Расчет шарнирно-рычажных механизмов - ABCD42.RU

Расчет шарнирно-рычажных механизмов

Структурный синтез шарнирно-рычажных механизмов. Группы Ассура, их классификация. Формула строения механизма его класс и порядок.

Задачами структурного анализа являются: выявление особенностей строения, определение числа степеней свободы, порядка и класса механизма с целью установления рациональных методов и последовательностью кинематического расчёта.

Любой механизм включает в свой состав простейший начальный или первичный механизм, который состоит из одного подвижного звена и стойки, связанной либо поступательной, либо вращательной парой.

Более сложные механизмы образуются из простого начального механизма путём присоединения к нему структурных групп или групп Асура. Группа Асура – это такая кинематическая цепь, которая, будучи присоединённой свободными (незанятыми) элементами пар к стойке, образует неподвижную систему, то есть W=0. (3n-2P5=0)

Структурный синтез механизмов основан на методе «наслоения» или присоединения к имеющейся кинематической цепи механизма групп с числом степеней подвижности, равным нулю.

Структурная группа имеет порядок и класс. Порядок определяют по числу свободных (независимых) элементов кинематических пар, а класс – по числу кинематических пар, образующих наиболее сложный замкнутый контур.

Класс и порядок механизма устанавливают по структурной группе, имеющей наиболее высший порядок и класс. Степень свободы пространственного механизма:

W=6n-5P5-4Р4-3Р3-2Р21 (формула Малышева). Степень подвижности плоского механизма: W=3n-2P5— Р4 (формула Чебышева).

Исследуя структуру механизма, необходимо выделить входное звено и разбить кинематическую цепь механизма на простейшие группы. Характер образования кинематической цепи механизма указывается формулой его строения. Например, формула: I→ II (2-3)→II (4-5) указывает, что механизм образован последовательным присоединение двух двухпроводковых групп; формула: I→ II (2-3)→III (4-5-6-7) говорит о присоединении к двухпроводковой группе

II (2-3) трёхпроводковой группы III (4-5-6-7).

2. Трение в кинематических парах механизма: основные понятия, виды трения, коэффициент трения скольжения.

Природа трения, виды трения, некоторые положения теории сухого трения.

Трение – общее сопротивление, возникающее на соприкасающихся поверхностях при их относительном движении.

По кинематическому признаку различают:

1. Трение скольжения. Природа: возникает за счёт механического сцепления шероховатости поверхностей. Процесс разрушения шероховатости – износ. , где f – коэффициент трения. В зависимости от состояния поверхностей различают:

— граничное трение (полусухое),

— жидкостное трение (поверхности разделены слоем смазки).

— Коэффициент трения принимается величиной постоянной, а сила трения пропорциональна нормальному давлению лишь в определённом диапазоне нагрузок и скоростей.

— Сила трения направлена противоположно скорости относительного движения.

— С увеличением относительной скорости, сила трения несколько снижется, приближаясь к некоторой постоянной величине.

— С увеличением нормального давления сила трения увеличивается.

— Трение покоя больше трения движения.

Если в слое смазки развивается гидродинамическое давление, создающее усилия, превышающие действующую на вал нагрузку, то вал как бы всплывает и трение происходит по слою смазки.

Для поступательного движения: .

Для вращательного движения: — для новых, необработанных цапф;

— для старых, проработанных цапф.

— приведённый коэффициент трения.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав

Шарнирно-рычажные, фрикционные и зубчатые механизмы: общие сведения и расчеты

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра инженерной графики

«Шарнирно-рычажные, фрикционные и зубчатые механизмы: общие сведения и расчеты»

Механизмы, входящие в состав любой машины или прибора, весьма разнообразны. С точки зрения их функционального назначения они делятся на следующие виды: механизмы двигателей и преобразователей; передаточные механизмы; исполнительные механизмы; механизмы настройки, подачи, транспортирования; механизмы управления, контроля и регулирования.

Механизмы решают задачи преобразования одних видов движений в другие, например, вращательного в поступательное, и задачи изменения скорости при сохранении вида движения, например, уменьшение числа оборотов двигателя до числа оборотов основного ведомого (рабочего) звена. В последнем случае одним из основных параметров механизма является передаточное отношение i, которое определяется как отношение угловых скоростей ведущего и ведомого k-го звеньев механизма, т.е. i1,k = n1 / nk, или i1,k = ω1 / ω k, где угловая скорость звеньев задается в оборотах за минуту (n) или в радианах за секунду (ω = 2πn / 60). Если механизм служит для понижения угловой скорости, его называют редуктором, если для повышения – мультипликатором.

Механизмы, служащие для передачи вращательного движения с преобразованием скорости (фрикционные, зубчатые), называют также передачами.

В зависимости от конструктивных особенностей и способа передачи движения между подвижными звеньями механизмы делят на шарнирно-рычажные; фрикционные; зубчатые; кулачковые; винтовые; с гибкими звеньями. Рассмотрим подробнее названные виды механизмов, учитывая их кинематические свойства и конструктивные особенности.

1. Шарнирно-рычажные механизмы

В шарнирно-рычажных механизмах жесткие звенья типа стержней, рычагов соединяются вращательными и поступательными кинематическими парами. Шарнирно-рычажные механизмы применяются для преобразования вращательного или поступательного движения в любое движение с требуемыми параметрами. Наибольшее распространение получили плоские четырехзвенные механизмы с тремя подвижными и одним неподвижным звеньями. Родоначальником этой группы является шарнирный четырехзвенник (рис.1), служащий для преобразования равномерного вращения ведущего звена I в неравномерное вращение звена 3. Звенья I и 3 называются кривошипами, если они поворачиваются на угол более 2π, и коромыслами, если совершают качательное движение. Звено 2, совершающее плоское движение, называют шатуном. В зависимости от соотношения длин звеньев механизма рабочее звено 3 может быть кривошипом или коромыслом.

Широко применяются кривошипно-ползунные механизмы (рис. 2), используемые для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот; с их помощью можно (при равенстве длин кривошипа I и шатуна 2) определить, измеряя перемещение поступательно движущегося звена (ползуна) 3, значения синуса и косинуса угла поворота кривошипа. Конструктивно кривошипно-ползунные механизмы выполняются по двум схемам: внецентральные (рис. 2), у которых линия движения ползуна смещена на эксцентриситет е относительно оси вращения кривошипа; и простые, эксцентриситет которых равен нулю (е = 0).

К четырехзвенным относится большая группа кулисных механизмов, особенностью которых является наличие ползуна, перемещающегося в подвижной направляющей – кулисе (рис. 3, а). Кулиса 3 в зависимости от соотношения размеров звеньев, может совершать вращательное (О1А > О1О2) или качательное (О1А 2 iψf) ≤ qadm, (12)

откуда а откуда а

3. Зубчатые механизмы

3.1. Общие сведения

Зубчатые механизмы чаще по сравнению с другими видами механизмов применяются в машиностроении, приборостроении, в технических системах. Они служат для преобразования вращательного движения ведущего звена и передачи моментов сил.

Достоинствами таких передач являются постоянство заданного передаточного отношения, компактность, высокий КПД (0,92 … 0,98); наличие небольших сил давления на валы и опоры; высокая надежность; простота обслуживания. К недостаткам можно отнести сложность и высокую точность изготовления и сборки, наличие шума при работе, невозможность плавного бесступенчатого регулирования скорости вращения ведомого звена.

Все понятия, параметры и их обозначения, относящиеся к геометрии и кинематике зубчатых передач, стандартизированы.

Меньшее из пары зубчатых колес принято называть шестерней, большее – колесом. Термин «зубчатое колесо» можно применять как к шестерне, так и к колесу зубчатой передачи. Индексы «1» и «2» присваивают соответственно параметрам шестерни и колеса.

Зацепление зубчатых колес можно кинематически представить как качение без скольжения друг по другу двух поверхностей, называемых начальными. Для цилиндрических передач это цилиндры, для конических – конусы. Точку качения начальных поверхностей определяют как полюс зацепления.

По числу пар зацепляющихся колес зубчатые передачи бывают одно-, двух- и многоступенчатыми. По взаимному расположению осей их делят на цилиндрические – с параллельными осями (рис. 5, а), конические – с пересекающимися осями (рис. 5, д), на червячные (рис. 3.5, з), винтовые (рис. 5, и) – со скрещивающимися в пространстве осями. По расположению зубьев относительно образующих начальной поверхности колеса зубчатые передачи делят на прямозубые (рис. 5, а) и косозубые (рис. 5, б, в), шевронные (рис. 5, в) и с круговым зубом (рис. 5, ж).

Прямозубыми называются колеса (передачи), направление каждого зуба которых совпадает с образующей начальной поверхности (цилиндра или конуса). Косозубыми называются зубчатые колеса, направление каждого зуба которых составляет некоторый постоянный угол с образующей начальной поверхности. Шевронными называются колеса (рис. 5, в), зубчатый венец которых образуется из двух рядов косых зубьев противоположного направления.

Конические колеса могут быть прямозубыми, косозубыми и с круговым зубом

Зацепление зубчатых колес может быть внешним и внутренним

Реечные зубчатые передачи (рис. 5, к) преобразуют вращательное движение в поступательное или наоборот.

Расчет шарнирно-рычажных механизмов

Применение ЭВМ для анализа

Полушкин О.А., Каныгин Г.И.

ФГБОУ ВПО «Донской государственный

г. Ростов-на-Дону, Россия

Анализ шарнирно-рычажных механизмов с позиций теории механизмов и машин (ТММ) предусматривает решение множества задач исследования кинематики и динамики их существующих конструкций. К настоящему времени в ТММ разработаны как методы решения большинства этих задач, так и формализованные для использования ЭВМ алгоритмы расчетов. Для решения отдельных из этих задач созданы программные комплексы для ЭВМ. Однако, программные средства, охватывающие решение всех задач такого анализа, а также соответствующий интерфейс, отсутствуют. Это затрудняет решение многих вопросов проектирования машин и механизмов в учебном процессе, не дает полного представления студентам о формализованных методах решения задач ТММ на ЭВМ.

Программный комплекс, разработанный на кафедрах «Теория механизмов и машин» и «Информационные технологии» ДГТУ, предназначен для кинематического и динамического анализа плоских шарнирно-рычажных механизмов второго класса с низшими кинематическими парами, с вращающимся входным звеном, с замкнутыми кинематическими цепями, одной степенью подвижности, без избыточных (пассивных) звеньев (связей). Каждое подвижное звено такого механизма может образовывать с другими звеньями не более трех кинематических пар. Механизмы образуются наслоением структурных групп Л. В. Ассура любых видов модификаций.

Программный комплекс реализует решения следующих задач:

— определение траектории заданной точки любого звена механизма;

— определение скоростей и ускорений заданной точки или угловых перемещений, скоростей и ускорений заданного звена;

— определение радиуса кривизны траектории точки;

— определение главного вектора и главного момента сил инерции звеньев;

— определение сил взаимодействия звеньев – реакций в кинематических парах;

— определение уравновешивающих сил и моментов из расчета механизма первого класса и по принципу возможных скоростей;

— подбор двигателя для данного машинного агрегата;

— анализ переходных процессов пуска и приложения нагрузки;

— расчет приведенных моментов сил и приведенных моментов инерции в механизмах;

— анализ установившегося процесса работы машинного агрегата;

— расчет маховика по допустимым значениям коэффициента неравномерности хода и коэффициента динамической нагруженности;

— расчет геометрии и качественных характеристик зацепления пары зубчатых колес;

— синтез планетарного редуктора.

Алгоритм расчета всех этих задач построен с использованием известных методов теории механизмов и машин.

Рассмотрены типовые схемы элементов структуры плоских шарнирно-рычажных механизмов:

L — механизм I класса по Асуру Л.В.;

Для каждого из этих элементов с использование метода замкнутых векторных контуров получены кинематические соотношения в терминах «вход-выход», лежащие в основе алгоритмов и методов, реализованных в программном комплексе.

Форме построения механизма соответствует массив идентификации. Он содержит по 12 элементов в каждой строке, которые характеризуют: номер текущей группы, номера звеньев текущей группы, выходные параметры по соответствующим звеньям текущей группы номера звеньев предыдущей группы. Число строк равно числу групп в формуле строения, включая механизм первого класса.

В качестве средства разработки прикладного программного комплекса был использован язык программирования Delphi 7.

Разработан интерфейс, который позволяет формировать исходные данные и выводить результаты расчетов.

После запуска программного комплекса на экране появляется основная форма, из которой должен быть выбран интересующий режим работы и указан файл исходных данных.

Режим работы программного комплекса определяется перечнем решаемых проектировщиком задач исследования. Файл исходных данных содержит в себе информацию о числе групп механизма, функции направления вращения входного звена, угловой скорости входного звена, угле начального положения ведущего звена, шаге приращения угла.

После загрузки исходных данных и выбора режимов работы производится расчет.

Результаты можно сформировать в единый отчет и вывести на печать в MS Excel .

В качестве примера работа программного комплекса апробирована рассмотрением кинематики и динамики долбежного станка — объекта курсового проектирования по ТММ.

Долбежный станок предназначен для обработки многогранных и фасонных поверхностей. Конструкция станка включает в себя:

— основной механизм, представляющий собой шарнирно-рычажный механизм с качающейся кулисой (рис.1);

Рис.1. Схема механизма долбежного станка

Основной механизм преобразует вращение кривошипа в возвратно-поступательное движение звена 5, на котором укреплена резцовая призма. При рабочем ходе механизма кривошип поворачивается на больший угол, чем при холостом ходе, вследствие чего холостой ход осуществляется за более короткий промежуток времени, чем рабочий. Исходные данные механизма представлены на рис.2-4.

Рис.2. Основная форма

Рис.3. Идентификация моделей групп

Рис.4. Характеристики звеньев

Результаты расчетов показаны на рис.5-7.

Рис.5. Кинематический анализ

Рис.6. Силовой анализ

Рис.7. Силовой анализ в MS Excel

Программный комплекс может использоваться студентами и преподавателями вузов, сталкивающимися с проблемами исследования поведения машин и механизмов при проведении курсового и дипломного проектирования. Кроме того, комплекс может успешно использоваться в практике инженерных расчетов машин и механизмов.

Читайте также  Социальные функции библиотеки

Теория механизмов и машин, Тимофеев Г.А., 2019

Теория механизмов и машин, Тимофеев Г.А., 2019.

В настоящем третьем, переработанном и дополненном издании учебника изложены основы теории механизмов и машин (ТММ), рассмотрены свойства отдельных типов механизмов, широко применяемых в самых различных конструкциях машин, приборов и устройств; приведены и проанализированы задачи совершенствования современной техники, создания новых высокопроизводительных машин и систем, освобождающих человека от трудоемких процессов.
Учебник отражает современные научные и практические знания, используемые при решении задач преобразования и передачи механической энергии при проектировании и создании самых различных видов технических средств.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.
Для студентов высших технических учебных заведений.

Механизм и его элементы.
Механизмом называется система твердых тел, объединенных геометрическими или динамическими связями, и предназначенных для преобразования движения входного звена в требуемое движение выходных звеньев.

Твердые тела, входящие в состав механизма, не являются абсолютно твердыми, однако их деформации обычно весьма малы.
Главное назначение создаваемого механизма — осуществление технической операции в результате движения его элементов.

Звено — это твердое тело, входящее в состав механизма.
Кинематическая пара — это соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительное движение.
Звено, относительно которого рассматривается движение остальных звеньев, считается условно-неподвижным и называется стойкой.

Входное звено — это звено, которому сообщается движение, преобразуемое механизмом в требуемое движение других звеньев.
Выходное звено — это звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен данный механизм.

Оглавление.
Предисловие.
Введение.
Раздел I. МЕХАНИКА МАШИН.
Глава 1. Общие сведения о механике машин.
1.1. Методология проектирования машин.
1.2. Основные определения и понятия.
1.3. Понятие о машинном агрегате.
1.4. Механизм и его элементы.
Контрольные вопросы и задания к главе 1.
Глава 2. Строение механизмов.
2.1. Классификация кинематических пар.
2.2. Кинематические соединения.
2.3. Основные виды механизмов.
2.4. Структурные формулы механизмов.
2.5. Структурный анализ и синтез механизмов. Влияние избыточных связей на работоспособность и надежность машин.
Контрольные вопросы и задания к главе 2.
Глава 3. Структурный синтез механизмов.
3.1. Структурный синтез простых и сложных механизмов с помощью структурных групп.
3.2. Синтез структурных групп с помощью структурных формул.
3.3. Классификация структурных групп.
Коптильные вопросы и задания к главе 3.
Глава 4. Проектирование плоских рычажных механизмов.
4.1. Этапы проектирования механизмов.
4.2. Условие существования кривошипа в плоских четырехзвенных механизмах.
4.3. Синтез четырехзвенных механизмов по двум положениям звеньев.
4.4. Синтез шестизвенных кулисных механизмов.
Контрольные вопросы и задания к главе 4.
Глава 5. Кинематические характеристики механизмов.
5.1. Кинематика входных и выходных звеньев.
5.2. Определение кинематических характеристик плоского рычажного механизма геометрическим методом в аналитической форме.
5.3. Метод планов положений, скоростей и ускорений.
5.4. Экспериментальный метод.
5.5. Метод кинематических диаграмм.
5.5.1. Графическое и численное интегрирование.
5.5.2. Графическое и численное дифференцирование.
5.6 Метод преобразования координат.
Контрольные вопросы и задания к главе 5.
Глава 6. Динамика механизмов.
6.1. Силы, действующие в машинах, и их характеристики.
6.2. Динамическая модель. Приведение сил.
6.3. Приведение масс.
Контрольные вопросы и задания к главе 6.
Глава 7. Исследование движения машинного агрегата.
7.1. Уравнения движения механизма.
7.2 Основные режимы движения машины.
7.3. Неустановившееся движение механизма (переходные режимы работы).
7.4. Определение продолжительности переходною процесса.
Контрольные вопросы и задания к главе 7.
Глава 8. Установившееся движение.
8.1. Исследование установившегося режима движения.
8.2. Расчет маховых масс по методике Н. И. Мерцалова.
Контрольные вопросы и задания к главе 8.
Глава 9. Силовой расчет механизмов.
9.1. Силовой расчет механизмов без учета трения в кинематических нарах.
9.2. Силы в кинематических парах без учета трения.
9.3. Силовой расчет кривошипно-ползунного механизма.
9.4. Силовой расчет механизмов с учетом трения в кинематических парах.
9.5. Силы в низших кинематических парах с учетом трения.
9.6. Силы в высших кинематических парах с учетом трения.
9.7. Учет сил трения при силовом расчете механизмов.
Контрольные вопросы и задания к главе 9.
Глава 10. Уравновешивание механизмов.
10.1. Понятие о неуравновешенности механизма (звена).
10.2. Метол замещающих масс.
10.3. Условия перехода от звена с распределенной массой к модели с точечными массами.
10.4. Полное статическое уравновешивание шарнирного четырехзвенника.
10.5. Полное статическое уравновешивание кривошипно-ползунного механизма.
10.6. Частичное статическое уравновешивание, при котором допускается движение центра масс вдоль направляющих ползуна (уравновешивание вертикальной составляющей сил инерции).
10.7. Частичное уравновешивание для случая, когда центр масс движется по дуге, хорда которой перпендикулярна оси направляющей ползуна.
10.8. Эквивалентная схема.
Глава 11. Неуравновешенность роторов и их балансировка.
11.1. Балансировка роторов при различных вилах неуравновешенности.
11.2. Статическая неуравновешенность.
11.3. Моментная неуравновешенность.
11.4. Динамическая неуравновешенность.
11.5. Статическая балансировка роторов при проектировании.
11.6. Динамическая балансировка роторов при проектировании.
Глава 12. Основы виброзащиты машин.
12.1. Основные методы виброзащиты. Виброизоляция.
12.2. Случай силового возбуждения.
12.3. Этапы решения задач виброзащиты.
12.4. Кинематическое возбуждение при m Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория механизмов и машин, Тимофеев Г.А., 2019 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Теоретическая механика: Решебник Яблонского:
Кинематика твердого тела (К2, К3, К4, К5, К6)

Бесплатный онлайн решебник Яблонского. Выберите задание и номер варианта для просмотра решения. Смотрите также способы и примеры решения задач по теме вращательное движение твердого тела.

Задание К.2. Определение скоростей и ускорений точек твердого тела при поступательном и вращательном движениях

Движение груза 1 должно описываться уравнением
(1) x = c2t 2 + c1t + c,
где t – время, с; с0-2 – некоторые постоянные.

В начальный момент времени (t=0) координата груза должна быть x, а его скорость – v.

Кроме того, необходимо, чтобы координата груза в момент времени t=t2 была равна x2.

Определить коэффициенты c, c1 и c2, при которых осуществляется требуемое движение груза 1. Определить также в момент времени t=t1 скорость и ускорение груза и точки M одного из колес механизма.

Схемы механизмов показаны на рис. 68–70, а необходимые данные приведены в табл. 23.

Варианты с решением: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 (решено 100%)

Задание К.3. Кинематический анализ плоского механизма

Найти для заданного положения механизма скорости и ускорения точек B и C, а также угловую скорость и угловое ускорение звена, которому эти точки принадлежат. Схемы механизмов помещены на рис. 73–75, а необходимые для расчета данные приведены в табл. 25.

Примечание. ωOA и εOA – угловая скорость и угловое ускорение кривошипа OA при заданном положении механизма; ω1 – угловая скорость колеса 1 (постоянная); vA и aA – скорость и ускорение точки A. Качение колес происходит без скольжения.

Читайте также  Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Варианты с решением: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 (решено 100%)

Задание К.4. Кинематический анализ многозвенного механизма

Кривошип O1A вращается с постоянной угловой скоростью ωO1A=2 рад/с. Определить для заданного положения механизма:

1) скорости точек A, B, C, . механизма и угловые скорости всех его звеньев с помощью плана скоростей;

2) скорости этих же точек механизма и угловые скорости звеньев с помощью мгновенных центров скоростей;

3) ускорения точек A и B и угловое ускорение звена AB;

4) положение мгновенного центра ускорений звена AB;

5) ускорение точки M, делящей звено AB пополам.

Схемы механизмов показаны на рис. 80–83, а необходимые для расчета данные приведены в табл. 27.

Варианты с решением: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 (решено 100%)

Задание К.5. Определение кинематических характеристик движения твердого тела и его точек по уравнениям Эйлера

Заданы уравнения сферического движения твердого тела ψ=ψ(t), θ=θ(t) и φ=φ(t), где ψ, θ и φ – углы Эйлера (рис. 90).

Определить для момента времени t=t1 угловую скорость и угловое ускорение тела, а также скорость и ускорение точки M, координаты которой в подвижной системе, жестко связанной с телом, ξ, η, ζ.

Необходимые данные приведены в табл. 32.

Варианты с решением: 3 5 11 14 19 20 23 28 (решено 27%)

Задание К.6. Кинематический анализ движения твердого тела, катящегося без скольжения по неподвижной поверхности и имеющего неподвижную точку

Тело A катится без скольжения по поверхности неподвижного тела B, имея неподвижную точку O. Ось Oζ тела A вращается вокруг неподвижной оси Oz и имеет при заданном положении тела A угловую скорость ω1 и угловое ускорение ε1.

Определить угловую скорость и угловое ускорение тела A, а также скорость и ускорение точки M в указанном положении тела А.

Схемы показаны на рис. 91–93, а необходимые для расчета данные приведены в табл. 33.

Примечание. Положительный и отрицательный знаки у ε1 означают соответственно, что вращение оси Oζ вокруг оси Oz происходит в направлении, показанном на схеме, ускоренно или замедленно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: