Психология больших социальных групп - ABCD42.RU

Психология больших социальных групп

Психология больших социальных групп

Вы будете перенаправлены на Автор24

Большие социальные группы и их виды

Большая социальная группа – это социальная общность, не ограниченная количественно и имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы.

Рисунок 1. Большие социальные группы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Социальная психология делит большие социальные группы на два вида. В основании этого деления лежат межгрупповые и внутригрупповые социальные связи. Если в первом случае объединение в группы происходит независимо от сознания и воли человека и люди объединяются в группы общностью объективных связей, то, во втором случае объединение людей происходит сознательно. Г. Г. Дилигенский первый тип групп называет объективными макрогруппами, а второй тип – субъективно-психологическими. Для того чтобы это соотношение было уясненным, он вводит понятие психологической общности.

В ходе исторического развития человечества, по мнению Б.Ф. Поршнева, произошло разделение людей на «мы» и «они». Эта концепция Поршнева имеет большое значение для понимания сущности психологической общности.

Если в общности возникающие состояния, явления отражают объективные связи и отношения являются вторичными по отношению к этим процессам, то во втором случае психологические явления в группе являются её основой. Тогда психологическая общность будет являться первичным основанием.

Исходя из времени существования, большие группы могут быть длительно существующими и недолго существующими.

К длительно существующим относятся, например, классы, а к недолго существующим – толпа, митинги, аудитории.

По характеру большие группы могут быть организованными и неорганизованными – это партии, союзы, толпа. Толпа, например, относится к большим стихийно возникшим группам, а партии и ассоциации организуются сознательно.

Группы могут быть условными и реальными. Профессиональные группы, половозрастные группы относятся к условным. Реальные большие группы – митинги, собрания, имеют короткие, но тесные контакты.

Готовые работы на аналогичную тему

Также большие группы делятся на открытые и закрытые, стать членом закрытой группы можно исходя из её внутренних установок.

Делятся большие группы и по наличию количества общих признаков и механизму связей с общностью.

Два типа социальных групп выделяет Г.Г. Дилигенский.

Первый тип образуют группы, имеющие общий и социально значимый признак, например, демографический – это люди того и другого пола, молодые и старые и др. Социальная характеристика этих групп определяется их значимостью в системе общественных отношений. Группы эти по своему составу однородны, гомогенны.

Что касается второго типа групп, то они характеризуются сознательным стремлением людей к объединению, например, партии, союзы, религиозные группы, общественные движения. Социальный состав этих групп разнороден, гетерогенен. По сравнению с группами первого типа, они более однородны.

Приоритетом для первого типа является объективная сторона общности, а для второго – субъективная. Субъективная и объективная общности не совпадают.

Общественная психология больших групп

В больших группах психические явления делят по сферам психики.

Все психические процессы когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной, регулятивно-волевой сфер имеют свои специфические особенности.

К когнитивной сфере, например, относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, менталитет, общественное сознание. В больших группах когнитивные процессы отражают социальные процессы, статус группы в системе общественных отношений, уровень развития духовной жизни. Общественные условия оказывают влияние на то, о чем люди думают и что их беспокоит. Способы и механизмы закрепляются в когнитивной сфере и через них складываются, изменяются и сохраняются представления, стереотипы, ориентации, ценности. Для развития когнитивных особенностей необходимо, чтобы в социальных средах сложились более или менее благоприятные условия. В основе обыденной психологии лежат когнитивные структуры, высшим уровнем которых является сознание общности. Идеи и теории сознания общности составляют идеологию отдельных общностей и общества в целом.

Характерным для психологии больших групп является и такой структурный элемент как мотивационно-потребностная сфера, представленная общегрупповой мотивацией, ценностями, интересами, групповыми потребностями, установками и идеалами. В психологическом отношении большие социальные группы различаются своими потребностями, интересами, идеалами.

Потребность может рассматриваться как нужда в чем-либо или как движущая сила активности, но, независимо от этого в ней заключается социальный смысл. В.Н. Мясищев, например, считает, что потребность представляет собой отношение к объективной действительности. Потребности, являясь элементами общественной психологии, возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека.

Потребности и интересы в психологии больших групп органически связаны.

Материальные условия существования общности субъективно отражаются в интересах – выражается направленность психики и деятельности, стремление к удовлетворению потребностей. Общественные интересы в побудительной сфере занимают специфическое место – потребности общества и социальных групп, экономические отношения общества, экономическое положение социальных общностей и объединений имеют в них свое отражение.

Интересы могут быть политические, экономические, духовные. Несмотря на то, что интересы общества, больших и малых групп, интересы отдельных личностей в разных общественно-исторических условиях соотносятся по-разному, во всех субъектах они выступают как побудитель деятельности и поведения человека.

Интересы, так же как и потребности, развиваются, что отчетливо проявляется во время резких социально-экономических и политических преобразований. Примером этого является возникновение предпринимательства.

Жизненные ориентации, представляющие собой систему предпочтений, занимают значительное место в мотивационной сфере. Проявляются они в осознанном поведении и бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в альтернативных условиях и определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

Интересы, ценности, потребности больших групп являются мотивами поведения и деятельности людей, они определяют направленность деятельности групп.

Аффективняа сфера психологии больших групп

Чувства, эмоции и настроения относятся к данной сфере, а своеобразными для больших групп являются социальные чувства, в определение которых включаются два смысла:

  1. чувства, отражающие эмоциональное отношение к ситуациям, фактам, учреждениям социальной действительности;
  2. их носителями являются социальные общности, объединения людей.

И тот и другой аспект в общении людей, в их взаимовлиянии, взаимодействии, очень важны.

Важным феноменом выступают общественные настроения, которые отражают отношения людей и дают оценку преобладающих объективных процессов и психических феноменов в определенные периоды общественного развития.

В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальными настроениями Б. Д. Парыгин выделяет следующие:

  • большую социальную обусловленность, нежели индивидуальную;
  • коллективное настроение;
  • высокую степень социальной детерминированности, когда фактор физического самочувствия по сравнению с социальными уходит на второй план.

Общественное настроение имеет способность увеличивать энергию людей, составляющих группу. Социальное настроение, как правило, заразительно и способно усилить свойства настроений индивидов.

Общественное настроение, в отличие от других элементов психики, функционирует постоянно и является более массовым компонентом.

Общественное настроение в группе проявляется наиболее ярко и чем больше группа, тем оно будет обладать большей силой.

Кроме сфер психики, которые выделяются традиционно, можно выделить ещё деятельностную сферу, составляющую коллективную деятельность и групповое поведение. Специфическими для деятельности больших групп являются цели деятельности, структура деятельности, формы и субъекты деятельности.

С точки зрения социального назначения значительно различаются общественная, профессиональная деятельность и социальные движения.

Психология больших социальных групп

Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие груп­пы. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические со­циально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих ви­дов групп служит характер связей. В первом случае — это объективные социальные связи данной общности. Так, социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отно­шений и которое определяется общественным разделением труда. Основанием для выделения нации как социальной группы служит определенная система объектив­ных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные со­циально-демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания. Она определена объективно. К другому типу общно­стей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознатель­ного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примера­ми таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Психологические явления составляют основание этих объединений. Это — психологические общности.

Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам.

По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы. По характеру органи­зованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно орга­низованные (партии, ассоциации). Можно также говорить об условных и реальных группах. При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся ми­тинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрыты­ми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

В своем развитии социальные группы проходят ряд этапов. Согласно классифи­кации Г.Г. Дилигенского, таких уровней три.

Первый (самый низкий) уровень — типологический. Он характеризуется тем, что члены-группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти призна­ки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологической общности. Примером служат предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы. Каждый из них занимается своим делом, осуществляя специфический вид деятельности.

Второй уровень характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности.

Третий уровень предполагает, что члены группы осознают общность своих интере­сов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей. По Дилигенскому, это уровень солидарности. Данный уровень также можно назвать уровнем интегри­рованности. Предприниматели, осознавая общность своих интересов, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с другими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику деятельности.

Читайте также  Специфика бизнеса как объекта оценки

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам пси­хики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой.

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мыш­ление, общественное мнение, общественное сознание и др. Содержание когнитивных процессов определяется общественно-историческим развитием. В историческом про­цессе меняются механизмы познавательной деятельности. Ярким примером являет­ся современное российское общество, претерпевшее глубокие изменения в период коренных социально-экономических и политических преобразований в стране. Известны также особенности восточного и западного стилей мышления.

Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотиваци­ей, групповыми потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, иде­алами.

Потребности как элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии соци­альных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:

1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных усло­виях своего функционирования;

2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типич­ные для группы потребности.

· Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности.

В сравнительном исследовании истории развития психологических особенностей российского крестьянства (Зотова О. И., Новиков В. В., Шорохова Е. В., 1983) были показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды раз­вития России.

В интересах группы субъективно отражаются материальные условия существова­ния общности. В них выражается направленность психики и деятельности на удов­летворение потребностей. В общественных интересах отражаются потребности об­щества в целом и отдельных социальных групп. В процессе общественного развития интересы претерпевают изменения. Например, интерес к предпринимательству в России возник в ходе социально-экономических преобразований.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтерна­тивных условиях. В них выражаются цели деятельности группы, личностей, отноше­ние к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Иде­ал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь ре­ального или нереального желаемого явления.

Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей, соци­альные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Феномен общест­венных настроений является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон положи­тельных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его по­люсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом — упадка, растерянности, пессимизма.

Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности боль­ших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.

Все рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органи­чески взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных конкретно-исто­рических условиях проявляется двояким образом:

1) как характеристика типичной личности представителя определенной общности;

2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации и т. д.).

Психический склад — это наиболее устойчивое образование в психологии общно­сти. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привы­чек, нравов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей и ориентации, в которых происходит процесс социализации. Социальный характер с определенной логикой детерминирует одни поступ­ки и исключает другие. Традициями называются исторически сложившиеся под вли­янием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей. Обычаи — это прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила реагирования на конкретные события, осуществле­ния некоторых общественно и личностно значимых событий (особые моменты тру­довой деятельности, быта, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, праздники и др.) Обычай хранит определенный опыт, является символом определенных ценностей, выработанных обществом, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отношение к группе, личности (например, отношение к старшим).

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедея­тельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в матери­альном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. По образу жизни можно определить как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, отдельного человека выражается система их отношений к обществу, тру­ду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения многообразными спо­собами отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных установках, потребностях, стиле жизни и поведения. Психологические особенности с разной интенсивностью проявляются у разных социальных групп. Яркие формы они приобретают, например, в психологии наций и этнических общностей.

Психология больших социальных групп

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Психология больших социальных групп

Описание слайда:

План:
Психология больших социальных групп.
Методы изучения больших социальных групп.
Психология нации.
Психология социальных классов.
Стихийные группы и массовые движения.
5.1. Толпа.
5.2. Масса.
5.3. Публика.
6. Социальное движение.

Описание слайда:

1. В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.

Описание слайда:

Большие группы
Кратковременно-существующие
группы
Долговременные устойчивые
группы
Толпа
Масса
Публика
Нации
Классы

Описание слайда:

Структура группы:
психологический склад (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);

эмоциональная сфера (потребности, настроения, интересы).

Описание слайда:

2. Методы изучения больших соц.групп:
методы этнографии (анализ продуктов культуры разных народов, религии);
методы социологии (различные приемы статисти-ческого анализа);
приемы языкознания (анализ знаковых систем);
методы изучения художественной литературы, журналистики;
современные сравнительные, межкультурные исследовательские методы социальных представлений.

Описание слайда:

3. Психология нации:
Этнос (нация) – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

Описание слайда:

Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация.
Отличие нации от племени:
объединяет людей, характеризуется социальным неравенством;
возникновением государства, четких границ расселе-ния, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка;
формированием и развитием национальной гордос-ти, проявлением национализма и шовинизма.

Описание слайда:

Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации.

Национальная психика – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента.

Структура национальной психологии – совокупность национально-психических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.

Описание слайда:

К системообразующим относятся:
национальное самосознание;
национальный характер;
национальные интересы, ориентации;
национальные чувства и настроения;
традиции и привычки.

Описание слайда:

Динамические компоненты:
мотивационные особенности
интеллектуально-познавательные особенности,
эмоционально-волевые особенности
коммуникативно-поведенческие особенности
национально-психологические особенности.

Описание слайда:

4. Психология социальных классов
Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Описание слайда:

Структура психологии классов:
верхний (политическая, экономическая элита;
верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий);
средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий);
базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики);
низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры;
социальное дно.

Описание слайда:

5.1. Толпа – изначально неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утрачиваемая ей и находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения.

Описание слайда:

Виды толпы:
пассивная – любопытствующая (эмоциональ-
ный фон слабо выражен, проявляется лишь в заражении любопытством).
активная – эмоциональный фон отчетливо выражен.
агрессивная (доминируют эмоции – гнева);
паническая (главная эмоция – страх);
стяжательная (продовольственные
программы);
демонстрирующая (показать себя).

Описание слайда:

Закон единства толпы (Лебон):
происходит уравнение всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений, возникает однородность людей. Люди руководствуются лишь бессознательно – инстинктами, сознательная часть перестает функционировать;

толпа интеллектуально ниже индивидов ее состав-ляющих, она склонна к быстрым переносам внимания;

человек в толпе способен совершать более агрессив-ные действия, чем в обычной жизнедеятельности, т.к. существующие проблемы ответственности, которые размываются в толпе;

отличается повышенной импульсивностью и эмоциональностью.

Описание слайда:

Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства:
анонимность;

2. заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след-
ствием, либо дефицита, либо избытка информации).

3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

Описание слайда:

5.2. Масса – более стабильное образование с довольно нечеткими границами.
Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобное толпе, она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: демонстрации, манифестации, митинга.
Организаторы известны заранее, действие их более четкие, продуманные, тактика поведения.

Читайте также  Этические нормы и принципы в ресторане
Описание слайда:

5.3. Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем (зрительный зал, стадион).
В более замкнутых помещениях, публику часто именуют аудиторией.
Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, есть нормы поведения, требующие от этого зрелища, но достаточно инцидента и публика может стать неуправляемой.

Описание слайда:

6. Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Описание слайда:

Социальные движения обладают разным уровнем:
широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний);
локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств);
движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение
кого-либо из членов администрации).

Описание слайда:

Основные черты:
движения подготавливает определенное общественное мнение;
целью имеет изменение ситуации;
формируются программы движения;
отдается отчет об использовании средств, которые могут быть использованы для достижения целей;
используют различные проявления массового поведения (демонстрации, манифестации, съезды, митинга и пр.).

Успех движения зависит во многом от прочности позиции лидера и его авторитета.

Описание слайда:

Посмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике.
Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой?
Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью – дети или взрослые?
Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?
Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения (о телевизионных роликах)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск

Психология больших групп.

Виды больших социальных групп.

Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому).

  1. Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.
  2. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

Для усиления сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.

Классификация по разным признакам:

1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).

4)Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.

Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)

  1. Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.
  2. Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению:

  1. какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
  2. какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;
  3. каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
  4. какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений?

Дилигенский: психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.

Уровни развития больших социальных групп (по Дилигенскому):

Первый – низкий уровень – типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.

  1. Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».
  2. Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.
  3. Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
  4. Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.

Элементы общественной психологии:

Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: — потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; — потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

Социальный характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев.

Традиции – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

Предрассудки – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.

Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

Психология больших групп

Изучение больших групп имеет важное значение для понимания психологических характеристик исторического процесса. Первые попытки изучения психологических явлений в больших социальных группах были предприняты во второй половине ХIХ века. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М. Лацарус и Г. Штейнталь в Германии, Г. Тард и Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, Н.К. Михайловский в России.

Каждый человек в социуме обязательно включен в различные социальные группы, которые принято делить на большие и малые. Причем количественный критерий, то есть количество людей, входящих в группу, не является ключевым при определении категории группы; наиболее важными являются качественные характеристики групп.

Читайте также  Сценарий оптимального поиска работы

Для больших социальных групп характерны следующие общие признаки (качественные характеристики):

1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

2. Образ жизни группы является другой важной характеристикой больших групп. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

3. Наличие специфического языка – третья важная характеристика больших групп. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других больших групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный многим профессиональным группам, или такой возрастной группе, как молодежь [2].

Все большие группы разделяются на два вида: неорганизованные и организованные группы.

Неорганизованные группыназывают так же стихийными, поскольку они возникают случайно и существуют достаточно кратковременно. К таким группам относятся толпа, масса и публика.

Выделяют следующие виды неорганизованных (стихийных) групп:

· Толпа – кратковременная и самая разнородная по составу неорганизованная группа; чаще всего образуется на улице по поводу различных событий, например, в связи с ДТП.

· Масса – более стабильное и более организованное образование, чем толпа. Масса характеризуется нечеткими границами; она собирается достаточно сознательно (например, манифестация и митинг), и, как следствие, она менее разнородна, чем толпа.

· Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В замкнутых помещениях публику именуют аудиторией. Например, публикой является общность людей, собравшихся на народные гуляния по поводу масленицы или салюта; аудиторией – общность людей, пришедших на футбольный матч, проходящий на стадионе, или пришедших в театр на спектакль, концерт.

При изучении неорганизованных больших групп исследователями было уделено особое внимания поведению человека в толпе. Г. Лебон [по 13] в работе «Психология народов и масс» отмечал, что в толпе всегда преобладает бессознательное – «Измененные чувства могут быть лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. – Толпа так же легко становится героичной, как и преступной «В толпе при определенных условиях собрание людей приобретает совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется «коллективная душа», имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении – главные черты, характеризующие явление, именуемое «трансформация личности в толпе «Для людей, подвергшихся трансформации личности в толпе, характерно:

· необыкновенная податливость внушению,

· уверенность в безнаказанности, тем более сильная, чем многочисленнее толпа,

· еще большее увеличение силы чувств толпы как результат отсутствия ответственности,

· осознание значительного, хотя и временного могущества, доставляемого численностью толпы.

Все перечисленные характеристики приводят к тому, что люди, включенные в толпу, проявляют такие чувства и совершают такие действия, которые были бы невозможны для каждого отдельного человека.

Организованные группы являются действительно социальными, поскольку складываются в ходе социально-исторического, экономического, культурного процесса, они – результат развития общества.Основные характеристики таких групп – долговременность и устойчивость существования, они занимают определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества. К этому виду групп относятся социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Социальная психология изучает следующие структурные явления психологии большой социальной группы: менталитет, профессиональную мораль, национальный характер, нравы, обычаи и традиции.

Менталитет это интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

Профессиональная мораль – это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятых определенным видом деятельности [8].

Национальный характер – совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития.

Нравы – относительно устойчивые способы поведения, преобладающие в конкретном обществе или в социальной группе и воспринимаемые как правильные и обязательные.

Традиции (от лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

Обычаи – унаследованная стереотипизированная форма социальной регуляции деятельности, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для их членов; один из способов реализации традиции [12].

Одно из динамично развивающихся современных направлений в изучении больших групп, получившее особую известность в связи с изучением массового сознания, – концепция социальных представлений С. Московичи [11]. Социальные представления – основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, культуры. Структура социального представления состоит их трех компонентов: информации (знание об объекте), поля представления (образный и смысловой аспект) и установки (отношение, оценка объекта). Для изучения

Многие исследователи выделяют две составные части в структуре психологии больших групп: психический склад (как более устойчивое образование, к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и эмоциональная сфера (как более подвижное динамическое образование, в которое входят потребности, интересы, настроения) [2].

Другое направление в изучении больших групп – исследование социальных стереотипов. Проблематика социальных стереотипов развивалась в связи с изучением межэтнических отношений.

Социальный стереотип– это схематизированный эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Выделяют следующие функции стереотипа:

· Негативная – искажение реального образа человека, группы, явления;

· Позитивная – обеспечивает быстроту и скорость ориентации в социальных группах и делает наше поведение более мобильным.

Г. Теджфел [по 2] суммировал главные выводы в области исследования социальных стереотипов:

· Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.

· Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного времени.

· Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических, экономических изменений, но это происходит крайне медленно.

· Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.

· Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

· Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в групповых отношениях.

По мнению известного исследователя стереотипов О. Клайнберга, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат.

Область исследования социальных стереотипов больших групп уделяет особое внимание вопросу межэтнических отношений. Механизмом межэтнического восприятия является этноцентризм.

Этноцентризм – это склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом, это сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок может возникнуть при определенных обстоятельствах.

Существует так называемая гипотеза контактов: непосредственное взаимодействие между представителями различных групп снижает этноцентризм и стереотипность оценок и суждений, создавая климат взаимопонимания и доверия и способствуя, таким образом, общему улучшению отношений между группами.

Однако, проблема значительно сложнее. Специальные исследования показали, что далеко не все и не всякие контакты между представителями различных групп ведут к улучшению отношений. В ряде случаев предшествующая напряженность в отношениях, недостаток информации друг о друге, отрицательные установки, наполненные этноцентризмом и предубежденностью, могут привести к прямо противоположному результату – к усилению антагонизма и враждебности [2].

Методы изучения больших групп во многом заимствованы в других научных дисциплинах. Поскольку типичные черты психологии больших групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальные психологи для изучения больших групп используют методы этнографии, связанные с анализом продуктов культуры. Одна из современных форм таких методов – межкультурные исследования, под которыми, по сути, понимаются сравнительные исследования, причем сравниваются не обязательно различные культуры, но и социальные группы.

Могут применяться и методы, традиционные для социологии, включающие различные приемы статистического анализа. Широко применяют методы опроса, от массового анкетирования до индивидуального глубинного интервью. Так же возможен тип корреляционного исследования в социальной психологии.

Дополнительно к названным методам исследователи больших групп используют приемы, принятые в языкознании, поскольку здесь приходится иметь дело с анализом знаковых систем.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: