Реклама и искусство, их взаимодействие и взаимосвязь - ABCD42.RU

Реклама и искусство, их взаимодействие и взаимосвязь

Реклама и искусство, их взаимодействие и взаимосвязь

Главная > Реферат >Маркетинг

Реклама — яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее. Корни любого общественного явления — в его истории, это известно. Не столь общепризнанно, что и для настоящего постижения любого процесса, для взгляда «вовнутрь» необходимо знание его истоков, становления, этапов развития. Историческое знание о рекламе — это сведения о том, какими средствами создавался данный тип текстов на заре человеческой истории, какую эволюцию он переживал в различных культурных регионах. «Реклама (франц. reclame, от лат. reclamare — выкрикивать) -разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем-либо, напр., товаров (см. реклама торговая), зрелищных (театральная реклама, кинореклама), услуг, оказываемых каким-либо предприятием и т.д.» Агрессивней всего в теоретических спорах (как и на практике) ведут себя адепты торговой, коммерческой рекламы. Описывая именно эту отрасль творчества, они часто знать ничего не хотят о других могучих ветвях рекламного древа. Между тем это древо очень ветвисто. Определение одной из ветвей — торговой рекламы — таково. Это «популяризация товаров с целью их продажи, создания спроса на них, ознакомления потребителей с качеством, особенностями и местом продажи товаров, разъяснения способов их потребления». При несомненном лидерстве этого вида рекламной деятельности в современной культуре было бы крайне недальновидно не изучать, не осмысливать, не проникать к истокам родственных, но своеобразных рекламных форм.

Мы предлагаем таблицу, расширяющую представления о сферах рекламной деятельности. Ядро рекламного произведения составляет «сгусток» прагматически ценной социальной информации, совмещенной с «имиджем» -рекламным образом. Реклама ориентируется на прямолинейно-императивное или привлекающе-вкрадчивое, но обязательно прагматически нацеленное общение с аудиторией. Цель достигается тем успешнее, чем полнее учитывает автор рекламного текста психологические особенности своих адресатов. Назначение любого рекламного послания — побудить людей к конкретному действию: выбору товара или услуги, голосованию за предлагаемого депутата, участию в определенной культовой акции. В отличие от пропаганды, стремящейся повлиять на целостное мировоззрение личности, реклама ставит перед собой более узкую, четкую задачу — как можно энергичнее и быстрее побудить человека к конкретному действию. Конечно, суммарное рекламное воздействие дает и мировоззренческий эффект, влияет на образ жизни, на весь облик эпохи. Однако, для рекламного рода деятельности это — следствие, выходящее за пределы его конкретных задач, его социального предназначения. То, что для пропаганды первично, для рекламы вторично, и наоборот. Родственность этих типов деятельности проявляется в сходстве, иногда даже в общности используемых средств интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию. Таковы приемы внушения (суггестии), убеждения, «навязывания» достоинств предмета, идеи, личности или явления. Пропаганда при этом отдает предпочтение рациональным способам воздействия, реклама — иррациональным. Среди последних центральное место принадлежит рекламному образу, имиджу. Последний наглядно отображает тот или иной фрагмент реальности, воплощая рекламную идею в выразительной, запоминающейся, нередко символичной форме. Имиджи — звуковые, изобразительные, вербальные знаки — выполняют суггестивные задачи рекламного произведения. При этом квалифицированные авторы рекламы обычно опираются на психологов. Накоплено немало наблюдений о продуктивном соотношении цветовых оттенков в рекламе, об использовании шрифтов, форматов. Изобразительные и вербальные средства рекламы развиваются параллельно. Наша цель — как можно более масштабно подойти к охвату истоков рекламного творчества, показать его зарождение и бытование в вековой европейской и русской культуре.

Искусство рекламы в античности

Античный мудрец Луций Анней Сенека две тысячи лет тому назад, находясь в одной из своих резиденций, в письме к приятелю сетовал на раздражающие и отвлекающие от сосредоточенности уличные шумы: «Сейчас вокруг меня со всех сторон многоголосый крик: ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши». Перечислив множество звуковых помех, Сенека добавляет: «К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы всякими кушаниями, каждый на свой лад выкликающие товар».

Институт глашатаев — одно из древнейших установлений государственной власти. Эти должности зафиксированы в различных древних государствах. На европейской территории таблички с перечнем профессий, где значатся и глашатаи, найдены при раскопках в центрах Крито-Микенской культуры, относящейся к XIV в. до н.э. Для чего служила эта профессия? Для повседневного информирования больших скоплений людей, каковыми уже являлись древние города. В этих объявлениях общезначимая информация тесно переплетается с рекламой. Глашатаям поручалось также оперативно оповещать население о вызове граждан в суд, о вынесенных приговорах и предстоящих казнях. Со временем эта сфера оповещения составила ответвление юридической рекламы, которая стала столь активной и действенной в наши дни.

В древней Греции существовала традиция фирменным знаком метить предметы гончарного и художественного Производства. Использовались и знаки собственности: тавро выжигалось не только на домашних животных, но и на «одушевленных предметах» — рабах. Так происходило освоение знаковых средств, приемов будущей рекламы.

В политической рекламе античности подобную роль играли статуи с хвалебными надписями — элогиями — правителям, полководцам, именитым гражданам. Некоторые из таких статуй (античные риторы именовали их «говорящими камнями») тиражировались в десятках экземпляров, в ознаменование величия и славы того или иного деятеля и для пропаганды его взглядов и свершений.

Итак, рекламные тексты — не изобретение Нового времени. Их истоки уходят в первобытную древность. А в античности зарождается уже развитая рекламная деятельность. Ее опорный жанр — устные объявления, представляющие собой сконцентрированный сгусток оперативной общеполезной информации. Исходная форма «обрастает» богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) и специфически рекламные тексты, чья цель — активно проникать в психику потенциального потребителя, реципиента, приковывать его внимание, пробуждать желания и волеизъявления, подталкивать к выгодным для рекламодателей действиям. Истоки таких явлений, как афиша, плакат, торговая марка, рекламная акция также восходят к античности. Более отчетливые очертания они обретают в эпохи средневековья и Возрождения.

Просветительская функция рекламы

Несмотря на свой прагматизм и преследование исключительно практических целей, реклама способна на «подвиги» в интересах просвещения «толпы людской». Здесь имеется в виду реклама, не уступающая в своем исполнении произведениям искусства. Сам вопрос о том, является ли реклама искусством, или имеет ли к нему какое-то отношение, можно отнести к разряду «вечных», и сторонников «за» и «против» с той и с другой стороны достаточно. В условиях массового потребления у «высокого» искусства гораздо меньше шансов дойти до аудитории, чем у рекламного текста, выполненного на хорошем уровне. Поэтому можно предположить, что для какой-то части людей сюжет или образ, впервые увиденный в рекламе, станет проводником в мир искусства, литературы или науки. В этом смысле можно говорить о просветительской функции рекламы. Рассмотрим ее через призму взаимосвязи художественной деятельности и отдельных элементов рекламного процесса. В пользу схожести рекламы с искусством говорит идентичность процессов создания рекламного сообщения и произведения искусства. Всё, что необходимо для создания шедевра, присутствует и в процессе создания, например, рекламного плаката. Четкая целенаправленная работа, осмысленность и творчество, хотя в отношении рекламы чаще употребляется вездесущий модный термин «креатив. В создании рекламных текстов используются всевозможные речевые «увертюры», достойные уст поэта. Последние чудеса и достижения компьютерной графики и искусный монтаж, используемые в роликах, могут произвести впечатление не меньшее, чем фильм, увиденный накануне: рекламные ролики, достойные приза Киноакадемии, именуются рекламными фильмами (Chanel).

Работу над высокохудожественным рекламным клипом можно приравнять к съемкам короткометражного фильма, часто с непредсказуемой, неожиданной концовкой. Клип длится в среднем одну минуту, и это должен быть завершенный продукт, целостный, как и любое произведение искусства. Фестиваль видеорекламы «Каннские львы» лишний раз подтверждает серьезность рекламы как направления искусства наряду с различными кинофестивалями. Безусловно, огромное значение имеет то, кто занимается созданием рекламы. Многие великие режиссеры начинали свой творческий путь именно со съемок рекламных роликов. Роль «Создателя» в рекламе очень велика. Скажем, если картину написал Энди Уорхол, является ли она произведением искусства? — Безусловно, да. А если тот же Уорхол напишет для какой-нибудь компании рекламный плакат, разумеется, в своей манере и своем видении, — будет ли это искусством, будет ли существенно отличаться от художественных работ чем-либо, кроме целей? — Язык не повернется обидеть художника. Собственно говоря, Энди Уорхол занимался созданием рекламного плаката для шведской водки Absolut, и не он один. Помимо него, свое видение известной водочной бутылки, причем не только в форме изображения, но и в скульптуре, и других проявлениях, представили Кейт Херинг, Кенни Шарф, Дэмиен Херст и другие выдающиеся, порой скандально известные, деятели искусства. Сегодня все эти «творения» выставлены в галерее «Absolut». Они имеют полное право называться произведениями искусства

Читайте также  Теория элит Гаэтано Моски

Однако достижение рекламой уровня искусства можно рассматривать и с негативной точки зрения, поскольку реклама сама по себе — один из величайших обманов современной жизни. Благодаря хорошей рекламе может быть продан плохой товар — и это еще самый безобидный вариант. Выходит, как сильная, так и слабая в художественном отношении реклама чаще приносит вред. По форме реклама схожа с искусством, но зачастую только по форме. Цели, задачи и сущность рекламы и искусства все же различны. На это утверждение опираются те, кто не согласны с уравнением «реклама = искусство».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что какой бы ни была связь между искусством и рекламой, она действительно существует! Возможно, реклама создает какое-то новое искусство, но вряд ли замещает его. Все-таки искусство — понятие гораздо более широкое. Вероятно, лучшие образцы рекламы вполне могут претендовать и на место в искусстве. Когда люди вкладывают в это ремесло нечто большее, чем технологии манипулирования, когда реклама — это способ общения личности бренда и покупателя и она великолепно сделана — почему она не может перерасти свои ремесленные рамки.

Крайне удачным примером такой творческой и оригинально оформленной коммуникации бренда с потребителем является рекламная кампания 2003 г., разработанная агентством Publicis для компании Hewlett-Packard. Publicis должно было разработать концепцию кампании, которая обращалась бы к «поколению iMac», к молодым художникам, чтобы те поняли, как хорошо работают принтеры HP. И было очевидно: с этой аудиторией нельзя использовать традиционные методы рекламы. Требовалось что-то необычное. Нельзя было просто заявить насколько, мол, прекрасна эта продукция, необходимо было показать творческим людям, насколько им может быть полезна широкоформатная печать и проекционное оборудование. Задача была выполнена благодаря идее художественной галереи, открытой для всех. В чем уникальность данного проекта? Галерея открывается абсолютно пустой, и молодые художники, дизайнеры, фотографы, начинающие режиссеры и операторы, в общем, представители арт-сообщества, заполняют это пространство своими работами, которые выводятся с помощью техники HP. Так заработала беспрецедентная галерея современного искусства (а по сути своей — мультимедийная рекламная кампания технологических возможностей Hewlett-Packard), получившая название HYPE.

Об эффективности такой коммуникации говорит статистика, так, например, только в Лондоне, за месяц HYPE посетило более 9 тысяч зрителей?! Это наглядно доказывает, что если реклама и не является искусством, то способна просвещать ничуть не хуже. Конечно, когда реклама становится искусством, она не всегда способствует коммерческому успеху рекламодателя. Иногда достаточно дать телефон, чтобы люди покупали товар. Это не имеет никакого отношения к искусству, но часто действует. Здесь совершенно разные задачи. И создатели рекламного продукта, и в первую очередь рекламодатель, должны решить для себя, какие задачи являются приоритетными для них.

Реклама и искусство

Было бы бессмысленно сравнивать рекламу и искусство, если бы речь шла о явлениях, существующих, так сказать, на разных орбитах, никогда не пересекающихся. Нас будет интересовать «инструментальная» связь между ними: когда «рабочим» ин­струментом и там, и там служит образное слово, когда картинка рекламного телеролика создается с использованием законов дра­матургии, когда мы понимаем, что перед нами «разыгрывается» жизнь, но жизнь ненастоящая.

До определенного времени в рекламе преобладали именно такие приемы изображения жизни; про эту «рекламную жизнь» можно сказать, что она идеальна, великолепна, но менее всего она походила на повседневность, на то, что происходит вокруг. Некоторые «котурны», на которые ставили жизнь в рекламе, гиперболизация позитивных характеристик того, что рекламиру­ется, были признаками жанра.

По сути дела, ненатурализм рекламы состоит в том, что здесь «экстраординарные люди действуют в экстраординарных ситуа­циях, представленных в экстраординарной манере» 1 .

Многие авторы (в том числе R. Hobbs и R. Frost) утверждают, что более современный подход требует от рекламы скорее прав­дивости, аутентичности, полноты воспроизведения жизни.

И действительно, с 1990-х гг. в мировом рекламном простран­стве наметилась новая тенденция — к документализации, к пре­дельному реализму, на смену стилю гиперболизации пришел стиль копирования жизни.

У этой темы связи рекламы и искусства есть весьма прагмати­ческий аспект: зачастую фирмы в своей рекламе используют сю­жеты высокого искусства.

Например, «ДИАЛ электронике» («Dial Electronix», фирма, реализующая и соответственно рекламирующая электротовары длительного пользования), размещает в газете («Экстра-М>> № 14 от 8 апреля 1995 г.) список товаров, которые она распро­страняет, адреса, по которым вы сможете купить эти товары, подразумевая, что все это «Для вас и вашей семьи». Но вместо слова «семья» — изображение картины Рембрандта «Святое се­мейство» (он, она и ребенок) и жанровая картинка современной семьи (он, она, но уже в джинсах, и ребенок).

Классическая живопись эксплуатируется и коммерческим бан­ком «Оптимум»: с рекламы его пластиковой карты улыбается «Мона Лиза», а слоган рекламного сообщения гласит: «Opti­mum Card неповторима, как улыбка Джоконды».

Фирма «Самсунг» («Samsung») рекламирует свои офисные телефонные станции, привлекая Лаокоона, который в рекламе разрывает телефонные провода. Но тут явная двусмыслица: ми­фологический Лаокоон погибает, задушенный змеями, от кото­рых пытается освободиться, а лозунг рекламы: «Развяжите себе руки ».

В рекламе сыра «Voimix» мальчик трудится над музыкальным пассажем, который никак у него не получается (но мы слышим, что это музыка Дж. Гершвина), и только после того, как мальчик подкрепился рекламируемым сыром, дело пошло на лад и музы­ка Гершвина зазвучала во всю свою мощь.

Рекламодатели с повышенным вниманием относятся к кино, по­скольку кинофильму уготована стойкая любовь масс, как ранее библейскому сказу, народным сказкам и былинам. Кинофильмы занимают самые высокие места в рейтингах телепередач; с ними могут соперничать лишь передачи типа викторин с участием ау­дитории и большим призовым фондом. Именно поэтому кино стало сейчас важнейшей телепередачей для размещения рекламы. На практике кинофильм прерывается от одного до пяти-шести раз.

Удивительно, но ни один из деятелей кино не касался этой проблемы ни разу, хотя именно кинематографисты, как никто другой, знают о влиянии одного кадра на другой, когда они идут встык.

Этот прием нередко используется, например, он наблюдался при показе фильма Клода Шаброля «Мясник» (I канал «Остан­кино», 12 октября 1993 г.), глубокой психологической драмы на сюжетной канве детектива: главный герой, мясник, убивает жен­щин. Для рекламы в этом фильме нашли весьма «подходящее» место: там есть сцена, где мясник и его любимая женщина гото­вят блюдо из баранины, и женщина спрашивает, сколько време­ни это займет. И вслед за этой сценой, без всякой перебивки, на экране возникает профиль девушки из ролика «Анкл Бэнс» («Uncle Bens»): она осматривает полки, где стоит продукция «Анкл Бэнс», и говорит: «Приготовлю-ка я сегодня что-нибудь необыкновенное ».

Мы уже говорили, что Госдума 15 ноября 2001 г. приняла поправки к закону «О рекламе» на этот счет: сейчас реклама не может прерывать радиопостановки и художественные фильмы «без согласия правообладателей». При отсутствии таковых час­тота рекламных вставок сохраняется практически на прежнем уровне — они могут быть каждые 15 мин. Единственное ограни­чение — чтобы рекламы было не больше 20% эфирного времени 1 .

Читайте также  Специфика педагогического общения. Социально-психологические аспекты

Особо стоит сказать о «мыльных операх». Здесь места для рекламы отмечаются заставками, сюжетный ход логично завершается, в следующем фрагменте телефильма воспроизводится ко­нечная сцена предыдущего фрагмента, если это необходимо, и т.п. Если не соблюдать эти условия, возникают забавные си­туации. Так, одна из серий мексиканского сериала «Богатые тоже плачут» (3 июля 1992 г., I канал «Останкино», ныне ОРТ) заканчивается фразой: «Где Диего Авила?» «Только у нас!» — бодренько ответил ему мужской голос с рекламного ролика, который шел за серией без всякой перебивки. В очередной серии сериала «Дикая Роза» 23 сентября 1994 г., I канал «Останкино) в последней сцене звучит фраза доктора: «Мне не остается ниче­го другого, как вас поздравить: у вас будет ребенок». «Ребе­нок?» — переспрашивает героиня. И следом, без перебивок идет реклама Центра по лечению бесплодия «Ребенок в пробирке» 1 . Одна из серий телесериала «Спрут-5» венчается кадром, где главный герой — борец с мафией — рассматривает микропленку, которая содержит ключ к мафиозным операциям. И без всякой перебивки открывается пещера с сокровищами «Техинвест-М» (канал РТВ, ныне — РТР, 6 июня 1994 г.).

Реклама и искусство имеют еще один общий плацдарм. Дело в том, что искусство, особенно кино, воспроизводит «вещный» мир. Конечно, рекламодатели стремятся показать именно ту «вещь», которую они производят. Множество примеров свиде­тельствуют о том, что это распространенная практика. Амери­канский режиссер Сидней Поллак, откровенно сказал Сергею Шолохову, ведущему программы «Тихий дом», что появление в его фильме автомобиля модели «Линкольн» как свершения меч­таний героя не случайно. Между Поллаком и автомобильной фирмой был заключен контракт, согласно которому фильм будет рекламироваться на всех автосалонах, где будет присутствовать эта модель.

Известно, что корпорация «Браун энд Уильямсон тобакко» («Brown and Williamson Tobacco») выплачивала актерам гонорар за то, что они курили на экране сигареты их фирмы «Cool».

Итак, реклама и искусство являются в современной массо­вой культуре сообщающимися сосудами. Лучшие образцы рекла­мы разнообразят визуальный мир; реклама цитирует высокое искусство; она адресуется массовой аудитории — приемнику и потребителю современного искусства. И в этом особая ответст­венность рекламы — планка ее оценок повышается еще и по этому основанию.

Основные понятия: целевая группа, целевой рынок, потребительский сегмент, позиционирование на рынке, когнитивный диссонанс, референтная группа, демографический профиль, «живой силуэт», респондент, выборка, репрезентативность.

Искусство и реклама

История рекламы наглядно свидетельствует о том, что у этой проблематики есть две стороны: во-первых, существует достаточно обширная тема искусства в рекламе, во-вторых, многие исследователи и потребители рекламы рассматривают ее как вид искусства.

В современной рекламной практике внедрение знаменитых ; произведений живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки в ткань рекламного продукта стало частым приемом, исполь­зуемым при ее разработке. В качестве примеров в зарубежной и российской рекламе можно привести рекламу Мартини, воспроиз­водящую картину Дега «Le Sauvage» и другие.

Исследования, проведенные в Западной Европе, показали, что произведения искусства используются наиболее часто для рекла­мы семи видов продукции: еды и напитков, оборудования для домa, предметов личной гигиены и одежды, финансовой рекламы, автомобилей, туризма и перевозок, бытовой техники, компьюте­ров, профессионального оборудования.

Зачастую рекламисты предпочитают использовать известные произведения художников или их имитацию. Выбранные для рек­ламы художественные произведения должны быть популярны, уз­наваемы большинством людей, представителей целевой аудитории, на которую направлено рекламное воздействие, и ассоциироваться с продуктом. При ориентации на меньшую социальную или профес­сиональную группу потребителей может быть выбрано менее изве­стное произведение. Например, в свое время для рекламы духов «Bel Ami d’Hermes», предназначенных тонким ценителям, были ис­пользованы рисунки еще малоизвестного в то время художника Климта. В российском рекламном ролике шоколада Mars был .поза­имствован сюжет картины Васнецова «Три богатыря», которая яв­ляется одним из известнейших культурных символов России.

Иногда художники-постановщики позволяют себе некоторые вольности. Они осмеливаются изменять оригиналы, вводя в них предмет рекламы.

Реклама, используя произведения искусства, создает новый массовый эффект, который придает ей другое измерение во времени.

Обращаясь к истории рекламы, следует отметить, что уже в XVIII и XIX веках художники начали работать для рекламы и это — вторая сторона вопроса о взаимосвязи искусства и рекламы. Во Франции Ватто, например, сделал вывеску для Жерсо, владельца художественной галереи в Париже. Грез, Жерико, Делакруа, Шарден и другие художники XVIII-XIX веков тоже работали для рекла­мы. Позднее, в конце XIX-XX веков великие художники своего времени неоднократно занимались рекламным творчеством. Их ра­боты, размноженные в виде плакатов, теперь считаются шедевра­ми, выставляются в музеях и дорого оцениваются. Среди них рабо­ты таких мастеров, как Тулуз-Лотрек («Мулен Руж»), Боннар («Франс-Шампань»), Матисс («Типография Мерло»), Делоне («Часы «Зенит»). Один из лучших живописцев сюрреалистической школы Магритт, подрабатывая, делал зарисовки и создавал картины для рекламы. Эти работы настолько хороши, что их, наряду с другими его полотнами, несомненно, можно считать произведениями искус­ства. С тех пор Магритта, а также Шере чаще других копируют в рекламных целях. Кроме самих шедевров используются произведения, имитирующие манеру художников или стиль определенного исторического времени. Так, очень часто встречаются рекламные материалы, стилизованные под манеру письма А. Мухи.

В многолетнем опыте рекламного творчества много примеров архитектурных клише. Используются или архитектурные фрагменты (лестница, балкон, фонтан), или здания, известные исторические места.

История современного искусства свидетельствует о влиянии рекламы на творчество многих художников. Фрагменты рекламы различимы в работах Делоне. Кубисты Пикассо и Брак играли с образом и действительностью, что является характерным для рекламы приемом.

Рекламные плакаты с самого начала тесным образом были связаны с живописью. Многие из них на стадии разработки представляли собой чисто коммерческое сообщение. Сегодня они рассматриваются как произведения искусства. Высшая степень воздействия, которое оказывает реклама на искусство, может быть оценено по критериям, обычно применяемым к области рекламы.

В современной рекламной практике часто прибегают к возможностям киноискусства, используя в качестве рекламного контекста художественные фильмы. Об этом свидетельствует распространенная практика применения такой технологии размещения рек­ламы в ткани фильма, как Product Placement.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Реклама в системе маркетинга и ее функции.

2. Что включает в себя широкое и узкое понятие рекламы? Ка­кие определения рекламы вы считаете обоснованными и по­чему?

3. Каково место рекламы в системе массовой коммуникации?

4. Каково соотношение рекламы с другими видами маркетин­говых коммуникаций?

5.В чем заключается роль рекламы в современном обществе?

LEVIS, CHANEL, COCA-COLA: РЕКЛАМА КАК ИСКУССТВО

В наше время реклама стала по-настоящему зрелищной. Но можно ли назвать ее искусством? Разбираемся на примере конкретных кейсов, которые особо запомнились потребителям.

Реклама – один из важных атрибутов мира. Жизнь современного человека невозможно представить без рекламы, как и без любой информационной технологии. Реклама берет свои истоки в эпоху античности и скоро начинает формироваться в отдельную профессиональную деятельность. Первым о рекламе как о величайшем искусстве ХХ века отозвался канадский философ Маршалл Маклюэн. Сегодня найдутся как сторонники, так и противники этого мнения. Но стоит отметить, что реклама и искусство – две сферы человеческой деятельности, которые имеют достаточно много точек соприкосновения, хотя цели у них безусловно разные.

Искусство в данном контексте – лишь средство, которое может помочь рекламе стать более зрелищной, помочь донести информацию о товаре, эффективно воздействуя на потенциального покупателя. Такая форма взаимоотношений рекламы и искусства подтверждается их многовековым сосуществованием. Если в период античности реклама только информировала о наличие конкретного товара, то сегодня рекламная деятельность весьма чутко относится не только к разнообразным потребностям людей, но и к изменениям в художественной сфере, постоянно совершенствуя рекламные инструменты по продвижению товара.

Читайте также  Сон и бессонница

Развитие изобразительных рекламных жанров напрямую связано с появлением в художественной практике новых техник искусства. Так, например, в 1916 году фирма Campbell в рекламе своих консервированных супов разработала оригинальную идею – использовать иллюстрации с маленькими детьми, которых со временем прозвали «детьми Campbell». Изначально такая реклама рассчитывалась на женщин, однако истинными ее поклонниками стали именно дети, которые вырезали «детей Campbell» для собственных альбомов и дневников. Так реклама мотивировала маленьких потребителей к познанию художественного мира. В дальнейшем дети Campbell стали символом изобразительной иллюстрации в рекламе.

Сколько бы ни было противников или любителей шипучего напитка Coca-Сola, трудно не признать, что в канун Нового года реклама данного продукта является уже атрибутом праздничного настроения. Не зря один из рождественских слоганов гласит: «Праздник к нам приходит всегда с Coca-Сola». Идея зародилась в 1931 году, когда на плакатах напитка появился известный образ американского Санта Клауса, созданный художником Хэддом Санблом. Персонаж оказался настолько хорош, что был принят за эталон Санта Клауса, который и сейчас изображается именно так. И теперь в канун Нового года несомненно каждый ждет рекламу с рождественской песней, в которой красная машина везет фирменный напиток. В дальнейшем другие рекламодатели заимствовали идею Coca-Cola и стали использовать в рекламе известного персонажа или личность для увеличения числа потребителей.

Весьма оригинальная и остроумная идея нашлась в рекламе джинсов «Levi’s» в 1970 году. Художник рекламного плаката хорошо обыграл известную всему миру скульптуру Микеланджело «Давид», добавив ему левайсовские джинсовые шорты и надпись «Levi’s». Такая рекламная находка не могла не остаться незамеченной и в будущем стала образцом искусства в рекламной сфере. Именно такие рекламы делают честь мировой индустрии. Органичное сочетание классики, оригинальность идеи и остроумный подход делают рекламу не только запоминающейся, но и эффективно работающей.

Есть еще один из видов изобразительных инструментов, когда реклама снята как художественный фильм. Сразу приходит на ум реклама аромата Chanel №5 с Николь Кидман. Рекламный ролик снят по мотивам фильма «Мулен Руж» является не только самым дорогим в истории рекламной деятельности, но и самым зрелищным. Двухминутный фильм снят именитым режиссером Базом Лурманом и рассказывает историю о любви между блистательной актрисой кабаре и талантливым писателем без гроша в кармане. В ключевой сцене Николь Кидман стоит на фоне панорамы города, оперевшись на логотип Chanel. Так она стала символом всего далекого и недоступного. За эти считанные минуты зритель успевает не только проникнуться трогательной историей любви, но и почувствовать на себе всю атмосферу и антураж модного дома. И теперь уже каждая девушка захочет прикоснуться к легендарному аромату Chanel №5.

Сегодня во многих музеях мира существуют специальные разделы, посвященные рекламе. Является ли это доказательством того, что реклама стала искусством? Нет. Но безусловно искусство является одним из рекламных инструментов, который позволяет сделать рекламу товара яркой и запоминающейся на долгие годы.

Реклама как искусство. легендарные виды рекламы

Связь между искусством и рекламой? Реклама — это искусство? Эти вопросы часто вызывают бешеную дискуссию и споры.

Принимая во внимание сугубо коммерческую природу рекламы и основную ее задачу — продажи, большинство людей видят рекламу и искусство как тотальные противоположности.

Однако с другой стороны, и искусство, и реклама нацелены на донесение определенной идеи и это является определенным «мостиком» между ними. Еще один такой мостик между искусством и рекламой был построен Энди Уорхолом, который создал известную серию картин баночки супа Campbell в 1962, насмехаясь с потребительской культуры. Затем он рисовал картины для других товаров, но тем самым и разрушил рекламу как искусство.

Один из четких примеров разницы между рекламой и искусством является то, что люди добровольно выбирают искусство для выставок и часто платят за это удовольствие. Реклама, с другой стороны, направляет всю силу на потребителей, пытается привлечь их внимание к товару. Однако, сегодня многие произведения искусства переосмысливаются известными брендами для того, чтобы достучаться до потребителей.

Вот посмотрите на выдающиеся примеры использования произведений искусства в рекламе.

Как вам привлекательный друг Моны Лизы, созданный Леонардо да Винчи, в рекламе немецкого сервиса знакомств?

На эту рекламу Orbit однозначно вдохновили поп-арт произведения Энди Уорхола.

Volkswagen не отстает со своим Polo BlueMotion, привлекая внимание к этой модели, потребляет мало топлива, из постеры в стиле Рене Магритт и Сальвадор Дали.

Mazda. Не напоминает ли вам это работы Пабло Пикассо?

Pizza Hut предлагает собственную интерпретацию Моны Лизы, которая наслаждается пиццей. Кто красивее на ваш взгляд — оригинал или копия?

KitchenAid — постер, на который вдохновили произведения Анри Матисса.

Еще один постер с той же кампании KitchenAid очень напоминает произведения художницы ар деко Тамары де Лемпицкой.

Этот список еще далеко не полный, но над этим взглядом на рекламу и искусство стоит задуматься.

Легендарные примеры рекламы

Если бы реклама называлась искусством, какие именно рекламные кампании считались бы шедеврами? Они однозначно должны быть креативными и вызывать эмоции, как и настоящее искусство. Но поскольку целью рекламы является заставить людей сделать какое-то действие, очевидно настоящее искусство должно создавать вирусные кампании, которые влияют на бренд и упоминаются другими людьми. Какие бы вы кампании сюда отнесли?

Вот несколько всемирно признанных рекламных кампаний:

Apple — Think Different (1997)

Реклама, созданная еще 20 лет назад, рассказывает историю и пытается донести идею, что нужно делать этот мир лучше. Лишь 31 секунда — а впечатление от видео очень мощное, поэтому это однозначно шедевр. В этом видео также впервые появляется слоган «Think different» (Думай по-другому).

Nike — Just do it

Выпущена 30 лет назад кампания полностью изменила бренд Nike и выразила его философию только в трех простых словах. Они выразили то, что действительно люди чувствуют к спорту — ты возможно не хочешь этого делать, но just do it! За 10 лет продажи Nike выросли в 10 раз по сравнению с началом кампании и Nike захватила рынок. Это однозначно победа!

Absolut Vodka: The Absolut Bottle

В начале кампании водка Absolut имела примерно 2,5% рынка в США. Кампания бутылки Absolut все существенно изменила (вообще-то это был Энди Уорхол, заметили особую форму бутылки) и продолжалась 25 лет! Было создано 1500 различных постеров с бутылкой Absolut в природе, что сделало бутылку наиболее узнаваемой в мире и принесло компании 50% импорта от всей импортируемой водки в США и сделало эту кампанию легендарной.

Похоже, что шедевры рекламы имеют много общего с искусством — они доносят простую, правдивую и мощную идею до людей.

Если вы готовы рекламировать ваше произведение искусства — попробуйте TRACKLAM. Это онлайн-платформа для простого запуска и отслеживания кампаний. Видеомониторы, билборды, ситилайты и т.д. — все это в удобном интерфейсе. Попробуйте сегодня!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: