Профессиональная этика социального работника - ABCD42.RU

Профессиональная этика социального работника

Кодекс этики социального работника

Настоящий «Кодекс этики социального работника» разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и членом Международной Федерации социальных работников – общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников». Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей.

Главная цель «Кодека этики социального работника» — определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

1.1. В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники в своей практической деятельности. Этот документ является манифестом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого социального работника ЦСОН ЯМР.

1.2. Кодекс содержит директивы для работников социальной сферы. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов. Поэтому работодатели могут включать данный кодекс в тексте контрактов по найму, заключаемых с социальными работниками.

1.3. Положения Кодекса ориентирует социальных работников ЦСОН ЯМР строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг.

1.4. Кодекс требует от социальных работников ЦСОН ЯМР исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.

1.5. Кодекс не предоставляет права никому подвергать дискриминации человека в каких бы то ни было целях.

1.6. Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессии социального работника.

Определение социальной работы

Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую – либо группу или сообщество.

Ценности социальной работы

3.1. Человеческое достоинство и толерантность

Социальный работник ЦСОН ЯМР признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей.

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) уважают основные права человека;

б) демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми;

в) защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности своих клиентов на основе построения толерантных отношений с ними;

г) способствуют достижению личного благосостояния и самостоятельности клиентов, формируют и поддерживают в них уважительное отношение к правам и свободам других людей;

д) уважают права своих клиентов в принятии решений; гарантируют клиентам непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации;

е) гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения.

3.2. Социальная справедливость и гуманизм

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социального работника ЦСОН ЯМР. Они предполагают:

• справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

• создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

• обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению; в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствуют справедливому удовлетворению социальных потребностей людей;

б) соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы и проводят социальную работу. Целью этой работы является расширение выбора и возможностей для всех клиентов: неимущих, социально уязвимых или угнетенных, или для тех людей, кто нуждается в специфической помощи;

в) убеждают каждого клиента в том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого – либо, включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования;

г) ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают в их стремлении к разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности выбора и улучшению социального благосостояния;

Компетентность (профессионализм) является ценностью социального работника ЦСОН ЯМР, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и

• обеспечивает принадлежность социального работника к их профессиональной группе;

• определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

• побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы.

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной работы;

б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов в своей деятельности;

в) признают рамки своей компетенции и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы, ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма;

г) не используют свои профессиональные знания навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях; избегают связей и отношений, которые идут во вред клиентам.

3.4. Социальная активность, мобильность и гибкость

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью для социального работника ЦСОН ЯМР, и предполагает взаимосвязанную деятельность социального работника с клиентом, обратившимся к ним за помощью. Также социальный работник может действовать не только по обращению. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента, они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций.

Социальный работники ЦСОН ЯМР:

• оказывают помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

• работают с каждым клиентом индивидуально, с целью оказания им помощи;

Принципы социальной работы

4.1. Принятие человека таким, каков он есть

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедания, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения – ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

4.2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий

Уважение права клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение его прав. Социальный работник не может оказывать помощь клиенту без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений. Также он имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

4.3. Конфиденциальность сотрудничества социального работника ЦСОН ЯМР с клиентом

Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается жизни, его личных качеств и проблем клиента. Любая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем. Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального работника.

4.4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях

соблюдение принципа защиты прав клиента обуславливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых для решения его проблем. Клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия.

4.5. Ответственность социального работника ЦСОН ЯМР за результаты своей деятельности

Социальный работник лично несет ответственность за результаты своей деятельности, за качество, эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.

Социальный работник несет ответственность перед своей профессией, повышая ее престиж и социальный статус в обществе.

4.6. Порядочность социального работника ЦСОН ЯМР во взаимодействии с клиентом

Социальные работники, являясь представителями государственных социальных институтов, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение ими требований Кодекса этики социального работника.

Стандарты этического поведения

5.1. Этическое поведение по отношению к профессии социального работника

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) соблюдают кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их;

б) повышают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы;

г) критически оценивают достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивают свои профессиональные и личные возможности.

5.2. Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней, несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему;

б) ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу клиента к совместному с ними решению его проблем;

в) отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интерес других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

г) отвергают любые формы дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

5.3. Этическое поведение по отношению к коллегам

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) с уважением относятся к коллегам;

б) уважают различные мнения;

в) защищают своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов;

г) следуют советам и консультациям коллег, если они служат интересам дела.

5.4. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям

Социальные работники ЦСОН ЯМР:

а) строят свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности;

б) придерживаются своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добиваются от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены.

Читайте также  Экологические факторы среды

Лекция 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Лекция 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Цель: познакомить студентов с профессиональной этикой социального работника.

Основные понятия

Этические нормы, этика социального работника, долг, этикет в социальной работе, ценности социальной работы.

Каждая профессия в системе «человек — человек» базируется на особой, присущей только ей, системе знаний как теоретического, так и практического характера. В сфере социальной работы выработана особая система нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, официальными инстанциями, которые отличают профессионала от непрофессионала.

Этика социального работника представляет собой совокупность принципов, правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками. Цель этики социальной работы — обеспечение и поддержание социально одобряемых моделей профессиональной деятельности. Ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют основу мировоззрения профессионала, где реализуются убеждения, идеалы, этические правила и профессиональные ценности.

Ценности социальной работы — базируются на уважении к равенству, ценности каждой личности и достоинства каждого человека. Обеспечение прав человека и социальной справедливости служит мотивацией и поводом для деятельности социальных работников. Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах.

Этические принципы непосредственно связаны с ценностной ориентацией в социальной работе и касаются следующих взаимосвязанных аспектов:

определение ценностной базы профессии в зависимости от ее социальной роли, целей, приоритетов;

внедрение этических стандартов в соответствии с ценностной базой;

обсуждение с коллегами этических затруднений (дилемм), с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.

Важнейшими ценностями профессиональной социальной работы являются:

гуманизм и безусловное уважение к человеку;

обостренное чувство профессионального долга;

обостренное чувство добра и справедливости;

добросовестность, вежливость и терпимость;

честность и порядочность.

Противопоказаны следующие антиподы морали: бюрократизм и волокита, черствость и равнодушие к личности, несправедливость, высокомерие, взяточничество, коррупция.

Ценности социальной работы анализируются в соотношении с профессиональными нормами и требованиями на трех уровнях:

макроуровень связан с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями коллективной ответственности;

мезоуровень связан с ценностями клиентов: групповыми, корпоративными, религиозными, этическими.

микроуровень отражает ценностный спектр взаимодействия социального работника и клиента.

Макроуровень ценностей социальной работы дает обоснование конкретным действиям социального работника в пределах профессиональной компетенции. Они базируются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей:

преимущества индивида по отношению к обществу;

уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;

готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений;

стремление к развитию самопомощи клиента и т. д.

К ценностям мезоуровня относят различные группы ценностей, которые отражают общепринятые стандарты социальной жизни в обществе: демократию, равенство, прогресс, свободу, самореализацию.

Микроценности социальной работы определяются нравственной культурой специалиста, выступают на межличностном уровне и являются основой для эффективного взаимодействия социального работника и клиента.

Нравственная культура личности проявляет себя в соблюдении этикета — правил, манер поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде. Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием — отличительная черта профессионального этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам — суть этикета социального работника.

Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах. Наиболее известный — это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» (НАСР). В соответствии с ним соционом рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи в улучшении качества жизни.

В «Международной декларации этических принципов социальной работы» (1994) указывается, что этические стандарты необходимо принимать, учитывая при этом различия в законодательстве, культуре, социально-экономической политике, управлении различных государств.

В России профессионально-этический кодекс социального работника был принят в 1994 г. В этом документе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессий, и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

Межрегиональная общественная организация «Ассоциация социальных работников социальных служб» представила Профессионально-этический кодекс работников социальных служб в новой редакции как руководство конструктивного решения этических проблем, возникающих в процессе социального обслуживания населения в различных регионах Российской Федерации. Каждый раздел и статья кодекса предусматривают регулирование определенной области профессиональных взаимоотношений работников социальных служб; все они являются составными частями профессиональной этики, системой нравственных принципов и норм поведения в профессиональной деятельности тех, кто добровольно взял на себя миссию социального обслуживания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В заключении данного документа подчеркивается, что в случае возникновения в практике социальной работы профессиональноэтических дилемм, предполагающих в целях их разрешения конкретное применение положений кодекса, важно рассматривать его статьи не изолированно, а в тесной взаимосвязи.

Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам — основа этикета социального работника.

Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж.

Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения.

Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.

Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера.

Конфиденциальность и частный характер сообщений: в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например, в случае угрозы со стороны клиента третьему лицу.

Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством.

Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить.

Необходимость говорить правду: не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду или предложить «спасительную ложь» для их пользы.

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность.

Важнейший долг социального работника перед самим собой — поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению.

Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:

внешний вид работника;

внешний вид помещения;

удобство для посетителей;

психологическая атмосфера доверия к посетителю.

Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в

соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.

Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение необязательно совпадет с убеждениями социального работника.

Этические профессиональные нормы социальных работников можно разбить на шесть групп.

Поведение и облик социального работника (следование лучшим профессиональным образцам).

Этические обязательства по отношению к своим клиентам (содействовать клиентам в самостоятельном решении существующих проблем; не распространять информацию, полученную от клиентов).

Этические обязательства по отношению к своим коллегам (относиться к ним с уважением и доверием).

Этические обязательства по отношению к организациям, с которыми осуществляется сотрудничество (быть верным обязательствам) .

Этические обязательства по отношению к своей профессии (содействовать общественному признанию и престижу профессии).

Этические обязательства по отношению к обществу (содействовать социальным изменениям во благо отечества).

Список использованных источников:

Медведева, Г. О. Профессионально-этические основы социальной работы: курс лекций. — М., 2013.

Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. — М., 2014.

Якушев, В. А. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. — М., 2014.

Ярская-Смирнова, Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., 2013.

Вопросы и задания

Какие функции выполняет этический кодекс социального работника?

Перечислите ведущие ценности социальной работы.

Раскройте содержание этических норм социальных работников.

Реферат: Профессиональная этика социального работника

1. Понятие и категории профессиональной этики

2.Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

Список используемой литературы

Бу­дучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото­рые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

Сегодня для социальной работы все большее значение при­обретает вопрос о необходимости определения этических кри­териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино­го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен­ностей и идеалов.

Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной этики социального работника, рассмотрены ее особенности, перечислены основные категории этики социального работника, а также функции этики и принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник.

1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи­лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю­щие перед человеком в его повседневной деятельности. По­скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы­вает практическую деятельность человека.

Читайте также  Терапия (пороки сердца)

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея­тельности, обладает специфической, только ей присущей со­вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо­ты является профессиональная мораль специалистов, а пред­метом — возникающие в процессе работы этические отноше­ния, этическое сознание и этические действия социальных ра­ботников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под­держание социально одобряемых содержания и сущности про­фессиональной деятельности, а задачей — нормативная регла­ментация отношений, поведения и действий отдельных пред­ставителей профессиональной группы и их объединений, фор­мирование соответствующего этического сознания специалис­тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая де­ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред­ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель­ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци­альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо­жет быть выражена формулой: «способствовать решению про­блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ­ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа­том является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра­вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра­вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль­ной работы, должностная инструкция для отдельного работ­ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, рег­ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль­ной защиты и их работников.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже­ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви­ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансфор­мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо­ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли­енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи­ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей­ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще­ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет­ной цели.

Конечный результат. Результат — это естественный ожи­даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен­но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре­зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь­ко отличается реальное от идеального — зависит и от объектив­ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так­же должен хорошо знать о возможных объективных препят­ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз­работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]

2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

Основными функциями этики социальной работы можно счи­тать следующие:

— оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

— регулятивная — вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

— организационная — служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

— управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

— мотивационная — служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

— координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

— регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

— воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

— воспитательная — служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

— коммуникативная — служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

— оптимизирующая — способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности;

— стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни­ками и клиентами и их близкими, между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

— рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

— превентивная — предохраняет, предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

— прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов, их этическое развитие;

— информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

— социальная — способствует созданию условий, благоприят­ных для осуществления социальной работы в обществе;

— социализирующая — служит делу приобщения социально­го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7, стр.42-44]

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

— соблюдение разумных интересов клиента;

— личная ответственность социального работника за неже­лательные для клиента и общества последствия его действий;

— уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

— принятие клиента таким, каков он есть;

— честность и открытость;

— полнота информирования клиента. [1, стр. 103]

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.[2, стр.56]

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.

Список используемой литературы:

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. — М.: Владос, 1999. — 208 с.

2. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. — 655 с.

3. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994. Т. 3.

4. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. — 86 с.

5. Склярова Т.В. Современные проблемы профессиональной этики социальной работы. — Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002. — 54 с.

6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. -365 с.

7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998. – 96 с.

Профессиональная этика социального работника

Муниципальное бюджетное учреждение

«Комплексный центр социального обслуживания населения»

КОДЕКС ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

«Кодекс этики социального работника (далее Кодекс) Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее учреждение) является документом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого социального работника учреждения.

1. Общие положения

Цели и задачи Кодекса:

1.1. Определение, установление и сохранение этических, моральных норм и правил профессионального поведения и взаимопонимания социальных работников учреждения при выполнении ими своего профессионального долга для поддержания достойного имиджа и престижа своей специальности в обществе.

1.2. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех социальных работников учреждения.

2. Ценности социальной работы

2.1. Человеческое достоинство и толерантность.

Социальные работники учреждения признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей.

2.2. Социальная справедливость и гуманизм.

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальных работников учреждения и предполагают:

— справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

— создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

Читайте также  Эндемики Северо-Кавказских заповедников

— обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Компетентность (профессионализм) является ценностью социальных работников учреждения и:

— обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом;

— определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

— побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы.

3. Принципы социальной работы

3.1. Принятие человека таким, каков он есть.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедания, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения – ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

3.2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.

Социальный работник не может оказывать помощь клиенту без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений. Также он имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

3.3. Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом:

— сведения личного характера, ставшие известными при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну;

— социальные работники, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается жизни, его личных качеств и проблем клиента;

— любая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем;

— социальный работник несет ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при получении, сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации.

— нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального работника.

3.4. Полнота информирования клиента о предпринимаемых в его интересах действиях.

Соблюдение принципа защиты прав клиента обуславливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых для решения его проблем. Клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия.

3.5. Ответственность за результаты своей деятельности:

— социальный работник лично несет ответственность за результаты своей деятельности, за качество, эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия;

— социальный работник несет ответственность перед своей профессией, повышая ее престиж и социальный статус в обществе.

3.6. Порядочность во взаимодействии с клиентом.

Социальные работники, являясь представителями учреждения, действуют в интересах клиента, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение ими требований Кодекса этики социального работника.

4. Стандарты этического поведения социального работника

4.1. Этические обязательства социальных работников учреждений по отношению к клиентам.

4.1.1. Социальные работники учреждения:

— уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности клиентов на основе построения толерантных отношений с ними;

— выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению;

— в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей клиентов;

не используют свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентами в личных целях, избегают связей и отношений, которые идут во вред клиентам;

— глубоко и искренне заинтересованы в клиенте и работе с ним, принимают клиента таким, какой он есть, привлекают клиента к активной совместной работе, обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней, несут ответственность за результаты своей работы с клиентом;

— отдают приоритет поддержке основных интересов клиента, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

— никогда не проявляют, не способствуют, не участвуют в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку, или личностным характеристикам, условиям, статусу; напротив цель социального работника – всеми доступными ему средствами бороться с такой дискриминацией;

— завершают работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека;

не позволяют вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

— в работе с клиентами минимизируют использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано.

4.1.2. Социальным работникам учреждения не следует:

-давать клиентам свой адрес или номер домашнего телефона;

-приглашать клиентов к себе домой;

-продавать или покупать что-либо у клиента;

-обслуживать клиента, имеющего опекуна, а также в случае завещания -клиентом в пользу работника жилплощади, денежных вкладов и др.;

-одалживать клиенту деньги.

В любом из перечисленных случаев, социальному работнику необходимо поставить в известность своего непосредственного руководителя. Решения, противоречащие этим правилам, могут быть приняты только администрацией учреждения.

4.1.3. Ни при каких обстоятельствах социальные работники учреждения не должны:

— использовать отношения с клиентом в личных интересах;

— брать у клиентов какие-либо вещи или деньги в долг;

— вовлекать в рабочий процесс своих детей, родственников, друзей;

— вступать с клиентами в сексуальные (личные) отношения;

— получать от клиентов подарки, денежные вознаграждения;

— оказывать на клиента давление и выдавать свое мнение за выражение его воли.

4.2. Этические обязательства социальных работников учреждения по отношению к коллегам.

4.2.1. Социальным работникам учреждения социального обслуживания следует:

— с уважением относится к коллегам вне зависимости от их уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывать им всемерное содействие для достижения высокой эффективности деятельности;

уважать различные мнения и подходы коллег, следовать их советам и консультациям, если те служат интересам дела;

— высказывать в адрес коллег деловую и предметную критику, которая носит конструктивный характер;

— воздерживаться от действий, препятствующих коллегам выполнять их служебные обязанности, не брать на себя без необходимости выполнение обязанностей, не предписанных ему по должности;

— при замещении коллеги, действовать в интересах репутации того, кого он замещает;

— стремится к созданию здорового морально-психологического климата в коллективе, учитывать интересы коллег в служебных отношениях, препятствовать созданию конфликтных ситуаций

Профессиональная этика социального работника. Основные проблемы профессиональной этики социального работника.

Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma — правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы.

Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Напротив, этика социальной работы требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, использование всех возможных видов ресурсов — от социальных до личных ресурсов как самого социального работника, так и его клиента; однако допустимо это лишь в социально и профессионально одобряемых целях, но ни в коем случае не в узкокорпоративных или личных корыстных интересах.

Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.

Не меньшее значение имеет и проблема коллективной ответственности социальных работников. Любая профессиональная группа, особенно если она создает свою профессиональную ассоциацию, осознает она это или нет, стремится к поддержанию и сохранению своих собственных узкопрофессиональных интересов — например, повышение престижа и статуса профессии, получение субсидий на развитие профессиональной деятельности и т. д. Однако реализация этих интересов будет оправдана лишь в том случае, если она будет проистекать в русле решения общепрофессиональных содержательных и социальных проблем. Поэтому одной из основных задач профессиональной этики социальной работы следует считать стремление не допустить противоречия между корпоративными интересами и целями, и задачами профессиональной деятельности, а также интересами общества, и каждого его члена.

Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек — среда». Эти отношения возникают между социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникающие между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом.

Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

Социальный работник действует в ценностно ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: