Психология как система научных знаниях - ABCD42.RU

Психология как система научных знаниях

Психология как наука. История развития психологии

1.3. Психология в системе научного знания

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

На рис. 1.9 показана диаграмма Ганта, отражающая основные этапы становления и развития психологической науки.

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии «О душе», в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к «эпохе Нового времени» (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал , творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют «третьей силой», в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

1.5. Понятия «индивид», «личность», «субъект» и «индивидуальность» в психологии

В психологии понятия » личность «, «индивид», «субъект», «индивидуальность» относятся к базовым категориям. Рассмотрим сущность и содержание указанных базовых категорий психологии ( рис. 1.10).

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
  • «социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» [10, С. 122];
  • «качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду» (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
  • «отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением» [4, С. 416];
  • «формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом» (Ю.В. Щербатых, [`3 С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

Методы психологических исследований: наблюдение, интроспекция, метод эксперимента, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование , генетический метод и другие.

Основные направления современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Базовые категории психологии – понятия » личность «, «индивид», «субъект», «индивидуальность».

Психология как отрасль научного знания

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Психология как отрасль научного знания

Предмет, объект и методы психологии.

Психология в переводе с греческого – учение, знание о душе («псюхе» – душа, «логос» – учение, знание). Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.В. Петровский). Объектом психологии выступают человек не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.

Предметом изучения психологии является психика. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п.

Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния.

Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.

1. Психические процессы человека:

а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (чувства);

2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).

3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).

Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизационные, релаксационные)

Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.

Читайте также  Основы хроматографии. Устройство газового хроматографа

В целом психология как наука выполняет две основные функции: как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов; как прикладная область знаний – формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.

Методы психологии: наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключеное – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование , привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто.

Анкетирование – метод массовою сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный – создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Место психологии в системе наук.

Психология – это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимосвязей.

Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека. Философские науки имеют для психологии прежде всего теоретико-методологическое значение. Они вооружают человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, понимание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.

Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики человека, психологии возрастных, этнических, профессиональных и других групп людей.

Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания.

История развития психологического знания.

Учение о душе (V в. до н.э. – начало XVII в. н.э.)

Учение о душе складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души – несовершенные образы единой универсальной мировой души – обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Согласно Аристотелю, душа – форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба учения едины в том, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотель говорил о трех типах души – растительной, животной и разумной (человеческой), которые представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью. Человеческая душа позволяет строить умозаключения, лежащие в основе выше памяти, произвольного, свободного выбора.

Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (372-287 гг. до н.э.) дал описание 30 различных характеров, и положил начало отдельной линии в популярной психологии, представителем которой в наше время является Дейл Карнеги.

Гиппократ (ок. 460-ок. 377 до н.э.) сформулировал положение, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах и первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях телосложения.

В III-V вв. н.э. в работах Плотина (205-270), Аврелия Августина (354-430) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые отказался от умозрительных заключений о природе души и пришел к выводу о необходимости эмпирических исследований. Бэкон отделил науку о теле от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. важнейшие новые составляющие о душе, введенные Бэконом, – представление о роли общества и орудий в процессах познания.

Философская теория познания (середина XVII в. – середина XIX в.)

Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта (1596-1650), в котором впервые был использован термин «[сознание]». Сознание рассматривалось как критерий, разделяющий тело и душу. Критерием существования была названа [интроспекция]. Согласно критерию интроспекции, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и человека Декарт ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что вешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. По Декарту, душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.

Основные направления психологии.

Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни, занимается разными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отраслям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, политической, этнической и т.д.

Специфика психологического знания и его место в системе наук.

Общая психология

Лекция 1

Тема лекции 1.1. «Психология как научная дисциплина. Специфика психологического знания и его место в системе наук. Возникновение психики в фило- и антропогенезе. Психика и мозг.»

Психология как научная дисциплина.

Слово «Психология» произошло от корней двух слов: «Психе» (psyche) — дыхание, душа, «Логос» (logos) – слово (разумное, осмысленное слово), знание, наука, порядок. В научный обиход термин «Психология» введен немецким философом Христианом Вольфом (1679-1754) более 200 лет назад.

В разных контекстах слово психология может иметь разное значение, разный смысл:

1. Наука психология («факультет психологии», «зарубежная психология» и т.д.).

2. Индивидуальные особенности человека, то, как структурированы его психические свойства, и что отличает его от других людей (его способности, темперамент, характер, темперамент и т.д.) («психология жертвы», «психология преступника», «женская/мужская психология).

3. Специфика социальных отношений между людьми в коллективах и связанные с этим социальные феномены («психология толпы», «психология семьи»).

Изначально психология как наука оформилась в 1879 году как естественнонаучная (биологическая) дисциплина (Вильгельм Вундт).

Существует несколько подходов к определению, что такое психология:

1 подход — Тавтологический. Психология – это наука о душе, или о психике.

Изучение психики предполагает рассмотрение:

1. Психических процессов (познавательных, эмоциональных и волевых),

2. Психических состояний (пассивность, активность, утомление, апатия, эйфория и др.),

3. Психических свойств (темперамент, характер, способности и направленность личности (преобладающие потребности, мотивы и цели поведения) и

4. Психических образований (знания, умения, навыки). (Подробнее см. в конце файла)

2 подход – Описательный (описываются вопросы, на которые психология ищет ответы). Психология – это наука о поведении человека (не путать с этологией — наукой о поведении, а точнее, нравах и привычках животных).

Читайте также  Физическое воспитание детей в семье

В рамках описательного подхода мы можем сказать, что психология изучает то, КАК ведет себя человек, и ПОЧЕМУ он ведет себя именно так.

Если эти вопросы рассмотреть более детально, то можно сказать, что психология как научная дисциплина стараться ответить на пять основных вопросов, каждый из которых, по сути, определяет основные направления психологических исследований:

1. Как люди ведут себя, и почему они ведут себя именно так (в разных ситуациях, как их актуальное состояние изменяет поведение в одной и той же ситуации)?

2. Как люди познают и осознают окружающий мир? (когнитивная психология, клиническая психология, если говорить о нарушениях когнитивных процессов и сознания). (Познание человеком окружающего мира предполагает согласованное осуществление следующих процессов: «Ощущение», «Восприятие», «Память», «Мышление и знание», «Язык»).

3. Как люди взаимодействуют между собой? (социальная психология)

4. Как люди развиваются? (Психология развития)

5. Чем люди отличаются друг от друга? (дифференциальная психология)

3 подход – Функциональный – в рамках данного подхода перечисляются изучаемые функции психики, которые изучаются психологией.

Основоположник функционального подхода, Уильям Джеймс (William James, 1842-1910) считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире, для чего она реализует две функции: когнитивную и регуляторную.

1. КОГНИТИВНАЯ функция, она состоит в создании субъективной картины мира и себя, отражающей реалии внешнего мира и внутренние состояния организма, в связи с чем эту функцию ещё называют отражательной.

2. РЕГУЛЯТОРНАЯ функция (= регулятивная) заключается в управлении поведением индивида).

Собственно, эти две функции чаще всего и используются для определения психики (психика — это субъективное отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней, то есть для управления своим поведением в среде обитания. Обладание психикой являются признаком субъекта, которым может являться человек или животное).

3. Позднее ряд ученых, в частности Б.Ф. Ломов (1927-1989), добавили к списку функций, реализуемых психикой, КОММУНИКАТИВНУЮ функцию, которая обеспечивает взаимодействие двух индивидов, обладающих психикой.

4. Кроме трёх функции психики, напрямую обеспечивающих адаптацию индивидов, на сегодняшний день учёные выделяют и четвёртую функцию психики — ТВОРЧЕСКУЮ. Творческая активность ведет к созданию новой реальности, выходящие за рамки уже существующего. В этом плане творческая функция психики может быть не только не адаптивна, но и даже дезадаптивна.

Таким образом, можно дать следующее определение психологии как науки: Психология – это наука, которая изучает особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов (восприятие, память, мышление и др.), психических состояний (эмоции, чувства) и психических свойств (темперамент, характер, способности) человека, а также психики животных.

Предмет изучения научной психологии:

1. Психика здорового человека в физическом и психологическом планах.

2. Различные факты психической стороны жизни человека, описываемые качественно и количественно.

3. Психологические законы, описывающие и объясняющие явления в жизни человека

4. Механизм создания человеком субъективного образа объективного мира.

Задачи психологии:

Главной задачей психологии как науки является исследование особенности формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

1. Изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. Анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно владеть практическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерного внедрения научных знаний и представлений о психической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

1. Исследование законов психики и её деятельности.

2. Изучение развития психики на разных этапах жизни человека (психические процессы и состояния, различные по сложности).

3. Раскрытии свойств человека с позиции социального и биологического.

Специфика психологического знания и его место в системе наук.

Специфика психологии состоит:

1. В психологии человека одновременно является и объектом познания (то что познается) и субъектом познания (тот кто познаёт). Следствием этого является то, что психологический факт зависит от его интерпретации исследователем и от его понимания испытуемым.

2. В невозможности исследовать психические явления непосредственно с помощью объективных методов изучения, принятых в естественных науках (нематериальность психики?). Содержание и особенности психики исследуются опосредованно путем наблюдения за внешними изменениями поведения человека и его физиологическими реакциями (могут регистрироваться объективно, но не всегда коррелируют, точно отражают происходящее в психической сфере, номотетические подходы), и по его самоотчету, самоописанию (идеографический подход) (субъективность этой информации!).

Психология как наука изначально формировалась в рамках философии, выделение ее в самостоятельную науку произошло после предложения В. Вундтом использовать (по аналогии с естественными науками) экспериментальный метод (метод интроспекции). Это определило специфику психологии как науки — она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой, точнее можно сказать, что она остается гуманитарной наукой, которая постоянно стремится стать естественной наукой. Сегодняшний день номотетический подход (изучение психики по ее внешним поведенческим и физиологическим объективно регистрируемым проявлениям) является преобладающим в психологии. Данная стратегия познания опирается на три принципа объяснения сути психических феноменов: принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности.

3. Психология является компилятивной наукой (сочетание внутренне противоречивых теорий), в ней существуют разные, иногда взаимодополняющие, а порой взаимоисключающие подходы к изучению, пониманию и объяснению одних и тех же психических явлений. Параллельно существуют (и изучаются при обучении) разные теории (система взглядов, объясняющих какой-либо феномен, уникальное явление реальности), разные научные школы и направления, представители которых порой негативно и даже враждебно относятся друг к другу. Стоит отметить, что существующие в рамках разных школ различные трактовки и объяснения психических явлений могут избираться в связи с индивидуальными предпочтениями психолога (интерес, индивидуальный опыт человека, место получения образования, влияние авторитетов и моды), а также в зависимости от того, в рамках какого подхода наработано больше инструментария для работы с теми или иными психологическими проблемами.

Особенности (специфика) научной психологии, отличающие её от житейской (вульгарной) психологии:

Сохранение знания

Место, которое психология занимает среди других наук, зависит от основания систематизации наук. Если мы не будем рассматривать психологию среди основных, системообразующих наук, то она будет у нас как бы растворяться среди других наук, либо занимать промежуточное положение. Если же мы будем считать психологию одной из основных наук, то она будет занимать чаще всего центральное место среди других наук о человеке и мире.

А. Положение психологии в системе наук по Б.М. Кедрову:

Психология находится в центре «треугольника наук», чуть ближе к филосовии, с которой она связана по происхожднию, так как теория познания изначпльно развивалась именно в философии.

Б. Положение психологии среди других наук по Ж.Пиаже:

В. Б.Ф. Ломов выделил многомерную систему связей психологии с другими науками:

1) с общественными науками (через отрасль психологии — социальную психологию и связанными с ней дисциплинами).

2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию).

3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию).

4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию).

5) с техническими науками (через психологию труда и инженерную психологию).

Г. Двухмерная (шкальная) схема положения психологии в системе наук (М. Бунге):

вертикальная ось образуется между биологическими и социальными науками, изначально (в 1850 г.) круг изучаемых проблем и вопросов был узок, науки не перекрыаались, при этом психология находилась на этой шкале «между» социальными и биологическими науками. Позднее круг интересов наук расширился, появились пересекающиеся области интересов, что привело уже спустя 100 лет (в1950 г.) к появлению «на стыке» классических наук новых современных наук.

1. Социологическая социальная психология

2. Психологическая социальная психология (включая физиологическую социальную психологию)

Дата добавления: 2021-04-15 ; просмотров: 95 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Место психологии в системе наук

Вы будете перенаправлены на Автор24

Место психологии в системе наук

Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Это обусловлено тем фактом, что она находится в промежуточном положении между философскими, естественными, социальными и техническими науками. Этот факт обусловлен там, что человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания. Уникальность человеческой личности состоит в том, что она является неповторимой. Именно это разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена является источником возникновения значительного количества наук, которые занимаются изучением человека.

Связь психологии и философии

Психология как наука с момента своего возникновения была тесно связана с философскими науками. Выделившись в отдельную область научного знания, психология сохранила тесную связь с философией.

С древнейших времен по нынешнее время существуют научные проблемы и понятия, которые можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с позиции философского знания. Смысл и цель жизни, мировоззрение, моральные ценности человека, сущность и происхождение человеческого сознания, особенности человеческого мышления — эти и многие другие понятия присутствуют в качестве объектов изучения в обеих науках и дополняют друг друга.

Связь психологии и социологии

Социология — это наука, изучающая закономерности и особенности развития общества и личности как составляющей единицы общественного развития. В своих исследованиях социология активно использует психологические методы изучения личности и особенностей межличностных взаимоотношений.

Читайте также  Проекции и диаграммы

В свою очередь психология в своих исследованиях активно использует социологические приемы сбора информации — опрос и анкетирование, которые помогают в сборе необходимой информации при изучении тех или иных явлений и процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют вопросы изучением, которых психология и социология занимаются совместно:

  • особенности взаимоотношений между людьми и факторы, влияющие на их развитие и течение;
  • психология политики и экономики государств;
  • особенности протекания процесса социализации личности;
  • особенности процесса формирования психологических и социальных установок личности;
  • закономерности формирования гармонично развитой личности при ее взаимодействии с социумом.

Тесная связь психологии и социологии прослеживается как на теоретическом уровне исследований, так и в практической деятельности при применении определенных методов психологии и социологии.

Связь психологии и педагогики

Взаимосвязь психологии и педагогики имеет такие же глубокие корни, как и связь с философией.

Большинство прославленных педагогов всегда обращало внимание на то, что без знаний о психологических особенностях развития личности ребенка невозможно грамотно выстроить педагогический процесс. Понимание человеческой природы, сущности процессов, протекающих в процессе развития человека, его потребностей и возможностей необходимо для обучения и воспитания.

Именно психологические знания о ребенке выступают в качестве основы для выстраивания педагогического процесса. Знания о закономерностях развития психических процессов, этапах становления личности помогают эффективному управлению деятельности ребенка, гармоничному развитию его личности.

И в педагогической, и в психологический науках присутствуют общие базовые понятия:

  • личность;
  • развитие;
  • взаимодействие;
  • активность;
  • знания;
  • умения;
  • навыки и т.д.

В процессе становления педагогики как науки очень часто исследователи основывались именно на психологические теории развития человека. И на современном этапе развития этих наук в педагогической деятельности применяются психологические методики, тесты, анкеты.

Именно благодаря существованию тесной связи между этими науками возникла новая область научного знания – педагогическая психология.

Связь психологии с техническими и биологическими науками

Психология является уникальной наукой, которая связана не только с общественными, но и с техническими науками.

Этот факт обусловлен тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психология как наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.

В многочисленных исследованиях психологов, которые занимаются разработкой социотехнических систем, именно человек выступает сложнейший элемент системы «человек – машина». В современных технических науках исследования психологов используются при создании новейших образцов техники с учетом психических и физиологических возможностей человека.

Не менее тесно связана психология и с биологическими науками. Данная связь обуславливается двойственной природой человека – человек одновременно является и биологическим и социальным существом. Практически все психические явления, свойственные человеку имеют физиологическую обусловленность и таким образом знания физиологии и биологии человеческого организма способствуют лучшему пониманию закономерностей психических явлений

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная психология имеет тесную связь с различными областями науки и практики.

Все сферы, в которых задействован человек, используют психологические знания о процессах, протекающих в психике человека, и возможностях их использования для выстраивания более эффективного процесса общения и деятельности.

Активное внедрение психологии в различные сферы научного и практического знания приводит к персонализации той или иной научной области и активному процессу индивидуализации знаний для человека и общества в целом, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие личности и общества в целом.

Психология как наука и как система житейских знаний. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

Под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и отличия. Сходство состоит в то, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но отличия между ними весьма значительны.

Житейские психологические знания Научные психологические знания
Знания опираются на конкретные факты, обобщения нередко неправомерны. Знания опираются на многочисленные факты и затем обобщаются
Информация может быть ложной и не подвергается обязательной проверке Знания обязательно проверяются на истинность
Интуитивный характер знаний Знания рациональны, осознанны и обоснованы
Передача знаний затруднена или искажена Знания накапливаются и передаются в классифицированном и точном виде
Основной источник знаний — наблюдение Источники знаний — эксперимент, тестирование, беседа и наблюдение.
Объем знаний мало меняется со временем Знания постоянно расширяются

“Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – писал один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960). – Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей – с другой”. Вслед за Рубинштейном становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

I этап (до научный этап — VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления. На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

II этап (научный период — VII-VI вв. до н.э) — данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов; На втором этапе развития психологии как науки с начала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. А.Д. Локк, утверждая, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука придерживается различных подходов к осмыслению психики человека: психоаналитического (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористского (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистского (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистического (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс) и др.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: