Роль познания в психологии - ABCD42.RU

Роль познания в психологии

Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

  1. субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
  2. объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
  3. мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.
    1. Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    2. Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);
  4. цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;
  5. результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано. Например, если ребенок будет играть со стеклянным предметом и разобьет его, в ту же минуту он узнает, что стекло очень хрупкое и обращаться с ним нужно бережно, хотя изначально такой цели не было.

Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

    Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

Познание через чувства включает в себя:

  1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
  2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
  3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
  • Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:
    1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
    2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
    3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
  • В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

    Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

    Виды познания (научное, творчество, самопознание)

    Принято различать 7 видов познания:

      Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.

    В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

    Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

    Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.
    » alt=»»>

    Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

    Мифологическое – этокогда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.

    Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

  • Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.
  • Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.

    Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

  • Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.
  • Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.
  • Методы познания

    Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

    1. Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
      1. анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
      2. синтез – это метод прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
      3. классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
      4. познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
      5. конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
      6. абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные;
      7. аналогия (как это?) – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки);
      8. дедукция – это движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
      9. идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания;
      10. моделирование – это создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
      11. формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
    2. Эмпирические методы (или формы) познания изучают объект опытным путем, а именно:
      1. через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
      2. эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
      3. измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
      4. сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.

    Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.

    Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!

    Роль познавательных процессов в жизни человека

    Рассмотрение особенностей познавательной психической деятельности. Роль познания в жизни человека. Идентификация личностью окружающей действительности с помощью познавательных процессов: ощущения, восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.

    Рубрика Психология
    Вид эссе
    Язык русский
    Дата добавления 08.12.2014
    Размер файла 17,0 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Роль познавательных процессов в жизни человека

    Читайте также  Оценка персонала гостиницы

    Даркулова А. М. гр. МКН

    Познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что познавательные процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. познавательный восприятие память психический

    В чем же заключается роль познавательных процессов? Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психические познавательные процессы — это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Иными словами познавательные процессы — это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение). Познавательные процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях .

    Ощущения как начальный этап познавательной деятельности

    Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение — это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям — только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

    Восприятие — отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

    Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

    Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т.е. когда повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности.

    Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

    Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни [15].

    По длительности сохранения информации выделяются следующие уровни (стадии) памяти:

    Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью — это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

    Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде — она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации.

    Промежуточная (буферная) память — промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.

    Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

    Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

    В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

    Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

    Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

    Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.

    Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

    1) формирование и усвоение понятий

    2) решение проблем.

    Формирование понятий — это просто отличие «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий — это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

    Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход. Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса служит возникновение задачи, которая, в свою очередь, появляется как следствие осознания рассогласования между известными человеку принципами и способами выполнения действий и новыми условиями, исключающими их применение.

    Таким образом, познавательные процессы позволяют воспринимать окружающую действительность и выступают регуляторами человеческой деятельности.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память. С помощью познавательных процессов человек смог выжить как биологический вид, распространиться на всей планете Земля.

    реферат [23,9 K], добавлен 24.01.2004

    Основные теории изучения познавательных процессов: памяти, мышления, ощущуния, восприятия, воображения, внимания, речи. Экспериментальное изучение памяти и мышления: цели, гипотезы, задачи исследования, методика, результат. Соединение действий и операций.

    курсовая работа [53,8 K], добавлен 07.07.2008

    Теоретические основы развития познавательных процессов дошкольников: речи, мышления, памяти. Восприятие — необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников. Роль воображения в обучении и воспитании детей. Особенности развития ощущений.

    курсовая работа [63,6 K], добавлен 15.02.2015

    Отличительные черты диагностики познавательных процессов в зрелом возрасте. Особенности возрастного подхода к изучению взрослого человека. Обобщение психодиагностических методик для исследования восприятия, внимания, памяти, мышления лиц зрелого возраста.

    контрольная работа [35,5 K], добавлен 22.11.2010

    Сущность психофизиологии как науки и физиология познавательных способностей человека, роль психических процессов в его поведении. Зависимость сознания от моделирующей системы мозга и физиология мышления. Рефлекторная теория и основные свойства памяти.

    реферат [34,0 K], добавлен 04.08.2009

    Психологическое познание человека

    это может вам помочь Как вернуть мужа и сохранить отношения Часто бывает так, что муж уходит из семьи. Как его вернуть и наладить отношения.

    Психологическое познание человека

    Психологически познать человека — это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие «человеческая психология» составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. К психологическим состояниям относятся эмоциональные, мотивационные и волевые состояния. Психологические свойства — это способности, темперамент, характер. Отношения охватывают отношения человека к себе, к другим людям, к событиям в жизни, к различным объектам и предметам. Все это необходимо знать для того, чтобы лучше понимать человека. Это в свою очередь, позволяет предвидеть, предсказывать его поведение. Зная, например, особенности внимания человека, можно судить о том, способен ли он длительно и сосредоточенно трудиться. Более или менее точное представление об особенностях памяти человека подскажет, сможет ли он запомнить нужные сведения, вовремя, точно и полно воспроизвести их, а также, сколько времени ему может понадобиться для запоминания материала, и как долго этот материал будет храниться в памяти.

    Знания о мышлении позволят нам представить особенности интеллекта данного человека, оценить его способности, определив, в частности, где, в чем и каким образом они больше всего проявляются: в решении практических задач с помощью реальных действий с материальными предметами (практическое или наглядно-действенное мышление) или при внутренних манипуляциях с образами (образное мышление), а возможно, в решении абстрактно-логических, теоретических проблем при помощи понятий и по законам логики (словесно- логическое мышление).

    Психологические знания о состояниях человека включают представления о его положительном или отрицательном эмоциональном настрое, об общем тонусе (повышенном или пониженном), о внутренней напряженности, об особенностях внимания, а также о характере эмоций: аффектов, чувств, страстей и стрессов. Изучив мотивацию человека, также можно получить немало важных сведений о нем: каковы его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает и реализует разнообразные решения.

    Немаловажно иметь представление и о типе темперамента человека, знать, например, холерик он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Еще более важно точно знать черты характера, так как именно они определяют непосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в тех или иных социальных ситуациях. Особый интерес представляет выявление акцентуированных черт характера, степени развитости тех свойств личности, от которых зависит отношение к людям, например отзывчивость, доброта, готовность прийти на помощь, порядочность, честность и другие.

    Наконец, далеко не последнюю роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения к самому себе и к окружающим людям: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, любит или не любит себя и людей, удовлетворен или не удовлетворен своим местом в системе человеческих отношений, добр или жесток, честолюбив или без особых претензий, сговорчив или несговорчив, контактен или замкнут, общителен или малообщителен по своей натуре.

    Знание психологических состояний человека позволяет находить способы общения с ним, соответствующие его сиюминутному настрою, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в данный момент находится в состоянии аффекта, стресса, или просто пребывает в плохом настроении и не расположен к общению). Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействие с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным интересам и потребностям данного человека.

    Имея информацию о том, как человек принимает и практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека. Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не раздумывая, и тут же старается его реализовать, общаясь, взаимодействуя с ним, мы настраиваемся на быструю реакцию с его стороны и тщательно продумываем свои действия. Напротив, если известно, что человек не склонен сразу принимать решение, и начинает действовать лишь тогда, когда всё до мелочей обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакций и действий. Точное представление о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предвидеть его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать как неизбежные некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сложившихся особенностей.

    Читайте также  Психолого-педагогический эксперимент его сущность и основные виды

    Как сказал Бернард Ингхем, бывший в 1979-1990г.г. пресс-секретарем М.Тэтчер: «Следует различать манеру или темперамент и личность. Первые могут быть модифицированы или спрятаны имиджмейкерами, если это необходимо сделать. Холодный или нерешительный темперамент может быть улучшен, грубость может быть спрятана, по крайней мере, на время, нервный темперамент может быть смягчен, а тщеславие осторожно занижено. Однако ни один имиджмейкер не имеет другого выбора как принять личность своего объекта. Личность формируется задолго до того, как имиджмейкер прикоснется к ней и она не может быть существенно изменена или спрятана».

    Наконец, зная отношения человека к себе и другим людям, мы можем или подстраиваться под эти отношения или заранее настраиваться на то, чтобы, в конечном счете, изменить их в нужную сторону. Мы можем и должны знать о психологии человека как можно больше, и все эти знания можно, так или иначе, использовать в жизни. В настоящее время мы располагаем накопленными веками знаниями о психологии человека, весомый вклад в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других областей науки и искусства. Зачастую люди, не имеющие отношения к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде житейских мудростей, обычаев, традиций. И, тем не менее, по сей день мы не можем с уверенностью говорить о том, что знания наши о психологии человека и его поведении достаточно полны и объективны.

    На чем основывается такая критическая оценка? Дело в том, что психологические знания касаются самых сложных и труднопознаваемых из всех существующих в мире явлений, так как значительная, а точнее сказать, большая часть внутренней психологической жизни человека протекает на так называемом бессознательном уровне, о котором мы до сих пор конкретно почти ничего не знаем.

    Но, тем не менее, кое-какие достоверные знания о психологии человека есть. Мы, например, более или менее определенно знаем о том, как человек воспринимает и перерабатывает элементарную информацию об окружающем его мире в виде ощущений и образов, формируется на базе работы центральной нервной системы и органов чувств. Нам доступны многие знания, относящиеся к области восприятия.

    С достаточной уверенностью можно судить о внимании человека, о его памяти, о многих других вещах, связанных с использованием человеком имеющейся у него информации для решения разнообразных задач. В психологии это относится к сферам воображения, мышления и речи. В целом немалыми, но, конечно, далеко не исчерпывающими знаниями мы располагаем о психологии познавательных процессов. Несколько хуже дело обстоит в области познания личности и индивидуальности человека, объяснения его поступков. О способностях людей, например, до сих пор известно очень мало: не до конца ясна их природа, нет достаточных сведений о том, как их формировать или изменять. Вместе с тем мы все же научились более или менее хорошо оценивать уровень развития способностей человека при помощи различных тестов.

    Сложившееся много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось до сих пор. К нему в XX веке добавились знания, касающиеся органических основ темперамента, а также методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Примерно то же самое можно сказать и о характере человека. Зная с древнейших времен множество черт характера (эти знания отражены в языках, на которых говорят представители разных народов), психологи только в XX веке научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но ученные до сих пор ещё не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или иные черты характера у человека. И здесь практические умения, касающиеся управления темпераментом и характером человека, несколько опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.

    Знания и объяснения мотивации человека, его ценностей, целей, интересов и потребностей, во-первых, в большинстве случаев имеют характер интуитивных догадок, то есть научно не вполне обоснованных предположений и гипотез, во — вторых, касаются в основном лишь отдельных мотивационных образований человека, например, осознаваемых потребностей, интересов и целей.

    Не менее сложно изучение межличностных отношений. Связано это с тем, что, с одной стороны, познание последних сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны — область науки, специально исследующая человеческие отношения, — социальная психология — возникла относительно недавно. Тем не менее, мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение к себе или другим людям.

    Роль познания в психологии

    Инструментарий

    Программы обучения

    ВЕБИНАР: Основы гештальт-терапии в практике психологического консультирования

    Мужской климакс (андропауза, синдром ADAM). Взгляд психолога, мужчины, мужа….

    ВЕБИНАР: Образовательная кинезиология. Практика применения в коучинге

    Скоро

    I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология города: актуальное состояние и перспективы»

    Вечер памяти Бориса Дмитриевича Карвасарского

    III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

    Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

    Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

    Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

    VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

    Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

    V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

    Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

    Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

    Методологические выводы из опыта психологического познания человека

    Автор

    Психологическое познание человека, изучаемое со второй половины 20 века в рамках «социальной перцепции», открыло много нового в понимании предмета психологической науки, объектных форм его существования, парадигмальных основ психологических исследований, структуры личности и других особенностей психологии человека. Такое познание обращено к внутренней сущности человека, неявно себя обнаруживающей во внешних формах активности субъекта общения, познания, труда, учебы, игры, отдыха. Первичной формой такой активности являются телесные движения, обладающие экспрессивностью (выразительностью) внешности человека как знака внутреннего психологического содержания. Исследования форм внешнего проявления внутреннего психологического содержания дают основания для методологических выводов, развивающих теоретические представления о целостном конструкте психической организации, существующей в формах идеальной, виртуальной и материальной реальности.

    Отметим некоторые из этих выводов:

    Вывод 1. Он касается расширительного представления о предмете психологической науки, и вытекает из данных социально-психологической интерпретации людьми друг друга в практике социального взаимодействия. Оказалось, что субъекты обыденного взаимопознания определяют друг в друге, прежде всего, достоинства и недостатки партнеров в понятиях о психологических качествах личности. Это важно для совместной деятельности людей. В этом случае предметами психологического познания являются и психика как функция мозга, и душа как функция самосознания, и психологические качества как функция социального взаимодействия. Эти три продукта психической деятельности человека входят в состав психической организации человека, которая может рассматриваться в логике интегрального понятия о предмете психологической науки, исчерпывающе определяющего его целостность.

    Вывод 2. Психическая организация человека воплощается в формах идеальной, виртуальной и материальной реальности. Идеальная реальность представлена впечатлениями, переживаниями, психическими образами, представлениями, неосознаваемыми отношениями субъекта. Они составляют внутреннее психологическое содержание психического отражения. Виртуальная реальность возникает из знаково-символических форм выражения идеального содержания психической деятельности человека в социальном взаимодействии посредством общения. В них фиксируются значения и смыслы, пережитого и понятого людьми друг для друга. Материальная реальность — это рукотворная предметная среда жизнедеятельности человечества, она является формой объективации его творческого преобразовательного потенциала, создающего предметный мир своих потребностей. В процессах перевоплощения идеальной реальности в виртуальную через тексты и визуализацию, а затем в предметный мир через материальную деятельность происходит воссоединение внутренних и внешних форм существования психики, души и психологии человека.

    Вывод 3. Познание психики, души и психологических качеств опирались на разные парадигмы научных исследований. Исследования психики, опиравшиеся на методологические принципы естествознания (физики и физиологии) породили психофизиологическую и психофизическую парадигмы. Исследование души, опиравшиеся на принципы рефлектирующей философии, вылились в психо-рефлексирующую методологию самопознания, которая получила свое развитие от интроспекции до психоанализа и психосемантики. Исследования психологических качеств личности развернулось в прикладной психологии, опиравшейся на принципы взаимодействия человека с человеком в предметном мире своих потребностей и культуре. В результате возникла социально-психологическая, предметно-деятельностная и духовно-психологическая парадигмы психологического познания человека.

    Вывод 4. Исследования восприятия человека человеком раскрыли онтологический конструкт личности, воспроизводящий ее целостность как субъекта социального взаимодействия. Она заключает в себе все компоненты психической организации человека в отличие от общепсихологического конструкта личности, что ведет к новой модели ее структурной организации. Онтологическая модель личности включает все качества, свойственные человеку как объекту и субъекту социального и предметно-практического взаимодействия.

    Вывод 5. Познание психологии человека происходит через восприятие и интерпретацию внешних форм проявления человека в общении, труде и других процессах социального взаимодействия. О психологических качествах личности мы узнаем благодаря объективации психологического содержания во внешнем облике человека, его выразительном поведении (невербальном, вербальном), в предметных действиях, деятельности и ее продуктах. Внешний облик человека это материализованная реальность признаков психологических качеств личности. Если психологические качества личности являются предметом психологического познания человека, то различные формы проявления их в телесных движениях, предметных действиях, поступках, поведении, деятельности и ее продуктах являются объектами научно-исследовательской практики профессиональных психологов.

    Вывод 6. В социально-психологических интерпретациях личности обнаружилась амбивалентная сущность психологических качеств человека. Она проистекает из аффективного компонента психического отражения объектов взаимодействия. Первичная эмоция определяет соответствия качеств партнеров их встречным мотивам. Это соответствие-несоответствие формирует положительную или отрицательную эмоцию, которая трансформируется в отношения «приятия-неприятия», предопределяя дальнейшее развитие совместной жизнедеятельности.

    Вывод 7. Человеческие отношения это житейское воплощение парадоксов психологического познания человека. В них амбивалентные чувства трансформируются в двусмысленность человеческих отношений: сотрудничество-соперничество; дружбу-вражду; любовь — ненависть и другие. Внутренняя противоречивость человеческих отношения является источником психологических проблем в социальном взаимодействии людей. Партнеры социального взаимодействия постоянно балансируют на границе противоположных чувств. Примирение этих альтернатив достигается через достижение согласия на индивидуальные «жертвы» ради общего успеха.

    Вывод 8. Основным источником парадоксальности психологии человека и человеческих отношений является противоречие души и тела. В нем заключено понимание жизни и смерти как сущности бытия мира и человека. Основная проблема, связанная с этой антиномией, проистекает из мотива достижения бессмертия, при ясном понимании телесного конца. Отсюда возникает вопрос о бессмертии души как нетленной сущности сознания. Знаковые системы имеют материальных носителей и в тоже время являют нам нетленные значения в виде знаний, которые все время пополняются познавательной активностью отдельных людей, поколений и человечества в целом. Знание психологии партнеров превращают их в носителей и трансляторов идеальной реальности их души, что обеспечивает ее пребывание в бесконечном пространстве ассоциативных полей жизненных смыслов субъектов социального взаимодействия. Этот процесс может ограничиваться возможностями только нервно-психической организации. Но он бесконечен, что и предопределяет бессмертие души.

    Читайте также  Циклопарафины. Состав, строение, изомерия

    Вывод 9. Основным процессом виртуального взаимодействия является общение. Общение, как и другие процессы человеческой активности, направлено на воспроизводство жизни и достижение бессмертия. В общении происходит психологическое познание людьми друг друга, передача индивидуального опыта и трансляция общечеловеческих знаний, презентация достоинств партнеров друг другу, согласование позиций, взаимное влияние и трансформация идеальной реальности в виртуальные формы существования. Личность как субъект общения приобретает социальный статус и общественную значимость. В статусе и значимости личности фиксируется вклад человека в эти отношения как исполнителя и новатора. Человек превращается в субъекта исторического процесса в роли приемника и продолжателя идей и идеалов, осевших в исторической памяти предков.

    Вывод 10. Социальная перцепция как научное направление разворачивает психологическую науку к человеку — главному объекту и предмету психологического познания. В качестве объекта научного познания человек предстает как интегральный продукт природы — результат синтеза всех ее свойств. В нем соединились и физические, и химические, и биологические, и психические, и социальные свойства в своеобразной анатомии телесной организации. Такой взгляд на человека, идущий от Пьера Тейяра де Шардена, наводит на мысль о человеке как методологическом основании классификации наук — по базовым свойствам природного объекта. Тогда этим свойствам будут соответствовать по своему предмету физика, химия, биология, психология, социология — науки первого рода. К ним следует добавить математику, предметом которой являются пространственно-временные параметры любых объектов, географию и астрономию, возникших из ориентировочно-исследовательской функции психической деятельности человека, философию и историю, реализующих рефлексивный потенциал психической организации человека. Все остальные науки множатся на прикладных реализациях наук первого рода. Поэтому их предметные поля — это предметные пересечения наук первого рода на полях предметно-практической деятельности и социального взаимодействия
    людей. Такие науки можно называть прикладными. Для них существенной проблемой является осмысление межпредметных отношений. В любом случае нужно помнить, что любая из наук реализует потенциал психической организации человека в познавательной деятельности, и поэтому вытекает из природных возможностей человека.

    Доклад опубликован в сборнике материалов научно-практической конференции «От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете»

    Категория познания в психологии. Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов

    Существует несколько типов познания:

    • мифологическое тип познания характерный для первобытной культуры Мифологическое познание характеризуется , олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
    • религиозное объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры
    • философское философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.
    • чувственное для характеристики этого типа познания допустимо привести слова из книги Бытие «Познал Адам Еву, и родила Ева сына».
    • научное (разработка теоритической картины мира).

    функции сознания— познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке.

    Познание – это сложный многоплановый процесс формирования у человека образа действительности путем получения, переработки и осмысления информации из объективного мира. Не отъемлимыми компонентами познавательной деятельности, составляющими ее структуры, являются ощущение, восприятие, мышление.

    Ощущения, возникающие на основе раздражения органов чувств, складываются в целостные образы предмета. Эти образы сопоставляются с эталоном в памяти в результате чего предметы осознаются. Затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прошлого опыта происходит осмысление и понимание информации.

    Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – познание предметов и событий в совокупности их свойств при воздействии на органы чувств. Ощущение и восприятие связаны между собой. Они являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств, в этом их единство. Но восприятие – это осознание чувственно данного предмета или явления. Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недиффиренцированные и неопределенные впечатления от окружающего. Ощущение – это, во – первых, начальный момент сенсомоторной реакции, во – вторых, результат сознательной деятельности, диффиренциации, выделение отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

    Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

    Существенно, что восприятие – активный процесс, включающий не только сенсорный и двигательный компонент, восприятие связано с действием. Мышление тем более связано с практической деятельностью.

    Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Воображение может быть четырех основных видов: актив­ное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. ПАМЯТЬ По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную.

    В условиях коллективного труда отдельные фрагменты деятельности не направляются прямо на удовлетворение, биологического мотива. В индивидуальной деятельности появляется результат, который становится самостоятельной целью. Выделяется действие. Для действия необходимо развитие беспристрастного типа познания.

    Беспристрастное отражение мира вне биологического отношения к нему по Леонтьеву называется сознание.

    Сознание – высшая свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание.

    Речь и язык – второй фактор развития сознания. Первый – коллективная деятельность. Слово начинает не только указывать и обозначать, но и обобщать. А у животных язык не является средством познания. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов и ситуаций слово стало выделять их устойчивое свойство. В слове стали фиксироваться результаты познания. Процессы развития труда и языка тесно переплетаются друг с другом. В языке аккумулируется опыт поколений. Язык позволяет выходить за пределы непосредственно получаемой информации. Со – знание – совместное знание. С развитием языка и внутренней речи происходит становление и совершенствование логического мышления, бесконечно расширяя границы познания.

    Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.» И.Кант

    Субъект познания — это человек, который обладает познавательными возможностями и занимающийся познавательной деятельностью. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Она направлена как на внешний, так и на внутренний мир человека.

    Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.

    В философии сложились две точки зрения не процесс познания — гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант — согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает саму себя. Идеалисты утверждают, что познание — самостоятельная деятельность идеального разума. Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность и научный эксперимент.

    22. Определение восприятия. Феноменология перцептивных образов. Общее представление о двойственной природе перцептивного образа. Константность восприятия и предметность восприятия.

    Восприятие— целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

    Свойства восприятия : предметность(способность отражать реальный мир в форме предметов), целостность(даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мыслительное достраивание до целостного образа конкретного предмета), константность(благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме цвету величине), структурность(восприятие не является простой суммой ощущений, слушая музыку мы воспринимаем не отдельные звуки а мелодию и узнаем ее если ее исполняет оркестр либо один рояль), осмысленность (восприятие тесно связано с мышлением с пониманием сущности предметов), избирательность (проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими).

    Любой перцептивный образ имеет двойственную природу т.е. помимо сенсорной составляющей содержит двигательный компонент. Сенсорная составляющая – лишь средство проверки перцептивной гипотезе, которая строит субъект в качестве извлечение информации из внешнего мира.

    Выделяется 4 уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом хранящимся в памяти или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию и извлечение соответствующего эталона из памяти.

    Виды восприятия. Различают восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства человека.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: