Психопатии как аномалия личности - ABCD42.RU

Психопатии как аномалия личности

ПСИХОПА́ТИЯ

  • В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 693-694

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ПСИХОПА́ТИЯ (от пси­хо… и . па­тия ) (ано­ма­лия лич­но­сти, па­то­ло­ги­че­ский ха­рак­тер, пси­хо­па­ти­че­ская кон­сти­ту­ция), стой­кая дис­гар­мо­ния лич­но­сти, пре­пят­ст­вую­щая её со­ци­аль­ной адап­та­ции, но без на­ли­чия при­зна­ков пси­хич. бо­лез­ни. По­ня­тие П. ввёл нем. пси­хи­атр Ю. Кох (1891–93). Уче­ние о П. раз­раба­ты­ва­ли англ. врач Дж. К. При­чард (1786–1848) («мо­раль­ное по­ме­ша­тель­ст­во», 1835) и Ж. Э. Д. Эс­ки­роль («ин­стинк­тив­ная мо­но­ма­ния», 1838). Оно свя­за­но так­же с кон­цеп­ци­ей Б. Мо­ре­ля о де­ге­не­ра­ции (1857). Бо­лее чёт­ко­му оп­ре­де­ле­нию П. спо­соб­ст­во­ва­ли ра­бо­ты В. Гри­зин­ге­ра , Г. Модс­ли , Р. фон Крафт-Эбин­га , В. Х. Кан­дин­ско­го , С. С. Кор­са­ко­ва и др., ко­то­рые по­зво­ли­ли вы­де­лить П. из груп­пы т. н. де­ге­не­ра­тив­ных пси­хо­зов в са­мо­сто­ят. кли­нич. фор­му. В отеч. пси­хи­ат­рии П. наи­бо­лее пол­но опи­сал П. Б. Ган­нуш­кин (1933). В совр. мед. прак­ти­ке ши­ро­ко рас­про­стра­нён взгляд на П. как на вро­ж­дён­ную ано­малию, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся то­таль­ной и стой­кой дис­гар­мо­ни­ей лич­но­сти. В свя­зи с этим на­ли­чие отд. пси­хо­па­тич., или ак­цен­туи­ро­ван­но-лич­но­ст­ных (К. Ле­он­гард ), черт не да­ёт ос­но­ва­ния для ди­аг­но­за П. Со­глас­но кри­те­ри­ям К. Шнай­де­ра , к П. мож­но от­но­сить толь­ко те ано­ма­лии лич­но­сти, от ко­то­рых стра­да­ет сам ин­ди­ви­ду­ум или об­ще­ст­во и ко­то­рые пре­пят­ст­ву­ют его со­ци­аль­ной адап­та­ции. В Ме­ж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ции бо­лез­ней П. пред­став­ле­на в руб­ри­ке «Спе­ци­фи­че­ские рас­строй­ства лич­но­сти», в ко­то­рой этио­ло­гия и пси­хо­па­то­ло­гич. кар­ти­на отд. форм опи­са­ны схе­ма­тич­но. В свя­зи с этим пси­хи­ат­ры разл. стран в прак­тич. дея­тель­но­сти ис­поль­зу­ют так­же нац. клас­си­фи­ка­ции П. В РФ при­ме­ня­ют мо­ди­фи­ци­ров. ва­ри­ант клас­си­фи­ка­ции, раз­ра­бо­тан­ной Ган­нуш­ки­ным. Он вклю­ча­ет неск. ус­лов­ных ти­пов пси­хо­па­тич. лич­но­стей («чис­тых» ти­пов П. не су­ще­ст­ву­ет). Сре­ди них наи­бо­лее час­то встре­ча­ют­ся: ши­зо­ид­ные лич­но­сти (ши­зои­ды) – замк­ну­тые, эмо­цио­наль­но рав­но­душ­ные к ок­ру­жаю­щим или жес­то­кие, ра­цио­наль­ные и од­но­вре­мен­но лег­кора­ни­мые, экс­цен­трич­ные (чу­да­ко­ва­тые) в по­ве­де­нии, склон­ные к дли­тель­ным ре­ак­ци­ям с идея­ми от­но­ше­ния в кон­фликт­ных си­туа­ци­ях; для аф­фек­тив­ных лич­но­стей (цик­лои­дов) ха­рак­тер­на из­мен­чи­вость на­строе­ния (аф­фек­тов) как под влия­ни­ем внеш­них фак­то­ров, так и бес­при­чин­но, от де­прес­сии до ги­по­ма­нии; па­ра­нои­че­ские лич­но­сти (па­ра­нои­ки) склон­ны к об­ра­зо­ва­нию сверх­цен­ных идей, к по­вы­шен­ной са­мо­оцен­ке, уп­рям­ст­ву, стрем­ле­нию к са­мо­ут­вер­жде­нию, обид­чи­во­сти, зло­па­мят­но­сти; пси­ха­сте­ни­че­ские лич­но­сти от­ли­ча­ют­ся не­уве­рен­но­стью в се­бе, склон­но­стью к со­мне­ни­ям, по­сто­ян­ным са­мо­ана­ли­зу и са­мо­кон­тро­лю, к фик­са­ции нев­ро­тич. рас­стройств (см. Пси­ха­сте­ния ); ис­те­ри­че­ские лич­но­сти (ис­те­ри­ки) от­ли­ча­ют­ся стрем­ле­ни­ем при­влечь к се­бе вни­ма­ние, при­зна­ка­ми пси­хич. ин­фан­ти­лиз­ма (вну­шае­мость, эмо­цио­наль­ная не­ус­той­чи­вость), экс­т­ра­ва­гант­но­стью, те­ат­раль­но­стью по­ве­де­ния, склон­но­стью к мис­ти­фи­ка­ции, лжи, вы­мыс­лам (см. Псев­до­ло­гия ); воз­бу­ди­мые лич­но­сти (эпи­леп­тои­ды) про­яв­ля­ют раз­дра­жи­тель­ность, вспыль­чи­вость, злоб­ность, кон­фликт­ность, склон­ность к вспыш­кам гне­ва по не­зна­чит. по­во­ду, жес­то­кость, зло­па­мят­ность в со­че­та­нии с льсти­во­стью, хан­же­ст­вом, рас­строй­ством на­строе­ния в ви­де дис­фо­рии . Для ди­на­ми­ки П. ха­рак­тер­ны пе­рио­ды ком­пен­са­ции и де­ком­пен­са­ции, па­то­ло­гич. ре­ак­ции (см. Пси­хо­ге­нии ). Ле­че­ние, обыч­но ам­бу­ла­тор­ное, про­во­дят в пе­рио­ды де­ком­пен­са­ции и при па­то­ло­гич. ре­ак­ци­ях (пси­хо­те­ра­пия, тран­кви­ли­за­то­ры, ан­ти­де­прес­сан­ты, ней­ро­леп­тич. сред­ст­ва). Во мно­гих слу­ча­ях П. с воз­рас­том про­ис­хо­дит сгла­жи­ва­ние пси­хо­па­тич. черт, что со­про­во­ж­да­ет­ся со­ци­аль­ной адап­та­ци­ей. При со­вер­ше­нии про­ти­во­прав­ных дея­ний стра­даю­щие П. су­деб­но-пси­хи­ат­рич. экс­пер­ти­зой обыч­но при­зна­ют­ся вме­няе­мы­ми.

    Пубертатный кризис. Что нужно знать родителям, чтобы выявить психопатию

    «Мой сын отказывается учиться в школе и грозится уйти из дома!» – говорит одна моя приятельница. Другая жалуется на пятнадцатилетнюю дочь: «Ну совсем стала неуправляемая, грубит, курить начала!» «Это переходный возраст, девочки, – отвечаю им, – то ли еще будет!» Шутки шутками, но пубертатный кризис – это один из самых тяжелых периодов жизни человека, от которого во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. О психических особенностях становления личности ребенка и проявлении различного рода психопатий поговорим с психоневрологом кризисного центра для подростков г. Томска Оксаной Чуфистовой.

    Психопатии и их причины

    Что происходит с детьми в возрасте 12-16 лет, почему иногда ранее спокойные дети начинают себя вести неадекватно?

    – Изменения в психике подростка связаны, прежде всего, с гормональной перестройкой организма, с наступлением периода полового созревания. Перестройка нервной системы ребенка вызывает личностные расстройства, которые называются психопатиями. Психопатии бывают трех видов:

    Шизоидные, шизотипические, параноидные;

    Пограничные, антисоциальные, нарцисстические, истерические;

    Зависимости по типу уходов (замыкание в себе, алко и наркозависимости, дромомания), одержимость какой-то идеей, пассивно-агрессивные, когда ребенок подавляет в себе эмоции.

    Причин таких расстройств несколько.

    Первая группа причин конституционального характера (психогенные), то есть главную генетическую роль играют биологические факторы. В то же время «дурная» наследственность может проявить себя только в определенных ситуациях. Если жизненный кризис продолжается длительное время, то вероятность возникновения конституциональной психопатии наиболее высока.

    Вторая группа причин – так называемые, органические психопатии. Их основой является приобретенная после рождения вследствие травм или инфекционных заболеваний органическая недостаточность, минимальная мозговая дисфункция (ММД). Это локальное повреждение головного мозга, которое выражается в незрелости высших психических функций в том или ином возрасте и проявляется в поведенческих, речевых и двигательных реакциях ребенка. Распространенным примером ММД является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка речевого развития (ЗРР), дисграфия (нарушение письма), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение навыков счета).

    Третья группа – «краевая», определяется влиянием среды на развитие ребенка. К этой группе относятся типы воспитания: гиперопека, гипоопека, педагогическая и социальная запущенность, безконтрольность и безнадзорность ребенка. Также причиной возникновения психопатии в подростковом возрасте может стать травмирующая ситуация в семье, например, жесткое воспитание, развод родителей, смерть близкого.

    Чаще всего возникновение той или иной психопатии обусловлено рядом вышеперечисленных причин. Например, у ребеночка были наследственные предпосылки, к ним присоединилась ММД и негативное влияние среды по типу педагогической запущенности.

    Этапы формирования психопатий

    Получается, что психопатии, проявляющиеся в подростковом возрасте, не возникают сами по себе, а формируются с самого рождения?

    – Условно формирование психопатий можно разделить на три этапа.

    I этап – раннее детство, когда психопатические проявления исчерпываются отдельными элементами проявления: чрезмерное возбуждение, истерики, резкие перепады настроения, аутизация ребенка – замыкание в себе. Клиническая картина психического расстройства еще недифференцирована, изменчива, подвижна и фрагментарна. Отдельные аномальные черты еще не дают основания вычленить именно психопатическую структуру поведения. Но уже на этом этапе родители могут обратить внимание на расстройства поведения, гиперактивность, заторможенность, аутичность или речевые нарушения. Эти симптомы уже дают повод, чтобы обратиться к неврологу за разъяснениями. Часто психопатии путают с акцентуациями, когда ребенок проявляет особенности характера в пределах нормы, какие-то черты при этом наиболее усилены, вследствие чего ребенок становится более уязвимым и нервным. Акцентуации – это не психическое расстройство, поэтому своеобразное поведение малыша требует длительного наблюдения.

    На II этапе – формирование психопатии в пубертатный период развития ребенка, проявляется мозаичность клинической картины. Отмечается взаимозаменяемость психопатической симптоматики многообразием возрастных особенностей: инфантилизм, стремление к самоутверждению, реакции отказа, оппозиции, имитации, эгоцентризм и т.п. Также проявляются признаки педагогической запущенности, склонность к сверхценным идеям (параноидальный признак). Со временем один из психопатических признаков начинает занимать доминирующее место. Чтобы диагностировать тот или иной тип психопатии нужно учитывать многие особенности: психическую активность, развитие моторики, подвижность или ригидность психопроцессов, интравертированность или экстравертированность, склонность к невротическим реакциям, организованность. Психопатические сдвиги в подростковом возрасте динамичны и отражают все ресурсы психики. Часто психогенные проявления сочетаются с аффективными расстройствами или замещают их.

    III этап – конец пубертатного периода, характеризуется завершением формирования психопатии и проявления всех ее клинических форм. Знание поэтапности формирования психопатии очень важно для постановки диагноза и исключения сходных с психопатией состояний.

    Клинические проявления психопатии

    Как отличить психопатию от сходных форм проявления?

    – Помимо расстройств в поведении при психопатии наблюдаются психовегетативные расстройства: тремор, побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, повышенное или пониженное давление. Также изменения могут происходить в питании: булимия или нервная анорексия, в сексуальной жизни: чрезмерная активность или вялость. Во-вторых, при психопатии наблюдаются вегетативно-дистонические депрессии, невралгические меланхолии, апатии. В-третьих, психопатии сопровождаются соматоформной симптоматикой, то есть возникает боль на фоне расстройства психики. В подростковом возрасте как раз преобладает головная боль или боль в животе. Такие расстройства еще называют ипохондрией. Из-за постоянной боли подросток начинает капризничать, проявлять агрессию. Поэтому родителям при проявлении неадекватного поведения подростка, прежде всего, нужно спросить у него: а у тебя ничего не болит. В случае положительного ответа необходимо обратиться к неврологу.

    Читайте также  Фразеология русского языка

    Поведенческие проявления психопатии

    Подростки, с какими чертами характера могут оказаться в группе риска?

    – На самом деле психопаты – это люди с ярко выраженными определенными чертами личности еще в раннем детстве, поэтому родителям стоит обращать внимания на особенности поведения детей. Склонные к психопатическим расстройствам дети делятся на несколько групп.

    Группа возбудимых. Характерными чертами личности этой группы является чрезмерная раздражительность, доходящая до ярости, вспыльчивость, приступы злобного настроения, эгоистичность, бурное реагирование на ситуацию, властность, нетерпение к мнению других, обидчивость, требовательность, подозрительность, плохая переносимость алкоголя. Ранними проявлениями психопатий у таких детей являются двигательное беспокойство, беспокойный сон с подергиванием, необузданные шалости, быстрая возбудимость, желание во все вмешиваться. В дошкольном возрасте появляются устрашающие сны, сноговорение, переменчивость настроения, мышечные боли. В подростковом возрасте усиливается взрывчатость, колебания настроения, растормаживаются сексуальные влечения, проявляется жестокость, иногда садистские наклонности, нетерпимость к ущемлению своих прав, за счет повышения самооценки снижается заинтересованность учебой. Ребенок протестует против окружающего мира, стремиться сделать назло, мстить, разрушать. К окончанию школы у детей наблюдается интеллектуальная усталость, стремление к алкоголю, сексуальным эксцессам. В тяжелых случаях во взрослом возрасте наблюдаются акты жестокой мести, дромомания, застревание на негативных переживаниях, приступы агрессия, формирование запойного пьянства.

    Группа истеричных. Для детей этой группы характерно стремление, во что бы то ни стало, обратить на себя внимание, позерство, театральность, поиск признания, крайний эгоцентризм, внушаемость, косметическая ложь, бегство от проблемы в болезнь, фантазирование, мошенничество, авантюризм. В раннем детстве склонны к паясничанию, подражанию, у истеричных повышена впечатлительность, капризность. В подростковом возрасте – более чем при других формах психопатии, выражен инфантилизм, нелогичность мышления. Такие дети могут закатить истерику, демонстративные рыдания, нанести себе повреждение. Фантазирование проявляется у них как реакция на трудную ситуацию. В школе отмечается эгоцентризм и стремление занять центральное положение любым путем, что выливается в конфликты со сверстниками. Неорганизованность и отсутствие выдержки у таких детей создают конфликт между желаниями и возможностями, поэтому они не удерживаются в школе. Главным механизмом поведения становятся бурные демонстративные истерики.

    Группа неустойчивых. В этой группе наибольшее значение имеет повышенная утомляемость, слабость волевых функций, податливость внешнему влиянию, изменчивость интересов. Мышление зависит от эмоционального состояния, наблюдается склонность к внезапным немотивированным решениям, трудность положительной адаптации в коллективе, поиски путей наименьшего усилия. В раннем детстве такие дети повышено возбудимы, раздражительны. С 5 лет появляется любопытство, болтливость, крайняя неорганизованность, неопрятность, разбросанность, активное сопротивление запретам, потеря интереса ко всему, что перестает быть новым. Такие дети, обычно, наделены неплохим интеллектом, хорошим воображением, но у них нет устойчивых склонностей к чему-либо. В подростковом возрасте неустойчивость возрастает, их намерения и поступки становятся непредсказуемыми, усиливается внушаемость, стремление к вымыслам, ослабевает привязанность к родителям. Поведение часто зависит от среды, если такой внушаемый подросток попал в дурную компанию, он моментально перенимает дурные привычки, без раздумий включается в любую авантюру, склонен к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. К концу школы психопатические черты приобретают устойчивый характер, на фоне бесхарактерности, лени, беспорядочности усиливаются патологические влечения, что приводит к асоциальному поведению.

    Группа астенических и психоастенических личностей отличается повышенной ранимостью, робостью, неуверенностью в себе, плохой выносливостью, склонностью к фобиям, колебаниями настроения, спадам работоспособности, ипохондрии (частые головные боли, боли в области сердца, расстройство сна). У них снижено сексуальное влечение. Психоастеники излишне тревожны, недоверчивы, мнительны, боятся всего нового, у них занижена самооценка. Они самолюбивы постоянно чувствуют неполноту жизни, преувеличивают значение мелких фактов, депрессивны, плохо переносят нарушение привычного образа жизни, нередко склонны к бесполезному мудрствованию.

    Группа шизоидов – это патологически замкнутые дети, интроверты, внешне холодны, не умеют налаживать отношения с людьми и остаются вне коллектива. Они склонны к аутистическому фантазированию, причудливому коллекционированию, абстрактным занятиям, сочинению странных рассказов, мечтательны. У них преобладает абстрактное мышление, своеобразная эмоциональность с самого раннего детства, нередко их сверхценные идеи перерастают в параноидальный бред, а все, что связано с их увлечениями вызывает бурные переживания. В подростковом возрасте эгоцентризм усиливается, повышенная самооценка сочетается с чувством собственной неполноценности, возникают депрессии, паранойи, дисфории. Чаще, чем в других группах у этих детей выявляется резкий скачок в развитии личностной патологии по типу вялотекущей шизофрении. К концу пубертата чаще всего шизоидные особенности стабилизируются.

    Группа мозаичных представляет собой сочетание всех вышеперечисленных особенностей психопатических групп, доминирующий синдром выделить крайне сложно. В период пубертатного криза та или иная черта проявляет более очерченный характер. Во многом поведение таких детей зависит от внешних обстоятельств, биологических циклов, условий среды и т.п. В связи с этим мозаичные приближаются то к одному, то к другому типу. Иногда происходит сочетание истерических черт с повышенной внушаемостью, взрывчатости и фантазирования.

    В любом случае при обнаружении у ребенка усилений каких-либо из патологических черт родителям необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу.

    Задайте вопрос психиатру

    О расстройствах личности (психопатии)

    Психопатия – это личностная аномалия, которая характеризуется дисгармоничностью ее психического устроения. Критериями психопатии являются: 1) выраженность психических нарушений, приводящая человека к социальной дезадаптации; 2) тотальные изменения всего психического облика 3) относительная стабильность психических особенностей (П. Б. Ганнушкин).

    Еще в первой половине XIX века характерологические аномалии описывались как «моральное помешательство» (Д.Причард, 1835). В 1857 году Б.Морель писал, что эти люди «конституционно запятнаны, и это клеймо будет их сопровождать от колыбели до могилы, оно будет тяготеть над всей личностью и давать свое влияние во все эпохи жизни». Идея «нравственного помешательства» сразу заняла господствующее место в изучении особенностей этого психопатологического состояния. Вот основные точки зрения, объясняющие понятие психопатия: Ф.Пинель (1909) – нравственная дезорганизация свободной воли; М.Бенедикт (1895) – нравственное помешательство; Л.Мендел (1902) – нравственное слабоумие; Ж.Причард (1925) – моральные увечия и интенсивная порочность; Е.Блейлер (1896) называл такой тип людей «врожденные преступники»; К.Бирнбаум – дегенеративные фантасты, Л.Арлоу – «сизифов» тип личности.

    Учение о психопатиях сложилось в недрах русской психиатрии в связи с экспертными заключениями (на судебных процессах в отношении таких пациентов) выдающихся русских ученых-психиатров C. С. Корсакова (1880), В. X. Кандинского (1883) и И. М. Балинского (1884). Описания проявлений характерологической патологии и их клинический анализ в этих заключениях были квалифицированы как конкретное болезненное состояние – «психопатия». Это понятие затем быстро распространилось не только в медицинской, но и в художественной литературе (очерки А. П. Чехова «Психопаты» и Н. А. Лескова «Старинные психопаты» по материалам упомянутых дел и заключений).

    Различают психопатии конституциональные, которые имеют генетические предпосылки; как следствие различных заболеваний, травм головного мозга, инфекций (органические психопатии), и приобретенные или нажитые. Последняя группа психопатий связана преимущественно с факторами воспитания, средовыми и ситуативными обстоятельствами. Хотя среда и воспитание оказывает свое влияние и на первые две группы расстройств. По данным разных авторов от 5 до 10 % населения имеют стойкую личностную патологию. Увы, наша действительность зачастую является «поставщиком» психопатических личностей.

    Проблема «нравственного помешательства» довольно долго была в центре внимания и многих отечественных психиатров и юристов (Андрузский, Мержеевский, Дриль, Бошкин, Рейтц). Эти и другие авторы придерживались концепции дегенерации (вырождения). По их мнению, пороки (читай грехи – прим.автора) как болезненные отклонения передавались из поколения в поколение. Дети в таких семьях имели врожденный недостаток нравственных чувств и предрасположенность к моральному уродству. Эти дети, как указывают исследователи, не способны справляться со своими страстями, подвержены непреодолимым импульсам, наклонности их извращены, особенно в половой сфере. Нравственное чувство у них развито лишь в зачаточном виде или совершенно отсутствует. Среди неблагоприятных факторов особо отмечались: пьянство родителей, аморальная и порочная их жизнь, криминальная среда и т.п. Как пишет В.Я.Гиндикин: «Авторы теории морального нездоровья с самого начала подчеркивали зависимость соответствующих личностных девиаций (отклонений – прим.автора) от неблагоприятных внешних факторов и в генезе (происхождении – прим.автора), и на протяжении жизни».

    Первая в мире монография, посвященная описанию психопатий была опубликована в России в 1886 году В.М.Бехтеревым. Он в частности писал: «Лица, страдающие психопатией, не могут считаться душевнобольными в собственном смысле этого слова, но они являются теми странными, загадочными существами, которые чувствуют, мыслят и поступают иначе, нежели здоровые лица, которые нередко уже с детства являются глубоко порочными существами и которые вместе с тем представляют собой верных кандидатов на душевную болезнь». К.Шнайдер писал, что психопат тот, кто из-за особенностей своего характера страдает сам и/или заставляет страдать окружающих. Нельзя не согласиться и со взглядами Е.Кречмера (1934), который утверждал следующее: «Для того, чтобы вскрыть сущность психопатической личности, следует одновременно учитывать наследственные особенности, экзогенные (внешние – прим.автора) соматические повреждения в раннем возрасте и влияние среды». Крупный отечественный психиатр В.А.Гиляровский писал: «психопатами чаще делаются, чем рождаются». О возможности так называемых нажитых психопатий с полной уверенностью писали профессора-психиатры Е.К.Краснушкин, П.Б.Ганнушкин и другие видные отечественные и зарубежные ученые.

    Читайте также  Социальные факторы трудовых конфликтов

    И еще. Не следует воспринимать психопатических личностей исключительно как асоциальных персон. Личностная дисгармония проявляется большим многообразием. Среди психопатов могут быть и яркие истерики, и погруженные в себя шизоиды, и постоянно во всем сомневающиеся психастеники и др. Главное в природе всех этих проявлений – устойчивая психическая дисгармония.

    Наша действительность отнюдь не способствует психическому здоровью людей и зачастую является, если можно так сказать, психопатической «фабрикой». Социальная напряженность в обществе очень высока. С другой стороны, налицо нравственный кризис. Многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Немало и тех, которые, не имея в сердце нравственных ориентиров, становятся на путь греха. А греховная жизнь никогда и никому не давала душевного мира, радости и спокойствия. Особую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые духовные ориентиры в обществе тяжелым бременем ложатся на неокрепшие детские души. Немало семей можно назвать неблагополучными. Половина 13-летних девочек и мальчиков в нашей стране уже пробовали алкоголь. Возраст приобщения к курению в Москве снизился до 10 лет у мальчиков и до 12-ти у девочек. Никого не удивишь сегодня тем, что школьники сплошь и рядом вступают в половые связи. Каждый 10-й аборт делает девочка-подросток. Среди молодежи набирает обороты наркомания. Венерические заболевания у подростков, детская проституция, увы, печальные приметы нашего времени. Появились подростки — серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия. Можно заключить, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают. Испытания для детей начинаются уже с младенческого возраста. Вот строки из письма одной молодой мамы: «У детей украли детство. «Благодаря» телевидению и средствам массовой информации маленькие дети уже знают, что такое секс и как и с кем им можно заниматься. Когда они подрастут, смогут ли понять, что такое любовь? Посмотрите, какие мультфильмы показывают детям. Фильмы безнравственные и невежественные. У нас что, сознательно калечат детей? А какие игрушки продают: ниндзи, пришельцы из космоса, роботы и т. д. Для чего? Что эти игрушки несут детям?» Увы, подобных писем автор этих строк получает немало, и в каждом — боль и скорбь родителей по поводу происходящего вокруг.

    Представляет интерес исследование, проведенное департаментами полиции и народного образования в г. Фуллертоне, штат Калифорния (США), в марте 1988. Вот его данные. Основные проблемы в школе в 1940 г.: ученики разговаривают во время уроков; жуют жвачку; шумят; бегают по коридорам; не соблюдают очередей; одеваются не по правилам; сорят в классах. И вот как изменились основные проблемы через 48 лет: употребление наркотиков; употребление алкоголя; беременности; самоубийства; изнасилования; ограбления; избиения. Комментарии, как говорится, излишни. А с той поры минуло уже четверть века и ситуация стала еще хуже. Проамериканский образ жизни вот уже пару с лишним десятилетий навязывается и нам, и нашим детям. И на Руси активно строят общество потребления. К чему это приведет? Напрашивается неутешительный прогноз. Но вернемся к описанию психопатии.

    Психопатия занимает как бы промежуточное положение между психозами и неврозами. Она по некоторым характеристикам «не дотягивает» до психоза (как правило, отсутствуют в клинической картине бред, галлюцинации и другие проявления психоза), но и существенно отличается от невротических расстройств. Также при неврозе имеется связь симптомов с какими-то эмоционально значимыми переживаниями, тревожащими человека событиями и обстоятельствами жизни. А психопат, как говорится, всегда психопат. Конечно, в отдельные моменты его поведение может декомпенсироваться, а в иные периоды жизни наблюдается относительная компенсация, но общий аномальный психопатический фон остается. Если у больного есть совесть и чувство вины – это не психопатия. У психопата, как утверждают некоторые психиатры, нет совести и чувства вины. В лучшем случае, только чувство неудобства от тех или иных проявлений психопатического характера.

    Если человек, страдающий неврозом, условно говоря, вредит себе, то психопат своим поведением вредит и окружающим. Безусловно, степень выраженности психопатических черт у лиц, ими обладающих, варьируется индивидуально. Существенно разнится и клиника отдельных видов психопатических расстройств. Так, различают, к примеру, следующие виды психопатий: возбудимая, истерическая, реактивно-лабильная, тормозивная и другие. В прежних классификациях мы могли встретить, например, такие разновидности психопатии: чудаки, фантасты, лгуны, эмоционально тупые, раздражительные, нервозные, депрессивные.

    К неблагоприятным факторам, осложняющим течение психопатии относят: алкоголизм, наркоманию и другие химические и нехимические зависимости, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания (также в сочетании с возрастными изменениями).
    «Бред поступков» – так еще иногда говорят о психопатическом поведении. В последней психиатрической классификации вместо термина «психопатия» используется термин «расстройства личности».

    Лечение психопатии – это длительный, сложный и далеко не всегда эффективный процесс. То же самое можно сказать и о духовной реабилитации психопатических личностей. Однако невозможное человеку – возможно Богу.

    Психопатия (общая характеристика)

    Психопатия — это стойкая аномалия характера. Психопатическими называют личности с юности обладающие рядом особенностей, которые отличают их от нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и других приспособляться к окружающей среде. Присущие им патологические качества представляют собой постоянные, врожденные свойства личности, которые, хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, не подвергаются тем не менее сколько-нибудь резким изменениям.

    Психопатии представляют область между психической болезнью и здоровьем, т.е. являются пограничными состояниями. Для психопатов характерна неполноценность (недостаточность) эмоционально-волевой сферы и мышления, однако без исхода в слабоумие. При столкновении с психопатами создается впечатление незрелости, детскости из-за определенных дефектов психической сферы (частичного инфантилизма).

    Незрелость психики проявляется в:

    • повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям и чрезмерным фантазиям у истеричных субъектов;
    • эмооциональной неустойчивости — у аффективных (циклоидных) и возбудимых;
    • в слабости воли — у неустойчивых;
    • в незрелом, некритическом мышлении — у паранойяльных психопатов.

    Несмотря на то, что психопатические особенности характера довольно неизменны сами по себе, они создают особо благоприятную почву для патологических реакций на психические травмы, на чрезмерно тяжелые условия жизни, на соматические заболевания.

    В основе психопатии лежит врожденная неполноценность нервной системы, которая может возникнуть под влиянием наследственных факторов, вследствие внутриутробного воздействия вредностей на плод, в результате родовых травм и тяжелых заболеваний раннего детского возраста.

    Большое значение в формировании психопатии имеет неблагоприятное влияние внешней среды (неправильное воспитание, психические травмы). Однако, истинные психопатии («ядерные») носят конституциональный характер (врожденный). В тех случаях, где ведущая роль в формировании патологического характера принадлежит внешним факторам, следует говорить о патохарактерологическом развитии личности.

    В основу классификации положены: особенности патологического характера, проявляющиеся, в сочетании различных психопатических черт, и тип нарушения высшей нервной деятельности.

    Течение психопатий:

    Психопатии, в отличие от психозов, не относятся к прогредиентным (прогрессирующим) заболеваниям. Однако, такая статика психопатий условна. Она справедлива в отношении сохранения единства личности. Личность же в зависимости от внешних условий и воздействия внутренних факторов может быть адаптированной (компенсированной) или дезадаптированной (некомпенсированной).

    Компенсация психопатической личности осуществляется двумя путями. При первом под влиянием благоприятных социальных условий происходит сглаживание патологических черт характера. Второй путь направлен на выработку вторичных психопатических черт в целях приспособления к окружающей среде (гиперкомпенсация).

    Нарушение социальной адаптации происходит, как правило, под влиянием внешних факторов (психотравмирующие ситуации, соматические заболевания, социальные условия), причем декомпенсирующие факторы должны быть значимы для данной личности.

    Например, конфликт в семье будет значимым моментом для возбудимого психопата и не окажет никакого декомпенсирующего влияния на шизоидную личность. Декомпенсация представляет собой обычно выраженное усиление личностных особенностей. Так например, депрессивные состояния чаще возникают у гипотимных или циклоидных личностей, истерические реакции — у истерических психопатов, идеи ревности или сутяжничества — у паранойяльных.

    Читайте также  Трансфертное ценообразование 3

    Могут возникать реакции, не соответствующие характеру психопатии, контрастные типу личности. Так, у возбудимых появляются астенические реакции, у истерических — депрессивные. Это происходит обычно в условиях тяжелой психотравмирующей ситуации (гибель близкого человека, безвыходная жизненная ситуация и т д.). В таких случаях могут возникать шоковые реакции и реактивные психозы.

    Декомпенсация психопатий обычно происходит в периоды гормональной перестройки в организме. Наиболее значимыми в этом плане являются пубертатный (подростковый) возраст и период инволюции (климактерия — у женщин). Кроме того, заострение характерологических особенностей у женщин наблюдается во время беременности, особенно в первой ее половине, после абортов, неблагополучных родов, перед менструацией.

    Патохарактералогическое развитие личности, в отличие от психопатий, является результатом неправильного воспитаний в семье, длительного воздействия неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов, причем психогенный фактор является основным.

    Например, в условиях постоянного подавления, унижения и частых наказаний формируются такие черты характера как застенчивость, нерешительность, робость, неуверенность в себе. Иногда в ответ на постоянную грубость, черствость, побои (в семьях алкоголиков) также появляется возбудимость, взрывчатость с агрессивностью, выражающие психологически защитиую реакцию протеста. Если ребенок растет в обстановке чрезмерного обожания, восхищения, восхваления, когда исполняются все его желания и прихоти, то формируются такие черты истерической личности, как эгоизм, демонстративность, самовлюбленность, эмоциональная неустойчивость при отсутствии инициативы и целевых установок в жизни.

    А если он к тому же — заурядная личность, не обладающая в действительности воспеваемыми талантами, то ему приходится самоутверждаться и заслуживать признание окружающих другими способами (отличным от других внешним видом, необычными поступками, сочинительством о себе разных историй и т.п.).

    Иногда бывает трудно отличить врожденную психопатию от патохарактерологического развития личности, тем более что и при формировании врожденной психопатии внешние факторы играют далеко не последнюю роль.

    В стадии компенсации психопатические личности в лечении не нуждаются. В профилактике декомпенсации основное значение придается мерам социального воздействия: правильное воспитание в семье, школе, меры по адекватному трудоустройству и социальной адаптации, соответствующие психическому складу личности и уровню интеллекта.

    При декомпенсации используются как методы психотерапевтического воздействия (разъяснительная психотерапия, аутогенная тренировка, гипноз, семейная психотерапия), так и медикаментозное лечение. Психотропные препараты назначаются индивидуально с учётом психопатологических реакций и личностных особенностей.

    У личностей с преимущественно эмоциональными колебаниями успешно применяют антидепрессанты, при выраженных истерических реакциях — небольшие дозы нейролептиков (аминазин, трифтазин), при состояниях злобности, агрессивности — также нейролептики (тизерцин, галоперидол). При выраженных отклонениях поведения успешно используются «корректоры поведения» — неулептил, сонапакс.

    Тяжелые астенические реакции требуют назначения стимуляторов (сиднокарб) или естественных препаратов с мягким стимулирующим действием (женьшень, китайский лимонник, заманиха, левзея, элеутерококк и др.). Подбор препаратов, доз и способов их введения осуществлется врачом-психиатром.

    На период декомпенсации определяется временная утрата трудоспособности с оформлением больничного листка. На инвалидность больные переводятся крайне редко, при отягчающих обстоятельствах.

    Основой лечения всех психопатий является длительная психотерапия. Методику выбирают с учетом особенностей расстройства. В большинстве случаев наиболее эффективными являются классический психоанализ, глубинная психоаналитическая терапия Юнга, различные комбинации и модификации этих методов. При необходимости при психопатиях назначают транквилизаторы и антидепрессанты. Большую роль играет целенаправленная социальная адаптация в подростковом и юношеском возрасте: поддержка при вхождении в коллектив, помощь в выборе профессии и пр.

    Прогноз в целом благоприятный.

    Никакая информация, размещенная на этой или любой другой странице нашего сайта, не может служить заменой личного обращения к специалисту. Информация не должна использоваться для самолечения и приведена только для ознакомления.

    Этиология и клиника расстройств личности

    В учении о психопатиях одним из самых сложных и пока не имеющих единого толкования является вопрос об их этиопатогенезе. В настоящее вре­мя наиболее доказанной и адекватной является позиция, согласно которой психопатии полиэтиологичны и относятся к группе психических и поведен­ческих расстройств биопсихосоциального происхождения. Это означает, что в их возникновении участвуют несколько факторов, один из которых может иметь решающее значение.

    В зависимости от этого О. В. Кербиков выделил 3 группы психопа­тий.

    1-я группа — «ядерные», конституциональные психопатии; здесь глав­ную этиологическую роль играют наследственность, конституция (то есть био­логические факторы), однако немалое значение имеют и ситуационные фак­торы, в частности, семейная дисфункция.

    2-я группа — «органические психопатии». Их биологической основой является рано приобретенная легкая органическая недостаточность, так на­ зываемая «минимальная мозговая дисфункция», приводящая к органичес­ кой аномалии развития (но не к органическому дефекту). В этой группе роль внешних ситуационных факторов более отчетлива и тем значительнее, чем менее выражена органическая недостаточность. Органические психопатии часто являются мозаичными. В клинической картине облигатно присутствует наряду с другими астенический симптомокомплекс.

    3-я группа — «краевая»; она находится «на краю шкалы возрастаю­щего преимущественного влияния среды по сравнению с изначальной био­логической неполноценностью» [Кербиков О. В., 1971]. Роль биологичес­ких факторов минимальна, и основное, хотя и не абсолютное, значение в формировании психопатий принадлежит психогенным и ситуационным факторам.

    Ни одна из перечисленных форм психопатий не выявляется в «готовом» виде в раннем детстве, хотя именно с этого времени (особенно в группе ядерных психопатий) начинается их формирование. Процесс становления психопа­ тий происходит в детском и подростковом возрасте, а иногда продолжается и в юношеском, искажая нормальное онтогенетическое развитие и созрева­ ние психики (психопатический дизонтогенез). До окончания пубертатного криза необходима большая осторожность в постановке диагноза психопатии, поскольку с этим сопряжены многие социальные последствия, в том числе и решение вопроса о годности к военной службе.

    На первом этапе формирования психопатий клиническая картина соот­ветствует истерическому, астеническому или неустойчивому типам, в основ­ном — в виде форм реагирования. Иными словами, клиническая картина в это время не дифференцирована, фрагментарна и подвижна.

    В дальнейшем, если наступает следующий (2-й) этап развертывания личностной патологии, происходит формирование психопатии. Если же от­дельные характерологические особенности остаются на прежнем уровне, не обнаруживая тенденции к поступательной динамике, их следует расцени­вать не как психопатии, а как «акцентуации личности» [Леонгард К., 1981; Личко А. Е., 1983]. Отдельные аномальные черты при этом не скла­дываются в определенную психопатическую структуру, не сопровождаются клинически очерченными динамическими сдвигами (декоменсация, фазо­вые состояния) и не нарушают способности к адаптации и коррекции п­ ведения.

    На 2-м этапе формирования психопатии ярко проявляется мозаичность клинической картины. В это время отмечаются не только лабильная взаи­мозаменяемость психопатических синдромов, но и многообразие утрирован­ных возрастных особенностей психики (стремление к самоутверждению, эго­центризм, инфантилизм, реакции оппозиции, имитации, отказа и т. д.), пси­хоэндокринные проявления и нередко — признаки педагогической запущен­ности. В этот же период может возникать склонность к полиморфным свер­хценным образованиям.

    Постепенно один из психопатических синдромов приобретает доминиру­ющее положение в клинической картине. Для установления типа формиру­ющейся психопатии следует учитывать такие признаки, как особенности мо­торики, психическую активность, экстра- или интравертированность, подвиж­ность или ригидность психики, организованность, склонность к тем или иным характерологическим или патохарактерологическим реакциям по В. В. Ко­валеву (1995).

    Динамические психопатические сдвиги в подростковом возрасте отлича­ются от тех, что наблюдаются при сложившейся психопатии. Так, патохарактерологические реакции прослеживаются на всех этапах формирования пси­хопатии, всегда отражают ресурсы психики и вначале исчерпывают клиничес­кую картину, а в дальнейшем приобретают клиническое выражение, соответ­ствующее структуре психопатии. Декоменсация (психогенное утяжеление пси­хопатических проявлений в сочетании с аффективными расстройствами) и фазы (депрессивные, гипоманиакальные, дисфорические) возникают только к концу 2-го этапа становления, когда структура психопатии уже сформиро­вана. Следует отметить, что фазы в подростковом возрасте обычно не длитель­ны, не развернуты и часто проявляются спонтанными расстройствами настро­ения (эпизоды, по П. Б. Ганнушкину).

    3-й этап — это, по существу, завершение формирования психопатии и по­явление всех ее клинических характеристик.

    Знание этапности формирования психопатий необходимо для установле­ния точного диагноза и исключения состояний, лишь внешне сходных с пси­хопатиями.

    В рамках подросткового и юношеского возраста понятие декомпенсации может быть применено с известной долей условности, так как состояние де­компенсации предполагает уже сложившуюся структуру психопатии.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: