Риторика в Древней Греции - ABCD42.RU

Риторика в Древней Греции

Риторика в древней Греции

Риторика – наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались , а люди, обладающие необходимыми навыками – были достойны уважения и почтения.

Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли ее «наукой о красноречии». Со временем, соседство Греции с Римом и постоянное соперничество философов этих государств, привело к примерно равным возможностям тех и других.

Что такое риторика?

Наука эта испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель – довести информацию до людей в понятном для них виде. Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово. Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях.

Зарождение риторики относят к 5 в. до н.э. Родиной красноречия стала Эллада. Ученые считают, что предпосылки для мощного толчка в развитии этой науки заложил общественно-поли тический строй этого государства. Известно, что городами правили наиболее почитаемые жители из народа, а верховным органом было Народное собрание. Политики и рядовые граждане со своими вопросами обращались к «верхушке» на глазах сотен людей. Показательно проходили и суды. Обвиняемый был вынужден защищаться самостоятельно, и во многом от ораторского мастерства подозреваемого зависела его жизнь.

Мыслители – основоположники риторики

Практически с первых лет более или менее устоявшегося положения риторики и ее популярности, в Греции появились учителя красноречия (софисты). Они за некоторую плату давали наставления и тренировали желающих получить уроки риторики. От этих мастеров позже получили распространение наиболее значимые законы ораторского искусства.

Первый учебник риторики был написан все в том же 5 в. до н.э. До нас дошли только лишь упоминания о том труде. Создал его грек Коракс, который открыл в свое время школу красноречия в Сиракузах. Известно, что в издании приведены основы мастерства ораторства.

Позже авторами своих трактатов о риторике стали известные в мире философы:

Примечателен опыт Демосфена. Изначально он настолько вяло и невыразительно говорил, что толпа всегда смеялась над его речью. Это заставило будущего непревзойденного оратора работать над собой. Он достиг в своём мастерстве таких высот, что люди слушали его, замирая, и буквально открыв рты.

Не менее ярким в своем красноречии был и Цицерон. Прославился он не только блестящим мастерством, но и трудами. Свет увидели трактаты:

«Брут».

«Об ораторе».

«Оратор».

По идее мыслителя, оратором мог стать только хорошо образованный человек. При этом он должен бороться за справедливость и счастье людей. Основы сочинений Цицерона – упражнения для оптимальной ритмики речи, работа над ее выразительностью , правильностью произношения, дикцией. Не меньшее внимание уделялось жестам и мимике. Речь должна стать проще, но, в то же время, быть возвышенной и выразительной. «Наука убеждать мастерством слова», — говорил о риторике Цицерон.

Когда мир увидели труды Аристотеля, они стали актуальными. Это продолжалось во все времена. Остаются они таковыми и по сей день. Книга Аристотеля так и называлась – «Риторика». В ней 3 части: общие принципы (с видами текстов для выступлений, характеристиками и доводами), имена ораторов и правила обращений к людям (основы словесного формирования предложений).

Грек Квинтилиан произвел на свет 12 своих трудов. Цикл книг называется «Риторические наставления». Ученый изложил мысли о воспитании мастера ораторского искусства, чести, совести и благополучном слове. Уделено внимание и форме изложения речи. Начинается все со вступления (приступ), далее излагается основная мысль (повествование), после – мысль доказывается (доказательство) и делается вывод (заключение). В процессе в речь могут вклиняться рассуждения автора, его умозаключения. По мнению Квинтилиана, оратор своим выступлением должен «цеплять» толпу, вызывая у людей смех или гнев. Речь его должна быть ясной, правильной и украшенной всевозможными оборотами, с правильным произношением.

В целом, древнегреческие философы стали основоположникам и следующих основ риторики, ставших аксиомами на долгие годы и дошедших до современников:

Базой красноречия могут являться природные данные человека, которые необходимо развивать.

Право на выступление дает образование, опыт оратора. Неученый человек не может доводить до людей свои идеи. Оратор должен учитывать все нюансы темы, о которой говорит.

Речи классифицируются . Среди них есть военные, судебные, деловые, учебные.

В основе красноречия лежит логическая мысль, нравственность и слово.

Наука о красноречии подразделяется на несколько частей. Среди них: труд над содержанием речи, ее запоминание и правильное произнесение, использование возможностей расположения к себе людей.

Со временем наступившая эпоха христианства напрочь отвергла идеи древних греков, как язычников. Но из риторики было перенято искусство красноречия для успешного церковного богослужения. Основы ораторского мастерства преподавали в духовных семинариях, чтобы священники могли подготовиться к общению с людьми, донося до них основные божьи законы. Помогало искусство ораторства и в проповедях.

Мастерство речи и сегодня ценится не меньше чем во времена древней Греции. Принципы ораторства помогают современным грекам достигать вершин мастерства в своем деле и сохранять культурные традиции страны.

Смотрите также

Салоники, наполненный древней историей, и окутанный духом приключений и яркой ночной жизни – вот одни из главных характеристик Салоники. Приехав сюда однажды, вы обязательно захотите вернуться, ведь посетить все достопримечательности и впитать в себя душу города за одну поездку просто невозможно. Благодаря удачному расположению, Салоники традиционно являлись центром торговли, здесь постоянно бурлила энергия путешествий и морских приключений. Пережив этапы античности, римского правления и турецкого ига, Салоники продолжают развиваться и уверенно шагать в будущее. Здесь гармонично переплелись нити времени, наложив отпечаток на окружающие здания, древние достопримечательности и самих жителей древнего города.

В V в. до н.э. по желанию царя Архелая столица Македонского царства была перенесена из предгорных Эг в находящуюся на равнине Пеллу. Несмотря на это, Эги еще долгое время сохраняли статус важного церемониального центра, хотя и уступали первенство Диону.

Монастырь Святого Дионисия

Начиная свой путь из городка Литохоро и поднимаясь вверх по направлению к вершинам Олимпа, на расстоянии 18 км, на высоте 850 м над уровнем моря, перед взором неожиданно предстаёт среди вечнозелёных деревьев и непрекращающегося гула воды, исторический Священый монастырь Святого Дионисия Олимпийского, словно вросший в не преступное ущелье Энипеас, представляя собой памятник редкой архитектуры и эстетической красоты, находящийся под охраной.

Риторика возникла в древней Греции как искусство

Для того чтобы иметь власть, человеку нужно, в первую очередь, быть хорошим оратором. Эта истина проста и вечна – мы можем наблюдать ее подтверждение и на современных примерах, и в биографии великих исторических личностей.

О том, как важно красноречие, знали и в Древней Греции – именно там и возникла риторика, как отдельный вид искусства.

Историческая справка – зарождение

На самом деле, в развитии ораторского мастерства античный период имеет особенное значение – первые предпосылки возникли еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.

Главная причина возникновения ораторского искусства, как такового, – это развитие социальной жизни общества по мере появления новых потребностей у растущей цивилизации. У людей, находящихся у власти, возникала необходимость не только в доказательствах своей силы (чем умнее становился народ, тем меньше его можно было удерживать страхом).

В 5 в до н. э. у властей, государственных деятелей и послов появилась необходимость не только в доступном, но и в грамотном, красивом и точном выражении своих мыслей. Именно это подтолкнуло античных мыслителей к зарождению риторики в Древней Греции.

Основоположники

Первые работы по риторической науке принадлежат софистам – особой категории мыслителей, которые первые познали силу ораторского искусства и стали применять его для достижения собственных целей (часто эти цели шли в разрез с политикой государства и позициями людей у власти).

Основоположник софистики – Горгий из Леонтин в Сицилии, он был первым, кто смог создать прозу в виде, приятном и интересном для восприятия его современниками. Позже к нему присоединялись и другие философы, чьи изречения, являясь смесью философской мысли и ораторского мастерства, доходят и до наших дней.

К времени греческого философа Аристотеля пути софистики и риторики разошлись – софисты использовали свои навыки в корыстных целях, в их учениях стали преобладать негативные тенденции. Уже сам Аристотель говорил о трудах софистах, как о «ложной» мудрости – той, которая лишь кажется народу, в то время как оратор просто достигает своей цели за счет того, что к нему прислушиваются.

Риторика же у подлинных философов в Древней Греции использовалась для краткого изложения глубокой философской мысли, направленной не на достижение выгоды одного человека, а на познание мудрости бытия для целого народа.

Против софистики выступали выдающиеся ораторы в Древней Греции, развитие риторики для которых имело огромное значение:

  • Сократ;
  • Платон;
  • Демосфен.

Основы и особенности древнегреческой риторики

Риторика в Древней Греции развивалась стремительно – каждый выдающийся мыслитель презентовал народу свои труды, чтобы граждане государства могли овладевать искусством слова. Обнародовались книги (труды Аристотеля о риторике были опубликованы в целых трех частях), проводились публичные выступления – у всякого свободного человека появилась возможность научиться выражать свои мысли так, чтобы они были интересны окружающим.

Все труды древнегреческих философов, направление на развитие риторики, в качестве базы имели единые постулаты:

  1. Красноречие человеку дано природой. Этот навык – такой же, как умение самостоятельно ходить или драться, он уже заложен в человеке, как часть его социальной природы. Для того чтобы уметь им пользоваться, нужно делать все то же – пытаться, тренироваться и учиться, тогда умение придет.
  2. Нельзя выступить перед народом, если не можешь грамотно и красиво донести свои идеи. Каждый свободный человек волен обнародовать свои мысли, но право на это в греческой цивилизации может дать только владение ораторским мастерством.
  3. Речь, произнесенная любым свободным человеком перед народом, должна относиться к одной из категорий: судебная, военная, учебная, деловая.
  4. Красноречие имеет три главных составляющие: логическую мысль, слово, как единицу речи, и нравственность, как направление мысли.
Читайте также  Основная теорема алгебры

Древнегреческая риторика стала уже полноценной наукой, которой была возможность обучиться. Были и люди, которые проводили обучение, – ими являлись те мыслители, труды которых взывали к необходимости ораторского искусства в обществе их современников и в любом возможном будущем.

Обучение риторике было систематизированным и состояло из следующих этапов:

  • Развитие содержательности речи – умения подобрать нужные слова для того, чтобы обозначить те или иные явления. Слово воздвигалось в отдельную ценность, которой не следовало разбрасываться впустую.
  • Запоминание речи – для того, чтобы связно и красиво донести свою мысль, человек должен всегда помнить, что он уже успел сказать.
  • Развитие умения не только правильно произнести слова, но и расположить к себе людей, оттачивание навыков обаяния. Для того чтобы любая мысль получила отклик в народе, этому народу нужно было понравиться.

Дальнейшее развитие

Развитию греческой риторики способствовал целый ряд обстоятельств, характерных для античного общества 5-2 вв до н. э.:

  1. в рабовладельческом обществе все еще сохранялось строгое деление на вольных и невольных людей, но свободный человек уже был выдвинут для общества, как отдельная, самостоятельная личность, имеющая энергию и умеющая мыслить (именно для верного выражения своих мыслей и идей и возникла необходимость в навыках красноречия);
  2. появились большие достижения в духовном развитии древнегреческого общества – новых высот достигла экономика, научная деятельность, искусство (для того, чтобы донести новшества до народа, нужно было правильно управлять силой слова);
  3. несмотря на сохранение рабовладельцев, в античной Греции преобладающей политической системой была демократия, что означало – власть, силу и могущество голоса народа. Голос народа должен был как-то выражаться – для того, чтобы гражданин смог быть членом народного собрания, совета пятисот или народного суда, он уже обязан был владеть не только грамотой, но и уметь управлять собственной речью.

Таким образом, древнегреческую риторику нужно воспринимать не только, как возникшую необходимость для сохранения и развития цивилизации, но и как прямой двигатель этого развития. Без этой науки стала бы невозможна демократия (тем более в той форме, в которой мы привыкли видеть ее сейчас), не дожила бы до наших дней судебная система, не возникло бы даже намеков на дипломатию.

Несмотря на то, что риторика возникла в Древней Греции еще в 5 в. до н. э., она все еще остается незаменимым элементом для существования современного общества.

Риторика

Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Позднее начало постепенно складываться теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который в 335 г. до н.э. написал «Риторику». Труд Аристотеля состоит из 3-х частей: 1) анализ принципов, на основе которых строится речь; 2) личные свойства и способности, необходимые оратору; 3) техника речи, способы и приемы, применяемые в ораторском искусстве. Аристотель считается основоположником теории спора. В риторике он различал диалектику — искусство спорить в целях выяснения истины, эристику — искусство любой ценой оставаться правым в споре и софистику — стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Развитие риторики в Древнем Риме

Дальнейшее свое развитие ораторское искусство получило в Древнем Риме в I в. до н.э. В плеяде известнейших древнеримских ораторов звездой первой величины был Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) — глава римского сената, автор трех трактатов: «Оратор», «Об ораторе», «Брут». Из сочинений Цицерона сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.

Другой римский оратор и теоретик красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (35–95 гг. н.э.), который написал «Риторические наставления», состоящие из 12 книг и охватывающие опыт нескольких столетий. Книги отразили проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове.

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Наиболее значительной фигурой является знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.), считавшийся идеальным византийским проповедником. Само прозвище «Златоуст» свидетельствует о высокоуважительном отношении к публично сказанному слову и о почитании людей, владевших им и умевшим посредством живой речи воздействовать на слушателей.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Следующий этап развития риторики — эпоха Возрождения — для которого характерно появление трудов на национальных европейских языках, в отличие от средневековой латыни. Доминантой развития риторики в этот период является ее «литературизация». Части риторического канона: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение — стали рассматриваться как отдельные самостоятельные направления риторической науки. В трудах французского философа и логика Пьера де ла Раме активно разрабатывались такие разделы, как элокуция и акцио.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

Первые русские руководства по риторике написаны епископом Макарием (1617–1619 гг.), М.И. Усачевым (1699 г.), Феофаном Прокоповичем (два сочинения — «De arte poetica» (1705 г.), «De arte rhetorica» (1706 г.). Их учебники риторики использовались в школах, открываемых при церквях, и для обучения будущих церковнослужителей, в частности в Киевской духовной семинарии. В XVII–XVIII вв., с общим развитием культуры и науки, широкое распространение получила и риторика. Одними из самых ярких представителей риторической традиции того времени стал Прототоп Аввакум (1612–1682 гг.). Аввакум был идеологом и вождем движения старообрядцев на Руси. О «слове» Аввакума мы узнаем из его произведения «Житие» и из переписки его с боярыней Морозовой.

Читайте также  Определение скорости света

Становление риторики как научной дисциплины не отделимо от имени М.В. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» (1748 г.), дважды переиздававшегося при его жизни (1759, 1765 гг.). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой. В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Риторика Сперанского была написана в 1792 г., а опубликована в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия». Книга посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика Рижского. Его «Опыт риторики» вышел свет в 1796 г. И переиздавался еще несколько раз. Особое место в этой книге занимали вопросы чистоты и правильности русской речи.

В истории развития русской риторики период первой половины XIX в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка. Это отразилось во взглядах на риторику в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16-и руководств по риторике, и именно этот период называют «золотым веком русской риторики».

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

Риторика в Древней Греции

Вступительная статья В. Боруховича

Комментарии И. Ковалевой и О. Левинской

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Публичная речь была особенно распространенным жанром литературы в среде читающих людей античности. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика сопоставима с такими жанрами, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, когда эти жанры жили и сосуществовали. Но степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступает место другим жанрам, определившим характер национальных литератур Европы на века, если не на тысячелетия. Здесь есть своя логика. Из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями характера народа, создавшего этот жанр.

Действительно, любовь (если не сказать — пристрастие) к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы — в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой — так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме — диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество.

Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями (зрителями), почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца (исполнителя), перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффекта. Публичная речь — это всегда искусство.

В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде — рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве — по крайней мере номинально — было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово», — решился утверждать Деметрий Фалерский.

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. Задачам этого. обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» («Риторика», I, 1355 b). Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных — склонять или отклонять, судебных — обвинять или оправдывать, эпидиктических — хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей — это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство.

Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными уловами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства.

Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень большое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был воином — он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом — он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случай известен в биографии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией (в Афинах нормальное число судей было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадежным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства. «Когда судьи и обвинители — одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным», — писал опытный мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галикарнасский.

В условиях запутанного судебного права судиться в древних Афинах было делом нелегким, к тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе слушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладавших ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, составляли за плату выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили на суде. Таких сочинителей речей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речь и для истца и для ответчика — то есть в одной речи опровергал то, что утверждал в другой (Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен).

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок).

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьезностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название «горгианские фигуры». Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

Читайте также  Славный сын отечества

Риторика в Древней Греции (софисты, Сократ, Платон, Аристотель)

История зарождения риторики как науки. Ознакомление с философскими учениями софистов. Рассмотрение идеалов древней риторики Сократа и Платона. Обоснование греческого ораторского искусства Аристотелем. Изучение искусства составления речей Демосфена.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.11.2013
Размер файла 15,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Риторика в Древней Греции (софисты, Сократ, Платон, Аристотель)

Колыбелью риторики является Древняя Греция. Именно там 2,5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука.

риторика софист демосфен ораторский

Софисты — это представители новой философской мысли. В центре интересов софистов стоял человек. Софисты были глашатаями образа «общественного человека» — идеала Древней Греции.

В основе их риторического учения лежала идея об относительности истины:

Истина — это только субъективное суждение о ней. Поэтому нельзя утверждать, что одно мнение истинные другого; можно лишь говорить, что одно мнение убедительнее другого. Именно софисты впервые заговорили о силе слова и создали теорию красноречия.

Главное место в софистической педагогике занимала теория убеждения. Убеждение в споре называлось эристикой (греч. erizo — спорю).

Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин — софизм. В современном языке он используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми». То есть софизм — это доказательство по форме как будто правильное, а по существу ложное, основанное на игре слов.

«Кто лжет, говорит то, чего нет; но того, чего нет, нельзя сказать , следовательно, никто не может лгать»

«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего.»

Однако это обстоятельство не может перечеркнуть все заслуги софистов. Более того, следует отдать должное мощному прогрессу в истории древнегреческой культуры, который был связан с софистами.

Первый трактат по риторике (по свидетельству Аристотеля) принадлежал софисту Кораксу, политическому оратору и адвокату.

Труды Коракса до нас не дошли. Мы знаем о них от других авторов (например, из сочинений Платона). Коракс дает такое определение риторики:

«Красноречие — это служанка убеждения».

Учеником Коракса был прославившийся своим ораторским искусством Горгий Леонтийский. Горгием был написан один из первых учебников красноречия.

Горгий первый взялся обучать риторике всех желающих с тем, чтобы они умели покорять людей речью, делать их «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению».

Славился Георгий и своими экспромтами3 на любые предлагаемые ему темы.

Горгий, несомненно, был незаурядным психологом. Эффект своих речей он усиливал тем, что выступал в пурпурных одеждах.

2. Сократ (470-399 до н.э.)

Первый вызов софистическому идеалу риторики был брошен Сократом — учеником софистов и впоследствии их безжалостным критиком.

Сократ был учеником софистов, однако в то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство.

Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние.

В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сформировался круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога.

Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики.

Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе

— не ради развлечения,

— не ради практических дел,

— а ради обретения истины.

Итак, прекрасная речь, по Сократу, — это диалог, в котором рождается истина.

3. Платон (427-347 до н.э.)

Учеником Сократа был Платон.

Платон (греч. «широкоплечий» — прозвище, настоящее имя — Аристокл) познакомился с Сократом в своем родном городе Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав свою школу — Академию — Платон (в то время ему было 30 лет) продолжает развивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики.

Платон оставил разнообразное литературное наследство: письма, эпиграммы, философские трактаты и диалоги. Жанр диалога Платон довел до совершенства. Содержанием многочисленных диалогов являлись философская беседа или философский спор. Для риторики наибольший интерес представляют диалоги: «Горгий», «Федр», «Пир».

В диалоге «Горгий» представлена критика существующей риторики (т.е. риторики софистов).

В знаменитом диалоге «Федр» Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:

— чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;

— сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;

— необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы) и т.д.

Суждения об этике, выраженные Платоном в диалогах «Федр», «Горгий», сохранили свое значение до наших дней. Так, например, Платон утверждал: «Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости».

4. Аристотель (384-322 до н.э.)

Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем.

По мнению Аристотеля, дело риторики — не убеждать, а в каждом данном случает находить способы убеждения.

Знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств — античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских.

В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить там образование. Он поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем. Долгие годы из связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга («Платон мне друг, но истина дороже»).

После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу — так называемый Ликей (см. об этом, а также о других интересных фактах из жизни знаменитого ученого в книге Граудиной Л.К., Кочетковой Г.И. «Русская риторика», с. 32-34).

В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие мысли Платона об ораторском искусстве.

Книга состоит из трех частей.

В первой части Аристотель определял риторику следующим образом:

Риторика — искусство убеждать.

Это определение вплоть до нашего времени оставалось самым популярным.

Все речи Аристотель делил на три вида:

«Дело речей совещательных — склонять или отклонять», — считал Аристотель; «судебных — обвинять или оправдывать», «хвалебных — хвалить или порицать». Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия. Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству.

В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень важное место, но мало походил на суд современный. Тогда мог выступать обвинителем каждый, так как не было прокуроров. Обвиняемый защищался сам, выступая перед судьями, число которых, например, в Афинах достигало 500 человек.

В условиях запутанного судебного права судиться в Древних Афинах было делом нелегким. К тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе многочисленных судей. Поэтому обвиняемые прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления. Выступления заучивались наизусть и произносились в суде.

В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились

Во второй части «Риторики» Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратордолжен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей.

Третья часть «Риторики» посвящена вопросам стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства.

Речь должна быть:

Аристотель первый заговорил о необходимости использовать разные стилистические средства в зависимости от того,

— с какой целью произносится речь,

— с какой аудиторией оратор имеет дело.

5. Демосфен (ок. 384-322 до н.э.)

Наиболее выдающимся мастером ораторского искусства Древней Греции считается Демосфен. Его речи против македонского царя Филиппа вошли в историю и стали нарицательными. Филиппиками мы сейчас называем любую гневную обличительную речь.

Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики:

Оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Философские идеи в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Натурфилософия в Древней Греции. Философские идеи Сократа. Философия Платона. Философская концепция Аристотеля. Древнерусская философия.

реферат [48,0 K], добавлен 26.09.2002

История риторики и ее теории, описание некоторых из них. Риторика Платона и Аристотеля, их сравнительная характеристика и особенности, факторы развития. Ораторское искусство в Древнем Риме, его место и значение в обществе. Риторика Цицерона, ее отличия.

курсовая работа [27,5 K], добавлен 10.01.2011

Основополагающие проблемы в философии. Проблема истинности знания и критерии истины. Сравнение взглядов Сократа, Платона и Аристотеля. Метафизические сочинения Платона. Вопросы космологии Платона. Значение этики для Аристотеля. Синтез материи и формы.

реферат [33,7 K], добавлен 26.10.2011

Что такое риторика, ее сущность и основные этапы развития. Риторика цивилизаций Востока и Нового времени. Отличия неориторики от классической риторики. Учение, заложенное в Евангелии. Риторическая традиция древней Индии. Возрождение риторики в России.

реферат [35,8 K], добавлен 17.02.2016

Проблема человека в древнегреческой философии. Образ жизни и учения софистов. Характеристика значения софистов в развитии мировоззрения древних греков. Исследование взглядов, жизненного пути и сочинений греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 12.01.2014

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: