Профессиональная деформация сотрудников ОВД - ABCD42.RU

Профессиональная деформация сотрудников ОВД

Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Любая профессиональная деятельность, которой занимается человек, оставляет свой отпечаток на характере человека. Многие педагоги, работающие в сфере образования, отличаются уверенность в правоте, стремление «научить». Негативные изменения в характеристике личности определяются содержанием, организацией и условиями осуществления деятельности, они развиваются постепенно, закрепляются в сознании человека и превращаются в устойчивые психические характеристики, являющиеся признаками профессиональной деформации.

В центре внимания исследователей периодически возникает проблема влияния профессии на работника. Решение типовых задач на протяжении значительного срока формирует особый стиль общения, профессиональные привычки, определенный склад мышления. Профессиональные знания и умения, специальные способности составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Внутренний мир личности преобразуется в результате длительного взаимодействия с профессией. В результате преобразования человек развивается с профессиональной точки зрения. Необходимо отметить, что любое развитие может привнести не только позитивные, но и негативные последствия. Личность, с одной стороны, совершенствуется в своем виде деятельности, а с другой, возникают негативные проявления, которые проявляются в понятии профессиональной деформации.

Психологический потенциал сотрудников ОВД

Решение профессиональных задач требует от работника ОВД знаний о том, какая он личность и какого уровня развития перед ним личность как объект воздействия. Человек должен управлять своим психическим состоянием, особенно в экстремальных ситуациях. Сотрудникам ОВД следует совершенствовать себя как личность, несмотря на то, что их эмоциональная устойчивость выше, чем у большинства людей.

Работающие в ОВД должны совершенствовать психологический потенциал. Они обязаны обладать таким потенциалом, который способен противостоять их личностной и профессиональной деформации. Важно вырабатывать умение и навыки сохранять уравновешенность, дисциплинированность и самообладание в любых ситуациях.

Профессиональная деформация сотрудников ОВД

Профессиональная деформация (от лат. deformatio – «искажение») – это явление, сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он ежедневно работает над собой.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенность деятельности сотрудников ОВД состоит в наличии элементов отрицательного воздействия на личность, которые способствуют возникновению кризиса в профессиональной деятельности, снижению целей и интересов, утрате удовлетворения службой, физической усталости и эмоциональной опустошенности. Результатом деформации становится нарушение закона, дисциплины и профессионально-этических норм.

Существуют следующие виды профессиональной деформации:

  • собственно-профессиональная деформация обусловлена влиянием криминогенной среды (использование нецензурных выражений в общении с коллегами и заключенными, пренебрежительное и враждебное отношение к коллегам и заключенным, моральное и физическое уничижение человеческого достоинства, утрата чувствительности к нравственно-психологическим ранам, человеческому несчастью);
  • должностная деформация обусловлена властностью сотрудников ОВД (неограниченность властных полномочий, подавление воле, нетерпимость к мнению других и критике, чинопочитание, отсутствие доброжелательных служебно-деловых отношений);
  • депривационная деформация обусловлена заменой неудовлетворенных потребностей другими, более доступными, например, духовные ценности заменяются материальными.

Скорость протекания деформации зависит от особенностей личности. Скорость деформации увеличивается после 5 лет профессиональной деятельности, после 10 лет она происходит глубже.

Сотрудник ОВД может стать профессионально непригодным в случае возникновения профессиональной деформации. Он должен встать на путь личностного саморазвития. Первое, что должен сделать сотрудник – познать свою личность, изучить характеристики и закономерности психических процессов.

Преодоление профессиональной деформации сотрудников ОВД

Профессиональная деформация преодолевается сотрудниками при помощи психологической службы, которая проводит совокупность мероприятий. Мероприятия ориентированы на снижение проявлений деформации. Профилактические меры включают методы воспитательного и психологического характера:

В процессе профилактики решаются следующие задачи:

  • выработка высокой культуры в работе;
  • развитие нравственно-психологической устойчивости;
  • формирование установки на следование кодексу профессиональной чести;
  • формирование морально-психологического климата в подразделении.

Важную роль в профилактике играет обеспечение профессионально-нравственной надежности, т.е. соответствие личности морально-психологическим аспектам, которые требует профессия.

Деформация развивается под влиянием факторов, которые обусловлены спецификой деятельности сотрудников ОВД, их личностных характеристик. Например, сотрудники уголовного розыска могут испытывать подобную деформацию после 5-8 лет работы. У них ярко проявляется пренебрежение к социальным нормам и уставу, перестают контролировать свое поведения, становятся агрессивными, прямолинейными, враждебными, злопамятными. Патрульно-постовые служащие испытывают деформацию после 3-5 летнего стажа работы. Она проявляется в снижении активности, появлении инертности, неуверенности, пассивности, склонности к раздумьям. Участковые инспектора имеют подобные проявления деформации.

Итак, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к сфере деятельности. Проявления деформации – это следствие обращения работника к неадекватным механизмам, например, словесное оскорбление коллег и заключенных, объяснение своих действий интересами раскрытия преступления и др. Перед психологической службой стоит актуальная проблема профилактики профессиональной деформации среди сотрудников ОВД.

Что такое профессиональная деформация: причины и профилактика

Что такое профессиональная деформация

Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.

Впервые о профессиональной деформации упомянули в «Американском журнале психологии» в 1915 году. Авторы статьи озаботились тем, как меняется психика у представителей тех или иных профессий.

В 1921 году российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин использовал термин «профдеформация» применительно к учителям. Он писал о том, что учителя, которые всю жизнь проводят на одной должности, подвергаются негативным изменениям личности.

В 1937 году бельгийский социолог Даниэль Варнотт обратил внимание на то, как чиновники распространяют рабочие привычки на повседневную жизнь. Он описывал это как удушающую бюрократию, которая проникла во все сферы жизни и привела к неспособности людей принимать самостоятельные решения.

Среди более поздних исследователей профдеформации в России — психологи и социологи Соломон Геллерштейн, Эвальд Зеер, Рада Грановская, Анатолий Свенцицкий. Многие из них обращали внимание на то, что профессиональной деформации в большей степени подвержены люди, обладающие той или иной властью над другими

Какой бывает профдеформация

  1. Физиологической: когда специфические условия труда и образ действий на рабочем месте приводят к изменениям в организме. Например, остеохондроз позвоночника у людей с сидячей работой или искривление бедер у наездников.
  2. Психологической: когда профессия накладывает отпечаток на особенности личности. Например, дизайнеры, которые замечают графические изъяны рекламных вывесок или дорожных знаков.

Психологическая профдеформация может приводить к разным изменениям личности:

  • Общепрофессиональные. Те, которые свойственны всем или многим представителям данной профессии.
  • Индивидуальные. Обусловлены, в первую очередь, личными особенностями: когда профессиональная деятельность лишь усиливает те отклонения, которые уже были.
  • Типологические. Образуются при слиянии профессиональных и личностных качеств. Например, развитие организаторских способностей и лидерских качеств у тех, кто становится руководителем.

При этом изменения могут быть и положительными. Например, люди, чья работа связана с транспортом и авиацией, становятся более пунктуальными, а врачи тщательнее следят за гигиеной в быту. Проблемы начинаются, когда эти изменения принимают форму обсессии или даже зависимости.

Какие профессии в зоне риска?

Учителя. У преподавателей за годы работы складывается особый тон общения — назидательно-менторский, но это лишь то, что бросается в глаза. «За кадром» часто остаются гиперответственность, стремление все контролировать, жить «по расписанию» и выстраивать жесткую иерархию в общении с людьми. Еще одна характерная черта — консерватизм, который мешает принимать новое и порождает панику перед любыми переменами.

Бухгалтеры. Здесь тоже часто проявляются стремление к жесткой организации и упорядочиванию всего — начиная от всевозможных списков и чек-листов и заканчивая организацией вещей дома. Главные уязвимые точки — примерно те же, что и у преподавателей: стремление к тотальному контролю и планированию всего. Часто это люди с «синдромом отличника», которые боятся выйти за жесткие рамки — как в работе, так и в личной жизни.

Врачи. Еще одна профессия, где жесткие рамки заданы высочайшей степенью ответственности. Частые проблемы медиков — снижение порога эмоциональной чувствительности, вплоть до нулевой эмпатии, чересчур физиологичное восприятие людей и жизненных ситуаций, попытки поставить диагноз себе и близким.

Психологи. Исследования показывают, что после многолетней практики психологи и психотерапевты склонны применять профессиональные приемы в повседневной жизни. Например, анализ поведения окружающих или выстраивание защиты и дистанции при общении — аналогично той, что выстраивается между психологом и пациентом.

Руководители. Люди на руководящих должностях любят организовывать любые процессы, выстраивать иерархию, брать ответственность и требовать конкретных результатов даже там, где это вовсе не обязательно. Они часто испытывают высокий уровень стресса, потому что вынуждены решать рабочие задачи даже в выходные или на отдыхе. Неудивительно, что работа и личная жизнь у топ-менеджеров часто неразделимы.

Военные и полицейские. Как и у руководителей, у военных часто прослеживается авторитарный стиль общения, причем здесь дело доходит до приказов. Кроме этого, они склонны выстраивать жесткую иерархию и не ставят под сомнение действия начальства.

ИТ-специалисты. Как правило, программистами, разработчиками или системными администраторами становятся люди с математическим складом ума. Отсюда — характерные издержки профессии: рациональный и технический подход ко всему, любовь к четким алгоритмам и формулам вместо импровизации и гибкости. Айтишникам может быть сложно адаптироваться к меняющимся условиям и не отвергать все, в чем нет понятной логики и закономерности. В поисках этой логики они склонны выстраивать ритуалы вокруг бытовых действий, что иногда может принимать форму ОКР. По этой же причине у них часто бывают сложности с эмпатией, эмоциональным интеллектом и личными отношениями.

Читайте также  Структура тарифной системы

Юристы. Профдеформация здесь проявляется в излишней педантичности, склонности к канцеляризмам и бюрократии, следовании жестким регламентам. Юристы бывают дотошны в деталях, часто вступают в споры, если считают, что их в чем-то ущемили, приводят избыточные аргументы в пользу своей позиции. У некоторых развивается нетерпимость к чужим проступкам, даже если те не нарушают никаких законов.

Звезды тоже страдают профессиональной деформацией — вплоть до одержимости. К примеру, голливудский актер Вэл Килмер, готовясь к съемкам в фильме The Doors, выучил все песни Джима Моррисона, изо всех сил старался имитировать его тембр голоса, походку и привычки. Роль получилась очень убедительной и стала одной из лучших в карьере актера. Но даже после съемок он не смог выйти из образа. Близкие Килмера были обеспокоены тем, что тот по-прежнему ведет себя, как настоящий Моррисон, не осознавая этого. В итоге актеру понадобилась помощь психоаналитика, чтобы справиться с этой проблемой.

Профессиональная деформация сотрудников ОВД

Научные исследования особенностей профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации осуществлено в трудах многих отечественных ученых (С.Е. Борисова, Ю.С. Калягина, М.В. Кроз В.С. Медведева, А.И. Папкина, и др.). Особенности правоохранительной деятельности, высокий уровень сложности условий ее осуществления, эмоциональные и физические перегрузки или недогрузки воздействуют на сравнительно быстрое развитие профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел (далее ОВД) [1]. Безусловно, изменения внутреннего личностного плана, происходящие с человеком, отражаются на его поведении как в выполнении служебных действий и операций так и в быту, стиле общения, предпочтениях [2,3,7]. При отсутствии достаточного уровня психологической устойчивости и моральной стабильности наблюдается развитие профессиональной деформации [4,5].

Между тем, наиболее полно исследован синдром профессионального выгорания как проявление профессиональной деформации, однако недостаточно четко определяется специфика службы органов внутренних дел, как в общем плане, так и в плане позитивного и негативного развития личности сотрудника в сфере правоохранительной деятельности.

В исследовании приняли участие 30 сотрудников ОВД из них 1 группа – 15 человек сотрудников полиции – 7 оперуполномоченных уголовного розыска и 8 участковых уполномоченных полиции и 2 группа – 15 человек сотрудников внутренней службы – из тыла и материально-обеспечительной службы 7 человек, с отдела информационных технологий, связи и защиты информации – 3 человека, мобилизационной подготовки и мобилизации – 2 человека, отдел по работе с личным составом – 3 человека.

Все испытуемые первой группы имели разные звания сотрудника полиции, второй группы – имели разные звания внутренней службы. Возраст респондентов от 23 до 50 лет. Общий стаж службы – от 1 года до 30 лет.

В зависимости от стажа службы в ОВД все сотрудники были разделены на 3 группы:

группа №1 – сотрудники со стажем от 1 до 3 лет (10 человек);

группа №2 – сотрудники со стажем от 3 до 15 лет (10 человек);

группа №3 – сотрудники со стажем более 15 лет (10 человек).

В целях диагностики уровня проявления эмоционального выгорания сотрудников ОВД нами была проведена методика В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания» [6]. Как отмечает автор, эмоциональное выгорание проявляется как механизм психологической защиты, выработанный человеком в ответ на психотравмирующее воздействие в форме частичного или полного исключения эмоций, и проявляется в профессиях социального типа, связанных с интенсивным и тесным общением с окружающими.

Психолого-педагогический феномен «профессиональная деформация личности» сопровождается эмоциональной насыщенностью, интенсивными межличностными взаимодействиями с субъектами профессиональной деятельности, поэтому нам было важно оценить то, как интенсивность эмоциональных, когнитивных нагрузок влияет на развитие «профессиональной деформации».

В ходе проведенного исследования был выявлен уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания, а также доминирующие симптомы эмоционального выгорания у сотрудников ОВД. Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания в двух группах сотрудников ОВД представлен на рисунке 1.

Полученные показатели уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания в двух группах показал, что в 1 группе (сотрудники полиции) отсутствие выгорания было зафиксировано у 20 % сотрудников, сформированное выгорание присутствует у 26,6 % сотрудников, при этом во второй группе («сотрудники внутренней службы») сформированное эмоциональное выгорание обнаружено у 13,3 % сотрудников.

Таким образом, наблюдается, что уровень эмоционального выгорания у сотрудников полиции различных подразделений имеет разные уровни проявления, что на наш взгляд обуславлено спецификой служебной деятельности и особенностями условий ее протекания, а также особенностями коммуникативных взаимодействий с определенной категорией граждан.

Сравнение в экспериментальных группах у респондентов симптомов эмоционального выгорания выявило различие в выраженности разных типов проявления факторов эмоционального выгорания (см. рис. 2).

Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у сотрудников ОВД (%)

Рисунок 2. Сравнительный анализ симптомов-факторов эмоционального выгорания у сотрудников ОВД (в баллах)

1. Переживание психологической травмы. 2. Неудовлетворённость самим собой. 3. Ощущение «загнанности в клетку». 4. Депрессия и тревога. 5. Неадекватное эмоциональное реагирование. 6. Моральная дезориентация. 7. Экономия эмоционального реагирования. 8. Редукция профессиональных действий. 9. Эмоциональный дефицит. 10. Эмоциональная отстранённость. 11. Деперсонализация. 12. Психосоматика.

Анализ симптомов фазы напряжения эмоционального выгорания у сотрудников полиции показал, что симптом «переживание психической травмы» сформирован у сотрудников полиции более выраженно, чем у сотрудники внутренней службы ОВД. Данный симптом в фазе напряжения проявляется усилением осознания психотравмирующих факторов служебной деятельности, постепенно растет раздражительность этим, копится отчаяние и негодование. Приводит к развитию прочих явлений «выгорания» и неразрешимость ситуации.

Средний балльный показатель синдрома «неудовлетворенности собой» показал, что сотрудники группы №2 больше недовольны собой, уровнем занимаемой должности, выполняемыми обязанностями. На первых этапах «выгорания» нагнетается напряжение, а на последующих провоцируется психологическая защита. У большинства сотрудников полиции данные симптомы не наблюдаются.

Ощущение «загнанности в клетку» сформирован у 6% сотрудников полиции группы №1, который выступает последовательным продолжением развивающегося стресса, т.е. психотравмирующим обстоятельством влияющим на сотрудников, но при этом, сотрудникам кажется, что устранить их невозможно, что влекет за собой чувство безысходности.

Симптом «тревога и депрессия» в группе №1 респондентов находится на стадии формирования и средний балл, которого составил 9,8, при этом во второй группе сотрудников данный симптом не сформирован. Данный симптом обычно обнаруживается во взаимосвязи с профессиональной деятельностью в особо сложных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как способу психологической защиты, от сильного психоэнергетического напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе или в окружающих.

Симптом «неадекватного эмоционального реагирования» наиболее выражен в двух группах и находится в стадии формирования, что является очевидным «признаком эмоционального выгорания» сотрудников полиции, он показывает, что респонденты неадекватно «экономят» эмоции, эмоциональную отдачу ограничивают за счет выборочного реагирования, действуя по принципу «хочу или не хочу». Симптом «моральной дезориентации» выражен больше у членов группы №2 и также находится в фазе формирования. Большая часть исследуемых группы №2 проявили потребность в самооправдании, т.е. не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, они защищают свою стратегию поведения.

Следующий симптом «расширение сферы эмоциональной экономии» свидетельствует о том, что сотрудники полиции устают на работе от коммуникативных контактов (разговоров, ответов на вопросы и т.д.), что приводит к нежеланию общения с близкими. Близкие друзья, члены семьи в этом случае становятся первыми «жертвами» эмоционального выгорания сотрудников. На службе сотрудники стараются общаться в соответствии нормативам и обязанностям, а дома замыкаются и проявляют неоправданную агрессию.

По данным таблицы, видно, что наиболее выраженным у сотрудников полиции является симптом «редукции профессиональных обязанностей», который находится в стадии сформированности. Данный симптом проявляется в попытках сотрудника облегчить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза «истощения» у большинства сотрудников полиции, находится в стадии формирования и характеризуется выраженным снижением общего энергетического тонуса и ослаблением силы нервной системы, что приводит к эмоциональной защите в форме «выгорания», которая становится неотъемлемым частью личности.

Симптом «эмоционального дефицита» фазы «истощения» у сотрудников группы №1 проявился в стадии формирования и показывает. Многие сотрудники полиции уверены, что они эмоционально уже не могут адекватно помочь субъектам своей деятельности. Кроме того не в состоянии и сопереживать, и соучаствовать, и отзываться на эмоциональные ситуации. Данный симптом имеет свойство усиливаться и приобретать более сложную форму, личность все реже проявляет положительные эмоции, ей характерны резкость и раздражительность.

У группы №2 симптом «эмоциональной отстраненности» менее выражен, чем у группы №1. В случае сформированности «эмоциональной отстраненности» у сотрудника полностью отключаются эмоции в сфере служебной деятельности, ничего не волнует, ничто не вызывает эмоционального отклика. Все это является приобретенной за годы службы эмоциональной защитой, возможно в других сферах он может жить полноценными эмоциями. Субъекты профессиональной деятельности в данном случае обычно очень переживают безразличие проявленное к ним и могут быть глубоко эмоционально травмированы.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» у сотрудников полиции группы №1 также находится в стадии формирования. У сотрудников группы №2 данный симптом не сформирован. У сотрудников с данным симптомом профессиональная деятельность отягощена своими проблемами, потребностями, даже неприятно присутствие на службе или сам факт ее существования. У сотрудника возникает деперсонализированный защитный антигуманистический настрой.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» у большинства респондентов так же не сформирован. Он проявляет себя на уровне самочувствия физического и психического планов, провоцируя отклонения в соматических или психических состояниях. Может вызывать чувство страха, сосудистые реакции, неприятные ощущения, обострения хронических заболеваний.

Читайте также  Реки и водопады Крыма

Следовательно, в ходе исследования эмоционального выгорания было установлено что, существуют различия в выраженности синдрома эмоционального выгорания между сотрудниками полиции и сотрудниками внутренней службы. Более выражен синдром эмоционального выгорания у сотрудников полиции.

У сотрудников полиции наиболее выраженными следует считать такие симптомы эмоционального выгорания как переживание психотравмирующих обстоятельств (средний балл 13,3 – складывающийся симптом), неадекватное эмоциональное реагирование (средний балл 15,46 — сложившийся симптом), расширение сферы экономии эмоций (средний балл 13,86-складывающийся симптом), редукция профессиональных обязанностей (16,4 баллов — сложившийся симптом), эмоциональная отстраненность (средний балл 13,6-складывающийся симптом). Наименее проявляется симптом психосоматических нарушений, что может свидетельствовать об отсутствии негативных проявлений в физическом самочувствии сотрудников полиции.

Развитие профессиональной деформации связано со стажем профессиональной деятельности. Для выявления степени выраженности синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности в ОВД, нами была составлена следующая таблица 1.

Выраженность эмоционального выгорания от стажа профессиональной деятельности (в %)

Формы и методы профилактики профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел

, доцент кафедры кадрового,

морально-психологического и информационного

обеспечения деятельности ОВД

ТИПК МВД России, к. п.н., доцент

Формы и методы профилактики профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел

Проблема профилактики профессиональной деформации личности сотрудников в настоящее время является актуальной проблемой для органов внутренних дел. Специфика деятельности , что реализация профессиональных задач нередко происходит в ситуациях экстремальности с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью сотрудников за принятые ими решения, необходимостью общаться с различными категориями граждан, воздействием физических и психических перегрузок, требует решительных действий, способности пойти на риск и т. д. Эти особенности деятельности оказывают значительное негативное влияние на личностные характеристики сотрудников и могут приводить к развитию профессиональной деформации. Данная проблема получила свое отражение в целом ряде научных исследований (, , Б. Д Новиков, , и др.), но, несмотря на все имеющиеся научные разработки, методическое обеспечение профилактической работы, реализуемой в ОВД, требует определенного совершенствования.

Профилактика профессиональной деформации должна включать в себя широкий спектр предупредительных мер как внешнего характера, так и самостоятельных усилий личности, овладения методами нравственно-психологического самопознания и самовоспитания.

Формирование и развитие личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. Не умаляя значения воспитательной работы, необходимо отметить, что только в силу действий комплекса скоординированных усилий (внешнего и внутреннего порядка), возможно эффективное решение проблемы профдеформации личности сотрудника ОВД, где основой нравственной закалки становится его самовоспитание. Высокоморальным сотрудник становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое вырабатывается самостоятельно. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная справиться с негативным воздействием профессиональной деформации. Этим и определяется важность работы всех звеньев развитию самопознания и самовоспитания сотрудников.

Внешние профилактические мероприятия, направленные на недопущение, минимизацию, устранение профессиональной деформации сотрудников условно разделить на две группы, включающие в себя меры непсихологического и психологического характера.

В первую группу мер входит организационно-управленческая и воспитательная (педагогическая) работа в ОВД, проводимая преимущественно кадровыми и воспитательными аппаратами, сотрудниками-наставниками и руководителями подразделений. Воспитательная работа по профилактике профессиональной деформации заключается в возрождении традиций российской полиции-милиции, повышении управленческой культуры руководителей, поддержании функционирования института наставничества и т. д. Психолого-педагогическое направление профилактики профессиональной деформации предусматривает проведение: просветительно-разьяснительных лекций и бесед о сущности и путях преодоления профессиональной деформации; индивидуального консультирования, психологической поддержки (с привлечением лиц служебного и внеслужебного окружения); сеансов регуляции и саморегуляции общего психического состояния и поведения; психологического стимулирования к личностному и профессиональному развитию с определением близкой и отдаленной перспектив.

Отдельные направления осуществления воспитательной работы можно рассматривать как пути профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД – это нравственно-патриотическое и правовое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание сотрудников формирование убеждений, моральных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения служебного долга.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудника в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориентации, привития навыков практического использования правовых знаний в повседневной деятельности и жизни. Правовое воспитание играет существенную роль в формировании у сотрудника правосознания, глубокого понимания сущности и социального назначения права, устойчивых навыков правомерного поведения и соблюдения законности.

Необходимо отметить, что проявление профдеформации тесно связано с непосредственным влиянием на сотрудника социального окружения, а именно: семьи, родственников, друзей, знакомых и служебного коллектива. Внеслужебная среда выступает в основном общим психологическим фоном, блокирующим ими усиливающим профессиональную деформацию.

Значимым субъектом профилактики и коррекции профессиональной деформации выступает служебный коллектив. Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основных требований: ответственность за дело и уважение к коллегам [1, с.229]. Учитывая это, работа с коллективом должна включать: формирование и поддержку благоприятного социально-психологического климата; утверждение обстановки состязательности, доброжетелательного, требовательного отношения к каждому сотруднику, критического обобщения индивидуального опыта; доминирование положительных групповых и коллективных традиций; выработку психологически компетентного, динамического стиля руководства; систематического контроля за состоянием дел, поведения и служебной дисциплины членов служебного коллектива.

Как отмечают и , что если в служебном коллективе не создаются благоприятные для деятельности условия, то в нем начинается снижение уровня нравственной культуры и возникают предпосылки для последующей профессионально-нравственной деформации его членов. Организация деятельности и морально-психологический климат в таком коллективе характеризируются при этом следующими факторами: скрытая критика условий труда; скрытая критика указаний руководства; неточное выполнение приказаний; пустая трата рабочего времени; опоздания и длительное отсутствие во время работы; уход с работы ранее положенного времени; отказ от работы в сверхурочное время; распространение слухов; небрежное обращение с оборудованием и техникой и др.

Большое значение в профилактике профессиональной деформации отводится мероприятиям организационно-управленческого плана — созданию системы планирования профилактической работы на различных уровнях и различными субъектами, обеспечению согласованного взаимодействия сотрудников ОВД, продумыванию должностных инструкций и функциональных обязанностей, составлению и реализации научно-обоснованного режима работы, заботе о качестве жизни сотрудников. Немаловажным является создание условий и возможностей профессионального роста и образования сотрудников ОВД.

Наиболее широкими возможностями оказания влияния на состояние работы по профилактике профдеформации обладает руководитель подразделения, учреждения и органа внутренних дел [2, с. 315]. Роль руководителя в реализации мер профилактики профессиональной деформации сотрудников в умелой организации системы управления, которая заключается в установлении организационного порядка в функционировании подразделения.

При психологической профилактике профессиональной деформации осуществляется превентивная деятельность, направленная на предотвращение проявлений рассматриваемого явления, где субъектами психологической работы выступают практические психологи ОВД. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования и коррекции, проведения социально-психологических тренингов, путем проведения лекций-бесед с личным составом о предпосылках, сущности и последствиях профессиональной деформации; психологической поддержки семей сотрудников; обучения приемам и методам психической саморегуляции. Особое место в предупреждении профдеформации сотрудников занимает профессиональный психологический отбор при приеме на службу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений [3].

Нельзя не отметить, что в современных условиях возрастает влияние печати, телевидения, радио и иных СМИ, которые являются важным экспертом в оценке работы государственной власти, источником формирования общественного мнения о полиции, социальным фактором, активно влияющим на поведение личности.

В конечном итоге профилактика (как и преодоление) профессиональной деформации личности может быть результативно осуществлена только самой личностью, средствами самопознания, самовоспитания и самообразования. К числу таких методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самоотчет, самоубеждение, самонапоминание, самопринуждение, самообладание, самодисциплина, самоограничение, самоприказ, самовнушаемость и др.

Таким образом, эффективность профилактики девиантного поведения среди сотрудников многом будет зависеть от организации данного вида работы, строящейся в соответствии с принципами комплексности, адресности (учет возрастных, половых и социальных характеристик), массовости (приоритет групповых форм работы), позитивности информации, минимизации негативных последствий, личной заинтересованности и ответственности участников, максимальной активности личности, устремленности в будущее (оценка последствий поведения), актуализации позитивных ценностей и целей (планирование будущего без девиантного поведения) и включает в себя различные формы и методы психопрофилакти знание и применение которых в профилактической работе с сотрудниками приведёт к снижению деструктивной агрессивности, уменьшению количества дисциплинарных правонарушений, снизит риск суицидальных попыток, поможет сотрудникам преодолеть различные виды зависимого поведения.

Список использованной литературы:

1. В. Вичев. Мораль и социальная психика. М., 1978 г.

2. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Под ред. и . М., 1998 г.

3. Котышев рекомендации по профилактике и преодолению профессиональной деформации сотрудников ОВД.- Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2008 г.

Пути преодоления профессиональной деформации у сотрудников ОВД

Одной из актуальных проблем, стоящей перед психологической службой ОВД, является предупреждение профессиональной деформации среди сотрудников.

Практика подтверждает наличие, как минимум, трех групп факторов, препятствующих профессиональной деформации личности сотрудника ОВД.

Первая из них непосредственно связана с направленностью личности. Чем выше уровень культуры сотрудника, багаж знаний, профессиональной подготовки и опыта, тем шире набор альтернативных моделей поведения, позволяющих остаться в общесоциальных рамках при любом обострении обстановки.

Читайте также  Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента

Многовековая практика показывает, что высокий уровень культуры – не декоративно-косметическое украшение статусных притязаний личности, а реальная основа сохранения себя в любых сложных ситуациях, в том числе основа физического выживания. Разумеется, речь идет не о демонстрации «культурности», а об устойчивом стремлении человека овладеть культурой для собственного самосовершенствования. Сотрудник, считающий, что он всего достиг, все понял и все знает, обречен не только на профессиональную, но и на личностную деформацию. Здоровое честолюбие является обязательным атрибутом профессионального успеха и дальнейшего профессионального роста.

В то же время анализ практической деятельности в экстремальных условиях (я думаю, что никто не будет оспаривать того факта, что деятельность сотрудников ОВД именно такова) показывает, что ориентация сотрудника исключительно на успех в профессиональной деятельности достаточно скоро влечет деформацию. Чаще всего других достигают профессионального успеха и практически не подвержены профессиональной деформации сотрудники, ориентированные не только на свою деятельность, но и на сохранение круга доверительного общения: семьи, друзей. Это «психологический тыл», позволяющий восстановиться после любых перегрузок. Поэтому так важно, чтобы он был крепким, а для крепких семейных отношений экономический вопрос – один из самых значительных, поэтому так важно, чтобы законодательные власти уделяли повышенное внимание денежному и материальному обеспечению сотрудников ОВД, тем самым устраняя одну из причин профессиональной деформации сотрудников. Хорошо, что в Правительстве Путина начали это понимать, и предпринимают реальные шаги в этом направлении.

Вторая группа факторов связана с прочностью личностных структур, уровнем развития профессионально значимых личностных качеств. Устойчивая направленность личности сотрудника, развитые волевые качества и коммуникативные способности являются базой противодействия любым деформирующим условиям. Прочность личностных структур – это не генетический признак. Она создается в ходе всего воспитательного процесса, и, прежде всего – в процессе самовоспитания сотрудника.

К третьей группе факторов мы можем отнести уровни овладения соответствующими профессиональными «психотехниками». Не каждый человек может выдержать длительные интенсивные эмоциональные нагрузки, но каждый может научиться регулировать свое эмоциональное состояние, »катализировать» агрессивные реакции в безопасном направлении. Не каждому дан талант общения, но каждый может овладеть «технологиями» контактного взаимодействия, нейтрализации конфликтов общения. В настоящее время существует множество высокоэффективных психологических технологий, позволяющих защитить любого сотрудника от деформирующих влияний. Чтобы овладеть ими, необходимо знание основ педагогики и психологии и четкое осознание необходимости такой защиты.

Очень важным средством отслеживания изменений личности является постоянная психологическая помощь. В сочетании с контролем со стороны коллег по службе она дает возможность вовремя замечать негативные изменения. Лучше всего контролировать свое поведение может сам человек, поэтому важным направлением работы является развитие способности к самоконтролю. Многих людей способно заставить контролировать себя само по себе знание о возможности негативных изменениях.

В результате многочисленных исследований, были выделены факторы, препятствующие профессиональной деформации сотрудников различных правоохранительных структур:

— наличие широкого круга интересов и потребностей;

— способность контролировать свои действия и поступки;

— проявление твердости характера в сложных ситуациях;

— терпимость к недостаткам окружающих;

— соответствие работы интересам;

— внимательное отношение к другим людям;

— четкость в определении функциональных обязанностей;

— удовлетворенность режимом и условиями службы;

— консультирование, дополнительное обучение,

— накопление профессионального опыта[[4]].

Поэтому к наиболее действенным способам преодоления личной профессиональной деформации можно отнести следующее:

— повышение интеллектуального, духовного и морального уровня сотрудников ОВД, они не должны замыкаться лишь на вопросах, связанных с прохождением службы. Порою бывает, что ответственный, искренне переживающий за службу сотрудник уже в кругу семьи, а голова его «забита службой». И хотя, свободного времени у сотрудников ни так уж и много, нужно его проводить, полностью стараясь расслабиться, не перенося проблемы службы на взаимоотношения в семье.

— повышение уровня морально-психологического климата в коллективах, основанного на взаимоуважении и взаимоподдержке;

— уважение к индивидуальной позиции другой личности, независимо от ее социального положения.

— творческий подход к выполнению служебных задач, избегая трафареты и штампы;

— принятие человеком самого себя, сохранение духовного суверенитета, своей индивидуальности;

— использование своего опыта в умении переоценивать ранее возникающую систему ценностей;

— гибкость в выборе и выполнении социальных ролей (на работе, в семье, в транспорте и т.д.);

— введение в штат РОВД психолога, который мог бы вести предупредительную и коррекционную работу по профессиональной деформации сотрудников;

— оборудование комнат психологической разгрузки.

Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления[[5]] руководству ОВД также следует осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие по определенным направлениям, которые включают:

• общие меры, подразумевающие осознание того, что все правоохранительные органы подчинены исключительно закону и несут высокую ответственность перед законом;

• непосредственные меры (качественное улучшение профессиональной подготовки, совершенствование организации и управления, создание здорового морально-психологического климата в коллективах ОВД).

В обобщенном виде эти меры предполагают такие направления) профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных структур:

• совершенствование системы воспитания и обучения, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности и справедливости своей работы;

• необходимость уделять внимание такому фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность сотрудников, поскольку многие юридические профессии, особенно когда речь идет о правоохранительных органах, связаны с большими эмоциональными, интеллектуальными и физическими напряжениями;

• тщательный отбор кадров с учетом деловых и особенно нравственных качеств сотрудника. При этом нравственный облик сотрудника формируется в результате эффективной работы руководства всех уровней и рангов, когда нравственное воспитание прочно создает барьер профессиональной деформации;

• создание благоприятных, оптимальных условий жизни сотрудников (материальное и моральное стимулирование), совершенствование организации и управления всей правоохранительной системой; выработка психологической закалки к действиям в условиях постоянного напряжения, в экстремальных условиях, а также профилактика конфликтов в служебных коллективах;

• нормальная организация труда, рабочего времени сотрудников, чтобы исключить усталость, физическое и психологическое переутомление.

К сожалению, единого, универсального решения проблемы профессиональной деформации не существует, необходима постоянная, кропотливая работа по профилактике и минимизации негативных изменений.

Заключение

Профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителям и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др.

Одной из актуальных проблем, стоящей перед психологической службой ОВД, является профилактика и предупреждение профессиональной деформации среди сотрудников.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести:

• выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

• развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

• формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

• совершенствование стиля и методов управления персоналом;

• формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: