Прогнозирование уровня жизни населения - ABCD42.RU

Прогнозирование уровня жизни населения

УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Даниленко К.В.
ksienchik95-2011@mail.ru

Леонова А.В.
alena.leonova.1996@mail.ru

В настоящее время повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития Российской Федерации, поэтому являются наиболее актуальными проблемами в современном мире, так как уровень жизни занимает важную роль в социально-экономической жизни общества. Причиной служит мировой экономический кризис, на фоне которого в обществе произошло значительное падение уровня и качества жизни основной массы населения россиян.

Государство помимо исполнения своих многочисленных функций должно также стимулировать население, с целью повышения общего настроения жителей конкретно взятой страны. А прогнозирование уровня жизни населения и социальная защита являются той неотъемлемой функцией государства, с помощью которой осуществляется стимулирование жизни населения и поднятие общего уровня социально-экономического развития страны. Неосторожность и непродуманность государства в данном вопросе может привести не только к росту социальной напряженности, но и к полному снижению уровня жизни в стране с вытекающими из него необратимыми последствиями.

Правильность расставления приоритетов в социальной политике государства напрямую образует уровень благосостояния населения. Эффективное распределение сил на улучшение качества жизни в свою очередь зависит от того, насколько полно освещены вопросы и насколько полно они показывают реальную картину проблем в современном обществе. Решение вопросов и проблемных участков уровня и качества жизни в большей степени зависит от направления и темпов будущих преобразований в стране, и в итоге, политическая, и экономическая стабильность в обществе. Процесс решения данных проблем требует такой социально-экономической политики, которая позволила бы улучшить физическое и социальное здоровье населения, центральным аспектом которой станет человек с его реальными проблемами в области дифференциации распределения доходов и экономическое и социальное положение в обществе, для повышения уровня благосостояния российских граждан. [1, с. 23].

Наиболее приоритетной целью любого современного государства является создание благоприятных условий существования населения на территории отдельно взятой страны, для обеспечения продолжительной, здоровой и материально благополучной жизни людей, а, следовательно, для экономического роста страны на мировом уровне, что в данных конкурентных условиях стран мира является наиболее острой проблемой. Именно по анализу динамики изменения уровня жизни населения сраны, можно судить о том, насколько эффективно расставлены приоритеты социально-экономического развития страны и благоприятность условий проживания на территории отдельно взятой страны. [2, с. 203].

Качество жизни и развитие прогрессивных производственных сил России можно рассматривать через показатели доходов населения, уровня потребления и стоимости жизни, по этой причине материальные ресурсы занимают самое центральное место в определении уровня жизни населения любой страны. Но в то же время уровень жизни должен расцениваться в рамках обеспечения достойного существования, так, наиболее точным и полным представляется следующее определение: уровень жизни — это возможности населения и условия его жизни, которые используются для удовлетворения разумных и рациональных потребностей населения, а также обеспечивают устойчивое развитие, как отдельной личности, так и общества в целом [9, с. 201].

Сложность в оценке качества жизни населения и его уровня обуславливает необходимость создания эффективной системы статистических показателей, осуществляющих наиболее простую оценку жизни населения, другими словами ее можно назвать специальным набором социально-экономических индикаторов уровня жизни населения.

При всех прочих равных условиях следует принимать во внимание факторы, которые помогут определить динамику уровня жизни населения, к таким факторам относятся: темпы роста ВВП и пропорции его распределения между фондом накопления и фондом потребления, уровень инфляции, темпы роста потребительских цен. Также необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на формирование качества жизни населения: развитие социальной инфраструктуры, уровень занятости и возможность трудоустройства, доступность профессионального образования и медицинского обслуживания, обеспеченность жильем, возможность сохранения здоровья, занятия спортом и др. [3, с. 133].

Итак, для комплексного анализа дифференциации доходов населения используется огромное множество показателей, однако наиболее распространенным получил анализ дифференциации доходов населения при помощи статистики по 20-процентным группам населения с использованием кривой Лоренца, впоследствии с помощью нее рассчитывается коэффициент Джини. [4, с. 228].

Кривой Лоренца называют графическое изображение с предварительным составлением аналитической таблицы, с помощью которой в дальнейшем строится график функции распределения. Кривая Лоренца была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году, она показывала неравенство распределения доходов населения. Кривая Лоренца устанавливает некое соответствие между средней численностью населения и суммой получаемых доходов населения, разделенных по 20-процентным группам — от группы с наименьшими доходами до группы с наибольшими доходами. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца выглядит как выпуклая вниз линия, которая проходит диагональю квадрата, который в свою очередь располагается в I координатной четверти [8].

Рисунок 1. Кривая Лоренца [4, с. 227].

На представленном рисунке 1 линия ОВ непосредственно называется линией абсолютного равенства. Линия ОАВ противоположно линии ОВ называется линией абсолютного неравенства. А реальное распределение доходов населения страны характеризуется линией ОББ и ее формой, то есть степенью ее отклонения от биссектрисы ОВ. [4, с. 228].

Далее мы составим таблицу распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и основные показатели социально-экономической дифференциации с 2011 по 2015 год. По данным можно отследить, что группа с наименьшими доходами колеблется в определенных, практически неизменных рамках, то же самое происходит и с пятой группой населения с наибольшими доходами, аналогично и со всеми группами доходов населения. Из года в год в каждой группе доходы населения колеблются в одних и тех же рамках, данная тенденция не может расцениваться как положительная, иначе говоря, государство не предпринимает никакие меры для улучшения качества жизни населения своей страны.

Таблица 1. Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения

Рисунок 2. Кривая Лоренца

По данным рисунка 2 можно сделать выводы — точка А на кривой Лоренца показывает, что самые беднейшие 20% населения России с самыми низкими доходами получили в 2015 году 5,3% национального дохода, точка В на кривой свидетельствует о том, что 40% населения с низкими доходами, то есть первая и вторая группа, получили 15,3% дохода (5,3%+10,0%). Точка С соответствует совокупным доходам первых трех групп — 60% населения, что составляет 30,4% (5,3%+10,0%+15,1%), точка Б отражает доходы четырех групп — 80% населения, которые получили из национального дохода 53% (5,3%+10,0%+15,1%+22,6%). Точка Е, полученная путем суммирования доходов всех групп населения, то есть группа с наименьшими доходами + вторая группа + третья группа + четвертая группа + группа с наибольшими доходами, соответствует 100% национального дохода, присваиваемого всем населением страны (5,3%+10,0%+15,1%+22,6%+47,0%).

Если построить аналогичным образом кривые Лоренца за все анализируемые нами периоды, получим наглядное подтверждение вывода о том, что неравенство в распределении доходов населения в России колеблется в одних и тех же рамках из года в год. Из этого следует вывод: государство с помощью налоговой и социальной политики способно смягчить последствия сильной дифференциации доходов, однако не предпринимает никаких действий в данной области.

Таким образом, чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе ОВ, тем более равномерно распределены доходы населения в стране, и наоборот, чем больше кривая Лоренца отклонена от нее, тем больше степень неравенства в стране. Проанализированная ситуация в Российской Федерации не является критичной, однако требует вмешательства органов государственной власти в общую картину дифференциации доходов и как следствие уровня жизни населения.

Качество жизни непосредственно характеризует, с одной стороны, самого человека в частности, и население в общем, то есть продолжительность жизни, уровень здоровья, будь то физическое или психическое, уровень образования, культурного и интеллектуального потенциала, а с другой стороны, удобство, комфортность, довольство и благоустроенность тех жизненных условий, в которых население обитает, то есть состояние среды обитания. [6, с. 304].

Читайте также  Процессуальный статус руководителя следственного органа в уголовном процессе

Приоритетной задачей прогнозирования уровня жизни населения является, с одной стороны, недопущение его снижение по отношению к предыдущим годам и другим странам, с другой стороны, создание благоприятных условий существования, служащие для повышения качества жизни населения.

При разработке прогнозов, в основном используют три группы показателей, которые наиболее точно характеризуют уровень жизни населения: синтетические; натуральные; структурные [5, с. 6].

Синтетические показатели уровня жизни населения показывают своими характеристиками поддержание жизни населения, сохранение и поддержание здоровья населения, удовлетворенность потребности населения в труде, развитие личности, состояние природной среды, уровень и качество обеспеченности жильем, среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального дохода.

Натуральные показатели, в свою очередь, измеряют объем потребления конкретно взятых материальных благ: состав потребительской корзины, объем потребления различных видов продуктов, способствующих оздоровлению населения.

Структурные показатели выражают пропорции и структуру распределения благосостояния: распределения населения по уровню доходов; разрыв между уровнем доходов наиболее состоятельных и наиболее бедных граждан страны и т.д.

Система прогнозов качества и уровня жизни населения вытекает из изменений каждого показателя с целью получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде.

Государственные программы Российской Федерации являются теми документами стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках планирования и программирования на федеральном уровне федеральными органами исполнительной власти, и с помощью которых достигаются приоритетные цели социально-экономического развития страны. [7].

Мероприятия, предложенные государством в рамках государственной программы «Новое качество жизни»

В рамках данного направления будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом.

Реализована социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и проведена политика, направленная на интеграцию мигрантов.

Обеспечены высокие стандарты личной и экологической безопасности, и повышен уровень противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.

Подводя итоги, можно сказать, что уровень жизни населения характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни

зависит как от уровня потребностей населения в определенных благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Проведенный анализ доходов населения с точки зрения их дифференциации по 20-процентным группам, путем построения кривых Лоренца свидетельствует о том, что неравенство в распределении доходов населения в России колеблется в одних и тех же рамках из года в год. Из этого следует вывод, что государство с помощью налоговой и социальной политики способно смягчить последствия сильной дифференциации доходов.

Таким образом, проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере страны. И как следствие, проведенные меры поспособствуют выходу Российской Федерации на более высокие позиции не только в уровне жизни населения, но и в общем экономическом развитии среди развитых стран мира.

Интересуешься наукой? Ознакомься с нашими статьями

Прогнозирование уровня жизни населения, контрольная

Прогнозирование уровня жизни населения, контрольная

План (содержание) работы Прогнозирование уровня жизни населения:

Система показателей комплексного прогноза уровня жизни

Основные методы и модели, применяемые в прогнозировании уровня жизни населения

Баланс денежных доходов и расходов населения. Методика расчета

Прогнозирование структуры потребления. Система потребительских бюджетов населения

Выдержка из работы Прогнозирование уровня жизни населения

Управление государством невозможно без управления уровнем жизни населения. Это очень важная тема, игнорирование которой может легко привести к смене правящих политиков, народным волнениям, негативным процессам в обществе. И, напротив, политик, стабильно добивающийся повышения уровня жизни граждан, становится более популярным и востребованным, его партия имеет больший авторитет и политический вес. Управление в данном случае невозможно без проведения комплекса работ по прогнозированию уровня жизни населения. При этом отметим, что само по себе прогнозирование уровня жизни населения не является приобретением рыночной системы и рыночных рычагов управления экономикой и обществом. Как показывает история, наша страна в период господства административно-командной системы так же большое внимание уделяла прогнозированию уровня жизни населения, ставя рост показателей в данной сфере одними из ключевых при разработке пятилетних планов. Однако между рыночной и административно-командной системой имеются существенные различия в системе показателей, применяемых для прогнозирования уровня жизни населения. При этом вопрос критериев, применимых для прогнозирования уровня жизни населения и в настоящее время является вопросом дискуссионным. Это связано с рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам относятся такие, так изменение потребления различных видов услуг и продуктов. Например, внедрение энергосберегающей продукции или новых видов услуг на начальном этапе может быть связано с существенными издержками, но в последствии цена использования данными видами продукции и услуг существенно снижается по мере технического прогресса. Изменение ориентации с покорения природы на её сбережение так же оказывает существенное влияние на прогнозирование уровня жизни населения, т.к. подразумевает снижение обеспеченности и потребления одних товаров и рост других, которые ранее не использовались и по которым нет эмпирической базы, позволяющей построить прогноз. Существенную проблему представляет вопрос выбора методов прогнозирования уровня жизни населения. Использование трендовых моделей не всегда оправдывает себя, т.к. действие макроэкономических факторов может идти зачастую в направлении, противоположном заложенному в прогнозе, примером чего является, например, цена нефть, динамика которой во многом определяет уровень жизни населения России. Поэтому прогнозирование уровня жизни сопряжено с параллельным применением различных методов, но это может существенно повысить затраты, связанные с построением такого прогноза. Ряд трудностей для прогнозирования может представлять и сама парадигма общественного развития. Например, на начальном этапе рыночных реформ в нашей стране широко применялся постулат о том, что рынок сам все урегулирует. Это привело к потере управления со стороны государства над многими важными сферами жизни общества, его криминализации, деградации и существенному ухудшению уровня жизни. Возврат управляемости данными процессами потребовал от государства многих усилий и существенных ресурсных издержек. Таким образом, ошибочный подход руководства к прогнозированию уровня жизни имел существенные негативные последствия для уровня жизни населения и экономики в целом. Еще одним дискуссионным моментом данной проблематики является само понятие уровня жизни населения. Без четкого определения самого этого понятия прогнозирование уровня жизни населения всегда будет иметь высокий уровень условности. В целом важность рассматриваемой категории для управления государством, обеспечения его политической стабильности и поступательного экономического и технологического развития определяет актуальность темы работы: Прогнозирование уровня жизни населения.

Прогнозирование уровня жизни населения

Цена консультации по работе Прогнозирование уровня жизни населения — договорная.

Чтобы оформить заявку на получение файла с готовой работой или заказ на консультацию и помощь с работой по указанной теме по Вашим требованиям нажмите кнопку:

Реферат: Прогнозирование уровня жизни населения

Проводимые в последнее десятилетие социально-экономические реформы привели к радикальным изменениям в жизни российского общества. В этот период была проведена либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения. Эти преобразования привели к смене ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда. В социальной сфере реформы привели к широкому развитию негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании.

С другой стороны, политика “шоковой терапии”, либерализация цен, часто неправильная, не выгодная для государства, приватизация, высокая инфляция, снижение эффективности производства привели к значительному расслоению российского общества, снижению уровня жизни основной массы населения. Те же причины вызвали снижение доходной части бюджета и в свою очередь привели к снижению государственного финансирования социальной сферы, вызвали падение уровня заработной платы в бюджетной сфере, снижение уровня стипендий, пенсий и других социальных выплат. Глубокий экономический кризис, охвативший практически всю экономику, особенно такие ее сферы, как легкую промышленность, угольную, оборонную отрасли, сельское хозяйство, привел к росту безработицы, острым социальным конфликтам, особенно в тех районах, где данные отрасли являются районе и городообразующими.

Читайте также  Основные элементарные функции, их свойства и графики

Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальнаясфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую4 сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.

Поэтому изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом.

1.Показатели уровня жизни и их характеристика

Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов Российской Федерации.

Существует система показателей по 7 разделам, которая охватывает как общие (макроэкономические) показатели, так и частные (микроэкономические):

Обобщающие показатели ВНП и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения:

— -уровень стоимости жизни и его динамика, текущие

— трансферты и т.д.

— Доходы населения: месячные (денежные и натуральные);

— совокупные доходы, располагаемые, реальные, все виды доходов в среднем на душу населения, средняя номинальная и реальная заработная плата, средняя пенсия, стипендия, пособия.

Потребление и расходы населения:

— объем потребления материальных благ и услуг, денежные расходы населения, потреблениеосновных продуктов питания на душу населения, покупательная способность средней заработной платы, пенсии, структура потребительских расходов населения.

— Денежные сбережения всего и по видам.

Накопление имущества и жилище:

— стоимость накопленного личного, домашнего имущества, наличие предметов длительного пользования в собственности, жилищные условия.

VI. Социальная дифференциация населения:

распределение населения по среднедушевому совокупному доходу, потребление основных продуктов питания, товаров и услуг в зависимости от дохода, структура потребительских расходов различных социальных групп, стоимость потребительской корзины различных слоев и изучение ее динамики, индекс концентрации доходов (Джини), децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления.

VII. Малообеспеченные слои населения: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер заработной платы, пенсии, покупательная способность минимальной заработной платы, пенсии, коэффициент бедности, социальный портрет бедности, зона бедности.

Можно также предложить два варианта системы показателей уровня жизни населения. Первый может содержать широкий набор показателей, характеризующих уровень жизни с разных сторон. “По мнению экономистовиз Центра социально-экономических проблем федерализма ИЭ РАН он может выглядеть следующим образом 1 :

1.1.Демографическая ситуация в регионе:

— -ожидаемая продолжительность жизни (лет);

— -смертность (на 100 человек);

— -младенческая смертность (на 100 живорожденных);

— -смертность населения от убийств и самоубийств.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
  • Прогнозирование уровня жизни населения

    Прогнозирование уровня и качества жизни населения

    Проводимые в последнее десятилетие социально-экономические реформы привели к радикальным изменениям в жизни российского общества. В этот период была проведена либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения. Эти преобразования привели к смене ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда. В социальной сфере реформы привели к широкому развитию негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании.

    С другой стороны, политика “шоковой терапии”, либерализация цен, часто неправильная, не выгодная для государства, приватизация, высокая инфляция, снижение эффективности производства привели к значительному расслоению российского общества, снижению уровня жизни основной массы населения. Те же причины вызвали снижение доходной части бюджета и в свою очередь привели к снижению государственного финансирования социальной сферы, вызвали падение уровня заработной платы в бюджетной сфере, снижение уровня стипендий, пенсий и других социальных выплат. Глубокий экономический кризис, охвативший практически всю экономику, особенно такие ее сферы, как легкую промышленность, угольную, оборонную отрасли, сельское хозяйство, привел к росту безработицы, острым социальным конфликтам, особенно в тех районах, где данные отрасли являются районе и городообразующими.

    Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую 4 сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.

    Поэтому изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом.

    1. Показатели уровня жизни и их характеристика

    Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

    Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов Российской Федерации.

    Существует система показателей по 7 разделам, которая охватывает как общие (макроэкономические) показатели, так и частные (микроэкономические):

    Обобщающие показатели ВНП и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения:

    -уровень стоимости жизни и его динамика, текущие

    трансферты и т.д.

    Доходы населения: месячные (денежные и натуральные);

    совокупные доходы, располагаемые, реальные, все виды доходов в среднем на душу населения, средняя номинальная и реальная заработная плата, средняя пенсия, стипендия, пособия.

    Потребление и расходы населения:

    объем потребления материальных благ и услуг, денежные расходы населения, потребление основных продуктов питания на душу населения, покупательная способность средней заработной платы, пенсии, структура потребительских расходов населения.

    Денежные сбережения всего и по видам.

    Накопление имущества и жилище:

    стоимость накопленного личного, домашнего имущества, наличие предметов длительного пользования в собственности, жилищные условия.

    VI. Социальная дифференциация населения:

    распределение населения по среднедушевому совокупному доходу, потребление основных продуктов питания, товаров и услуг в зависимости от дохода, структура потребительских расходов различных социальных групп, стоимость потребительской корзины различных слоев и изучение ее динамики, индекс концентрации доходов (Джини), децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления.

    VII. Малообеспеченные слои населения: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер заработной платы, пенсии, покупательная способность минимальной заработной платы, пенсии, коэффициент бедности, социальный портрет бедности, зона бедности.

    Можно также предложить два варианта системы показателей уровня жизни населения. Первый может содержать широкий набор показателей, характеризующих уровень жизни с разных сторон. “По мнению экономистов из Центра социально-экономических проблем федерализма ИЭ РАН он может выглядеть следующим образом 1 :

    1.1. Демографическая ситуация в регионе:

    -ожидаемая продолжительность жизни (лет);

    -смертность (на 100 человек);

    -младенческая смертность (на 100 живорожденных);

    -смертность населения от убийств и самоубийств.

    -заболеваемость населения (на 100 тысяч жителей) по полу и возрасту, виды заболеваний, длительность болезни;

    -обеспеченность населения больничными койками и количество врачей (на 10 тысяч человек);

    -государственные расходы медицинских учреждений, в процентах ко всем государственным расходам.

    -уровень образования населения;

    -обеспеченность детей дошкольными учреждениями:

    -расходы на образование, в процентах к ВВП (региона);

    -государственные платежи учебным заведениям, в процентах ко всем государственным расходам.

    Читайте также  Человек, биосфера и космические циклы

    -динамика численности безработных (тысяч человек и в процентах Черныш Е.А., Молчанова ИЛ., Новикова А.А., Салтыкова Т.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Москва. Финстатинформ. 1999 к предыдущему периоду);

    -доля безработных в общей численности экономически активного населения (чистая и с учетом скрытой):

    -численность безработных зарегистрированных в службе занятости;

    -процент безработных, получающих пособие по безработице;

    -число незанятого населения в расчете на одну вакансию;

    -число предприятий, на которых прошли забастовки и число предприятий где произошли остановки производства;

    -сальдо приема и выбытия работников.

    З. Уровень жизни:

    -распределение населения по уровню среднедушевых доходов и концентрация доходов у различных групп населения;

    -доля заработной платы в денежных доходах населения;

    -соотношение прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и рационального потребительского бюджета с уровнем денежных доходов населения;

    -численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

    -потребление продуктов питания на душу населения;

    -процент расходов на продовольствие (по группам с различными доходами);

    -платные услуги, их объем в сопоставимых ценах на душу населения;

    -доля государственных расходов во всем потреблении населения в процентах;

    Прогнозирование уровня жизни

    Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
    —>

    Вернуться назад на Уровень жизни

    Не забываем поделиться:

    Инструментом оценки качества жизни могла бы стать интерактивная система целевого прогнозирования.

    Эта система могла бы включать в себя:

    — общенациональные цели социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;
    — разработку макроструктурной модели повышения качества жизни населения;
    — доведение до соответствующих субъектов федерации и хозяйственных структур индикаторов качества жизни из полученных дезинтегрированных показателей для ориентации их в хозяйственной деятельности и разработке собственных программ развития;
    — используя современные информационные технологии, возможность осуществлять в диалоговом режиме согласование основных индикаторов между хозяйствующими субъектами, субъектами федерации и федеральным центром и сообщать их основные характеристики (при этом согласовании приоритет отдавать позиции хозяйственных структур).

    Принципиальным отличием и преимуществом такого подхода для разработки и оценки качества жизни и составления социально экономических прогнозов и программ являются:

    — усиление целевой направленности среднесрочных прогнозов и программ;
    — использование макроструктурных моделей, обеспечивающих внутреннюю сбалансированность основных показателей качества жизни и их оптимальность с точки зрения максимально возможного достижения поставленных общенациональных целей (проектов);
    — обеспечение адресного характера показателей, ориентирующих хозяйственные субъекты.

    Главная задача прогноза уровня жизни населения — не допустить его снижение и создать предпосылки для повышения качества жизни населения.

    Прогнозирование уровня жизни населения России осуществляется в следующих документах:

    1) в специальных разделах прогноза социально-экономического развития страны;
    2) в Комплексных программах социально-экономического развития РФ — в рабочих документах Правительства по развитию национальной экономики;
    3) в Федеральных целевых программах, направленных на разрешение отдельных острых социальных проблем;
    4) в региональных прогнозах социально-экономического развития и региональных программах;

    Самое читаемое за неделю
    Введение ковидных паспортов в 2021 году
    Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
    Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
    Доллар по 100 рублей в 2021 году
    Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
    Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
    35 банков обанкротятся в 2021 году

    Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

    Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

    5) в прогнозах развития городов, населенных пунктов и административных районов населенных пунктов.

    Выделяют три основные группы показателей, используемых при разработке прогнозов уровня жизни населения: синтетически; натуральные; структурные.

    Синтетические показатели уровня жизни населения включают:

    а) показатели, характеризующие поддержание жизни населения (коэффициенты рождаемости, смертности, естественный прирост населения в целом и по отдельным социальным группам);
    б) показатели сохранения и защиты здоровья населения (продолжительность жизни; уровень заболеваемости);
    в) показатели удовлетворения потребности населения в труде (занятость экономически активного населения; уровень безработицы; продолжительность рабочей недели; доля низкоквалифицированного, тяжелого труда и т.д.);
    г) показатели развития личности (образовательная структура населения; доля средств, расходуемых на образование в семейном бюджете; доля средств расходуемых на образование в структуре расходов Федерального бюджета и в совокупном доходе населения);
    д) показатели, характеризующие состояние окружающей среды (уровень концентрации вредных веществ в воде, почве, воздухе и т.д.);
    е) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья, приходящаяся на одного человека; число членов семьи в расчете на одно жилое помещение и т.п.);
    ж) среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального дохода.

    2 группа показателей — натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (состав потребительской корзины, объем потребления мяса, молока и т.д. на душу населения).

    3 группа — структурные показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределения населения по уровню доходов; разрыв между уровнем доходов наиболее состоятельных и наиболее бедных граждан страны и т.д.).

    В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.

    I. Гипотеза формирования повышения уровня жизни определяется в общем виде тремя составляющими: ростом ВВП, ростом общественных потребностей, ростом ресурсов для предстоящего потребления.

    Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др.

    II. Анализ достигнутого уровня жизни включает в себя комплекс показателей, которые обеспечивают взаимную увязку и логическую последовательность разработки прогнозов.

    Основными среди этих показателей являются следующие:

    1) социально-демографические показатели, характеризующие динамику численности и состава населения, коэффициенты рождаемости, смертности, продолжительность жизни;
    2) условия труда (численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели, оплачиваемого отпуска);
    3) обобщающие стоимостные показатели номинальных и реальных доходов населения (заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат и т.д.); 4) состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам;
    5) показатели потребления населением основных продуктов питания и непродовольственных товаров;
    6) обобщающие показатели сферы обслуживания (расходы населения на оплату услуг, индекс цен (тарифов) на определенные виды платных услуг населения;
    7) жилищные условия и коммунальное обслуживание (средняя обеспеченность населения жильем, обеспеченность основными видами коммунального обслуживания и т.д.);
    8) показатели образования (уровень образованности населения, численность учащихся в школах, численность студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений, в том числе на 10 тыс. населения и др.);
    9) показатели культуры (число библиотек, театров, музеев, клубов, их посещаемость, тираж книг, журналов, газет);
    10) состояние окружающей среды;
    11) сбережения населения.

    III. Разработка прогнозов.

    Система прогнозов социального развития и уровня жизни вытекает из того комплекса показателей, которые рассмотрены выше. Это означает, что изменение каждого показателя необходимо прогнозировать с целью получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде. Например, разрабатываются прогнозы динамики реальных доходов населения, изменения индекса розничных цен, развития жилищного строительства и т.д.

    Государственные нужды
    Регрессионный анализ
    Гражданское общество
    Фискальная политика
    Инновационные проекты

    Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
    Звонок по России бесплатный!

    Будьте абсолютно точны и вы останетесь единственным в своей профессии. О какой профессии так говорил английский писатель Джон Голсуорси?

    Бесплатная консультация
    по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
    8 (800) 600-76-83

    ежедневно с 6.00 до 21.00
    Звонок по России бесплатный!

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: