. Зачастую на заводах используются устоявшиеся рецептуры смешения, которые корректируются при изменении технологической схемы. Компоненты нефтепродуктов в заданном соотношении закачиваются в ёмкость для смешения, куда также могут подаваться присадки. Полученные товарные нефтепродукты проходят контроль качества и откачиваются в соответствующие ёмкости товарно-сырьевой базы, откуда отгружаются потребителю.

В схеме современного нефтеперерабатывающего завода, одним их ведущих процессов является процесс компаундирования. Этот процесс обеспечивает получение высокооктанового бензина, отвечающего всем требованиям ГОСТ. В то же время для повышения качества получаемого бензина и его выхода постоянно ведётся поиск путей совершенствования технологии данного процесса. Эта задача решается как дорогостоящими экспериментальными способами (использование высокооктановых компонентов; применение антидетонационных присадок и т.д.), так и методами математического моделирования.

Давление насыщенного пара – одна из наиболее важных переменных, имеющих значение при компаундировании бензина. Давление насыщенного пара – это мера поверхностного давления, которое необходимо, чтобы жидкость не испарялась. Для легкокипящего углеводорода типа пропана давление паров очень высоко, так как этот углеводород очень летуч. Более высококипящий углеводород, такой как газойль, характеризуется почти нулевым давлением насыщенных паров, так как при комнатной температуре он испаряется крайне медленно. Для увеличения давления паров следует добавлять бутаны. Бутан получается как побочный продукт различных процессов на нефтеперерабатывающем заводе. Кроме того, его выделяют из природного газа. Каким-то образом эти два весьма негибких источника обеспечивают производство бутана в количестве, необходимом для компаундирования бензина.

Октановое число показывает, будет ли бензин детонировать в двигателе. За бензин с октановым числом 100 был условно принят изооктан. Нормальный гептан, который детонирует при значительно меньшей степени сжатия, был принят за бензин с октановым числом 0. Каждому компоненту бензина можно поставить в соответствие смесь изооктана и н-гептана определенного состава.

Октановым числом считается процентная доля изооктана в смеси, детонирующей при той же степени сжатия. Конструкция двигателя обычно рассчитана на то или иное поведение топлива. Степень сжатия топлива в двигателе определяет мощность, которую тот способен развить. Чем больше степень сжатия, тем длиннее рабочий такт и тем более мощным является двигатель. Таким образом, на машины разного размера устанавливают двигатели различной конструкции, которым требуется бензин с разными октановыми числами.

Чтобы упростить задачу достижения необходимого октанового числа, в бензин добавляли соединения свинца – тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС). Эти соединения увеличивают октановое число бензина, не влияя при этом на другие его свойства. Как это ни парадоксально, свинец добавляют в бензин, чтобы подавить воспламенение. Некоторая сложность возникает из-за того, что чем больше концентрация свинцовой присадки, тем менее эффективна ее последняя порция, то есть октановое число нелинейно зависит от концентрации присадки.

В конце 70-х годов нефтепереработчики стали искать другие способы повышения октанового числа. В настоящее время нефтехимическая промышленность предоставляет для этого несколько продуктов: метанол, этанол, трет-бутиловый спирт (ТБС) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

Интерес к спиртам обусловлен соотношением между их себестоимостью и их полезными свойствами в качестве компонентов бензина, конкретнее их способностью повышать октановое число. Но их влияние не столь прямолинейно, как, например, влияние алкилата или риформата. Добавление спиртов и кислородсодержащих веществ действует немонотонно. Например, небольшие добавки (до 2-3%) спирта резко поднимают ДПР смеси. При дальнейшем прибавлении (до 5, 10 или 15% по объему) изменений не происходит. Также в некоторых случаях эффект свинцового антидетонатора оказывается отрицательным.

Для компаундирования бензинов используются, например, блоки компаундирования ООО «Ренотек». Этот блок предназначен для приготовления товарных нефтепродуктов в режиме интенсивного перемешивания различных компонентов в диспергаторе для достижения качественных показателей, соответствующим требованиям стандартов.

Блок компаундирования устанавливается на складе нефтепродуктов и производит путем смешивания компонентов и вводом присадок следующие продукты: бензин автомобильный по ГОСТ Р 51105-97; топливо реактивное по ГОСТ 10227-86; дизельное топливо по ГОСТ 305-82; другие виды моторных топлив и топливные смеси, выпускаемые по ОСТ, ТУ и т.д.; масла моторные по ГОСТ 10541-78 и другие нефтепродукты.

Блоки компаундирования выпускаются согласно ТУ в 7 исполнениях, учитывающих вязкость приготавливаемых нефтепродуктов и необходимость предварительного подогрева. Для работы в условиях низких температур изготавливается северное исполнение блока.

Блок компаундирования состоит из двух модулей: Б1 – модуль насосов компонентов топлив и присадок; Б2 – модуль управления. Модуль управления изготавливается на основе современных микроэлектронных компонентов зарубежного производства, что обеспечивает высокую точность объемного дозирования, и может сопрягаться с персональным компьютером. Трубопроводы, соединяющие: модуль Б1 с резервуарами склада нефтепродуктов, поддоны модуля Б1 с системой канализации, для прокладки кабелей между модулями Б1 и Б2, в комплект поставки не входят.

Блок компаундирования размещается на наземном или подземном складе нефтепродуктов. Модуль Б1 устанавливается на площадке размещения резервуаров склада нефтепродуктов. Модуль Б2 устанавливается в операторном помещении на расстоянии не более 40м по горизонтали от модуля Б1.

Технологический процесс представляет собой смешивание компонентов топлива и введение присадок с последующей гомогенизацией смеси. Компоненты топлива и присадки насосами Н1..Н4 закачиваются в диспергатор Д1, где происходит тщательное перемешивание смеси. Дозирование производится при помощи счетчиков Т1..Т3. Необходимое количество компонента устанавливается оператором на пульте управления модуля Б2. Автоматика поддерживает расход каждого компонента или присадки в пропорции к расходу базового компонента с точностью 0,5% об.

Работа блока может быть запрограммирована либо по необходимому количеству произведенного нефтепродукта, либо по времени работы. В конце работы оператор может получить рапорт о работе блока за необходимый период времени с выводом на печать. В рапорте отражается: продолжительность работы, количество произведенного нефтепродукта, количество израсходованных компонентов и т.д. Режим работы блока компаундирования – непрерывный, автоматический. Количество обслуживающего персонала – 2. Количество смешиваемых компонентов – до 4. Благодаря усовершенствованной конструкции блок компаундирования не производит выбросов углеводородных газов через дыхательные клапаны, количество запорной арматуры и фланцевых соединений сведено к минимуму.

Аппарат смешивания блока не требует регистрации в органах Ростехнадзора.

Высокое качество получаемого нефтепродукта достигается при условии, что сырье, поступающее на переработку, и дозируемые компоненты (присадки) соответствуют требованиям, установленным технологическим регламентом на компаундирование.

Базовыми компонентами автомобильных бензинов могут быть: бензин прямой гонки; риформат; бензин крекинга; бензин пиролиза; полимербензин; алкилат; изомеризат; бутан. Высокооктановые кислородсодержащие компоненты: МТБЭ, фетерол; ТАМЭ; этанол; метанол; изопропиловый спирт и т.д. В качестве присадок, повышающих октановое число бензина, можно рекомендовать: N -метиланилин технический; «Экстралин»; «АДА»; «ДАКС»; «БВД»; «Феррада»; «Автовэм».

— производство товарных продуктов из сырья методом вовлечения в его состав добавок и компонентов в заданных объемах согласно технологической рецептуры по ТУ, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51313;

— повышение октанового числа товарных продуктов методом вовлечения в состав товарных продуктов добавок и компонентов в заданных объемах согласно ТУ и соответствующие требованиям ГОСТ Р 51313.

Аксенов В.С., Камьянов В.Ф.// Нефтехимия. 1980. — № 3.

Загряцкая Л.М., Земцов В.П., Масагутов Р.М. и др.// Нефтепереработка и нефтехимия. — 1973. — № 2. — С.39.

Золотова Н.В., Гервиц Л.А., Денисов Е.Т.// Нефтехимия. — 1975. — № 1.

Интенсификация химической переработки нефтяных компонентов: Сборник. — Казань: КГТУ, 1994.

Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа. — М.: Химия, 1978. 423 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: