Профессиограмма и психограмма педагога дополнительного образования - ABCD42.RU

Профессиограмма и психограмма педагога дополнительного образования

Профессиограмма педагога дополнительного образования

Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально — эмоционального мира. Педагог дополнительного образования выявляет творческие способности детей и подростков, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии. Оказывает консультативную помощь родителям ( лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях.

Педагогу дополнительного образования необходимо обладать знаниями:

¨ социально-психологических механизмов взаимодействия людей;

¨ принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;

¨ о природо-, культуро- и социосообразности;

¨ индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве;

¨ условиях, способах, путях саморазвития личности.

Важные личностные качества педагога дополнительного образования, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

¨ склонность к работе с детьми;

¨ высокая степень личной ответственности;

¨ самоконтроль и уравновешенность;

¨ терпимость, безоценочное отношение к людям;

¨ интерес и уважение к другому человеку;

¨ стремление к самопознанию и саморазвитию;

¨ находчивость и разносторонность;

¨ требовательность к себе и другим;

¨ наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Педагог дополнительного образования (с указанием области

деятельности) должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими

в себя способность:

¨ понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

¨ организовывать собственную деятельность, определять

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных

¨ осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития;

для совершенствования профессиональной деятельности;

¨ работать в коллективе и команде, взаимодействовать

¨ ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся

воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием

на себя ответственности за качество образовательного процесса;

¨ самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации;

¨ осуществлять профессиональную деятельность в условиях

обновления ее целей, содержания, смены технологий;

¨ осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать

охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников);

¨ планировать, организовывать и проводить занятия;

¨ организовывать и проводить досуговые мероприятия, в т. ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки;

¨ разрабатывать методические материалы (рабочие

программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных

¨ создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-

¨ систематизировать и оценивать педагогический опыт и

образовательные технологии в области дополнительного образования;

¨ участвовать в исследовательской и проектной деятельности

в области дополнительного образования детей.

Реферат: Профессиограмма и психограмма педагога дополнительного образования

I . Профессиограмма педагога дополнительного образования.

Наименование педагог: профессии дополнительного образования.

Организация: МОУ ЦДТ ДОД «Радуга»

Квалификационные требования: На должность дополнительного педагога образованияназначается специалист, среднее профессиональное высшее или педагогическое образование без предъявления стажу к требования работы.

Доминирующий способ мышления: координация – адаптация

Профессиональная область: педагогика, культура

По Климова классификации данная профессия относится к типу человек – Человек, человек – художественный образ

Доминирующий социальный: интерес

Дополнительный интерес: артистический

· В труда, мобильный

· наличие рабочего места, для класса проведения занятий

· наличие залов проведения для различных мероприятий

Педагог дополнительного процессе в образования трудовой деятельности сталкивается со следующими факторами неблагоприятными:

— высокая вовлеченность и сосредоточенность

— высокая эмоциональная нагрузка

— психологические за жизнь детей

Знания, необходимые дополнительного педагогу образования:

· социально-психологических механизмов людей взаимодействия;

· принципов и закономерностей развития образования с его учетом психолого – педагогических традиций;

· о природо-, социосообразности- и культуро;

· индивидуально-психологических особенностях развития социокультурном в личности пространстве;

· условиях, способах, путях личности саморазвития ( в том числе профессионально-компетентный).

необходимые, Умения педагогу дополнительного образования:

· умение прогнозировать и проектировать ход образовательного процесса;

· умение другими с взаимодействовать людьми, определяя мотивы поведения, значение, потребности поступков, регулируя собственное поведение, состояние эмоциональное;

· умение анализировать и изучать сложившиеся ситуации. пед, прогнозировать и управлять их развитием;

· умение использования осознанного технологий обучения и развития человека.

Основными задачами работы педагога образования дополнительного является создание комфортных условий творческого для развития детей и подростков, развитие их эмоционального- социально мира.

1. Комплектует состав обучающихся в мастерской, кружке детей и принимает меры по сохранению их здоровья и жизни в течение срока обучения.

2. Осуществляет образование дополнительное обучающихся, развивает их творческую деятельность

3. педагогически Обеспечивает обоснованный выбор форм, средств и работы методов, исходя из психофизиологической обоснованности

4. Выявляет способности творческие, способствует их развитию, формированию устойчивых интересов профессиональных и склонностей

5. Поддерживает одаренных и талантливых том, в обучающихся числе детей, имеющих отклонения в Оказывает

6. развитии консультативную помощь родителям ( лицам, их также), а заменяющим педагогическим работникам в пределах своей Организует

7. компетенции участие обучающихся в массовых мероприятиях, творчества выставках, открытых занятиях, показательных выступлениях

8. деятельности в Участвует педагогических советов и другой методической Соблюдает

9. работы правила внутреннего распорядка

10. Самостоятельно повышением занимается профессионального мастерства

· творческое Успешное развитие детей, освоение ими знаний необходимых, умений и навыков в соответствии с возрастом

· уроки Открытые и занятия, отмеченные родителями и педагогами успешные как

· Общий психологический комфорт в коллективе

· информационной Составление и отчетной документации, проведение выставок и детских конкурсов работ

Педагог образования дополнительного является специалистом и подчиняется администрации, руководства прямого не осуществляет, однако принимает участие в через руководстве педсоветы.

Психограмма

В соответствии с должностными педагог обязанностями дополнительного образования должен обладать качествами следующими:

Когнитивные качества зрительная:

переключение-5 (обусловлено необходимой поведению к чувствительностью детей)

вербальное-5 (работа предполагает вербальные образное)

индивидуальным к Внимательность вариантом психического развития ребенка

Стремление к саморазвитию

Стремление к себя познанию и других

Широта интересов и независимость Способность

взглядов эмоционально притягивать к себе людей

чувство Повышенное ответственности за свои слова и действия

границ Осознание своей компетентности

Коммуникабельность, сотрудничеству к способность и работе в коллективе.

II . Исследование на профпригодность МОУ сотрудника ДОД «ЦДТ «Радуга», занимающего педагога должность дополнительного образования.

Психологическая пригодность к это – профессии свойство личности, о которой можно двум по судить критериям: успешному овладению профессией и удовлетворения степени человека своим трудом. Оба критерия эти относительны, а порой и субъективны. Тем не только, менее эти критерии позволяют подойти к характеристике психологической профессиональной пригодности. Отчет об исследовании.

Сотрудник: 48 лет

Образование: профессиональное среднее, специальность – художественная вышивка

Стаж данной в работы организации: 15 лет

Для определения работника профпригодности использовался метод наблюдения, анкетирование, ДДО методика и «Шкала оценки потребности в достижении».

Работник Л.И. имеет стаж работы в дополнительного учреждении образования более 15 лет. Творческая увлекается, личность различными видами рукоделия.

Владеет знаниями профессиональными в области декоративно-прикладного творчества.

следующими Обладает деловыми качествами: дисциплинированность, ответственность, добросовестность, честность.

Личностные качества : Эмоциональная уравновешенность, морально,

порядочность-нравственная чистоплотность, педагогический оптимизм.

работает Успешно с детьми, умеет создать комфортный климат психологический в группе.

Данные теста ДДО наибольшее показали количество баллов по типу профессий «человек-человек» и « человек-художественный образ», что занимаемой соответствует в данный момент должности.

«Шкала потребности оценки в достижении» средний уровень потребности в Заключение.

достижении: Работник Л.И. может работать в должности дополнительного педагога образования.

Рекомендация: пройти дополнительные педагогические квалификационные курсы.

III . Социально-психологическое коллектива исследование МОУ ДОД “ЦДТ «Радуга».

исследования Цели: изучение психологической атмосферы коллектива, сотрудников совместимости.

· Изучение сплоченности / коллективе в разобщенности

· Определение личностной направленности сотрудников

исследования Методы: наблюдение, тестирование, анкетирование

Исследуемый исследовании : в контингент приняли участие 9 человек, из них 7 мужчин и 2 женщин. Из числа опрошенных 30% имеют высшее среднее, 70% — образование- техническое. Средний стаж работы в организации данной составляет 11 лет.

психологический-Социально климат наиболее целостная психологическая коллектива характеристика. Оптимизация психологического климата является резервом важным повышения эффективности коллективной профессиональной основании.

На деятельности анализа результатов использованных диагностических можно материалов отметить, что коллектив не представляет единой собой сплоченной команды, напротив, в нем атмосфера царит неопределенности, противоречивого и недоверчивого отношения друг сотрудников к другу в личном и профессиональном плане.

наличие на Несмотря в коллективе эмоционального лидера, среди проявляется сотрудников нежелание общаться с сослуживцами в сфере Основным.

досуга критерием когнитивного компонента избрана знание «переменная – не знание особенностей членов коллектива». В части этой теста исследуемые показали наибольший неопределенности процент и противоречивости.

О неустойчивом эмоциональном уровне климата психологического в коллективе можно сделать вывод из что, того 60% тестируемых отметили климат в коллективе очень как благоприятный, остальные 40% считают, что часто достаточно в коллективе проявляются качества неблагоприятного климата психологического.

Анализ стиля управления показал, сотрудники что, принимавшие участие в исследовании, оценивают управления стиль директора как демократический. Но при выказывают этом высокую степень недоверия, т.к., зная, директор что не имеет специальных знаний о декоративно-художественном, прикладном творчестве, может принимать только решения управленческие, но не вмешиваться в творческий процесс.

1. ЦДТ Коллектив «Радуга» не представляет собой сплочённой нацеленной, команды на решение общих задач. Напортив, в царит нём атмосфера некоторого недоверия сотрудников другу к друг и к вышестоящему руководству, как в личностном, профессиональном и в так плане.

2. Исследование личностной направленности и взаимодействия типов имеет низкие показатели валидности в объективных силу и субъективных причин.

3. В коллективе отсутствует группа инициативная, способная разрабатывать перспективные, многофункциональные развития планы организации с учётом быстро меняющихся условий экономических и обеспечивающая их внедрение в профессиональную деятельность.

Читайте также  Оптимизация сетевой модели комплекса производственных работ

4.управления Стиль организации характеризуется как демократический, но всему по судя, с признаками попустительства.

Для работоспособности повышения необходимо создание благоприятной психологической Для.

атмосферы создания оптимальных условий труда необходима коллективу частая перемена эмоционального фона. Не прямое желательно давление отрицательными эмоциями (например, необоснованные), обвинениями переносы и срывы графика. Можно неожиданным их мобилизовать, но важным мероприятием, которое нужно короткий в выполнить срок.

Профессиограмма педагога

  • Что такое профессиограмма педагога
  • Качества личности (в соответствии с профессиограммой)
  • Умения педагога (в соответствии с профессиограммой)
  • Личностные характеристики (рекомендованные)
  • Требования к классному руководителю
  • Структура профессиограммы учителя

Что такое профессиограмма педагога

Профессиограмма педагога — это документ, содержащий детальное описание необходимых требований к квалификации педагога, его уровню подготовки и личным качествам.

Согласно профессиограмме, в обязанности педагога входят создание и развитие знаний, навыков и умений. Учитель также должен следовать задачам, определенным законом Российской Федерации «Об образовании», и программам Министерства Образования Российской Федерации.

Цели работы педагога официально закреплены для каждой специальности, предмета, ступени обучения. Педагог должен выполнять научно-методическую, образовательную, культурно-просветительскую, воспитательную, коррекционную, управленческую функции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Качества личности (в соответствии с профессиограммой)

Профессиональный педагог должен обладать рядом качеств, чтобы соответствовать своей должности. Кроме глубокой академической базы и рабочей компетентности, преподаватель должен обладать выдающимися личностными качествами, к которым относятся:

  1. Зрелость (гражданская и нравственная). Поскольку одна из задач педагога — прививать ценности своим студентам и служить примером для подражания, недопустимо проявлять инфантилизм или позволять недопустимые высказывания в адрес правительства, школы, руководства, педагогического состава, студентов или их родителей.
  2. Профессиональная идейность. Педагог должен обладать сознательным отношением к своей профессии, то есть выделять себя как самостоятельный субъект профессиональной деятельности, который может оценить работу других субъектов через призму своих профессиональных компетенций.
  3. Общественная активность. Для того, чтобы привить студентам правильные ценности и приоритеты, педагог должен выступать также в роли инициативного проводника норм и идеалов социума. Это может проявляться в общественно полезной деятельности, организации социальных мероприятий, участии в общественных движениях.
  4. Увлеченность своей профессией. В отличие от некоторых других специальностей, деятельность педагога не может быть успешной без личной заинтересованности и энтузиазма к своему делу. Преподаватель всегда находится на виду, поэтому ему сложно скрыть апатию и отсутствие интереса к своему предмету, которые делают вовлечение студентов в учебный процесс и достижение хороших академических результатов практически невозможными.
  5. Любовь к детям. Педагог вынужден находиться в постоянном контакте с детьми, поэтому без любви к ним ему самому будет трудно находиться среди студентов. Дети учатся эмпатии, поэтому им очень важно чувствовать себя любимыми для здорового процесса взросления.
  6. Заботливое и гуманное отношение к детям. Дети очень уязвимы и только учатся выстраивать свои системы ценностей и мировоззрения. Помочь им в этом можно заботой, умением выслушать и дать совет. Педагог должен не только донести определенный объем знаний до своих учеников, но и помочь им встать на путь развития полноценных членов общества.
  7. Коммуникативные качества высокого уровня. Общение является неотъемлемой частью работы учителя. Педагогу нужно поддерживать постоянный контакт с учениками, коллегами, руководством школы, родителями. Поэтому преподаватель должен обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы обеспечить эффективность учебного и рабочего процессов.
  8. Умение расположить к себе (детей, взрослых). Для того чтобы минимизировать конфликтные ситуации педагог должен уметь располагать к себе. Детям требуется определенная мотивация для учебы, поэтому симпатия к своему преподавателю повышает эффективность и успеваемость.
  9. Вежливость. Педагог — ролевая модель для подрастающего поколения, взрослый, с которым дети проводят большую часть своей жизни. Преподаватель обязан обладать высокими моральными качествами и в частности быть вежливым, чтобы студентам было проще стать ценными членами общества.
  10. Психологическая совместимость в коллективе. Деятельность педагога выходит далеко за рамки своего кабинета. Преподаватель проводит большое количество времени в школе среди своих коллег, поэтому взаимоотношения в коллективе определяют, насколько продуктивной и комфортной будет работа для всех. При возникновении спорных вопросов с руководством школы, родителями или учениками педагогу будет проще получить поддержку от коллег, если в коллективе сложились теплые отношения.

Умения педагога (в соответствии с профессиограммой)

В профессиограмме также присутствует список необходимых умений, которыми должен владеть педагог. Это совокупность технических и так называемых гибких навыков, без которых сложно представить успешного преподавателя.

  1. Информационные навыки. Для подготовки учебных материалов педагог обязан уметь работать с источниками и предоставлять современную, правдивую и точную информацию. Для презентации материалов ученикам преподаватель также должен хорошо владеть современными технологиями. Чем более актуальные и эффективные методы используются в процессе обучения, тем легче и лучше студенты усваивают и применяют полученные знания.
  2. Умение привлечь внимание учеников. Дети продолжают развиваться физиологически и психически, поэтому во многих вопросах невозможно предъявлять к ним такие же требования, как к взрослым. Если студент не слушает преподавателя или мешает учебному процессу, то это не всегда вызвано недостатком дисциплины или желанием начать конфликт. В зависимости от возраста детям бывает сложно удерживать внимание на одном предмете в течение длительного времени, они также могут терять концентрацию, если не понимают происходящее на уроке.
  3. Понятное и доступное изложение мыслей — ключевой навык для любого педагога.
  4. Установление деловых отношений в процессе деятельности. По роду деятельности преподаватель вынужден много времени общаться с большим количеством людей, от школьников и их родителей до руководства школы и различных ведомств. С каждой из этих категорий людей педагог должен уметь устанавливать отношения, чтобы обеспечивать качественное образование для студентов и комфортные условия труда для коллектива.

Личностные характеристики (рекомендованные)

Существуют также желательные личностные характеристики, которыми стоит обладать педагогу. Преподаватель должен стремиться к постоянному профессиональному росту и служить ролевой моделью для своих студентов.

Личностные качества, присущие успешному педагогу, включают в себя:

  • наблюдательность;
  • выдержку;
  • самообладание;
  • аккуратность;
  • чувство такта;
  • твердость;
  • находчивость.

Обладая вышеперечисленными характеристиками, педагог сможет проще создать комфортные условия для учебного процесса, избегать или минимизировать большинство конфликтных ситуаций.

Требования к классному руководителю

К классному руководителю предъявляются дополнительные требования. Он должен познакомиться с каждым учащимся и его родителями, предварительно изучив личные дела своих студентов. Классный руководитель должен также знать о здоровье своих учеников и их особенностях. Согласно профессиограмме, он также должен ознакомиться с бытовыми условиями проживания каждого ученика, посетив их семьи.

Требования к классному руководителю делятся на три категории:

  1. Коллективная и индивидуальная работа с классом. Классный руководитель должен ознакомить своих студентов с «Правилами для учащегося» и следить за их неукоснительным выполнением. Он должен знать взаимоотношения между учащимися, способности и особенности каждого из них, а также помогать в развитии индивидуальных способностей своих воспитанников. Руководитель должен помогать работе органов классного самоуправления и создать актив класса. Актив класса помогает педагогу привлекать учащихся к общественно полезному труду, проставлять текущие оценки и следить за контролем стороны родителей, следить за посещаемостью и по возможности предотвращать пропуски занятий.
  2. Взаимодействие с учителями. Классный руководитель должен знать об отношении воспитанников к разным предметам и совместно с учителями разрабатывать методы воздействия на класс и отдельных студентов. Он должен сообщать каждому учителю основные сведения о бытовых условиях, состоянии здоровья каждого ученика и помогать в создании подготовке индивидуальной работы воспитанников.
  3. Взаимодействие с родителями. Классный руководитель должен знать о взаимоотношении своих учеников с их родителями и проводить консультации по вопросам воспитания в семье. Родители должны помогать детям с соблюдением режима дня и следить за выполнением домашних заданий, продолжать работу по формированию личности, которую ведет школа. Классный руководитель должен объяснять эти обязанности родителям и призывать им следовать. Также педагог должен создать родительский актив и решать с помощью него различные организационные вопросы.

Структура профессиограммы учителя

Психолог В.А. Крутецкий, чьи работы Министерство просвещения СССР одобрило как пособия для студентов педагогических училищ, выделил четыре блока профессиограммы педагога.

  1. Первый блок, «гуманистическое мировоззрение». Только человек, обладающий высоким уровнем общей культуры и достойным моральным обликом, способен организовать успешный образовательный процесс. Этот человек должен любить детей и понимать ценность и особенности периода детства и взросления.
  2. Второй блок, «положительное отношение к собственной педагогической деятельности». Хороший педагог не должен и не может быть равнодушным к своей профессии. Он должен иметь склонность к педагогике и стремиться посвятить себя и свою жизнь педагогической профессии. Дети чувствуют, какие педагоги не понимают и не любят их и образовательную деятельность в общем.
  3. Третий блок, природные предпосылки. Успешность применения навыков и профессиональных знаний во многом зависит от личных качеств и природной предрасположенности к работе с детьми и педагогической деятельности.
  4. Четвертый блок, профессиональные умения, знания и навыки. Педагог должен обладать глубокими знаниями в области определенного учебного предмета и владеть технологиями их успешной передачи ученикам.

Кроме этих четырех блоков следует обратить внимание на такое понятие, как педагогическая культура.

Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Это обладание личностными качествами и знаниями, которые позволяют обращаться и к уму, и к сердцу каждого воспитанника. Педагогическая культура — это также умение предоставлять учебную информацию с различных ракурсов и точек зрения, владение речевой культурой, знание множеств методов обучения и воспитания детей.

Статья «Профессиограмма педагога дополнительного образования»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

Читайте также  Разработка продукционной модели представления знаний в ИС

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Гришаков Д. Ю.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».

Профессиограмма педагога дополнительного образования

Становление профессионализма опирается на общее психологическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Специфика профессионализма педагога наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель педагога.

Профессиограмма – документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику определенной профессии, требования к специалисту – носителю данной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности; ядром профессиограммы является психограмма.

В результате наблюдений за деятельностью педагогов МАУ ДО ДДТ «Маленький принц», бесед с педагогами, анализа нормативно-правовой документации мы составили профессиограмму и психограмму педагогов УДО. Профессиограмма педагога дополнительного образования детей:

Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образования назначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы. В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона РФ «Об образовании», порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами.

Доминирующий способ мышления: адаптация – координация.

Профессиональная область: педагогика, культура.

По классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образ.

Доминирующий интерес: социальный.

Дополнительный интерес: артистический.

Знания, необходимые педагогу дополнительного образования: социально-психологических механизмов взаимодействия людей; принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций; о природо-, культуро- и социосообразности; индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве; условиях, способах, путях саморазвития личности ( в том числе профессионально-компетентный).

Умения, необходимые педагогу дополнительного образования: проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса; взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние; анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием; осознанного использования технологий обучения и развития человека.

Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира.

Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.

Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность.

Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности.

Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии.

Оказывает консультативную помощь родителям ( лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях.

Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы.

Соблюдает правила внутреннего распорядка.

Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.

Критерии успешности: успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом; открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; общий психологический комфорт в коллективе; составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ.

Неблагоприятные факторы деятельности:

Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами:

психофизиологические: высокая вовлеченность и сосредоточенность; физическая нагрузка; высокая эмоциональная нагрузка;

социально-психологические: ответственность за жизнь детей.

Организационные основы деятельности педагога дополнительного образования:

Для педагога дополнительного образования законодательством предусмотрена 18-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим педагогом.

Условия труда: в помещении, мобильные; наличие рабочего места, класса для проведения занятий; наличие залов для проведения различных мероприятий

Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.

Перспективы должностного продвижения: горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – методист, педагог-организатор, директор ЦДТ; внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п.

Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.

Требования к частной подготовке: Знание нормативно-правовой базы педагогической деятельности, теории и истории общей педагогики; владение методами социально-педагогической диагностики, методами социально-педагогической поддержки, методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.

Направления профессионального совершенствования: готовность к новому, что появляется в теории и практике педагогики; расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права; личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.); стремление достичь в своей деятельности высшего уровня профессионализма – уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.); самостоятельная занимается постановка целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора ЦДТ.

Противопоказаниями к деятельности — общие противопоказания педагогической деятельности: сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи); нервные и психические заболевания; инфекционные заболевания.

Пути получения профессии:

В настоящее время значительная часть педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования, после прохождения специальных курсов: «повышения профессионального мастерства для педагогов со стажем работы до 1 года работы, свыше 5 лет» в НИРО. Данную профессию можно получить во многих колледжах, ВУЗах (приказ Минобразования РФ от 22. 09. 2008 г. № 264 утверждена специальность: педагог дополнительного образования -050710).

Профессия «педагог дополнительного образования детей» содержит в себе элементы таких профессий как социальный педагог, психолог, воспитатель.

Т.к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии много: дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности; разработка методологии; совершенствование обучения специалистов в данной области; улучшение координации деятельности всех социальных служб.

Психограмма педагога дополнительного образования детей:

В соответствии с должностными обязанностями педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами: педагогическое мышление; педагогическая рефлексия; педагогическая наблюдательность; педагогическая эрудиция.

Когнитивные качества модальности: зрительная – 4; слуховая- 4; тактильная-4; обоняние-2; вкус-3.

Внимание: устойчивость — 4; концентрация — 4; переключение -5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей); распределение — 4; произвольное — 4.

Память: вербально-логическая — 4; наглядно-образная — 4; долговременная — 4; кратковременная — 5; оперативная — 4.

Мышление: вербальное — 5 (работа предполагает вербальные контакты); образное — 5; продуктивное — 3; репродуктивное — 4.

Личностные характеристики: внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка; педагогический оптимизм; эмпатия; стремление к саморазвитию; стремление к познанию себя и других; широта интересов и независимость взглядов; способность эмоционально притягивать к себе людей; повышенное чувство ответственности за свои слова и действия; осознание границ своей компетентности; общая эрудиция; работоспособность; стрессоустойчивость; эмоциональная уравновешенность; порядочность; морально-нравственная чистоплотность.

Социально-психологические качества: педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь: взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп; слушать и слышать; войти в ситуацию общения и установить контакт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания ребенка; создавать и развивать позитивные отношения; строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости; правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист; объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) человека, с которым он общается (ребёнок, родитель и т.д.).

Ошибки в работе педагога дополнительного образования детей могут быть вызваны:

недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание тех или иных возрастных особенностей);

сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала);

стрессом (эмоциональным и информационным);

При любой причине результатом ошибки будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов решения проблемы, а значит помощи. Педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав). Поэтому педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».

Таким образом, мы пришли к пониманию того, что педагог дополнительного образования детей — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Применительно к психологии труда педагогического коллектива УДОД следует говорить о качестве организации образовательного процесса, имея в виду не его функциональную целостность, а органическое целое. Выражением этой органичной целостности: внутренней связанности, структурированности, способности к автономии, самоорганизации, самоуправлению, развитию — является организационная культура учреждения, как оригинальная система и уникальный тип образовательного процесса или «субкультуры образования, в которой отдается предпочтение одним ценностям и отвергаются другие».

Профессиограмма и психограмма педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:25, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата – раскрыть понятие профессиограмма и ее составляющие, т.е. психограмма, и описать, что входит в их содержание.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по пед. мастер. 2.docx

по дисциплине «Педагогическое мастерство»

Профессиограмма и психограмма педагога

  1. Профессиограмма педагога и ее содержание………………………..5
  2. Психограмма педагога……………………………………………….12

Одной из важнейших категорий, которая, так или иначе касается каждого человека, является «профессия». Какую профессию получить? Какой статус в обществе гарантирует данная профессия? Имеются ли возможности творчества в профессиональной деятельности и общекультурного роста в рамках этой профессии? Обеспечивает ли она благосостояние? Эти и другие вопросы волновали и волнуют каждого человека.

Любой выбор, чего бы он ни касался, сделать нелегко, а выбрать профессию тем более. Не только потому, что этот выбор часто делается один раз и на долгий период жизни. Но, что еще важнее, нужно верно соотнести свои личностные возможности с требованиями профессии.

Читайте также  Хоккей на траве

Каждый, кто в свое время решал для себя вопрос «Кем быть?», задумывался, какое место в бесконечном ряду профессий занимает профессия учителя. Из избравших педагогическую профессию кто-то готовил себя к ней заранее, чувствуя, как говорят, призвание, кто-то пришел в нее в продолжении семейной традиции, кто-то руководствовался другими мотивами. Все, так или иначе, просчитывали «за» и «против» профессии учителя, но далеко не все, задумывались о личностном соответствии ее требованиям.

Профессия педагога является одной из наиболее древних в истории человечества. Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а другой – нет?

Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик враждебных отношений.

Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы, документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета.

Таким образом, цель данного реферата – раскрыть понятие профессиограмма и ее составляющие, т.е. психограмма, и описать, что входит в их содержание.

Профессиограмма педагога и ее содержание

Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста в данной области. Профессиограмма описывает конкретный вид деятельности с целью ее последующей оптимизации, направленной на все вместе или какие-либо отдельные элементы труда: субъект труда, объект, условия. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, психологических качествах, требуемых от специалиста в данной области.

Профессиограмма – научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт, и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Первые профессиограммы педагога были составлены еще в 20 – 30-е годы XX в. С целью определения перечня качеств, предъявляемых к специалисту – педагогу. В одной из первых профессиограмм педагога названо 18 качеств. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В. А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Профессиограмма включает два основных компонента: “трудограмму” (характеристики объективных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста). Также в профессиограмме целесообразно указывать возможные пути профессионального обучения и переобучения, пути приобретения психологических качеств, необходимых для данной профессии, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии.

“Трудограмма” представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:

— описание предназначения профессии, ее роли в обществе;

— описание предмета труда в данной профессии;

— перечень необходимых профессиональных знаний;

— описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата;

— описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет своего труда;

— описание условий труда;

— организацию и кооперацию труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии;

— характеристику продукта труда (или его результата);

— перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты;

— права и обязанности представителя данной профессии;

— характеристику позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии;

— характеристику негативных сторон профессии, как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы).

Таким образом, уже из описания “трудограммы” – одной из составляющих психограммы, можно заключить, что профессиографирование является комплексным методом исследования, зачастую весьма трудоемким и требующим от специалиста, составляющего профессиограмму, большого количества как общих, так и специальных знаний. Поэтому, в зависимости от конкретной задачи исследования профессии, чаще всего используется один из более специализированных видов профессиограммы, представляющих собой не полное описание профессии, а описание отдельных ее сторон.

В целом можно сказать, что любая профессиограмма, вне зависимости от задач исследования, должна отражать два основных компонента: перечень качеств, которые необходимы для данной профессии, и перечень качеств, которые мешают успешному осуществлению данной профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиограмма не должна определять индивидуальность специалиста, тем самым сковывая его творческое развитие; она лишь дает ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма учителя должна иметь следующую структуру:

1. Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Педагогическая профессия включает в себя широкий класс специальностей, которые существенно различаются как по объекту воздействия, так и по средствам обучения, которые зависят от специфики преподаваемого предмета. К особенностям объекта воздействия относятся прежде всего возрастные особенности обучаемых, также имеет значение их социальный статус и специфика образовательного учреждения.

2. Объем знаний, умений и навыков учителя. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной и методической подготовке педагога, включающей не только определенный набор знаний, но и навыки самостоятельной работы, способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня. Содержательная сторона профессиограммы педагога включает:

— Свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессионально- педагогическую и познавательную направленность личности учителя.

— Требования к психолого-педагогической подготовке учителя.

— Объем и состав специальной подготовки.

— Содержание методической подготовки по специальности.

3. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная деятельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями педагогическая деятельность рассматривается как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме педагога отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.

4. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформаций педагога являются постоянная напряженность, конфликты с коллегами и родителями, однообразие деятельности. Профессиограмма педагога должна включать полное описание профессиональных вредностей и описание индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию профессиональных вредностей и профессиональным деформациям.

5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, и требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возникает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести педагог.

6. Перечень моральных стимулов педагогического труда. У многих педагогов по мере роста педагогического стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у педагога не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства педагогов, можно сказать, что у педагога не остается вообще никаких стимулов к осуществлению его профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.

7. Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии немалое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообразным включать в профессиограмму педагога перечень учебных заведений, которые готовят специалистов в данной области.

Обобщая требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, чувствование будущего, умение готовить подрастающее поколение к жизни в будущем, творческое отношение к делу, стремление к постоянному пополнению своих знаний и самореализации, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция, социальная ответственность.

В профессиограмме педагога ведущее место занимает позиция педагога – система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция складывается из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция – отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: