Ревиндикация в Польше - ABCD42.RU

Ревиндикация в Польше

Реферат: Ревиндикация в Польше

План
Введение
1 1918- середина 20-х годов ХХ века
2 События 1929 года
3 Историография
Список литературы

Ревиндикация в Польше (1918—1939) — процесс передачи части имущества (сооружения и земли) Русской Православной Церкви и православных общин, принадлежавших им до распада Российской Империи в 1917 году в собственность Римо-Католической Церкви Польши или территориальных общин, на территории которых находилось это имущество.

С середины 20-х годов ХХ века ревиндикация проходила в условиях внутреннего кризиса Православной Церкви в Польше и мероприятий Святого Престола по распространению на восточных землях Польши католицизма, в том числе посредством католицизма «Восточного обряда» и «неоунии».

Официальным основанием передачи в большинстве случаев было то, что раннее — до «Третьего раздела Польши» — это имущество управлялось или находилось в собственности Римо-Католической или униатской церковных общин.

В разных частях Польши и в разные временные периоды ревиндикация проходила по-разному. Ход и масштабы ревинидикации зависели от региональных властей.

Процесс прекратился с началом Второй мировой войны.

1. 1918- середина 20-х годов ХХ века

В период Первой мировой войны территория будущих восточных областей Польши была ареной ожесточенных сражений. Множество православных храмов было повреждено, некоторые уничтожены, население приходов и православное духовенство было эвакуировано дальше на восток. С распадом Российской Империи в конце 1917 года и началом гражданской войны в России культовые сооружения подвергались ограблениям различных вооруженных формирований. С началом восстановления польской государственности в 1918 году многие из пустовавших храмов были закрыты и переданы в управление различных польских светских структур. Одновременно с этим много культовых сооружений до XIX века принадлежавших или управлявшихся Римо-Католической общинами передавались в их собственность. Такая передача культовых сооружений польское правительство именовало «ревиндикацией», то есть возвращением их первому владельцу.

Согласно официальным статистическим данным Польского правительства, в 1919—1920 было «ревиндицировано» около 400 церквей — как в центральных, так и в восточных районах Польши того периода. Переданные церкви перестраивались, имелись так же случаи разбора строений на строительные материалы.

2. События 1929 года

В 1925 году Православная Церковь Польши получила статус автокефальной, что не было однозначно одобрено и воспринято как паствой, так и духовенством. Это вылилось в ряд конфликтов разного уровня. В 1929 году окончился срок давности ранее установленных русских имущественных правовых норм, введенных в Польше еще царским правительством. Опираясь на подписанный в 1927 г. польским правительством и Римским папой конкордат, признавший в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римско-католический епископат подал в Окружные Суды Польского государства 724 иска против православных консисторий, требуя ревиндикации, то есть возвращения Католической Церкви почти 700 православных храмов, приходских строений, церковных земель.

Иски были предъявлены, с ведома Католических митрополитов Виленского и Львовского епископами Пинским и Луцким в Окружных Судах в городах Бресте, Белостоке, Вильно, Гродно, Луцке, Новогрудке, Ровне и Пинске. Иски были предъявлены к Виленской, Волынской, Гродненской и Полесской духовным православным Консисториям, — фактически ко всем епархиальным властям Православной Церкви в Польше, за исключением Консистории Варшавско-Холмской.

К концу августа 1929 года стало известно, что к Волынской Православной Духовной Консистории было предъявлено 144 иска — кроме прочего планировалась передача всех православных монастырей; к Виленской — 71; к Гродненской — имевшей 174 православных прихода— 159; к Полесской — имевшей 320 православных приходов — 248.

Под угрозой передачи, в том числе оказались кафедральные Соборы в Кременце, Луцке, Пинске, монастыри — Виленский, Дерманский, Жировицкий, Зимненский, Корецкий, Кременецкий, Мелецкий и даже главная православная святыня в Польше — Почаевская Свято- Успенская Лавра.

В Польском Сейме в конце 1929 года была образована специальная «Парламентская комиссия для защиты Православной Церкви», в состав которой вошли отдельные депутаты и сенаторы. Эта комиссия собрала материалы, относящиеся к вопросу о ревиндикации, разработала их и приготовила специальные карты, иллюстрирующие фактическое состояние вещей на тех территориях, в которых расположены храмы, о которых предъявлены иски.

В Рождественском послании 1929 года митрополит Дионисий писал: «Нашу Святую Православную Церковь в Польше посетил Господь в истекшем в году бедствием, равным избиению Вифлеемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять от нас половину святых храмов наших и тем лишить более 2 миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни».

Перед лицом грядущей опасности все православное население Польши объединилось и собрало силы для сохранение своих святынь.

Благодаря хорошо поставленной защите и привлечению к работам организованной при Святом Синоде Особой Комиссии ведущих юристов, дела о ревиндикации были доведены до Верховного Суда в Варшаве.

Юрисконсультом при Святом Синоде присяжного поверенного бывшей Киевской судебной Палаты К. Н. Николаевым, на рассмотрение суда было представлено распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель и фронта, от 22 октября 1919 года, никем не отмененное, оговаривавшего то, что изъятие святынь от православного духовенства и передача их римо-католическому духовенству могло иметь место, в каждом отдельном случае, только на основании распоряжения Начальника Округа.

Это распоряжение стало юридическим основанием, которое легло в определение Верховного Суда в Польше. Последний, в своем открытом заседании 15 ноября 1933 года, признал, что вышеуказанное распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель Польши и фронта исключает право римо-католического костела добиваться судебным порядком признания права собственности спорных объектов (православных святынь и имущества). Верховный Суд в Варшаве, рассмотрев вопрос о компетенции судов в ревиндикационных делах, признал эти дела не подлежащими ведению Судов.

Варшавский суд в 1933 году постановил 70 церквей передать Римо-Католической Церкви, а судьбу других 708 отдавал на усмотрение местной администрации.

16 января 1934 года Верховный Суд Речи Посполитой отклоняет 69 кассационные жалобы Римо-Католической Церкви по Гродненской и Полесской епархиям и выносит вердикт в пользу Православной Церкви. В числе 69-и рассматриваемых тем судом дел, были по Гродненской епархии — Гродненский женский монастырь, Коложская церковь с домом и землёй, Жировицкий монастырь с усадьбой и 43-мя га земли, Слонимский собор и др. За период с 1919 по 1936 годы в Волынской епархии было передано 15 приходских церквей. В крупных городах были забраны по ревиндикации в Дубно 3 храма, в Кременце 4, в Ровно 3.

В публицистике украинской диаспоры и отдельных исторических публикациях вышедших на Украине после 1991 года ревиндикация и пацификация подаются как события приведшие (ставшие следствием) массового уничтожения этнически польского населения начатое ОУН(б) и её вооруженными структурами весной 1943 (т. н.Волынская резня).

По информации ряда современных польских и украинских историков Института Истории НАН Украины, за этнические чистки польского населения ответственны «главнокомандующий УПА» Дмитро Клячкивский и политический руководитель ОУН(б) (носившей в то время название ОУН-СД) Роман Шухевич.[1]

Ревиндикация в Польше

Перепечатано с сайта: «Русская эмиграция»,
разработанного Центром по изучению русского зарубежья
Института политического и военного анализа

Арсеньев Н. С. Несколько слов по поводу книги А.К. Свитича

Ценная и поучительная книга А. К. Свитича, освещающая недавнее прошлое Православной Церкви в Польше, соприкасается вместе с тем с некоторыми важными проблемами нашего времени или ближайшего будущего.

Мы несомненно должны стремиться к тому, чтобы установились в будущем дружественные и сердечно-соседские взаимоотношения между двумя братскими славянскими народами — русским и польским, когда они оба опять будут свободны от коммунистического ига и будут сами свободно определять свою жизнь и свое развитие. Мы должны также всем сердцем желать добрых братских отношений между христианскими Церквами и все большего сближения их, в духе любви Христовой и верности апостольской традиции. И надо надеяться, что обе эти мечты, оба эти пожелания будут все более осуществляться в духе взаимного уважения к свободе и совести и духовному лиду друг друга, в духе истинной — христианской — любви (что неразрывно связано с верностью своей Святыне).

Тем тяжелее нам, что прошлое (в частности, недавнее прошлое) полно вопиющих нарушений этого духа уважения к чужой свободе и чужой совести, этого духа братской любви. Таких нарушений было бесконечно много с обеих сторон в течение нескольких веков.

Автор лежащего перед нами ценного труда, А. К. Свитич, рисует длинный ряд таких нарушений свободы совести и уважения к религиозному чувству русского и украинского населения, имевших место в независимой Польше в период между первой и второй мировыми войнами и достигших своего высшего проявления в насильственном разрушении огромного количества православных храмов летом 1938 года — в то самое время, когда безбожная советская власть разрушала православные храмы в Советской России.

Есть, к сожалению, некоторое сходство между этими действиями обоих правительств. Но зачем воскрешать печальное прошлое, тем более, что вин было так много с обеих сторон, если обратиться к более отдаленному прошлому? Правду нужно знать, особенно если она изложена таким спокойным, деловым и объективным тоном, как в книге А. К. Свитича.

Тем более, что малодушное — чтобы не сказать более — поведение ряда членов высшей иерархии польской Православной Церкви до известной степени вызывало и поощряло неуважительное отношение к этой самой иерархии и ко всей Православной Церкви со стороны польского правительства.

Читайте также  Характеристика механических повреждений

Правду нужно знать — для того, чтобы преклониться перед героическими личностями борцов за правду (в первую очередь, например, перед мужественной, мудрой и христиански просветвленной личностью о. протопресвитера Терентия Теодоровича), а также — и это особенно важно — для того, чтобы события, подобные описываемым в этой глубоко честной, серьезно документированной и волнующей книге А. К. Свитича больше не повторялись ни с той ни с другой стороны.

Прошлое и прошлые вины (с обеих сторон) научили нас, что только в духе взаимного христианского и братского уважения к совести, свободе и духовному лицу другого могут Свободно и плодотворно развиваться — в грядущем, близком уже времени: когда они будут свободны! — братские польский и русский народы. Из этого духа взаимного уважения и бережного, любовного отношения к духовным евангельским ценностям друг друга может также родиться и более глубокое взаимное понимание и истинно духовная связь — во Христе, Едином Господе и Владыке — между христианскими Церквами.

Глава 1. Православная Церковь в Польше после первой мировой войны 1914-1918 г. г. Ревиндикации храмов, сокращение приходов, отобрание церковных имуществ, запрещение преподавания Закона Божия. — Разрушение Православного Собора в Варшаве и в других городах Польши. — Инициатива Польского правительства в деле автокефалии Церкви

Глава II. Сношения Польского Правительства с Патриархом Тихоном по вопросу об управлении Православной Церковью в Польше. — Каноническая преемственность от власти Московского Патриарха. — Варшавский Собор епископов в январе 1922 года. -«Временные Правила» об отношении Церкви к Государству. —Устранение епископа Пантелеймона. — Высылка за границу епископа Сергия. — Второй Собор епископов в Почаевской Лавре в мае 1922 года. — Третий Собор епископов в Варшаве в июне 1922 года. -Доклад архиепископа Елевферия и епископов Владимира и Сергия Московскому Патриарху

Глава III. Отрицательное отношение к автокефалии православного населения Польши. Епархиальные Собрания представителей духовенства и мирян в Вильно и Гродно. — Лишение епископских кафедр Виленского архиепископа Елевферия и Гродненского епископа Владимира. — Арест и вывоз архиепископа Елевферия в Краков и заключение в римо-католическом монастыре. — Арест и вывоз из Гродно епископа Владимира. — Меморандум Православных епископов Русской зарубежной Церкви, порицавших действия митрополита Георгия, и реакция на него Священного Синода Православной Церкви в Польше

Глава IV. Убийство митрополита Георгия архимандритом Смарагдом. — Лишение последнего духовного и монашеского звания. — Суд над ним в Варшаве. -Избрание на митрополичью кафедру архиепископа Кременецкого и благословение Вселенского Патриарха на это избрание. — Прибытие в Польшу из Советской России архиепископа Феодосия (Федосьева) и назначение его на Виленскую кафедру. — Введение нового стиля и его отмена

Глава V. Дарование Вселенской Патриархией автокефалии Православной Церкви в Польше и ее торжественное провозглашение в Варшаве. — Доклад Собора епископов Православной Церкви в Польше Московскому Патриарху о введении автокефалии и вообще о жизни Православной Церкви в Польше. — Отрицательное отношение Московской Патриархии к автокефалии

Глава VI. Путешествие Митрополита Дионисия и епископа Гродненского на Восток. — Внутренние несогласия «в ограде церковной». — Украинизация Церкви и Луцкий Украинский Съезд в 1927 году. — Почаевская демонстрация в 1933 году. -Лишение митрополита Дионисия Волынской кафедры

Глава VII. Новая волна религиозных преследований в Польше закрытие и дальнейшее разрушение православных святынь. -Предъявление католическим епископатом судебных исков о так называемой ревиндикации храмов. — Высшая Церковная Власть обращается к соборному голосу православно-верующего народа. -Декрет Президента Республики о созыве Всепольского Поместного Собора и предваряющего его Предсоборного Собрания

Глава VIII. Работа Предсоборного Собрания и его Комиссий. — Декларативное заявление Члена Предсоборного Собрания А. К. Свитича от имени группы Членов Собрания — сторонников соборного и выборного начал в жизни Церкви. «Соборный» строй в жизни Православной Церкви в Польше и живая действительность. — Письма Митрополита Дионисия на имя Премьер-министра о печальных событиях в жизни Церкви. — Вторая сессия Предсоборного Собрания, созванная через 5 лет после первой сессии. — Выступление Членов Предсоборного Собрания в защиту Соборного начала в жизни Церкви

Глава IX. Неоуния в Польше и, так называемый, «Восточный обряд». — Инструкция Рима по ведению унийной работы. — Появление в Польше отцов — иезуитов «восточной ветви» и монахов других католических орденов. — Прибытие на Волынь епископа «Восточного обряд Николая Чарнецкого. — Так называемые, «перелеты» из одного исповедания в другое. — Переход в неоунию архимандрита Филиппа (Морозова). — Решение наивысшего Суда по ревиндикационным делам

Глава X. Полонизация Богослужения и Церковного Управления в Польше.

Духовные школы в Польше. — Насаждение «Польского Православия». — Создание Комиссии по переводу Богослужебных текстов на польский язык. — Первое митрополичье Богослужение на польском языке. — Протесты против насильственной полонизации Православной Церкви в Польше. — Реакция Св. Синода на протест Обще-Русского Собрания в Нью-Йорке

Глава XI. Широкий план наступления на Православие. — «Обращение» православных в католичество на Волыни. — Печальные события в Кремснецком уезде (село Гринки и др.). — Запросы в Польском Парламенте. — Канонизация Римом Андрея Боболы и использование нового святого в качестве средства к «обращению» православных

Глава XII. Грозные события на Холмщине и на Подляшьи — разрушение около 150 православных святынь. Тщетные обращения Митрополита Дионисия к властям за содействием. — Отклики в Законодательных Палатах Польши. — Собор епископов в Варшаве в июле 1938 г.- Скорбное обращение Протопресвитера Т. Теодоровича. — Послание Собора епископов Польши и его конфискация Польским Правительством. — Меморандумы Собора епископов на имя Президента Республики, Маршала Польши и Премьер-министра. — Отклики польской печати. — Выступление в защиту православных Греко-Католического Митрополита Андрея Щептицкого и конфискация его Послания. — Отклики за границы на гонения Православной Церкви в Польше

Глава XIII. Разрушение военной гарнизонной церкви в городе Гродно и недостроенного Православного Собора в городе Белостоке. —«Поляки православного исповедания» и их разрушительная работа. — Закладка новой церкви в Гродно. — Назначение новых епископов, поляков по национальности, и их торжественная хиротония в Почаевской Св. Успенской Лавре. — Отрицательное отношение православных к новопосвященным «епископам-полякам». — Демонстрация в Виленском Св. Духовом монастыре

Глава XIV. Работа по полонизации Православной Церкви новопоставленных «епископов-поляков». — Издание правительственных законоположений о внешнем и внутреннем устроении Православной Церкви. — Крупные перемены в составе профессорской коллегии Православного Богословского Отдела Варшавского Университета. — Перемены на постах Высшей Церковной Администрации. — Создание «Научной Комиссии по переводу на польский язык Св. Писания, Творений Св. Отцов и научных произведений из области догматики и др. православных дисциплин

Глава XV. Польско-Немецкая война 1939 года и включение Православной Церкви в сферу государственных интересов Германии. — Отказ Митрополита Дионисия от управления бывшей Автокефальной Церковью в Польше. — Период управления Церковью архиепископом Берлинским Серафимом (Ляде). — Возвращение к власти Митрополита Дионисия. — Усиленная украинизация Православной Церкви в так называемом Генерал-губернаторстве. — Поставление новых украинских епископов — Илариона (Огиенко) и Палладия (Видыбиды-Руденко). — Церковное управление на отшедших к СССР епархиях Западной Украины и Западной Белоруссии. — Эвакуация из Восточной Украины епископов украинских автономной и автокефальных Церквей и их взаимоотношения с митрополитом Дионисием

Глава XVI. Православная Церковь в Польше по окончании Второй мировой войны и создание т. н. свободной «Людовой» (народной) Польши. -Возвращение митрополита Дионисия в Варшаву и вступление в управление Церковью. — Отрицательное к нему отношение со стороны епископата, духовенства и мирян. — Обращение делегации Польской Православной Церкви к Московскому Патриарху и состоящему при нем Св. Синоду о даровании Польской Церкви канонической автокефалии. — Дарование таковой автокефалии Московским Патриархом и Св. Синодом при нем. — Новая попытка митрополита Дионисия удержать за собой власть. — Его «покаянное» письмо Патриарху Московскому Алексию. — Выступление в защиту митрополита Дионисия Константинопольского Вселенского Патриарха Афинагора. — Московский Патриарх Алексий отвергает просьбу Вселенского Патриарха. — Назначение Варшавским митрополитом бывшего Львовского архиепископа Макария

Текст книги А. К. Свитича «Православная церковь в Польше и её автокефалия» (в формате Word) можно скачать здесь .

Как в Польше уничтожали православные храмы

«В Польше только поляки являются полноценными гражданами»

В городе Белостоке в Подляском воеводстве Польши на кладбище прихода св. Пророка Илии архиепископ Белостоцко-Гданьской епархии Польской православной церкви Яков и епископ Андрей освятили памятник «Жертвам изгнанничества и защитникам православия на Подлясье».

За свою историю Белосток, будучи местом традиционного проживания православных белорусов, находился в составе Пруссии, Российской империи, Литвы, Польши и с 1939 года – Советского Союза. Освобождённый Красной армией от немцев в 1944 г., Белосток по договорённости с Варшавой вошёл в состав социалистической Польши. В 1940-е годы окрестности Белостока подвергались нападениям польских банд Армии Крайовой. Они убивали и изгоняли белорусов из родных мест только за то, что те были православными.

Памятник с иконами Богородицы и Иоанна Крестителя и распятия Иисуса Христа создан на добровольные пожертвования местного белорусского населения и посвящён «памяти изгнанников, известных и неизвестных, вынужденно покинувших родную землю и вернувшихся сюда, защищавших православную веру своих предков и созданные ими святыни».

В обращении Белостокского отделения православного братства свв. Кирилла и Мефодия к верующим говорится: «Этот родной кусочек земли уже не был их, его заняли другие жители, не испытывавшие по этому поводу укоров совести… Хаты были сожжены, хозяйства разграблены или уничтожены… Возвращались священники Православной церкви… Юридически их отказывались признавать владельцами православных святынь. Православных священников старались выдавить [отсюда], приуменьшить роль православного духовенства, а святыни – уничтожить, иногда целиком» .

Читайте также  Филипп II Август

Речь идёт о процессе так называемой ревиндикации (rewindykacja) – кампании массового захвата и уничтожения православных святынь в Польше в 1919-1939 годах, проводившейся с одобрения Ватикана. Этому варварству находили «оправдание»: необходимость уничтожения следов пребывания Польши под властью Российской империи. В этих тезисах всё было перевёрнуто с ног на голову: Россия потому и участвовала в разделах Польши, чтобы спасти православное население от насильственного окатоличивания и нейтрализовать экспансионистские планы польских магнатов в отношении земель, населённых православными.

В 1919-1939 гг. православные храмы уничтожали по всей Польше под лозунгом о ведущей роли поляков в защите христианских ценностей Европы. Кампания проводилась с привлечением армии и жандармерии. В восточных воеводствах Польши она официально называлась полонизаторско-ревиндикационной, то есть ставила целью насильственную религиозную и национальную ассимиляцию православных белорусов и малорусов, которые составляли почти 30% численности населения тогдашней Польши.

Польские власти воспользовались тем, что в лихолетье Первой мировой войны многие тысячи польских православных эвакуировались в Россию вместе с русской армией. Их дома заняли католики-поляки, а церкви под предлогом малочисленности паствы переделали в костёлы. Православную церковь объявили рассадником русофильства, католическую – оплотом польскости.

С 1918 по 1933 год у православных в Польше отобрали 500 монастырей и храмов с их хозяйственным инвентарём, часовен и монастырей. Польские военные и жандармы врывались в церкви во время литургии, оскверняли святыни. Избивали защищавших святыни верующих, возбуждали против них уголовные дела за сопротивление властям. Польская пресса описывает попытку жителей спасти православный храм в селе Мендзылесье (Międzylesie): «Люди вынесли [из храма] и спрятали самые ценные вещи. Снимая колокола, купленные несколько месяцев назад, трижды, на прощание, ударили в самый большой колокол. Собравшиеся плакали и всю ночь не отходили от своей святыни. В селе ночь напролёт, чувствуя беду, выли собаки. Утром… на семи грузовиках в село въехала полиция и рабочие-поляки. Полиция резиновыми дубинками разогнала людей и плотно окружила церковь… Рабочие начали ломать крышу, срывать и вышвыривать на улицу иконы и иконостас…»

Только с мая по июль 1938 года на Подлясье и Холмщине разрушили 91 церковь, 10 часовен и 26 молитвенных домов, ещё три храма передали Польской католической церкви. Руководитель операции, командующий 3-й дивизией пехоты легионеров Замостья генерал Бруно Ольбрыхт называл это «возвратом того, что когда-то… было польским и католическим на восточных землях Люблинского воеводства».

Между тем большинство уничтоженных храмов никогда не были католическими, некоторые были построены уже в независимой Польше с разрешения властей или представляли собой памятники церковного зодчества XVI-XVII веков. В Щебжешине (Szczebrzeszyn) уничтожили древнюю церковь 1184 года постройки. Заменивший Ольбрыхта на его посту полковник Мариан Турковский заявил: «В Польше только поляки являются хозяевами и полноценными гражданами, и только они имеют право голоса».

Попытки православных отстоять имущественные права в суде заканчивались решением в пользу католиков. Обращение первоиерарха польских православных Дионисия (Валединского) к властям с просьбой прекратить гонения осталось без ответа.

Принятая в феврале 1939 г. администрацией Люблинского воеводства программа по вопросам национальной политики содержала такие слова: «Надбужанский крестьянин или немецкий колонист должен однозначно ответить… что является или поляком римо-католического исповедания, или врагом польской государственности… А с врагом нужно бороться, не дожидаясь войны…»

Полностью искоренить православие в Польше намеревались к 1941 году. Помешала Вторая мировая война.

При освящении памятника в Белостоке активист белорусской общины профессор Антоний Миронович указал на проблему дискриминации православного населения современной Польши: «Случается до сих пор, что во внимание берётся не [профессиональная] квалификация человека, а его религиозная и этническая принадлежность. Касательно православных есть такие примеры… при назначении директоров школ и других учреждений».

Ревиндикация в Польше

Главная > Реферат >История

Ревиндикация в Польше (1918—1939) — процесс передачи части имущества (сооружения и земли) Русской Православной Церкви и православных общин, принадлежавших им до распада Российской Империи в 1917 году в собственность Римо-Католической Церкви Польши или территориальных общин, на территории которых находилось это имущество.

С середины 20-х годов ХХ века ревиндикация проходила в условиях внутреннего кризиса Православной Церкви в Польше и мероприятий Святого Престола по распространению на восточных землях Польши католицизма, в том числе посредством католицизма «Восточного обряда» и «неоунии».

Официальным основанием передачи в большинстве случаев было то, что раннее — до «Третьего раздела Польши» — это имущество управлялось или находилось в собственности Римо-Католической или униатской церковных общин.

В разных частях Польши и в разные временные периоды ревиндикация проходила по-разному. Ход и масштабы ревинидикации зависели от региональных властей.

Процесс прекратился с началом Второй мировой войны.

1. 1918- середина 20-х годов ХХ века

В период Первой мировой войны территория будущих восточных областей Польши была ареной ожесточенных сражений. Множество православных храмов было повреждено, некоторые уничтожены, население приходов и православное духовенство было эвакуировано дальше на восток. С распадом Российской Империи в конце 1917 года и началом гражданской войны в России культовые сооружения подвергались ограблениям различных вооруженных формирований. С началом восстановления польской государственности в 1918 году многие из пустовавших храмов были закрыты и переданы в управление различных польских светских структур. Одновременно с этим много культовых сооружений до XIX века принадлежавших или управлявшихся Римо-Католической общинами передавались в их собственность. Такая передача культовых сооружений польское правительство именовало «ревиндикацией», то есть возвращением их первому владельцу.

Согласно официальным статистическим данным Польского правительства, в 1919—1920 было «ревиндицировано» около 400 церквей — как в центральных, так и в восточных районах Польши того периода. Переданные церкви перестраивались, имелись так же случаи разбора строений на строительные материалы.

2. События 1929 года

В 1925 году Православная Церковь Польши получила статус автокефальной, что не было однозначно одобрено и воспринято как паствой, так и духовенством. Это вылилось в ряд конфликтов разного уровня. В 1929 году окончился срок давности ранее установленных русских имущественных правовых норм, введенных в Польше еще царским правительством. Опираясь на подписанный в 1927 г. польским правительством и Римским папой конкордат, признавший в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римско-католический епископат подал в Окружные Суды Польского государства 724 иска против православных консисторий, требуя ревиндикации, то есть возвращения Католической Церкви почти 700 православных храмов, приходских строений, церковных земель.

Иски были предъявлены, с ведома Католических митрополитов Виленского и Львовского епископами Пинским и Луцким в Окружных Судах в городах Бресте, Белостоке, Вильно, Гродно, Луцке, Новогрудке, Ровне и Пинске. Иски были предъявлены к Виленской, Волынской, Гродненской и Полесской духовным православным Консисториям, — фактически ко всем епархиальным властям Православной Церкви в Польше, за исключением Консистории Варшавско-Холмской.

К концу августа 1929 года стало известно, что к Волынской Православной Духовной Консистории было предъявлено 144 иска — кроме прочего планировалась передача всех православных монастырей; к Виленской — 71; к Гродненской — имевшей 174 православных прихода— 159; к Полесской — имевшей 320 православных приходов — 248.

Под угрозой передачи, в том числе оказались кафедральные Соборы в Кременце, Луцке, Пинске, монастыри — Виленский, Дерманский, Жировицкий, Зимненский, Корецкий, Кременецкий, Мелецкий и даже главная православная святыня в Польше — Почаевская Свято- Успенская Лавра.

В Польском Сейме в конце 1929 года была образована специальная «Парламентская комиссия для защиты Православной Церкви», в состав которой вошли отдельные депутаты и сенаторы. Эта комиссия собрала материалы, относящиеся к вопросу о ревиндикации, разработала их и приготовила специальные карты, иллюстрирующие фактическое состояние вещей на тех территориях, в которых расположены храмы, о которых предъявлены иски.

В Рождественском послании 1929 года митрополит Дионисий писал: «Нашу Святую Православную Церковь в Польше посетил Господь в истекшем в году бедствием, равным избиению Вифлеемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять от нас половину святых храмов наших и тем лишить более 2 миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни».

Перед лицом грядущей опасности все православное население Польши объединилось и собрало силы для сохранение своих святынь.

Благодаря хорошо поставленной защите и привлечению к работам организованной при Святом Синоде Особой Комиссии ведущих юристов, дела о ревиндикации были доведены до Верховного Суда в Варшаве.

Юрисконсультом при Святом Синоде присяжного поверенного бывшей Киевской судебной Палаты К. Н. Николаевым, на рассмотрение суда было представлено распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель и фронта, от 22 октября 1919 года, никем не отмененное, оговаривавшего то, что изъятие святынь от православного духовенства и передача их римо-католическому духовенству могло иметь место, в каждом отдельном случае, только на основании распоряжения Начальника Округа.

Читайте также  Система планирования ресурсов предприятия ERP

Это распоряжение стало юридическим основанием, которое легло в определение Верховного Суда в Польше. Последний, в своем открытом заседании 15 ноября 1933 года, признал, что вышеуказанное распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель Польши и фронта исключает право римо-католического костела добиваться судебным порядком признания права собственности спорных объектов (православных святынь и имущества). Верховный Суд в Варшаве, рассмотрев вопрос о компетенции судов в ревиндикационных делах, признал эти дела не подлежащими ведению Судов.

Варшавский суд в 1933 году постановил 70 церквей передать Римо-Католической Церкви, а судьбу других 708 отдавал на усмотрение местной администрации.

16 января 1934 года Верховный Суд Речи Посполитой отклоняет 69 кассационные жалобы Римо-Католической Церкви по Гродненской и Полесской епархиям и выносит вердикт в пользу Православной Церкви. В числе 69-и рассматриваемых тем судом дел, были по Гродненской епархии — Гродненский женский монастырь, Коложская церковь с домом и землёй, Жировицкий монастырь с усадьбой и 43-мя га земли, Слонимский собор и др. За период с 1919 по 1936 годы в Волынской епархии было передано 15 приходских церквей. В крупных городах были забраны по ревиндикации в Дубно 3 храма, в Кременце 4, в Ровно 3.

В публицистике украинской диаспоры и отдельных исторических публикациях вышедших на Украине после 1991 года ревиндикация и пацификация подаются как события приведшие (ставшие следствием) массового уничтожения этнически польского населения начатое ОУН(б) и её вооруженными структурами весной 1943 (т. н.Волынская резня).

По информации ряда современных польских и украинских историков Института Истории НАН Украины, за этнические чистки польского населения ответственны «главнокомандующий УПА» Дмитро Клячкивский и политический руководитель ОУН(б) (носившей в то время название ОУН-СД) Роман Шухевич. [1]

Реферат Ревиндикация в Польше

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-28

План
Введение
1 1918- середина 20-х годов ХХ века
2 События 1929 года
3 Историография
Список литературы

Введение

Ревиндикация в Польше (1918—1939) — процесс передачи части имущества (сооружения и земли) Русской Православной Церкви и православных общин, принадлежавших им до распада Российской Империи в 1917 году в собственность Римо-Католической Церкви Польши или территориальных общин, на территории которых находилось это имущество.

С середины 20-х годов ХХ века ревиндикация проходила в условиях внутреннего кризиса Православной Церкви в Польше и мероприятий Святого Престола по распространению на восточных землях Польши католицизма, в том числе посредством католицизма «Восточного обряда» и «неоунии».

Официальным основанием передачи в большинстве случаев было то, что раннее — до «Третьего раздела Польши» — это имущество управлялось или находилось в собственности Римо-Католической или униатской церковных общин.

В разных частях Польши и в разные временные периоды ревиндикация проходила по-разному. Ход и масштабы ревинидикации зависели от региональных властей.

Процесс прекратился с началом Второй мировой войны.

1. 1918- середина 20-х годов ХХ века

В период Первой мировой войны территория будущих восточных областей Польши была ареной ожесточенных сражений. Множество православных храмов было повреждено, некоторые уничтожены, население приходов и православное духовенство было эвакуировано дальше на восток. С распадом Российской Империи в конце 1917 года и началом гражданской войны в России культовые сооружения подвергались ограблениям различных вооруженных формирований. С началом восстановления польской государственности в 1918 году многие из пустовавших храмов были закрыты и переданы в управление различных польских светских структур. Одновременно с этим много культовых сооружений до XIX века принадлежавших или управлявшихся Римо-Католической общинами передавались в их собственность. Такая передача культовых сооружений польское правительство именовало «ревиндикацией», то есть возвращением их первому владельцу.

Согласно официальным статистическим данным Польского правительства, в 1919—1920 было «ревиндицировано» около 400 церквей — как в центральных, так и в восточных районах Польши того периода. Переданные церкви перестраивались, имелись так же случаи разбора строений на строительные материалы.

2. События 1929 года

В 1925 году Православная Церковь Польши получила статус автокефальной, что не было однозначно одобрено и воспринято как паствой, так и духовенством. Это вылилось в ряд конфликтов разного уровня. В 1929 году окончился срок давности ранее установленных русских имущественных правовых норм, введенных в Польше еще царским правительством. Опираясь на подписанный в 1927 г. польским правительством и Римским папой конкордат, признавший в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римско-католический епископат подал в Окружные Суды Польского государства 724 иска против православных консисторий, требуя ревиндикации, то есть возвращения Католической Церкви почти 700 православных храмов, приходских строений, церковных земель.

Иски были предъявлены, с ведома Католических митрополитов Виленского и Львовского епископами Пинским и Луцким в Окружных Судах в городах Бресте, Белостоке, Вильно, Гродно, Луцке, Новогрудке, Ровне и Пинске. Иски были предъявлены к Виленской, Волынской, Гродненской и Полесской духовным православным Консисториям, — фактически ко всем епархиальным властям Православной Церкви в Польше, за исключением Консистории Варшавско-Холмской.

К концу августа 1929 года стало известно, что к Волынской Православной Духовной Консистории было предъявлено 144 иска — кроме прочего планировалась передача всех православных монастырей; к Виленской — 71; к Гродненской — имевшей 174 православных прихода— 159; к Полесской — имевшей 320 православных приходов — 248.

Под угрозой передачи, в том числе оказались кафедральные Соборы в Кременце, Луцке, Пинске, монастыри — Виленский, Дерманский, Жировицкий, Зимненский, Корецкий, Кременецкий, Мелецкий и даже главная православная святыня в Польше — Почаевская Свято- Успенская Лавра.

В Польском Сейме в конце 1929 года была образована специальная «Парламентская комиссия для защиты Православной Церкви», в состав которой вошли отдельные депутаты и сенаторы. Эта комиссия собрала материалы, относящиеся к вопросу о ревиндикации, разработала их и приготовила специальные карты, иллюстрирующие фактическое состояние вещей на тех территориях, в которых расположены храмы, о которых предъявлены иски.

В Рождественском послании 1929 года митрополит Дионисий писал: «Нашу Святую Православную Церковь в Польше посетил Господь в истекшем в году бедствием, равным избиению Вифлеемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять от нас половину святых храмов наших и тем лишить более 2 миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни».

Перед лицом грядущей опасности все православное население Польши объединилось и собрало силы для сохранение своих святынь.

Благодаря хорошо поставленной защите и привлечению к работам организованной при Святом Синоде Особой Комиссии ведущих юристов, дела о ревиндикации были доведены до Верховного Суда в Варшаве.

Юрисконсультом при Святом Синоде присяжного поверенного бывшей Киевской судебной Палаты К. Н. Николаевым, на рассмотрение суда было представлено распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель и фронта, от 22 октября 1919 года, никем не отмененное, оговаривавшего то, что изъятие святынь от православного духовенства и передача их римо-католическому духовенству могло иметь место, в каждом отдельном случае, только на основании распоряжения Начальника Округа.

Это распоряжение стало юридическим основанием, которое легло в определение Верховного Суда в Польше. Последний, в своем открытом заседании 15 ноября 1933 года, признал, что вышеуказанное распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель Польши и фронта исключает право римо-католического костела добиваться судебным порядком признания права собственности спорных объектов (православных святынь и имущества). Верховный Суд в Варшаве, рассмотрев вопрос о компетенции судов в ревиндикационных делах, признал эти дела не подлежащими ведению Судов.

Варшавский суд в 1933 году постановил 70 церквей передать Римо-Католической Церкви, а судьбу других 708 отдавал на усмотрение местной администрации.

16 января 1934 года Верховный Суд Речи Посполитой отклоняет 69 кассационные жалобы Римо-Католической Церкви по Гродненской и Полесской епархиям и выносит вердикт в пользу Православной Церкви. В числе 69-и рассматриваемых тем судом дел, были по Гродненской епархии — Гродненский женский монастырь, Коложская церковь с домом и землёй, Жировицкий монастырь с усадьбой и 43-мя га земли, Слонимский собор и др. За период с 1919 по 1936 годы в Волынской епархии было передано 15 приходских церквей. В крупных городах были забраны по ревиндикации в Дубно 3 храма, в Кременце 4, в Ровно 3.

3. Историография

В публицистике украинской диаспоры и отдельных исторических публикациях вышедших на Украине после 1991 года ревиндикация и пацификация подаются как события приведшие (ставшие следствием) массового уничтожения этнически польского населения начатое ОУН(б) и её вооруженными структурами весной 1943 (т. н.Волынская резня).

По информации ряда современных польских и украинских историков Института Истории НАН Украины, за этнические чистки польского населения ответственны «главнокомандующий УПА» Дмитро Клячкивский и политический руководитель ОУН(б) (носившей в то время название ОУН-СД) Роман Шухевич. [1]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: