Профессиограмма социального педагога - ABCD42.RU

Профессиограмма социального педагога

Профессиограмма социального педагога

4. Организационные основы деятельности социального педагога: Для социального педагога законодательством предусмотрена 36-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей

Профессиограмма социального педагога

Другие контрольные работы по предмету

Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов» № 14/4 от 13.07.90.

Социальная работа в целом это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию («Словарь справочник по социальной работе»).

Основная цель деятельности социального педагога: оказание профессиональной помощи (социально-педагогической поддержки) детям с различными социальными и педагогическими проблемами.

Объект социально-педагогической деятельности дети с социально-педагогическими проблемами. Основные категории таких детей:

  • дети-инвалиды;
  • дети-сироты;
  • дети-правонарушители;
  • дети группы риска.

Задачи деятельности социального психолога:

  • оказание социально-информационной помощи (обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, поддержки, защиты);
  • оказание социально-правовой помощи (содействие в реализации прав человека и прав ребёнка);
  • оказание социально-реабилитационной помощи (оказание реабилитационных услуг в учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей);
  • оказание социально-экономической помощи (содействие в получении пособий, компенсаций, адресной помощи детям, материальная поддержка сирот);
  • оказание медико-социальной помощи (уход за больными детьми и профилактика их здоровья);
  • оказание социально-психологической помощи (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребёнка);
  • оказание социально-педагогической помощи (создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность).

2. Данная профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении своих обязанностей социальный педагог может использовать печатную машинку или компьютер, однако, это лишь сопровождение его профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для социального педагога:

  • использование знаний в области социологии, педагогики, психологии и права для оказания социально-педагогической помощи;
  • использование технологий и методов социально-педагогической работы.

3. Деятельность социального педагога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей социальный педагог взаимодействует с:

  • детьми, имеющими социально-педагогические проблемы;
  • с родителями;
  • с педагогическим коллективом школы (или иного учебного заведения);
  • с представителями органов социальной защиты;
  • с представителями милиции и суда и т.д.

4. Организационные основы деятельности социального педагога:

  1. Для социального педагога законодательством предусмотрена 36-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим социальным педагогом.
  2. Деятельность социального педагога протекает:
  3. в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред);
  4. по месту жительства детей, с которыми идёт работа;
  5. в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.
  6. Напрямую социальный педагог подчиняется директору школы. Косвенно он отвечает так же перед органами социальной защиты.
  7. Подчиненных нет.
  8. Оплата труда социального педагога производится согласно тарификационной сетке с учетом имеющихся категории и разряда.
  9. У социального педагога имеются следующие перспективы должностного продвижения:
  10. Вертикальные внутриорганизационные: при наличии среднего специального образования классный руководитель, воспитатель и т.п.; при наличии высшего педагогического образования учитель-предметник.
  11. Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования завуч, директор школы.
  12. Внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п., а так же инспектором по делам несовершеннолетних в органы социальной защиты
  13. Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.

Требования к частной подготовке:

  • Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности;
  • Знание теории и истории социальной педагогики;
  • Владение методами социально-педагогической диагностики;
  • Владение методами социально-педагогической поддержки;
  • Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.
  • Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования:
  • Готовность к новому, что появляется в теории и практике социальной педагогики;
  • Расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;
  • Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.).

Как и в любой другой профессии социальный педагог должен стремится достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.).

  1. Социальный педагог большей частью самостоятельно занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя директора школы.
  2. В отношении большей части профессиональных проблем социальный педагог сам принимает решения. С некоторыми проблемами он обращается к педагогическому коллективу или органам социальной защиты.

2. Медицинские противопоказания

Противопоказаниями к деятельности социального педагога являются общие противопоказания педагогической деятельности:

  • Сенсорные дефекты (резковыраженные дефекты слуха и речи);
  • Нервные и психические заболевания;
  • Инфекционные заболевания.

3. Пути получения профессии

В настоящее время значительная часть социальных педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования после прохождения специальных курсов по социальной педагогике. Однако во многих ВУЗах появилась отдельная специализация «социальный педагог». Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и содержит три части: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования».

Официально должность социального педагога установлена в учреждениях двух ведомств:

  • Комитеты по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда).
  • Сфера образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательные учреждения начального профессионального образования).

Социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социальной защиты и социального обеспечения, правоохранительных, административно-территориальных органов, предприятий, общественных организаций, фондов, частных и коммерческих структур.

Профессия социального педагога содержит в себе элементы таких профессий как педагог, психолог, юрист.

Родственные профессии: социальный работник, специалист по социальной работе. Социальный работник имеет дело с состоявшейся проблемой (алкоголизм, бродяжничество и т.д.), а социальный педагог по своему профессиональному предназначению должен стремиться по возможности предотвратить проблему, обеспечить педагогический компонент в системе социальных служб.

Т.к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии очень много:

  • Дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;
  • Дальнейшая разработка методологии;
  • Совершенствование обучения специалистов в данной области;
  • Улучшение координации деятельности всех социальных служб.

4. Психограмма

1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.

Особенности восприятия:

Сочетание синтетического и аналитического типа.

Преобладание объяснительного, а не описательного

Профессиограмма социальный педагог

Доминирующие виды деятельности професии социальный педагог:

· работа с трудными детьми и подростками;

· постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;

· выяснение причины отклоняющегося поведения;

· беседы с классным руководителем;

· беседы с ребенком, подростком;

· поддержание связи с детской комнатой милиции;

· беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;

· поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком, подростком на основе психологического обследования);

· работа с родителями;

· организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);

· беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).

3. Структура профессиональной деятельности

Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).

Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций (диагностическую, прогностическую, посредническую, коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую, эвристическую) деятельности социального педагога обуславливает и многообразие ее средств.

4. Направления деятельности социального педагога

Цель деятельности социального педагога:

· Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

· Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

· Защита ребенка в его жизненном пространстве.

· По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.

Читайте также  Проектирование электроснабжения цеха металлорежущих станков

По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.

5. Функции деятельности социального педагога

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:

· функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог: изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников; выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; содействует выявлению особо одаренных школьников; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.

Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции: способствует включению субъектов воспитательной деятельности — общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.

Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он: старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.

Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога: оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог: заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников; оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует в создании ситуаций успеха школьников.

Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».

Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

Список используемой литературы

1. Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога»

Профессиональная деятельность социального педагога. Цели, функции, сферы деятельности. Профессиограмма социального педагога.

Социальный педагог – новая профессия, рождение которой, в большей степени, вызвано «новым качеством социализации личности», в связи с резким обострением социально-политических, экономических, национальных и экономических противоречий современного мира (С.А.Расчетина). Предметом деятельности социального педагога является проблемная ситуация развития ребенка, сутью которой является ослабление необходимых социальных связей и нарушение некоторых социальных пропорций, травмирующие его личность. Включаясь в проблемную ситуацию, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем самым ситуацию преодоления проблемы. По мнению В.А. Сластенина, назначением профессиональной деятельности социального педагога является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков. Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе: Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; Эмоциональные и психологические проблемы; Нужда и бедность; Алкоголизм и наркомания; Насилие и дискриминация; Национальные проблемы и миграция; Преступление и правонарушение; Безработица и профессиональная адаптация; Жилищная проблема; Опекунство, попечительство, усыновление; Родительская жестокость и другие.

Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

В задачи практической деятельности социального педагога входит: организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе; изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам; выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти; способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время; взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации; участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Деятельность социального педагога можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению С.А.Расчетиной, особенность цели деятельности социального педагога заключается в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но и как эмоциональное переживание проблемности ситуации социального развития ребенка. Эмоции сопереживания ребенку предвосхищают цель, формируя потребность заботы, защиты, помощи. Как известно, цель это идеальный образ будущего результата деятельности. Она формируется на двух уровнях: 1) как цель — идеал (стратегическая цель). Для профессиональной деятельности социального педагога в качестве стратегической цели выступает становление ребенка как субъекта социальной жизни; 2) как цель – ожидаемый результат деятельности (тактическая цель). Тактической целью деятельности социального педагога является помощь ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, в распознании, формулировании и совместном разрешении проблемы его социальной жизни. Причем, цель как ожидаемый результат деятельности по отношению к цели-идеалу может выступать в качестве задачи деятельности. Цель может быть конкретизирована как по «вертикали» (исходные, промежуточные и конечные цели), так и по «горизонтали» (в зависимости от места работы социального педагога, его специализации и характера профессиональных проблем). Содержание практической деятельности социального педагога можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя. Чаще всего социальный педагог выполняет роль «посредника», связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о нравственном, физическом и психическом здоровье населения. В роли «посредника» социальный педагог содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением («третейский судья»), влияет на реализацию государственной социальной политике в конкретном районе. Социальный педагог выполняет роль «защитника» интересов, законных прав ребенка, его семьи, представляет права ребенка в суде, добивается справедливости в решении спорных вопросов, организует совместную деятельность детей и взрослых по защите прав ребенка. Роль «наставника» предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, заботу о психическом, физическом и нравственном здоровье ребенка, своевременном разрешении возникающих проблем. В качестве «эксперта» социальный педагог осуществляет своеобразную постановку социального диагноза, определяет оптимальную совокупность методов эффективного взаимодействия педагогов, родителей, представителей общественных организаций и ребенка, имеющего проблемы в социальной жизни. Социальный педагог в роли общественного деятеля – поддерживает, развивает, возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды. Таким образом, успешная реализация социальным педагогом ведущих функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых усиливается способность ребенка по мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Читайте также  Товароведная характеристика картофеля

Профессиограмма социального педагога представляет собой эталон, в котором представлены основные качества личности: знания, умения и навыки. Это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика социального педагога с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Изучая профессиональную направленность, морально-психологическую и профессионально-деловую подготовленность, учитывая специфику деятельности, можно составить достаточно объективную модель профессиограммы социального педагога.

Профессиограмма социального педагога включает следующие структурные блоки: 1. Содержание труда: социальный педагог содействует развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах, предотвращает проблему, своевременно выявляет и устраняет причины, порождающие ее; обеспечивает превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей в их общении. 2.Профессионально важные качества (ПВК): коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия, организаторские способности, способность оказывать поддержку другому человеку и стимулировать его на развитие собственных сил, бескорыстность, честность, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость. 3. Описание профессии: деятельность социального педагога ориентирована на все категории населения, людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Главная сфера деятельности социального педагога — социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог осуществляет работу с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением. Основу психологической модели профессионализма составляют общие характеристики цивилизованной личности, отвечающие целям, задачам и принципам образования, предусмотренным федеральными законами Об образовании и О высшем и послевузовском профессиональном образовании. По мнению А. М. Столяренко, они составляют первый блок характеристик модели. Второй блок представляют профессиональные характеристики.

Психологическая макроструктура второго блока включает в себя: профессиональную направленность; морально-психологическую подготовленность; профессионально-деловую подготовленность. Профессиональная направленность — одно из основных свойств личности профессионала. Она является особенностью системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Ее характеризует: положительное отношение к профессии, одобрение ее целей, задач, испытываемая потребность посвятить себя их достижению и решению; оценка ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, взвешенное отношение к ее трудностям; возможности самореализации и самоутверждения. Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профессиональных целей. Профессия социального педагога, наряду с профессиями учителя, врача, юриста, социального работника и др., особенно тесно связана с моралью. Цель не может оправдывать применение таких средств, как обман, запугивание, грубость, черствость и равнодушие. Морально-психологическая подготовленность социального педагога включает в себя: моральные знания и убеждения; навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе и вне ее (для профессий социального педагога, специалиста по социальной работе и др. это имеет профессиональное значение); морально-психологические установки и ценностные ориентации, которые выражают степень внутреннего принятия моральных и этических норм, освоения стиля общения и поведения.

Особое значение наличию морально-психологических ценностей у педагогов придавал В. А. Сухомлинский. Он считал, что идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках.К профессионально важным морально-психологическим качествам социального педагога можно отнести трудолюбие, справедливость, добросовестность, ответственность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, демократичность, здравое служебное честолюбие и др. Профессионально-деловая подготовленность как важное свойство личности профессионала тоже имеет структуру. Важное место в ней занимает профессиональное мастерство. А. С. Макаренко, отвергая утверждение о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении и квалификации, по его мнению — это знание воспитательного процесса, умение его построить и привести в движение. По мнению А. М. Столяренко, профессиональное мастерство — это профессиональная обученность, представленная совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений, имеющихся у специалиста.

Профессиограмма социального педагога (стр. 1 из 2)

1. Общая характеристика профессии

Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов» № 14/4 от 13.07.90.

Социальная работа в целом – это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию («Словарь справочник по социальной работе»).

Основная цель деятельности социального педагога: оказание профессиональной помощи (социально-педагогической поддержки) детям с различными социальными и педагогическими проблемами.

Объект социально-педагогической деятельности – дети с социально-педагогическими проблемами. Основные категории таких детей:

· дети группы риска.

Задачи деятельности социального психолога:

· оказание социально-информационной помощи (обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, поддержки, защиты);

· оказание социально-правовой помощи (содействие в реализации прав человека и прав ребёнка);

· оказание социально-реабилитационной помощи (оказание реабилитационных услуг в учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей);

· оказание социально-экономической помощи (содействие в получении пособий, компенсаций, адресной помощи детям, материальная поддержка сирот);

· оказание медико-социальной помощи (уход за больными детьми и профилактика их здоровья);

· оказание социально-психологической помощи (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребёнка);

· оказание социально-педагогической помощи (создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность).

2. Данная профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении своих обязанностей социальный педагог может использовать печатную машинку или компьютер, однако, это лишь сопровождение его профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для социального педагога:

· использование знаний в области социологии, педагогики, психологии и права для оказания социально-педагогической помощи;

· использование технологий и методов социально-педагогической работы.

3. Деятельность социального педагога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей социальный педагог взаимодействует с:

· детьми, имеющими социально-педагогические проблемы;

· с педагогическим коллективом школы (или иного учебного заведения);

· с представителями органов социальной защиты;

· с представителями милиции и суда и т.д.

4. Организационные основы деятельности социального педагога:

— Для социального педагога законодательством предусмотрена 36-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим социальным педагогом.

— Деятельность социального педагога протекает:

· в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред);

· по месту жительства детей, с которыми идёт работа;

· в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.

— Напрямую социальный педагог подчиняется директору школы. Косвенно он отвечает так же перед органами социальной защиты.

— Оплата труда социального педагога производится согласно тарификационной сетке с учетом имеющихся категории и разряда.

— У социального педагога имеются следующие перспективы должностного продвижения:

· Вертикальные внутриорганизационные: при наличии среднего специального образования – классный руководитель, воспитатель и т.п.; при наличии высшего педагогического образования – учитель-предметник.

· Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – завуч, директор школы.

· Внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п., а так же инспектором по делам несовершеннолетних в органы социальной защиты

— Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.

Требования к частной подготовке:

· Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности;

· Знание теории и истории социальной педагогики;

· Владение методами социально-педагогической диагностики;

· Владение методами социально-педагогической поддержки;

· Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.

— Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования:

· Готовность к новому, что появляется в теории и практике социальной педагогики;

· Расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;

· Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.).

Как и в любой другой профессии социальный педагог должен стремится достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности – уровня,системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.).

— Социальный педагог большей частью самостоятельно занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора школы.

— В отношении большей части профессиональных проблем социальный педагог сам принимает решения. С некоторыми проблемами он обращается к педагогическому коллективу или органам социальной защиты.

2. Медицинские противопоказания

Противопоказаниями к деятельности социального педагога являются общие противопоказания педагогической деятельности:

Читайте также  Пушкин как психолог

· Сенсорные дефекты (резковыраженные дефекты слуха и речи);

· Нервные и психические заболевания;

3. Пути получения профессии

В настоящее время значительная часть социальных педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования после прохождения специальных курсов по социальной педагогике. Однако во многих ВУЗах появилась отдельная специализация «социальный педагог». Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и содержит три части: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования».

Официально должность социального педагога установлена в учреждениях двух ведомств:

· Комитеты по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда).

· Сфера образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательные учреждения начального профессионального образования).

Социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социальной защиты и социального обеспечения, правоохранительных, административно-территориальных органов, предприятий, общественных организаций, фондов, частных и коммерческих структур.

Профессия социального педагога содержит в себе элементы таких профессий как педагог, психолог, юрист.

Родственные профессии: социальный работник, специалист по социальной работе. Социальный работник имеет дело с состоявшейся проблемой (алкоголизм, бродяжничество и т.д.), а социальный педагог по своему профессиональному предназначению должен стремиться по возможности предотвратить проблему, обеспечить педагогический компонент в системе социальных служб.

Т.к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии очень много:

· Дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;

· Дальнейшая разработка методологии;

· Совершенствование обучения специалистов в данной области;

· Улучшение координации деятельности всех социальных служб.

4. Психограмма

1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.

Особенности восприятия:

Сочетание синтетического и аналитического типа.

Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).

Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).

Развитая наблюдательность.

2. Преобладающая часть рабочего времени социального педагога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего за восприятие речи) получения информации.

Профессиограмма социального педагога

Наименование профессии социальный педагог
Доминирующий способ мышления адаптация — координация
Область базовых знаний № 1 и их уровень основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень педагогика, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область педагогика
Межличностное взаимодействие частое по типу «вместе»
Доминирующий интерес социальный
Дополнительный интерес артистический
Условия работы в помещении, мобильный

Доминирующие виды деятельности:

· работа с трудными детьми и подростками;

· постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;

· выяснение причины отклоняющегося поведения;

· беседы с классным руководителем;

· беседы с ребенком, подростком;

· поддержание связи с детской комнатой милиции;

· беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;

· поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком, подростком на основе психологического обследования);

· работа с родителями;

· выяснение причины создавшейся ситуации;

· организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);

· беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

· развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);

· развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);

· психическая и эмоциональная уравновешенность;

· развитые организаторские способности;

· способность к сопереживанию;

· умение держать дистанцию;

· высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).

Личностные качества, интересы и склонности:

· склонность к работе с детьми;

· умение повести за собой;

· высокая степень личной ответственности;

· самоконтроль и уравновешенность;

· безоценочное отношение к людям;

· интерес и уважение к другому человеку;

· требовательность к себе и другим;

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

· отсутствие организаторских способностей;

· отсутствие любви к детям;

· психическая и эмоциональная неуравновешенность;

· неспособность к сопереживанию;

· ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).

Области применения профессиональных знаний:

· образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи, ПТУ, вузы);

· детские военные учреждения;

· социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);

· городские и муниципальные учебно-методические центры.

Педагогика в виде правил и наставлений взрослым по уходу за детьми появилась очень давно. Первые системы педагогического воспитания зародились в Древней Греции (IV-V века до н. э.).

В Европе в Средние века, в Новое время и в эпоху Возрождения появляется большое количество различных педагогических теорий. Наиболее известными педагогами того времени являются Песталоцци, Дж. Локк, Руссо и др. В России большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие.

Должность «социальный педагог» была введена в 2000 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и артистический):

· воспитатель детского сада;

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию социального педагога можно получить в средних специальных или высших учебных заведениях.

Средние специальные учебные заведения:

1. Московский государственный профессионально-педагогический колледж. 109382, Москва, ул. Люблинская, 56/2. Тел. 351-39-12.

2. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогическое училище-лицей № 1 им. К. Д. Ушинского». 113095, Москва, ул. Б. Ордынка, 47. Тел. 959-17-33.

3. Московский педагогический колледж № 3. 103051, Москва, ул. Садовая-Самотечная, 8. Тел. 299-04-72, 202-69-73.

4. Университетский педагогический колледж №5. 123022, Москва, пер. Столярный, 16. Тел. 255-02-27, 253-50-79.

5. Учебно-педагогический комплекс «Педагогический колледж-лицей № 10». 109457, Москва, ул. Федора Полетаева, 2, корп. 7. Тел. 175-42-54.

6. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогический колледж-лицей №13». 125183, Москва, ул. Б. Академическая, 77а. Тел. 482-98-28.

Высшие учебные заведения:

1. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Тел. 433-40-29.

2. Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18. Тел.376-16-68.

3. Московский педагогический государственный университет. 119882, Москва, пер. М. Сухаревской, 6. Тел. 207-00-97.

4. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б. Тел. 951-67-84.

Приложении 4

Личный профессиональный план

В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же роль, какую проложенный штурманом на карте курс играет в движении морского судна или самолета. Будет ли судно натыкаться на неожиданные мели, забредать в непредусмотренные гавани или нет, зависит от четкости, ясности, подробности и обоснованности этого плана.

Планируя свою профессиональную карьеру, выдели следующие моменты:

1. главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть):

2. цепочка ближних и дальних целей:

3. пути и средства достижения ближних целей:

4. внешние условия достижения целей:

5. внутренние условия достижения целей:

6. запасные варианты и пути их достижения:

Приложение 5

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).

3. Образование (последнее место учебы: название учебного
заведения, время обучения с по___ , специальность и квалифи­
кация, номер диплома; курсы повышения квалификации).

4. Дополнительные навыки:

—дополнительное образование (курсы 2-3 месячные);

—знание языков (родной, иностранный);

—компьютерная грамотность (какие программы знаешь);

—водительские права (на какую категорию машин);

—участие в конференциях и семинарах и др.

5. Опыт работы (начиная с последнего места работы: указать срок работы, название и адрес организации, в качестве кого
работал (а), временно или постоянно, сколько человек было в подчинении и т.п.).

6. Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы. Основные черты характера, которые ты ценишь в себе. Награды, грамоты, степени, звания.

7. Для связи: домашний адрес и телефон.

8. Дата и подпись.

Образец РЕЗЮМЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия Мухина
Имя Ольга
Отчество Анатольевна
Контактный телефон 8 912 269 69 73
E-mail introspection@mail.ru
Адрес Пермь, Сибирская, 28Б-47
Дата рождения 17 июля 1984

ЦЕЛЬ

Соискание должности специалиста по управлению персоналом ООО «Юнимилк»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: