Развитие личности в деятельности и общении - ABCD42.RU

Развитие личности в деятельности и общении

Вопрос. Роль деятельности и общения в развитии личности. Характеристика ведущих видов деятельности

Общение — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.
Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина — все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями того, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, электронная почта, Интернет и т.д. Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, — это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа «человек — человек») одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в термокамере ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д. Основная причина такого поведения людей, находящихся в условиях изоляции, заключается в том, что у них нет возможности для удовлетворения потребности в общении. Поэтому человек компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и – самовоспитанию.

М. И. Лисина выделила 4 формы О., сменяющие друг друга на протяжении первых 7 лет жизни ребёнка:

1) ситуативно-личностное О. ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) — развивается на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения, его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, к-рые обеспечивают выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных орга-нич. Потребностей;

2) ситуативно-деловая форма О. (6 мес — 2 года) — протекает на фоне практич. взаимодействия ребёнка и взрослого; помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать потребность в сотрудничестве; овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного О. и перейти от чисто практич. сотрудничества со взрослым к более высокой форме коммуникативной деятельности;

3) внеситуативно-познавательное О. (3- 5 лет) — развёртывается на фоне познават. деятельности детей, направленной на установление невоспринимаемых чувственно взаимосвязей в физич. мире; важным признаком этой формы О. служит появление дет. вопросов о предметах и их разнообразных взаимосвязях;

4) внеситуативно-личностная форма О. детей со взрослыми (6—7 лет) — высш. форма коммуникативной деятельности в дошк. Детстве; в отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей; формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к взаимодействию, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной; теперь О. имеет самостоят, значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым; благодаря успехам детей в рамках внеситуативно-личностного О. они достигают состояния готовности к школьному обучению.

Деятельность и ее роль в развитии человека.
Одним из величайших достижений марксистской психологической науки является положение о единстве сознания и деятельности человека.
Критикуя идеалистическое понимание сознания, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин убедительно показали, что не только в историческом,- но и в онтогенетическом процессе невозможно рассматривать проблему формирования сознания и становления личности вне отношения к деятельности этой личности.
Все качества, свойства личности, ее желания, цели, интересы и способности проявляются в делах этой личности, в разных видах ее деятельности. Именно в деятельности человека раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности. Все качества личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, значит, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.
В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. На производстве он может быть одновременно и начальником, и подчиненным; в семье он муж и отец, сын и брат; он к тому же сосед и товарищ, член спортивной команды и секретарь комсомольской организации. Чем более разнообразными видами деятельности занят человек, тем в более многообразные отношения с другими людьми он вступает, тем более разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает самого себя. Лишь в процессе труда, этой первой общественно полезной деятельности, человек мог оценить свои силы, свои ограниченные и вместе с тем огромные возможности, свои слабости. Сравнивая себя с другими людьми, смотрясь «в другого человека, как в зеркало» (К. Маркс), человек узнавал себя.
И в процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он научается понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому. Характеристика ведущих видов деятельности.Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие по требности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Ру бинштейн).Каждый вид деятельности вносит свой клад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны, установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам <продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации. Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.

12 вопрос теория возрастного развития возрастная периодизация

Переход из одного возраста в другой связан с изменением физических данных и психических характеристик человека, с перестройкой его организма и поведения. Каждый ребенок имеет свой путь развития, свои индивидуальные особенности.

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен.

Согласно теории непрерывного развития — развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.

Согласно теории дискретного развития — развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга.

Читайте также  Понятие исковой давности

На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.

Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

В работе мы рассмотрим основные теории периодизации развития.

Л.С. Выготский — проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов.

Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид:

— младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года

— раннее детство (1 — 3 года) — кризис 3 лет

— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — кризис 7 лет

— школьный возраст (8 — 12 лет) — кризис 13 лет

— пубертатный возраст (14 — 17 лет) — кризис 17 лет

Д.Б. Эльконин — согласно его концепции, смена стадий психического развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества.

Выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания. Периодизация Д. Б. Эльконина наиболее распространенная в отечественной психологии. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития.

Процесс детского развития можно разделить на семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.

3. Младший, средний дошкольный возраст: от 3 до 4 — 5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4 — 5 до 6 — 7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6 — 7 до 10 — 11 лет. 6. Подростковый возраст: от 10 — 11 до 13 — 14 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 13 — 14 до 16 — 17 лет.

Развитие личности в деятельности и общении

Формирование личности — многоступенчатый процесс, в котором принимает участие множество факторов. Характер, взгляды и устремления не закладываются биологически. Таким образом, основой для формирования человека как личности является процесс взросления и взаимодействия с окружающим миром.

Существует такое понятие, как: Психологическое взросление. Одноименный интернет-курс помогает юной личности самоутвердиться и отделиться от опеки родителей.

Постичь сущность человека с древних времен пытаются философы, биологи, социологи, другие ученые и мыслители. Биологических загадок остается все меньше. Но многие психологические так и остаются открытыми. Строятся теории, проводятся исследования, выделяются важные этапы.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что формирование личности человека происходит благодаря разным факторам. Таким как:

  • социализация, как обычная, так и гендерная;
  • окружение (в семье, на работе, на учебе, в кругу друзей);
  • психосексуальное развитие;
  • влияние культуры и искусства;
  • генетика и биология.

Теорий о формировании индивидуума как личности, существует множество. Но большинство современных исследователей соглашается в том, что личностью не рождаются, а становятся. Появляясь на свет, мы представляем собой «базовую сборку», которая с каждым годом расширяется. Изменяться и формироваться мы не перестаем до самой смерти.

Глубокие исследования о формировании личности в детском возрасте и на различных этапах онтогенеза проведены выдающимся отечественным психологом Лидией Ильиничной Божович. Её книга «Личность и её формирование в детском возрасте» включает результаты исследований всех возрастов, условий и закономерностей развития личности.

Генетика и биология

Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

  • Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
  • Наследственные заболевания.
  • Образ жизни, который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
  • Анатомические особенности.

Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.

Окружение

Определить, что точно для развития личности является основным фактором, проблематично. Но те окружение и социальная среда, в которых растет ребенок, формируют его привычки и взгляды. Изменить установки, заложенные с детства, сложнее всего.

Человека преимущественно окружают люди того же социального статуса, вероисповедания, менталитета. Мы выбираем такую естественную мягкую сегрегацию самостоятельно, потому что общаться и развиваться проще с «себе подобными». О взаимоотношениях читайте в этом разделе. Окружение может поменяться под влиянием внешних обстоятельств — личностное развитие также свернет в другую сторону. Человеку свойственно подстраиваться под свое окружение, стремятся выделяться из него только единицы. Единицы из этих единиц формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.

Влияние социального окружения на развитие прослеживается в биографии любого исторически известного человека: Михаила Ломоносова, Адольфа Гитлера, Стива Джобса и других. Но это влияние также необходимо рассматривать в комплексе с другими обстоятельствами.

Воспитание

Основой формирования всей личности становится воспитание в детстве. В дальнейшем человек начинает заниматься самовоспитанием и саморазвитием, но начинается все с детства. Воспитанием занимаются родители, другие старшие родственники. Товарищи, в особенности старшие, дополняют картину воспитания. Свой вклад вносят воспитатели в детском саду, учителя в школе, инструктора в секциях и кружках.

Личность — пазл, складывающийся из различных кусочков. Даже самый детальный психоанализ в перспективе не сможет определить, какое обстоятельство повлияло на ту или иную черту характера взрослого члена общества. Воспитание в детстве дает схему поведения, толчок к дальнейшему саморазвитию (или деградации, в зависимости от окружения и иных факторов). То, как родители влияют на формирование личности, во многом определяет будущий характер, стремления, психологические травмы, другие обстоятельства.

Дети, стремящиеся во всем походить на старших, могут копировать у взрослых для формирования своего «я»:

  • манеру поведения;
  • гендерные роли;
  • тип мышления;
  • разные качества родителей.

Это копирование в перспективе превращается в установки. Положительные стоит сохранять. С отрицательными — бороться самостоятельно или при участии психолога.

Социализация и общение

Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому общения является также основой для формирования человека как личности.

Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.

Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:

  • интеллект слабее развивается;
  • замедляется развитие навыка речи;
  • снижение эмпатии, чувства не развиваются;
  • могут появляться симптомы депрессии, шизофрении, других психических заболеваний.

Так, если изолировать индивидуума от общения с другими людьми, можно замедлить его интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие. Такой человек может оказаться опасен для себя и окружающих, ему потребуется продолжительное лечение.

Культура и искусство

Роль искусства в формировании личности также важна и является основой для формирования человека как личности. Познание окружающего мира, изучение истории, погружение в искусство — все это помогает развиться дальше базовых потребностей в пропитании и социализации. Искусство — не определяющий фактор, роль общества в создании индивидуальности гораздо важнее. Но оно помогает:

  • мыслить шире и критически;
  • защитить свое «я» от массовых взглядов;
  • найти гармонию между собой и окружающим миром;
  • выразить себя;
  • понять свой внутренний мир;
  • разрушить стереотипы, установки, социальные конструкты.

Без погружения в культуру и искусство вряд ли получится расширить границы собственного сознания, выйти за узкие рамки воспитания, перешагнуть через давление общества.

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

Читайте также  Сосна обыкновенная (сосна лесная)

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Дошкольный период.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Подростковый период.

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона. Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Проблема формирования личности не перестает волновать психологов и исследователей по всему миру. Одной общей теории, с которой были бы согласны все, не существует. Сходятся специалисты только в том, что построение индивидуальности является комплексным, происходит за счет влияния разнообразных факторов.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека — это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека. Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.

Л. С. Выготский описал признаки развития, наиболее важными из них являются дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Также он различал два типа развития. Преформированный тип развития представляет такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и конечный результат. Непреформированный тип развития не предопределен заранее, он не дает конечных форм[46].

Л. Ф. Обухова отмечает, что развитие, прежде всего, качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур[47].

В.С. Мухина считает, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией — определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе[48].

В самом общем виде «развитие личности», по мнению В. А. Петровского, есть становление особой формы целостности, которая включает в себя четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения, субъекта самосознания. Развитие совершается во «внутреннем пространстве личности», но это пространство его связей с другими людьми. «Осознавая себя в другом, как бы возвращаясь к себе, человек никогда не может добиться тождества с самим собой, его отраженное Я не совпадает с действующим. В то время как активно-неадаптивные действия (Я-действующее) строятся без прототипа и открыты неизвестному будущему, в воспроизведениях своих (отраженное Я) они достраивают себя до степени завершенности и тем самым «теряют» себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека (быть первопричиной активности) вступает в противоречие с существованием (быть отраженным в других людях и в себе самом). Субъективно это противоречие переживается как сомнение в подлинности себя в качестве причины, что побуждает к поиску новых возможностей самополагания — новых актов свободы. В этом порождении себя как субъекта, отражении, и вновь порождении совершается развитие личности»[49].

По мнению В.А. Петровского, развиваясь как личность, человек формирует и развивает собственную природу. Присваивает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой, т. е. человек вступает в мир четырех «миров»: «Природа», «Предметный мир», «Мир другого», «Я сам». Описывая взаимоотношения между этими мирами, автор выделяет два следующих утверждения. Первое — любой объект «на земле или на небе» входит, по крайней мере, в один из миров; второе состоит в том, что любой объект входит в каждый из четырех «миров». Каждый из этих четырех миров находится в тесной взаимосвязи с остальными, они представляют несколько граней одного единого мира.

В. С. Мухина полагает, что условием развития личности помимо реальности природы является реальность созданной человеком культуры. Автор классифицирует данную реальность следующим образом: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социального пространства, природная реальность. Деятельности, которые вводят человека в пространство современной ему культуры, с одной стороны, являются компонентами культуры, а с другой — выступают условием развития личности человека.

А.Н. Леонтьев отмечал, что процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Главное то, что этот процесс протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе, среде[50].

С. Л. Рубинштейн характеризовал личность следующим образом. Человек является личностью в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличности, равнодушия, поэтому для развития личности фундаментальное значение имеет сознание, но не только как знание, но и как отношение[51].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.

Общение — основа развития личности

Рубрика: Педагогика и психология

Дата публикации: 05.03.2020 2020-03-05

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Гашимов, Р. Э. Общение — основа развития личности / Р. Э. Гашимов, Г. Б. Килина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 3 (33). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/young/archive/33/1957/ (дата обращения: 16.09.2021).

Роль и интенсивность общения в современном мире постоянно возрастает. Это связано с увеличением объёма информации и соответственно возрастает интенсивность процессов обмена этой информацией. Увеличивается число технических средств для обмена информацией (электронная почта, Интернет и т. д.) Мы предполагаем, что развитие личности невозможно без общения. В свою очередь, знание индивидуально-типологических особенностей личности, в частности темперамента, обеспечивает эффективность общения людей друг с другом. Б. Д. Парыгин отмечает, что общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга [7]. Д. Майерс представляет общение с точки зрения того, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу [5]. В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися людьми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися, т. е. в обмен знаниями, действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Опыт общения во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру и самочувствие среди людей. Среди людей личность завоевывает авторитет, занимает определённое положение, играет определённые роли. А. А. Леонтьев рассматривает личность как качественно новое образование, которое формируется благодаря жизни в обществе [4]. А. В. Петровский отмечает формирование личности в процессе 3-х фаз: адаптации, индивидуализации и интеграции. Согласно теории Э. Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап приходит на смену другому [11]. Общительность относится к числу черт характера личности и связана с его темпераментом. Учитывая эти особенности совместимости разных темпераментов, можно построить гармоничные отношения практически с любым человеком [9].

Читайте также  Сибирский горный козёл

Экспериментальное исследование проводилось среди обучающихся 9-го класса, в возрасте 15–16 лет. У большей части испытуемых (69 %) выявлены сформированные коммуникативные навыки, что предполагает развитую степень социально-психологической адаптации. Организаторские навыки сформированы у 46 %, остальные 54 % испытуемых не умеют себя организовать, в общественной жизни класса инициативы не проявляют. В целом организаторские навыки у обучающихся 9-го класса развиты недостаточно по сравнению с коммуникативными. При этом у 70 % чел. нет потребности в общении. Они предпочитают не участвовать в общественных мероприятиях, у них нет тесной компании. Лишь у 30 % чел. есть потребность в общении. Им приятно помогать другим, любят быть среди одноклассников, стремятся к дружбе.

Результаты диагностики по методике «Потребность в общении»

Код испытуемого

Уровни потребности в общении

Общение и развитие человека как личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общение и его функции

Общение – это форма взаимодействия человека с членами общества, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Данный вид деятельности направлен на обмен информацией между общающимися людьми.

Специалисты выделяют непосредственное, опосредованное, вербальное и невербальное общение.

Непосредственное общение предполагает прямые контакты людей, в то время как при опосредованном общении между людьми прямых контактов нет, обмен информацией происходит через книги, газеты, телевидение, радио и др.

Общение между людьми не является случайностью. Возникающие проблемы заставляли людей объединяться для преодоления трудностей, и общение становилось основным условием существования личности и общества.

Без общения невозможна социализация человека, его приобщение к духовной жизни, формирование культурных и духовных потребностей.

По мнению Г.И. Андреевой общение включает коммуникацию и является более широким понятием. В структуре общения она выделяет коммуникативную, интерактивную, перцептивную взаимосвязанные функции.

Коммуникативная сторона связана с обменом информацией между индивидами.

При интерактивном общении обмениваются не только информацией, но и действиями, в которых отражаются личные характеристики партнеров.

Перцептивный аспект общения предполагает познание и восприятие партнерами друг друга, в результате чего достигается взаимопонимание и сближение позиций.

С психологической точки зрения общение можно рассматривать как полисубъектный процесс взаимодействия по установлению контактов, обмена информацией, а также осуществления влияния субъектов в процессе деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Проходить общение может в форме диалога и монолога, а его главным результатом является, возникающее между людьми, доверие.

Для общения характерны свои мотивы, которые могут быть личными и социальными, свои средства – вербальные и невербальные и свои способы.

Помимо основных функций общение выполняет и другие функции:

  • контактную,
  • информационную,
  • побудительную,
  • координационную,
  • эмотивную,
  • функцию формирования отношений,
  • функцию влияния,
  • функцию самопознания и социализации.

Контактная функция представляет собой своеобразный фундамент, без которого взаимосвязь и передача информации будет затруднена.

Понятно, что цель информационной функции заключается в обмене информацией, а побудительная функция мотивирует на выполнение необходимых партнеру действий.

Что касается координационной функции, то с её помощью становится возможной организация совместной деятельности.

Появлению различных чувств у партнера или их смене способствует эмотивная функция общения.

Частые встречи помогают людям быть ближе друг другу, и их связь может перейти на новый уровень, они могут стать друзьями, партнерами, супругами благодаря формирующей функции.

Люди осознанно или не осознанно манипулируют окружающими, чтобы достичь своих целей. На реализацию этих целей направлена функция влияния.

Самопознание человека формируется в результате контакта с другими людьми, при сравнении себя с ними, при обнаружении сходных черт и отличий.

В процессе обратной связи человек выясняет, прав ли был его собеседник и каково его мнение о нем.

Функция социализации помогает человеку в достижении успеха и реализации потребностей, вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество.

Общение и его роль в психологическом развитии человека

В формировании психики человека, в развитии и становлении культурного поведения общение играет огромную роль. Общаясь с развитыми личностями, человек сам становится личностью.

Гармонически развитая личность формироваться успешно может только при учете закономерностей её развития. Поскольку человек включен одновременно в биологическую, экологическую, социальную системы, то сложность и разнородность детерминант и потенциалов его развития оказываются чрезвычайно сложными.

Индивидуальность человека формируется в результате взаимодействия социального и биологического, а его развитие является единым процессом, обусловленным историческими условиями общественной жизни. Единство и взаимосвязь свойств человека как субъекта деятельности и личности составляет её суть.

Весь жизненный путь человека охватывает социализация, которая всё больше индивидуализируется. Такие виды деятельности как труд, познание и общение стали основой общего развития и оказывают значительное влияние на формирование его потенциальных свойств.

Только в общении с другими людьми происходит развитие человека.

По мнению Л. С. Выготского признаками развития являются дифференциация, новые элементы, появляющиеся в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.

Развитие личности, считает В. С. Мухина, определяется как врожденными особенностями и социальными условиями, так и внутренней позицией человека.

Процесс развития личности неповторим и глубоко индивидуален, протекает он по-разному и зависит от конкретных исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе.

Для развития личности огромное значение имеет сознание.

В общении личность сочетает в себе уникальное и всеобщее, а достигнув внутреннего единства, она устанавливает новые отношения с обществом. Такая личность сопротивляется массовой культуре и в большей степени становится членом человеческого рода.

К самопознанию и взаимопроникновению человека побуждает потребность в саморазвитии и в развитии, а взаимное проникновение реализуется не только в позитивном и дружелюбном отношении, но и в агрессивных формах.

Таким образом, для развития личности важным условием является общение с окружающим миром и отношения, устанавливаемые человеком в процессе общения. Для психологии актуальна проблема соотношения процессов общения и деятельности.

Одни психологи считают, что общение является деятельностью, другие исходят из того, что это два равноправных и самостоятельных процесса. Однозначного решения в этом вопросе не существует.

Техника и приемы общения

Если речь идет о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, то здесь, прежде всего, имеется в виду техника общения и средства общения.

Под техникой общения понимаются способы преднастройки человека на общение, а приемы – это те средства, которые в общении являются предпочтительными.

Человек, способный устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, обладает коммуникативной компетентностью.

Она включает в свой состав знания, умения, навыки, которые обеспечивают эффективное общение. Такая компетентность предполагает умение понимать, быть понятыми партнерами по общению, предполагает умение изменять глубину и круг общения.

Коммуникативная компетентность является осознаваемым опытом общения между людьми в ходе непосредственного взаимодействия.

Развитие личности связано с совершенствованием коммуникативной компетентности. Коммуникативный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия людей.

Особенности социальных ролей, выполняемых человеком, и коммуникативная компетентность имеют непосредственные связи.

Коммуникативная компетентность может рассматриваться как категория, которая регулирует систему отношений человека к себе, социальному и природному миру.

Таким образом, исторический и социально-культурный опыт, а также индивидуально-личностные качества человека способствуют формированию компетентности в общении.

Коммуникативная компетентность решает ряд задач, одна из которых – оценка когнитивных ресурсов. Они обеспечивают анализ и интерпретацию ситуаций. Для этого существует большой блок методик, в основе которых лежат различные коммуникативные ситуации.

Также коммуникативная компетентность изучается методом наблюдения, как в естественных, так и в специально созданных игровых ситуациях.

Исходя из поставленных целей исследования, учитывается темп речи, паузы, невербальные техники, интонации, мимика и пантомимика, организация коммуникативного пространства.

Для развития компетентности в общении необходим адекватный выбор и использование всех средств, которые ориентированы на развитие личностного субъект-субъектного общения.

Компетентность человека в общении в широком смысле слова можно определить как компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: