Религия как форма культуры - ABCD42.RU

Религия как форма культуры

Религия как одна из форм культуры

Предмет: обществознание, 8 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные ранее на других предметах.
  • В соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся раскрыть функции религии.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций (церковь, секта и др.).
  • Разъяснить обучающимся содержание статей 14, 28 Конституции РФ.
  • Способствовать воспитанию у школьников таких качеств, как уважение, терпимость, толерантность.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  • Презентация по тем: «Религия как одна из форм культуры» (Приложение);
  • Учебники «Обществознание», 8 класс, под. Ред. Л.Н. Боголюбова, 2015.

План урока (основные вопросы для изучения нового материала):

  • Что такое религия (актуализация знаний).
  • Особенности религиозной веры.
  • Роль религии в жизни общества.
  • Религиозные организации и объединения.
  • Свобода совести, свобода вероисповедания.

Ход урока

Отвечая на вопросы в начале параграфа (рубрика «Вспомним»), актуализируем знания о религии, об истории ее возникновения.

Что такое религия?

  • совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (см. словарь);
  • определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Когда появились первые религии?

Зарождение религии происходило много веков назад (около 40 тыс. лет назад возникли ранние религиозные представления).

Ученые считают, что таким образом люди пытались объяснить себе, как и почему они появились на свет, в чем их предназначение и т.д.

Древние люди пытались задобрить таинственные силы, «заколдовать удачу». Они пытались при помощи различных обрядов (песен, танцев, рисунков, ритуальных действий) воздействовать на природу.

Магия, колдовство, вера в добрых и злых духов у первобытных людей свидетельствуют о появлении религиозных верований, зачатках религии.

Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33-34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований.

Особенности религиозной веры

Отвечая на вопросы рубрики «Подумаем» (Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?), выявляем особенности религиозного сознания.

Работа с понятиями. Анализ религиозной веры.

Вера – это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований.

Религиозная вера – это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов.

Религиозная вера – это определенные переживания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Роль религии в жизни общества

Систематизируем и обогащаем теоретическими знаниями личный социальный опыт учащихся. Работа с текстом параграфа (стр. 97-98).

Определяем функции религии.

  • Регулирует поведение людей (регулирующая);
  • Воспитывает человека (воспитательная);
  • Дает ответ на вечные человеческие вопросы (мировоззренческая);
  • Снимает тяжелое психологическое состояние человека (психологическая/компенсаторная);
  • Способна избавить человека от одиночества (коммуникативная);
  • Объединяет общество или порождает вражду (интегративная).

Религиозные организации и объединения

  • церковь;
  • секты;
  • организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

! Обратить внимание на отличия сект от церкви.

Свобода совести, свобода вероисповедания

Работа с понятиями и материалами Конституции РФ.

Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил.

Статья 14 Конституции РФ

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 Конституции РФ

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Делаем вывод:

  • каждый в нашем обществе волен решать, какую религию исповедовать или быть атеистом;
  • мы должны с уважением относиться к выбору каждого.

Подведение итогов урока и закрепление полученных знаний

Заполнение таблицы на соотнесение терминов и их определений.

право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства

это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов

совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия

это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований

система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил

Рефлексия

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради:

  • сегодня я узнал.
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Религия как форма духовной культуры

Рубрика: Философия

Дата публикации: 19.05.2014 2014-05-19

Статья просмотрена: 12675 раз

Библиографическое описание:

Бурко, Р. А. Религия как форма духовной культуры / Р. А. Бурко, Е. А. Брагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 651-653. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11011/ (дата обращения: 16.09.2021).

XX-XI вв. — это время научно-технической революции, автоматизации, компьютеризации, когда на первое место выходят материальные потребности и ценности людей, в основе которых лежат принципы прагматизма, утилитаризма. Именно поэтому необходимо очень большое внимание уделять духовной культуре, составной частью которой является религия, которая выступает как форма отражения материальной культуры в сознании человека.

Главный признак религии — не вера в Бога, а вера в сверхъестественное. Религия — это совокупность идей, настроений, действий и организаций, связанных с верой в сверхъестественное. Она представляет собой сложное общественное образование, в структуре которого выделяют 3 основных элемента: религиозное сознание выступает как форма отражения окружающего мира и, включающее религиозную идеологию и религиозную психологию; религиозный культ — система символических действий верующих: молитвы, обряды, посты, праздники; религиозные организации — объединения последователей той или иной религии. Религия является составной частью духовной культуры человечества, которая является формой отражения материальной культуры в сознании человека. Религия (с лат.) — благочестие, набожность, это есть связь человека со сверхъестественным, т. е. с Богом.

В современном мире религии принадлежит очень важная роль. Те ценности, которые принято считать общечеловеческими, формировались и развивались, как правило, в рамках различных религиозных систем. Истина религии заключена не в знаниях о ней, аргументах и доказательствах тех или иных утверждений. Религия допускает возможность необыкновенных вещей, называемых чудесами; но главное в том, что люди находят утешение и надежду в вере, открывают человеческую сущность через ее связь с чем-то высшим, понимаемым как божественное. В этом люди признают олицетворение вечности бытия, ощущают свою значимость и сопричастность к чему-то, что исполнено глубокого смысла. Религия предлагает человеку целостную картину мира, наполненную морально-ценностным смыслом, способствует мировоззренческим поискам. Религия — это общественное явление с собственным историческим развитием в конкретных социально-экономических условиях. А еще религия — ориентир и сокровище для тех, кто ее исповедует. Последователи всякой религии утверждают, что она дарит им бесчисленные знания и ощущения, которые приносят настоящую радость. Вопросы о религии всегда связаны с вопросом соотношения знания и веры, с формированием идеалов, ценностей, жизненных ориентаций, которые неизбежно встают перед человеком. Характерно, что религию стали изучать сравнительно недавно, начиная с эпохи Просвещения, когда сакральное стали объяснять рациональными, рассудочными методами познания. Поэтому в философии (объяснении) религии возобладало профанное направление, доступное всем и каждому, что исказило смысл сакрального из-за упрощения его содержания. Это привело, в конечном счете, к тому, что религию объявили «опиумом народа», способами обмана и самообмана людей. Не отрицая роли религии в обществе, материалисты отказались от основательного ее изучения, свели ее содержание к социокультурному фактору. В результате теология многим стала казаться надуманной и несущественной для повседневной жизни, а понятия «религия» и «церковь» смешались.

В России слово «религия» вошло в обиход сравнительно недавно — вместе с эпохой Просвещения. Народ прежде говорил иначе — «вера», «вероисповедание». Введение в обиход нового для россиян слова имело политический смысл, преследовало утверждение приоритета государственного права, а не церковного; приоритета власти светской, а не духовной.

Читайте также  Основные понятия языка программирования Турбо Паскаль

Принудительная атеизация общественной жизни в советское время привела к отрицанию всего религиозного. Сейчас эта ситуация обернулась своей противоположностью, однако поведенческие стереотипы продолжают мешать формированию представлений о равенстве в вопросе свободы совести, вероисповедания и свободы воли. Духовность — сложное понятие, используемое, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Понятие «духовное» включает в себя то, что человек сам прочувствовал, выстрадал, сделал своим, без чего он чувствует себя лишенным чего-то важного. Рассудочно-прагматический подход к вере, как считалось ранее, не естественен. Но в XX-XI вв. он возможен, так как в обществе господствует рационально-прагматическое мировоззрение и для современного поколения важно знать то, во что оно верит. Там, где невозможно познать религию с «научной» точки зрения, методом логических умозаключений, помогает образ. Поэтому религия тесно связана с искусством и литературой. Но это уже будет отождествление религии с моралью и даже с духовной культурой в целом. Некоторые определения религии сводят ее к мистике. Но для почитания нужна вера, а следствием почитания выступает культ. Эти слова — ключевые для религии.

Вера — главный признак религии. Без веры в богов религии нет. Вера является центром религиозного сознания. Она подразумевает такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств.

Религию нельзя сводить к мистике и мифологии, но ее нельзя и отличить от них ни по чувству, которое сходно у этих трех отраслей культуры, ни по специфике обрядов, которые религия заимствует у мистики и мифологии. Отличительной чертой религии по сравнению с мистикой и мифологией является элемент универсальности в социальном смысле, общий у нее с философией и наукой, но от философии и науки религию отличает отсутствие у нее рациональности. Религия общечеловечна (хотя мировых религий всего несколько) в том смысле, что любой человек может стать приверженцем религии, которая его устраивает. Ученые подчеркивают, что религиозное чувство началось с культа усопших предков. Смерть была первой тайной; она указывала человеку путь к другим сущностям, возвысила его мысль от видимого к невидимому, от преходящего к вечному, от человеческого к божественному. Смерть можно рассматривать как один из источников появления духовной культуры в целом и религии в частности.

Верующий относится к Богу с любовью и страхом, с почтением, восторгом, надеждой, чувствами вины и раскаяния. И Бог, со своей стороны, как учит, например, христианство, тоже эмоционально реагирует на человеческое поведение и отношение к нему: проявляет заботу, любовь, доброту, милосердие, гневается на грешников, оказывает милость к падшим, вознаграждает праведников. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

Религия выполняет культурологическую роль: она задает спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия осуществляет свою культурологическую роль при помощи определенных средств. К ним относятся храмы, святилища, религиозное искусство, реликвии, утварь, одеяния. Использование в рамках культа различных видов искусства (музыка, живопись, архитектура, танец и пр.) усиливает религиозные чувства и способствует удовлетворению эстетических потребностей. Подчеркнем, что именно религия способствовала развитию чувства, а вместе с тем и мысли. А духовность и есть, по сути, способы развития мысли и чувства. Ни магия, ни мистика, ни умозрительность не достигают таких результатов в развитии мысли и чувства, как религия. Тем самым она способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узкоземного существования. Религия также осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.

Основным методологическим инструментом при изучении религии является философия. Современное религиоведение философично, т. е. направлено на постижение «пути веры — внутреннего самораскрытия по отношению к являющемуся в откровении Богу» (М. Шелер). Часть религиоведения — феноменология — наука о происхождении религии, которая как бы возвращает к истоковым началам вероучения. Рассматривая религиозное видение мира как опыт непосредственный и так сказать идеальный, поддающийся интуитивному анализу, религиоведение с полным рациональным правом признает его возможность. Поскольку атеизм отрицает саму возможность религии, то философское религиоведение методологически оправдывает религиозное мировоззрение перед лицом современной культуры. Оно описывает опыт веры по его сущности, адекватно анализируя опыт человека как жизнь, создающую саму себя, как движение телесности, чувствующую само себя.

Религия как форма духовной культуры выполняет следующие функции:

мировоззренческая (формирует общее представление о мире в целом);

компенсаторная (компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторами негативного характера);

регулятивная (регулирование человеческих отношений и индивидуального поведения определенными идеями, нормами, установками, традициями, ритуалами, правом, моралью, предписаниями);

культуротранслирующая (осуществление культурной преемственности поколений);

интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение индивидов в группы и социальные институты) и некоторые другие функции.

Изучение религии особенно важно в наше время, в нашей стране, где новые идеалы еще только формируются. Еще не так давно шла борьба с религией, а ныне звучат призывы к ее возрождению в качестве основы культуры и даже государственной идеологии. Но не только культура возрождается вместе с религией, растут правонарушения, преступления, которые вновь провоцируют борьбу с религиозным мировоззрением как таковым. Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

1. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2001.

2. Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

3. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997.

Религия как форма культуры

Основные черты, характеризующие специфику религии как формы культуры, следующие.

1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. В разных религиях — разные боги, но есть нечто об­щее в представлениях о них.

Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо . Это отличает рели­гиозное представление о Боге от философского понятия духовной субстанции как безличного духовного первоначала.

Во-вторых, Бог есть существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями . Все это — свойства, которые есть у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. Сходство между челове­ком и Богом объясняется тем, что Бог создал человека «по своему образу и подобию».

  1. Эмоциональное отношение к Богу. Сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Эмоциональное обще­ние с Богом образует особого рода «духовный опыт»: к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать, с Богом человек преодолевает чувство одино­чества. Вера в Бога — это религиозное чувство. Глубокая и искренняя любовь к Богу — главное требование к верующим.
  2. Вероучение. Во всякой религии имеются священные тексты, в кото­рых излагается содержание религиозного верования (Библия, Ко­ран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жизни общества и человека, о божественных чудесах, которые служат свидетельствами божественного могущества. На основе священных текстов и их толкований строится религиозная наука — богословие (теология).
  3. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях
    от верующих требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания.

Важную роль в религиозном культе играет символика (символиче­ский смысл вкладывают в молитвенные здания, одеяния священ­ников, определенные словесные формулы, предметы культа и т. д.).

5. Организация верующих. Религия по природе своей — явление коллективное. Она сплачивает единоверцев, объединяет их индивиду­альные «Я» в некое единое «Мы». Организация нужна единоверцам, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере. Коллективное отправление культа способствует укреплению единой веры.

Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагаю­щее место в культуре, становится духовной основой различных сфер культуры. Хотя в XX в. она перемещается к периферии, но ее влияние на жизнь общества остается большим. Религия выступает как фундаментальный фактор общественной жизни, выполняющий следующие основные функции.

1) «Душеспасительная» функция (по отношению к личности) . Рели­гия отрывает человека от повседневности. Она обращает его к божественному, т.е. к вечному и бесконечному, напо­минает ему о высших идеалах, заставляет задуматься о смысле жизни, о «спасении души». Религия внушает человеку веру в конечное торжество справедли­вости. Она утешает слабых, помогает им пережить страдание и горе. Таким образом, ре­лигия служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни .

2) Духовная» функция (по отношению к культуре) . Религия стимулирует духовный рост, выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В культуре, возникающей на базе определенной религии, все существующее получает единое объяснение и обоснование. Основой такой культуры становится религиозная картина мира (где высшей ценностью является Бог), которая определяет образ мышления и поведения людей во всех их делах.

Религия же общедоступна. Религиозные истины преподносятся в виде афоризмов, рассказов, легенд и притч, которые понятны каждому независимо от уровня образования. Общедо­ступность способствует распространению религии как формы духов­ного развития людей. Однако всевластие религии над культурой и духовным развитием
людей может и ограничивать свободу мысли.

Читайте также  Сбор, подготовка, транспортировка и хранение нефти и газа

3) «Мирская» функция (по отношению к обществу) . Единая вера
сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы
поведения. Поэтому религия способствует организации общественного порядка. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.

Религия является средством решения личностно-психологических и соци­альных проблем. Религия играет позитивную роль , когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной , когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и пытается силой утвердить его. Тогда она ограничивает развитие культуры, науки, искусства, сдерживает общественное развитие, появление религиозных разногласий нередко приводит к разжиганию вражды, военным конфликтам и массовой резне (Крестовые походы, Варфоломеевская ночь).

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры 2.4 Религия.

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.

План.

  1. Сущность понятия «религия».
  2. Признаки религии.
  3. Вера и культ.
  4. Три этапа развития религиозных знаний.
  5. Мировые религии и их особенности.
  6. Роль религии в жизни общества.
  7. Государство и религии.
  8. Конституция РФ о ободе совести и вероисповедания.

Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа)- вера в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.

Признаки религии.

  • Вера в сверхъестественное
  • Организованное поклонение высшим силам — культ.
  • Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Вера – твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в чём-либо, убеждение в существование чего-либо или кого-либо.

Признаки веры:

  • выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств;
  • является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий;
  • имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) – система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному (поклоны, обряды, крестное знамение, хадж).

Конфессиональный – религиозный

Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.

Три этапа развития религиозных знаний.

  1. Ранние религиозные воззрения
  2. Национальные религии
  3. Мировые религии.

Ранние религии.

Ранние религии – обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.

Древнейшие формы религии:

  • Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой, являющихся прародителями человеческого рода. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу ( запрет)при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках.
  • Фетишизм поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.
  • Анимизм— вера в одушевлённость природы, существование души и духов, одушевление сил и явлений природы.
  • Спиритизм — общение с духами.
  • Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.
  • Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром, с духами предков.

Ранние религии сохранились до наших дней в племенах, слабо связанных с современной цивилизацией.

Национальные религии.

Национальные религии (локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).

Некоторые национальные религии:

  • Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат — мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо». Идеал совершенного человека — цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

  • Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Индуизм.

Индия. Брахманы — белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Мировые религии.

Особенности мировых религий:

  • их исповедуют представители разных национальностей
  • распространены на всех континентах
  • большое количество верующих
  • вера в единого бога
  • прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Мировые религии:

  • буддизм
  • христианство
  • ислам.

Роль религии в жизни общества:

«+»

  • один из компонентов духовной культуры
  • один из институтов общества
  • специфический тип мировоззрения
  • совокупность моральных принципов
  • активно участвует в жизни общества
  • одно из средств социального контроля
  • сообщество людей, связанных единой верой
  • компенсаторная функция — утешение

«-»

  • способствует развязыванию войн
  • страх как фактор поддержания религиозности
  • догматичность.

Государство и религия

Государство и религия – это два социальных института.

Религиозные объединения в России – это добровольные объединения граждан РФ иных лиц, добровольно проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Признаки религиозных объединений:

  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии, осуществление религиозного воспитания своих последователей.

Формы религиозных объединений:

  • религиозная группа – без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица;
  • религиозная организация – создана на основе государственной регистрации в качестве юридического лица.

Типы религиозных организаций.

  • Церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
  • Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.

Межрелигиозный совет России – создан в 1998 году, объединяет духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма.

Два вида правового положения религии в обществе:

  • статус государственной религии
  • статус отделения государства от религии

Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.

В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии:

  • государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
  • государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
  • государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.

Из Конституции РФ

Статья 14

1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести.

В широком смысле – право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений и поступков.

В узком смысле – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.

Право на свободу совести:

  • право принимать религию или быть атеистом (не верить с в Бога),
  • исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща,
  • отправлять культы и выполнять религиозные и ритаульные обряды,
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей их родителям или законными опекунами в соответствии со своими убеждениями,
  • менять религию или убеждения.

Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.

Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.

Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Урок МХК РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Причины возникновения и особенности функционирования религии в обществе. Роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Религия и наука. Многообразие религий. Мировые религии.

Религия (латин. religae — связывать) — это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющего мыслями и поступками людей.

Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она реализует себя:

 в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);

 в объединениях верующих (церковь, религиозная община);

 в мировоззрении, мировосприятии верующих людей. Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого об- щества религия была своеобразным средством защиты людей от природной сти- хии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества. Роль ре-

Читайте также  Система социального страхования в Германии

лигии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются:

 мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объяс- няющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;

 компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, по- могающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, бо- лезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога;

 воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная сис- тема, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;

 коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религиозная культура — это составная часть общей культуры, сформиро- ванная из религиозных запросов людей и призванная их удовлетворить. В рели- гиозную культуру входят: религиозная мораль, религиозная философия, религи- озное искусство, религиозные учебные и просветительские учреждения (семина- рии, воскресные школы, библиотеки и пр.).

В конце XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями (революциями, мировыми и ре- гиональными войнами, актами жестокого терроризма, последствиями НТР, не- продуманными реформами и пр.), которые перенесло человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести:

— душевное спокойствие и независимость от внешних обстоятельств;

— внутреннюю полноту собственной жизни.

Однако, в современной религиозной деятельности значительна доля фана- тизма и экстремизма, неприятия инакомыслящих и инаковерующих. Все это от- нюдь не способствует консолидации людей, а, наоборот, стимулирует их агрес- сивность, подталкивая к разъединению и противоборству (например, деятельность исламских фундаменталистов).

Религия неразрывно связана с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение добру, лежа-

щему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей. Кроме того, и в рели- гии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей. Исторически взаимоотношения религии и науки складывались весьма про- тиворечиво. Если наука в своем постижении мира ориентируется на разум и ра- циональное познание, то религия пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, чувственное познание и веру. Вместе с тем, вера и разум — это не взаимоисклю- чающие друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они стано- вятся основой его духовной жизни и способствуют, в полном смысле этого слова

— культурному развитию человечества.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными перво- начальными формами религии являлись:

 тотемизм (англ. totem из языка индейцев означающее «его род») — поклонение рода, племени — животному, растению, предмету или явлению приро- ды, которые они считают своим предком;

 анимизм (латин. anima — душа) — вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

 фетишизм (франц. fetiche — амулет) — вера в сверхъестественные свойст- ва особых предметов;

магия (греч. mageia — волшебство) — вера в действенность особых обрядов на ок- ружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредо- носной, сельскохозяйственной и т.д.).

Особо выделяются магические представления о мире древнего человека. Согласно этим представлениям успех любой деятельности был обусловлен не столько умениями и знаниями человека, сколько соблюдением им определенных правил и выполнением специальных ритуалов. К таким магическим ритуальным действиям относятся, например, танцы и обрядовые действия, предварявшие охо- ту и военные походы. В них отрабатывались технологии всех значимых трудовых процессов древности. Никакой разницы между трудовыми и магическими дейст- виями для человека первобытной культуры не было. Анализируя магический спо- соб взаимодействия с миром древних людей, английский ученый Дж.Фрэзер сформулировал т.н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основа- нии этой магической сопричастности или симпатии возможно воздействие на во-

лю другого человека с помощью определенных ритуалов и обрядов.

Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются на- циональные религии:

 иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II

 индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в

 конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н.э.);

 синтоизм (средневековая религия японцев; с 1868 г. — по 1945 г. — госу- дарственная религия Японии) и др.

Национальные религии в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры. Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные религии, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии: буд- дизм, христианство, ислам.

Буддизм — самая ранняя по времени создания мировая религия (включает два основных направления: хинаяна и махаяна). Буддизм возник в VI в. до н.э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя — принца Сидхартха Гаутамы (623-544), получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Со- гласно буддизму в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Центральной идеей данной религии является учение о че- тырех благородных истинах:

 истина страдания, существующая на протяжении жизни;

 истина о причинах страдания, которые происходят из-за эгоистических желаний человека;

 истина об освобождении от страданий, заключающаяся в освобожде- нии от желаний, собственного «Я» и самой жизни;

 истина единственного пути прекращения страдания — это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдя этот путь, человек достигает нирваны (санскр. угасание, остыва- ние)- т.е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых желаний. Одна из важнейших заповедей буддизма — принцип ненасилия, любовь и мило- сердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ри- туал — это медитация, заменяющая собой молитву. Медитируя, человек отстраня-

ется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое «Я» и соединяет- ся с духовным миром.

Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христиан- ства считается Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:

 понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;

 идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), приме- ром здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний

«первородный» грех человечества;

 учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;

 вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная — в Ад);

 идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и

В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления:

православие и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе — Реформация — способствует появлению третьего главного направле- ния христианства — протестантства. В свою очередь каждая конфессия имеет различные направления, течения, секты.

Ислам, мусульманство (араб.- покорность) — третья мировая религия, (име- ет два главных направления: суннизм и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Ос- нователем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах (Бог) из- брал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране. Здесь сформиро- ваны пять основных догматов:

 единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк);

 молиться (совершать намаз) пять раз в день;

 соблюдать пост (уразу);

 совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;

 давать милостыню (закят).

Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет не- разделенность духовной и светской власти, политики и государства.

Возникновение мировых религий — это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, все мировые рели- гии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения, кото-

рый, в основном, может быть сведен к десяти моисеевым заповедям. В мировых религиях много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: