Риторика Сократа, Платона и Аристотеля и риторика софистов - ABCD42.RU

Риторика Сократа, Платона и Аристотеля и риторика софистов

Риторика Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель.

Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С середины V в. до н.э появляются первые риторы.

Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность. Возникает потребность убеждения словом во многих диалогах и спорах, столкновениях обвинителей и защитников на судах. Страх перед правителем или наказанием, невежество или грубая сила уступают место диспутам и беседам, в которых обосновываются не только философские проблемы бытия, но и решение практических вопросов. Именно в этот период было понято значение и могущество слова.

Во-вторых, содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов. Во многих из них демократия была основой политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд – три государственных учреждения, достижение успехов в которых зависело в первую очередь от речевого искусства. Политическая карьера, защита своих прав определяются умелым владением речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать, наиболее приятным образом привлекая их внимание. Речь оказывается реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Могущество слова в политической жизни приравнивается к могуществу железа на войне. Суждения «Закон — это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно», «Нет такого закона, который был бы удобен для всех», «Народное благо — высший закон» также пришли к нам из эпохи античности. Они наглядно свидетельствуют о мастерстве речи тех, кто их высказывал.

В-третьих, в основе античного судопроизводства лежала состязательность: обвинитель, и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей и присутствующих в своей правоте. Существовал актуальный «социальный заказ» на умение красиво и убедительно говорить, а также на определенную группу учителей риторики и составителей публичных речей. Именно в этот период возникла профессия логографа, который помогал гражданам составить судебную речь с использованием правил ораторского искусства и выступить с нею в судебном разбирательстве.

Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.

Риторика Сократа

Сократ — древнегреческий философ, родившийся и живший в Афинах в ок. 469 – 399 гг. до н.э. Это выдающийся мастер бесед-диалогов, который изобрел диалектику как искусство вести рассуждения, спор, беседу используя главным образом иронию 1 и майевтику 2 . При этом речь не идет о том, чтобы выставить оппонента в невыгодном свете и победить в споре, а стремлении совместными усилиями найти истину. Такой метод поиска истины оказал стимулирующее воздействие не столько на традиционную риторику, сколько на разработку соответствующего стиля аргументации, с которым мы встречаемся и в настоящее время, например, в судебных диалогах обвинителя и адвоката, при активизации обучения в школе, когда учащиеся не просто пассивно воспринимают знания, а вступают в живой диалог с учителем.

Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику — Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними.

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову».

Риторика Платона

Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа.

Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах. Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — это лишь подобие и отражение идей.

К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому». Красноречие — инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями.

Платон совершенствовал искусство диалога. Сам Платон, будучи учеником Сократа, в наибольшей степени способствовал развитию и пропаганде диалога как нового метода аргументации, который в большой мере соответствовал ищущему, творческому духу античной мысли. По сути дела, ему мы и обязаны знакомством с этим методом аргументации, которым широко пользовался Сократ. Платоновские диалоги остроумные, логично построенные, по внешнему впечатлению загадочные, возбуждали интерес к предмету спора или беседы. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, с помощью иносказаний и метафор сделал ее язык ярким и выразительным. По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А прилагать такую сноровку можно с различными целями – добрыми и злыми.

Как считает Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить.

По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.

Он считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу.

Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах „решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность». Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.

Риторика Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и учёный, родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках. Многие идеи он перенял от своего учителя Платона, и значительно развил его учение об ораторском искусстве.

Он подвел итог развитию классического греческого красноречия, завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения.

Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежат такие произведеня, как «Топика» и «О софистических опровержениях», посвященные риторике, и конечно же авторитетный античный трактат «Риторика», написанный около 330 г. до н.э. Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий. Определяя риторику как вспомогательную дисциплину, связанную с политикой, Аристотель установил общие законы красноречия, независимо от содержания речи.

Риторика определяется как искусство убеждения, способность находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Аристотель рассматривает средства убеждения, которые разделяет на:

Аристотель признавал достоинством речи ее ясность, уместность, а реальный путь для достижения этих качеств он видел в сближении ораторской речи с разговорной речью. Исследуя вопрос, откуда черпаются изящные и удачные выражения, Аристотель говорит о роли метафор, пословиц, шуток, указывает, что каждому роду речи соответствует особый стиль.

Читайте также  Русская народная вышивка

В построении речи философ выделял четыре части:

Что же касается самого оратора, то Аристотель считает, что такие личные качества и особенности как разум, добропорядочность и твердое состояние духа необходимы для того, чтобы, он мог вызвать доверие у слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

Аристотель считает, что риторика — искусство, соответствующее диалектике. „Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, [имеет отношение ко всем областям], а также, что она полезна и что дело ее — не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения». Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи — речь — получатель речи, которая находит свое развитие и в современных исследованиях.

Риторика софистов и её отличие от риторики сократа, платона, аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:08, реферат

Описание

Слово «риторика» произошло от греческого rheo — «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т.е. мастерство (искусство) ораторской речи. Имен это древнейшее определение риторики я хочу взять как основное в процессе раскрытия моей темы.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

реферат риторика.doc

Аристотель признавал достоинством речи ее ясность, уместность, а реальный путь для достижения этих качеств он видел в сближении ораторской речи с разговорной речью. Исследуя вопрос, откуда черпаются изящные и удачные выражения, Аристотель говорит о роли метафор, пословиц, шуток, указывает, что каждому роду речи соответствует особый стиль.

В построении речи философ выделял четыре части: предисловие, рассказ, доказательство, заключение.

Что же касается самого оратора, то Аристотель считает, что такие личные качества и особенности как разум, добропорядочность и твердое состояние духа необходимы для того, чтобы, он мог вызвать доверие у слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

Аристотель считает, что риторика — искусство, соответствующее диалектике. „Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, [имеет отношение ко всем областям], а также, что она полезна и что дело ее — не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения». Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи — речь — получатель речи, которая находит свое развитие и в современных исследованиях.

4. Риторика софистов

В предыдущих главах я рассмотрела взгляды на риторику древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. Эти три человека являлись учениками и последователями. Безусловно в их учениях прослеживается единая обобщающая их нить, но при этом во взглядах каждого присутствует и индивидуальное видение риторики.

На основании вышеизложенного формируется риторический идеал[4] Сократа, Платона, Аристотеля. Его можно определить как:

1. Диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли – вот цель речевого общения и деятельности говорящего;

2. Гармонизирующий: главная цель разговора – не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;

3. Смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи – поиск и обнаружение истины.

А теперь я хочу вернуться к истокам риторики, которые связаны с деятельностью софистов. Для того, чтобы понять, в чём же она заключалась, я дам небольшую характеристику.

Привлекательной чертой софистической риторики был демократический дух, стремление помочь всякому, желающему научиться искусству красноречия, умению убедительно и аргументированно спорить со своими противниками. Софисты обращали также внимание на воспитание у своих учеников стремления к свободе высказывания своих мнений и умения их защищать, невзирая на какие–либо авторитеты. Много занимались они и специальными вопросами произнесения и построения речей.

Однако со временем софистическая риторика выродилась в своего рода словесное фехтование, задачей ее стало не искание и обоснование истины, а достижение победы в словесном состязании любой ценой. Для этой цели использовались любые приемы и средства, начиная от преднамеренного нарушения законов и правил логики, получивших впоследствии название логических софизмов, и кончая различными психологическими уловками и недопустимыми с нравственной точки зрения методами ведения полемики. Заманчивая цель — выйти победителем в любом споре–привлекала в многочисленные школы риторики большое число учеников, что давало возможность организаторам и учителям школы зарабатывать большие деньги. Таким образом, несмотря на известные заслуги в распространении и пропаганде знаний о приемах ведения полемики и искусстве красноречия, софистическая риторика к концу V в. до н.э. пришла в упадок и сошла с исторической сцены. Это и неудивительно, ибо она не стала анализировать и разрабатывать те приемы, методы и традиции, которые сформировались в реальной практике ведения полемики в публичных выступлениях лучших ораторов своего времени. В то время как эти ораторы, выступая в народных собраниях, общественных форумах и судах, стремились найти истину и тем самым убедить своих слушателей, в школах риторической софистики старались научить находить такие приемы и уловки в ведении полемики, с помощью которых можно было победить в споре ценой различных логических ухищрений, подтасовки фактов, психологического воздействия на оппонента и т.п. некорректных и недопустимых способов. Такая риторика поэтому вряд ли имеет что–либо общее с подлинным искусством красноречия, которое ставит своей главной целью с помощью хорошо аргументированной, эмоционально окрашенной и стилистически безупречной речи прежде всего убедить слушателей в истинности выдвигаемых в ней положений.

Говоря о риторическом идеале софистов можно выделить следующие особенности:

1. Риторика софистов была «манипулирующей», монологической. Главным было умение манипулировать аудиторией, поразить слушателей ораторскими приемами;

2. Риторика софистов была риторикой словесного состязания, борьбы. Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого, — вот стихия софиста;

3. Целью спора софистов была не истина, а победа любой ценой, поэтому господствует не содержание в речи, а «внешняя форма».

Итак, проводя сравнительный анализ риторического идеала древнегреческих философов и риторического идеала софистов, особенности которых имеют однородные основания, я могу сделать вывод о том, что указанные риторические идеалы являются абсолютно противоположными: диалогическая, гармонизирующая, направленная на поиск и обнаружение истины риторика Сократа, Платона и Аристотеля, и монологическая, направленная обязательно на победу одного и поражение другого участника, на победу любой ценой риторика софистов.

Сократ, Платон и Аристотель – великие люди. Их имена звучат в историях многих наук. К их числу относится и риторика.

Проанализировав свою работу, рассмотрев поставленные в ней задачи, я могу сделать следующие выводы.

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову»

По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А основой красноречия служат эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение и эмоциональное внушение.

Аристотель считал, что «риторика — искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля – это наука и мастерство доказательной речи.

Сократ, Платон и Аристотель являются людьми, внёсшими наибольший вклад в теорию красноречия. Но тем не менее основателями риторики являются софисты. «Только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки», — пишет А.Ф. Лосев1. Но у понятия «софисты» есть два определения, и, к сожалению, отрицательная оценка, связанная с особенностями мировоззрения софистов, делавшая их заядлыми спорщиками, не желающими услышать своего оппонента, оказалась главной. И поэтому сравнимая риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля с риторическим идеалом софистов, мы видим их совершенно противоположными.

Но как бы там ни было, и те и другие смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

Список используемой литературы

1. Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебн. пос. М., 2010

2. Зарецкая Е.Н. Риторика : теория и практика речевой коммуникации. М., 2002

3. Корникова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн. пос. М., 1998

4. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебн. пос. М., 1994

5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988

6. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М., 2003

7. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. — М., 1969

8. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика . М., 2003

Читайте также  Семья является первичным лоном человеческой культуры

9. Михальская А.К. Русский Сократ : Лекции по сравнительно-исторической риторике . Учебн. пос. М., 1996

10. Монтефиоре С. Речи, которые изменили мир. М., 2009.

11. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991

12. Порубов Н.И. Риторика. Минск, 2004

13. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы. Учебно-метод. пос. М., 2009.

14. Руднев В.Н. Риторика . Курс лекций. М., 2010

15. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебн. пос. М., 2011

16. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997

17. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009

[1] Софисты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.

[2] Ирония (греческое eironeia — притворство) – способ критического отношения к догматике, прием Сократа, который прикидывался незнающим с тем, чтобы поймать и уличить своего собеседника в незнании.

[3] Майевтика (греч. maieutike — повивальное искусство) – метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому.

[4] Риторический идеал – характеристика речемыслительной деятельности человека, заведомо сложившаяся в сознании носителей данной языковой культуры. Риторический идеал – образ прекрасной речи, существующий в голове любого носителя данной культуры, система наиболее общих ожиданий и требований к хорошей речи.

История античной риторики

Талант убеждения и ораторское искусство остаются востребованными во все времена. Риторика, а именно так называлась наука красноречия, берет свое начало в культуре Древней Греции, она успешно развивалась в Древнем Риме, победно шествовала по просторам средневековой Европы, не потеряла актуальности и в наши дни. Античная риторика сегодня изучается психологами, юристами и философами. Это важно для понимания процессов формирования общественного мнения и возможности влияния на них при помощи слова.

Риторские школы, возникли в Древней Греции приблизительно в III в. до н. э. История античной риторики берет начало в те далекие времена. Учили молодых слушателей оригинальности мышления, развивали поэтические таланты и искусство владеть вниманием масс с помощью красноречия. Такие школы были очень востребованы, поскольку давали прекрасное образование и позволяли стать уважаемым в обществе человеком.

История возникновения

Зарождение риторики приходится на период Афинской демократии, когда каждый гражданин, при обращении к суду, был обязан самостоятельно строить обвинение или защиту, при этом его способность выражать мысли, объяснять и убеждать суд, напрямую влияла на результат. Именно эти условия способствовали развитию античной риторики.

В это же время огромное значение для государства значит Народное собрание и Совет пятисот, поэтому владение ораторским искусством позволяет сделать блестящую политическую карьеру.

Создателями античной риторики были софисты, представители философского течения, утверждающие, что, обладая риторическим талантом, вполне можно манипулировать сознанием толпы, не будучи обремененным морально-этическими устоями. Другими словами, умение убеждать – это удобный инструмент управления массами и, при желании и соответствующем умении, группу людей можно убедить практически в чем угодно.

Именно тогда был сформирован принцип построения ораторских выступлений. Речь должна быть цельной, иметь четкие границы (начало и конец повествования). Кроме того, основная часть выступления подразделяется на 2 части: изложение событий и спор. Именно спор в софистике вызывает больше всего вопросов, поскольку часто является логической уловкой, умышленно ложным рассуждением.

Позже Сократ стал ярым противником софистов, доказывая, что в споре необходимо оперировать истинными понятиями и предоставлять необходимые логические доказательства, обеспечивающие истинную победу. Именно он стал основоположником высокой риторики.

Огромный вклад в развитие красноречия и систематизации уже имеющихся знаний в этой области внес учитель Александра Македонского, Аристотель, написавший знаменитый, состоящий из трех книг, трактат «Риторика». Именно ему принадлежит разработка «риторического канона». Пять этапов пути – от задумки речи до воплощения, которое и является вершиной ораторского искусства:

  1. изобретение;
  2. расположение;
  3. словесное выражение;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

И вывел основные законы риторики, которые звучат так:

  • Вид ораторской речи являет собой единство этоса, логоса и пафоса.
  • Все ораторские речи разделяются на 3 вида: судебные, совещательные, эпидейктические. Роль речей определяется государством и его целями.
  • Всякий вид ораторской речи имеет собственное отношение ко времени и действительности.

Эти основополагающие понятия являются и сегодня актуальными для любого оратора при публичных выступлениях. Раздел риторики, античное учение о стиле, сформированное Аристотелем, утверждает, что речь должна быть красивой, отличаться от обыденной разговорной речи при этом стиль не должен быть, как слишком высоким и сложным для восприятия, так и неоправданно низким, искусственно упрощенным и грубым.

Значение античной риторики для мировой культуры

Конечно, за прошедшие века наука ораторского убеждения переживала взлеты и падения. Ее популярность снижалась во времена средневековья и вновь возрастала в XIX веке. Сегодня она является неотъемлемой частью качественного гуманитарного образования. Предмет изучают в школах и гимназиях, на факультетах психологии и философии, без нее не обходятся юристы, большой популярностью пользуются специальные курсы, позволяющие найти в себе талант красноречия и развить его. Кроме того, именно риторика лежит в основе таких дисциплин, как культура речи, лингвистика и функциональная стилистика.

Риторика древней Греции

Первый риторический трактат принадлежит Кораксу (около 467 г. до н. э.), обладание блестящими ораторскими данными позволило ему стать во главе республики. Позже, оставив пост, он основал школу риторов. Он и является признанным основателем античной риторики.

Лисий был учеником Коракса, он знаменит своими речами, которые писал на заказ. Они убедительны, точны, отличаются образностью понятий и яркостью изложения. Одна из речей была предназначена для Сократа, однако мудрец не воспользовался ею, предпочитая обойтись собственными талантами.

Гория из Леонтин (около 483 г. до н. э.) считают основоположником софистики.

О влиянии на античную риторику Сократа и Аристотеля уже говорилось, одним из лучших ораторов той эпохи является Демосфен. Являясь косноязычным и испытывая страх перед толпой, ученик великих Сократа и Платона сумел собственными силами развить в себе талант красноречия и остался в веках, как образец упорства и целеустремленности. Камешки во рту, которые он использовал для повышения внятности речи, иногда используются и сегодня, конечно, чаще они заменяются орехами, но суть метода остается неизменной.

Риторика Древнего Рима

Римляне переняли и дополнили искусство античной риторики, предложенное древними греками. Марк Туллий Цицерон, чье имя сохранилось в веках и стало нарицательным, обозначая способности к красноречию, систематизировал понятия о ней, написав три трактата: «Брут», « Оратор», «Об ораторе». Основой успеха ритора Цицерон определяет его высокую культуру и наличие глубоких знаний во многих областях. Им были сформулированы каноны классической риторики. Учение Цицерона гласит, что оратор должен:

  • изобрести речь;
  • расположить ее части;
  • украсить ее с помощью выразительно-изобразительных средств.

Для соответствия этим условиям риторика состоит из следующих разделов:

  1. Inventio. Изобретение.
  2. Dispositio. Расположение.
  3. Elocutio. Украшение.
  4. Actio. Произнесение.
  5. Memoria. Память.

Эти основополагающие понятия укоренились и перекочевали в европейское понятие риторики.

Следующим представителем римской ораторской школы был Марк Фабий Квинтилиан, обобщивший знания риторики в 12 томах. Они весьма созвучны с трудами Цицерона, существенным различием является то, что Цицерон считал риторику вторичной, способом донести до слушателей основные философские рассуждения, Квинтилиан определяет ее главной, философия и логика лишь помогают риторике занять главенствующее положение. Квинтилиан впервые подробно рассматривает манеру поведения оратора перед слушателями, теорию мимики, жеста, осанки, телодвижений, постановку голоса и дыхания.

Заключение

Риторика античности сформировала ораторское искусство, как понятие, подчиняющиеся определенным законам. Конечно, современная риторика дополнена трудами российских и европейских ученых. Огромный вклад в ее развитие внесли М. В. Ломоносов, М. Монтень и многие другие ученые и философы. Несравненным талантом оратора обладал Л. Троцкий.

Сегодня она переживает второе рождение. Умение грамотно и интересно излагать мысли, удерживать интерес слушателей к повествованию, для многих – возможность построить успешную карьеру и избавиться от собственных комплексов.

Древнегреческая риторика

Древние греки почти во всем опережали другие народности того времени на этапе развития. Неудивительно, что возникновение и становление риторики произошло именно в Древней Греции.

Во времена античности проявилась любовь к красивому слову и стало цениться умение выступить публично. Так и появился новый вид искусства, а в последствии, наука — риторика.

  1. История возникновения
  2. Основоположники
  3. Значение античной риторики для мировой культуры
  4. Риторика Древней Греции

История возникновения

Возникла риторика в 5м веке до нашей эры. Эмпедоклон, со слов Аристотеля, считается изобретателем нового вида искусства. А первая работа в риторике — это трактат ученика Эмпедоклона — Коракса.

К сожалению, трактат не сохранился до наших дней, о его содержании стало известно из трудов древних писателей. Коракс был судебным адвокатом, пребывал в любимчиках у сиракузского тирана Герона.

Он первым сформулировал определение риторике: » Красноречие есть работница убеждения «. На этом он не остановился и определил композицию ораторской речи, которая используется и в наши дни, разделив ее на основные части:

  1. Вступление.
  2. Предложение.
  3. Изложение.
  4. Доказательство — борьба.
  5. Заключение.

Коракс высказал мнение (и придерживался его), что цель оратора состоит не в раскрытии истины, а в четкости и убедительности речи при помощи софизмов ( заведомо ложных умозаключений ).

Основоположники

Следующим основоположником риторики считается ученик Коракса — Лисий. Он продолжал развивать, как и его учитель, систему софистических доказательств.

Читайте также  Санология и валеология

Особенно восхвалял «крокодилит » (логический парадокс ) своего учителя. У него тоже были ученики. Частью методики преподавания было заучивание наизусть отрывков из прославившихся речей известных публичных людей.

Одним из его учеников был Горгий Леонтийский. Он пошел дальше своего учителя. Смог в своих речах убедительно перевернуть истинное. Например:

  • выдать старое за новое, а новое — за старое;
  • об одной и той же веще высказать абсолютно противоречивые взгляды.

Горгий был уверен, что не истина — главное, а вероятное. У него были ученики и последователи. Методика его преподавания не отличалась от методики Лисия, своего учителя — заучивание наизусть отрывков из произведений или речей лучших ораторов.

В наследие от него осталась интересная работа — трактат «О приличном случаю». В нем Горгий учит как серьезные доводы можно уничтожить насмешкой, а на насмешку ответить с достоинством.

Из школы Горга вышли известные миру ораторы: Пол, Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Федор Византийский, Протагор, Продик, Исократ.

Следующими известными именами для истории в области риторики стали: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Значение античной риторики для мировой культуры

Зародилась и развивалась риторика в Древней Греции, потом ее учение вышло за пределы страны и перекинулось в Древний Рим, затем — в западную Европу, дальше — в восточную Европу, к славянам.

Скажем больше, ораторское искусство не потеряло своей актуальности и в наши дни. На протяжении всего развития человечества изучались и изучаются труды древних ораторов.

Талант убеждения и мастерство ораторского искусства было и есть востребованным во все времена и в любой точке мира на Земле.

  • Работы мастеров античной риторики были и есть предметом споров и восхищений.
  • Они стали фундаментом зарождения новых наук: философии, логики, лингвистики, функциональной стилистики, культуры речи.
  • Изучаются в ВУЗах на факультетах философии, лингвистики, психологии и юриспруденции;
  • Риторика стала частью качественного гуманитарного образования.
  • Большой популярностью пользуются курсы красноречия, которые способствуют приобретению навыков убеждения, повышению самооценки отдельного человека, излечиванию от » косноязычия».

Риторика Древней Греции

Период зарождения искусства риторики приходится на период Афинской демократии.

Послужило этому то, что гражданин, который обращался в суд, должен был сам выстроить свою речь для защиты или обвинения. Именно умение формулировать свои мысли, убедительно объяснять и доказывать, влияло на результат решения данного суда.

В то время так ценилось владение ораторским искусством, что позволяло сделать блестящую политическую карьеру. Потому как в управлении государством имело огромное значение мнение Народного собрания и Совета пятисот.

Создателями искусства риторики считаются софисты, которые не особо обладали морально-этическими принципами. Зато у них был талант красноречия и умение управлять, манипулировать сознанием толпы.

Основоположником высокой риторики стал Сократ. Он считал, что софисты умышленно пользуются ложным рассуждением, и стал ярым противником их учений.

За основу своего учения он взял оперирование истинными понятиями и логическими доказательствами в споре. Был уверен, что именно это обеспечит настоящую победу.

Аристотель внес огромный вклад в развитие риторики тем, что систематизировал имеющиеся на то время знания. Один из его трудов — трактат » Риторика «, состоящий из 3х книг.

Аристотель вывел основные законы риторики, которые являются и на сегодняшний день основополагающими для любого оратора публичных выступлений.

Интересен для истории Демосфен — ученик Сократа и Платона. Он имел косноязычее и страх перед толпой. Однако, сумел преодолеть эти препятствия, благодаря своей целеустремленности и упорству.

Его примитивная методика борьбы с козноязычеем применяется до сих пор у учащихся красивому слову. Это — камешки во рту.

В период средневековья интерес к риторике ослабевает и возобновляется с новой силой уже в 19м веке. Огромный вклад в ее развитие внесли наши соотечественники: М. В. Ломоносов, М. Монтель.

Пример ораторского таланта — Л. Троцкий. В наши дни риторика продолжает свое развитие, постоянно обращаясь к трудам мастеров ораторского искусства Древней Греции.

Презентация на тему РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ Софисты- учителя риторики Сократ и Платон

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ
1.1. Софисты- учителя риторики
1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия»
1.3. Аристотель и его «Риторика»
1.4. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве
1.5. Квинтилиан- автор «Риторических наставлений»

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

1.1. Софисты- учителя риторики
Риторика- теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство знали и в древнем Египте и в Ассирии, и в Индии.. В V в. до н.э. в Элладе были распространены города- государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. Обвиняемы защищался сам, убеждая судей в своей невиновности.
Общественная жизнь Древней Греции была такова, что приходилось выступать всем: политику- в собрании совета и на народном собрании, полководцу- перед своим войском, частному лицу- перед судом, а так же на празднествах.
В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появились платные учителя-СОФИСТЫ, которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в.дон.э. школе философов- просветителей, создавших невиданный культ слова. Популярность учителей- софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть искусством красноречия. Софисты умели насмешкой уничтожить, довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством.
Во времена софистов риторика была «ЦАРИЦЕЙ ВСЕХ НАУК»

Описание слайда:

1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия»
Против софистов выступил Сократ (около 470- 399 до.н.э.). Для него абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является абсолютной мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов- софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».
Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (около 427- 347 до н.э.) в знаменитых диалогах «Горгий»,, «Софист», «Федр», в которых центральным персонажем является сам Сократ.
Риторике софистов которую Платон не считал наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу.. Суть теории в следующем: прежде чем начать речь о каком либо предмете, надо Чётко определить данный предмет. Ясно и чётко говорится о построении речи: вступление, изложение, доказательства, выводы.
По мнению Платона подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить своё мнение слушателям.

Описание слайда:

ПЛАТОН и СОКРАТ

Описание слайда:

1.3. Аристотель и его «Риторика»

Дальнейшее развитие риторики связано с древнегреческим философом, учеником Платона, который блестяще развил его мысли об ораторском искусстве, Аристотелем (384- 322 до н.э.). Аристотель провёл в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филлиту Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына- Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, а после обеда риторикой.
Он определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Убеждение зависит от характера говорящего, настроения слушателя и от самой речи.
Аристотель много писал о необходимости понимания человеческих страстей, возрастных и социальных особенностей человека.

Описание слайда:

Ученик Платона — Аристотель

Описание слайда:

1.4. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.)- крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют три книжки: «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор».
По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса. Оратор должен:
Найти что сказать;
Найденное расположить по порядку;
Придать ему словесную форму;
Всё это запомнить;
Произнести

Описание слайда:

Марк Тулий Цицерон

Описание слайда:

Квинтилиан- автор «Риторических наставлений»
Знамениты римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35- ок.100 н.э.). Опыт классической риторики обобщён в 12-ти книгах «Риторических наставлений». Труд Квинтилиана систематичен и старого продуман.
Он рассматривал риторику как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым строго придерживаться риторических правил, он придавал большое значение самостоятельности автора. Им разработана стройная система подготовки автора.
Таким образом, если для греков главное в риторике – искусство убеждать, что римляне больше ценили искусство хорошо говорить.
Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVI-XIX в.в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: