Россия и ВТО - ABCD42.RU

Россия и ВТО

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Всемирная торговая организация (ВТО)

  • Внешняя политика /
  • Международные организации /
  • Всемирная торговая организация (ВТО) /

Россия и Всемирная торговая организация

Российская Федерация 22 августа 2012 г. официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это произошло на тридцатый день после передачи в Секретариат Организации уведомления о ратификации Россией Протокола о присоединении к ВТО, который был подписан министром экономического развития Российской Федерации и Генеральным директором ВТО 16 декабря 2011 г. в ходе Восьмой министерской конференции ВТО.

В качестве страны-члена ВТО Россия приняла на себя обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Соглашение о ВТО) со всеми изменениями, которые выработаны членами Организации на дату вступления в силу Протокола о российском присоединении. Дополнительные условия членства, которые Россия согласовала по итогам переговоров с заинтересованными партнерами по ВТО, отражены в Перечнях уступок и обязательств России по товарам и услугам.

Перечень уступок и обязательств России по товарам, который охватывает 11567 тарифных линий, консолидирует результаты двусторонних (с 57 членами ВТО) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, продолжавшихся с 1998 по 2008 гг. По истечении всех переходных периодов около 50% пошлин останется на уровне не ниже действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). Снижение более чем на 5% коснется ставок на ограниченную группу товаров (рыба, соки концентрированные, лекарства, шины, самолеты, мебель и др.). В среднем средневзвешенные ставки импортных пошлин снизятся на 3%.

Предусматривается поэтапная отмена экспортных пошлин, которая затронет 700 товарных групп. Россия продолжает квотировать импорт охлажденной и мороженой говядины, свинины, мяса птицы. Сохраняются отдельные меры внутренней поддержки сельского хозяйства.

Перечень специфических обязательств России по услугам и перечень изъятий из Статьи II ГАТС обобщают результаты двусторонних переговоров с 30 странами-членами ВТО. В общей сложности договоренности охватывают 116 секторов. В 39 секторах, включая трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг и др., Россия не берет на себя обязательств.

В Докладе Рабочей группы (РГ) по присоединению Российской Федерации к ВТО отражены результаты дискуссий в рамках РГ по отдельным элементам экономической системы и торгового режима России. В нем описываются торговый режим России и Таможенного союза (ТС), а также обязательства российской стороны, обеспечивающие соответствие российского торгового режима правилам ВТО в ключевых сферах: экономика и экономическая политика; правовая система в области торговой политики; политика в области торговли товарами; режим, применяемый в отношении прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); политика в сфере торговли услугами; транспарентность; соглашения о таможенных союзах и зонах свободной торговли. Отдельные параграфы Доклада имеют статус обязательств.

В 2009-2011 гг. Доклад РГ был в значительной степени переработан в связи с образованием ТС. После запуска ТС и перехода части полномочий по регулированию торговли на наднациональный уровень Россия должна обеспечивать выполнение требований ВТО на уровне ТС. Разработанный странами-членами ТС Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, который должен гарантировать реализацию таких обязательств, был подписан в Минске 19 мая 2011 г. и ратифицирован всеми сторонами.

13 сентября 2013 г. Россия присоединилась к Соглашению ВТО об информационных технологиях, став 78-м участником данного документа.

На начальном этапе участия в ВТО усилия России сосредоточены на решении комплекса задач внутри- и внешнеполитического характера. Принят План действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства в ВТО. Мнение бизнеса относительно желательных регулятивных изменений в свете вступления страны в ВТО аккумулировано в отдельном Плане реализации предложений делового сообщества.

Задачи России на торгово-политическом направлении связаны, прежде всего, с эффективным встраиванием в повседневную работу ВТО. В декабре 2013 г. российская делегация впервые приняла полноформатное участие в Министерской конференции Организации.

В 2012 г. Россия подключилась к Рабочим группам по присоединению Казахстана и Беларуси к ВТО. С Казахстаном проводится регулярная работа над разделами Доклада Рабочей группы и по гармонизации будущих тарифных обязательств Казахстана в ВТО с российскими.

В декабре 2013 г. Россия инициировала первое разбирательство в рамках Органа по разрешению споров ВТО (ОРС), запросив консультации с ЕС по поводу применяемого Евросоюзом метода энергетических корректировок при проведении антидемпинговых расследований в отношении ряда российских товаров. Россия также присоединилась в качестве третьей стороны к восьми спорам в ОРС.

Важное направление работы — снятие действующих ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 октября 2013 г. 18 стран применяют защитные меры в отношении российских товаров. Всего действуют 78 ограничительных мер в основном в виде антидемпинговых и специальных защитных пошлин, нетарифных мер и технических барьеров. На долю стран дальнего зарубежья приходится 70% всех применяемых ограничений. Наибольшее количество из них применяют США (17 мер) и ЕС (16 мер). Ограничительные меры применяют также Австралия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Корея, Мексика, Таиланд и Турция.

Совместно с Минэкономразвития России прорабатывается вопрос о создании Постоянного представительства Российской Федерации при ВТО.

Россия вступила в ВТО

В среду Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации

Москва. 22 августа. INTERFAX.RU — Российская Федерация в среду официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Как сообщалось, 23 июля правительство РФ уведомило секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО, включая ратификацию подписанного в Женеве 16 декабря 2011 года протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года. В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТОсостоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления.

Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО в среду вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО.

Правда, в торговле между РФ и США пока не будут действовать нормы и принципы ВТО — до отмены так называемой поправки Джексона-Веника, которую конгресс США так и не успел отменить. Поправка Джексона-Вэника, названная так по имени внесших ее в 1974 году конгрессменов, запрещала предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле странам, ограничивающим право граждан на эмиграцию. Поправка в закон о торговле США была внесена специально против СССР, который перестал существовать в 1991 году. С нормамиВТО эта поправка несовместима.

В среду же вступает в силу постановление правительства РФ от 21 июля об утверждении ставок экспортных пошлин, а 23 августа вступит в силу новый Единый таможенный тариф Таможенного союза (прописывающий ставки импортных пошлин).

Россия с 23 августа снизит только так называемые «антикризисные» пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% с момента присоединения к ВТО(далее по ним предусматривается постепенное снижение в течение семи лет до 15%).

Средневзвешенный импортный тариф в РФ в 2008-2010 годах составлял в среднем 10,3%, в том числе 15,6% по сельхозтоварам и 9,4% — по промышленным. В течение переходных периодов пошлины будут снижаться, и в результате средневзвешенный импортный тариф упадет примерно до 7,1%, в том числе до 11,3% по сельхозтоварам и 6,4% — по промышленным товарам.

Таким образом, в целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного, согласованного на переговорах, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентного пункта.

По оценкам Минэкономразвития, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут уменьшены не более чем на 5 процентных пунктов.

Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

Вступление в ВТО не заставляет правительство РФ отказываться от регулирования цен на услуги естественных монополий. Есть только одно ограничение — цены на природный газ для внутренних промышленных потребителей должны формироваться таким образом, чтобы приносить прибыль газовым компаниям (а это итак происходит уже несколько последних лет). Что касается социальной сферы, то государство может устанавливать тарифы на любом уровне, не обращая внимания на рентабельность продаж товара населению.

Читайте также  Юмор и сатира в рассказах Чехова

Обязательства РФ в области сельского хозяйства отличаются от стандартных, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей условия торговли, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.

Для РФ разрешенный уровень поддержки будет составлять $9 млрд (что более чем вдвое выше уровня, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года — будет «связан» на нынешнем уровне.

Самая очевидная выгода от присоединения к ВТО касается потребителей — это возможное снижение стоимости жизни за счет уменьшения торговых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.

Подешеветь, к примеру, по оценке Минэкономразвития, могут рыба, фрукты, овощи, орехи из тропических стран, шоколад, цветы, качественные вина и крепкие напитки, лекарства, текстиль, одежда, обувь, строительные материалы, ювелирные изделия, мебель, электроника и электротехника, медицинские приборы и оборудование, косметика, парфюмерия, моющие средства, автомобили.

Среди производителей первыми преимущества от присоединения к ВТО получат экспортоориентированные предприятия, прежде всего в металлургии, химической промышленности, энергетике, за счет снятия барьеров для доступа российских товаров на рынки членов ВТО, потери от которых, по оценкам, составляют более $2 млрд.

В то же время, согласно анализу Минэкономразвития, вступление РФ в ВТО приведет к автоматической отмене лишь 4 из 96 ограничительных мер, действующих в отношении поставок из России в странах-членах этой организации. Как ожидается, автоматически будут отменены ограничения в торговле российской сталью в Евросоюзе, в торговле российской алкогольной продукцией (включая пиво) в Киргизии, ограничения по осуществлению спутниковых услуг в США и страховых услуг на Украине. Чтобы отменить другие ограничительные меры в отношении продукции из РФ, необходимо будет провести консультации, а в ряде случаев возможны и судебные разбирательства в рамках ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 годы).

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 года им является француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС.

Взаимоотношения России и ВТО

Всемирная торговая организация – это международная организация, целью создания которой является регулирование торгово–политических отношений между входящими в нее государствами.

Свою деятельность она начала 1 января 1995 года, являясь преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1947 года.

Сутью членства государства в ВТО является облегченный выход на новые рынки, но страна, присоединившаяся к ВТО обязана открыть свои границы странам–партнерам, теряя свои преимущества на внутреннем рынке. Так же, обязательным условием для членства в ВТО является ослабление тарифных ограничений, снятие квот и снижение квот и пошлин для торговых партнеров.

Главной задачей ВТО выступает не достижение политических или социально экономических целей, а установление для всех государств общих принципов международной торговли.

Сколько стран в ВТО?

В настоящее время ВТО объединяет 161 территорию, из них 156 стран, признанных международно, одну непризнанную страну – Тайвань, две зависимые территории и Европейский союз.

Вступление России в ВТО

В 1986 году СССР обратился с заявкой к Генеральному соглашению по тарифам и торговле для получения статуса наблюдателя, с целью последующего присоединения. Но, по настоянию США, это заявка была отклонена, ссылавшись на то, что СССР является страной с плановой экономикой, а это несовместимо принципу свободной торговли. И только в 1990 году СССР получил статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. Переговоры о вступлении России в ВТО начались в 1995 году.

Но только лишь с 2000 года они переросли в серьезный процесс присоединения России к ВТО. Однако, в 2006 году переговоры зашли в тупик, это вызвано повышением России ввозных пошлин на древесину с 6,5% до 25%. Страны Европейского союза потребовали снижения пошлин, в противном случае они не дадут согласия для вступления России в ВТО. В результате тариф был временно заморожен, но при этом Москва предупредила, что повысит ставки с 2012 года до 80%, если вопрос о вступлении в ВТО снова затянется.

23 июля правительство Российской Федерации уведомило секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО. 22 августа 2012 года Российская Федерация официально стала 156–м полноправным членом Всемирной торговой организации.

Что получается Россия от ВТО?

Положительным моментом вступления России в ВТО, является улучшение имиджа страны, ведь теперь она может показать, что она может быть полезной на мировой арене.

Снижение пошлин. При этом, импортируемые товары становятся дешевле. На российском рынке иностранные компании будут работать более активно, увеличится количество иностранных инвестиций, это повлияет на усиление конкуренции.

Отрицательным фактором является снижение цен на продукцию, хоть изменения были и незначительны, но это произошло. Так же минусом является то, что Россия стала ограничена в возможности принятия самостоятельных экономических решений.

На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем и с вступлением в ВТО будет сложнее избавится от сырьевой зависимости;

Многие российские компании оказались неконкурентоспособными, как результат – потеря рабочих мест, увеличение количества безработных.

Снижение экспортных пошлин, приводят к убытку бюджета страны, что может привести к увеличению государственного долга.

По данным таблицы 1, можно проследить динамику внешней торговли России в 2012–2017 годах (млн долларов США).

Динамика внешней торговли России в 2012 – 2017 годах (млн долларов США)

2012 2013 2014 2015 2016 2017
Товарооборот 841 999 842 233 782 927 526 275 467 753 584 050
Экспорт 524 735 527 266 496 944 343 597 285 491 357 083
Импорт 317 263 314 967 285 982 182 678 182 262 226 966

По этим данным видно, что с каждым годом товарооборот снижался. В 2016 году по сравнению с 2012 годом, товарооборот уменьшился на 374 246 млн долларов, и составил 467 753 млн долларов. Только в 2017 году замечено увеличение товарооборота по сравнению с 2016 годом, на 116 297 млн долларов.

После вступления в ВТО пошлина на автомобили в 2017 году были снижены с 23% до 20%, при этом в 2019 году ставки должны снизиться до 15%. Эксперты уверены, что вслед за автопромом подешевеет алкоголь, бытовая техника, одежда и многое другое.

Из–за снижения пошлин на экспорт, российский бюджет потерял 900 млрд рублей за пять лет, по прогнозам, к 2020 году сумма ущерба составит 12– 14 трлн рублей. В связи с этим, вопрос о выходе России из ВТО был рассмотрен в Госдуме РФ, где депутатами из фракции КПРФ был предоставлен разработанный законопроект о планомерном выходе России из ВТО.

Однако, по прогнозам ряда экономистов, выход России приведет к ужесточению международных санкций. Также выход России из ВТО приведет только к кратковременному росту отечественного производства. Изоляция от международного рынка и международных технологий может стать отправной точкой к замедлению роста научно–технологического потенциала России.

Россия и Всемирная Торговая Организация

Вы будете перенаправлены на Автор24

ВТО – это международная организация, объединяющая 164 страны, сфера компетенции которой лежит в области урегулирования торговых взаимоотношений между странами, обеспечения равноправной, прозрачной и единой системы торгового законодательства и таможенных тарифов.

Значение и принципы ВТО

Всемирная Торговая Организация была образована в 1995 году на основании ГАТТ – Генерального соглашения по торговле и тарифам от 1947 года. Оба объединения преследуют одну и туже цель – либерализацию и глобализацию экономики, снижение тарифных барьеров и ограничение протекционистской политики государств, которая может стать препятствием для развития международных торговых отношений.

Читайте также  Отечт по производственной практике в ОАО Джанкойский элеватор

В отличии от ГАТТ ВТО является еще более всеобъемлющей организацией которая рассматривает вопросы не только товарной торговли, но также торговли услугами и защиту объектов интеллектуальной собственности. Основной целью вступления стран в ВТО является доступ к сниженным таможенным тарифам, который открывает возможности расширения экспорта в любые страны-члены ВТО благодаря режиму благоприятствующей нации, согласно которому любые договора о предоставлении торговых льгот между двумя нациями, автоматически распространяют свои правила на все страны-участницы ВТО, что обеспечивает справедливую конкуренцию.

ВТО предъявляет достаточно высокие требования к приему новых членов. В отношении стран-претендентов выдвигается целый список стандартов, в соответствии с которыми должны быть приведены не только таможенные тарифы, то также торговое законодательство, политика субсидирования, и другие элементы экономической жизни страны.

Значительным преимуществом нахождения в ВТО является доступ ее членов к универсальному механизму разрешения торговых споров, который позволяет любой стране-члену организации на равных отстаивать собственные интересы в спорах даже с самыми развитыми и богатыми странами.

В тоже время начиная с середины 2010-х годов в мире все больше растет критика в отношении ВТО и ее принципов. В первую очередь это связано с нарушением правил ВТО наиболее крупными торговыми странами – США и Китаем. Китай является лидером в области мирового экспорта, а правила ВТО дают ему равные условия для конкуренции с товарами других стран на внешних рынках. Правительство США подобная ситуация совершенно не устраивает, она трактуется как «недемократическая и несправедливая». США требуют особого отношения к собственной стране в ВТО, поскольку демократическими правила являются только в том случае если они удовлетворяют их интересам.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках торговой войны с Китаем США работали над двумя грандиозными проектами зон свободной торговли нового уровня – Транстихоокеанским партнерством, объединяющим экономики США и стран Латинской Америки, Японии, Тихоокеанского региона и восточного побережья Азии; а также Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство, объединяющее США и ЕС. На данные зоны свободной торговли не распространяются правила ВТО, что позволило бы США получить более привилегированные условия торговли в сравнении с Китаем. Но развитие протекционистской политики Д. Трампом, привело к выходу США из данных проектов.

Вступление России в ВТО

Еще СССР стремился присоединиться к ГАТТ, что не устраивало западные державы. После образования Российской Федерации политико-идеологические барьеры, препятствовавшие вступлению России в ВТО исчезли, однако путь присоединения к данной организации занял 18 лет, с 1993 по 2012 годы.

Можно выделить несколько этапов данного процесса:

  • с 1995 по 2006 год, процесс устранения основных препятствий вступления России в ВТО;
  • с 2006 по 2010 год, период временного замедления и приостановки переговоров по вступлению;
  • с 2010 по 2012 год, переговоры от лица Таможенного союза.

На первоначальном этапе перед РФ стояло множество препятствий на пути вступления в ВТО. Прежде всего они касались экономико-политических противоречий со странами которые уже являлись членами ВТО, такими как США, Грузия, ЕС, Китай, которые разрешались как в рамках двусторонних, так и многосторонних переговоров. С другой стороны, российское законодательство не соответствовало высоким стандартам ВТО по многим параметрам.

Первоначально сроком вступления РФ в ВТО был назначен 2006 год, но к этому моменту необходимые условия еще не сложились. С учетом разыгравшегося мирового экономического кризиса вопрос о вступлении в ВТО был отложен. Начиная с 2010 года, Россия вела переговоры о вступлении от лица Таможенного союза. Документы о вступлении России в ВТО были готовы еще в конце 2011 года, однако они были ратифицированы лишь 22 августа 2012 в связи с внутреннем сопротивлением политической оппозиции.

Итоги взаимоотношений РФ и ВТО

К числу основных аргументов за вступление РФ в ВТО озвучивались:

  • расширение российского экспорта вследствие снижения таможенных пошли других государств;
  • получение доступа к передовым технологиям (отмена поправки Джексона-Вэника);
  • улучшение делового и международного имиджа страны;
  • рост и модернизация экономики и отечественного производства;
  • доступ к международной системе разрешения торговых споров;
  • возможность представлять и отстаивать национальные интересы в рамках переговорных процессов ВТО.

По итогам восьми лет нахождения страны в ВТО самые главные причины данного шага так и не были достигнуты. Российский экспорт в другие страны не смог существенно вырасти, а его основной составляющей остаются углеводороды. Колоссальный урон развитию внешних торговых связей нанесли санкции США и ЕС, принятые вне и вопреки правилам ВТО.

Аналогичным образом несмотря на отмену поправки Джексона-Вэника РФ так и не получила доступ к передовых технологиям, поскольку уже через полгода после вступления в ВТО американской стороной была принята поправка Магницкого, а с 2014 года к ней присоединились санкции. Не произошло толчка к развитию экономики страны или к существенному увеличению притока инвестиций и иностранного капитала. Наиболее ощутимым итогом является возможность РФ отстаивать собственные интересы и решать торговые споры в рамках механизмов ВТО.

ВТО дорого обошлась России. Зачем мы вообще туда входили?

Ровно семь лет назад – 22 августа 2012 года – Россия стала членом Всемирной торговой организации. В этом году Москва выполнит все тарифные обязательства, которые взяла на себя при вступлении в ВТО. За эти годы российская экономика сделала большие шаги вперед. Но выгоду ей принесли те решения, которые «по духу» прямо противоположны ВТО.

На фоне угроз Дональда Трампа выйти из ВТО и, по сути, разрушить организацию, на практике Россия продолжает выполнять обязательства, взятые семь лет назад в этот день, когда официально вступила в ВТО. Причем этот год интересен тем, что по его итогам Россия выполнит все свои обязательства перед ВТО и больше не будет ничего должна.

Остались последние шаги – с 10 сентября снизить ввозные пошлины на легковые автомобили с 17% до 15% и на самолеты – с 14% до 12,5%. Это окончательный уровень пошлин. И еще один шаг – с 1 января 2020 года заменить тарифные квоты на свинину на плоский тариф на уровне 25%. Сейчас действует нулевая ставка по квоте, однако на свинину, которая идет сверх квоты, накладывается пошлина в 65%. «В части либерализации импортного тарифа это будет самый последний шаг, больше мы ВТО ничего не должны по нашим тарифным обязательствам», – заявила директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова.

Когда Россия в 2012 году вступала в ВТО, смысл этого действия был в том, чтобы в торговле России с другими странами устранялись избыточные таможенные барьеры. Считается, что это способствует формированию конкурентных производств и вытеснению малоэффективных. В последние годы принципы и нормы ВТО поставлены под большие сомнения, в первую очередь самими Соединенными Штатами.

Что же Россия получила и потеряла за эти семь лет членства в ВТО?

Россия очень долго торговалась с ВТО, поэтому смогла вступить на относительно гибких условиях. Где-то пришлось поступиться ради ускоренной интеграции страны в мировую экономику, а в некоторых отраслях удалось защитить отечественное производство. В частности, по ряду товаров смогли отстоять переходный период снижения тарифных пошлин на два–три года, а по более чувствительным товарам – на пять–семь лет, как, например, по легковым автомобилям, самолетам и свинине.

Участниками ВТО являются почти все страны: доля стран – участниц ВТО в мировом торговом обороте составляет более 95%. На начало 2018 года средневзвешенная ставка по импортному тарифу в США была около 3,4%, в Китае – 8,5%. «С момента вступления России в ВТО средневзвешенный импортный тариф в России снизился примерно в два раза, на 4,2 п.п., до 4,8% (с начала 2012 года). Для каких-то групп российских товаров снижение было больше. Например, средневзвешенная ставка для продовольственных товаров, по нашим оценкам, снизилась примерно на 4,5 п.п., на текстиль, текстильные изделия, обувь и на кожевенное сырье, пушнину, изделия из них – примерно на 6 п.п. Более низкие импортные пошлины повышают конкуренцию у внутренних производителей. Сейчас доля российского внешнеторгового оборота со странами – участницами ВТО около 90%», – отмечает Василиса Баранова, старший аналитик группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА.

Читайте также  Создание мультипликации в Macromedia Flash

Один из важных положительных моментов членства в ВТО в том, что Россия получила возможность пользоваться процедурой ВТО по разрешению споров. Россия стала подавать иски в ВТО против других стран, в основном европейских, чтобы снять те или иные тарифные ограничения. В частности, Россия спорит в ВТО по Третьему энергопакету с ЕС, по вагонам и железнодорожному оборудованию – с Украиной, а также пытается отменить пошлины на сталь и алюминий со стороны США. Другое дело, что добиться положительного решения удается не всегда, но главное, что споры длятся очень долго, и все это время российские компании продолжают нести убытки из-за закрытия внешнего рынка сбыта.

Сам факт вступления России в ВТО, конечно, привел к тому, что ряду стран сразу пришлось отменить часть своих протекционистских мер по отношении к российским конкурентам. Например, США отменили поправку Джексона – Вэника, которая запрещала предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли. Одна санкционная политика США в отношении РФ, конечно, перечеркнула все эти преференции одним махом. При этом добиться справедливости через ВТО в этом вопросе невозможно.

В первый год после вступления в ВТО уже наблюдался отрицательный эффект. Из-за снижения пошлин на импортные товары конкуренция внутри России повысилась. Это привело к росту импорта и снижению экспорта. В итоге сальдо внешнеторгового оборота в 2013 году снизилось на 10%. Причем на 7–8% просела торговля со странами СНГ, как по импорту, так и по экспорту. Со странами дальнего зарубежья она выросла, но не сильно – менее чем на 2%.

Структура экспорта после вступления в ВТО слегка изменилась – упал экспорт топливно-энергетических товаров, зато вырос экспорт машин и оборудования, металла и химической продукции. В худших условиях оказались сельское хозяйство и легкая промышленность, где отстоять заградительные пошлины не удалось, и господдержка также была ограничена из-за ВТО. Открытие рынков и принятие правил ВТО ударило по обрабатывающей промышленности в России.

И сложно представить, до чего бы дошло дело, если бы не 2014 год, когда резко обвалились цены на нефть – со 100–110 до 50–60 долларов за баррель, и, как следствие, произошла девальвация рубля, а также началась санкционная война США против России. США ввели санкции, по сути, с поправкой на статью ГАТТ (в основе ВТО), по которой они имеют право вводить ограничения из соображений национальной безопасности. Такая формулировка делает бессмысленным оспаривание в ВТО.

Ожидалось, что положительный эффект от ВТО Россия должна была почувствовать не сразу, а по прошествии нескольких лет. Однако события 2014 года этому помешали. Они нивелировали большую часть положительных эффектов, которые ожидались от вступления во Всемирную торговую организацию.

В 2016 году объем экспорта России сократился почти на треть из-за снижения цены на продукты экспорта. В деньгах просел прежде всего экспорт топлива. С другой стороны, отмечается рост экспорта техники и продукции сельского хозяйства. Однако ВТО здесь уже не играла роли. Наоборот, это случилось, так сказать, вопреки «духу» ВТО. Сельское хозяйство России стало показывать рост даже на фоне падения ВВП во многом благодаря введению ответных продуктовых санкций против стран ЕС, а также оказанию господдержки. При обычных условиях эти меры можно было назвать протекционистскими и нарушающими правила ВТО. Однако в контексте санкционной войны и недружественных экономических мер против России они приобретают уже иной смысл. В любом случае именно контрмеры вкупе с хорошими погодными условиями для зерновых подстегнули развитие аграрного сектора России. В какой-то момент именно сельское хозяйство стало драйвером российской экономики: в 2016 и 2017 годах рост составил 4,8% и 3%. Теперь темпы меньше, но сектор по-прежнему в плюсе: в первом полугодии 2019 года сельскохозяйственное производство выросло на 1,2%.

В автомобильной промышленности, где снижение ввозных пошлин удалось удлинить на семь лет, был существенно снижен импорт как легковых, так и грузовых автомобилей. Это удивительный эффект, так как по мере снижения ввозных пошлин в рамках ВТО доля импорта должны была бы, наоборот, расти. Однако российское правительство пошло, можно сказать, на хитрость. Во-первых, были введены утилизационные сборы для всех автопроизводителей. Это не нарушало правил ВТО и нивелировало снижение импортных пошлин. Во-вторых, подтолкнуло иностранные концерны переносить заводы по производству машин и оборудования на территорию России. Правда, в последние годы из России ушли американские General Motors и легковой сегмент Ford, однако многие другие автоконцерны остаются, платят налоги и даже думают о расширении производства.

В авиапромышленности Россия также добилась значительных успехов, благодаря тому, что удалось отстоять импортные пошлины. При их обнулении в парках российских авиакомпаний по-прежнему было бы засилье иностранной техники. При этом Россия создала первый со времен СССР гражданский авиалайнер «Сухой Суперджет 100» и продолжает работу над двумя другими типами отечественных самолетов – среднемагистрального лайнера МС-21 и, совместно с Китаем, широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Построив все эти лайнеры, Россия станет обладателем собственного парка самолетов всех типов. И хотя первая ласточка – «Сухой Суперджет 100» – не получился идеальным, на успех претендует МС-21. Собственно, те санкции США, которые направлены прямо против МС-21, являются лишним доказательством тех высот, которых достигла современная российская авиапромышленность. Вашингтон испугался реальной конкуренции с российским самолетом.

Самое смешное, что главная цель вступления в ВТО – облегчение доступа российского экспорта на международные рынки – так и не была выполнена. Наоборот, к существовавшим до 2014 года ограничениям добавились новые в связи с санкционной войной.

Доступа к новым передовым технологиям, чего особенно ждали от ВТО, когда соглашались на не очень приятные условия для сельского хозяйства и легкой промышленности, Россия так и не получила. Наоборот, США своими санкциями закрыли к ним доступ, в частности по нефтегазовому оборудованию, которое так необходимо для добычи труднодоступных углеводородов, или по авиационному. Роста объема прямых инвестиций членство в ВТО также не дало – они, наоборот, падают. При этом Россия потеряла доступ к дешевым финансовым кредитам за рубежом, за что опять стоит благодарить санкции.

Иными словами, 2014 год стал не просто переломным для всей мировой торговли. Он полностью уничтожил те главные блага, ради которых Россия шире открыла свой рынок для иностранцев, вступив в ВТО. По экспертной оценке, российский бюджет за пять лет недосчитался 800 млрд рублей из-за снижения импортных пошлин.

«Когда мы вступали в ВТО, нам говорили, что наша продукция пойдет на мировые рынки без всяких дискриминаций. Но мы увидели обратную ситуацию – санкции, односторонние ограничения», – заявил первый заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. По его словам, страны, создавшие ВТО, ее крупнейшие участники, в частности США, «в полную силу используют свое доминирование на мировых рынках и навязывают свои правила игры, которые идут в нарушение норм ВТО».

В последние годы механизм ВТО, да и само существование этой организации ставится под большое сомнение. Потому что во время экономических кризисов западные государства налево и направо вводят протекционистские меры, чтобы помочь своим экономикам, или путем ограничений устраняют конкурентов, как это делают США с Китаем. Система ВТО оказалась не в состоянии этому противостоять.

Дональд Трамп не раз грозил выйти из ВТО, если к США не будет исключительного отношения. США хотели в одностороннем порядке вводить пошлины, и они уже это проделывают и с Россией, и с Ираном, и с Китаем. Российское Минэкономразвития переживает, что готовящаяся сделка США с Китаем будет нарушать нормы ВТО: они поставят себя над правилами организации, что фактически будет означать «войну всех против всех».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: