Профессиональное мастерство экскурсовода - ABCD42.RU

Профессиональное мастерство экскурсовода

Профессиональное мастерство экскурсовода

Рассмотрение вопросов, связанных с экскурсоводом как с личностью, занимает большое место в экскурсоведении. Это особенно важно потому, что в деятельности некоторых экскурсионных учреждений экскурсовод не рассматривается как личность творческая, инициативная, оригинальная по характеру своей деятельности и совокупности особенностей, характеризующих эту личность. Поэтому практицизм, господствующий во взаимоотношениях между руководителями экскурсионных учреждений и экскурсоводами, методическими службами и экскурсоводами наносит существенный вред экскурсионному делу. Недооценка подхода к экскурсоводу, как центральной фигуре экскурсионного дела, оказывает воздействие на подбор кадров этой категории. Именно поэтому на экскурсионных маршрутах появляются экскурсоводы, не имеющие свойств и качеств, необходимых для этой профессии. У них отсутствуют те личностные особенности, которые отличают опытных экскурсоводов.

Контрольные вопросы:

3.3. ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Важным участком работы любого экскурсионного учреждения является постоянное совершенствование профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы разные пути:
1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, методической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета;
2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;
3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;
4) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов;
5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.
Вся работа по повышению профессионального мастерства носит плановый и организованный характер. Большую помощь экскурсоводам (особенно начинающим) может оказать специальная методическая литература.

Выводы.

Основой высокого мастерства экскурсовода являются знания, умения, навыки, личные качества, гордость своей профессией. Подлинное мастерство невозможно без любви к своему делу, уважения к избранной профессии.
Процесс совершенствования профессионального мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимают: работа экскурсовода по изучению экскурсионной теории, более глубокому пониманию сущности экскурсии; развитие интуиции; обогащение языка и усвоение навыков его использования.

Контрольные вопросы:

3.4. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЭКСКУРСОВОДА

Основу профессионального мастерства экскурсовода составляют его умения и навыки. «Умения – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков» [57] .
Для формирования профессионального умения необходимы глубокие знания и умение владеть методическими приемами (т.е. умение воспользоваться конкретными практическими навыками для приведения приема в действие). Известны различные пути приобретения умений экскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, выполнении учебных упражнений, прослушивании экскурсий и др. Одним из важных умений экскурсовода является компоновка преподносимых экскурсантам знаний в любой комбинации, в том сочетании, в каком они необходимы для данной аудитории.
Навыком называют умение выполнять определенное действие. Это умение достигается неоднократным повторением одного и того же упражнения. В результате у работника приобретаются привычки, позволяющие ему выполнять эту работу более качественно. Для экскурсовода такими действиями являются процессы подготовки и проведения экскурсий. Его привычками становятся образ действий, порядок и последовательность «операций» в ходе проведения экскурсий. На основе приобретенных привычек формируются и совершенствуются навыки. Таким образом, навык – это отработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной и той же схеме (направленность, последовательность, одинаковые затраты времени и др.). Навык может быть определен как более высокая степень умения. Навык является действием, совершаемым автоматически. Сознательный контроль самого исполнителя работы за такими действиями сведен до минимума. Приобрести навык означает не только сделать работу более быстрой и точной, но и выполнять ее более уверенно [58] .
Навыки экскурсовода можно разделить на несколько групп: навыки разработки новой темы экскурсии; навыки показа объектов в экскурсии; навыки экскурсионного рассказа; навыки техники ведения экскурсии; навыки демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода»; навыки работы с экскурсионной аудиторией; навыки речевого этикета; навыки работы с книгой, в музее, на выставке, в архиве; навыки подготовки к ведению экскурсии; навыки рекламы экскурсий; навыки послеэкс-курсионной работы; навыки прослушивания экскурсии. Они могут быть подразделены по степени сложности, уровню автоматичности, наличию творческих элементов и т.д.
В ходе практической деятельности имеет место процесс взаимодействия различных навыков (например, навыков речи и демонстрации объектов, показа памятников и использования наглядных пособий). Взаимодействие навыков выражается в комплексном использовании методических приемов, в их влиянии друг на друга.
Повышение эффективности экскурсии связано с формированием экскурсионных навыков и постоянным их совершенствованием.
В усвоении методических приемов и совершенствовании навыков их использования существуют два основных пути. Первый из них – стихийный путь проб и ошибок, он более длителен и менее эффективен. Экскурсовод использует приемы, самостоятельно анализирует уровень их действенности, совершенствует навыки, вносит изменения в процесс их применения, обнаруживает и исправляет просчеты и ошибки. Второй – управляемый путь предполагает постановку и решение конкретных задач – усвоение определенных навыков и в определенной последовательности. При этом происходит формирование навыков, обладающих свойствами, которые необходимы для практической деятельности экскурсовода как специалиста определенной отрасли знаний (историка, филолога, ботаника, инженера-механика, архитектора). При управляемом пути формирования навыков используются различные формы обучения: учебные упражнения на маршруте около экскурсионного объекта, изучение методической литературы, посещение экскурсий, прослушивание магнитофонных записей экскурсий, усвоение методической документации и т.д.
Система учебных упражнений. В ходе своеобразных репетиций без участия экскурсионной группы многократно повторяются определенные элементы конкретной экскурсии. Обычно это методические приемы показа объектов и рассказа, в основе которых лежит тот или иной методический прием преподнесения словесного материала. Занятия проводят методисты или опытные экскурсоводы. При этом происходит, например, отработка приема использования экспонатов из «портфеля экскурсовода» или вариантов расстановки экскурсантов на месте показа объекта наблюдения. В ходе подобных упражнений усваиваются, уточняются и автоматизируются действия экскурсовода.
Не менее важное место занимают упражнения в ходе работы экскурсоводов, при которых используется определенная методика. Сначала они проводятся в замедленном темпе. Затем темп ускоряется по мере усвоения навыков экскурсоводом. Многократное повторение одного и того же упражнения ведет к выработке им автоматизма в своих действиях.
Существуют разные формы организации этой работы – учебные экскурсии, выездные занятия у объекта, деловые игры. На учебной экскурсии ставится задача вычленить отдельные навыки, которые использует экскурсовод при изложении материала в конкретной экскурсии. Участникам занятия предлагаются вопросы: Какие навыки при показе объектов использовал экскурсовод? Какова эффективность использования навыков? Какой из навыков, по вашему мнению, более сложен для усвоения? Какова степень автоматичности в использовании навыков? Могут ли заметить экскурсанты определенные приемы, используемые экскурсоводом?
Совершенствование навыков позволяет экскурсоводу использовать варианты ведения экскурсий для людей с различным уровнем подготовки.
Определенную сложность представляет развитие навыков наблюдательности у экскурсоводов. Цель упражнения – выработка быстроты восприятия наблюдаемого объекта. Вот содержание одного из таких упражнений: экскурсоводам на 20–30 секунд показывается несколько предметов. Затем задаются вопросы: Что каждый из вас увидел? Как показанные предметы выглядят? Какой из них наиболее интересен? Упражнение повторяется несколько раз. Время его проведения (в секундах) с каждым повторением сокращается, а количество увиденных деталей увеличивается.
Другая группа упражнений направляет внимание экскурсоводов на сравнение схожих друг с другом предметов. Перед началом упражнения дается задание назвать признаки, детали, отличающие наблюдаемые предметы. Участники упражнений, сравнивая наблюдаемые объекты, формулируют, что именно отличает один предмет от другого. Таким образом формируются навыки наблюдательности. В зависимости от содержания экскурсий, характера и особенностей объектов для экскурсоводов организуются и другие упражнения. Однако цель их остается неизменной – формирование практических навыков ведения экскурсий.
Домашние задания. Большое место в повышении профессионального мастерства экскурсовода, формировании и закреплении навыков занимает выполнение домашних заданий. Характерная черта этого вида занятий – конкретность. Экскурсоводу, например, дается задание отрепетировать технику использования приема реконструкции при показе памятника в городской экскурсии, прием использования жестов и т.д.
Эффективность экскурсии зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от умений экскурсантов владеть навыками наблюдения объектов, от их внимания к рассказу экскурсовода, умения воспринимать фактический материал, делать необходимые выводы. Поэтому важной задачей экскурсии является научить экскурсантов видеть и воспринимать объекты, т.е. привить им определенные навыки наблюдения и изучения объектов.

Выводы.

Навык – это определенные, отработанные практикой действия, в силу привычки совершаемые автоматически. Эти действия всегда проводятся по одной и той же схеме. Методический прием ведения экскурсии и навык неразрывно связаны, так как навык является способом использования методического приема на практике. Закрепления приемов возможно с помощью неоднократных упражнений. Схема – методический прием → способ подачи материала и навык → умение в совершенстве использовать методические приемы – в ходе экскурсии должна действовать в автоматическом режиме.

Экскурсоведение. Учебник (42 стр.)

Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, которые установлены инструкциями, положениями, методическими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результатов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей деятельности, так как такая оценка приводит к высокому самомнению и чванству, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсий и мероприятий, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода. Формирование личности экскурсовода происходит на всем протяжении становления профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму, музей, на выставку. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учебы в общеобразовательной школе, техникуме или вузе; в коллективе, где протекает его трудовая и общественная деятельность; в быту; на курсах подготовки экскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.

Оптимизм экскурсовода. Обязательным качеством личности экскурсовода является оптимизм, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть в окружающем хорошие, светлые стороны. Оптимизм экскурсовода находит выражение в доброжелательности, приветливости, доброй улыбке, внимании к людям, умении создать нужный микроклимат в коллективе экскурсантов, внести своим присутствием дух праздничности в аудиторию, исправить плохое настроение слушателей. Этому в немалой степени способствуют звучание рассказа (тон голоса экскурсовода), его убежденность в пользе сообщаемых знаний, владение чувством юмора, вера в успех проводимой экскурсии.

Читайте также  Психологические особенности личности инвалидов

Моральное удовлетворение личности. Одним из качеств экскурсовода является умение получать моральное удовлетворение при выполнении своих служебных обязанностей. Он должен работать так, чтобы выполняемое дело было источником радости, чтобы каждая вновь подготовленная тема, реферат, лекция, проведенная экскурсия доставляли моральное удовлетворение. Подводя итоги проделанной работы, он смотрит на себя как бы со стороны и критически оценивает качество сделанного. Эти короткие мгновения «довольства» собой вселяют в человека уверенность в своих силах, наталкивают на новые мысли, способствуют развитию творческих начал в его деятельности. В тех случаях, когда, оценив свою деятельность в данный момент, экскурсовод не испытывает морального удовлетворения, видит упущения, недосказанность при характеристике объекта, вспоминает забытые детали в показе памятника, он делает важные для себя выводы и совершенствует свою последующую деятельность.

Индивидуальность экскурсовода. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, отличающие его от других людей (речь, стиль изложения материала, жесты, мимика). Слушая рассказ экскурсовода на маршруте, можно уловить, что он по-своему излагает те или иные детали, примеры, использует другие поговорки, вносит определенную специфику в использование жестов и улыбки. Могут быть и другие отличия. Один экскурсовод любит ссылаться на мемуары, другой – читает на экскурсии стихи, третий – зачитывает документы, четвертый – умело использует паузы. У экскурсоводов, имеющих большой стаж работы, вырабатывается своя индивидуальная манера ведения экскурсий. Она состоит в том, что каждый из них имеет свои излюбленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удовольствием их использует как отдельно, так и в сочетании с другими приемами.

Индивидуальность экскурсовода характеризуется номенклатурой методических приемов, которыми он владеет. Эта номенклатура не у всех одинакова. Одни используют на практике все или почти все известные приемы, другие ограничиваются двумя-тремя наиболее популярными приемами, третьи – начинающие, а также экскурсоводы, плохо владеющие профессиональным мастерством, – в экскурсиях приемов не используют, что снижает качество проводимых экскурсий.

Авторитет экскурсовода — этот вопрос имеет прямое отношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода основан на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон: а) авторитет положения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью; б) авторитет его знаний. В подавляющем большинстве случаев он знает тему экскурсии более глубоко, чем любой из ее участников, и это укрепляет его авторитет; в) авторитет умения. Его создает опыт экскурсовода в проведении экскурсий (навыки в использовании методики и техники их ведения); г) одна из важных основ авторитета экскурсовода – культура речи и внеречевые средства воздействия; д) взаимоотношения с экскурсантами, умение создать нужный микроклимат в группе. Основа авторитета экскурсовода в этом плане – высокая культура поведения и речи.

Рассмотрение вопросов, связанных с экскурсоводом как с личностью, занимает большое место в экскурсоведении. Это особенно важно потому, что в деятельности некоторых экскурсионных учреждений экскурсовод не рассматривается как личность творческая, инициативная, оригинальная по характеру своей деятельности и совокупности особенностей, характеризующих эту личность. Поэтому практицизм, господствующий во взаимоотношениях между руководителями экскурсионных учреждений и экскурсоводами, методическими службами и экскурсоводами наносит существенный вред экскурсионному делу. Недооценка подхода к экскурсоводу, как центральной фигуре экскурсионного дела, оказывает воздействие на подбор кадров этой категории. Именно поэтому на экскурсионных маршрутах появляются экскурсоводы, не имеющие свойств и качеств, необходимых для этой профессии. У них отсутствуют те личностные особенности, которые отличают опытных экскурсоводов.

1. Гармоническое развитие и особенности личности.

2. Становление личности экскурсовода.

3. Основные черты личности.

4. Жизненная позиция личности.

5. Развитие задатков и способностей личности.

6. Темперамент экскурсовода.

7. Эмоции и чувства экскурсовода и экскурсантов.

8. Индивидуальность экскурсовода, ее проявление.

9. Авторитет экскурсовода как совокупность нескольких сторон.

3.3. ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Экскурсия представляет собой процесс познания предметов и явлений мира, в котором мы живем. Руководителем этого процесса является квалифицированный специалист – экскурсовод, владеющий профессиональным мастерством. Экскурсоводы отличаются друг от друга как специалисты определенных отраслей знаний и в то же время все они одинаковы в таких вопросах, как знание методики ведения экскурсий, педагогического мастерства и умение руководить группой в процессе познания.

Экскурсоводческое мастерство — это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др.). Это мастерство находит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения основными положениями экскурсионной теории и методики и их постоянного использования.

Профессиональное мастерство экскурсовода — это особый вид искусства, который построен на: активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа; участии в процессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; применении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных специалистов, у самих себя в ходе практической деятельности.

Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы – знания и умение.

Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специальности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педагогики, основ ораторского искусства, логики и этики.

Умение: сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

Эрудиция экскурсовода. От экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсоводами-эрудитами принято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и может на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по одному из вопросов, входящих в подтему. Такие экскурсоводы хорошо осведомлены о литературе по специальности.

excursovod_ru

Экскурсоводы и гиды-переводчики

Мастерство означает исключительную способность, высокое искусство обладания каким-либо видом трудовой деятельности. Ту или иную деятельность связывают с определенным видом мастерства: ювелирное мастерство, мастерство живописца, лекторское мастерство и т.д.

Экскурсоводческое мастерство − это умение подготовить и провести экскурсию, мастерство экскурсовода как представителя особой профессии с присущими ей особенностями, работника, владеющего суммой теоретических знаний и практических навыков. Профессиональное мастерство экскурсовода − это особый вид знаний, практических навыков и умений, высшая степень экскурсоводческого мастерства. Основой мастерства экскурсовода являются глубокие знания логики, психологии, педагогики, определенной области гуманитарных, технических или естественных наук. К слагаемым мастерства экскурсовода также относятся:

— эрудиция, интеллект, культурный уровень;

— знание методологии экскурсионной деятельности;

— знание методики подготовки и проведения экскурсии;

— владение искусством речи и навыками экскурсовода.

Владение основами логики, дающими знания о законах человеческого мышления, позволяет экскурсоводу глубоко, последовательно и доказательно излагать материал, раскрывать содержание экскурсии.

Знания психологии дают возможность экскурсоводу ясно представить свою деятельность с определенной социальной группой, имеющей свою социальную структуру, которой свойственны статусово-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Определяя экскурсию как педагогический процесс, педагогическое мастерство экскурсовода следует рассматривать как составную часть профессионального. Выполняя основные требования педагогики, экскурсовод умело использует во время подготовки экскурсии наиболее эффективные средства обучения и воспитания, формы передачи определенных знаний экскурсантам, формируя взгляды и убеждения, укрепляя связь обучения с жизнью.

Требования и сущность методологии экскурсионной деятельности, методики подготовки и проведения экскурсии как слагаемых экскурсоводческого (профессионального) мастерства рассмотрены нами в предыдущих главах.

В данном разделе остановимся на важнейшем профессиональном требовании к любому экскурсоводу − владении ораторским искусством.

Знание основ ораторского искусства необходимо всем, кто принимает деятельное участие в общественной жизни. Можно в совершенстве обладать всеми секретами профессии экскурсовода, но не владея основами искусства речи вряд ли можно добиться восприятия содержания экскурсии, убедительности доказываемых положений.

Ораторское искусство − это средство человеческого познания, своеобразное произведение искусства, воздействующее одновременно и на чувства, и на сознание. Поэтому деятельность экскурсовода, профессия которого постоянно связала с речью, немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства, без владения культурой речи.

Культура речи − это ее соответствие грамматической и стилистической правильности лексическому разнообразию, логической стройности, содержательности и точности, выразительности и образности. Вот тот критерий, которому должен следовать в своей деятельности экскурсовод с первого и до последнего слова экскурсовод, владея культурой речи, должен постоянно поддерживать психологический контакт со слушателями, добиваясь их расположения, возбуждая и заостряя интерес, преодолевая безразличие или критические установки группы и, удовлетворяя любознательность, в конечном итоге воодушевляя, убеждая и призывая к действию в зависимости от цели экскурсии.

Красноречие экскурсовода − это сила его профессионального мастерства. Изложение экскурсоводом текста экскурсии в устной форме следует рассматривать как публичную речь экскурсовода, которой свойственны тема, цели, задачи, подобранный материал. О речи экскурсовода следует говорить как о самостоятельной разновидности коммуникации, в которой необходимым средством выражения и сообщения выступает интонация. Воспринимаемая экскурсантами как нечто целостное и поэтому простое, интонация на самом деле − сложный феномен, представляющий совокупность высоты звучания речи, силы, темпа, тембра, членения ее паузами и др. Интонация позволяет выражать не только объективное, содержание речи, но и ряд субъективных моментов, в частности эмоциональные и волевые состояния экскурсовода. Отношение к экскурсоводу в значительной степени зависит от впечатления, произведенного его голосом. Голос нуждается в постоянном внимании, поэтому пренебрегать его постановкой непростительно. Элементы голоса: звучность, темп, высота, тембр, произношение и артикуляция. Звучность голоса дает возможность донести речь до всей группы. Звучность голоса − это не только и не столько его громкость, это и призыв. Звучность и выразительность неразрывны. Только та речь хороша, которая наполнена повторяющимися в ней разнообразными приемами выразительного подчеркивания. Выразительность в пределах отдельного слова называется ударением.Ударение производится на слоге усилением звучности или напряжения в голосе. Звучности голоса характерна психологическая основа − уверенность экскурсовода в себе, своих знаниях; физическая основа − это правильное дыхание: глубокое, частое, контролируемое. Практикуясь в постановке дыхания и улучшении звучания голоса экскурсовод шлифует свое мастерство оратора.

Читайте также  Свадебная обрядность у бурят

В понятие темпа речи входят: быстрота речи в целом; длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз. Эскурсоведческое мастерство требует четкого определения, где необходимо ускорить темп, где сбавить, где сделать паузу − перед решающим словом или фразой для создания необходимого впечатления.

Высота голоса неразрывно связана с его выразительностью.

Тембр голоса − это характерная окраска каждого его звука. Недостатками тембра являются: одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость. Только через систематические занятия можно добиться ликвидации этих недостатков и достичь открытого насыщенного, ясного звучания с чистыми вибрациями. Хороший тембр − это не только окраска звука, это гармония человеческого голоса, силы его эмоционального воздействия, способного вызывать те или иные чувства и переживания.

Произношение касается требований правильной речи. Неправильное произношение влечет за собой пропадание звуков в произносимом слове или же их видоизменение и появление новых.

Артикуляция − это неправильное произношение, отсюда требования артикуляции − членораздельность и отчетливость произносимых звуков.

Совершенствуя свое ораторское мастерство, экскурсовод может избавиться от неправильного произношения систематически и тщательно изучая различного рода словари, прислушиваясь к речи образованных людей. Экскурсоводу следует бороться с неправильным произношением, критически прислушиваться к своей речи и упражняться в достижении членораздельности и четкости.

Ведение экскурсоводом экскурсий различной тематики предполагает использование в его речи различных стилей: информационного, делового, научного, художественного, публицистического и др. В частности, информационный стиль используется для констатации некоторых положений с минимальной эмоциональной окраской, отличаясь нейтральной ровной интонацией. Для речи экскурсовода этот стиль может быть удобен при сообщении статистических данных, но желательно прибегать к нему как можно реже. Научный стиль строится на сочетании нейтральных и «волевых» интонаций, подтверждаемых выражениями «доказано», «известно» и другими и служащих для привлечения внимания экскурсантов с целью их убеждения в истинности излагаемой точки зрения, используя научные факты и документальные подтверждения.

Выразительность используемых экскурсоводом приемов рассказа − цитирования, литературного монтажа − свойственна художественному стилю.

Содержательность информационного и пафос художественного объединяет стиль публицистический. Речи с использованием такого стиля носят агитационно-пропагандистский характер и в экскурсии направлены на формирование или изменение убеждений слушателей, их мобилизацию на решение собственных актуальных задач.

Все тексты экскурсии, т.е. тексты речи экскурсовода, строятся с ориентацией на определенные нормы.

Одно из главных достоинств и норм речи − ее точность.Под точностью понимают строгое соответствие слов обозначаемым предметам и между принятым значением слова и его использованием в речи. И то, и другое существенно влияет на речевую культуру экскурсовода. Нарушение требования точности делает речь неясной, открывая возможность ее неадекватному истолкованию.

Важнейшей нормой, которой должна подчиняться речь экскурсовода − ее фонетическая и лексическая правильность,соответствие исторически принятым действующим языковым нормам, касающимся прежде всего произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения, словосочетаний и предложений. Изучение этих норм связано с особой областью знания − лингвистикой.

Не менее важным качеством речи является ее чистота. Чистой называют речь, в которой отсутствуют чуждые литературному языку элементы:

— диалектизмы (слова и выражения, свойственные местным диалектам);

— иноязычные слова (варваризмы − слова из чужого языка, включаемые в речь без надобности);

— жаргонизмы (вульгаризмы − грубые, пошлые, непристойные слова и выражения);

— слова-паразиты (навязчивые и часто повторяемые слова, затрудняющие восприятие речи экскурсовода).

Свойством, существенно влияющим на изложение материала экскурсии, является выразительность речи. Добиться выразительности можно лишь путем усвоения коммуникативных возможностей языка, свойств и особенностей функциональных стилей, неравнодушного и заинтересованного отношения к предмету обсуждения. С выразительностью речи тесно связано ее богатство (разнообразие). Чем реже повторяются в речи одни и те же слова и синтаксические структуры, чем больше словарный запас слов, их значений, моделей словосочетаний и предложений, тем богаче и разнообразнее речь экскурсовода.

Выразительность речи, как и ее недостатки, могут быть подчеркнуты и усилены при пользовании микрофоном. Для экскурсовода весьма важно умение работать с микрофоном. Экскурсовод должен знать, что говорить нужно на одном и том же расстоянии от микрофона. Однако поскольку устройство микрофонов различно, то следует заранее выяснить, все ли в порядке и на каком расстоянии лучше всего держать микрофон. Микрофон не должен стеснять свободу движений экскурсовода, которая так необходима при показе объектов и рассказе о них. При работе с микрофоном следует помнить, что насколько бы ни была совершенна усилительная установка, ее эффективность имеет свои минусы − искажается тембр, менее разборчивым становится звук, возникает отражательная звонкость, некоторые согласные («п», «с», «т», «ч» и «ш») приобретают увеличенную выпуклость.

Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, прежде всего необходимо добиться непринужденного тона, достигая выразительного и полного звучания.

30.Профессиональное мастерство экскурсовода

Экскурсоводческое мастерство — это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др.). Это мастерство нахо¬дит выражение в уровне исполнения тех методических ре-комендаций, которые обеспечивают высокое качество пре¬поднесения экскурсионного материала.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения ос¬новными положениями экскурсионной теории и методики и их постоянного использования.

Профессиональное мастерство экскурсовода — это особый вид искусства, который построен на: активном использова¬нии и умелом сочетании показа и рассказа; участии в про¬цессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; приме¬нении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных спе-циалистов, у самих себя в ходе практической деятельности.

Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы — знания и умение.

Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специаль¬ности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педа¬гогики, основ ораторского искусства, логики и этики.

Умение: сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до ау¬дитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

1. Эрудиция экскурсовода.

От экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсоводами-эрудитами при¬нято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и может на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по од¬ному из вопросов, входящих в под тему. Такие экскурсоводы хорошо осведомлены о литературе по специальности.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и по¬стоянного использования основных положений экскурсион¬ной теории. Главная функция экскурсовода не только пере¬дать знания группе, но и добиться их эффективного усвое¬ния экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, ко¬торая подразумевает не только доскональное знание мето¬дических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе кото¬рого происходит усвоение экскурсантами знаний).

Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы: первая группа — факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень ме¬тодической документации, отбор объектов показа, построе¬ние маршрута, содержание «портфеля экскурсовода»); вто¬рая группа — факторы, зависящие от экскурсовода (его об¬щая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культу¬ра речи, умение установить контакт с группой, практиче¬ские умения и профессиональные навыки).

Важная черта мастерства экскурсовода — умение руково¬дить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсо¬водом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами. Здесь опытному экскурсоводу приходит на помощь интуиция.

2. Интуиция экскурсовода.

Экскурсовод имеет дело с груп¬пами, разными по запросам и интересам, по своему отно¬шению к данной теме, настроению, уровню внимания и т. д. Это требует от него изменений речи в зависимости от кон¬кретных ситуаций, использования более действенных средств выражения своих мыслей. Здесь на помощь ему приходит интуиция — способность постижения истины пу¬тем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и формулирования на этой основе своих мыс-лей. Интуиция приходит к экскурсоводу после нескольких лет работы и находит свое выражение: в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов; использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также бы¬стро сделать выводы при возникновении интереса экскур¬сантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экс-курсантов; умении найти правильный выход при возникно¬вении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оцен¬ку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

Эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их от¬ношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет экскур¬соводу избежать стандарта «усредненной» экскурсии и диф¬ференцированно подойти к изложению материала.

Работа экскурсовода носит творческий характер. Творче¬ство в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной работе при использовании методических приемов, подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических перехо¬дов между подтемами, в совершенствовании техники веде¬ния экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ве¬дения экскурсии не должно выходить за рамки контроль¬ного текста и методической разработки.

Важно, чтобы методические работники и руководители методических секций замечали и поддерживали разумную инициативу экскурсоводов, поощряли их стремление к ак¬тивным действиям, направленным на совершенствование экскурсионного дела. Некоторые экскурсии, подготовлен¬ные и проводимые экскурсоводами, творчески относящими¬ся к порученному делу, являются подлинными уроками

Читайте также  Производство настольных светильников

Мастерство эккурсовода

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: ознакомиться с профессиональным мастерством экскурсовода, как суммой знаний.
Задачи:
1. Изучить требования к личности экскурсовода.
2. Познакомиться с понятием экскурсоводческое мастерство и его составляющие.
3. Раскрыть умения и навыки необходимые экскурсоводу
4. Разработать экскурсию «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»
5. Разработать технологическую документацию экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»

Содержание

Введение 4
1 1. Профессиональное мастерство экскурсовода как сумма знаний 65
1.1 Личность экскурсовода 5
1.2 Экскурсоводческое мастерство 17
1.3 Умения и навыки экскурсовода 21
2 2. Технологическая документация экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 26
2.1 Технологическая карта экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 26
2.2 Контрольный текст экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 34
Выводы и рекомендации 49
Библиографический список 50
Приложение А. Карточки экскурсионных объектов 52
Приложение Б. «Портфель экскурсовода» 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время очень активно развивается сфера туризма, а квалифицированных специалистов недостаточно, уровень обслуживания оставляет желать лучшего, материалы по данной теме незначительны и противоречивы.

Данная тема работы позволит разобраться какими качествами должен обладать профессиональный экскурсовод, как должен себя вести и все требования предъявляемые к его личности.

Цель курсовой работы: ознакомиться с профессиональным мастерством экскурсовода, как суммой знаний.

  1. Изучить требования к личности экскурсовода.
  2. Познакомиться с понятием экскурсоводческое мастерство и его составляющие.
  3. Раскрыть умения и навыки необходимые экскурсоводу
  4. Разработать экскурсию «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»
  5. Разработать технологическую документацию экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»

Объект исследования: экскурсионная деятельность.

Предмет исследования: профессиональное мастерство экскурсовода.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды следующих авторов: Савина, Дашкова Е.В., Елисеева О.В., Емельянов Б.В.

Накопленный опыт теоретических знаний и практических наблюдений позволил разработать курсовую работу на тему «Профессиональное мастерство экскурсовода как сумма знаний»

  1. Профессиональное мастерство экскурсовода как сумма знаний

1.1 Личность экскурсовода

Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость свойств личности.

2. Единство личности как единство определенных свойств и качеств.

3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности — соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

Основные черты личности: разумность — способность совершать разумные, осмысленные действия; ответственность — понимание результатов своих поступков; личное достоинство — поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность — неповторимость, особенность личности; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Активная жизненная позиция — способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека находит выражение в его отношении к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и к самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции человека рассматривают не единичные факты, а совокупность всех возможных видов активности: общественной, трудовой, нравственной, идейно-познавательной.

Исследования социологов и повседневная практика показывают, что существуют различные уровни активности жизненной позиции людей: высокий, средний и низкий. Уровень активной позиции находится в зависимости от формирования взглядов личности, воспитания мировоззрения и убежденности, выработки профессиональных умений. Уровень активности жизненной позиции зависит от качества конкретной личности, ее стремлений и желаний, умения проводить ту или иную работу.
Воспитательный процесс направлен на становление внутреннего мира личности, формирования качеств, которые лежат в основе активности жизненной позиции: верность своему долгу, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.
Экскурсовод, в силу особенности своей профессии поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача — наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все три уровня жизненной позиции. Высокий уровень жизненной позиции характеризуется социальной активностью, творческой деятельностью, хорошей работой, чувством моральной ответственности. Средний или низкий уровень активности жизненной позиции работника не позволяет ему качественно вести экскурсионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизненная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий – «от» и «до». Жизненная позиция характерна низким уровнем активности, пассивностью, неопытностью личности, недостатком знаний, навыков, умений.

Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная позиция формируется на основе жизненных неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная позиция характеризуется активностью в интересах не коллектива, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, нарушением трудовой и производственной дисциплины, аморальным поведением.

Развитие задатков и способностей личности.

Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Задатки составляют природную основу развития способностей человека.

Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека — память, наблюдательность, воображение, сообразительность при развитии их могут стать основой незаурядных способностей. Характерно, что на основе одних и тех же задатков в зависимости от вида избранной деятельности могут развиваться разные способности — учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений являются хорошими экскурсоводами.

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности. Способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и специальные. Общие способности, необходимые для овладения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание). Специальные способности являются основой для овладения навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Это особенности — музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и др.

Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу. О чем бы не шла речь — о разработке новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов — методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы. Важный участок работы экскурсовода — подготовка и проведение очередной экскурсии.

Подготовка экскурсии делится на три части:

1. Повторение индивидуального текста.

2. Припоминание требований методической разработки.

3. Восстановление в памяти маршрута.

Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: с чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет звучать логический переход от подтемы «Театральная жизнь города» к подтеме «Спортом занимаются все»? Как наилучшим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии подтемы «Город в дни фашистской оккупации»?

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных особенностей личности — быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций. В понятие «подготовка» входит и психологическая подготовка — укрепление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольными увиденным и услышанным.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.

Важную роль в развитии способностей экскурсовода играют учеба на курсах, работа в методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Тенденциозность экскурсовода. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода — это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их внимание на те стороны событий и явлений, которые должны быть отражены в их сознании. Важную роль в этом играет убежденность экскурсовода. Она основана на его знаниях, идейности и активности жизненной позиции. Его убежденность — это твердая вера в истинность сообщаемых знаний, уверенность в правильности их толкования и верности избранного им пути следования к цели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: