Психодрама, как метод психокоррекции - ABCD42.RU

Психодрама, как метод психокоррекции

Статьи

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).

Системная семейная психотерапия как метод …

Кубарева (ранее Шарганова) Светлана Владимировна

Системная семейная психотерапия – это отдельный вид консультирования, который возник сравнительно недавно. Подход этот отличается от других видов психотерапии тем, что в качестве «клиента» выступает не отдельный человек, являющийся причиной обращения, а вся семья. Семья рассматривается как единый живой организм, где каждый связан со всеми. И если у кого-то из членов семьи есть проявления неблагополучия, то очень часто причины нужно искать в нарушенных отношениях в кругу семьи.

Воздействуя на семейную систему в целом (с помощью специальных техник) психотерапевт стремится скорректировать эмоциональные нарушения в ней, что приводит к гармонизации всех членов семьи, а особенно обратившегося за помощью человека и, в последующем, уже сама семейная система закрепляет и поддерживает результат психотерапевтического воздействия.

Когда же следует обращаться к семейному психотерапевту?
Ответ очевиден – при наличии семейных проблем. Все семейные проблемы подразделяются на явные и скрытые.

К явным проблемам относятся:

— Кризисные или конфликтные отношения между супругами (отсутствие взаимопонимания, возможности договориться, частые скандалы, раздражение друг от друга, отчужденность)

— Состояние накануне развода ( измены, наличие второй семьи, обиды и затянувшиеся ссоры, которые не оставляют шансов к примирению)

— Собственно развод ( чувства утраты, боли, злости, обиды, разочарования, досады, тревоги и страха перед будущим)

— Конфликтные отношения между братьями и сестрами, между родителями и детьми, между супругами и их родителями…

— Беременность и рождение ребенка ( изменение состава семьи, привычных правил, увеличение ответственности и напряжения между супругами)

— Период, когда взрослые дети покинули родительскую семью и супруги снова остались вдвоем ( трудности адаптации, поиск нового смысла жизни, компромиссы в отношениях).

— Различные варианты зависимостей, невротических или психосоматических расстройств у одного из членов семьи

— Проблемы с детьми ( часто болеющий ребенок, в том числе тяжелыми хроническими заболеваниями; энурез у ребенка; непослушный ребенок; трудный подросток и прочее)

Как правило, инициатором похода к психотерапевту является кто-нибудь один из семьи, потому что его страдание субъективно переносится тяжелее. И если психотерапевт начинает работать индивидуально с таким клиентом, то он конечно же сможет оказать помощь конкретному человеку, но категорически не сможет изменить условия в которых находится клиент, а тем более на них повлиять.

Возвращаясь после психотерапии домой, в свое социальное окружение (семью), клиент снова попадает под влияние близких ему людей, которые ведут себя по старой привычке. Сам же человек, изменившись после психотерапии, вынужден сопротивляться поведению, мыслям и чувствам со стороны членов семьи. «Нездоровая» семья при этом сводит на нет все результаты терапии, более того способна усугубить страдания клиента, обратившегося за помощью.

Читайте также  Эколого-эстетическое воспитание школьников

Давайте рассмотрим основные этапы воздействия на семейную систему:

1. Диагностический этап – на первом этапе происходит диагностика семейной системы, то есть выявление типичных нарушений семейных отношений с учетом личностных особенностей членов семьи. Диагностика осуществляется путем присоединения к семье психотерапевта, который выдвигает гипотезы и проверяет их. Семейная диагностика проходит насквозь через все этапы семейной терапии, предопределяя выбор психотерапевтом тех или иных техник и интервенций.

Информация, полученная от каждого члена семьи отдельно, проверяется и сопоставляется с информацией, полученной от других членов семьи. При этом учитывается впечатление, которое сложилось у психотерапевта на основании беседы и наблюдения за поведением всех участников семейной психотерапии. Таким образом, складывается следующая картина: «семья глазами родителей», «семья глазами ребенка», «семья глазами старшего поколения», «семья глазами психотерапевта» и «какие мы в реальности». После этого, дальнейшие встречи могут уже проходить различным составом в зависимости от замысла психотерапевта и целей психотерапевтического воздействия.

2. Этап разрешения семейного конфликта – направлен на снятие напряжения в семье, устранение симптома, с которым обратилась семья ( но это не лечение болезни!). На этом этапе выявляются истоки семейных конфликтов и для прекращения конфликта проводится «эмоциональное отреагирование» ситуации каждым членом семьи, вовлеченным в конфликтное взаимодействие.

Семейный терапевт здесь берет на себя роль посредника в семейных отношениях, помогает участникам говорить на языке, понятном всем. При этом сам терапевт является абсолютно нейтральным ( то есть имеет одинаково благосклонную и сочувственную позицию) по отношению ко всем участникам семьи. Его задача передать информацию о конфликте в определенном объеме каждому члену семьи. Основная техника – недирективная психотерапия, нацеленная на проговаривание неосознаваемых чувств и отношений в семье.

3. Реконструктивный этап – заключается в планировании, с учетом пожеланий всех членов семьи и с помощью психотерапевта, реконструкции всей семейной системы или ее «нездоровых» участков, мешающих гармоничному формированию и развитию семьи. В процессе обсуждения проблем используются элементы поведенческого тренинга, тренинга решения конфликтов, техники конструктивного спора.

4. Поддерживающий этап – одновременно поддерживающий и проверочный для семьи. На этом этапе, в естественных семейных условиях, все члены семьи закрепляют навыки дружелюбного общения друг с другом, используя весь диапазон ролевого поведения, приобретенного за время психотерапии. Это этап не только новых форм поведения, но и новых форм реагирования и получения обратной связи со стороны всех участников семейной психотерапии – поддержка, корректировка, фиксация. Здесь заслушиваются ответы и наблюдения о динамике внутрисемейных отношений, о происходящих изменениях, производится коррекция их приспособленности к условиям реальной жизни.

Если подвести итог, то можно сказать, что в процессе семейной терапии происходит раскрытие механизмов формирования и организации конкретной семейной системы. При этом становятся очевидными способы взаимодействия между всеми членами семьи.

Теперь, представьте, что семья как единая система либо поддерживает благополучие каждого члена семьи либо, наоборот, закрепляет неблагополучие. И очень часто, абсолютно незначительная коррекция семейной системы извне, моментально запускает ее собственные внутренние ресурсы, которые приводят всю систему к саморегуляции. Это в дальнейшем оберегает семью и каждого ее члена от возврата к прежним проблемам, потому что любое самоизменение семьи — достаточно устойчивое образование.

Психотерапия

ЭЭГ-БОС-терапия — один из трендов в современной психиатрии. Подробно о методике рассказывает Олег Иванович Иващенко.

Почему важно правильно сформулировать запрос перед обращением к специалисту и как это сделать рассказывает психолог Мария Самоцветова.

Как отличить временную хандру от опасной болезни — журнал «Алвиан».

Какие базовые эмоциональные потребности есть у каждого из нас и почему важно их удовлетворять — клинический психолог Юлия Хворова для журнала «Алвиан».

Чем тревога отличается от тревожного расстройства и как при этом помогает гипноз — психотерапевт Абакумова Елена Викторовна для журнала «Алвиан».

Что такое незакрытый или незавершенный гештальт и как от него избавиться — психолог Юлия Носова для журнала «Алвиан».

Откуда берется обида на маму, как с ней справиться (и нужно ли это делать).

Статья для тех, кто «угорел на работе» (или где-то еще) и ищет пути выхода.

8 случаев, когда клиент не может (или не хочет) сказать правду.

Почему возникает «страх бормашинки» и как побороть страх перед дантистом.

Четыре шага, которые помогут справиться с утратой.

«Я не могу без тебя», «ты — смысл моей жизни», «в тебе до капли растворяюсь».

Что такое психотерапия? Это лечебная беседа, во время которой профессиональный врач-психотерапевт или психолог-психотерапевт помогает пациенту осознать и решить проблемы. Психотерапия — это единственный метод лечения душевных расстройств, который рассматривает человека как неделимое целое, изучает его сущность и использует только индивидуальный подход.

Чтобы выбрать хорошего психотерапевта, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:

  • профильное медицинское или психологическое образование
  • стаж работы от 3–5 лет
  • участие в образовательных мероприятиях и конференциях психотерапевтического сообщества

Также важно, чтобы специалист максимально развернуто отвечал на вопросы клиента, не имел плохой славы в интернете и соблюдал морально-этический кодекс.

Цель психотерапии — понять, вытащить на поверхность и победить то, что не дает человеку быть счастливым. Психотерапевт не принимает решений за человека и не навязывает ему свое мнение, а помогает осознать, что на самом деле хочет клиент и как этого можно достичь. Психотерапия предполагает работу над собой, но когда человек начинает избавляться от первой неуверенности, тревоги и страхов, ему сразу становиться легче двигаться к новой, полноценной жизни.

Существует большое количество методик, школ и направлений в психотерапии. Ниже мы расскажем о некоторых популярных методиках.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Виды психотерапии и их описание

Распространенные виды психотерапии:

  • когнитивно-поведенческая
  • реконструктивно-личностная
  • психоанализ
  • телесно-ориентированная
  • рациональная
  • групповая
  • семейная
  • психодрама
  • гештальт-терапия
  • эриксоновский гипноз
  • экзистенциальная
  • песочная терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия. Метод, который требует полного включения и готовности к действию от врача и пациента. Психотерапевт помогает осознать неправильные установки и стереотипы в мышлении и поведении человека, которые мешают сделать правильный выбор и заставляют действовать по шаблону. Одно из главных преимуществ метода — его краткосрочность, для достижения эффекта бывает достаточно 10–15 сеансов. Показания к применению: депрессии, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения пищевого поведения, алкоголизм.

Реконструктивно-личностная психотерапия. Врач помогает клиенту осознать настоящие источники своих проблем и переключиться с внешних причин на внутренние, а также провести реконструкцию отношений внутри самой личности. В результате формируется адекватное самосознание и расширяется его сфера. Метод подойдет при лечении зависимостей, невротических расстройств, личностных расстройств, панических состояний и фобий.

Психоанализ. Выявление неотреагированных ранее ситуаций, попытка осознания вытесненных комплексов и получение доступа к бессознательному. Так как этот доступ затруднен, Фрейд выделил основные пути к его содержанию: свободные ассоциации, оговорки, описки, ошибочные действия и сновидения. Психоанализ подойдет людям склонным к саморефлексии, поиску смысла.

Телесно-ориентированная психотерапия. Методика, которая подойдет всем людям, так как в основе ее лежит обращение к природе человека, к его телу. Особенно полезна тем, кому сложно сформулировать проблему словами. Телесно-ориентированная психотерапия позволяет обойти привычные механизмы психологической защиты человека, выявить и проработать скрытые и замаскированные психологические проблемы.

Рациональная психотерапия. Метод базируется на разъяснении клиенту истинных причин и механизмов расстройства или устранении логических ошибок в суждениях. Специалист помогает выстроить правильные логические связи и сформировать грамотное понимание проблемы. Применяется при неврозах, психастении, алкоголизме, наркомании и при поведенческих проблемах у подростков.

Читайте также  Роль рекламы в реализации страховых услуг

Групповая психотерапия. Форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается для достижения определенного результата. В первую очередь, групповая психотерапия помогает социализации и решает проблемы общения. Метод широко применим при неврозах, депрессивных и тревожных состояниях, психосоматических расстройствах, а также при расстройствах сна и пищевого поведения.

Семейная психотерапия. Психологическая терапия семьи и каждого отдельного ее члена. Направлена на создание здоровых межличностных отношений и устранение эмоциональных проблем. Подойдет семьям, где есть проблемы с пониманием между супругами или при детско-родительских конфликтах, а также, если в семье есть психически нездоровый человек.

Психодрама. Термин, который скрывает за собой форму театра, спонтанность игры и глубину психоанализа. Метод помогает через игру, которая проходит при участии других членов группы, научить клиента решать личные проблемы. У участника есть возможность быть одновременно и актером, и драматургом ситуации, научиться отыгрывать фантазии, страхи и конфликты, чтобы справляться с ними в обычной жизни. Психодрама эффективна при работе с детьми и подростками.

Гештальт-терапия. Гештальт — это целостный образ ситуации из прошлого, он всегда имеет начало и конец. Завтрак, прогулка с собакой, ссора в метро, выбор подарка, влюбленность, разговор со случайным человеком — все это гештальты. Одной из главных причин формирования неврозов в этой концепции считается накопление незакрытых гештальтов. Соответственно терапия закрывает их и устраняет препятствия к формированию новых. В процессе гештальт-терапии пациент заново переживает прерванный гештальт и получает возможность его закрыть, тем самым избавиться от причин развития невроза.

Эриксоновский гипноз. Особый вид гипноза, без внушений и беспробудного сна. Это состояние транса, такое, в котором каждый человек бывает несколько раз в день (витать в облаках, ни о чем не думать). Психотерапевт различными методами добивается такого состояния и общается с пациентом, который сам в процессе беседы осознает проблемы и ищет пути их решения. Гипноз противопоказан пациентам в остром психотическом состоянии.

Экзистенциальная психотерапия. Вид психотерапии, который помогает человеку разобраться в глубинных вопросах и понять, как устроена его жизнь и какие факторы оказывают на нее влияние. В процессе работы рассматриваются вопросы жизни и смерти, смысла и бессмысленности существования, одиночества и любви. Метод помогает научиться максимально полно воспринимать свою жизнь и занимать в ней активное положение. Экзистенциальная психотерапия подходит всем, заинтересованным в данных вопросах и может сочетаться с другими видами психотерапии.

Песочная терапия. Современная психотерапия, один из видов арт-терапии. Позволяет заглянуть в себя, снять внутреннее напряжение, найти новые пути развития. С помощью небольшой песочницы и разнообразных объектов человек выстраивает определенную картину, а в процессе терапии имеет возможность менять и перестраивать ее. Метод подойдет детям и взрослым. Он универсальный, надежный и информативный.

Психодрама, как метод психокоррекции

Психодрама как одна из форм групповой психотерапии разработана Морено (Moreno, Leutz). В историческом аспекте психодрама опирается, с одной стороны, на известное уже много веков воздействие театра на зрителей, равно как и на самих актеров (теория катарсиса). С другой стороны, Морено в начале этого столетия использовал собственный опыт «импровизационной игры» для целей групповой психотерапии.

Составной частью психодрамы служит разработанная Морено «социометрия»; в целом можно говорить о триаде, состоящей из групповой терапии, психодрамы и социометрии. Социометрические исследования, результаты которых могут быть представлены в форме наглядной графической социограммы, позволяют понять эмоциональную структуру связей в группах (cм. Niebergall). В процессе групповой терапии постоянно происходит социометрическая диагностика. С помощью психодраматических техник членам группы предоставляется возможность увидеть собственные социометрические позиции.

То, что психодрама не связана с какой-то определенной теорией, позволяет интегрировать в нее новые открытия, например в области психоанализа (Ploeger), поведенческой терапии (Petzold), а также других форм терапии (Franzke), и личные достижения терапевта. Между тем разрабатывались и многие методы психодрамы (Yablonski). Чтобы иметь возможность внедрять психодраматические методы как метод терапии, психотерапевту требуется широкое образование и по возможности большой клинико-практический опыт.

Некоторые сторонники психодрамы считают психопатологические симптомы следствием ролевых конфликтов, ролевых фиксаций, недостаточной ролевой гибкости и нарушений ролевого развития или же описывают их как «невроз креативности», сопровождающий «снижение мотивации» (Leutz).

Практическое применение психодрамы

Применение психодрамы многократно оправдало себя в диагностике, психотерапии и обучении детей и подростков (Widlocher). Например, ролевые игры эффективно используются как составные части психодраматических методов с целью расширения субъективного опыта участников с помощью непосредственных переживаний и для инициации процесса обучения, который не удавалось осуществлять какими-либо иными способами.

Динамика психодраматической терапии и применение психодраматических методов. Существуют многочисленные приемы и возможности проведения групповой терапии методом психодрамы и эффективного ее применения (Stutzenberger). К их числу относятся так называемые групповые игры, например совместная инсценировка сказок, типичных общих ситуаций («Мы сидим все в одной лодке»), а также стандартных ситуаций, знакомых всем участникам (в магазине, в школьном классе и т.п.). Разработаны новые техники, такие, как «монодрама» и «аутодрама». Но центральной составной частью психодраматической групповой терапии остается «игра, центрированная на протагонисте». Она имеет большое сходство с классической греческой трагедией.

Согласно Петцольд (Petzold), игра, центрированная на протагонисте, состоит из начальной фазы, фазы действия, фазы интеграции и фазы новой ориентации.

На рисунке представлен в схематической форме процесс протагонист-центрированной игры. Наряду с четырьмя фазами здесь приводится ряд психодраматических техник, обеспечивающих нарастание эмоциональной интенсивности вплоть до катарсиса, что позволяет пациенту разобраться в сути интрапсихических конфликтов и трудностей в межличностных отношениях.

В психодраме протагонистом называют участника группы, который играет центральную роль в изображении своих конфликтов, представляет их с помощью техник, ориентированных в основном на действие, и при активном участии психотерапевта пытается найти пути разрешения этих конфликтов. При этом ему помогают остальные члены группы (которые выступают в роли «антагонистов»).

Начальная фаза характеризуется беседами в группе, с помощью которых личностные конфликты отдельных участников становятся ясными для них самих или для психотерапевта. В этой фазе кристаллизуются ожидания участников от предстоящей игры, формируется готовность к активному обсуждению проблем и конфликтов. В этой фазе могут быть применены различные приемы, которые представлены на рисунке. Они относятся к так называемым техникам «разогрева» («warm-up»). Их используют для создания в группе благоприятной атмосферы и устранения имеющихся у участников сомнений в отношении целесообразности протагонист-центриро-ванной игры. Это может осуществляться, например, таким образом: терапевт стоит позади пациента в качестве «дублера» и в случае его сомнений и колебаний пытается его ободрить путем вербализации его внутренних психических процессов. Таким образом, психотерапевт в начальной фазе должен определить готовность к терапии у членов группы, выяснить свою роль и возможность влиять на выявленные конфликты в процессе психодраматического действия, поддерживать потенциальных протагонистов в их желании участвовать в игре и подготавливать фазу действия путем подключения других членов группы. Предпосылкой для успеха протагонистцентрированной игры служит, конечно, достаточное доверие членов группы друг к другу, а также к психотерапевту и его компетентности. При этом особое значение имеют процессы переноса и контрпереноса.

Перед началом фазы действия протагонист в беседе с терапевтом еще раз представляет свои проблемы («эксплорация»); при этом может быть применен прием «дублера». Терапевт пытается поддержать протагониста, усиливая его готовность к действиям и помогая ему с учетом его внутренних сопротивлений принять определенный сценарий игры. Нередко при этом уже первая поставленная сцена выявляет трудности и конфликты протагониста, переживаемые им в настоящее время. Во время разыгрывания этой сцены остальные члены группы берут на себя определенные «роли», например роли братьев и сестер в семье. Это удается членам группы благодаря полученной от протагониста информации о фактических индивидуальных особенностях этих лиц. Но при исполнении таких ролей манера поведения реальных значимых для протагониста лиц, как правило, смягчается, так что при «смене ролей» протагонист может уточнить для членов группы, каким было реальное поведение близких ему людей в определенной ситуации. Таким образом, протагонист берет на себя эту «роль» на определенном отрывке разыгрываемой сцены. При этом он получает возможность испытать субъективные переживания, аналогичные тем, которые испытывают эти лица.

На основе актуальной сцены нередко удается биографически проработать возникновение и развитие имеющихся конфликтов и понять их значение для настоящего момента. При этом психотерапевтическая работа с протагонистом может привести к сильной конфронтации с более или менее «вытесненными» конфликтами детского возраста. Эта регрессия в психодраматической игре дает возможность прояснить причинный характер, течение и развитие этих конфликтов в процессе личностного развития. Данный этап в лротагонист-центрированной игре приводит чаще всего к сильным эмоциональным переживаниям. При этом терапевт выполняет сложную задачу — решает, будет ли терапевтически целесообразным доведение протагониста до более острых, катартических переживаний. Катартичес-кая реакция желательна в интересах терапии; однако есть опасность, что новая конфронтация с длительными травмирующими событиями при слабом Я может вызвать острую декомпенсацию у пациентов, склонных к суициду или проявляющих психотические симптомы.

Читайте также  Пекулий и его виды

Вслед за фазой действия наступает фаза интеграции. Во время фазы интеграции пациенты сообщают о своем субъективном опыте и ощущениях, которые они испытывали во время исполнения этих ролей («Rollen-feed-back»). Часто участники группы делятся друг с другом возникшими в процессе игры эмоциональными переживаниями («sharing»). Важной задачей интеграционной фазы является «анализ процесса», проводимый под руководством терапевта с целью уточнить внутреннюю логику игры и изучить интрапсихические и межличностные конфликты; благодаря такому анализу протагонист приходит к пониманию собственного поведения (техника «толкования и рефлексии»). В заключение может быть реализована фаза «новой ориентации» с целью апробировать и закрепить социально приемлемые способы поведения вместо прежних, проблемных его вариантов.

Ролевые игры, смена ролей и ролевая обратная связь («Rollen-feed-back») — элементарные составные части психодраматической групповой терапии. Они будут подробно рассмотрены в дальнейших разделах, так как особенно успешно применяются при лечении детей и подростков.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Психодрама — это действие души

Комментарии

Мне нравится 0

«Психодрама (психодрама Морено) как психо — и социотерапевтический акциональный метод представляет собой максимально приближенную к жизни форму групповой психотерапии» (Грете Лейтц).

Что такое психодрама, как ее еще называют — психодрама Морено (по имени создателя)?

У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама (психодрама Морено).

Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных — это импровизация. В психодраме (психодраме Морено)сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Еще одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Но сила психодрамы Морено в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность, где вещи и животные могут говорить, где чувства воплощаются в персонажей, где части личности действуют как самостоятельные герои, где мертвые оживают и где возможны волшебства и чудеса. Еще одной замечательной возможностью психодрамы является техники, которых нет в театральной практике (обмен ролями, дублирование, зеркало и многие другие), позволяющие постичь состояние другого человека и взглянуть на себя его глазами, помогающие исследовать многие скрытые уголки собственного Я.

В психодраматической игре можно испытать радость полета птицы, или пережить трогательность романтического свидания. Средства психодрамы (психодрамы Морено) позволяют перевоплотиться в идеального героя, или на время побывать, скажем, в роли Мэрилин Монро. Затем, используя опыт, приобретенный в этом состоянии (часто это уже существующий опыт, только спрятанный за комплексами и психологическими защитами), перенести его на реальные жизненные ситуации, в которых раньше испытывались затруднения.

Для кого это нужно?

Легче сказать, для кого она не подходит. Практически все, что есть во внутреннем мире человека, может быть разыграно на психодраматической сцене. Иногда говорят: «Мне психодрама Морено не подходит, я не имею актерских данных». Но для психодрамы не нужны никакие актерские способности, ибо в ней ценится не способность притворяться, а искренность переживаний и некоторое количество спонтанности. А если ее не хватает, то психодрама Морено поможет ее повысить — в этом как раз ее основная цель. Психодрама не противопоказана даже людям с психотическими нарушениями (например, шизофреникам).

Кто-то сказал: «Психодрама показана любому человеку, у которого есть или были родители». Этим высказыванием подчеркивается тот факт, что этот метод подходит практически всем, ведь родители есть или были у каждого. Даже у детдомовского воспитанника, который своих родителей не знает, такими «Родителями» были воспитатели, коллектив, с которыми связаны не только достижения, но и проблемы (как и с реальными родителями).

Где применяется психодрама Морено

Психодрама — это, прежде всего, вид психотерапии. Он имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост). Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама-терапия, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.

Слово «психодрама» очень часто воспринимается слишком буквально, как что-то, относящееся только к драме. Порой приходится слышать от клиентов, которым предлагается групповая психодраматическая работа: «Психодрама? Ну, что вы! Мне и в жизни хватает драмы». На самом деле психодрама, или психодрама Морено, по имени создателя — это отнюдь не только драма, ну и, конечно же, не только трагедия. Как драматургия объединяет множество жанров и видов, так и психодрама, заимствуя терминологию, включает с себя элементы и комедии, и лирической поэмы, и эпической драмы, и театра абсурда. Психодрама может стремиться к максимальному реализму в поиске истинности чувств, отношений и даже деталей обстановки, а может демонстрировать образцы сюрреализма и символизма.

Психодраматический метод плодотворно используется и в областях, совершенно далеких от сферы решения личностных проблем. Речь идет о психологических тренингах самого различного спектра: бизнес, политика, образование, профессиональная подготовка, организационное развитие и многое другое. Психодрама, как метод действия, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами подготовки. Во-первых, она работает с реальными ситуациями из жизни и деятельности участников, а это значит, что она максимально приближена к действительности. Во-вторых, психодраматический процесс протекает не в рассуждении, а в действии, что позволяет активно задействовать не только интеллект, восприятие и память, но и эмоционально-чувственные и телесно-двигательные составляющие поведения человека. Это способствует большей эффективности практических решений и прочности освоения опыта. В-третьих, в отличие от обычного тренинга навыков, такой способ работы позволяет затрагивать более глубокие личностные пласты. А это означает, что появляется возможность, с одной стороны, искать и прорабатывать внутриличностные препятствия эффективной деятельности (барьеры, стереотипы, страхи и т. п.). С другой стороны, такая работа помогает раскрытию внутриличностных ресурсов, повышению спонтанности и творческого потенциала человека.

Основные жанры и направления психодрамы:

Монодрама — использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вместо других людей, которые должны играть вспомогательные Я, в монодраме используются пустые стулья или символические предметы (например, игрушки).

Социодрама и социометрия — работа с темами, общими для группы. Социодрама иногда считается самостоятельным видом практики, а иногда видом психодрамы. Социодрама очень удобна для помощи в урегулирования конфликтных отношений (например, межэтнических или религиозных). Социометрия — это эффективный метод исследования социальных групп: их структуры, динамики.

Аксиодрама — вид социодрамы, основанной на работе с личностными ценностями.

Драматерапия — использование литературных сюжетов, которые разыгрываются на сцене с психотерапевтической целью.

Библиодрама — жанр психодрамы, в основе которого лежит психодраматическое разыгрывание библейских сюжетов, в которых заложены основные архетипические конфликты человека.

Play-back-театр и другие виды театральной психодрамы — синтез театра и психодрамы. Одним из видов такого синтеза можно считать театр импровизации. Play-back — это разыгрывание группой актеров с психодраматической подготовкой различных сцен из жизни какого-нибудь участника из зрительного зала, как форма самопознания и психотерапевтической помощи.

Психодрама в образовании — синтез психодрамы и педагогики, использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе. Оно подходит для всех возрастных групп, начиная с детского сада и кончая послевузовским образованием

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: