Роль машиностроения в развитии современного общества - ABCD42.RU

Роль машиностроения в развитии современного общества

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

РОЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Машиностроительный комплекс играет важную роль в экономике, обеспечивая своей продукцией нужды материального производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От него зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Основное экономическое назначение продукции машиностроения — облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. Структуру продукции машиностроительного комплекса в России можно увидеть на рисунке 1.

К концу кризисного десятилетия промышленный рост в машиностроении был впервые отмечен в 1999 г., и к 2007 г. В России был зафиксирован рост товарооборота в машиностроении, превышающий темпы роста товарооборота промышленности. В последующие годы динамика производства в машиностроении стала колебательной, зависимой от динамики инвестиций в отрасль, которая стала ухудшаться одновременно со снижением динамики инвестиций в стране, к чему привела неграмотная макроэкономическая политика. С конца 2012 г. российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада, что подтверждают данные таблицы 1.

Таблица 1 — Динамика производства в машиностроительных отраслях, %

Производство машин и оборудования

Производство Электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Производство транспортных средств и оборудования

Наиболее перспективной областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение. По итогам 2016 года в российском машиностроении вновь была зафиксирована отрицательная динамика производства. Однако в 2016 году этот показатель сократился до 0,9%.

За 2016 года спрос на легковые автомобили снизился и составил 1 020 932 машин, однако благодаря мерам поддержки были увеличены продажи автобусов, автомобилей «скорой помощи», школьных автобусов, за счет чего удалось увеличить среднерыночный объем продаж. А в 2017 г. в России произведено свыше 800 тыс. легковых автомобилей, что так же означает спад в производстве.

Следующим по потенциальным возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а также машиностроение для газовой и нефтяной промышленности.

Несмотря на сильный спад в отрасли на протяжении целого десятилетия, российское энергетическое оборудование по-прежнему пользуется хорошей репутацией и спросом на мировом рынке. Одним из факторов, благоприятно сказывающихся на перспективе развития экспорта, выступает ценовая конкурентоспособность нашей продукции, цены на которую в среднем на 30% ниже мировых.

В наиболее критическом состоянии сегодня находится станкостроение. Объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют устойчивую тенденцию снижения объемов производства.

1) Ермак, С., Заякин, С. Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции машиностроения [Текст]: учебное пособие. / Эксперт. — 2017. – 204 с.

2) Сергеев В. Экспортные возможности российского машиностроения// М.: ИНФРА-М, 2017. — 649 с.

Значение машиностроения

Значение машиностроения

Машиностроение является наиважнейшей отраслью промышленности, имеющая значительный вес не исключительно в промышленности целиком, а также для экономики Российской Федерации. Кроме этого машиностроительная отрасль устанавливает степень научно-технического прогресса в стране, поскольку снабжает техникой, механизмами и аппаратурой практически каждую отрасль промышленности. Помимо этого, машиностроительная отрасль России имеет своей составной частью не исключительно изготовление аппаратуры, механизмов и предметов народного потребления, а также занимается производством ремонтных работ и обслуживание оборудования, в том числе обработку металлов.

Роль машиностроительной отрасли для государства заключается в:

  • Обеспечении уровня подготовленности экономики, населения и вооружённых сил России к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости страны.
  • Обеспечении всех сфер деятельности государства различной техникой, аппаратурой и механизмами.
  • Развитии практически всех отраслей экономики Российской Федерации.
  • Внедрении результативных успехов научно-технического прогресса.

Машиностроительная отрасль является крупнейшим комплексом государства. На данную отрасль приходится примерно 20% индустриального производства. Машиностроительная отрасль состоит из 50 тысяч организаций, на которых занято более 30% работоспособного населения Российской Федерации.

Если разобраться детальнее, тогда возможно увидеть, что любой предмет, которым пользуется обычный человек некоторым образом относится к машиностроительной отрасли. Так как всё, что нас окружает, и чем мы пользуемся разработано и произведено с помощью механизмов и техники, которая создана в машиностроительной отрасли. Это транспортные средства, мебель, компьютерная техника, одежда, и даже лекарства, так любое производство уже давно механизировано и автоматизировано. Без изделий машиностроительной отрасли человечество не способно жить на сегодняшний день, поскольку используется любой предмет, который изготовлен с помощью разнообразного оборудования:

  1. Сухопутная и военно-морская техника, оружие и прочее вооружение для обороны страны.
  2. Любые транспортные средства, которые предназначены для перевозки людей и различных грузов.
  3. Оборудование, механизмы и различная техника, необходимая для добычи полезных ископаемых и производства разнообразной продукции.
  4. Техника и аппаратура, предназначенная для телевизионной сферы деятельности, телефонной связи и развлечений.
  5. Компьютерная техника, исследовательские и научные приборы, необходимые для продвижения в научно-техническом прогрессе.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Роль машиностроительной отрасли в экономике России

Машиностроительная отрасль является толчковым механизмом для формирования и совершенствования практически всех прочих отраслей экономики Российской Федерации. Динамическое развитие экономики России находится в прямой зависимости от продвижения во все отрасли промышленности новейших инноваций технологических процессов и создания высокотехнологичного оборудования.

Стабильный рост показателей машиностроительной отрасли вдохновляет формирование станкостроительной отрасли, обеспечивающей прирост общепроизводственных возможностей при создании станков с конкурентной способностью. Станкостроение собственно, как двигатель в огромной конструкции промышленной экономики, запускающий деятельность по её становлению и формированию. По данной причине инженерный и конструкторский состав особенный интерес проявляет к формированию станкостроения.

Усовершенствование станкостроения поддерживает уменьшение расходов производственных средств и времени, что благоприятно отражается на стоимости произведённых изделий. Доля машиностроительной отрасли во внутреннем валовом продукте составляет более 10%. Транспортные средства и разнообразное оборудование считаются ключевыми изделиями машиностроительной отрасли Российской Федерации.

Большинство отраслей находятся в непосредственной зависимости от импортных поставок (роботостроение и станкостроительная отрасли, в частности), однако присутствуют и те отрасли, которые перекрывают спрос государства в полной мере (оборонная, автомобилестроительная, вагоностроительная отрасли). Огромная доля машиностроительных изделий потребляется внутри Российской Федерации, в то время экспортные поставки составляют примерно 5%.

2015 года был принят указ о запрещении импортных поставок машиностроительного оборудования для потребностей государственных и муниципальных предприятий. Вопросы поставки машиностроительного оборудования будут разрешаться организациями на внутреннем рынке. В такой же степени положительным обстоятельством для формирования машиностроительной отрасли естественно является присутствие в стране требуемых ресурсных составляющих.

Кроме этого большое значение имеет присутствие высококвалифицированных сотрудников и большое внимание государственных структур к развитию машиностроения. Применение высокотехнологичного оборудования и техники поднимает уровень аналитического и мыслительного совершенствования населения Российской Федерации, наращивает эффективность производственных процессов, совершенствует качественные показатели производства, и понемногу выдавливает ручной работу.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Роль машиностроительной отрасли в народном хозяйстве

Народное хозяйство обеспечивает большинство отраслей сырьём, в свою очередь от многих отраслей в обмен принимает технику, механизмы и товары народного потребления. Таким образом, машиностроительная отрасль производит для народного хозяйства средства осуществления производственных процессов. Вместе с тем задействование инновационной техники запрашивает новые специальности, которые направлены на использование новейшего оборудования. Данные сделки поднимают аналитический и общепрофессиональный уровень государства в целом.

Читайте также  Рецензия на рассказ И. Бунина «Сны Чанга»

С помощью машиностроительной отрасли граждане страны имеют возможность экономить своё время и покупать качественную продукцию, посредством которой происходит удовлетворение разнообразных нужд. Перевозка различной продукции имеет прямую зависимость от совершенствования транспортной отрасли, равным образом от стоимости перевозки формируется себестоимость перевозимой продукции. И ещё машиностроительная отрасль производит оборудование и транспортные средства для железнодорожной отрасли (электровозы, вагоны, электродвигателя и так далее), ЖД-отрасль производит перевозку разнообразной продукции на далёкие протяженности и перевозку граждан страны.

Роль машиностроительной отрасли в оборонной промышленности страны

Огромную роль играет машиностроительная отрасль для оборонной структуры государства. Оснащённость оборонной промышленности производит военно-промышленный комплекс, обеспечивающий вооружённые силы государства требуемым оборудованием и вооружением. Организации оборонной машиностроительной отрасли обладают достаточно большими масштабами, и являются градообразующими. Степень развития оборонной машиностроительной отрасли имеет ключевое значение в гарантировании безопасности государства, и устанавливает техническое перевооружение основных областей экономики.

Таким же образом, оборонная машиностроительная отрасль имеет ключевое значение во внешней политике государства. Экспортная часть оборонной машиностроительной отрасли составляет примерно 30% производимой техники и вооружения. Ключевая часть вооружённые сил государства обеспечена следующими типами техники, произведённой машиностроением: корабли, подводные лодки, самолеты и прочая техника. Машиностроительная отрасль имеет ключевое значение в формировании космической промышленности, и обеспечивает космос, вместе с научно-исследовательскими институтами, инновационными техническими новинками.

Каково значение машиностроения?

Экономика практически всех развитых стран мира включает такую отрасль, как машиностроение. Традиционно оно воспринимается как исключительно важный сегмент с точки зрения устойчивости и конкурентоспособности национальной хозяйственной системы. Каково значение машиностроения?

Рассмотреть данный вопрос мы можем в следующих ключевых аспектах:

  • Сущность и структура машиностроения
  • Место и роль машиностроения в национальных хозяйствах

Начнем с первого пункта.

Сущность и структура машиностроения

Рассматриваемая отрасль считается одним из сегментов промышленности (обрабатывающей). Предполагает выпуск предприятиями, что вполне очевидно, различных машин: относящихся к категории транспортных средств, производственных агрегатов, электронного оборудования и т. д.

Машиностроение подразделяется на следующие основные виды:

  • тяжелое (выпуск кранов, экскаваторов, конвейеров, оборудования для шахт);
  • общее (производство самолетов, ракет, судов, вагонов);
  • среднее (выпуск автомобилей, тракторов);
  • точное (выпуск электроприборов, часов, роботов).

В структуре машиностроения также выделяют вспомогательные сегменты — например, производство заготовок, запчастей, ремонт оборудования.

Место и роль машиностроения в национальных хозяйствах

Особенность такой отрасли, как машиностроение, в том, что она аккумулирует в себе производства, в различной степени испытывающие потребность:

  • в кадрах (то есть формируются трудоемкие производства);
  • в ресурсах (возникает потребность в различных материалах, сырье, топливе);
  • в новых технологиях (формируются наукоемкие производства).

Машиностроение, таким образом, становится локомотивом развития целой группы отраслей экономики и социальных институтов.

Потребность данной сферы в кадрах предопределяет стимулирование государством образовательных программ и привлечение в них людей — особенно это важно для молодых граждан. Аналогично спрос со стороны машиностроения на ресурсы подлежит удовлетворению со стороны добывающих, сырьевых отраслей. Наукоемкость многих производств соответствующего типа предопределяет стимулирование развития исследований, привлечение на работу лучших умов страны и зарубежья, интерес инвесторов к разработке и продвижению новых технологий.

Безусловно, отмеченные сегменты экономики — лишь некоторые примеры тех, что зависят от машиностроения. Таких отраслей гораздо больше.

Вероятно, удельный вес машиностроения, условно говоря, в ВВП будет не слишком заметен — даже в развитых странах он обычно не превышает 10-12 %. Однако оно имеет непосредственные хозяйственные связи с отраслями, которые в сумме могут формировать основной объем ВВП. Поэтому возможный кризис в машиностроительной сфере вполне способен спровоцировать сложности в иных сегментах экономики.

Рассматриваемая отрасль хозяйства важна с точки зрения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Машиностроительная продукция всегда имеет спрос. При этом цены на нее, как правило, не столь волатильны, как, например, на нефть и иные виды сырья. Поэтому экономика, базирующаяся на экспорте машиностроительной продукции, часто рассматривается экспертами как более конкурентоспособная, чем сырьевая.

Вместе с тем нужно понимать, что спрос на отдельные виды машин и оборудования может в ряде случаев снижаться в силу насыщенности рынка или, к примеру, осложняться демпингом со стороны конкурирующих экономик, имеющих возможность производить и экспортировать более дешевую продукцию. Поэтому развитие машиностроения в государстве должно сопровождаться сбалансированной политикой властей в аспекте выстраивания его структуры.

Например, если речь идет об экспорте, то лучше, если он будет как можно более диверсифицированным: страна должна предлагать мировому рынку большое количество разновидностей продукции машиностроения. Если спрос на какие-то отдельные ее виды упадет, то его реально будет компенсировать за счет других сегментов.

Изучим то, каково значение машиностроения для экономики России.

Значение машиностроения для экономики России

Доля машиностроения в ВВП России — около 10-12 %, что примерно соответствует показателям для США и Западной Европы. Основной вид выпускаемой российскими предприятиями продукции — транспортные средства и оборудование. Вместе с тем машиностроение в РФ представлено практически всеми существующими в мире сегментами. Есть отрасли, которые сохраняют большую зависимость от импорта, — роботостроение, станкостроение; есть те, что покрывают потребности страны почти полностью, — военно-промышленный комплекс, автомобилестроение, вагоностроение.

Доля машиностроения в российском экспорте — порядка 5 %. Таким образом, основная часть соответствующего типа продукции направляется потребителям внутри государства: доля экспорта в ВВП составляет порядка 20 %. В страны дальнего зарубежья направляется около 61 % машин и оборудования, произведенных в России. Основные категории машиностроительной продукции, экспортируемой из РФ:

  • самолеты и другая авиатехника;
  • энергетическое оборудование;
  • суда;
  • автомобили;
  • железнодорожная техника;
  • телекоммуникационные средства;
  • измерительная техника;
  • электрораспределительные приборы;
  • автомобильные комплектующие;
  • сельскохозяйственная техника;
  • оборудование для дорожного строительства и шахт.

Машиностроение в РФ — в числе самых перспективных отраслей. Это связано, во-первых, с процессами импортозамещения, а во-вторых, с текущими приоритетами государственной политики. Стимулы к развитию отрасли в ряде случаев могут иметь административную природу: так, в начале 2015 года вышло распоряжение Правительства РФ о запрете импорта машиностроительной продукции для государственных и муниципальных нужд. Компенсировать соответствующие потребности предстоит компаниям, работающим внутри страны.

Росту рассматриваемой отрасли в России — как в абсолютном, так и в относительном выражении (в аспекте доли в ВВП) — благоприятствуют наличие в РФ больших объемов природных ресурсов, сильная система подготовки кадров во многих отраслях, а также заинтересованность государства в развитии соответствующего сегмента экономики.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Урок 19. География России. Население и хозяйство. 9 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Роль, значение и проблемы развития машиностроения»

Машиностроительный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей машиностроения, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций.

Это один из ведущих комплексов в нашей стране по нескольким причинам. Первая причина, машиностроительный комплекс — крупнейший промышленный комплекс. На его долю приходится 27 % работающих и 15 продукции промышленности России. Действует более 50 000 машиностроительных предприятий, что составляет примерно 13 всех промышленных предприятий России.

Читайте также  Почтовые каналы передачи данных Mailslot

Вторая причина, машиностроение создаёт машины и оборудование, применяемые повсеместно: в быту, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в вооружённых силах.

Третья причина, машиностроение, наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью, определяет темпы инновационного развития общества. От совершенства производимых машин во многом зависят общий уровень развития экономики страны, её обороноспособность, качество жизни населения.

Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Следовательно, главная задача машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путём насыщения всех отраслей народного хозяйства оборудованием высокого технического уровня.

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. Состоит он из нескольких десятков отраслей. Каждая из них выпускает продукцию определённого назначения.

В состав машиностроения входят:

· Тяжёлое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование).

· Станкостроение. Производство разнообразных станков.

· Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли).

· Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Производство сельскохозяйственных машин, тракторов и оборудования для животноводства и кормопроизводства.

· Машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности.

· Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника).

По роли и значению в хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы. Первую группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций во всём хозяйстве. Это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое, энергетическое. Вторую группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций в самом машиностроении. Это станкостроение и инструментальная промышленность. Третью группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций в отдельных отраслях хозяйства. Это строительно-дорожное машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное и автомобилестроение.

Для выполнения своей главной задачи машиностроению необходимы определённые условия. Основное из них можно изобразить пропорцией один к двум и к четырём. Она означает, что если темпы развития всего хозяйства принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это условие пока не соблюдается.

В машиностроении имеется и хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим ещё в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Сырьевые ресурсы отрасли.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.

Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями.

Основным конструкционным материалом в машиностроение является чёрный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – чёрная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – лёгкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

Главный ресурс комплекса – достаточно большое количество высококвалифицированной рабочей силы. Так, например, средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом.

Машиностроительный комплекс характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом. Также здесь основную роль играют трудоёмкие, наукоёмкие, нематериалоёмкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжёлого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.).

За 90-е годы прошлого века значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства. Особенно сильно сократились объёмы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главным толчком этого стал разрыв производственных связей с предприятиями бывших республик СССР, после его распада. Как следствие низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и преобладание импорта продукции машиностроение над экспортом в стране.

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса можно выделить:

· приоритетное развитие наукоёмких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;

· демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80 %);

· наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);

· налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

· оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Как машиностроению России угнаться за локомотивом инноваций

Говоря языком учебников истории, машиностроение — это производство средств производства. С таким широким определением в эту отрасль входят десятки направлений: от транспортного и энергетического машиностроения до станкостроения и приборостроения. В новом веке отрасль меняется, и темп изменений будет лишь нарастать. В ближайшие пять лет машиностроение ожидает больше перемен, чем отрасль испытала за последние 20 лет, пишут аналитики McKinsey в исследовании «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста».

Авторы доклада приводят оценки, по которым в одном лишь только автомобилестроении доля традиционных технологий и бизнес-моделей в противовес инновационным с 2017 по 2030 год сократится с 98% рынка до 50%. Ежегодно создаваемая стоимость продукции в этом сегменте за тот же срок удвоится с $3,5 трлн до $6,6 трлн.

Тем самым инновации имеют критически важное значение для того, куда пойдет развитие отрасли, как быстро и кто станет ее лидером. Россия в этом плане сейчас отстает от мировых локомотивов машиностроения, и разрыв постоянно увеличивается, признают аналитики McKinsey. Что нужно делать нашим компаниям, чтобы сохранить конкурентоспособность и не остаться среди догоняющих?

Машиностроение будущего в России

В представлении McKinsey, идеальное будущее машиностроительной отрасли России к 2030 году — повсеместное и регулярное внедрение инноваций и цифровых технологий, что будет подстегивать эффективность и конкурентоспособность предприятий. С одной стороны, российские компании сами могут быть мировыми лидерами инноваций в своих сегментах (например, атомная промышленность или более нишевые истории вроде программирования и моделирования). С другой стороны, российский бизнес успешно встроится в транснациональные цепочки создания стоимости.

Другой момент — машиностроительное производство России будет прибыльным и перестанет нуждаться в господдержке. Работа с инновациями станет для бизнеса обычной практикой. Схематически машиностроение будущего в России можно представить следующим образом.

  • Успехи компаний-новаторов. Сильные ныне игроки упрочили свои позиции, параллельно появляются новые компании-новаторы. Заказчик продукции получает комплексное решение, в том числе в смежных отраслях и на последующих этапах обслуживания; компании из России встроены в глобальную цепь машиностроения.
  • Состояние отрасли. Найдены форматы сотрудничества участников отрасли в рамках продуктовых инноваций; компании прибыльны и конкурентоспособны, дотации из бюджета не нужны; российские инжиниринговые центры предоставляют комплексное решение на основе продуктов и технологий российских же производителей.
  • Внутренняя эффективность. Передовые сегодня методы вроде agile стали повседневностью, ведется работа над инновациями с применением подходов следующего поколения; инструменты бережливого производства и Индустрии 4.0 стали стандартом.
Читайте также  Хаос и космос в лирике Тютчева

Основные тенденции развития инноваций

В 2017/18 годах McKinsey провела опрос более 300 руководителей в различных сегментах машиностроения, по итогам которого аналитики выделили пять тенденций, которые бизнес намерен учитывать для роста доходов:

  • разработка бизнес-моделей на основе технологий связи, например, монетизация технологий анализа больших данных;
  • развитие ИИ и автономных систем (например, машинное обучение и роботы);
  • распространение интернета вещей (IoT);
  • рост потребительского спроса и нормативно-правовые изменения приведут к повсеместной электрификации;
  • повышение значимости кибербезопасности.

A. Продуктовые инновации

Усложнение продукта, интеграция в него цифровых инноваций и интернета вещей приводят к росту стоимости его создания. Соответственно, увеличивается и бюджет на НИОКР (сейчас у лидеров отрасли он составляет 2–5% от выручки). Одновременно с этим разработка и выведение продукта на рынок должны занимать как можно меньше времени, поэтому залогом конкурентоспособности становятся как скорость, так и качество внедрения инноваций.

Указанный опрос McKinsey показал: руководители машиностроительных фирм осознают эффект внедрения инноваций, но пока не готовы применить их на практике. По каждой из пяти указанных выше тенденций готовность бизнеса к переменам заметно уступает оценке их значимости.

Темпы внедрения инноваций поможет нарастить двухскоростной подход к НИОКР — параллельное осуществление связанных процессов. В автомобилестроении он сможет сократить цикл разработки ПО с 50–60 до 6–24 месяцев. Качество продукта, его технологический уровень становятся все более важными для клиента, поэтому здесь компании должны как разработать хороший продукт с использованием всего современного инструментария (большие данные, интернет вещей), так и обеспечить послепродажное обслуживание.

B. Процессные инновации

Все эти инструменты будущего — анализ больших данных, машинное обучение, интернет вещей, 3D-печать, виртуальная реальность, беспилотники, роботы и прочее — относятся к так называемой Индустрии 4.0, восприятие которой является залогом повышения конкурентоспособности и внутренней эффективности.

Индустрия 4.0 открывает возможности для повышения производительности благодаря целому комплексу рычагов, которые можно использовать не только в производстве, но и на всех этапах цепочки создания стоимости. Своевременное внедрение инструментов Индустрии 4.0 может помочь российским компаниям машиностроительной отрасли достичь конкурентоспособности по себестоимости и качеству относительно международных игроков, а оптимизация производственных процессов до уровня эффективности мировых лидеров позволит высвободить ресурсы на развитие НИОКР.

  • Например, в 2012 году производитель сельхозтехники John Deere создал платформу MyJohnDeere — интерактивный центр управления фермерским хозяйством с такими инструментами, как «умная ирригация», удаленная диагностика техники и всевозможная статистика. Сервис повысил как продажи компании, так и лояльность клиентов.
  • Производитель строительной техники Komatsu также внедрил ИТ-систему удаленного мониторинга состояния оборудования. Техника стала служить дольше, изнашиваться меньше, что отразилось на цене продукции при продаже с рук. На основе же анализа больших данных, полученных в рамках системы мониторинга, Komatsuначала разработку продуктов с новыми характеристиками.

C. Инновации в бизнес-моделях

Тенденции последних лет говорят о смещении точек роста и рентабельности в сторону сервисного бизнеса, ПО и дополнительных услуг. Производители выходят за рамки традиционного бизнеса, развивая цифровые технологии, возможности углубленной аналитики и дополнительные сервисы. Все это снижает общую стоимость владения для потребителя.

Новые источники доходов будут занимать все больше места в структуре продаж. Например, потребуется развивать собственные цифровые компетенции или вступать в тесное сотрудничество с ИТ-компаниями для создания добавленной стоимости. Платформа MyJohnDeere— хороший тому пример.

Другой фактор — это межотраслевое сотрудничество. Большинство инноваций с повышенной маржинальностью будет рождаться именно на стыке отраслей, причем компаниям желательно развивать свои сильные стороны, отдавая неключевые компетенции на аутсорсинг. Хороший пример подобной экосистемы сотрудничества — проект HERE по 3D-сканированию дорог для беспилотных автомобилей. Разные функции в проекте выполняли гиганты вроде BMW, Intel, Nvidia, Pioneer и другие.

В целом с усложнением рынка будут переосмыслены понятия конкурентов, партнеров и клиентов. Рост экосистемы хорошо виден на примере той же автомобильной отрасли, где в традиционную схему «производитель-поставщик» уже включаются интересы ИТ-корпораций, сервисов такси и каршеринга и высокотехнологичные конкуренты вроде Tesla.

Рекомендации участникам рынка

Российским машиностроительным компаниям нужно начать с постановки амбициозных целей и выработки стратегии внедрения инноваций. Нужно наметить целевые рынки сбыта и целевую бизнес-модель. Рыночные условия меняются, и реализация стратегии потребует операционных изменений.

  • Необходим максимально широкий поиск возможностей для инноваций, в том числе и за пределами своей отрасли.
  • Очень важен налаженный процесс разработки и внедрения инноваций, чтобы операции компании были как можно более быстрыми и гибкими.
  • Нужно обеспечить средства и механизмы принятия решений, чтобы этот процесс был гибким и эффективным.
  • Едва ли не самый важный фактор — инновационная культура. С одной стороны, это понимание потребностей заказчика, что должно транслироваться в техзадание для инженеров. С другой — это в целом корпоративная культура, приучение сотрудников рисковать и экспериментировать.

Правительство России играет ключевую роль в поддержке инноваций в машиностроении — например, выдает целевые гранты на НИОКР, проводит политику импортозамещения, помогает создавать инновационные кластеры и разрабатывает стратегию развития отрасли. Но какие-то шаги еще только следует предпринять.

  • Среди таких шагов, например, создание спроса на инновации через госзаказы, через детализацию стратегии развития;
  • более широкая и глубокая поддержка НИОКР, например через создание площадок обмена опытом и информацией между представителями разных сегментов отрасли;
  • поддержка в развитии экспорта, а новые рынки сбыта крайне важны для масштабов производства и внедрения инноваций;
  • развитие умений, масштабная подготовка и переподготовка кадров.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: