Руководитель и лидер - ABCD42.RU

Руководитель и лидер

Почему важно отличать руководителей и лидеров

Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям. Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия. Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.

Определение понятий

В идеале руководитель должен быть лидером, который доверяет своим сотрудникам и старается войти в их положение в любых сложных ситуациях. Лидерство от руководства сильно отличается.

Лидером можно быть, как имея должность руководителя, так и не имея. Часто в этой роли выступают совершенно другие люди. Это может быть формальный статус, не заверенный документально.

Лидер – это тот человек, который пользуется авторитетом.

Его мнения прислушиваются рядовые сотрудники в процессе решения определенных задач. Только лидеру удается очень быстро и качественно реализовать проекты и идеи. Рано или поздно каждый лидер показывает себя не с лучшей стороны, благодаря чему теряет статус. На смену старому лидеру всегда придет новый, который будет направлять штат сотрудников, и ему все будут доверять.

Руководитель – это формальное должностное лицо, которое должно объединять в себе лидерские качества и управлять сотрудниками, но обычно руководители перекладывают обязанности на заместителей.

Это может быть классический вариант – директор фирмы или руководитель большого отдела огромной компании. Такой человек не может уследить за всем, поэтому ему приходится пользоваться помощью других сотрудников. Его главным отличием является легитимность, и это не характерно для лидера.

Можно сделать вывод, что основное отличие начальника от лидера – это занимание руководящей должности и возможность перекладывания своих лидерских функций на плечи других работников.

Основные качества

Отличается лидер от руководителя определенными качествами и характеристиками. Руководителю свойственно следующее:

  • назначается уполномоченными органами и вышестоящими инстанциями, которые даже не имеют возможности оценить работу этого человека;
  • основной обязанностью является выполнение всех обязательств любым способом (даже путем перекладывания функций на других сотрудников);
  • любой руководитель в процессе деятельности применяет традиционные формы и средства работы;
  • не всегда руководитель является любимцем рядовых сотрудников по причине его несправедливости;
  • он обычно принуждает сотрудников делать поручение, даже если это не входит в его обязанности;
  • интересы руководителя обычно не совпадают с интересом штата сотрудников; отвечает за материальную и правовую базу предприятия;
  • каждый руководитель получает должность на основе высоких показателей технических навыков, знания той или иной сферы деятельности и т. д.;
  • отстранен от сотрудников в силу социального положения, он некомфортно себя чувствует в таком обществе, как и они в его присутствии;
  • всегда пользуется высоким положением.

Лидер же отличается другими характеристиками. Это душа компании любого предприятия, которая искренне волнуется за успех фирмы, даже если не получает от этого выгоды. Он способен вести за собой людей, т. к. они видят в таком человеке идеала руководителя. Среди основных характеристик лидера особое внимание можно уделить следующим:

  • способность располагать к себе людей;
  • общительность и дружелюбие;
  • является примером для подражания многих;
  • выбирается обществом, без документальных согласий и прочих формальностей;
  • работает в интересах сотрудников, но не является слишком снисходительным к ним;
  • не всегда действует по четко разработанному алгоритму, руководствуется своими знаниями и часто творчески подходит к решению проблем;
  • умеет правильно мотивировать работников;
  • лидер всегда обладает преимуществами: он хорошо уведомлен во всех новостях по делам компании, принимает непосредственное участие в делах трудового коллектива, а не просто наблюдает за этим;
  • он ответственный за принятые им решения и может сполна поплатиться за это по желанию пользоваться или нет своими преимуществами;
  • такой человек ведет за собой всех сотрудников, демонстрируя наглядный пример, каким должен быть сознательный работник.

Стили поведения

Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.

Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника. Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна. Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.

Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего голосования. Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным. Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам. В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).

Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.

Выводы

Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве. В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе. Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.

В жизни редко встречаются эти 2 качества в одном человеке, но такое сочетание можно считать идеальным. Все же, если руководитель не обладает качествами лидера, он обязан работать над этим, чтобы в будущем стать им. В противном случае всегда может появиться неформальный лидер, который «переплюнет» руководителя и займет его должность.

Лидер и руководитель: в чем разница?

Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

В чем разница?

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель — это копия, лидер — это оригинал.
  3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  9. Руководитель подражает, лидер создает.
  10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  11. Руководитель — классический бравый солдат, лидер — это только он сам.
  12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Что говорят работодатели

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем — неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.

«Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен, — рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». — Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника — не более».

Читайте также  Принцип системности в психологии

Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву — если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

Как узнать про способности к руководству?

Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент — тест «Профориентация». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности — тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

Кому-то ближе контроль и планирование — тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.

Пример из результатов теста «Профориентация».

Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении — стараться и развиваться дальше.

А как относитесь к руководству и лидерству вы?

Кто вы — лидер или начальник?

Между лидером и начальником, казалось бы, много общего: и тот и другой управляют людьми, достигают результата усилиями команды. Но если погрузиться в детали, то можно обнаружить и ряд отличий.

Говоря о начальнике, мы обычно подразумеваем человека, который наделен большими полномочиями, занимает руководящую должность и имеет в подчинении персонал.

Понятие лидера намного глубже. Сам термин скорее психологический: лидер — человек, который завоевал признание в какой-то группе, команде или компании и пользуется большим авторитетом. Он обладает влиянием, поэтому окружающие прислушиваются к нему.

Начальник скорее номинальный термин, который зачастую несет завуалированный негативный смысл. Ведь можно быть начальником, но не иметь авторитета у подчиненных. По сути, начальник — это менеджер, который должен эффективно распоряжаться ресурсами. Но не у каждого это получается.

Мы постарались собрать максимум отличий с учетом мнения бизнесменов, психологов и исследователей природы лидерства. Обращайте внимание на те критерии, что вам ближе, и решайте сами, какие личностные качества и навыки вам стоит подтянуть.

Обучать сотрудников или работать с теми, кто есть

Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев считает, что задача хорошего лидера — выращивать сотрудников. Он развивает подчиненных, потому что относится к ним как к основному капиталу компании. И ценность менеджера как раз в том, чтобы вырастить как можно больше профессионалов. Это качество лидера.

Минус такого подхода в том, что выращенные сотрудники обычно хотят больше денег. И это логично, ведь у них появляется больше навыков. Поэтому нельзя игнорировать ситуации, когда лидер выращивает людей, тратит на них ресурсы компании, а затем они увольняются и уходят к конкурентам.

Основатель и генеральный директор FastTrack Христо Попов в своей колонке в Forbes отмечает, что корпоративное образование переоценено, и рекомендует искать людей, которые смогут управлять тем, что есть, не стремясь развивать сотрудников, а используя их как бизнес-единицу с понятными возможностями и стоимостью. Так действуют начальники.

Рисковать или избегать ошибок

Основатель и генеральный директор JotForm Танк Айтекин уверен, что одно из главных качеств лидера — это умение рисковать. В ситуации, когда простой начальник откажется от идеи из-за неуверенности в результате, лидер, наоборот, рискнет и продемонстрирует прорыв. Важно понимать, что речь идет об осознанном риске, а не о бессмысленных поступках.

Позитивно о рисках говорит американский финансист и миллиардер Рэй Далио в книге «Принципы. Жизнь и работа». Но при этом напоминает, что важно помнить о возможности провала — одна его ошибка стоила больше $ 100 000, на тот момент это были почти все его деньги.

Попробуйте CRM для малого бизнеса: внедрение и адаптация под особенности бизнес−процессов, контроль и автоматизация отдела продаж

Лидер рискует, но осознанно. И готов принять ответственность за произошедшее, сделать выводы. Начальник не готов отвечать за ситуации со слишком высоким риском, поэтому он отказывается от таких поступков.

Стремиться завоевать доверие или контролировать и управлять

Танк Айтекин рассказывает еще об одном ярком отличии лидера и начальника. Менеджер работает с процессами компании, контролирует их, обеспечивает соблюдение правил. Это важная роль для любой организации.

Лидер же создает доверие и уважение — делает так, что ему не нужно контролировать мотивацию персонала, ведь люди сами стремятся сделать всё правильно и с первого раза.

Чтобы проверить, лидер вы или начальник, достаточно посчитать, как много людей каждый день приходят к вам за советом. Если совсем мало или никто, скорее всего, вы начальник. Если много и постоянно, то вы лидер.

Создавать стратегию или думать над тактикой

Соучредитель CareerBlast Уильям Арруда в колонке Forbes рассказывает, что основные задачи лидера — стратегические, а управляющего — тактические.

Лидер предпочитает смотреть на общую картинку, создавать её в целом. Лидер задает направление, вдохновляет.

Задача менеджера, по мнению Арруды, заключается в том, чтобы разработать детальный план, чаще краткосрочный. Контролировать, как сотрудники двигаются по нему, хватает ли на всё ресурсов. И после достижения цели составлять следующий план.

Быть проактивным или четко следовать плану

В книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называет проактивность отличительной чертой лидера. Он считает, что такие люди всегда проявляют инициативу, пытаются расширить зону своего влияния и не обращают внимание на то, что от них не зависит.

Робин Шарма в книге «Лидер без титула» рекомендует тем, кто хочет стать лидером, каждый день задаваться вопросами:

  • Как увеличить свою продуктивность?
  • Как работать быстрее?
  • Чем ещё порадовать клиентов?

У начальников таких личностных качеств нет — они могут спокойно работать по плану и не пытаться улучшить ситуацию.

Искать новые навыки или развивать то, что есть

Саймон Синек в книге «Начните с почему» уверяет, что настоящие лидеры постоянно учатся новому. Их основная цель — личностный рост, развитие «мягких» навыков (soft skills), которые помогают им лучше понимать людей. Лидеры знают, что если они не будут постоянно развиваться, то скоро останутся позади конкурентов.

Начальники же оценивают существующие ресурсы, уже прокаченные навыки, и действуют исходя из этого. Благодаря обучению они улучшают имеющиеся навыки, не пытаясь найти что-то кардинально новое.

Быть гибким или следовать плану

Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что отличительное качество лидера — гибкость. Лидеры готовы меняться сами, готовы менять планы в процессе. Менеджеры, наоборот, четко следуют плану и неохотно вносят изменения в «дорожную карту».

Образно говоря, менеджер напоминает строителя железной дороги: сначала он всё долго просчитывает, прокладывает пути и только затем пускает поезд. Лидер больше напоминает смелого кочевника, который только во время экспедиции решает, лезть в гору или обойти её.

Воспитывать последователей или работать с сотрудниками

Лидер не относится к персоналу просто как к сотрудникам — скорее он пытается сделать из людей последователей своей идеи. Достаточно вспомнить истории Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга.

Менеджер же, наоборот, дистанцируется от личных отношений с персоналом и предпочитает не добавлять в рабочие отношения какую-то идейность.

Способность заражать идеей и превращать сотрудников в последователей актуальна в момент зарождения компании, как это и было с вышеуказанными лидерами. Когда бизнес рос и переходил из стадии стартапа в развивающуюся компанию, лидеры нанимали менеджеров — как раз для плодотворной работы с линейными сотрудниками.

Искать уважения или признания

Робин Шарма рассказывает, что лидеру не нужен титул — его в первую очередь интересует уважение людей. Именно для этого он работает и развивается, это его мотивирует.

Менеджеры мотивируются признанием или титулом, им необходимо некое подтверждение того, что их работа приносит пользу. В этом есть элемент тщеславия.

Как определить, лидер вы или начальник

Может показаться, что конкретный человек может быть только лидером или начальником, но это не так. Да, есть люди с явно выраженными качествами лидера, например, тот же Стив Джобс. Но большинство эффективных руководителей обычно сочетают в себе качества и менеджера, и лидера. Вспомните своего лучшего руководителя — наверняка он умел и вдохновить идей, и жестко контролировать бизнес-процессы.

Читайте также  Процесс приватизации в России

Как бы то ни было, но важно развивать в себе и способность вовремя переключаться. Когда это необходимо, вы можете быть лидером и заниматься стратегическим развитием компании, воспитывать сотрудников и стараться усовершенствовать как можно больше процессов. Но раз вы работаете на бизнес, то в сложных ситуациях нужно заниматься и тактикой, принимать управленческие решения и четко следовать плану. То есть проявлять менеджерские качества.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Руководитель и лидер: сходство и различие

Руководство и лидерство в структуре организации.

· Руководитель и лидер: сходство и различие.

· Основные теории лидерства.

Руководитель и лидер: сходство и различие.

В западных теориях термины руководитель и лидер используются как равнозначные. Однако в практике отечественного управления эти два понятия разводятся. Чтобы легче было уяснить суть этих феноменов, прибегнем к следующему рассуждению.

Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Поэтому и отношения людей можно разделить на два соответствующих типа: формальные и неформальные. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.

Так вот, руководство — феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений.

Роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, для нее оговорен круг функциональных обязанностей. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу, он как бы «один из нас». Лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.

Хотелось бы обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы вы ни стремились стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из нас), вы им никогда не станете, если окружающие не воспримут вас как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Руководитель нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

Короче говоря, руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.

Во-первых, и руководство и лидерство являются средством управления людьми. Только одно из них «работает», в системе формальных, официальных отношений, а другое — в системе отношений неформальных, неофициальных.

Во-вторых, оба феномена помогают осуществлять социальное влияние в группе. Но при руководстве это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как при лидерстве — по неофициальным.

В-третьих, и там и там существует определенная субординация отношений. Причем в руководстве она ярко выражена и закреплена должностными инструкциями, а в лидерстве – менее заметна и заранее никак не очерчена.

Поэтому вовсе не случайно, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.

Итак, кто же такой руководитель?

Руководитель— лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он несет юридическую ответственность за работу группы перед назначившей его инстанцией, использует четко оговоренные санкции – наказывает и поощряет подчиненных, чтобы они лучше работали, обладает формальными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.

Лидер — член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых ситуациях. Это человек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации.

Возможно, поэтому у многих людей и возникает желание быть лидером. Но далеко не всякому удается осуществить свою мечту. Одного только желания оказывается недостаточно. Проблема, состоит в том, что в качестве лидера человек обязательно должен быть принят членами своей группы. И далеко не с каждым претендентом такое случается. Естественно, мы задаемся вопросом, почему именно в одном из членов группы коллеги склонны усматривать лидера, а в другом — нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, разберем механизм, лежащий в основе выдвижения в позицию лидера.

Вспомните из своего детства рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» (О мальчике Павлике, которому никто не хотел ничего давать и которого старичок научил волшебному приему, открывающему двери человеческих сердец).

Какому же секрету научил мальчика старичок? А нужно было, обращаясь с какой-нибудь просьбой сказать другому человеку волшебное слово — «пожалуйста» и произнести его тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

В этом рассказе заключен глубокий психологический смысл человеческого поведения, и в том числе лидерства. Что я имею в виду?

Когда Павлик обращался к другим людям с «волшебным словом», в ответ он всякий раз получал нечто для себя приятное (краску, пирожок, возможность покататься на лодке). Иными словами, если для окружающих людей манера поведения ребенка и «волшебное слово» являлись несомненной ценностью, то для самого ребенка ценностью выступало то, что делали для него эти люди. Таким образом, происходил своеобразный обмен ценностями между Павликом и его родственниками.

Именно по механизму ценностного обмена происходит выдвижение в позицию лидера группы. Причем интересно, что принцип нашей жизни «ты — мне, я — тебе» оказывается несостоятельным. Применительно к лидерству он трансформируется в требование «ты — группе, группа — тебе». О каких же ценностях в этом случае идет речь?

Во-первых, ценностью является сама позиция лидера, тот статус, который приобретает человек.

Во-вторых, ценностью являются любые действия члена группы, способствующие повышению общегруппового эффекта. Когда в критических для группы условиях один из членов берет на себя заботу о всеобщем благополучии, он, безусловно, выдвигается группой в позицию лидера.

Итак, выдвижение в позицию лидера обусловлено главным образом вкладом члена коллектива в эффективность его функционирования. Это основное условие восприятия человека в качестве лидера.

HR-СТАТЬИ

Руководство и лидерство: две грани одной реальности

Перефразируя фразу известного детского писателя, можно сказать следующее: «Лидеры разные нужны, лидеры всякие важны». За последний год данная тема приобрела особую популярность, что неудивительно. Кризис заставил компании задуматься об эффективности, в том числе и в плане управления. А как известно, менеджмент — это люди: управляющие и управляемые.

Анализируя деятельность своих управленцев, компания изначально принимает как данность то, что если сотрудник находится на позиции руководителя и уже имеет опыт работы в этом качестве, то он по умолчанию владеет инструментами управления людьми.

Тогда чего же ему не хватает для эффективности?

Ответ, казалось, лежал на поверхности — лидерства. Цепочка рассуждений в этом случае проста: если до кризиса наши руководители показывали вполне приемлемые результаты, а в период изменений их эффективность упала, значит, им необходимы новые, совершенно иные навыки, умения и качества, которых у них еще нет. А что требуется от таких людей в период изменений? Конечно, стремление достигать поставленных целей, вести за собой людей, совершать прорывы, искать нестандартные способы решения вопросов и многое другое. Так и получается, что руководителям не хватает лидерских умений и качеств, а значит, нужно в них это развить.

И мало кто, или даже почти никто, не думал о том, что, возможно, компании нужны вовсе не лидеры, а проблема эффективности руководителей заключается не в отсутствии лидерских качеств и навыков, а в элементарной несформированности системных знаний и навыков оперативного управления. И те управленческие ресурсы и опыт, на которых работали эти самые руководители, до кризиса были вполне приемлемы и допустимы, но в новой ситуации они оказались недостаточными.

Так кого же тогда растить — руководителей или лидеров, а может, и тех и других сразу?
Этот вопрос сразу же тянет за собой следующий: «А что, есть разница между руководителем и лидером?» Есть, и именно в этом и заключается корень успеха или всех проблем, связанных с подготовкой менеджеров и лидеров.

В любой теории менеджмента принято разделять руководство и лидерство. Так разведем и мы эти понятия.

Управление — это целевое воздействие на организацию, предпринимаемое с определенными намерениями для достижения организацией какого-то эффекта.

Руководство — это, в отличие от управления, персонифицированное управление. Процессы руководства реализуются только по отношению к людям.

Лидерство — искусство мобилизовать желание других бороться за достижение цели путем формирования образа привлекательного будущего (видение) и демонстрации модели поведения (воля).

Руководители и лидеры — разные фигуры в менеджменте, их влияние на организацию также различается, несмотря на то, что каждый из них ставит своей задачей достижение единых целей компании, но инструменты и механизмы их достижения различны.

Читайте также  Снятие блокады Ленинграда

Руководитель направляет работу других людей и несет ответственность за результаты как своей, так и их деятельности. В своей деятельности он ориентируется на факты и установленные цели. При этом цели часто спускаются сверху, то есть он может и не принимать участия в их формулировании. Но обязан достигать их. Создает информационную основу деятельности. В процессе управления руководитель опирается на формальные основы власти, такие как право вознаграждать и принуждать, юридическое право занимать данную должность, владение полной информацией, недоступной другим сотрудникам, владение специальными знаниями в своей отрасли и области деятельности.

Лидер вдохновляет людей, воодушевляет их, вселяет энтузиазм посредством создания желаемой картины будущего, мотивируя, помогая достигать высоких результатов, адаптироваться к новому. Он полагается на людей, работает в тандеме с ними, использует эмоции и доверие, управляет ими посредством личного примера. При этом лидеры сами вырабатывают цели и действуют исходя из них.

Несмотря на все различия, лидерство и руководство являются не противоположными или взаимоисключающими системами менеджмента, это строго взаимодополняющие структуры, чья эффективность зависит от адекватности применения и объединения этих систем. В компаниях лидерство не может полностью заменить менеджмент. Именно поэтому компании, развивая в своих руководителях данные навыки, должны помнить, что лидерство без руководства часто гораздо менее эффективно, чем руководство без лидерства.

Эффективность компании как системы будет достигнута лишь в случае объединения лидерства и менеджмента. Так чему же именно нужно будет научить людей, чтобы вырастить из них эффективных руководителей и лидеров?
Ответ на данный вопрос лежит в плоскости тех задач, которые приходится решать руководителям и лидерам.

Чтобы быть эффективным руководителем, сотрудник должен хорошо справляться со всеми функциями управления: постановкой целей, разработкой планов, организацией деятельности сотрудников своего подразделения, мотивацией и контролем.

Основная же задача лидеров — это успешное преодоление самых разнообразных изменений. И если задача лидерства именно в этом, тогда становится абсолютно понятно, почему в современном бизнесе данному аспекту управлении уделяют столь пристальное внимание. Высокий уровень конкуренции, неопределенности, быстро меняющиеся условия на рынке заставляют компании искать новые и гораздо более эффективные способы организации деятельности и управления.

Если руководители действуют в рамках формальных систем, то лидеры используют в качестве главного своего орудия такие вещи, как создание образов желаемого будущего, они разрабатывают стратегии, привносят новые идеи и осуществляют разработку мер по достижению и внедрению этих изменений в деятельность компании. Тогда как руководитель работает с персоналом в рамках заданной структуры, лидеры создают себе союзников и работают с ними, и поиск этих союзников не ограничивается рамками функционального подразделения или отдела. В процессе реализации намеченных планов руководитель прибегает к контролю и корректировки целей, лидер же сконцентрирован на мотивации персонала, и в большей степени — на нематериальной ее составляющей, чтобы удержать людей на сложном пути перемен.

Исходя из этого, можно четко обозначить круг компетенций, которыми должны владеть эффективные руководители и лидеры.

Что делает руководителя эффективным управленцем?

1. Владение инструментами постановки целей.
Понятно, что без целей не работает ни одна организация, ни одно подразделение компании. Цели — это основа деятельности любой организации и руководителя. Это и «точка отсчета», и «пункт назначения» одновременно. Но все же не все руководители умеют ставить цели корректно. Часто они выглядят лишь как пожелания или даже мечта. Но неопределенность при постановки целей сделает их недостижимыми. Именно поэтому руководителю важно уметь грамотно формулировать цели, как самому себе, так и сотрудникам своего подразделения.

2. Планирование деятельности.
У вас есть цель, и она грамотно сформулирована — это уже немало. Но чтобы достичь ее, нужен план действий. Кто-то может сказать, что можно обойтись и без него. Можно, но вот насколько это эффективно? Очень и очень неэффективно, а как известно, для организаций вопрос эффективности — главная задача. Именно поэтому расстановка приоритетов, качественное планирование действий, ресурсов, времени, определение ответственных и зон неопределенности, рисков дают возможность руководителю составить план, используя который, он сможет достичь целей с минимальными затратами и ошибками при максимальном результате.

3. Организация работы подразделения.

Понятно, что достигать поставленных целей руководитель будет не один, на них будет работать все его подразделение и не только. Но самопроизвольно задачи не начнут выполняться от одного желания руководителя. Чтобы «колесики машины закрутились», необходимо организовать работу своего подразделения. Что достигается посредством постановки и распределения задач между сотрудниками, делегированием полномочий и, безусловно, выстраиванием отношений со смежными подразделениями.

4. Владение современными инструментами мотивации персонала.

Говоря о мотивации, вспоминается одно из высказываний: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так и с людьми: вы не сможете заставить их что-то сделать, если они сами того не захотят. А без их работы цели достигнуты не будут. А значит, не будет выполнена работа руководителя. Умение мотивировать людей — одна из сложнейших задач менеджмента. Но решив ее, руководитель становится по-настоящему эффективным.

5. Умение контролировать подчиненных, процесс и результаты деятельности.

Без контроля весь процесс достижения целей, реализации планов будет абсолютно стихийным, спонтанным и неуправляемым. Именно качественно выстроенная система контроля позволяет не только отслеживать все ключевые шаги и вовремя устранять ошибки и оплошности, но и мотивировать сотрудников посредством предоставления обратной связи о результатах деятельности сотрудников.

6. Эффективная управленческая коммуникация.

Все вышеуказанные составляющие были бы просто невозможными, если бы не коммуникация. Ведь управление — это не что иное как коммуникация. Являясь сквозным процессом системы менеджмента, управленческая коммуникация является ключевым инструментом работы руководителя. И ошибки в этой системе будут дорого стоить любому управленцу, и не только ему, но и его подчиненным и компании в целом.
Только весь комплекс данных компетенций руководителя способен сделать руководителя действительно опорой для своей компании, без них он останется лишь слабым ее звеном.

Что делает лидера лидером?

1. Умение видеть и транслировать образ будущего сотрудникам.
Умение видеть будущее — это не то же самое, что уметь ставить стратегические цели. Кроме того, нужно уметь еще и передать это видение другим людям — и не просто, а так чтобы это будущее стало для них желанным, интересным, появились силы и стремления идти навстречу этому будущему. Подобное не каждому под силу, и именно умение замотивировать людей, показать им направление движения делает лидера успешным. Однако формулирование видения не происходит по законам постановки целей, это совсем иная задача, требующая таких умений, как формулирование миссии лидера, составление «хорошего» видения, трансляция миссии и видения на уровень личных ценностей сотрудников.

2. Ответственность.

Ответственность можно назвать компетенцией вездесущей, она важна как для руководителя, так и для лидера. Но ответственность их различна. Если для менеджера важна в большей степени деловая ответственность как способность отвечать за результаты своей деятельности и деятельности своих подчиненных, а так же готовность отчитываться за них, то для лидера важной будет и личная ответственность, как прочная система обязательств, ставшая потребностью для лидера.

3. Умение воспринимать компанию как систему со всеми ее взаимосвязями.

Иначе данную компетенцию можно назвать системным мышлением, которое подразумевает под собой умение видеть полную картинку, а не делить ее на части. Ведь именно разделение целого на части не дает возможности увидеть последствия наших действий, а как следствие, вынуждает совершать ошибки и транслировать их на другие уровни компании. Кроме того, всем известно, что свойства системы никогда не равны сумме свойств ее элементов. Именно поэтому лидер должен уметь думать системно.

4. Умение управлять людьми посредством управления эмоциями.

Эмоции это то, с чем лидер имеет дело при работе с союзниками, последователями. Эмоции — это и инструмент, и сфера воздействия. А это значит, что лидер должен уметь работать как со своими эмоциями, так и с эмоциями окружающих его людей. Но это не так просто, как может показаться с первого взгляда, ведь эмоции могут быть не только положительными, но и отрицательными. Однако особый плюс, который получает лидер, овладев данной компетенцией, выражается в том, что переживание негативных эмоций существенно снижается, от чего эффективность взаимодействия с людьми возрастает в разы.

5. Постоянное развитие.

Без развития лидер не может быть лидером. Если лидер не способен к развитию, то его лидерские ресурсы формируются стихийно, а такие навыки могут быть эффективны лишь на нижних уровнях управленческой иерархии. При управляемом процессе формирования необходимых навыков и новых умений, лидер становится более эффективным. Кроме этого, значение развития возрастает по мере роста позиции менеджера, расширения его прав и ответственности.

Вы спросите, с чего начать, с развития навыков управления или лидерства?

Решать вам, главное — помнить, что только баланс может привести вас к успеху в деле формирования успешных руководителей, способных быть для своих сотрудников еще и лидерами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: