Психофизиология внимания 2 - ABCD42.RU

Психофизиология внимания 2

1. Предмет, методы и задачи психофизиологии. Сравнительная психофизиология 7 Тема Методы психофизиологии 8

Тема 4. Психофизиология внимания

Психофизиология внимания. Ориентировочный рефлекс как основа непроизвольного внимания. Электроэнцефалографические, вегетативные, моторные компоненты ориентировочного рефлекса. Тоническая и фазическая формы ориентировочного рефлекса. Генерализованный и локальный ориентировочный рефлекс. Проявление локального ориентировочного рефлекса в реакциях альфа-, тау-, мю-, сигма-ритмов. Характеристики стимулов, вызывающие ориентировочный рефлекс. Нервная модель стимула. Нейроны «новизны» и «тождества» в гиппокампе. Привыкание. Корреляты предвнимания и непроизвольного внимания в ВП. Негативность рассогласования. Условный ориентировочный рефлекс и произвольное внимание. Отражение произвольного внимания в компонентах ВП. Процессная негативность. Гетерогенность модулирующей системы мозга. Избирательность неспецифической активации мозга. Стволово-таламо-кортикальная система и ее модулирующие влияния на кору. Роль специфических и неспецифических нейронов таламуса в активации коры. Базальная холинергическая система переднего мозга. Стриопаллидарная система. Гамма-ритм и внимание. Тонические и фазические реакции гамма-ритма. Методы локального мозгового кровотока, позитронно-эмиссионной томографии, функциональной магнитно-резонансной томографии в изучении мозговых механизмов внимания.

Тема 5. Психофизиология памяти и обучения

Формирование детекторов в онтогенезе. Критический период. Влияние внешней стимуляции и неспецифической активации на пластические изменения детекторов. Формирование связей детекторов с командными нейронами. Импринтинг и его нейронные механизмы. Привыкание. Ассоциативное обучение. Стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение. Мнемическое пространство. Нейроны долговременной памяти. Квантовый механизм выхода медиатора. Пресинаптический механизм пластичности. Пластичность хемочувствительной и пластичность электровозбудимой мембраны. Пластичность пейсмекерного механизма. Синапс Хебба. Долговременная память. Экспрессия генов. Ферментативная адаптация. Транс-синаптическая индукция энзимов. Управление синтезом рецептивного белка. Управление ионными каналами.

Психофизиология памяти и научения. Кратковременная и долговременная память. Формы кратковременной памяти. Процедурная и декларативная (образная) память.

Формы процедурной памяти: условный рефлекс и навыки. Выработка дифференцировки. Угасание условного рефлекса. Избирательное привыкание ориентировочного рефлекса. Негативное научение. Взаимоотношение ориентировочного и условного рефлексов. Взаимная корреляция разрядов нейронов, вовлеченных в ассоциативный процесс. Колончатая организация нейронов ассоциативной долговременной памяти. Мозжечок и процедурная память. Роль гиппокампа в формировании ассоциаций. Управление механизмами памяти. Гиппокамп как система, разделяющая новые и привычные стимулы. Отображение перцептивного пространства на нейронах гиппокампа. Детекторы новизны. Детекторы тождества. Нервная модель стимула как система модифицированных синапсов нейронов гиппокампа. Пластичный синапс. Потенциация и депресссия большой длительности синапсов гиппокампа. Роль активирующей системы мозга в пластических изменениях синапсов.

Формы декларативной памяти: краткосрочная и долгосрочная образная память. Роль медиальных частей височных долей в декларативной памяти. Отображение перцептивного пространства на нейронах декларативной памяти. Формирование следов в декларативной и ассоциативной памяти.

Эмоциональная память. Функция лобных отделов коры в эмоциональных реакциях. Роль миндалины в запечатлении в памяти эмоциональных событий. Функциональная асимметрия миндалины. Биохимические основы долговременной и кратковременной эмоциональной памяти. Условный рефлекс страха. Пластичные изменения в миндалине, обеспечивающие сенсорную, моторную и вегетативную специфичность условного рефлекса страха.

Рабочая, или оперативная память. Активная память. Состояние энграммы. Роль префронтальной коры в рабочей памяти. Отставленные поведенческие реакции. Стимул-селективные нейроны префронтальной коры с продленным разрядом. Отображение перцептивного пространства на нейронах префронтальной коры. Обострение селективных реакций нейронов префронтальной коры при участии вставочных тормозных нейронов. Процессная негативность префронтальной коры. Роль командных нейронов префронтальной коры в отставленных реакциях. Колончатая организация префронтальной коры. Эстафетная передача возбуждения в нейронах префронтальной коры. Модуляция нейронов рабочей памяти дофаминергической системой. Влияние нейронов префронтальной коры на сенсорные нейроны. Взаимодействие префронтальной коры с теменной и нижневисочной корой.

Синаптические механизмы научения. Пластичный синапс Хебба. Научение, зависящее от модулирующего нейрона. Пластичные перестройки идентифицированного синапса между сенсорными и командными нейронами. Клеточные механизмы ассоциативного научения. Ионные механизмы пластичности.

Структурные основы долговременной памяти. Молекулярные механизмы. Экспрессия ранних и поздних генов. Транскрипция и трансляция генетической информации. Явление обратной транскрипции. Возрастание функциональной активности генома при обучении.

Тема 6. Психофизиология функциональных состояний и эмоций

Нейроны-модуляторы. Бодрствование. Разные уровни активации. Стадии сна. Фазы сна. Медленный сон. Быстрый или парадоксальный сон. Циклы сна. Электроэнцефалография сна. Активирующая и инактивирующая ретикулярная система. Нейронные механизмы регуляции сна и бодрствования. Ритмические нейроны. Модуляторы. Информационные процессы в быстром сне. Регуляция вегетативных функций во сне. Монотония и сон. Утомление и сон. Гипоксические состояния. Кома. Стрессоры. Физиологический и психологический стрессы. Нейронные и гуморальные механизмы стресса. Информационная нагрузка. Информационный стресс. Информационный невроз. Эмоциональный стресс. Стресс депривации. Индивидуальная устойчивость к стрессу. Тренировка и переносимость стресса.

Классификация эмоций. Нейроанатомия эмоций. Самораздражение. Центры удовольствия и избегания. Центры агрессивного поведения и страха. Гуморальные механизмы эмоций. Выражение эмоций в мимике, жестах, позе, голосе. Активность лицевых мышц, связанных с различными эмоциями. Нейроны-детекторы эмоциональной лицевой экспрессии. Связь эмоциональных переживаний с индивидуальными различиями. Тревожность. Агрессивность. Депрессия. Любознательность. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Художественный, интеллектуальный тип и эмоции, семантическое пространство эмоций.

Психофизиология эмоций. Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций. Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций. Когнитивные процессы в генезе эмоций. Выражение эмоций у животных и человека. Лицевая экспрессия. Пластика, голос как средства невербального, эмоционального общения.Корреляция активности лицевых мышц и эмоций. Механизмы кодирования и декодирования лицевой экспрессии. Функциональная асимметрия и эмоцииИндивидуальные различия и эмоции. Влияние экстраверсии, интроверсии, тревожности. Кардиоваскулярная реактивность типов А и Б. Половые различия эмоций. Нейроанатомия эмоций. Центры положительных и отрицательных эмоций. Самораздражение. Лимбическая система. Роль миндалины, гипоталамуса в эмоциональных реакциях. Эмоция как баланс и дисбаланс нейротрансмитеров и пептидов. Многомерные и дискретные модели эмоций. Детекторная теория эмоций. Эмоциональный анализатор. Векторное кодирование эмоций. Субъективное пространство эмоций.

Тема 7. Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности

Ориентировочный рефлекс. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Компоненты ориентировочного рефлекса. Электроэнцефалографическое выражение ориентировочного рефлекса. Тонический и фазический ориентировочный рефлекс. Угасание и растормаживание ориентировочного рефлекса. Ориентировочный рефлекс и внимание. Соотношение ориентировочного и условного рефлекса. Ориентировочный рефлекс в условиях дифференцирования сигналов. Роль речевых сигналов в протекании ориентировочного рефлекса. Нервная модель стимула. Сигнал рассогласования. Негативная волна сигнала рассогласования. Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса. Нейроны новизны. Нейроны тождества. Экстраполирующие нейроны. Ориентировочный рефлекс как информационный регулятор. Адаптационные рефлексы. Виды адаптационных, рефлексов. Взаимоотношение адаптационного и ориентировочного рефлексов. Условные адаптационных рефлексы. Нейронные механизмы адаптационных рефлексов. Активный и пассивный оборонительный рефлекс. Компоненты оборонительного рефлекса. Пороги дискомфорта. Волевой порог. Неравномерное нарастание болевой чувствительности. Эффект суммации. Взаимоотношение ориентировочного и оборонительного рефлексов. Условный оборонительный рефлекс. Нейронные механизмы оборонительного рефлекса.

Психофизиология движения. Программирование движения. Центральные моторные программы. Командные нейроны: тригеры и воротные нейроны. Обратная афферентация. Рефлекторное кольцо. Проприоцепция. Механизм инициации двигательного акта.Програмирующая функция префронтальной коры. Премоторная кора. Моторная кора. Дополнительная моторная кора. Подготовка движения. Потенциалы готовности. Моторные потенциалы. Колончатая организация моторной коры. Соматотопическая организация моторной коры. Пирамидный и экстрапирамидный пути. Базальные ядра. Роль мозжечка в целенаправленном поведении. Векторный принцип управления движением.

Тема 8. Психофизиология принятия решения

Волна ожидания. Потенциалы готовности. Система гипотез. Система признаков. Активный поиск информативных признаков. Перестройка системы гипотез под влиянием полученной информации. Смена информативных признаков при изменении системы гипотез. Порог принятия решения. Нейронные механизмы принятия решения. Функция модуляторных нейронов в принятии решения.

Тема 9. Психофизиология мышления и речи

Психофизиология мышления и речи. Вторая сигнальная система по И.П.Павлову. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Символьное отображение стимула. Категоризация стимулов. Коммуникативная функция знаковых систем. Формирование семантических единиц на базе долговременной памяти. Активация единиц долговременной памяти семантическими единицами. Семантическое различие как различие наборов единиц долговременной памяти, активированных семантическими единицами. Семантическое пространство. Векторное кодирование в семантических сетях. Развитие речи. Восприятие речевых сигналов. Предетекторы фонем. Детекторы фонем. Перцептивное пространство фонем. Вызванный потенциал на замену фонем. Детекторы гласных. Детекторы согласных. Называние. Центр Вернике. Генерация звуков речи. Генерация реакций второй сигнальной системы при участии командных нейронов: аритикуляции, жестов, письменных знаков. Зона Брока. Потенциал готовности. Моторный потенциал. Семантический вызванный потенциал. Внутренняя речь. Мышление как внешне не выраженные операции со следами памяти. Фокусы мозговой активности и мышление. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности. Механизмы творческой деятельности. Половые различия и интеллектуальные функции. Вербальный и невербальный интеллект.

Тема 10. Психофизиология интегральной индивидуальности

Концепции свойств нервной системы. Формально динамические характеристики индивидуальности. Структура интегральной индивидуальности. Интеграционные знания об индивидуальности. Исследование индивидуальности. Теории интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., Теплов Б.М., Небылицын В.Д.).

V. Экзаменационные вопросы

1. Понятие о науке «Психофизиология».

2. Позитронно-эмиссионная томография мозга.

3. Нейрон, его строение и функции.

4. Сны и сновидения и их психофизиологические основы.

5. Синапсы и передача сигналов.

6. Состояние энграммы.

7. Электрическая возбудимость нейрона. Пейсмекер.

8. Процедурные и декларативная память.

9. Понятие о методах психофизиологических исследований.

10. Константа Ливанова.

11. Регистрация импульсивной активности нервных клеток.

12. Психофизиология эмоций.

14. Градиент ретроградной амнезии.

15. Понятие об основных ритмах ЭЭГ.

16. Временная организация памяти.

17. Понятие о сенсорной системе.

18. Электрическая активность кожи.

19. Функции сенсорной системы.

20. Основы дифференциальной психофизиологии.

21. Интегральная индивидуальность.

22. Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное.

25. Теория эмоциональных систем Анохина.

26. Стадии фиксации памяти.

27. Психофизиология сознания. Концепция «светлого пятна».

28. Стадии медленного сна и быстрый сон.

29. Психофизиология внимания, теории фильтра.

30. Сновидения и функциональное значение сна.

31. Психофизиология научения.

VI. Темы для проведения семинарских занятий


Тема 1. Методы психофизиологии

Экзогенные и эндогенные вызванные потенциалы (ВП).

Психофизиолог

Психофизиология — наука, изучающая физиологические механизмы субъективных психических явлений, состояний и индивидуальных различий. [1] [2]

Первоначально термин использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.

В значительной степени, познание функций структур головного мозга и нервной системы в их соотнесении с психикой только разворачивается.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Характеристика, предмет и задачи психофизиологии
  • 3 Направления и области
  • 4 Методы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История [ | ]

Основателем научной психофизиологии является русский учёный Иван Михайлович Сеченов. Ему принадлежат фундаментальные открытия в области изучения центральной нервной системы, составляющие основу всех форм мозговой деятельности. В 1863 году Сеченов открыл явление центрального торможения [3] (задерживающее влияние нервных центров головного мозга на двигательную активность организма) [4] . Этот феномен был положен в основу учения о взаимоотношении организма и среды, дал физиологическое обоснование психической деятельности как нервного механизма, обусловливающего способность человека противостоять внешним влияниям. Открытие имело решающее значение для формирования психологических и физиологических воззрений Сеченова, первое изложение которых он дал в работе «Рефлексы головного мозга» (1863). Труд Сеченова стал «…одновременно и глубоким научным произведением, и политической проповедью, звавшей к новой материалистической культуре», получил резонанс в широких общественных кругах и вызвал полемику по проблемам, связанным с представлениями Сеченова о сущности психической деятельности. В 1866 году на книгу Сеченова был наложен арест, снятый, однако, через год. В 1873 году Сеченов выдвинул первую в отечественной науке программу построения психологии как самостоятельной науки на основе объективного метода («Кому и как разрабатывать психологию»), в отличие от представлений о психологии как науке о явлениях сознания, данных субъекту в его внутреннем наблюдении (интроспекции). Наиболее адекватным в изучении психической деятельности Сеченов считал генетический подход, т. е. анализ развития психики в процессе жизни человека. В своих исследованиях Сеченов отстаивал положение о том, что принципы научного познания, сложившиеся в естествознании (принцип детерминизма, экспериментальный метод и др.) применимы и к душевным явлениям, но с учётом их специфики по сравнению с нервными процессами. [5]

Читайте также  Философско-этические школы Древней Греции

Основу современной психологии и психофизиологии составили фундаментальные труды И. М. Сеченова: «Рефлексы головного мозга» (1863 г.), «Физиология нервной системы» (1866 г.) и «Элементы мысли» (1879 г.)

Основоположником советской психофизиологии является Евгений Николаевич Соколов, советский и российский учёный, специалист в области нейронаук (работы в области нейронных механизмов когнитивных процессов).

Характеристика, предмет и задачи психофизиологии [ | ]

Психофизиология представляет собой область междисциплинарных исследований, находящуюся на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с её нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении психической деятельности.

В некоторой степени психофизиология позволяет преодолеть проблему психофизического дуализма (психофизическая проблема), устанавливая корреляции между определёнными психологическими и физиологическими параметрами, рассматривая психическое как продукт деятельности головного мозга. [6]

Основной задачей психофизиологии является исследование физиологических механизмов психических процессов, осуществляемых на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях, [1] причинное объяснение психических явлений путём раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта и пр.

Направления и области [ | ]

Психофизиология включает в себя: теоретическую психофизиологию и совокупность направлений практической психофизиологии.

К основным направлениям теоретической психофизиологии относятся [1] :

  • психофизиологические механизмы ирования и деирования информации;
  • психофизиология восприятия;
  • психофизиология внимания;
  • психофизиология памяти и научения;
  • психофизиология движений и управления вегетативными реакциями;
  • психофизиология воли;
  • психофизиология мышления и речи;
  • психофизиология эмоций;
  • психофизиология функциональных состояний, стресса, сна;
  • дифференциальная психофизиология;
  • психофизиология тревожности, агрессивности, депрессии;
  • системная психофизиология (раздел психофизиологии, областью изучения которой является психическая деятельность целостных функциональных систем организма);
  • психофизиология сознания и его изменённых состояний;
  • возрастная психофизиология.

Областями психофизиологических исследований являются [1] :

  • внимание, память и научение, движения, функциональные состояния, агрессивность, стресс, сон, эмоции;
  • психофизиология речи и мышления, психофизиология воли, психофизиология сознания, психофизиология музыкального восприятия;
  • психофизиология половых различий, возрастная психофизиология, дифференциальная психофизиология (изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий).

К прикладным областям психофизиологии относятся следующие области. [1] Социальная психофизиология. Клиническая психофизиология. Эргономическая психофизиология (объективные методы диагностики состояния человека-оператора). Спортивная психофизиология (объективная оценка спортивной формы, координации движений). Авиационная психофизиология (объективные телеметрические методы оценки состояния пилота в процессе полёта, предупреждение потери сознания). Космическая психофизиология (объективные телеметрические методы оценки психического состояния и прогнозирования динамики адаптации космонавта). Педагогическая психофизиология. Экологическая психофизиология. Психофизиология алкоголизма и наркомании.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

  1. психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
  2. психофизиология организации движений;
  3. психофизиология активности;
  4. психофизиология произвольных действий;
  5. психофизиология внимания, памяти и обучения;
  6. психофизиология речи и мышления;
  7. психофизиология мотивации и эмоций;
  8. психофизиология сна, психофизиология стресса;
  9. психофизиология функциональных состояний и пр.

Методы [ | ]

Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что вместе с традиционными методами — регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции головного мозга в исследованиях широко применяются электрофизиологические и магнитофизиологические методы, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

Основными методами психофизиологических исследовании являются [1] :

  • полиграфия;
  • регистрация дыхания;
  • плетизмография;
  • электродермография, электроокулография, электромиография, электрокардиография, электроретинография,электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитоэнцефалография (МЭГ);
  • спектральный анализ ЭЭГ, МЭГ;
  • вызванные потенциалы;
  • потенциалы, связанные с событиями;
  • расчёт локализации эквивалентного диполя;
  • экстраклеточная и внутриклеточная регистрация активности нейронов;
  • рентгеновская компьютерная томография (КТ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ, структурная МРТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ);
  • функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ);
  • интеграция данных ЭЭГ, МЭГ, структурной и функциональной МРТ;
  • построение перцептивных, мнемических и семантических многомерных пространств по субъективным реакциям и физиологическим показателям;
  • компьютерное картирование мозга.

Психофизиология внимания 2

В учебнике «Психофизиология» раскрыты все темы, составляющие в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание курса по психофизиологии, и дополнительно те вопросы, которые привлекают сейчас значительное внимание исследователей.
В учебнике описаны основные методологические подходы и методы, разработанные как в отечественной, так и в зарубежной психофизиологии, последние достижения этой науки.

Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное
Под редакцией Ю. И. Александрова
Серия «Учебник нового века»

СПб.: Питер, 2003. -496 с.

7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
7.1. Эмоция как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения
7.2. Структуры мозга, реализующие подкрепляющую, переключающую, компенсаторно-замещающую и коммуникативную функции эмоций
7.3. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций как основу темпераментов
7.4. Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоционального состояния человека
8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
8.1. Определение функционального состояний
8.2. Роль и место функционального состояния в поведении
8.3. Модулирующая система мозга
9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
9.1. Что такое внимание
9.2. Теорий фильтра
9,3. Проблема внимания в традиционной психофизиологии
9.4. Проблема внимания в системной психофизиологии
10. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС И ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
10.1. Ориентировочный рефлекс
10.2. Ориентировочно-исследовательская деятельность
11. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
11.1. Основные концепции сознания
11.2. «Светлое пятно»
11.3. Повторный вход возбуждения и информационный синтез
11.4. Сознание, общение и речь
11.5. Функции сознания
11.6. Три концепции — одно сознание
12. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
12.1. Понятие бессознательного в психофизиологии
12.2. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия
12.3. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов
12.4. Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне
12.5. Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное
12.6. Обратные временные связи и бессознательное
12.7. Роль бессознательного при некоторых формах патологии
13. СОН И СНОВИДЕНИЯ
13.1 Активное наступление сна или лишение бодрствования?
13.2. Единый процесс или различные состояния?
13.3. Стадии медленного сна и быстрый сон
13.4. Сон в онто- и филогенезе
13.5. Потребность и сне
13.6. Депривация сна
13.7. Сновидения
13.8. Почему мы спим? (Функциональное значение сна)
14. СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
14.1. Активность и реактивность
14.2. Теория функциональных систем
14.3. Системная детерминация активности нейрона
14.4. Субъективность отражения
14.5. Психофизиологическая проблема и задачи системной психофизиологии
14.6. Системогенез
14.7. Структура и динамика субъективного мира человека и животных
14.8. Проекция индивидуального опыта на структуры мозга в норме и патологии
14.9. Требования к методологии системного анализа в психологии и системная психофизиология
15. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ
15.1. Психологические и биологические теории научения
15.2. Подход к научению как процессу
15.3. Представление о нейрофизиологических механизмах научения
15.4. Специфика психофизиологического рассмотрения научения
15.5. Системная психофизиология научения. Проблема элементов индивидуального опыта
15.6. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
15.7. Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
16. СВЯЗАННЫЕ С СОБЫТИЯМИ ПОТЕНЦИАЛЫ МОЗГА (ССП) В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
16.1. Определение, основные проблемы и краткая история метода ССП
6.2. Методические особенности регистрации и обработки ССП
16.3. Феноменология и типология ССП
16.4. Проблема функционального значения ССП
16.5. ССП как отражение динамики индивидуального опыта
16.6. Перспективы использования метода ССП
17. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
17.2. Общие свойства нервной системы и целостные формально-динамические характеристики индивидуальности
17.3. Интегральная индивидуальность и ее структура
17.4. Индивидуальные особенности поведения у животных
17.5. Интеграция знаний ей индивидуальности
17.6. Кросс-культурные исследования индивидуальности
18. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18.1. Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда
18.2. Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследований
18.3. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности
18.4. Психофизиологические компоненты работоспособности
18.5. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности
18.6. Психофизиологические функциональные состояния (ПФС)
18.7. Биологическая обратная связь (БОС)
18.8. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности
19. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
19.1. Появление психического
19.2. Эволюция видов
19.3. Эволюционные преобразования мозга
19.4. Сравнительный метод системной психофизиологии
20. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА МОЗГА
20.1. Мозг—орган, экспрессирующий наибольшее число генов в организме
20.2. Эволюция генома млекопитающих в значительной степени обеспечивала эволюцию головного мозга
20.3. Проблема нейроэволюции связывает биологию с психологией
20.4. Молекулярная генетика устанавливает контакт между развитием мозга и научением
20.5. На молекулярно-генетичвском уровне научение составляет с развитием единый континиуум
20.6. На системном уровне активность «ранних» генов в мозге при научении переходит под когнитирныи контроль
20.7. Мозг, психика и эволюции генома: На пути к теории нейроэволюции
21. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
21.1. Предмет и задачи
21.2. Методы исследования
21.3. Шизофрения
21.4. Депрессия
21.5. Эволюционные аспекты шизофрении и депрессии
21.6. Нарушение внутрикорковых связей — ключевое звено в патогенетических механизмах шизофрении и депрессии

Читайте также  Россия между Востоком и Западом

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Когнитивная психофизиология

К когнитивной психофизиологии принято относить психофизиологические исследования восприятия, внимания и памяти, мышления и сознания. Отличительной особенностью этого направления на XIII конгрессе было активное обращение исследователей к ритмам мозга как механизмам когнитивных процессов и, более широко, как к универсальным операторам, с помощью которых работает мозг. Ритмы мозга являются базовым (врожденным) механиз- мом межнейронной коммуникации и объединения нейронов в ансамбли. Для шести симпозиумов эта идея была центральной, что и определило их названия, например: «The oscillatory activity of complex cognitive processes» («Осцилляторная активность в сложных когнитивных процессах»), «Brain oscillations are «coherence- and entropy-changes» factors in perception and evolution of species» («Осцилляции мозга как факторы изменения когерентности и энтропии в процессах восприятия и эволюции видов»), «Oscillatory correlates of human memory» («Осцилляторные корреляты памяти человека»). Такой «культ» ритмов мозга знаменателен, если учесть резкий спад интереса психофизиологов к ЭЭГ в 1960—80-е гг., после того как знаменитый нейрофизиолог Дж. Экклз (J. Eccles) сравнил ЭЭГ с «дымом», не имеющим никакой связи с фундаментальными функциями мозга.

В докладах российских, немецких и турецких исследователей были представлены данные о связи ритмов мозга с процессами восприятия. Так, в работе Н.Н. Даниловой (Danilova, 2006, Россия) обнаружена связь плотности и характера распределения по мозгу локальных источников генерации гамма-колебаний в диапазоне 35—70 Гц с пассивной и активной формами внимания к звуковым сигналам. В работе D. Struber et al. (2006, Германия—Турция) с использованием в качестве стимулов «обратимых фигур» (куба Неккера) показано, что в десинхронизации двух различных поддиапазонов альфа-ритма отражается активность двух последовательно срабатывающих систем восприятия — афферентной (bottom-up = снизу вверх) и эфферентной (top-down = сверху вниз). Интересно, что весь этот каскад непосредственно предшествует «порогу осознания (восприятия)» испытуемым факта обращения воспринимаемой фигуры. В работе B. Guntekin и E. Basar (2006, Турция) обнаружено, что эмоциональные выражения лиц (гнев, счастье) можно достоверно различить по индексу отношения мощностей альфа- и тета-ритмов в ЭЭГ, регистрируемой в первые 500 мс после предъявления соответствующих изображений.

По экспериментальным данным R. Desimone (2006, США), нейронным механизмом зрительного селективного внимания является «top- down» система, включающая области префронтальной, париетальной и экстрастриарной коры. Активность этой системы связана, с одной стороны, с синхронизацией на частоте гамма-ритма реакций релевантных задаче нейронов-детекторов, а с другой — с одновременным подавлением активности нейронов-детекторов, выделяющих сигналы, не участвующие в управлении текущим поведением.

N. Axmacher et al. (2006, Германия—Нидерланды) представили фМРТ- и ЭЭГ-данные об участии гиппокампа и ринальной коры в механизмах рабочей памяти. Эти данные являются новыми, так как традиционно рабочую (оперативную) память связывают преимущественно с префронтальной корой. T. Demiralp et al. (2006, Германия—Турция) показали, что в механизмы памяти вовлечены взаимодействующие между со- бой мозговые генераторы тета-, альфа- и гамма-ритмов. При этом выраженность гамма-ритма четко коррелирует с формированием следа памяти: при повторении стимулов гамма-ритм уменьшается и восстанавливается каждый раз при обновлении стимуляции. В работе М. Segal (2006, Израиль) изучена роль шипикового аппарата дендритов гиппокампальных нейронов в механизмах памяти. Обнаружены закономерные изменения в размерах, плотности и форме шипиков при обучении. Выявлена интересная и априори не очевидная закономерность в синаптической пластичности: при обучении возбуждающие синапсы усиливаются, а тормозные, наоборот, ослабляются. Р. Magistretti (2006, Швейцария) представил данные о взаимодействии между нейронами и астроглией как крайне важном факторе, определяющем пластические перестройки в синапсах. Эти данные обобщены в виде оригинальной модели «the astrocyte-neuron shuttle». В целом, содержание докладов, касающихся механизмов памяти, отражает нацеленность современной психофизиологии памяти и обучения на разработку трех основных тем (идей).

Первая тема — разного рода изменения в синапсах при обучении как механизм пластичности мозга. Большинство исследователей в этой области придерживаются «коннекционистской модели памяти» (от англ. «connection» — связь), базирующейся на так называемых «синапсах Хебба» (Hebb) как основных локусах пластичности в мозге. В качестве одного из инструментов модификации связей в пластичных синапсах Хебба рассматривается активно исследуемый в настоящее время механизм посттетанической потенциации синапсов, эффективность которого тесно связана с высокочастотными осцилляциями мозга (Думенко, 2006). С коннекционистской моделью плохо согласуются парадокс миграции следов памяти по полушариям и явление модификации (вплоть до полного нарушения) следов памяти при воспроизведении.

Вторая тема — нейрогенетика памяти, т.е. участие генома нейрона в формировании, хранении и воспроизведении следов памяти (Анохин, 1997).

Третья тема — нейрогенез и апоптоз (запрограммированная смерть нейрона). Особый интерес вызывает здесь явление прижизненного ней- рогенеза. С изучением механизмов прижизненной пластичности мозга тесно связаны такие актуальные сегодня темы, как «ранний постнаталь- ный нейрогенез и сензитивные периоды для формирования высших психических функций (восприятие, речь, способности)», «стволовые клетки и восстановление функций мозга», «нейродарвинизм», «нейротрансплантация» (Корочкин, Михайлов, 2000; Соколов, Незлина, 2003).

E. Basar и B. Guntekin (2006, Турция) привели в своем докладе очень интересные данные анализа формирования ритмов ЭЭГ в эволюции. Оказалось, что только в эволюции альфа-ритма обнаруживается четкая закономерность: его абсолютная мощность и относительная выраженность в ЭЭГ монотонно нарастают в ряду от беспозвоночных (моллюски) до низших позвоночных (рыбы) и млекопитающих (кошка) и максимально выражены у человека. Авторы выдвигают и обсуждают гипотезу о мозговых генераторах альфа-ритма как механизме интуитивного и творческого мышления, т.е. того, что, по мнению А. Бергсона, отличает человека от животных. Идея о взаимосвязи альфа-ритма и интеллекта обсуждалась и в работе С. Neuper et al. (2006, Австрия), в которой показано, что «связанные с событием» синхронизация и десинхронизация альфа- ритма могут служить надежным индикатором индивидуальных различий в интеллектуальных способностях. Последние, как показано этой группой авторов, являются функцией синхронизации активности разных отделов мозга на частотах тета-, альфа-, бета- и гамма-ритмов.

Несколько симпозиумов конгресса прямо или косвенно затрагивали проблему механизмов сознания. Наибольший интерес вызвали симпозиумы, посвященные измененным состояниям сознания: «Multidisciplinary approaches to altered states of consciousness» («Междисциплинарные подходы к изучению измененных состояний сознания») и «Psychophysio- logical markers of hypnosis and hypnotizability» («Психофизиологические индикаторы гипнотических состояний и гипнабельности»). Основные данные и идеи докладов, представленных на этих симпозиумах, можно кратко суммировать следующим образом: 1) индивидуальные способности к «погружению» в измененные состояния существенным образом зависят от генетически врожденных особенностей дофамин- и серо- тонинэргических систем мозга, а также размеров передней поясной коры (gyrus cinguli anterior); 2) ЭЭГ-маркерами гипнотического состояния являются увеличение межкорковых связей в лобных отделах мозга на частоте гамма-ритма и редукция синхронизации активности на частоте альфа-ритма в правом полушарии; 3) «аналгезия в гипнозе» является результатом нарушения именно взаимодействия между отделами мозга, включенными в обеспечение ощущения боли в норме (в негипнотических состояниях).

Наконец, в докладе M. Solms (2006, ЮАР) были представлены данные, свидетельствующие о наличии анатомических и биохимических различий в механизмах быстрого сна и сновидений. Их новизна состоит в том, что в литературе принято связывать сновидения преимущественно с фазой быстрого сна и соответственно (по умолчанию) отождествлять их механизмы.

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2007. № 3

«Проблемное поле» современной психофизиологии: от нанонейроники до сознания

Психофизиология внимания 2

1. Нейропсихология, нейрофизиология, когнитивная психология, психофизиология. Внимание, память, мышление.

Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова Думка, 1965.
Амосов Н.М., Лук А.Н. Интеллектуальные и эмоциональные программы обработки информации. III Всесоюз. Съезд Об-ва психологов СССР. Тез. докл. т.1 М.: Изд-во АПН СССР, 1968, с. 430-432.
Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. В кН.: Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973, с. 5-61.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию., С-Пб., «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.
Афтанас Л.И., Лотова Н.В., Кошкаров В.И., Махнев В.П., Попов С.А., ЭЭГ-анализ корковых механизмов эмоций человека с помощью методов теории нелинейных систем (I): фрактальная размерность // Бюлл. СО РАМН. – 1997. — №2. – С.54-60.
Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Издательский дом «Манускрипт», Новосибирск, 2000.
Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и паталогии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
Багуш Н.Р., Валигура Л.И. Влияние воображаемой соревновательной ситуации на эффективность действий и частоту пульса спортсмена. В кн.: Проблемы психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1960, вып.1., с.219-227.
Баланов Л.Я. Последовательные образы. Л., 1971.
Бехтерева Н.П. Мозговые коды психической деятельности. – Л.: Наука, 1977. – 165 с.
Бехтерева Н.П. К проблеме механизмов управления памятью. XII съезд Всесоюз. Физиол. Об-ва им. И.П.Павлова. Тез.докл. Тбилиси, 1975, т.1,с.34-35.
Береговой Г.Т., Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. – М.: Наука, 1978. – 304 с.
Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях //Вопросы психологии, 1983. — №1. – С.23-32
Березин Ф.Б., Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
Берус А.В., Иващенко А.И., Журавлев А.Б., Чистяков А.Н. Исследование влияния фактора ведущего глаза на параметры спектра ЭЭГ и психологические показатели у правшей и левшей // Физиология человека. – 1997. — №2. – С.50-59
Бреслав Г.М. Психология эмоций /М.: Смысл, 2004. — 544 с.
Бруклинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
Буль П.И. Основы психотерапии. – Л.: Медицина, 1974. – 310 с.
Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М.: Наука, 1967
Виноградов Ю.Е., Тихомиров О.К. Эмоциональная и неэмоциональная напряженность при выполнении интеллектуальной работы. III Всесоюз. Съезд об-ва психологов. Тез.докл., т.3,М., Изд-во АПН СССР 1968, с.198-199.
Вартанян Г.А., Гальдинов Г.В., Акимова М.М. Организация и модуляция процессов памяти. – Л.: Медицина. Ленинградское отд-ние, 1981. – 206 с.
Васильев И.А. К вопросу об индикаторах эмоциональных состояний. В кН.: Психологические исследования. М.: Изд-во МГУ 1973, вып.4, с.35-40.
Василюк Ф.Е. Патология регуляции деятельности как следствие нарушения структуры психического образа // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1986.
Веккер Л.М., Психические процессы. Л., 1974. Т.1; 1979. Т.2; 1981. Т.3.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. М., 1976.
Виноградов Ю.Е., Тихомиров О.К. Эмоциональная и неэмоциональная напряженность при выполнении интеллектуальной работы. III Всесоюз. Съезд об-ва психологов. Тез.докл., т.3,М., Изд-во АПН СССР 1968, с.198-199.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1994.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 418 с.
Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. – М., 1997
Ганзен В.А. Системный анализ мышления // Вестник ЛГУ. Серия 6. 1990. Вып.1. №6.
Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли. Изд. Смысл, 2003
Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы (тренинг творческого воображения). М., 1999.
Гостев А.А. Психология вторичного образа. М., Ин. псих. РАН, 2007.
Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994.
Гроф С. Путешествие в поисках себя.
Данилова Н.Н., Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: Изд-во МГУ, 1992 – 192 с.
Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Сочинение / Под ред. Н.П. Павловского. М. – Л.: Гос. Изд. Биол. И мед. Лит. 1872/1940. Т.5. 234 с.
Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971.
Джидарьян И.А., Представление о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., Левши. М; Книга 1994.
Дойдж Н., Пластичность мозга. М., Эксмо, 2010
Дружинин В.Н., Психология общих способностей. М., 1995.
Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. – Минск: Изд-во «Университетское», 1985, — 206 с.
Жаворонкова Л.А., Трофимова Е.В. Динамика когерентности ЭЭГ и двигательных реакций при засыпании у левшей и правшей. Сообщение. Анализ внутриполушарных соотношений // Физиология человека. – 1997, №6. – С.18-26
Знаков В.В., Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2000. Т.21. №2.
Иваницкий А.М., Курницкая И.В., Собутка С.И., Электрические реактивные потенциалы на события, имеющие положительную и отрицательную эмоциональную окраску // Журн. высш. нервн. деят. – 1985. – т. 35. — №3. – С.413-419.
Иваницкий А.М., Подклетнова И.М., Таратынова Г.В., Исследование динамики внутрикорковго взаимодействия в процессе мыслительной деятельности // Журн. высш. нервн. деят. – 1990. – Т.40. — №2. – С. 230-236.
Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
Ильюченок Р.Ю., Эмоции и память. СО АН СССР, Новосибирск, 1988.
Ильюченок Р.Ю., Память и адаптация. – Новосибирск: Наука, 1979. – 192 с.
Каас Ю.А., Чистович Л.А. О влиянии неощущаемых звуковых раздражений в условиях бинаурального взаимодействия. / Пробл. физиол. акустики. — Л., 1950. — Т.2. — С.37.
Каку М. Будущее разума. Пер. с англ. 2015. 504 с.
Каплан-Уильямс С. Работа со сновидениями. М., 1997.
Курова Н. С, Черемушкин Е. А., Ашкинази М. Л. Когерентность ЭЭГ при действии неосознаваемой зрительной установки в условиях повышенной мотивации испытуемых. // Журн. высш. нервн. деят. — 2003. -Т.53, №6.-С. 705-711
Кезлер К. Солнце и тень (мой эксперимент с осознаваемым сновидением). М., 1997.
Клацкин И., Память человека: структура и процесс. М.: Наука, 1970
Короленко Ц.П. Фроленко Г.В. Чудеса воображения. Новосибирск, 1975
Костюнина М.Б., Куликов М.А., Частотные характеристики ЭЭГ-спектра при эмоциях // Журн. высш. нервн. деят. – 1995. – Т.45. — №3. – С.453-457.
Криппнер С., Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем. – М., 1997.
Крыжановская Л.М. Сеансы психологической помощи – тренинги: учебное пособие. Тверь. 1993.
Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.
Лаберж С., Рейнголд Х. Исследование мира осознанных сновидений. М., 1995.
Ланеев А.И., Тимошина И.С. Особенности психофизиологических соотношений в группах лиц с различной выраженностью экстрасенсивных способностей. // Успехи физиол. наук. — 1994 — Т.25, №3 -С.77.
Ли А.Г. Разработка способов управления состояниями мозга для повышения эффективности восприятия стимулов малой интенсивности и создания систем управления в биологических и медицинских системах. -М.: Изд.-во фонда парапсихологии им Л.Л. Васильева, 1993. — 112 с.
Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания. // Журн. высш. нервн. деят.- 1990. -Т.40,№5-С.951-962.
Лебедев В.И., Личность в экстремальных ситуациях. М.: Знание, 1989.
Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования // Вопросы психологии, 1980, — №4. – С.50-59.
Лебедева В.Т. К вопросу об оценке заданных временных интервалов в условиях значительных многосуточных сенсорных ограничений. II съезд Об-ва психологов. Тез.докл. М.,1963,вып.3, с.574.
Лейнер Х. Кататимное переживание образов. Методика использования воображаемых ситуаций в коррекции самочувствия. М., 1996.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 200 с.
Леонтович Т.А. К проблеме эмоций (нейроморфологические предпосылки). Успехи соврем. биологии, 1968,т.65, вып.1, с.34-65.
Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. 1979. №2.
Ливанов М.Н., Пространственно-временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга. М.: Наука, 1989 – 400 с.
Лилли Д., Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера. Киев., 1994.
Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. – М., 1994.
Линде Н.Д. Как избавиться от головной или сердечной боли за 5 минут (и без лекарств). М., 1999.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: Педагогика, 1974. – Вып.1. – 311 с.
Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с
Марищук В.Л, Сысоев Н.В. О зависимости точности действий от эмоционального состояния. В кН.: Проблемы инженерной психологии. М.: Изд-во ЛГУ,1964,с.25-26.
Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов. – Л.: Наука, 1982. – 104 с.
Методы восстановления функционального состояния летного состава // Методическое пособие для авиационных врачей. – М.: Полет, 1994. – 88 с.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
Наатен Р. Внимание и функции мозга. МГУ, 1998
Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.
Найсер У. Познание и реальность. М., 1981.
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.
Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. – Новосибирск: Наука, 1981. – 178 с.
Петухов Б.М. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 1984. №4.
Поляков С.Э., Феноменология психических репрезентаций. – СПб, Питер. 2011. 688 с.
Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.
Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал. 1994. Т.15. №3.
Пуни А.У., Закарьянц Ю.З., Сурков Е.Н. Электрофизиологические исследования представления движений при овладении гимнастическими упражнениями // вопросы психологии спорта. – 1961. — №4. – С.26-31.
Рамачандран В. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. 2015. 422 с.
Расторгуев С.П. Жизнь и смерть в контексте информации и знания. СПб, Реноме, 2014, 219 с.
Ричардсон Дж. Мысленные образы. Когнитивный подход. М., 2006.
Ринг К., Проект Омега. Изд., Трансперсональная психология., 1998.
Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995. — 384 с.
Савилов В.Б., Ли А.Г. Топографическое картирование ЭЭГ при исследовании экстрасенсорных способностей человека // Парапсихология в СССР. — 1990. — №2. — С. 40-46.
Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
Спивак Л.И., Пузенко В.Ю., Медведев СВ., Поляков Ю.И. Нейрофизиологические корреляты измененного состояния сознания при гипнозе // Физиол. чел. — 1990. — Т. 16, №6. — С. 21-26
Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. — СПб., 2000. — 296 с.
Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1981. №2.
Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., 1998.
Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиол. Наук. – 1995. – Т.26. — №4. – С3-27.
Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. – М.: Медицина. 1984. – 224 с.
Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри. 2013.
Таратыпова В.Г., Подклетнова И.М. Типы вегетативных реакций человека при решении задач на творческое воображение // Физиология человека. – 1990, №3. – С.20-27.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1987.
Тихомиров О.К., Райков В.Л., Березанская Н.А. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности. В кН.: Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975, с.143-204.
Фрит К., Мозг и душа. Пер с англ. П.Петрова. М.: Астрель, 2010, 335 с.
Хеллингер Б., Порядки любви: разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий» / М.: Издательство Института психотерапии, 2007.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 288 с.
Цыганов В.В. Адаптивные механизмы и высокие гуманитарные технологии (Теория гуманитарных систем). М.: Академический проект, Альма Матер, 2012. 346 с.
Чистяков А.Н. Особенности воспроизведения и динамика объективных показателей психотравмирующих образов у лиц с разным уровнем гипнабельности. М.: кандидатская диссертация, 2013, 131 с.
Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: