Резьба по дереву - ABCD42.RU

Резьба по дереву

Художественная резьба по дереву для начинающих

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Виды резьбы и техники

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная резьба;
  • ажурная;
  • глухая резьба с подобранным фоном;
  • прорезная контурная резьба ;
  • накладная.

Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Резьба по дереву для начинающих: осваиваем новое хобби

Художественная обработка дерева, или по-другому резьба по дереву, относится к виду искусства, берущему свое начало в глубокой древности. Она существовала буквально на всех континентах, где обитали люди и росли деревья. Первоначало, «деревянное творчество» сводилось к вырезанию фигурок языческих богов, тотемных животных, а также служило для украшения жилища. С развитием общества и совершенствованием резного инструмента, это уникальное старинное ремесло приобрело широкую популярность на Руси. Его активно использовали при украшении фасадов зданий, бытовых предметов и мебели, детских игрушек. Использовали в кораблестроении, выполняя носовую часть судна в виде головы различных животных, деревянном зодчестве, и, конечно же, в резьбе икон. Многие памятники народного деревянного зодчества сохранились до сих пор. Современное искусство резьбы – это вид народного творчества, которое находит свое применение при изготовлении сувениров, украшении элементов интерьера и предметов быта, шкатулок, рамок для картин, зеркал, для создания различных фактур и панно, а также увлекательное и полезное хобби!

Материалы и необходимые инструменты

Резьба по дереву представляет собой способ обработки древесины с целью придания ей различных форм, фактур и нанесения на нее узоров. Обработка дерева – работа кропотливая. И несмотря на то, что сегодня существуют целые машины с электрическим приводом для резьбы по дереву, а также копировально-фрезерные устройства, позволяющие изготовить изделие в автоматическом режиме, ручной инструмент сохраняет свои традиции.Считается, что самые лучшие образцы деревянного творчества выполнены руками человека. Итак, для работы с деревом вам понадобятся:

  1. Чертежные инструменты: карандаш, линейка, циркуль, калька, копировальная бумага. Все это может пригодиться при нанесении рисунка на дерево перед непосредственной вырезкой самого узора.
  2. Режущие инструменты. К ним относятся разного рода ножи и вспомогательные инструменты (стамески, клюкарзы, ложкорезы и тому подобное).
  3. Инструменты для крепления, способствующие фиксации изделия и препятствующие его выскальзыванию из рук (верстачные тиски, зажимы и тому подобное).
  4. Инструменты для шлифовки, к которым можно отнести различные абразивы (для удаления щепок в труднодоступных местах) и наждачную бумагу.
  5. Отделочные материалы, по желанию, для придания дополнительной эстетичности (краска, лак, материалы материи, древесный клей и другие).

Отдельно хотела бы поговорить подробнее об инструментах для непосредственной резьбы по дереву:

  • При формировании основной части изделия используют универсальный нож, имеющий угол заточки 35 градусов. Данный нож хорош и удобен и для новичка, и для профессионала. С его помощью можно выполнять как черновые работы по дереву, так и отделочные.
  • Нож-косяк имеет режущий угол в 60 градусов и используется при выполнении геометрических узоров, а также черновой обработки и чистовой отделки дерева.
  • При выполнении точных доводочных работ удобен в применении Богородский нож. Отличительная его особенность – это длинное лезвие при короткой рукоятке.
  • Стамески используют для рельефной резьбы, а также обработки контура изделия.
  • Клюкарзы – инструмент для создания сложного орнамента и глубокого объема.
  • Ложкорезы говорят сами за себя. Их применяют для заглубления в ложках и других изделиях.
Читайте также  Транспортная логистика, её характеристика

Правила резьбы по дереву

Приступая к работе с деревом, необходимо знать правила и особенности работы с данным материалом и инструментом, которые позволят избежать возможных ошибок и сделают процесс резьбы понятным и приятным.

  • Изначально необходимо определиться с породой древесины, так как она может различаться по текстуре, качеству, свойствам, а следовательно, иметь различия в способах ее обработки. Начинающему резчику стоит выбрать древесину из лиственных пород (липа, осина, береза, ольха и другие), поскольку на ней, в отличие от хвойных, хорошо проводить прямые линии. При этом древесина должна быть сухой.
  • Приступать к работе стоит с эскиза. Рисунок или чертеж выполняется сначала на бумаге, а потом уже переносится на дерево.
  • Выбирая технику резьбы по дереву, начинающим стоит сделать свой выбор в пользу простых и необъемных – контурной либо геометрической резьбы. Обе техники наносятся на плоскую поверхность, однако, узоры в первом случае формируются линиями, а во втором – комбинацией геометрических фигур.
  • Независимо от выбранной техники резьбы, заготовку необходимо закрепить на верстаке, либо тисками, а также подготовить весь необходимый инструмент.
  • Углубления в поверхность дерева должны быть постепенными, спешить не стоит. Нажим и угол резьбы должны меняться в зависимости от выбранной древесины и техники.
  • Резьба по дереву может быть травматична, поэтому при работе необходимо строго соблюдать технику безопасности, поскольку сам материал изготовления, да и инструмент являются источником повышенной опасности.

Применение навыка в интерьере

Художественная обработка дерева позволяет выгодно подчеркнуть стилистику интерьера, создать особую атмосферу элегантности и утонченности внутреннего пространства. Резьба по дереву выполняется в самых различных стилях, как, например, классицизм, ампир, барокко, готика и рококо. Необычные формы, причудливые изображения животных, воинов, грозных львов и птиц, тонкость линий и изящество узоров, захватывают воображение и приковывают взгляд. Для декора интерьера используются различные виды резьбы по дереву и их сочетания:

  • Объемная резьба по дереву – пожалуй, самая сложная техника резьбы, в процессе которой получаются скульптурные произведения, например, такие как кресла, прикроватные столы, кровати, балясины лестниц, являющиеся топовой классикой.
  • Рельефная резьба по дереву – характеризуется углубленным фоном с выступающим изображением. В этой технике выполняют картины, иконы, а также украшают различную мебель.
  • Ажурная резьба по дереву – относится к прорезной технике с высверливанием общего фона. Подобные композиции получаются воздушными и утонченными, а в интерьере применяются в качестве обрамления, например, наличников у окон и фронтона домов.
  • Накладная резьба по дереву – отличается от остальных техник тем, что готовый прорезной орнамент накладывается поверх готового фона. Подобная резьба широко применяется для украшения фасадов мебели, карнизов, дверей.
  • Контурная и геометрическая резьба по дереву – характеризуются незначительным заглублением орнамента при вырезании линий или геометрических фигур. Данное творчество находит свое применение преимущественно в украшение панно и нанесении на него цветочных, пейзажных композиций и прочих орнаментов.

Резьба по дереву является изумительным по своей красоте народным искусством, в котором заложены все навыки и приемы изготовления предметов декора, унаследованные нами от наших предков. Подобные изделия выполнены из натурального материала, что сегодня является приоритетным, выглядят дорого и респектабельно. Обучиться технике обрабатывания древесины не так уж и сложно, как это может показаться на первый взгляд. Требуется лишь ваше желание, усердие, ну и, конечно же, вдохновение!

Соблюдая правила, описанные в настоящей статье, изучив и просмотрев видеоматериал по понравившейся технике выполнения резьбы, можно смело делать свои первые шаги к вашим будущим шедеврам!

Резьба по дереву

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом)

Содержание

История резного дела в России

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом [1] .

Современная резьба

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  5. Резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

  • Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.
Читайте также  Розміщення військовослужбовців Обов язки та дії днювального роти

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.
  • плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба(кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
  • резьба «Татьянка» — этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент. Характерной особенностью является отсутствие фона как такового — один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Резьба по дереву

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства и один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, а также искусства в целом — это старинный народный промысел

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Художественная резьба по дереву

Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.

Древесина

Древесина — один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.

Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.

Резьба как ранний вид обработки древесины

Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.

Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Виды резьбы

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа)
  5. резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

  • Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма.
  • скобчатая(ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая резьба:
    • трёхгранновыемчатая резьба
    • двухгранновыемочная резьба
    • четырёхгранновыемочная резьба
  • чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе, прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

Скульптурная резьба

Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба.

Резьба бензопилой

Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто.

Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

Фрезерные станки

В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.

Диапазон средств

Таким образом, в распоряжение мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа.

Определённые приёмы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительным признаком искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем — изображением головы коня, вырубленным топором. В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшались верхушка столба-колонны, держащей потолок.

Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объёмной реьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.

Читайте также  Толерантность в современном обществе

Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.

История резного дела в России

Название

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Ранняя резьба

Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе Московского Кремля.

В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.

Византийский стиль

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Немецкая резьба

Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.

Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.

Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Резьба по дереву своими руками

Те, кто занимается резьбой по дереву, уже знает, что это дело не только приносит удовольствие от создания красивых вещей, а и доставляет неземное наслаждение от самого процесса работы. Ведь резьба по дереву хорошо успокаивает и помогает настроить вас на творческий лад. Самое главное, что из дерева вы можете создавать как посуду и игрушки, брелки и украшения, а также статуэтки и шкатулки.

Процесс приобретения начального опыта

Если вы находитесь на начальном этапе и только недавно приступили к освоению технологии резьбы по дереву – вам будет необходимо подготовить минимальный набор инструментов. Также надо выбрать подходящую древесину, желательно мягкого сорта, к примеру, возьмите березу или липу. Прикупите и эскизы по резьбе по дереву для начинающих. Для начала можно взять несложную композицию, которая в полной мере позволит отточить необходимые вам движения.

Резьба по дереву: этапы работы

— приобретение учебного пособия в котором описываются способы обработки материалов;
— заготовка или покупка подходящей древесины;
— если нет стандартной стамески можно взять перочинный нож;
— возьмите или купите карандаш и линейку;
— нож-косяк.

Некоторые из вас зададутся вопросом, как таким набором инструментов можно делать резьбу на дереве? Мы вам ответим: резьба по дереву – это сложный и увлекательный процесс, приступать к которому нужно только после тщательной подготовки.

Процесс подготовки включает в себя:
1. Выбор правильных ножей . Новичкам этого дела, выбравшим резьбу как хобби, понадобится элементарный инструмент. Для этого вам достаточно будет купить самый обычный нож-косяк или же перочинный нож. В процессе работ также используйте резцы и стамески.
2. Выберите место . Собственноручная резьба по дереву на начальных этапах может проводиться и у вас дома. После того, как вами будет освоено сложные стили работы, к примеру, сквозной или скульптурный – перенесите работу в отдельное помещение.
3. Подбор правильного материала . Для работы новичков лучше всего подойдет древесина мягких сортов, к примеру, липа, ольха, осина или береза. Такое сырье легко поддается резке, а также и с тех причин, что на нем можно создавать узоры любой сложности.
4. Выбор нужной техники работы . Самой простой техникой работы в резьбе по дереву принято считать трехгранно-выемчатую резьбу или другими словами геометрическую резьбу. Она проводится в два этапа: сначала нужно накалить древесину, а затем подрезать ее.

С чего именно начинать такую работу? Для начала вы можете вырезать самый элементарный треугольник. Для того, чтобы сделать это, нанесите на древесину контур фигуры, далее в самой ее серединке поставьте точку. Затем вставьте в это место нож. Рукоятку ножа нужно разместить перпендикулярно к рабочей поверхности. Пятку же своего инструмента направьте к любой из вершин фигуры, при этом ее нужно усиленно прижимать к доске. Старайтесь делать все так, чтобы лезвие ножа на 2-3 мм врезалось в рабочую поверхность. Далее нужно наколоть древесину в направлении двух оставшихся вершин фигуры. Делается это от той же самой средней точки вашего рисунка. В процессе работы нужно помнить, что прокручивается не доска, а лезвие ножа. Следующий на очереди — этап подрезки. Во время подрезки держите инструмент под углом 30 градусов. Проводите ножом по стороне треугольника и постепенно углубляйтесь в поверхность выбранной вами древесины. Если вы будете делать все правильно, то во время подрезки материал будет отслаиваться от доски, образуя таким образом пирамидку, имеющую три грани.

Накладная и винтовая резьба

Винтовая резьба – это такой вид резьбы, во время которого создается неповторимый стиль. Ее отличительной чертой было и будет чередование выступов и винтовых впадин. Это чередование может быть, как одиночным, так и состоять из нескольких винтовых линий сразу.
К самым распространенным видам резьбы также относят накладную резьбу. Иными словами, ее еще называют мебельной резьбой. Особенность такого вида резьбы состоит в том, что на готовый фон прибивают уже готовый орнамент, созданным прорезным способом.

Ручной инструмент

Электроинструмент

Бормашина

Бормашина, которую используют для резьбы по дереву, по-сути ничем не отличается от того жуткого препарата, который вы можете наблюдать и слышать на приеме у врача-стоматолога. Точно также вращения вала электромотора передается при помощи гибкого вала на вращающийся резец. В свою очередь последний позволяет протачивать в выбранной вами древесине углубления произвольной ширины и формы.

Дремель

Этот еще один прибор, который используют для резьбы по дереву. Отличается эта штука от бормашины только тем, что электромотор находится непосредственно в рукоятке инструмента. Для удобства накладываются ограничения на размер ручки и на мощность электромотора. Это и влияет на скорость резки пазов, а также на саму способность инструмента справляться с твердой древесиной.

Фрезер

В плане функциональности, фрезер – это противоположность дремели. Его используют в тех случаях, когда нужно, используя максимальную скорость и точность, выбирать паз или углубления большого объёма. Поскольку фрезы для резьбы по дереву весьма разнообразные – это дает возможность при необходимости делать фигурное сечение паза, придавая ему тем самым достаточно сложную форму.

Пантограф

Хоть и пантограф используют для резьбы по дереву, но он мало относится к творчеству. При помощи этого прибора можно с точностью копировать формы, ранее созданного вами изделия. Принцип работы таких инструментов, имеющих механический привод — несложный. При ручном движении каретки, скругленная головка прибора путешествует по углублениям самой резьбы. Фреза же тем временем копирует все ее движения на заготовке.

Вывод

Как вы уже могли догадаться, для того, чтобы заниматься резьбой по дереву – нужно собрать достаточно солидный набор инструментов. Но если вы новичок и лишь собираетесь заняться этим делом – вам будет нужно собрать гораздо меньшее количество таких инструментов. Вы можете посмотреть видео, которое позволит вам более детально узнать о всех тонкостях творческого процесса. Поэтому ознакомьтесь с нашими материалами и желаем вам успехов в начинаниях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: