Развитие способностей, одаренности и таланта - ABCD42.RU

Развитие способностей, одаренности и таланта

Способности, одаренность и талант. Взаимосвязь и различия этих явлений

Вы будете перенаправлены на Автор24

Способности — это психологические особенности индивида, от которых напрямую зависит успешность приобретения им знаний, умений и навыков, однако сами способности не сводятся к наличию этих знаний.

Сущность понятий «способности», «талант» и «одаренность»

В ходе жизнедеятельности происходит проявление способностей, следовательно, их можно обнаружить лишь при осуществлении соответствующей деятельности. Если не наблюдать человека в деятельности, то невозможно говорить о наличии (отсутствии) у него способностей.

Нельзя говорить о способности к музыке, если ребенок еще не начал заниматься хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности (не начал обучаться музыке). Только при наличии такого обучения, организованного в правильной форме, выясняется, каковы способности ребенка и как быстро (медленно, легко, с трудом) сформируются у него чувство ритма и музыкальная память.

Люди не рождены способными к определенному виду деятельности. Их способности формируются и развиваются с помощью правильно организованной деятельности в течение всей жизни. Влияние на способности оказывают обучение и воспитание.

Задатки представляют собой предпосылки развития способностей. Если есть благоприятные задатки и оптимальные условия жизни и деятельности, то у ребенка очень быстро проявляются и рано развиваются способности.

Способности не просто сосуществуют рядом друг с другом или независимо друг от друга. Любая способность может меняться, приобретая качественно другой характер в соответствии с наличием и степенью развития других способностей. От наличия и сочетания способностей зависит вероятность достижения максимального или успеха в выполнении какой-либо деятельности. Этот феномен назван одаренностью.

Одаренность может быть нескольких видов:

  • Общей и специальной,
  • Явной и скрытой,
  • Актуальной и потенциальной.

Высшая степень развития способностей — это талант, для проявления которого необходимо развитие не одной способности, а самых разных аспектов личности. Талант развивается с помощью длительного и упорного учения, трудолюбия, трудоспособности, организованности, целеустремленности, сосредоточенности, настойчивости. Для талантливого человека свойственна высокая степень принципиальности, самокритичности, требовательности к себе. Это очень любознательные люди.

Готовые работы на аналогичную тему

Подходы к определению таланта, способностей и одаренности

Часто понятия «способности», «одаренность», «талант» употребляют в качестве синонимов. Одаренность и талант используют для отражения степени выраженности способностей. Важно отметить, что понятие «талантливый» подчеркивает природные данные индивида.

Например, в толковом словаре В. Даля «способный» определен как «годный к чему-либо, ловкий, склонный, пригодный, удобный». Вместе с категорией «способность» применяются слова «способливый» и «способляться». Способливого человека характеризуют как находчивого, изворотливого, умеющего способиться. Слово «способляться», в свою очередь, понимают, как умение сладить, справиться, устроить дело.

Способный человек ранее фактически понимался как умелый, при этом понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, слово «способный» определено с помощью соотношения успехов в деятельности.

Определяя понятие «талант», разные авторы подчеркивают его врожденный характер. Это понятие определяется в качестве дарования к чему-либо, а дарование считалось способностью, которая дана богом. Другими словами, талант является врожденными способностями, которые даны «сверху». Они обеспечивают высокие успехи в деятельности.

Словарь иностранных слов рассматривает талант (гр. talanton) в качестве выдающегося врожденного качества, особых природных способностей. Одаренность рассматривают как состояние таланта или его степень выраженности. Одаренность в виде самостоятельного понятия отсутствует в словаре Ожегова, Даля и в толковом словаре иностранных слов.

Взаимосвязь и различия явлений

Способности, с одной стороны, а с другой одаренность и талант, выделяются по различным основаниям. Если рассматривать способности, то ученые выделяют возможность индивида делать что-то. Если говорить о таланте (одаренности), то важно подчеркнуть его прирожденный характер. Такие качества, как способности и одаренность начинают проявляться через успех определенной деятельности.

В отечественной психологии, в первую очередь, в работах С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, была сделана попытка классификации категорий способности, одаренность и талант. Ученые сделали это посредством единого основания успешности деятельности.

Способности необходимо рассматривать в качестве индивидуально-психологических особенностей, которые отличают одного человека от другого. От этого качества напрямую будет зависеть возможность успеха действий.

Одаренность представляет собой качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологические особенности). От них также зависит возможность успешной деятельности. Как правило, способности считаются врожденными (даны от природы). Тем не менее, научный анализ показал, что врожденными могут являться только задатки, а способности — это результат их развития.

Задатки — это врожденные анатомические (физиологические) особенности организма. Они включают:

  • Особенности строения головного мозга,
  • Строение органов чувств и движения,
  • Свойства нервной системы, присутствующие у человека от рождения.

На развитие соответствующих способностей влияют особенности высшей нервной деятельности. Например, от скорости образования и прочности условных рефлексов будет зависеть скорость и прочность овладения знаниями и навыками. Быстрота выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители покажет возможность тонкого улавливания сходств и различий предметов (их свойств).

Скорость и легкость образования и переделки динамического стереотипа отражает приспособляемость к новым условиям. Благодаря этому свойству человек готов быстрее переключаться от одного способа выполнения деятельности к другим.

Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии

Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности. И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то талантливым или хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями. Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей, но это не совсем так.

Способности и их виды

Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.

Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.

Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:

  • музыкальный слух;
  • высокая чувствительность к цветоразличению;
  • большой объем легких;
  • повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.

Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.

Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.

Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

Талант как природный дар и уровень способностей

Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.

Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

  • музыкальный слух;
  • чувствительность зрительного анализатора;
  • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
  • скорость психических реакций и т. д.

Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».

Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

Читайте также  Профилактика вредных привычек

Что такое гениальность

Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.

Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.

Высший уровень способностей человека

Для гения характерно:

  • необычное восприятие окружающего;
  • нестандартное мышление;
  • высочайший уровень креативности.

Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.

Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.

Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.

Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:

  • Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
  • Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
  • Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
  • Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
  • Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.

Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?

Может, все же патология?

Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.

Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?

Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:

  • Для гениев характерна высокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всю информацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные люди отличаются экзальтированностью, несдержанностью и ранимостью.
  • Обладая высокой работоспособностью и часто одержимостью своей деятельностью, гении тратят физической и психической энергии значительно больше, чем обычные люди. Поэтому часто страдают от «отката» — резкого спада активности, когда эмоциональный подъем сменяется резким спадом, а нередко и депрессией.
  • В силу подвижности, неустойчивости нервной системы и повышенной эмоциональности гении тяжелее, чем обычные люди переносят жизненные неурядицы, у них чаще возникают проблемы социального характера, они хуже уживаются с другими людьми. Поэтому нередко страдают от одиночества.
  • Достижения гениальных людей опережают их время, поэтому они часто не получают признания современников, а бывает, что их подвергают гонениям. И как следствие отторжения обществом, у них могут развиться неврозы и депрессия. Даже Леонардо да Винчи, казалось бы, один из самых благополучных гениев, современниками (да и не только современниками) был признан как великий художник, а вовсе не как гениальный изобретатель. А вот сам он считал живопись малозначительным хобби и большее значение придавал изобретениям, которые, увы, в XV–XVI веках так и не были воплощены в жизнь.

Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.

Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.

Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?

Как понять, что ваш ребёнок одарённый, и что с этим делать

Типы одарённости, почему одарённость не способствует школьной успеваемости и как воспитывать юных талантов.

Кто такие одарённые дети

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Школы для одарённых детей

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

  • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
  • Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.
  • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.
  • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.
  • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.
  • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.
  • Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.
  • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.
  • Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.
Читайте также  Разработка россыпного месторождения

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:

  • Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
  • Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
  • Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
  • Школа «Летово» (Москва)
  • Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
  • Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
  • Губернаторский Светленский лицей (Томск)

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.

В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. Проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «Фоксфорда»!

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.

Совет 5. Уравновешивайте развитие

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Как развивать талантливых и одаренных детей

Евгения Портнова
Как развивать талантливых и одаренных детей

Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения?

Одаренность – это свойство личности человека, определяющее его возможности в достижении незаурядных результатов в какой-либо сфере деятельности. Одаренность может быть интеллектуальной, творческой, двигательной, в учебных достижениях (обучаемость) и в общении с людьми (лидерство). Если одаренный человек живет в благоприятных для усовершенствования его способностей условиях, то его одаренность развивается в талант.

Талант – это высший уровень одаренности, который проявляется в высоких достижениях личности, неповторимом вкладе человека в культуру или науку. Талантливый человек обладает большими творческими и интеллектуальными возможностями (потенциалом, особым складом характера, ему присущи личностная увлеченность и высокая мотивация достижений.

Гениальность – это высочайший уровень одаренности. Гениальный человек не только добивается высших достижений в области науки или искусства, он преобразует сферу своей деятельности. Но кроме этого, гений отличается от талантливого человека тем, что способен достигнуть незаурядного успеха в любом начинании.

Долгое время считалось, что одаренность, талант и гениальность – это психические отклонения, патология. Однако исследования и наблюдения показали, что среди талантов и гениев психически неуравновешенных людей не больше, чем среди людей обычных – около 10%. Просто они всегда находятся «на виду» и любое их несоответствующее общим правилам поведение обществом преувеличивается.

Что же такое музыкальные способности, музыкальность

музыкальная одаренность и как их развивать?

Развитие музыкальных способностей – одна из задач музыкального воспитания детей.Важным вопросом является природа музыкальных способностей: представляют они собой врожденные свойства человека или могут развиваться под воздействием окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным вопросом является определение понятия музыкальность, музыкальные способности, музыкальная одаренность и от этого вопроса зависит практическая деятельность музыкального воспитания. Что же такое способности?

Способности – это психическое свойство личности отражающие проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься одним видом или несколькими видами деятельности. Способности бывают общие и специальные. Например,к общим относятся: сообразительность, находчивость, беглость,а к специальным: профессиональные (т. е. один вид деятельности). Музыкальные способности по теории Б. М. Теплова есть у всех, в той или иной музыкальной деятельности, или же во всех музыкальных областях. А вот совокупность этих способностей и есть музыкальность. Так же Б. М. Теплов утверждает, и я с его теорией соглашусь, что все дети в определенной степени обладают музыкальностью. Это связанно с сочетанием способностей, как общих (творческое воображение, внимание, вдохновение, чувство природа, так и специальных (чувство ритма, ладовое чувство, слуховое). А вот белее качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое понятие музыкальная одаренность.Многие музыканты и композиторы: Глинка, Чайковский, Моцарт,Бетховен обладают совокупностью способностей: творческое воображение, вдохновение, творческая воля, чувство ритма, ладовое чувство, слуховое и т. д.

«Проблема музыкальности, пишет Б. М. Теплов, — это проблема прежде всего качественная, не количественная.» Я с этим высказыванием согласна, т. к. музыкальные способности можно и нужно развивать в детях, в процессе занятия разными музыкальными видами деятельности, потому что, способности проявляются в деятельности, не наоборот. И зависят они от окружающей среды ребенка.

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, которая определяет причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Работая с музыкально одаренными детьми, я заметила что, они охотнее выполняют задания на музыкальных занятиях, с удовольствием и инициативой участвуют в утренниках, досугах и других мероприятиях детского сада, а так же городских конкурсах, фестивалях, а так же испытывают потребность в общении, со взрослыми, т. к. им необходимы опыт и умения взрослого, поэтому они как «губки» все впитывают. Из выше сказанного вытекает вывод, что с такими детьми необходимо заниматься дополнительно. Это необходимо для самих детей, так как их талант должен быть востребован.Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена. Что бы выявить, таких детей как можно раньше необходима диагностика и опираясь на данные диагностики, работать во всех направлениях (видах деятельности, а акцент сделать на те, способности, где они менее развиты и чем целенаправленей будет работа по развитию одаренных детей, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития.

Читайте также  Уличный танец, как компонент хип хоп культуры

Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.

1создание максимально благоприятных условий

2расширение возможностей для участия творчески одаренных и способных дошкольников в различного уровня конкурсах,, фестивалях детского творчества;

3 стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

4 Пропаганда детского музыкального творчества.

Опираясь на принципы:

1 Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими.

2 Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной творческой сущности творчески одарённого ребёнка как личности.

3 Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности.

4 Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность.

позволяет определить основные способы решения проблем при работе с творчески одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

1. Белова, Е. С. Психологические особенности одаренных дошкольников / Е. С. Белова, Е. И. Щебланова // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6.

2. Мелхорн Г., Мелхорн Х. -Г.Гениями не рождаются:Общество и способности человека: Кн.для учителя: Пер. с нем. — М., Просвещение, 1989.- 160 с.

3. Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. -35 с.

4. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей — М. : Педагогика, 1988.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей //Избранные труды: В 2 т. 328 с. — Т. 1. — М. : Педагогика,1985.

Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО «Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО». Первойкин М. С., педагог дополнительного образования Муниципального автономного дошкольного.

«Презентация Фильма о наших талантливых детях». Фото выпускного утренника «Наше кино» Сценарий выпускного утренника «НАШЕ КИНО» Москва, Гимназия 1591, корпус 8, ДО 1693 Воспитатель: Тиняева Ольга Петровна «Презентация Фильма.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Изостудия для одаренных детей. Фотоотчет Изостудия для одаренных детей кружок «Звездочки». Уважаемые коллеги, учебный год закончился и хочется поделится достижениями своих воспитанников,.

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Спор дорожных знаков на дороге» Цель: развивать у детей азы дорожной грамоты «Цель: развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках, правилах поведения на дороге. Материал:.

Консультация для родителей Отстаньте от детей! Или как развивать ребёнка, не навредив его здоровью Консультация для родителей Отстаньте от детей! Или как развивать ребёнка, не навредив его здоровью Паршина И. Е., воспитатель МБДОУ детского.

Отчёт о проделанной работе в рамках фестиваля «Созвездие талантливых дошколят» Отчёт о проделанной работе. Фестиваль: «Созвездие талантливых дошколят». (подготовительная группа) Понедельник Индивидуальная работа: разучивание.

Открытое занятие с участием родителей «Игровое Событие для мудрых родителей и талантливых детей «Издательство» Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: развивать умение игрового взаимодействия родителей и детей.

Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать? Подготовила воспитатель Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ «Детский сад №183» г. Ярославль 2016 Сенсорное развитие – это развитие восприятия.

Вечер талантливых семей. Мероприятие с родителями воспитанников старшей группы КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ВЕЧЕР ТАЛАНТЛИВЫХ СЕМЕЙ» Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались вместе. У нас вечер.

Способности, сущность и классификация. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

В основу классификации способностей положены различные признаки: источники происхождения, направленность, уровень развития.

Различают следующие виды способностей. По уровню развития способности подразделяются на: одаренность, талант, гениальность.

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. По типу деятельности большинство исследователей выделяют следующие типы одаренности:

1.Интеллектуальная одаренность. Интеллектуально одаренные дети отличаются повышенной любознательностью, наблюдательностью, исключительной сообразительностью, динамичностью и оперативностью мыслительных процессов.

2. Академическая одаренность. Эта категория детей характеризуется высокой успешностью обучения в школе. Дети с одарённостью этого вида обладают ярко выраженным интересом к предмету.

3. Творческая одаренность (креативность). Такие дети умеют переконструировать информацию, чрезвычайно пытливы и любознательны; стремятся мыслить и делать все по-своему; изобретательны в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способны по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); часто высказывают много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способны не только выдвигать гипотезы, но и разрабатывать их; стремятся разрушить стереотипы.

4. Социальная (лидерская) одаренность. Дети, относящиеся к этому виду одаренности проявляют себя успешными в общении; способны устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми; легко приспосабливаются к новым ситуациям; их часто выбирают в качестве партнеров по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняют уверенность в себе; имеют тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общаются с другими детьми и со взрослыми; генерируют идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляют инициативу.

5. Художественная одаренность. Дети с данным видом одаренности предпочитают визуальную информацию; подробно детализируют, запоминают и художественно воспроизводят увиденное, услышанное; обладают обостренной интуицией; охотно экспериментируют, используя средства художественной выразительности; обладают оригинальностью художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимы в самовыражении; сильно увлечены разными видами искусства; настойчивы в достижении мастерства. Этот вид одарённости поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

6. Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность. Данный вид одаренности связан со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией и т.д. Дети, относящиеся к этой категории проявляют повышенную активность в движениях; проявляют большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладают хорошей зрительно-моторной координацией; любят движение (бег, прыжки, лазание); обладают широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому) и т.п.

Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые отличаются принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Д.В. Ушаков для дифференциации понятий одаренности и таланта под одаренностью предлагает понимать потенциальный талант, который может проявиться на дальнейших этапах жизненного пути человека. Одаренность, в отличие от таланта, не сказывается в очевидных для общества достижениях, она может быть скрыта от самого человека и его окружения. Для ее выявления часто оказываются необходимы научные методы. Талант же в этом случае понимается как реализованная одаренность. Развитие таланта социально обусловлено, т.е. в формировании талантливого человека большое значение имеет воспитание и обучение. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает следующий уровень проявления способностей – гениальность.

Гениальность — наивысший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить при достижении личностью таких результатов в творчестве, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность – исключительная редкость. Т.В. Иванова обозначает количественные и качественные отличия талантливости и гениальности:

1. Талантливые люди работают в известных областях человеческой деятельности (науке, искусстве и т.д.), улучшая достижения в этих сферах, что проявляется в высоком мастерстве таланта. Гении создают новые сферы человеческой деятельности, оригинально осмысливают имеющиеся факты, давая человечеству то, чего ранее не было.

2. Талант проявляется в углубленном изучении либо развитии отдельных, нередко узких областей знания, гений отличается универсализмом, он не бывает односторонним.

3. Талантливость и гениальность имеют разную выраженность трудолюбия. Трудолюбие талантливого человека зависит от развития его волевых качеств, именно поэтому слабая воля нередко препятствует полному раскрытию таланта. Трудолюбие гения обеспечивается его неослабевающим интересом к предмету его творчества, именно поэтому гениальные личности отличаются высоким трудолюбием и продуктивностью деятельности.

4. Условием развития таланта является благоприятная социальная среда, формирование гения нередко происходит в сложных жизненных обстоятельствах.

Общество отличается разным отношением к талантам и гениям. Талантливые люди поощряются обществом, получают признание при жизни. Отношение к гению значительно сложнее. Идеи гениальных личностей, их художественные или научные произведения нередко бывают непонятыми современниками, так как они значительно опережают свое время. Именно поэтому нередко гении бывают не понятыми при жизни и умирают в безвестности. То есть талантливые люди более интересны современникам, гениальные – потомкам.

Дата добавления: 2019-08-30 ; просмотров: 4197 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: