Роль животных в почвообразовании - ABCD42.RU

Роль животных в почвообразовании

Животные как фактор почвообразования.

Микроорганизмы как фактор почвообразования.

Общее количество микроорганизмов в почве изменяется от 500 млн/г в подзолистых почвах до 2,5 млр./г в черноземах. Наибольшее содержание микроорганизмов приурочено верхним горизонтам, с глубиной их количество уменьшается Характерна неравномерность распределения микроорганизмов в массе почвы: максимальное их количество сосредоточено около живых корешков и на поверхности мертвых растительных остатков. Эта пленка, обогащенная микроорганизмами, называется ризосфера. Общая масса микроорганизмов по весу составляет 8 – 10 т/га.

Основные функции микроорганизмов как почвообразователей – разложение растительных остатков и органического вещества до простых солей, участие в образовании гумусовых веществ, разрушение почвенных минералов.

Интенсивность жизнедеятельности микроорганизмов регулируется гидротермическими условиями, реакцией среды, количеством и составом питательных веществ. Для большинства микроорганизмов оптимальная температура 25 – 35 0 С и влажность 60% полной влагоемкости.

В почве развиваются бактерии, грибы, актиномицеты и водоросли.

Бактерии – наиболее распространенная группа микроорганизмов в почве. В зависимости от способа питания они делятся на гетеротрофные и автотрофные. Гетеротрофные используют для питания органические соединения и разлагают их до простых солей. Автотрофные используют простые продукты образующиеся в процессе деятельности гетеротрофов. По способу дыхания – анаэробные и аэробные. Аэробные развиваются в присутствии О2, а анаэробные – без доступа О2. Анаэробы вызывают процессы гниения растительных и животных клеток и вызывают процессы

В результате анаэробных процессов происходит образование газообразных продуктов и потеря из почвы азота и серы.

Актиномицеты – лучистые грибы разлагают в почве клетчатку, лигнин, перегнойные вещества.

Кроме этого в почве грибы, водоросли, лишайники.

Содержание и состав микрофлоры, а также интенсивность микробиологических процессов зависят от естественного состояния почвы и производственного воздействия на него человека. Обработка почвы, особенно вспашка, оказывают влияние на водный, воздушный и тепловой режимы, способствуют мобилизации питательных веществ.

Внесение органических удобрений положительно влияет на развитие микроорганизмов в почве и на их биологическую активность. Длительное внесение одних минеральных удобрений приводит к постепенному уменьшению числа микроорганизмов.

Важным фактором определяющим состав и численность микрофлоры почвы является реакция почвенного раствора. Как кислые, так и сильнощелочные почвы неблагоприятны как для микроорганизмов, так и для высших растений.

Животные как фактор почвообразования.

Основная функция животных организмов в почве – преобразование органических веществ. В почвообразовании принимают участие как почвенные, так и наземные животные. В почвенной среде животные представлены главным образом беспозвоночными и простейшими. Почвенные животные делятся на две группы: биофаги, питающиеся живыми организмами или тканями животных организмов, и, сапрофагов, использующих в питание органическое вещество (нематоды, дождевые черви). На 1га почвы приходится более 1 млн. простейших, на 1 м 2 – десятки червей и других сапрофагов. Почвенная масса в течение нескольких лет полностью проходит через пищеварительный тракт червей.

Самыми многочисленными представителями наземного животного мира, участвующего в почвообразовании являются мелкие грызуны (мыши-полевки и т.д.)

В почвенной фауне число видов превышает тысячи. По размеру особей выделяют следующие группы:

1.Микрофауна 2 и не надо вносить органические удобрения), насекомыми (термиты, муравьи) и их личинками.

4.Мегафауна включает наиболее крупных животных от 10 см до 1,5м (крупные насекомые, скорпионы, кроты, змеи, черепахи, лисы, барсуки).

Макрофауна и мегафауна почв представлена в основном так называемыми роющими животными, перемешивающими огромные массы материала почвенной толщи.

Главные функции животных в почвообразовании – трансформация, разложение органического вещества, перемешивании почвы, изменении локального водного и солевого режимов.

Особое влияние на почву оказывают кабаны. Они перерывают значительные площади (до100 м 2 ) участков почвы, перемешивая её верхние горизонты. Образуются разрыхленные участки, полностью зарастающие на следующий год, но заметно отличающиеся по свойствам от нетронутых кабаном в течение 3 –7 лет. Кабаны вспахивают и перепахивают почву, углубляя горизонт. Особенно четко углубление поверхностного горизонта обнаруживается в лесах подвергнувшихся влиянию взрыва Чернобыльской АЭС. Выпавшие радионуклиды вначале загрязнили слой 1 –2 см. Но кабаны перемешали почву, в результате чего радионуклиды обнаружены на глубине 20 см. Таким образом, в естественных почвах роль кабанов велика.

Организмы как фактор почвообразования

Наиболее могущественным фактором, оказывающим влияние на направление почвообразовательного процесса, являются живые организмы. По словам В.И. Вернадского, «. на земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Начало почвообразования всегда связано с поселением организмов на субстрате.

В почвообразовании участвуют три группы организмов: растения, животные и микроорганизмы, образующие сложные биоценозы. В результате их непосредственного воздействия на почву, а также воздействия продуктов жизнедеятельности осуществляются все важнейшие слагаемые почвообразовательного процесса.

Роль организмов как фактора почвообразования заключается в том, что они осуществляют следующие процессы:

— синтез и разрушение органического вещества,

— избирательная концентрация биогенных элементов,

— разрушение и новообразование минералов,

— миграция и аккумуляция веществ и др.

В результате именно организмы определяют формирование важнейшего свойства почвы – плодородия.

В каждой природной зоне в естественных условиях установились определенные комбинации живых организмов, называемые биологическими ценозами. Первостепенная роль в накоплении биомассы в биоценозах, а также в почвообразовании принадлежит растениям, поэтому В.Р. Вильяме назвал природные биоценозы растительными формациями. Он различал

деревянистые формации (таежные хвойные леса, широколиственные леса, влажные субтропические леса и др.),

деревянисто-травянистые формации (ксерофитные леса, саванны и др.),

— травянистые формации (суходольные и заболоченные луга умеренного пояса, представленные характерными ассоциациями растений, травянистые прерии, степи и т.д.),

пустынные и лишайниково-моховые формации (тундры, верховые болота и др.).

От состава и деятельности организмов, входящих в растительные формации, зависит общая масса создаваемого ими органического вещества. От характера поступления растительных остатков в почву, зольного состава растительных остатков, степени биогенности почв, качественного состава микрофлоры (с учетом влияния других факторов почвообразования) зависят направление процессов гумусообразования, содержание гумуса в почвах, его качественный состав, формирование разной мощности гумусовых горизонтов и в конечном счете образование разных типов почв, отличающихся агрономическими свойствами. В связи с этим в почвообразовании синтез и разрушение органического вещества в почве называют сущностью почвообразовательного процесса.

Роль древесной и травянистой, лесной и степной или луговой растительности в процессах почвообразования существенно различна.

Функционирование и географическое распределение зооценозов на суше в решающей степени определяются свойствами растительного покрова. Зеленые растения (продуценты) лежат в основе всего экологического разнообразия животных. Видовое разнообразие консументов, их численность и биомасса зависят от следующих свойств фитоценозов: объем, масса продуцируемого органического вещества, способность удовлетворять пищевые потребности растительноядных животных; особенности химического состава или пищевая ценность растительного материала.

По размерам особей представителей почвенной фауны можно разделить на четыре группы:

— микрофауна – организмы, размер которых менее 0,2 мм; это главным образом протозои, нематоды, ризоподы, эхинококки, живущие во влажной почвенной среде;

— мезофауна – животные размером от 0,2 до 4 мм; это микроартроподы, мельчайшие насекомые, некоторые мириаподы и специфические черви, приспособленные к жизни в почве, имеющей достаточно влажный воздух;

Читайте также  Сущность и алгоритм некогерентного накопления сигнала

— макрофауна – состоит из животных размером от 4 до 80 мм; это земляные черви, моллюски, насекомые (муравьи, термиты и др.);

— мегафауна – размер животных более 80 мм – крупные насекомые, крабы, скорпионы, кроты, змеи, черепахи, мелкие и крупные грызуны, лисы, барсуки и другие животные, роющие в почвах ходы и норы.

Среди почвенных животных абсолютно преобладают беспозвоночные. Их суммарная биомасса в 1000 раз больше общей биомассы позвоночных. Функции беспозвоночных и позвоночных животных важны и разнообразны.

Первая из них – разрушение, измельчение и поедание органических остатков на поверхности почвы и внутри ее.

Вторая функция почвенных животных выражается в накоплении в их телах элементов питания и главным образом в синтезе азотсодержащих соединений белкового характера. После завершения жизненного цикла животного наступает распад тканей и возврат в почву накопленных в телах животных веществ и энергии.

Деятельность роющих животных оказывает большое влияние на перемещение масс грунта и почвы, на формирование своеобразного микро- и нанорельефа. В некоторых случаях перерытость почв и выбросы на поверхность достигают таких размеров, что возникает необходимость введения в номенклатуру почв специальных определений (например, карбонатный перерытый чернозем). Профиль таких почв имеет рыхлое, кавернозное строение, горизонты часто перемещены и трансформированы.

Совершенно своеобразную и исключительно важную роль в процессах почвообразования играют микроорганизмы. Если высшие растения являются главными продуцентами биомассы, то микроорганизмам принадлежит основная роль в глубоком и полном разрушении органических веществ. Особенность почвенных микроорганизмов состоит в их способности разлагать сложнейшие высокомолекулярные соединения до простых конечных продуктов: газов (углекислота, аммиак и др.), воды и простых минеральных соединений. Необходимо отметить большое влияние микроорганизмов на состав почвенного воздуха. Колебания в содержании таких важнейших компонентов газовой фазы, как кислород и углекислота, почти на 100% регулируются жизнедеятельностью почвенных микроорганизмов.

Каждому типу почв, каждой почвенной разности свойственно свое, специфическое профильное распределение микроорганизмов. При этом численность микроорганизмов и их видовой состав отражают важнейшие свойства почвы – запасы органического вещества, количество и качество гумуса, содержание питательных элементов, реакцию, влагообеспеченность, степень аэрированности. Главная масса микроорганизмов сосредоточена в пределах верхней 20-сантиметровой толщи почвы, наиболее густо пронизанной корнями и заселенной мезофауной.

Роль почвенных микроорганизмов не ограничивается воздействием только на органическое вещество почвы; прижизненные продукты, выделяемые микроорганизмами во внешнюю среду, оказывают глубокое разрушающее действие на первичные и вторичные минералы, слагающие почвенную массу и материнскую породу. В этих процессах участвуют водоросли, лишайники, грибы, бактерии и актиномицеты.

Почвенная биота находится в тесной связи с эколого-географическими закономерностями распределения почв по земному шару и отражает специфику взаимоотношений, складывающихся между представителями органического мира и другими факторами почвообразования.

Видеоматериалы. Занятие №4 «Роль животных в образовании горных пород и почвы»

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты

Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения «Окружающего мир» в начальной школе.

Актуальность занятия:

Живая природа планеты представлена царством растений, цар­ством животных, царством грибов и царством бактерий (микроорганизмов). Царство животных объединяет в сегодняшней жизни Земли около 1,5 млн. видов.

Вместе с растениями и другими организмами животные участвуют в переме­щениях химических веществ и элементов, в их круговороте в природе и обеспечивают таким образом ее единство. Роль животных в жизни планеты чрезвычайно многообразна.

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

Осадочные породы. Коралловые рифы. Гуано.

Вопросы для изучения

1.Изобразите схему формирования горных массивов, сложенных осадоч­ными породами.

2.Какие условия необходимы для нормального роста и развития коралло­вых полипов?

3.Каким образом животные, населяющие почву, улучшают ее свойства?

Животные на нашей планете живут многие миллионы лет. За это время их останки и следы их жизнедеятельности составили мощные земные пласты. Недра земли содержат скелеты простейших, коралловых полипов, моллюсков и других животных, живших в давние эпохи в древних морях. Очень велико породообразующее значение мельчайших простейших, имеющих раковину (раковинные корненожки). Среди них особенно значимы морские простей­шие — фораминиферы и радиолярии (рис.1). Раковины фораминиферов содер­жат карбонат кальция. После отмирания животных раковины опускаются на дно и ложатся толстым слоем. Окаменевшие осадки превращаются в осадочные породы — известняки, мел.

Рис. 1. Многообразие фораминифер и радиолярии Рис. 2. Колония коралловых полипов и коралловый остров.

Другие раковинные простейшие — радиолярии — способны накапливать в своих раковинах кремний, стронций. Из их скелетов формируются кремниевые осадочные породы. В кремниевых породах в особых условиях образуются полу­драгоценные камни — опалы, халцедоны. Многие высочайшие горные системы

поднявшиеся над поверхностью древних океанов, например Альпы, Гималаи, сло­жены этими осадочными породами.

По останкам животных ученые определяют возраст земных пластов. Да и сейчас ежедневно на дно океанов непрерывным дождем падают скелеты мел­ких и крупных организмов, обитающих в толще воды, отлагая многометровые слои. Через тысячи лет они составят следующий осадочный пласт.

А теперь обратимся к таким существам, как коралловые полипы. На тысячах квадратных километров дна Мирового океана строят они из своего известкового скелета коралловые рифы. В теплых морях известны многочисленные коралловые острова (рис. 2). Они сложены из скелетов отмерших коралловых полипов и про­дуктов их разрушения — кораллового песка.

Для роста и процветания кораллам требуются благоприятные условия, в пер­вую очередь достаточно высокая и постоянная соленость воды. Пресную воду они не выносят и в ней не живут. Давно замечено, что коралловые полипы, поселившиеся вблизи впадающих в океан рек, гибнут после сильных дождей, опресняющих воду. Требовательны коралловые полипы и к температуре воды, и к освещенности водо­ема: они хорошо растут в тропических водах, температура которых не опускается ни­же +20 . +25°С. Живые коралловые полипы не встречаются в океане на глубине бо­лее 50 м, так как падение освещенности с глубиной влияет на них отрицательно.

Изменение земной поверхности животными возможно и другими путями. Вдоль побережья Южной Америки издавна гнездятся крупные птицы — чайки, бакланы, фрегаты, фаэтоны, олуши. Это множество птиц оставляет на земле ог­ромное количество экскрементов. В результате слежавшиеся массы экскрементов создали на океаническом побережье мощные залежи и изменили его облик: побе­режье стало холмистым. Этот продукт жизнедеятельности птиц — гуано — пред­ставляет собой ценнейшее удобрение и вывозится далеко за пределы стран, его добывающих.

Жизнь многих видов животных связана с почвой. В почве прокладывают разветвленные ходы и устраивают гнезда млекопитающие, изменяя облик терри­тории. Поверхность луга, на котором поселились кроты, покрыта выбросами земли, небольшими холмиками, которые образовали эти зверьки (рис. 10, слева). Выросшие на холмиках травянистые растения, преимущественно злако­вые, придают лугу кочковатый вид. Еще большие по площади территории зани­мают выбросы в колониях сурков и песчанок.

Читайте также  Применение компрессоров в промышленности

Перерывая почву, животные-землеройки перемешивают ее горизонты, нижние слои переносят вверх, улучшают проникновение в почву воздуха и атмосферных осадков. В местах обитания и жизнедеятельности животных-землероев заметно из­меняются и условия произрастания растений.

Почву населяют многие группы беспозвоночных животных (рис. 3, справа). Это насекомые, многоножки, плоские и круглые черви, множество почвенных кле­щей, ногохвостки, простейшие. Крупные жуки — жужелицы и их личинки, навозни­ки — пронизывают почву своими ходами, перемешивают, разрыхляют, удобряют ее экскрементами.

Рис. 3. Крот и его жилище; беспозвоночные обитатели почвы

Неоценима роль в почвообразовании дождевых червей (рис. 4 ). Питаясь отмершими органами растений, они пропускают через свой кишечник много почвенной массы. Выделяемые экскременты способствуют образованию проч­ных, трудно размываемых комочков почвы. В результате улучшается и ее увлаж­нение, и снабжение корневой системы растений воздухом и минеральными ве­ществами. Подсчитано, что дождевые черви на участке в 1 м2 выносят за год с глубины на поверхность до 4 кг почвы, пропустив ее предварительно через свой кишечник.

Рис. 4: 1 — дождевой червь; 2 — норы муравьев в почве

Рис. 5. Многообразие ногохвосток

Кроме дождевых червей в почвообразовании принимают участие клещи, ногохвостки, муравьи. Норы муравьев уходят иногда в почву до четырехметро­вой глубины (рис.4). Посмотрите на рисунке 5, как причудлив мир почвен­ных микроскопически малых животных — ногохвосток. В почве обитают сотни видов этих крошечных существ. Имея чрезвычайно малые размеры, они пора­жают многообразием своего внешнего облика и особенностей жизни.

Почвенные обитатели разрыхляют почву, удобряют ее занесенной в норки пищей, своими экскрементами, а после гибели и своими собственными телами.

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил

Организмы и их роль в почвообразовании и плодородии почв

В почвообразовании участвуют три группы организмов  зеленые растения, микроорганизмы и животные, образующие на суше сложные биоценозы.

Вместе с тем функции каждой из этих групп как почвообразователей различны.

ЗЕЛЕНЫЕ РАСТЕНИЯ являются единственным первоисточником органических веществ в почве, и основной функцией их как почвообразователей следует считать биологический круговорот веществ  поступление из почвы элементов питания и воды, синтез органической массы и возврат ее в почву после завершения жизненного цикла. Следствием биологического круговорота является аккумуляция потенциальной энергии и элементов азотного и зольного питания растений в верхней части почвы, обусловливающая постепенное развитие почвенного профиля и основного свойства почвы  ее плодородия. Зеленые растения участвуют в трансформации минералов почвы  разрушении одних и синтезе новых, в формировании сложения и структуры всей корнеобитаемой части профиля, а также в регулировании водно-воздушного и теплового режимов. Характер участия зеленых растений в почвообразовании различен в зависимости от типа растительности и интенсивности биологического круговорота.

МИКРООРГАНИЗМЫ. Основными функциями МО являются разложение остатков и почвенного гумуса до простых солей, используемых растениями, участие в образовании гумусовых веществ, в разрушении и новообразовании почвенных минералов. Важное значение имеет также способность некоторых групп МО к фиксации атмосферного азота.

ЖИВОТНЫЕ (простейшие, беспозвоночные и позвоночные).

Простейшие – жгутиковые, корненожки и инфузории. Роль простейших в почвенных процессах не выяснен. Возможно, что простейшие, поедая старые бактериальные клетки, облегчают размножение оставшихся и приводят к появлению значит. числа более молодых биологически активных особей.

Дождевые черви. Их роль разнообразна – улучшают физические свойства, структуру почвы и ее химический состав.

Проделывая ходы и норки, они улучшают физические свойства почвы: повышают ее пористость, аэрацию, влагоемкость и водопроницаемость. Обогащают почвы капролитами, что способствует росту количества гумуса, увеличению суммы обменных оснований, снижению кислотности почв и более водопрочной структуре.

Насекомые (жуки, муравьи и др.). Проделывая в почве многочисленные ходы, они разрыхляют почву и улучшают ее физические и водные свойства. Насекомые, активно участвуя в переработке растительных остатков, обогащают почву гумусом и минеральными веществами.

Позвоночные животные (грызуны) – роют в почвенной толще норы, перемешивая и выбрасывая на поверхность огромное количество земли.

Современное представление о гумусообразовании

Процесс превращения органических остатков в почве называется гумусообразованием, итогом которого является образование гумуса.

Превращение органических остатков в гумус совершается в почве при участии микроорганизмов, животных, кислорода воздуха и воды.

Превращение органических остатков в гумус (гумусообразование) является совокупностью процессов разложения исходных органических остатков, синтеза вторичных форм микробной плазмы и их гумификации. Схема по Тюрину:

Процессы разложения и минерализации органических остатков носят биокаталитический характер и протекают по следующей схеме при участии ферментов, выделяемых микроорганизмами.

Основное положение всех гипотез о гумификации  представление о гумификации как о системе реакций конденсации или полимеризации мономеров  относительно простых промежуточных продуктов разложения  аминокислот, фенолов, хинонов и т.д. (А.Г. Трусов, М.М. Кононова, В. Фляйг, Ф. Дюшофур).

Иная гипотеза гумификации была предложена в 30-х годах текущего столетия И.В. Тюриным. Он считал, что основной чертой гумификации являются реакции медленного биохимического окисления различных высокомолекулярных веществ, имеющих циклическое строение. К веществам, легко гумифицирующимся в почве, И.В. Тюрин относил белки растительного и микробного происхождения, лигнин, дубильные вещества.

Гипотеза И. В. Тюрина получила подтверждение и дальнейшее развитие в работах Л.Н. Александровой и ее сотрудников. Исследования показали, что гумификация является сложным био-физико-химическим процессом превращения высокомолекулярных промежуточных продуктов разложения органических остатков в особый класс органических соединений  гумусовые кислоты. Гумификация  длительный процесс, в течение которого происходит постепенная ароматизация молекул гуминовых кислот не за счет конденсации, а путем частичного отщепления наименее устойчивой части макромолекулы новообразованных гуминовых кислот.

Гумификация развивается не только в почвах, но и на дне водоемов, в компостах, при формировании торфа, угля, т.е. везде, где накапливаются растительные остатки и создаются условия, благоприятные для жизнедеятельности микроорганизмов и развития этого процесса, очень широко распространенного в природе.

Условия, влияющие на процесс почвообразования и гумусообразования:

водно-воздушный и тепловой режимы почв,

состав и характер поступления растительных остатков,

видовой состав и интенсивность жизнедеятельности микроорганизмов,

физико-химические свойства почвы.

В аэробных условиях при достаточном количестве влаги (60-80% полной влагоемкости), и благоприятной температуре (25-30°С) органические остатки разлагаются интенсивно, интенсивно идет минерализация промежуточных продуктов разложения и гумусовых веществ. В результате в почве накапливается мало гумуса и много элементов зольного и азотного питания растений (например, в сероземах и других почвах субтропиков).

Анаэробные условия тормозят процесс разложения и минерализации, активно идут процесс гумификации, в результате которых образуются устойчивые гумусовые вещества.

Гумусовые вещества возникают из белков, лигнина, дубильных вещества др. компонентов растительных, животных и микробных остатков.

На гумусообразование влияет химический состав разлагающихся органических остатков и видовой состав почвенных микроорганизмов, интенсивность их жизнедеятельности.

На гумусообразование влияет механический состав и физико-химические свойства почв:

в песчаных и супесчаных почвах  хорошая аэрация, быстрое разложение органических остатков и минерализация остатков и гуминовых веществ;

в глинистых и суглинистых почвах  процесс разложения органических остатков замедляется, гумусовых веществ образуется больше.

Читайте также  Разработка продукционной модели представления знаний в ИС

Презентация к уроку по биологии «Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

5 класс Биология

Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании Цель урока : создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания живых организмов; аргументировать необходимость охраны почв. Задачи: 1.познакомить обучающихся с многообразием живых организмов, обитающих в почвенной среде; 2.установить соответствие особенностей строения организмов данной среде обитания; 3.выявить значение почвы для всего живого на Земле.

русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Почва — самостоятельное природное тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов почвообразования: материнской породы, растительных и животных организмов, климата, рельефа местности, возраста страны.

Задание №1 Состав почвы Минеральные вещества почвы это- глина, песок, вода с растворенными веществами Органические вещества почвы это- остатки растений и животных Твердые частицы Влага (Вода) Воздух Гумус (перегной)

Задание №2 С помощью рисунка определите обитателей почвы и приспособленность отдельных живых организмов обитающих в почве.

Задание №3 + — + — Отрицательное воздействие на почву Ответ Деятельность человека и природных факторов Правильный (+) Неправильный(-) 1.Применение большого количества удобрений, ядохимикатов, загрязнение почвы отходами производства, мусором, стеклом. 2.Уничтожение лесов и растительности 3.Посадка деревьев 4.Распашка крутых склонов 5. Воздействием транспорта, землеройных машин и сельскохозяйственной техники 6. Сильный дождь 7. Обезвреживают отбросы, загрязненные отходы, сточные воды 8.Сильныйветер

Задание №4 + — Деятельность человека по охране почвы Ответ Из инструктивной карточки Правильный(+) Неправильный (-) 1.Посадка деревьев 2.Уничтожение лесов и растительности 3.Распашка крутых склонов 4.Обезвреживают отбросы, загрязненные отходы, сточные воды 5. Мероприятия по защите животных, грибов и микроорганизмов в почве 6. Запрещение парковки машин на уличные газоны 7.Создание заповедных зон

ЗАДАНИЕ №5 бактерии, грибы, черви насекомые, пауки, клещи, мокрицы дождевой червь, личинки насекомых, крот Живые организмы обитающие в почве Микроскопических размеров: Малых размеров: Крупных размеров: Состав воздуха № Состав Почвы (%) Атмосферы (%) 1. Азот 80 78 2. Кислород 10-19 21 3. Углекислый газ 9 1

«Сегодня на уроке» Дата: ФИ: Тема урока: Оценка: полезно интересно моя работа (активность) общая атмосфера

К 1.К Д И К С Л О О Р Ч О В 2.П 3.Г У М У В Д Н Е Е Р 4.К Е И К О С 5.П Т Р 6.Ч 7.Г Л Н А Ь В К

русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Высказывание русского ученного В.В. Докучаева «Почва дороже золота»

Домашние задание Параграф №8 Опишите приспособления к условиям жизни в почве на примере какого-либо животного.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Кондратова Надежда СергеевнаНаписать 823 19.06.2019

Номер материала: ДБ-633343

  • Биология
  • 5 класс
  • Презентации
    16.06.2019 215
    16.06.2019 384
    16.06.2019 240
    06.06.2019 445
    04.06.2019 80
    29.05.2019 142
    27.05.2019 385
    12.05.2019 744

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России разработали программу содействия занятости молодежи до 2030 года

Время чтения: 1 минута

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Пять магистерских программ вузов России вошли в сотню рейтинга QS лучших бизнес-школ мира

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

У детей, проводящих много времени с гаджетами, больше друзей

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: