Психофизиология познавательных процессов - ABCD42.RU

Психофизиология познавательных процессов

Психофизиология познавательных процессов

Первая попытка выделить психофизиологию в самостоятельный раздел психологии связано с именем немецкого психолога В.Вундта, который ввел в психологию экспериментальный метод. В. Вундт выделил в психологии два направления исследование. Первое — физиологическая психология. Ее объектом являются простейшие психические процессы, а методом – психофизиологический эксперимент. Второе направление- «психология народов». Это область высших психических функций изучаемых методом анализа культурно-исторических продуктов – языка, мифов, искусства, обычаев и пр. Термин «физиологическая психология» получила широкое распространение на Западе. П. Милнер, известный своими работами в области психофизиологии влечения представил новые данные о принципах строения и функциональной организации мозга, о функциональных механизмах мотивации и эмоций, включая опыт по самораздражению мозга, исследований памяти, двигательной и сенсорной систем.

Новое направление психофизиология получила официальный статус в мае 1982 г. На Первом Международном конгрессе психофизиологов. На нем была создана международная психофизиологическая ассоциация и положено начало международным конгрессом по психофизиологии / Соколов У.Н. «Теоретическая психофизиология»., М.,1986 г. с.6).

При обсуждении вопроса о том, что считать предметом психофизиологии, были высказаны различные суждения в том числе мнение о необходимости использовать в психофизиологическом исследовании на человеке только неинвазивные методы( не проникающие через поверхность кожи), которые предполагают лишь регистрацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ), электрокардиограммы(ЭКГ), кожно-гальванического рефлекса (КГР) и др. Однако эта позиция не получила поддержки. Основная дискуссия развернулась по поводу мнения о том, считать ли предметом психофизиологии изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний или же ограничить задачу психофизиолога исследование физиологических механизмов психических явлений на макроуровне с помощью регистрации объективных показателей, например таких, как ЭЭГ, вызванные потенциалы, КГР и др.

Позиция сторонниками первой точки зрения ( Х. Дельгадо и Е.Н. Соколов) основывались на большом личном теоретической и экспериментальном опыте нейронной и суммарной электрической активности мозга у животных и человека. Ими разработаны методы телеметрической регистрации поведения и мозговой активности при электрической, химической, а позже и электромагнитной стимуляции мозга животных на расстоянии. Прием физиологических показателей и воздействие на мозг осуществлялись с помощью радиосигналов. Это позволило проводить опыты на животных в условиях свободного поведения в среде естественного обитания и сложившихся социальных взаимоотношений между особями стаи. Также исследование были связаны с изучение принципов кодирования информации в нейронных сетях. Ими выявлено принципиальное сходство процессов обработки информации на объектах различного физиологического уровня( моллюск, лягушка, рыба, кролик, обезьяна, человек)

Данилова Н.Н. Психофизиология., М., 2002 г. с.7/. Однако в ходе дискуссии большинство исследователей высказалось за изучение психических функций по суммарным показателям активности мозга. В итоге содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного направления официально было зафиксировано как изучение физиологических механизмов психических процессов и состояний. Но самое широкое распространение получили психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека.

Сегодня в сферу интересов психофизиологов входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений восприятия, памяти и обучения, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др.

Другие материалы:

Психоаналитическая теория З.Фрейда
Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие н .

Типология характера К. Юнга
Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведени .

Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания — задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, примени .

Психофизиология: история возникновения, задачи, содержание

В течение недели сразу у нескольких коллег и клиентов обнаружился интерес к вопросам относительно теории психофизиологии. Предлагаю вашему вниманию обзорный текст об истории возникновения, задачах и содержании данной научной отрасли.

Исследователей уже давно интересовал вопрос о том, как происходящие внутри нас физиологические процессы влияют на наше мышление, психическое развитие, память, интуицию. Например, каким образом мозг заставляет писателя взять ручку, ощутить вдохновение и создать глубокое по красоте языка и содержанию произведение? Как процессы, происходящие в нашей голове, заставляют нас испытывать те или иные чувства, а также связывают нас с культурой, религией, политикой, искусством? Иными словами, ученые стремились понять, каково соотношение психического и физического в человеке. Соединив физиологию и психологию, они создали психофизиологию — новое направление в мировой науке.

Термин «психофизиология» появился в начале XIX века благодаря французскому философу Н. Массиасу, который использовал термин для обозначения исследований психики, опирающихся на точные объективные физиологические методы. Похожее определение — «физиологическая психология» — использовал в своих работах основоположник психологии Вильгельм Вундт. Однако наш выдающийся соотечественник Александр Романович Лурия в опубликованных в 70-е годы прошлого века работах развел эти два понятия, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного.

Психофизиология – это наука, использующая психологическую и физиологическую информацию, областью изучения которой являются физиологические параметры человеческого поведения.

Задачами психофизиологии являются:

  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма;
  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом;
  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения;
  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях;
  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека;
  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики;
  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов;
  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента (особенно актуальное на сегодняшний день направление в работе детского психолога).

К методам психофизиологии относятся: наблюдение, тесты, моделирование, эксперимент и электрофизиологические методы (ЭРГ — графическое выражение биоэлектрической активности, возникающей в ответ на световую стимуляцию сетчатки; ЭОГ – электроокулография и ЗВП — зрительные вызванные потенциалы).

Психофизиология делится на несколько основных ветвей, каждая из которых конкретизирует и изучает какое-либо направление психической деятельности человека на основе физиологических законов. Назовем их:

1) Когнитивная психофизиология — направление, изучающее физиологические законы познавательной деятельности. Здесь информационный подход позволяет исследователю рассматривать и изучать процессы мозга и психическую деятельность не отдельно, а в определенной взаимосвязи – в системе.

2) Возрастная психофизиология — изучение изменения физиологических параметров психологии человека в процессе его взросления.

3) Сравнительная психофизиология — наука, выявляющая и устанавливающая различия в архитектуре и функционировании человеческого мозга, а также различия поведения разных видов животных и человека.

Читайте также  Характеристика Карагандинской области

4) Дифференциальная психофизиология — область психофизиологии, изучающая естественнонаучные причины индивидуальных различий психики человека. Здесь используются 2 главных метода: сравнение физиологических и психологических показателей и наблюдение изменений физиологических процессов непосредственно во время протекания какой-либо психической деятельности.

5) Психофизиология профессиональной деятельности – направление, изучающее психофизиологические свойства человека в процессе конкретной деятельности, которые оказывают свое влияние на качество работы.

Также стоит отметить, что наука психофизиология находится в тесной связи с другой наукой – нейропсихологией, изучающей мозговую организацию психологической деятельности. Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми британскими исследователями (в частности — школой электрофизиологов во главе с А. Эдрианом, которая внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ).

Достижения психофизиологии широко используются в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, клинической психологии, психофизиологии труда, спорта и других отраслях науки. Сегодня исследователи продолжают делать новые открытия, которые помогают нам лучше понимать себя и процессы, происходящие внутри нас. Благодаря этим знаниям человек может творить себя и свою жизнь в соответствии со своими желаниями, быть здоровым и счастливым.

Предмет и задачи психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Николя Массиасом (1764-1848) и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы, такие как определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.

Психофизиология представляет собой естественнонаучную ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

    • физиологической психологии;
    • физиологии высшей нервной деятельности;
    • нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин «физиологическая психология» ввел в практику Вильгем Вундт (1832 — 1920) для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека.

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

(Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия(16 июля 1902, Казань— 14 августа 1977, Москва) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР(1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью).

Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982).
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1898-1974), которая базируется на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, который сформулировал физиолог Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией.

Особо следует обсудить соотношение психофизиологии и нейропсихологии.

По определению, нейропсихологияэто отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Наряду с этим, в последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием «психическая деятельность». Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.

Портрет академика Павлова

(с картины Михаила Нестерова)

(Павлов Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.)

Читайте также  Сибирский горный козёл

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии, стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.
Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.

Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.
Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.
Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.
Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

Направления и задачи психофизиологии

Психофизиология – это наука о взаимосвязи физиологии человека и его психических процессов.

Название “психофизиология” состоит из трех корней, в переводе с греческого которые обозначают “душа”, “происхождение от природы” и “наука”.

Фактически, психофизиология это наука о психических процессах, имеющих физиологические основы. Это раздел психологии с узкой специализацией. Она изучает взаимосвязь реакций организма с органическим субстратом тела.

История психофизиологии

Зародилась психофизиология в XIX веке. Предпосылкой ее создания стала потребность в представлении об организме, как о едином целом. Ученым, для понимания человеческих проявлений, стало недостаточно отдельных знаний из психологии или физиологии. Требовалось объединить процессы, изучаемые обеими науками. Тогда, становилось понятно, на чем основывается психика. Появилась возможность строить предположения о природе психического.

Первопроходцем и признанным основоположником психофизиологии стал Александр Романович Лурия. Обладая знаниями из психологии и неврологии, он задумался о том, что процессы мозга могут пересекаться с психологической деятельностью.

После открытий, сделанных Лурией, произошел прорыв в психологическом знании. Раньше считалось, что мозг и психика не имеют ничего общего. Выводы, сделанные ученым, позволили утверждать, что психика тесно взаимосвязана с мозгом. Они неизменно дополняют друг друга.

Иван Михайлович Сеченов в рамках психофизиологии разработал естественно-научный метод изучения психического. Его принципы основываются на природном происхождении человека.

  • Психика вырабатывается в центральной нервной системе и зависит от законов природы.
  • Психику возможно изучить и понять, если прослеживать ее развитие в исторической хронологии. При этом, важно понимание психики даже простейших живых организмов.

Иван Петрович Павлов в рамках физиологии сделал открытие рефлекторной дуги. Внешние стимулы поступают в головной мозг от рецепторов по чувствительным нейронам, где обрабатываются. После чего, к мышцам по двигательным нейронам проходит ответный сигнал, вызывающий реакцию. Это открытие дало понимание, как психика взаимодействует с внешним миром.

Вячеслав Борисович Швырков на базе психофизиологии создал системную психофизиологию. В рамках этого направления науки стало возможным объяснение сложных процессов более простыми процессами психики. Весь механизм состоит из простейших процессов, которые образовывают системы, функционирующие в организме.

Предмет психофизиологии

Психофизиология рассматривает человека, как многогранную систему. Она содержит несколько компонентов:

  • физическое тело;
  • психику;
  • духовные помыслы.

Александр Романович Лурия считал, что на уровне всех трех компонентов человек проявляет себя особым образом. Отсюда, предметом науки он выделил поведение живых организмов. При этом оно оказывается независимой переменной. Зависимой переменной, на которую влияет независимая, становятся физиологические процессы.

Если подходить к предмету психофизиологии масштабно, то его можно определить, как поведение и психику живых организмов, основанных на физиологических закономерностях.

Направления психофизиологии

Психофизиология изучает взаимосвязь и соотношение процессов психики с органическим субстратом. А также, оценивается влияние биологического воздействия на психику.

Для психофизиологии главными аспектами изучения являются:

  • мышление и речь;
  • эмоциональные проявления;
  • двигательная активность;
  • процессы памяти и научения;
  • произвольные действия;
  • сон;
  • состояние стресса;
  • функциональные состояния.

В современном мире из психофизиологии выделяют отдельные научные области.

  • Нейропсихология изучает мозговые структуры и их взаимодействие с психикой.
  • Нейрофизиология изучает нервную систему с учетом функционального аспекта.
  • Психодиагностика является инструментальной областью психологии. Она работает с индивидуальными особенностями личности. В рамках психодиагностики применяются опросники, позволяющие исследовать психику человека.
  • Целью психогенетики являются наследственность и изменчивость психофизиологических свойств.
  • Психофизика изучает спектр ощущений, связанных с физическими процессами, которые можно измерить.
  • Психосоматика занимается телесными болезнями, связанными с воздействием психических факторов.
  • Клиническая психология близка к психиатрии. Она изучает сочетание психических проявлений и болезней. Методы клинической психологии позволяют проводить реабилитационные мероприятия с пациентами, страдающими расстройствами психики.
  • Возрастная психология изучает изменениями психики с точки зрения закономерного развития человека. Эта область науки оценивает развитие в процессе онтогенеза (периода жизни организма), но опирается на знания о филогенетическом развитии (период эволюционного развития) вида.
  • Патопсихология сравнивает психические показатели при психических заболеваниях с нормой. Является составляющей клинической психологии.

Значение психофизиологии

В современном мире психофизиология стала важным компонентом для других наук.

С учетом основ психофизиологии, ученые пытаются оснастить персональные компьютеры устройствами, считывающими состояние пользователя. Такие возможности позволят сделать безопасный для здоровья интерфейс.

В отраслях кибернетики и робототехники ведутся эксперименты по созданию искусственного разума. Такие смелые попытки однажды могут дать хорошие результаты. Мир станет более автоматизированным и производительным.

Для медицины разрабатываются протезы, которые смогут полностью реагировать на сигналы мозга владельца. Это позволит улучшить жизнь пациентов и сделать ее более комфортной.

Психофизиология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психофизиология — это наука, которая занимается исследованием физиологических механизмов субъективных психических явлений, индивидуальных различий и состояний человека.

История развития психофизиологии

Психофизиология возникла на стыке двух наук. Первая из них — это психология, которая изучает развитие и работу психики. Вторая – физиология, которая исследует функционирование органов, систем органов и живого организма в целом.

Психология и физиология развивались уже давно, но история психофизиологии в отличие от материнских наук, не слишком долговременна. Термин начали использовать в позапрошлом веке. Начало науки положил французский философ Николя Массиас. Он обозначал этим термином любое исследование психики, которое проводится при использовании объективных физиологических методов.

Следующий важный этап истории развития психофизиологии представлен внедрением эксперимента в психологию. Немецким философом Вильгельмом Вундтом была основана первая лаборатория экспериментальной психологии. После этого физиологическая психология была выделена в качестве отдельного направления. Она занималась исследованием простейших психических процессов.

Разделы психофизиологии

Сама психофизиология считается разделом психологии или даже отдельным направлением, которое посвящено изучению значения биологических факторов в реализации деятельности психики, включая свойства нервной системы. В соответствии с исследовательской областью принято выделять психофизиологию:

  • Ощущения и восприятия;
  • Речи и мышления;
  • Внимания;
  • Эмоций;
  • Произвольных действий;
  • Дифференциальная психофизиология.
Читайте также  Познавательные и психологические процессы

Психофизиология также часто выделяется как область междисциплинарных исследований, образованная на стыке психологии и нейрофизиологии. Она призвана изучать психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. В процессе анализа рассматривается соотношение между мозгом и психикой, значение биологических факторов, включая свойства нервной системы. По сути, многие ученые считают, что процесс познания функций структур головного мозга и нервной системы только начинается.

Готовые работы на аналогичную тему

Категория психофизиология используется наравне с понятием «физиологическая психология», которое обозначает широкий круг исследований психики, которые опираются на точные и объективные физиологические методы.

Психофизиология занимается изучением физиологических и биохимических изменений, которые происходят в нервной системе. Ученые с ее помощью делают попытки сформировать их связь с разными сторонами активности, включая работу памяти, регуляцию эмоций, сон и сновидения. Методы исследования в рамках психофизиологии очень разнообразны, начиная от вживления в мозг человека электродов и заканчивая использованием специальных приборов с целью регистрации физиологических проявлений.

В различных психофизиологических исследованиях была определена важная роль «примитивных» мозговых структур, которые есть у животных и человека и предназначены для работы в качестве центров эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и др.

Отдельно выделяют сенсорную психофизиологию (органов чувств, ощущений и восприятия), организации движений, произвольных действий, активности, внимания, памяти и обучения, психофизиологию эмоциональных состояний и мотивации, речи и мышления, стрессовых состояний и сна, психофизиологию функциональных состояний.

В качестве особого направления рассматривается дифференциальная психофизиология. Она занимается изучением и анализом физиологических основ индивидуально-психологических различий.

Достижения психофизиологических исследований нашли широкое применение в клинической практике. С их помощью происходит построение кибернетических моделей психофизиологических процессов. Также психофизиология применяется в таких прикладных областях, как психофизиология труда, психофизиология спорта и др.

Задачи, цели и методы психофизиологии

Главной задачей психофизиологии является причинное объяснение явлений через психические пути и раскрытие нейрофизиологических механизмов, которые лежат в их основе.

Среди главных целей психофизиологии необходимо выделить:

  • Процесс получения информации о физических и психических механизмах поведения в целом (обогащает теоретическую базу направления);
  • Применение теоретической информации с целью предсказания поведения человека (группы людей) в будущем (необходимо для оптимизации управления человека собственным поведением и для эффективного внешнего управления человеческим поведением).

В психофизиологии используются физиологические и психологические методы. В качестве независимых переменных (переменных, которые исследователь может менять произвольно) в психофизиологических исследованиях выступают такие переменные, которые предъявляются в ходе физиологических или психологических исследовательских процедур.

Зависимые переменные представляют собой физиологические показатели. Их регистрация происходит в виде электродермограммы (ЭДГ), электромиограмм (ЭМГ), электрокардиограмм (ЭКГ), электроэнцефалограмм (ЭЭГ), показаний давления, объема, температуры и др.

В зависимости от основных целей психофизиологии первая категория теоретических задач науки представлена описанием закономерностей отношений, проявляющихся между независимыми и зависимыми переменными. В этом процессе происходит описание изучаемых функций. Вторая категория задач (прикладных) представлена разработкой научно обоснованных мероприятий в области оптимизации поведения человека.

Успехи современной психофизиологии можно связать с тем, что вместе с традиционными методами, включающими регистрацию сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждений и стимуляции мозга, в исследованиях широко использовались электрофизиологические методы и математические способы для обработки экспериментальных данных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: