Психоаналитический и гуманистический подходы к личности - ABCD42.RU

Психоаналитический и гуманистический подходы к личности

Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Гуманистическими считаются теории личности, изначально признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям, гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может быть носителем отрицательных черт и характеристик.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Гуманистические теории личности: основные направления

Едва зародившись, гуманистические теории личности разделились на два основных направления: клиническое и мотивационное. Клиническое направление сосредоточено на оказании психотерапевтической помощи людям, которые в ней нуждаются. Мотивационное направление имеет своей целью разработку системы мотивации для разных людей и ситуаций, что широко востребовано в бизнесе.

Карл Рэнсом Роджерс

Основоположником клинического направления в развитии теории личности является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. Главным звеном его теории стала так называемая «Я-концепция», которая формируется у каждого человека в процессе взаимодействия с окружающим социумом. Это некая цепочка восприятий человеком собственных свойств или свойств «Я», и восприятий его взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, у каждого человека есть собственное «Я», связанное с тем как он воспринимает себя, окружающий мир и свое взаимодействие с ним, и «Я-идеал», т.е. некий образ, которому человек стремится соответствовать. Поэтому развитие человека, предопределяемое «Я-концепцией», всегда направлено на самосовершенствование, самоактуализацию, достижение существующего в сознании человека идеала.

Разумеется, идеал, существующий в мыслях человека, может не совпадать и часто не совпадает с навязанными обществом стереотипами, однако стремление стать лучше в своем понимании выражено у каждой личности. На этом построена вся клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Он считает, что у любого человека есть потенциал к развитию и преодолению препятствий, а задача психолога или психотерапевта – помочь раскрыть этот потенциал.

Абрахам Маслоу

Изначально американский психолог Абрахам Маслоу изучал бихевиоризм, однако быстро пришел к выводу, что исключительно бихевиористский подход приемлем только в условиях научной лаборатории и мало соответствует реалиям жизни. Кроме того, Маслоу был едва ли не первым, кто поставил под сомнение применимость данных, полученных в ходе работы психотерапевтов с нуждающимися в психологической помощи людьми, к обычным людям, которые в такой помощи не нуждаются.

Все эти соображения привели Маслоу к необходимости создать некую универсальную теорию, применимую абсолютно ко всем людям. Так родилась схема иерархии потребностей человека, более известная как пирамида Маслоу. Интересно, что сам Маслоу никогда не использовал пирамиду для оформления и презентации своих идей. Маслоу разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации на основе актуальных потребностей человека.

Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:

  1. Физиологические (еда, питье, сон, секс и т.д.)
  2. Безопасность (защита, комфортная среда обитания).
  3. Любовь и чувство принадлежности (например, к семье).
  4. Уважение (самоуважение, уважение окружающих, одобрение).
  5. Познание (стремление к новым знаниям, образованию, информации).
  6. Эстетические (стремление к искусству и красоте).
  7. Самоактуализация (раскрытие внутреннего потенциала).

Иногда можно встретить так называемую усеченную пирамиду Маслоу, где всего пять ступеней, а не семь. В этом случае последние три ступени объединяются в одну и рассматриваются как метапотребность в искусстве, творчестве, красоте, самоактуализации, самореализации.

На основе иерархии потребностей Маслоу выделил два типа мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. По его мнению, пока не удовлетворены базовые физиологические потребности человека и его потребность в защите, им движет дефицитарная мотивация, т.е. поведение и действия осознанно направлены на то чтобы компенсировать дефицит базовых потребностей. Четвертый и последующий уровни в иерархии потребностей наступают после удовлетворения первых трех, достигаются за счет мотивации роста и даны не всем.

Разумеется, такая конструкция не является жесткой и вовсе не значит, что, например, по достижении определенного уровня комфорта человека перестает интересовать материальная сторона жизни и интересует только духовная. Речь о том, что степень актуальности каждой из потребностей, в зависимости от ситуации, может отличаться, а внутренняя потребность подниматься в системе иерархии к высшим ступеням есть у любого человека.

Мешать этому могут неблагоприятные внешние обстоятельства, сомнения в собственных возможностях, избыточная потребность в безопасности, заставляющая застрять на низших ступенях и не предпринимать действий, ведущих к риску потери. Такая модель полностью соответствует основополагающему принципу гуманистических теорий, согласно которому, человек изначально является существом духовным и стремящимся к самоактуализации.

Насколько актуальны сами гуманистические теории личности? Насколько они подтверждены жизнь? Давайте подумаем вместе.

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Читайте также  Проектирование сборочных приспособлений

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Проведите сравнительный анализ подходов к исследованию строения и содержания личности в психоанализе и гуманистической психологии

Билет №1

Основные подходы к определению понятия «личность». Понятие «личность» в широком и узком смысле.

Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей.

Для перехода к основным подходам в понимании личности необходимо вначале выделить три предметные области:

А. Природа. (Природный индивид). Человек как часть природы (животное) есть субъект активного приспособления к ее изменяющимся условиям на основе врожденного опыта, сформированного в биологической эволюции.

Б. Общество. (Социальный индивид). Человек как член определенного общества является субъектом присвоения и полноценного (адекватного) использования наличных социальных норм (в том числе — коллективных сознательных представлений), обладателем психических качеств, способностей, правил общения, отвечающих занимаемой им социальной позиции (и допустимых в ней).

В. Культура. (Личность). Субъект культуры — это человек, который самостоятельно и ответственно опирается в своих поступках, мыслях, переживаниях (прежде всего, в ситуациях мотивационного конфликта) на общечеловеческие нравственные принципы и способен, в частности к осмысленному преобразованию собственных природных свойств и уже присвоенных социальных правил. Субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, общечеловеческих норм.

В соответствии с этими тремя предметными областями можно выделить 3 варианта объема понятия личность:

1. Личность в широком смысле (включает в себя и природную, и социальную, и культурную части). Такое понимание личности у Рубинштейна.

Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития. Эта история включат в себя:

1. Эволюцию живых существ (свойства зрения изменились с изменением глаза).

2. Эволюцию человека (особенности фонематического слуха, обусловленные фонематическим строем родного языка).

3. Личную историю развития данного человека (изменение общественной формации.

Личность определяется своим отношением к окружающему миру, которое реализуется в той реальной деятельности, посредством которой люди познают и изменяют мир. Личность формируется во взаимодействии, в которое вступает человек с окружающим миром. Во взаимодействии с миром человек осуществляется и формируется. Человек есть личность в силу сознательного определения своего отношения к окружающему.

2. Индивид уже не является личностью. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека (Леонтьев). Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной конституцией, типом нервной системы, темпераментом и т.п., которые в ходе развития изменяются и преобразуются. Но эти изменения врожденных свойств не делают человека личностью. Личность человека производится общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Поэтому действительный путь исследования личность заключается в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений. Реальным базисом личности человека является совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются совокупностью многообразных деятельностей человека. В ходе развития человека его различные деятельности вступают в иерархические отношения, эти иерархии деятельностей и образуют ядро личности (пример с горькой конфетой).

Личность – это конкретный человек, является представителем определенного общества, опред. соц. группы, заним. конкретным видом деятельноти, осозн. свое отношение к окружающему и наделенный инд-псих. особеностями. Общество влияет на развитие и становление личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью: т.е человека создает природа, а формирует общество.

Личность (русск. личина; личина соответствует термину persona – исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) — относительно устойчивая система поведения индивида, которая характеризуется тем, что построена прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Проведите сравнительный анализ подходов к исследованию строения и содержания личности в психоанализе и гуманистической психологии.

Ведущая цель психоанализа была сформулирована 3. Фрейдом еще в начале века: «Расширение сознания и овладение несо­вместимыми желаниями», т.е. обретение человеком собствен­ной целостности и независимости. В данном случае психоана­литик обеспечивает то пространство отношений, которое не­обходимо человеку для проживания реальности, и, кроме того, играет роль проводника, ведущего его по темным лабиринтам его души, помогая преодолевать то сопротивление, которое неизменно возникает, как только человек пытается обратиться к бессознательному, к себе. Какие же методы, приемы исполь­зует аналитик с целью проникновения во внутренний мир личности?

Ведущий метод психоанализа, называемый свободным ассоциированием, стал результатом счастливой находки Фрейда в ходе терапии Анны О., когда во время одного сеанса она его оборвала словами: «Доктор, Вы мне мешаете». В этот момент Фрейд понял, что главная задача аналитика — дать возмож­ность свободно высказывать свои мысли. Анна О. называла эту терапию «лечение разговором»; сейчас это называется мето­дом свободных ассоциаций. В основе этого метода лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном че­ловека. Возникшие ассоциации интерпретируются как симво­лическое выражение подавленных мыслей и чувств личности. По правилам классического психоанализа, введенным Фрей­дом, человек должен лежать на кушетке в удобной позе, а ана­литик сидеть вне поля его зрения, позади него. Такая позиция лучше всего способствует продуцированию ассоциаций. Для того чтобы преодолеть сопротивление человека, аналитик должен искусно комбинировать использование научного зна­ния о структуре бессознательного и свою артистическую спо­собность притягательно воздействовать на личность. Это поз­воляет возбудить любопытство человека, установить с ним тес­ный контакт, уменьшить его страхи, усилить мужество, а также улучшить умение использовать слова-ассоциации для проник­новения в свое бессознательное с целью дальнейшего понима­ния себя.

Аналитик ставит человека в известность о его различных бессознательных побуждениях, фантазиях, страхах, чувстве вины и т.д. Он использует процедуру интерпретации для того, чтобы помочь человеку установить связи между различными проявлениями его бессознательного и источниками их фор­мирования.

Толкование сновидений — это еще один метод изучения личности. Фрейд назвал его королевским путем в бессозна­тельное. Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой симво­лики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

Другой способ изучения личности — это толкование сим­волов, которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными слова­ми или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого пони­мания личности. Процесс интерпретации символов напоми­нает решение математических задач. Зная язык математичес­ких формул, мы в состоянии их успешно решать, но при этом можем не обладать глубоким пониманием математики. Симво­лические значения, также, как и математические формулы, мо­гут быть успешно использованы независимо от того, известно ли нам, как они сформировались, появились у личности.

Следующий метод изучения личности в психоанализе — это толкование парапраксиса. Под парапраксисом понима­ются любые виды ошибочных действий: забывание имен и слов, обмолвки, описки, ослышки, а также несуразные дейст­вия, действия невпопад и т.п. В качестве примера Фрейд приво­дит собственное ошибочное действие, которое нередко случа­лось с ним, когда он посещал больных на дому. Подойдя к две­ри пациента, в которую ему следовало постучать или позвонить, он доставал ключ от собственной квартиры. Сам Фрейд интерпретирует это ошибочное действие как бессознательное проявление его мысли «здесь я чувствую себя, как дома». Парапраксии, подобно вспышке, освещают некоторые стороны бессознательного, которые упорно не поддавались обычным психоаналитическим методам. Они являются наглядным сви­детельством существования бессознательного, даже для лю­дей, скептически относящихся к психоанализу. Парапраксии имеют место тогда, когда Я человека чем-то отвлечено, его бдительность ослаблена и бессознательный импульс внезапно прорывается.

Читайте также  Электромагнитные реле железнодорожной автоматики

Еще одним методом изучения личности является анализ переноса, который многие психоаналитики считают ключе­вым методом. По. их мнению, психоанализ — это единствен­ное направление в психологии, которое систематически ис­следует и анализирует перенос (о понятии переноса подробно говорилось в вопр. 32). Реакции переноса предоставляют ана­литику возможность обнаружить связи между актуальными проблемами человека и его прошлым. С точки зрения психо­аналитиков, индивид склонен скорее повторять прошлое, вме­сто того чтобы его вспоминать. Обращая внимание на повто­рения в рассказах о прошлом, психоаналитик проникает во внутренний мир человека, выделяет значимые отношения. Тщательный анализ этих воспоминаний о прошлом приводит к пониманию человеком своих воспоминаний и прекраще­нию повторений.

Таким образом, в рамках психоаналитического подхода в рассмотрении личности используется ряд приемов, методов с целью проникновения во внутренний мир человека, в содер­жание его бессознательного, значимых для него переживаний, но вытесненных им в силу разнообразных причин.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 520 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Гуманистическое направление психологии личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности гуманистического подхода к пониманию личности

Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.

Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.

Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.

Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.

Готовые работы на аналогичную тему

Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.

Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:

  1. Принцип приоритетности значения сознательного опыта деятельности.
  2. Принцип целостного характера человеческой природы.
  3. Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
  4. Принцип исследования разнообразных направлений, факторов и условий жизнедеятельности человека.

Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.

Личность и ее переживания находятся во главе исследования и объясняются, исходя из собственного осознания каждой личностью своего «Я» и местоположения в обществе. Особое внимание уделяется изучению самоактуализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности представляет собой высшую фундаментальную ценность.

Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.

Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:

  • Теория самоактуализации А. Маслоу.
  • Теория личностных черт Олпорта.
  • Теория личности Роджерса.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.

Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.

Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.

Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личностных черт Олпорта

Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.

Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.

Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:

  1. Уровень мотивов нужды.
  2. Уровень мотивов развития.

Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.

Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личности Роджерса

Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.

Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.

Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

5.3. гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности

5.3. гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности

конгруэнтности К. Роджерса

Особое значение в деловом общении имеет закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный в концепции американского психолога Карла Роджерса — одного из основателей гуманистической психологии. В отличие от Фрейда и Юнга Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опора на себя, а не инертность, не защитные психологические реакции.

Самоактуализация личности происходит и в межличностном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения. Конгруэнтность и означает точное «соответствие опыта, осознания и сообщения».

Концепция психики личности Дж. Келли

Совершенно иной подход к пониманию психики личности, отличный от

фрейдистского и гуманистического подходов, предложил американский психолог Джордж Келли, представитель когнитивного направления в психологии. Это направление выявляет влияние рациональных и интеллектуальных процессов психики на поведение человека. Оно придает особое значение когнитивным процессам — мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту.

В предыдущей главе шла речь о том, что свою довольно оригинальную концепцию психики личности Джордж Келли назвал теорией личностных конструктов. Она рассматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем — моделей интерпретации действительности. Келли обозначил их как «личностные конструкты».

По своему содержанию личностный конструкт — это, как пишет Дж. Келли, набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.

У каждого человека складывается своя собственная уникальная система конструктов, и люди отличаются друг от друга этими системами.

Например, если деловые партнеры по-разному интерпретируют одно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его с помощью своих личностных конструктов, необходимых ему для создания непротиворечивой картины мира. Чтобы понять партнера, надо знать что-то о его личностных конструктах. Осмысление психологических качеств личности каждым из партнеров происходит в терминах схожести и контраста («дружеский враждебный», «умный глупый», «мужской женский», «хороший плохой»).

Читайте также  Родиола розовая (золотой корень)

Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом в когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста, а третий — отличаться от первых двух. (Например, партнеры Иванов и Петров — честны, а Сидоров — нет.) То есть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицитный полюс).

Каждый конструкт имеет свой определенный диапазон применимости. Так, конструкты «хороший — плохой», «честный — нечестный» имеют широкий диапазон применимости в деловом общении, поскольку они предполагают множество деловых ситуаций, требующих личностных оценок.

Келли предложил и свою типологию конструктов, среди которых важное значение для делового общения имеют упредительный (констелляторный) конструкты.

Учредительный конструкт стандартизирует (упреждает) элементы жизненного опыта по типу мышления ригидного (жесткого) человека. Примерами упредительных конструктов могут служить этические («упрямец», «лжец», «делец») или этнические («кавказец») ярлыки, которые присваиваются деловым партнерам.

Констелляторный конструкт ограничивает возможности для возникновения альтернативных мнений и суждений. Он подобен типу шаблонного, стереотипного мышления. К примеру: «Если деловой партнер — продавец автомобилей, то он скорее всего нечестен и склонен к махинациям».

Важный аспект теории личностных конструктов Келли касается психологического взаимодействия партнеров, создания между ними эффективных межличностных отношений — отношений содружества. Достигнуть их можно тогда, когда один партнер психологически ставит себя на место другого, интерпретируя при этом какую-то часть его конструктной системы. Это позволяет лучше понимать и прогнозировать настоящее и последующее поведение партнера.

Итак, в отличие от Фрейда и Юнга, которые в трактовке психической структуры опираются преимущественно на прошлый опыт личности, Келли придает большее значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой настоящий опыт. Отсюда следует и его вывод об общности психических процессов. Если человек интерпретирует свой опыт подобно тому, как это делает другой человек, то «его психические процессы подобны психическим процессам другого человека».

Рассматривая жизнь человека, как его деятельность и постоянное осмысление реального мира, Келли подчеркивает активность психики человека, ее способность предвидеть и контролировать жизненные ситуации в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

Вопросы аля повторения

1. Каковы особенности психической структуры личности в психоанализе Фрейда?

2. Какие системы психической структуры выделяет Фрейд в своей модели личности?

3. В чем состоит отличие «сознательного» от «психического»?

4. Какое значение имеет бессознательное для практики делового общения?

5. Как действуют обоснованные Фрейдом механизмы психологической защиты в деловом общении?

6. Что такое «коллективное бессознательное» и какова его роль в аналитической психологии К.Г. Юнга?

7. Объясните взаимосвязь систем психики в концепции психической структуры К.Г. Юнга.

8. Как трактует Юнг проявление совести в деловом общении?

9. Что такое синхроничность, как она проявляется в партнерских отношениях?

10. Выделите основные отличия партнеров с экстравертированной и интровертированной установками.

11. Как проявляют себя в деловом общении мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы партнеров?

12. Каково содержание закона конгруэнтности и какова его роль в деловом общении?

13. Что имеет в виду Дж. Келли, когда утверждает, что все люди — исследователи?

14. Что означает понятие «личностный конструкт» в теории Келли?

Гуманизм и гуманистические термины в психологии

Гуманизм и гуманистические термины в психологии связанны с подходом, который изучает человека в целом, и уникальность каждого человека в отдельности. Этому посвящен целый раздел в психологии.

Гуманизм является психологическим подходом, в котором подчеркнуто изучение человека в целом. Гуманистические психологи смотрят на поведение человека не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, изучающего себя.

Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с их внутренними чувствами и Я-концепцией .

Гуманистический подход в психологии разработан как бунт против бихевиористской психологии и психодинамической . Таким образом, гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).

Гуманизм отверг предположение бихевиористской точки зрения , которая характеризуется как детерминированная, ориентированная на укрепление подхода «стимул-реакция» и основные теории построены на исследовании животных.

Гуманистическая психология также отклонила методы психодинамического подхода , поскольку он также является детерминированным с бессознательной и с иррациональной точкой зрения, что инстинктивные силы определяют человеческое мышление и поведение. Оба метода: бихевиоризм и психоанализ рассматриваются гуманистическими психологами как бесчеловечные.

Гуманистическая психология расширила свое влияние в 1970-х и 1980-х годах. Ее влияние можно рассмотреть с точки зрения трех основных областей :

1) Она предложила новый набор значений для понимания человеческой природы и человеческой сущности.

2) Предлагает расширение горизонтов и методов исследования в изучении человеческого поведения.

3) Предлагает более широкий спектр, более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.

Предположения гуманистической психологии

Гуманистическая психология начинается с предположения, что экзистенциальная феноменология является центральной и что люди имеют свободную волю. «Личный агентства» является гуманистическим термином для осуществления свободной воли . Личное агентство ссылается на выбор, который мы делаем в жизни, пути которые выбираем и их последствия.

Потом добавилось еще одно предположение — люди в основном хорошие, и есть врожденная потребность, чтобы сделать себя и мир лучше.Гуманистический подход подчеркивает личную ценность личности, центральные человеческие ценности, и творческую, активную природу человека. Этот подход является оптимистичным и фокусируется на благородные человеческие способности преодолевать трудности, боль и отчаяние.

Пирамида потребностей.Оба Роджерс и Маслоу считали личный рост и самореализацию в жизни, как одну из базовых человеческих потребностей. Это означает, что каждый человек стремится расти психологически и постоянно улучшать себя. Это было названо термином самореализации что включает в себя психологический рост, и удовлетворение жизнью. Тем не менее, Роджерс и Маслоу оба описывают различные способы, как самоактуализация может быть достигнута.

Центральное место в гуманистических теориях Роджерса (1959) и А. Маслоу(1943), является субъективизм, сознательного опыта .Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность является менее важной, чем субъективное восприятие человека и понимание мира. Из-за этого, Роджерс и Маслоу уделяли мало внимание научной психологии особенно использование психологической лаборатории для исследования человека и поведение животных.

Гуманизм отвергает научную методологию, как и эксперименты используемые качественные методы исследования . Например, дневник счета, анкеты, неструктурированные интервью и неструктурированные наблюдения. Качественное исследование полезно для исследования на индивидуальном уровне, и изучает глубину способов, которыми люди думают или чувствуют (например, тематические исследования).

Гуманизм рассматривает человека как принципиально отличающегося от других животных, главным образом потому, что люди сознательные существа способны мыслить у них есть разум и язык. Эксперименты гуманистических психологов на животных, таких как крысы, голуби, или обезьян отводилось мало значения. Исследование таких животных, может сказать очень мало о человеческой мысли, поведении и опыте.

Гуманистические психологи отклонил строгий научный подход к психологии, потому что они оценивали его как бесчеловечный и не способный охватить богатства сознательного опыта. Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах пошатнуло доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

История гуманистической психологии

* Маслоу (1943) разработал теорию иерархию человеческой мотивации(Иерархия потребностей Маслоу).

* Карл Роджерс (1946) публикует важные аспекты терапии клиентов.

* В 1957 году и 1958 году, по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса, произошли две встречи в Детройте среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации посвященной более значимым гуманистическим теориям.

* В 1962 году при финансовой поддержке университета Brandeis, это движение было официально запущено как Ассоциация гуманистической психологии .

* Первый выпуск Журнала гуманистической психологии появилась весной 1961 года.

Основы гуманистического подхода.

Критическая оценка

Гуманистический подход был применен в относительно к небольшой области психологии по сравнению с другими подходами. Таким образом, его вклад ограничивается в таких областях, как терапия, ненормальности, мотивации и личности.

Возможными причинами этого отсутствие влияния из академической психологии, возможно, связана с тем, что гуманизм сознательно отрицает научный подход к изучению человека. Например вера в свободную волю находится в прямой оппозиции к детерминированным законам науки. Кроме того, исследовать области гуманизма, такие как сознание и эмоции очень трудно. Результат научных ограничений влечет нехватку эмпирических доказательств в поддержку ключевых теорий подхода.

Однако оборотной стороной этого является то, что гуманизм может получить более полное представление о поведении лиц за счет использования качественных методов, таких, как неструктурированные интервью. Такой подход также помог доказать, более целостное представление о человеческом поведении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: