Психологические особенности личности инвалидов - ABCD42.RU

Психологические особенности личности инвалидов

Психологические проблемы инвалидов

4 минуты Ирина Смирнова 2446

  • Психические состояния людей с ограниченными возможностями
  • Личностные проблемы детей-инвалидов
  • Проблемы среди людей зрелого возраста
  • Видео по теме

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

Психологические особенности инвалидности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Инвалидность

Инвалидность — это такое состояние здоровья человека, при котором существуют ограничения и препятствия для его нормальной жизнедеятельности.

Инвалидность проявляется в виде физических, умственных или психических отклонений.

Инвалид — это человек, ограниченный в возможностях жизнедеятельности по состоянию здоровья.

В нашей стране присвоить статус инвалида могут учреждения медико-социальные экспертизы. Присвоение данного статуса представляет собой медицинский и в то же время юридический процесс. Определению той или иной группы инвалидности можно присвоить юридический и социальный смысл. Ведь инвалиды имеют необычные, можно сказать, особые отношения с окружающими людьми. У инвалидов есть льготы, им выплачивается пенсия по инвалидности. Также у них есть ограничения работоспособности. Иногда инвалидность представляет собой одну из форм социального неравенства.

Лечение инвалидов представляет собой процесс полного или частичного восстановления возможностей и способностей инвалидов. Причем восстанавливаются возможности к бытовой, профессиональной деятельности человека. Лечение инвалидов обычно направлено на компенсацию тех ограничений, которые имеют такие люди. Это делается для социального приспособления инвалидов, достижения ими материальной независимости. Врачи хотят помочь инвалидам присоединиться к обществу.

Причины инвалидности

Причинами инвалидности являются:

  • общие заболевания
  • профессиональное заболевание
  • инвалидность с детства
  • инвалидность, появившаяся из-за какого-либо ранения
  • травмы, полученные во время Великой Отечественной войны, которые привели к появлению инвалидности
  • приобретенная возрастная инвалидность
  • инвалидность, возникшая из-за несчастного случая

Генетические и врожденные отклонения в развитии люди обычно принимают и живут с ними спокойно всю свою жизнь. Такие люди принимают все, потому что у них больше не остается никакого выбора.

Готовые работы на аналогичную тему

Отклонения, которые человек приобрел с возрастом или из-за несчастного случая, в большинстве случаев не принимаются пострадавшими людьми. Они начинают сильно переживать. К ним нужен совсем другой подход при общении.

Психологические особенности инвалидности

К психологическим особенностям инвалидности относят:

  • постоянная бдительность
  • необычные реакции
  • утрата эмоциональности
  • агрессия
  • нарушения памяти
  • депрессия
  • тревожность
  • злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами
  • навязчивые воспоминания
  • галлюцинации
  • бессонница и другие трудности со сном

Постоянная бдительность выражается в том, что человек всегда следит за тем, что происходит вокруг. Он думает, что ему постоянно угрожает опасность и может случиться что-то плохое.

Необычные реакции у инвалидов проявляются при малейшей неожиданности. Они могут нагибаться, когда услышат звук пролетающего мимо самолета.

Также инвалиды могут полностью или частично утратить способность к проявлению эмоций. Им очень сложно заводить новые знакомства, а также они не испытывают радость, любовь, игривость.

Инвалидности присуща агрессивность. Часто проявляется стремление разрешить спорные ситуации очень грубо. Такая грубость может быть физической или психологической. Такие люди пытаются применять силу и давить на окружающих людей каждый раз, когда хотят убедить в своей правоте.

Читайте также  Средства физического воспитания. Физические упражнения

Психологической особенностью инвалидности можно назвать и нарушения памяти. Нередко можно встретить нарушения концентрации внимания. Таким людям сложно сосредоточиться на чем-то важном. Также они не могут вспомнить то, что им нужно. Такие люди иногда могут сконцентрироваться на определенном моменте или предмете, но даже малейший стрессовый фактор все разрушает.

Когда человек только оправился после травмы, у него появляется депрессия. Причем депрессивное состояние оказывается очень глубоким. Таким людям кажется, что все потеряло смысл, стало бесполезным. Им кажется, что жизнь не станет такой, какой была раньше.

Тревожность у инвалидов проявляется на физиологическом уровне. Могут быть боли в спине или других местах тела. Также тревожность возникает в психической сфере. Такие люди постоянно волнуются, у них появляется паранойя. Инвалиды могут быть тревожными ив эмоциональном плане. У некоторых могут быть навязчивые страхи и мысли о неуверенности в себе.

Инвалиды склонны к злоупотреблению наркотическими и лекарственными препаратами. Таким образом они хотят снизить боль, убрать плохие мысли.

Навязчивые воспоминания характеризуются тем, что у инвалидов появляются мысли о страшных и безобразных действиях, которые связаны с тем событием, когда они получили травму. Стоит отметить, что такие воспоминания могут преследовать их во сне. Но нередко они бывают и во время бодрствования. Инвалиду какой-либо предмет или ситуация может напомнить о том травмирующем событии. В такие моменты и появляются навязчивые мысли и образы. Все это приводит к стрессовому состоянию. Также человек часто испытывает чувство страха, его что-то тревожит.

Галлюцинации у инвалидов связаны с их мыслями и сильными переживаниями. Они выражаются в усиленных непрошеных воспоминаниях о травмирующем событии. Человек может видеть снова ту же ситуацию, но более ярко. В таком случае все, что происходит на данный момент вокруг, человек не замечает. Он только видит ужасные картинки, которые сильно воздействуют на его эмоциональное состояние.

Бывает такое, что инвалидов мучают ночные кошмары. В таком случае они устают от этого и боятся засыпать снова. Ведь во сне они опять увидят страшные события или действия. Таким образом у инвалидов появляется бессонница. Очень часто они недосыпают, что приводит к напряжению, постоянной усталости и различным болям. Еще хуже становится тогда, когда человек вспоминает о своем травмирующем событии. В таком случае он растерян, расстроен и не знает, как ему избавиться от угнетающих мыслей. Иногда бессонница появляется из-за постоянной тревожности человека. Когда человек не может расслабиться, то он не сможет и заснуть. Часто инвалидов мучают душевные боли, которые просто не дают им уснуть и нормально отдохнуть.

Психологические особенности личности инвалидов

Республиканский Центр профессиональной реабилитации инвалидов, г.Ижевск.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕШАЮЩИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ

В условиях рыночных отношений повышение конкурентоспособности трудовых навыков у инвалидов и лиц с измененной трудоспособностью (ЛИТ) приобретает все большую социальную и медико-психологическую направленность.

Научно-технический прогресс, как стратегия развития цивилизации, ведет к интенсификации использования человеческих ресурсов. Это вызывает дополнительные нагрузки в системах адаптации организма и уменьшение и без того небольших адаптационных резервов инвалидов.

Рост численности инвалидов связан также и с ухудшением состояния здоровья населения, который обусловлен социально-экономическими, демографическими и экологическими причинами. Для успешного трудоустройства инвалидов и ЛИТ необходимо обеспечить информационную преемственность между критериями профессиональной диагностики и качественными характеристиками возможной трудовой деятельности, не ограничиваясь рамками какой-либо профессии, и позволяющей по сформировавшемуся трудовому профилю, определить возможность нахождения нужной профессиональной ниши для оптимального трудоустройства или обучения ЛИТ.

Одним из важнейших факторов интеграции инвалидов в обществе являются отношения к ним здорового окружения. Даже имея профессию, а значит, потенциальные возможности участвовать в жизни общества, ЛИТ не всегда могут реализовать их потому, что здоровые не хотят вступать с ними в контакт, администрация предприятия опасается принять его на работу.

Результаты многочисленных исследований (Айшервуд, 1991; Камсюк, 1990; Полунин, 1991) свидетельствуют о негативном, а иногда и враждебном отношении здоровых к инвалидам. Многие считают что больным и инвалидам свойственны такие качества, как недоброжелательность, неестественность поведения, высокомерие.

Среди причин, затрудняющих трудоустройство, следует отметить влияние самого слова «инвалид», означающего «непригодный».

То определение, которое фигурирует в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в РФ», что это — «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности» также мало способствует формированию правильного отношения к людям с измененной трудоспособностью.

По данным исследований, проведенных учеными Института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, более трети опрошенных инвалидов считает, что здоровые относятся к ним с пренебрежением, как к людям «второго сорта». При этом ярко выражена связь тяжести заболевания с частотой ощущения пренебрежительного отношения окружающих. Инвалиды, имеющие тяжелые двигательные нарушения, чаще высказывают, как одно из главных желание иметь возможность равноправного участия в жизни общества.

В настоящее время слово инвалид принято заменять термином «человек с ограниченными умственными или физическими возможностями».

В России по разным статистическим подсчетам имеется 7-8 млн. инвалидов, хотя, по мнению ряда специалистов, эти цифры занижены. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество, в целом, предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как с равными партнерами.

На условия взаимодействия человека и общества существенное значение оказывают темперамент и характер. Темперамент, являясь важнейшим качеством личности, в значительной мере определяет эмоциональные отношения человека к трудовой деятельности, болезни и инвалидности. Уравновешенные, подвижного типа инвалиды склонны недостаточно серьезно относиться к заболеванию, особенно на ранних этапах его течения, они часто недооценивают тяжесть состояния своего здоровья и в результате легко свыкаются с новой психологической ролью больного, инвалида. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; психический темп, ритм и интенсивность деятельности.

Положительным качеством инвалидов с сангвиническим темпераментом является их подвижность, энергичность, умение хорошо адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, однако при решении задач связанных с трудоустройством, где требуется настойчивость и упорство, они не могут самостоятельно достичь поставленной цели.

Инвалиды с холерическим темпераментом (сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения) крайне тяжело переживают болезнь или инвалидность, поскольку они ведут к ломке привычного жизненного стереотипа, легко переходят от отчаяния к неоправданному оптимизму. Неуравновешенность их нервных процессов иногда служит причиной конфликтов, однако план намеченных мероприятий по трудоустройству они выполняют достаточно упорно и настойчиво. Адаптировавшись к ситуации болезни и инвалидности, они не теряются при ухудшении состояния, а с большой энергией стремятся его преодолеть, оставаясь настойчивыми, целеустремленными в достижении поставленной цели. В проведении мероприятий по социально-трудовой реабилитации упорны, хотя нуждаются в своевременной эмоциональной поддержке.

Инвалиды с флегматичным темпераментом (сильный, уравновешенный, инертный тип) обычно спокойно встречают известие о развившемся заболевании или установлении группы инвалидности, эмоционально как бы не прочувствовав создавшуюся ситуацию. Они молчаливы, своими трудностями, проблемами, переживаниями не делятся. В тяжелой жизненной ситуации стремятся максимально сохранить прежний жизненный стереотип, упорно и настойчиво лечатся, достигая благодаря этому максимальных результатов. Однако их профессиональная реабилитация в ряде случаев может быть затруднена, так как они не склонны к переобучению, смене работы, изменению образа жизни и деятельности, крайне тяжело переживая утрату прежних возможностей и жизненной перспективы.

Читайте также  Терренкур как одна из форм проведения лечебной физкультуры

Наиболее трудны для восстановления трудоспособности больные с меланхолическим темпераментом (слабый, неуравновешенный, инертный тип). Оставаясь внешне относительно спокойными, они крайне тяжело переживают даже незначительные трудности, невнимательность и нечуткость со стороны специалистов СЗ, склонны к паническому конфликтному реагированию. Часто имеют крайне низкую самооценку, что затрудняет выработку положительной мотивации к трудоустройству и обучению.

Однако качество темперамента при анализе психологических свойств личности не следует переоценивать, так как в болезни и инвалидности личность выступает как единая система, включающая не только тип нервной деятельности, но и характер, интеллект, установки, ценности и идеалы.

Инвалиды — не однородная категория. Их медико-психологические и физические особенности существенно зависят от тяжести дефекта и времени его появления.

Инвалиды 1 группы с детства — психологически наименее благоприятный контингент. Самооценка их низка, отношение к людям противоречиво. С одной стороны, им присуща эмоциональная незрелость, с другой — их тяготит положение опекаемых.

Инвалиды 2 группы с детства — отличаются сравнительной психической стабильностью. У них выше, чем у других инвалидов, самооценка; они ощущают себя наиболее личностно сильными, отличаются наименее выраженной депрессивностью. Эти инвалиды лучше улавливают нюансы взаимоотношений с окружающими, наиболее пластичны в общении. Характерной для них является установка на своеобразное сотрудничество с инвалидами по другим заболеваниям, деление на «своих» и «чужих», причем «чужие» заведомо оцениваются ниже, чем инвалиды со «своим» заболеванием. Такая установка затрудняет общение.

Инвалиды 3 группы, казалось бы, в силу незначительности выраженности дефекта должны наилучшим образом приспособиться к жизни в обществе. Однако дело обстоит прямо противоположным способом: у этих инвалидов выявляется значительная психологическая дезадаптация, их самооценка противоречива. Внешне, на осознанном уровне она завышена, однако это лишь компенсация глубоко лежащего, неосознанного чувства неполноценности, ущербности, отличия от других. Их общее отношение к окружающим более негативно, чем у инвалидов I и II групп с детства. При этом их межличностное восприятие наименее дифференцировано, они менее пластичны в межличностных контактах. Такое психологическое неблагополучие инвалидов III группы с детства объясняется их неопределенным, «промежуточным» положением между больными и здоровыми людьми.

Особую категорию представляют собой ЛИТ с инвалидностью приобретенной во взрослом возрасте. Эти люди пережили кризис, деформацию привычных отношений с окружающим миром. У них, как и у инвалидов III группы с детства, общее отношение к окружающим негативнее, чем у других категорий инвалидов. Особенно сложны и противоречивы их отношения к близким людям: последние подсознательно оцениваются ниже, чем на осознанном уровне.

В отношении этих инвалидов к себе настораживает пассивность, неверие в возможность что-либо изменить (Н.Б. Шабалина и др.).

Существенную роль формировании позитивных психологических установок инвалидов играет, прежде всего, восстановление положительного отношения к себе в состоянии «здесь и сейчас» и высокого чувства ответственности за порученное дело, семью, детей. Только сбалансированность этих качеств приведет к положительному результату в преодолении той социально-психологической ситуации, в которой развивалось заболевание, приведшее к инвалидности.

Дипломная работа: Психологические особенности личности инвалидов

Особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, непослушания. Позже были описаны бред преследования тугоухих, обусловленный чувством недоверчивости, одиночества, склонностью к ошибочным толкованиям у людей с дефектами слуха; тип «слепого» с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни.

Проблема неврозов и их лечения приобретает всё большее значение в качестве специфических проблем ХХ века, привлекающей к себе внимание медицинских и социальных наук.

Это объясняется, прежде всего, значительной распространённостью психогенных заболеваний в населении (20–30%) [29]. Невротические реакции, представляющие собой основу для возможного возникновения неврозов, наблюдаются у 70% практически здоровых людей. И хотя эти цифры являются ориентировочными, они убедительно свидетельствуют о значении проблемы неврозов не только для медицинской, но и в целом социальной практики человека.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена ростом в последнее время инвалидизации населения, вызванной ростом числа врождённых и приобретённых заболеваний, а также ростом числа психогений, связанных не только с заболеванием, но и с инвалидностью.

Число инвалидов в России, к сожалению не снижается, а растёт с каждым годом. Только в Новосибирской области их сегодня более 100 тысяч человек. [29]

В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.

Лица, длительно страдающие каким-либо заболеванием (врождённым или приобретённым), могут быть отнесены к группе «риска» в плане развития у них психопатологических проявлений, невротического уровня вследствие ослабления барьера психической адаптации.

Значительная роль для объяснения выявляемых у инвалидов тех или иных пограничных психопатологических проявлений, принадлежит оценка общесоматического и неврологического статуса, а также личностно-типологических особенностей человека, которые за время болезни претерпевают «естественные», психологически понятные изменения.

Целью данной дипломной работы является изучение психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

─ рассмотреть понятие и сущность посттравматического стрессового расстройства;

─ выявить психологические особенности личности инвалидов;

─ дать определение адаптации;

─ раскрыть сущность адаптации инвалидов;

─ проанализировать влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию;

─ провести исследование психологических особенностей личности инвалидов, влияющих на их адаптационные способности.

Объектом исследования является психология инвалидов.

Предметом исследования – психологические особенности личности инвалидов.

Гипотеза: психологические особенности личности инвалидов оказывают влияние на их адаптационные способности.

Для подтверждения гипотезы были выбраны следующие методы:

1) анализ литературы, посвящённой теме данной дипломной работы;

2) диагностика пациентов по следующим методикам: проективной телесно-ориентированной методикой У. Касселя (тест SIS-I), опросником Басса и Дерки, опросником психоэмоционального состояния (СУПОС-8), опросником основных юношеских проблем А. Хромова.

Проблемы патопсихологии нашли своё отражение в работах Полякова Ю.Ф., Зейгарника Б.В., Рубинштейна С.Я. и др.

В отечественной литературе теме посттравматического стресса посвящены работы Тарабрина Н.В., Питмана Р., Шалева А., Орра С., Брусиловского Л.Я., Бруханского Н.П., Сегалова Т.Е., Кулки Р.А., Шленгера В.Е. и др.

Разработкой темы психологических особенностей инвалидов занимались: Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Молчанов Л.В., Стрижаков В.Н., Чекмарёв Н.Д., Демидова Л.И., Пивоварова Н.И., Линова Н.Р., Беляева В.П. Молоканов М.В., Вайзман Н.П. и др.

Проблеме реабилитации посвящены работы Пинеля Ф., Конолли Д., Симона Г., Гиляровского В.А., Ильона Я.Г., Бугайского Я.П., Консторума С.И., Мелехова Д.Е., Кабанова М.М. и др.

Методологической основой для дипломной работы послужили работы Хромова А.Б., Басса, Дерки, Касселя У.

Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, результаты исследования представлены в виде 3 таблиц.

В первой главе освещено понятие посттравматического стрессового расстройства, его клинические симптомы и предрасполагающие факторы.

Читайте также  Спор понятие и определение

Вторая глава посвящена адаптации. В первой части рассмотрены понятие и стадии адаптации, описаны виды критических ситуаций и способы их преодоления. Во второй части главы проводится обзор психологических особенностей личности, влияющих на адаптацию. В третьей части освещена специфика поэтапной адаптации инвалидов.

Практическая часть составляет третью главу данной работы.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
  • Психологические особенности личности инвалидов

    Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе, Россия

    Особенности процесса адаптации инвалидов с приобретенным нарушением функций опорно-двигательного аппарата

    В настоящее время инвалиды составляют существенную часть населения мира (около 10 %), причем их численность неуклонно возрастает. Выделяют три основных группы причин возникновения инвалидности: 1) наследственно обусловленные формы; 2) связанные с внутриутробным поражением плода, повреждением во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; 3) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

    В настоящее время, заболевания населения России, связанные с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, составляют 85 % в структуре инвалидности страны в целом.

    Потеря или ограничение трудоспособности в результате травмы (заболевания) у взрослого человека приводит к определенной перестройке психики и поведения. Процесс адаптации инвалидов данной группы протекает крайне болезненно и трудно. Это связано не только с физическими страданиями, но и с утратой большой ценности, часто ведущей к утрате смысла жизни в целом. У человека с приобретенной инвалидностью существенным трансформациям подвергаются важнейшие составляющие его личности: мировоззрение, ценностные ориентации, мотивация, отношение к людям и деятельности и др.

    Люди с приобретенной инвалидностью – это люди, пережившие сильное стрессовое воздействие и, в большинстве случаев, продолжающие находиться в состоянии хронического стресса.

    Успешность или неуспешность адаптации во многом зависит от личностных качеств инвалида. С. А. Беличева [1] выделяет ряд предпосылок, затрудняющих социальную адаптацию: психобиологические предпосылки, дефекты индивидуально-психологического характера, социально-психологические особенности личности, а также особенности социальной ситуации. А именно, к характеристикам, затрудняющим процесс адаптации, относятся различные акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение волевой и коммуникативной сфер, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность и др.

    Проведенное А. В. Смирновым исследование индивидуально-психологических особенностей инвалидов показывает наличие у них чувства неуверенности, комплекса неполноценности и страха неудачи, проявляющиеся в ситуациях социального взаимодействия, что также негативно влияет на успешность процесса адаптации [3].

    В работах современных исследователей часто отмечается наличие социальной дезадаптации у лиц с приобретенной инвалидностью.

    К основным причинам возникновения нарушения функций опорно-двигательного аппарата относятся, в числе прочих, травмы позвоночника и ампутация конечностей.

    Повсеместное развитие производства, научно-технический прогресс, урбанизация, расширение транспортных сетей сопровождаются ростом общего травматизма населения, в том числе и травм позвоночника с повреждением спинного мозга.

    Ежегодно становятся инвалидами более 8000 больных с последствиями спинальной травмы, причем в основном это лица молодого трудоспособного возраста.

    Большинству инвалидов с последствиями спинномозговой травмы устанавливается I или II группа инвалидности, то есть эти лица на долгие годы остаются нуждающимися в посторонней помощи и уходе. Стойкие двигательные нарушения ограничивают возможности самостоятельного передвижения пострадавшего [2].

    Е.Е. Торчинская [4] характеризует особенности спинальных больных следующим образом:

    1) в эмоциональной сфере – повышенная ранимость, обидчивость, чувствительность к критике, соматизация тревоги;

    2) в когнитивной сфере – сверхценность здоровья, высокая значимость межличностных отношений в кругу друзей и семьи, низкая значимость интеллектуального и эстетического развития личности;

    3) в регулятивной сфере – повышение волевого контроля над эмоциями, мужественность, с одной стороны, фиксированность на состоянии своего здоровья – с другой.

    Рассматривая особенности адаптации к хроническому стрессу спинальных больных автор выявила наличие трех возможных стратегий адаптации:

    1. пассивная (представляет собой дезадаптивный стиль совладания, связанный с психопатологическими нарушениями);

    2. приспособленческая (в данном случае сохраняется обыденный стиль жизни);

    3. адаптивная (активный и конструктивный путь адаптации, сопутствующий развитию человека, раскрытию его возможностей, личностному росту).

    Контингент инвалидов, перенесших ампутацию нижних конечностей, является весьма неоднородным как по причинам, повлекшим утрату конечностей, по соматическому статусу, так и по реакциям организма.

    Ампутация конечностей воспринимается человеком как трагедия, является переломным событием на его жизненном пути и, поэтому, рядом авторов рассматривается в качестве стрессовой ситуации, нередко приводящей к психологическому кризису личности.

    Д. Ю. Шапорев отмечает, что кроме физического увечья, у всех больных, перенесших ампутацию, формируются психические нарушения различной степени выраженности [5].

    Утрата конечностей, особенно в молодом и среднем возрасте, служит причиной развития выраженного эмоционального и физического стресса, причем признаки стрессовой реакции сохраняются в течение длительного периода после травмы, ампутации. Наличие физического дефекта является значительным психотравмирующим фактором, изменяющем жизненные стереотипы и может быть причиной дезадаптации личности.

    Таким образом, процесс адаптации инвалидов с приобретенным нарушением функций опорно-двигательного аппарата значительно затруднен вследствие возникновения изменений в психической сфере. Своевременно оказанная психологическая помощь может способствовать снижению остроты стрессовой реакции, предупреждению развития негативных личностных изменений. Это диктует необходимость внедрения раннего психологического сопровождения лиц с приобретенным нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

    1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006.

    2. Косичкин М. М., Гришина Л. П., Шапиро Д. М. Инвалидность вследствие травматического поражения спинного мозга, медико-социальная экспертиза и реабилитация // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999. № 1.

    3. Смирнов А. В. Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности. Дисс. …канд. психол. наук: 19.00.01 : Москва, 2002. 162 c.

    4. Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. 2001. Т.22. №2. С. 27-35.

    5. Шапорев Д.Ю. Оптимизация восстановительного лечения больных с ампутацией бедра. Автореф . дисс…. канд. мед. наук . Уфа, 2007.28 с.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: