Рыцари и замки - ABCD42.RU

Рыцари и замки

Откуда взялись рыцари и зачем они строили замки

Что рассказать ребенку о Средневековье в поездке по Европе

Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене

Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене

  • Как жили люди в Средние века
  • Пахать землю или защищать ее?
  • Конники против пехотинцев
  • Первые феодалы

Путешествовать с ребенком по Европе и не осмотреть хотя бы один средневековый замок — немыслимое дело. Полазить по заросшим развалинам, подняться по винтовой лестнице на уцелевшую башню — об этом мечтает каждый мальчишка. Такие поездки с детьми — еще и отличный способ дать первые представления об истории, в частности, о Средневековье. Что происходило на этой земле в те времена, когда замок был построен? И кому он понадобился? Ответить на вопросы детей поможет книга «Детский университет».

Средние века получили свое название в те времена, когда эта эпоха уже давно ушла в прошлое. Ученые XVI века презрительно называли Средневековьем тысячу лет, простиравшуюся между Античностью и их собственным временем. Они воспринимали этот период как мрачное время, полное суеверий, войн, глупости и варварства. Время, когда не было ни прогресса, ни науки, когда люди ели руками и громко пукали и рыгали.

Сегодня мы знаем, что и в Средние века развивались науки и искусства, что монахи в монастырях прилежно изучали книги, миннезингеры слагали длинные поэмы, а талантливые архитекторы строили потрясающие соборы. Но все же ученые XVI века были не совсем неправы в своем мнении. Средние века — действительно варварская, грубая и опасная эпоха, хотя и довольно интересная.

Большинство исследователей считают, что Средневековье закончилось в XV веке, когда была открыта Америка, а началось с Великого переселения народов V века. Тогда на некогда могущественную Римскую империю со всех сторон стали нападать варвары. Гунны, вандалы, лангобарды, бургунды, готы, германцы — бесчисленные племена и народы отправлялись в путь, пересекали Европу из конца в конец, сея ужас и разрушения на своем пути. Миллионы людей снимались с насиженных мест, сражались, боролись, убивали друг друга.

Римская империя, под властью которой в течение многих веков находилась вся Европа (конечно, не считая одной деревни на севере Франции, населенной несгибаемыми галлами), пала под натиском пришлых орд. Римские легионеры больше не могли сдерживать врага у границ империи, и в 455 году ее столица была захвачена и разграблена племенем вандалов. Захватчики занимались этим с таким воодушевлением, что до сих пор бессмысленная порча чего-либо называется вандализмом.

Героем в эту эпоху становился тот, кто умел сражаться, ловко управлялся с мечом и копьем, а при виде врага недолго думая пускал оружие в ход. Даже короли в Средние века удерживались на престоле, только если умели воевать и воевали успешно. Одного из них нужно запомнить обязательно. Этот правитель важнее других не только потому, что он завоевал множество земель, но и потому, что умело ими управлял. Звали его Карл Великий.

Карл Великий родился в первой половине VIII века. В результате множества войн с саксами, аварами и лангобардами создал огромную Францию, которая простиралась от Дании до Италии и от Атлантического океана до Эльбы. Он был не только великим военачальником, но и покровителем наук и искусств. В 800 году папа Лев III короновал Карла императорской короной. Карл Великий умер в 814 году и похоронен в Аахене.

Как жили люди в Средние века

Владеть землей в те времена было намного важнее, чем сейчас, потому что деньги в раннем Средневековье не играли существенной роли. Люди почти ничего не покупали, они обменивались: за каравай хлеба давали дюжину яиц, за двух кур — овцу, за пощечину — пинок под зад. Только тот, кто владел землей, кто мог выращивать хлеб и пасти скот на лугах, имел шанс выжить и прокормить семью.

В средневековой Европе девять из десяти человек жили в деревнях, а остальные — в немногочисленных городах и монастырях. Сегодня сельская жизнь видится нам идиллической, но на самом деле деревня в Средние века была очень далека от красивой картинки. Крестьяне и их семьи каждый день боролись за выживание.

Тогда в среднем люди едва доживали до сорока лет. Да и это только те счастливчики, которые не умирали во младенчестве и раннем детстве: трое из четырех детей не доживали до взрослого состояния. Каждые несколько лет случался голод, а в остальное время свирепствовали такие страшные болезни, как холера, дизентерия и проказа. В Средние века смерть подстерегала на каждом шагу.

Крестьяне в деревнях жили в простых домах, сделанных из бревен, веток и глины. Водопровода и туалета, конечно, не было. Жили очень тесно, потому что в таких домах комната была одна-единственная. Овцы, козы, куры и коровы жили под одной крышей с людьми, и запах в жилищах стоял соответствующий. И дети, и взрослые спали на соломе в общей для всех кровати; ночных рубашек и пижам не существовало, спать ложились голыми.

Люди жили в небольших поселениях, часто вблизи реки или ручья, вокруг располагались поля и выгоны для скота. А за полями начинались дикие места — мир, полный тайн и опасностей, непонятный, страшивший невежественных крестьян.

В раннем Средневековье Европа была заселена далеко не так плотно, как сейчас. На севере современной Германии простирались бескрайние болота и вересковые пустоши, а бoльшую часть Южной Германии и Франции покрывали леса.

Эти средневековые леса совсем не походили на нынешние, светлые и приветливые. В те времена лес был настоящим темным гигантом. Мрачный, густой, могущественный, он занимал практически все пространство, оставляя людям для жизни лишь небольшие островки.

Сквозь лесную чащу тонкими змейками вились дороги, но они были очень плохого качества, так что всякое путешествие превращалось в трудное и опасное предприятие. В лесах жили не только дикие звери: медведи, змеи, волки, — там обитали еще и страшные дикие люди: преступники, изгнанные из деревень, и грабители без стыда и совести.

Пахать землю или защищать ее?

В Средние века о спокойной жизни не приходилось даже мечтать. Крестьяне мало на что могли рассчитывать. У них не было ни запасов, ни счета в банке, ни страховки от несчастных случаев. Они не имели возможности ничего планировать и просто старались дожить до следующего дня, до следующего года.

Мы не знаем, как они это выдерживали, ведь от этих людей не осталось ни писем, ни дневников, которые рассказали бы нам об их страхах и радостях. Читать и писать в Средние века умели только монахи, священники и часть знати. По оценкам ученых, к началу XVI века в Германии читать умел примерно один процент населения.

Крестьяне были неграмотны и ничего не знали об окружающем мире. Всему необходимому — как пахать, сеять, жать — дети учились у родителей. Школу в те времена еще не придумали, газет и телевизора тоже не существовало. Узнать новости крестьяне могли, только когда в деревню заглядывал купец.

Плохим годом для крестьян был тот год, когда случалась война. У германских племен не было регулярной армии — живущих в казармах солдат, которые могли защитить страну, если ей угрожал враг. Обычно, когда предстояла война, мужчины просто собирались по зову вождя или предводителя. Они сами должны были заботиться о том, как раздобыть оружие и провиант.

Если война была недолгой, а враг — недалеко, женщины, дети и старики сами справлялись с хозяйством. Но если военный поход затягивался или приходилось идти в далекие края, то отсутствие мужчин на полях приводило к серьезным последствиям: оставшимся не под силу было собрать урожай в одиночку, и после войны грозил разразиться голод.

Конники против пехотинцев

Карлу Великому было понятно, что в таком положении дел нет ничего хорошего: голодающий народ не способен сражаться. Кроме того, Карлу стало ясно, что в перспективе невозможно будет выиграть ни одной войны, полагаясь на простых пехотинцев. Они слишком медленно передвигаются и слишком уязвимы.

Поэтому мудрый правитель сделал ставку на иное оружие: на одетых в кольчуги конных воинов. Эти солдаты, предшественники рыцарей, оказались гораздо маневренней пехоты противника. В огромной Франции они могли быстро перемещаться с места на место и были очень опасны для неприятеля.

Строй конников в латах, бок о бок несущихся на вражескую пехоту, в два счета решал исход боя. Пехотинцы, вооруженные мечами, не могли близко подойти к хорошо защищенным конным противникам и оказывались беззащитны перед ударами мечей сверху. Конники в кольчугах стали страшным и очень эффективным оружием. Недостаток у них был только один: стоили они слишком дорого.

Ученые подсчитали, что снаряжение одного-единственного конного воина по стоимости равнялось 45 коровам. 45 коров! Не в каждой деревне было столько скота. Такая дороговизна объяснялась тем, что в раннем Средневековье доспехи изготавливались из бесчисленного множества крошечных железных колечек, которые кузнецы кропотливо соединяли одно с другим. А в те времена, когда железную руду еще плавили на огне в ямах и печах, а после заливали в формы, это была очень трудная, долгая и дорогая работа. Недешево было и приобрести коня, а тем более нескольких. Бедные крестьяне все это обеспечить никак не могли.

Так как же королю найти способ собрать хорошую армию? Как найти достаточно конных воинов?

Первые феодалы

Решение этой проблемы, которое нашел Карл Великий, определило всю эпоху Средних веков. Мы уже знаем, как важно в те времена было владеть землей. А так как королю по традиции принадлежали все свободные земли, то он мог немного поделиться ею со своими конниками.

Так возникли лены, или феоды — отданные в пользование конникам участки земли. Работников, которые были нужны для возделывания полей, король одалживал своим воинам вместе с землей. Это были крепостные — несвободные — крестьяне, которые считались такой же неотъемлемой частью земельных угодий, как деревья или кусты.

Передача земли в пользование на определенных условиях в Средние века была распространена повсеместно. Землю давал в пользование не только король. Знать, а потом даже рыцари искали себе союзников-вассалов, которым за верность и помощь в случае войны давали в пользование участок земли. Те, кто давал земельные угодья, назывались сюзеренами. Так сформировалась система ленов, или феодальная система — стабильный порядок, в котором нашлось определенное место для каждого.

Конникам это было выгодно. У них наконец появилось достаточно времени, чтобы воевать, и достаточно денег, чтобы покупать коней и снаряжение. А вот для крестьян эта ленная, или феодальная, система была далеко не так хороша. Теперь они должны были кормить не только свои семьи, но и семью конника. А так как они были крепостными, то не могли перейти к другому, возможно, менее суровому хозяину. Крепостные крестьяне были такой же собственностью феодала, как коровы или козы.

Читайте также  Особенности античной этики

Что-то не похоже на работу мечты. Но, несмотря на это, скоро и многие свободные крестьяне стали передавать свои земли конникам-феодалам. Сделавшись подданными, они становились во всем зависимыми от хозяина и должны были отдавать ему часть урожая, но так в их жизни появлялось хоть немного стабильности и безопасности: теперь им не приходилось ходить на войну, оставляя на произвол судьбы свои поля и семьи. Отныне это за них делал хозяин-феодал. Причем с большим удовольствием.

Конники умели сражаться и страстно любили это дело. Им нравилось убивать врагов, орудуя мечом, секирой, палицей и копьем. Они были привычны к войне и жаждали побеждать. Пожалованная королем земля — лен — делала этих воинов правителями, царьками с собственными подданными и собственной территорией.

Маленькие царьки наслаждались своей властью. Гордые, заносчивые и жадные, они быстро забывали, что власть и земля даны им лишь в долг, во временное пользование. Им все время хотелось большего: больше власти, больше подданных, больше земли. И весь свет должен был знать, что эта земля всегда будет принадлежать им и их детям.

Так началась история рыцарей, этих знаменитых смельчаков и воителей, которые стали одним из самых могущественных слоев средневекового общества и до сих пор приводят нас в восхищение. И история их замков, о которых — в следующий раз.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов — эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием — прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

«Если здесь война, я здесь остаюсь«, — говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.

Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».

«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

-мужество (pronesse)
-верность (loyaut)
-щедрость (largesse)
-благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
-утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
-чувство чести (honneur)
-вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Читайте также  Проектирование кулачковых самоцентрирующих патронов

Ликбез: как на самом деле был устроен рыцарский замок

Рыцарский замок уже давно превратился в один из главных символов Средневековья. Как строили такие укрепления? Что такое барбакан, машикули, герса? Об этом и не только — в нашем ликбезе.

Откуда появился замок?

Появление замка тесно связано с настоящей «военной революцией», которая произошла на заре Средневековья.

Огромные пешие армии Древнего мира превратились в немногочисленное конное рыцарское войско. И сразу же встал вопрос: как такими силами — сильным, но небольшим отрядом всадников — контролировать свои владения? Ответом стало сооружение укреплённых пунктов, в которых обитали рыцарь и его войско.

Эти укрепления можно было успешно удерживать в случае войны. Они служили политическим центром, где жил феодал и куда стекались налоги. Там же происходили все самые важные события в округе.

Вскоре замки распространились по всей Европе от Англии до Древней Руси. Повсюду археологи находят следы очень похожих фортификационных сооружений.

Холм и башня

Замки широко распространились в Европе в Х веке. Тогда это были совсем не те величественные каменные сооружения, так хорошо знакомые нам. Ранние крепости были больше утилитарными, нежели красивыми. Зато такая фортификация легко и быстро возводилась силами буквально пары десятков работников.

Строились первые замки предельно просто. Выбирался подходящий холм — если его не было в нужном месте, то приходилось делать искусственную насыпь, — и на нём строилась большая башня из брёвен. Вокруг башни устанавливался частокол с воротами из прочных досок.

Такое укрепление можно построить буквально за пару недель. Несмотря на это, его боевая эффективность очень высока. Взять подобный замок отрядом конницы было почти невозможно. Если у обороняющихся имелись запасы пищи и воды, они долго могли противостоять численно превосходящему отряду осаждающих.

Но дерево недолговечно и уступает в прочности камню. Поэтому при первой же возможности деревоземляные замки стали превращать в каменные. Поначалу они полностью повторяли прежнюю конструкцию — большая башня и стены вокруг неё. Только теперь все строения возводились из тёсаного камня того сорта, которым были богаты окрестности.

Донжон и цитадель

В центре замка всегда возвышался донжон — большая и самая высокая башня, эдакая крепость внутри крепости.

Стены донжона самые толстые. На первом этаже, как правило, не делали окон, а вход в башню часто размещался на уровне второго этажа. К нему вела деревянная галерея, которую в тот момент, когда донжон становился последним рубежом обороны, можно было легко разрушить или поджечь. В большой башне находились жилые помещения хозяина замка, арсенал с оружием, запасы еды на случай осады.

Постепенно донжон превратился в замковую цитадель — целый укреплённый комплекс в сердце замка.

Её задача — затруднить взятие замка, когда защитники сражаются на последнем рубеже обороны. Стены цитадели образовывали внутренний двор замка. Обычно он очень маленький, с колодцем в центре двора.

Стены и башни

Первоначально стены замка обходились без дополнительной защиты, но вскоре придумали башни. Они служили укрытием для стрелков, которые осыпали осаждающих дождём из стрел. Поэтому башни чаще всего строились друг от друга на расстоянии полёта стрелы.

Сначала такие строения делались четырехугольными. Но углы оказались слабым местом укрепления, и постепенно все замки обзавелись более устойчивыми к осадным орудиям и подкопам круглыми башнями. Сооружались они из самых больших камней.

Стены средневековых замков оставались наиболее уязвимой частью укрепления. Их могли разбить снаряды требушетов, они могли обрушиться в результате подкопа. Для защиты от подобных угроз стали делать наклонную насыпь у основания стены, часто для прочности покрытую камнем. Благодаря ей стена замка в основании становилось очень толстой, и можно было не опасаться её быстрого разрушения.

Чтобы сражаться с врагом, в стенах и башнях замка проделывались отверстия — бойницы. Их делали очень узкими с внешней стороны и широкими с внутренней. Это позволяло лучнику занимать удобную для обстрела позицию, а неприятельским стрелкам было очень сложно попасть в тонкую щель в стене.

Навесные бойницы назывались машикули. Они применялись для стрельбы сверху вниз в тех, кто подошёл вплотную к стене, а также для забрасывания их камнями и поливания кипятком или смолой.

Ворота и барбакан

Ещё одно уязвимое место замка — ворота. Действительно, если всё построено из камня, то проще всего проломить единственную деревянную часть сооружения. Поэтому ворота сами превращались в укрепление, которое состояло из башни или даже двух, позволявших обстреливать нападающих.

Если ворота оказывались разрушены, то противника встречала тяжёлая железная решетка — герса. Обычно она находилась в поднятом состоянии, но в нужный момент её опускали, и прорвавшиеся через ворота вражеские бойцы оказывались перед новым препятствием.

В больших замках укрепления ворот превращались в отдельное фортификационное сооружение. В этом случае на другой стороне рва строили барбакан — дополнительную башню или даже несколько башен, окружённых стеной. В итоге, чтобы просто подойти к замковым воротам, надо было не только преодолеть ров, но и перед этим взять барбакан. От барбакана к воротам вёл мост, который или делали подъёмным, чтобы развести в случае осады, или, недолго думая, разрушали.

Другие ухищрения

Часто в больших замках применяли несколько рядов стен. Благодаря этому, когда первая линия обороны прорывалась, атакующие оказывались в ловушке. Они попадали в небольшой двор между линиями стен, который отлично простреливался, и несли тяжёлые потери.

Стены замка с внутренней стороны имели галереи, по которым воины могли быстро перебежать к наиболее опасному участку. Сначала галереи делались из дерева, но затем превратились в часть самой стены.

Чаще всего замки окружались рвом. Который, к слову, не всегда был заполнен водой. Но если имелась возможность построить замок на острове, степень его неприступности серьёзно возрастала.

Порой укрепления строились не просто на холме, а на вершине скал. В этом случае подняться к стенам замка становилось для осаждающих отдельным квестом. А затащить на гору осадные машины и подавно удавалось не каждому войску.

И напоследок — о гигиене. Осматривая стены древних замков, иногда можно увидеть такие небольшие выступы размером с платяной шкаф, с отверстием, похожим на машикули. Это замковые туалеты — гардеробы. В маленькой комнатке устраивалось отхожее место, а нечистоты стекали по специальному жёлобу или просто по стене прямо в замковый ров. Чаще всего выход в гардероб находился рядом с господской спальней.

В Новое время, после того как артиллерия сделала средневековые замки бесполезными, правила фортификации очень сильно изменились. Исчезли линии стен, защитные сооружения стали ниже, но существенно толще. Впрочем, об этом читайте в следующем материале.

Замок

Вот что написано по этому поводу в «Ста фактах мировой истории».
На эту тему существует интересная статейка в «Справочнике автора». Из неё вы можете узнать о том, как обстоят дела в реальной жизни по поводу темы этой статьи. Узнать больше Вы сможете здесь.

штурм замка в фильме Железный рыцарь

Зáмок — укрепленная резиденция феодала в средневековой Западной Европе. Аналогичные постройки, которые тоже обычно называют замками, существовали и в средневековой Японии, но в 99 % случаев под словом «замок» подразумевается именно европейский замок. Замок отличается от городских стен, бурга, кремля и других тем, что предназначен только для защиты хозяина, его слуг и домочадцев, а не жителей близлежащего города. Оных жителей в принципе могут туда пустить, если хозяину замка очень уж боязно остаться без подданных — но он на такую нагрузку не рассчитан. Также замками иногда называют крепости раджпутов, размерами побольше европейского замка, ибо должны были вместить в себя целый клан кшатриев со всеми семьями и челядью, но жителей ближайших поселений туда тоже не пускали.

Содержание

  • 1 Обыкновенный замок
  • 2 Орденский замок
  • 3 Рыцарский замок
  • 4 Королевский замок
  • 5 Тёмный замок
  • 6 Готичный замок
  • 7 Замок-государство
  • 8 Описание осады, штурма и обороны замка в художественных произведениях

Обыкновенный замок [ править ]

Стереотипный замок построен из серого камня, окружен стеной с башнями, а за стенами находится главная башня — донжон. Такова базовая конструкция, которая может дорабатываться в различные стороны. Если нужен более укрепленный замок, можно добавить еще один слой стен, и тогда у вас вас получится концентрический замок, больше башен, ров пошире и ворота покрепче. Если замок большой он может иметь захаб — коридор (часто изогнутый) между парой ворот с решётками простреливаемый лучниками. В кино захаб встречается, если хочется показать насколько хитроумны защищающиеся. Если же хочется показать, как защищающиеся героически превозмогают, несмотря на трудности, то коридор часто отсутствует — даже в тех случаях, если замок достаточно велик, чтобы его иметь.

Самое уязвимое место в замке — ворота, поэтому их защита должна быть самой серьёзной. Сами ворота обивались сталью, а изнутри запирались тяжёлыми железными брусьями. Во время осады ворота перекрывались снаружи порткулисой — опускающейся решёткой. Если у замка был ров, то ещё и подъёмным мостом. Для дополнительной защиты строились барбиканы — воротные башни, вынесенные за периметр стен. Враги, штурмующие ворота, оказываются зажаты между обороняющимися на барбикане и надвратной башне, откуда на них будут сыпаться стрелы, валиться камни и литься кипящее масло.

Стены в реальном Средневековье редко достигали высоты более 12 метров и толщины в 3 метра, но в фэнтези могут достигать и 50, и, в особо тяжёлых случаях, 100 метров, а по их боевому ходу может проехать конница в три ряда. Стены оборудованы зубцами с бойницами — чтобы обстреливать штурмующих с укрытой позиции, и парапетом — чтобы задача влезть на стену не была такой лёгкой. За парапетом идёт боевой ход, по которому гуляют дозорные, высматривая, не идут ли враги или гости, а во время обороны на нём собираются защитники стены. Чуть позже к этой нехитрой схеме добавились гурдиция (они же — хорды), машикули и бартизаны — навесные оборонительные сооружения, выступающие на стены, из которых можно вести вертикальный обстрел.

Орденский замок [ править ]

Жилище рыцарского ордена. Значительно крупнее своих частных собратьев, поскольку должен на постоянной основе вмещать в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч жильцов, не считая прислуги, а по праздникам принимать у себя всех братьев ордена. Классический пример — Мариенбургский замок. В фэнтези обычно показываются именно орденские замки, даже если живёт там обычный феодал, ибо размер и эпичность.

Также у орденского замка может быть данцкер — вынесенная за пределы замка башня, соединённая с остальной частью крепости мостом. Во время боя данцкер используется как гнездо для лучников, а в мирное время — это туалет. Да-да, если не хотите в своём замке навозных веков, делайте в нём данцкер.

Рыцарский замок [ править ]

Замок — стереотипное жилище рыцаря. Замок у рыцаря небольшой и без излишеств, может состоять из одного только донжона, или донжона, окруженного чисто символической стеной; коллективы рыцарей, служащих королям (например, рыцари Круглого Стола) могут вместе собираться в более крупном королевском замке.

Читайте также  Природные пожары, их характеристика,особенности лесных пожаров

Надо заметить, что отнюдь не всех рыцарей имеется свой собственный замок (такой рыцарь может иметь и свой собственный отряд рыцарей или хотя бы вооруженных слуг, поменьше баронского, но всё же). Многие живут просто в укреплённом доме, а часть рыцарей живёт в замке своего лорда, с наследственным правом там проживать. Причём, у могущественного лорда может быть и не один замок, например, в одном он живёт сам со всеми удобствами, а другой где-нибудь у чёрта на куличках и охраняет проход через какой-нибудь стратегически важный перевал, и в таком замке (принадлежащем лорду) поколениями проживают рыцари со своими семьями, а сам лорд может туда годами не заглядывать

  • Собственно говоря, это и есть замок в изначальном значении термина, благо этимология весьма прозрачна: зАмок = «замОк», запирающий какой-то перевал, перешеек и т. п. А иногда бывает с точностью до наоборот, например «Шлиссельбург» — дословно «Ключ-город» (ключ к Балтике).

Королевский замок [ править ]

Королевский замок — резиденция монарха. Его внешний вид и устройство сильно зависит от того, что это за монарх. Суровый и жестокий император-завоеватель будет жить в невысоком, массивном романском замке, сером, с толстенными стенами и приземистыми башнями, очень хорошо укрепленном и неприступном. Замок короля, помешанного на роскоши и потребительстве, представляет собой скорее дворец, чем замок; укрепления в нем только для видимости, а все пространство отдано под украшательства. Промежуточный вариант, если за сербёзно укреплёнными стенами, во дворе замка располагается палас (кстати, в европейских языках слово palace/plaise/palacio/palazza/palast означает дворец). В любом случае, в королевском замке будет расположен королевский двор. Совсем отдельная песня — замок черного властелина.

Тёмный замок [ править ]

Жилище фэнтезийного Черного властелина. Прототип — Барад-Дур из «Властелина Колец». Это огромный, мрачный замок с несоразмерно гигантскими укреплениями и воротами, подавляющий одними своими размерами и формами любого гостя. Он вмещает в себя большие армии прихвостней и обязательно включает в себя мрачный и пафосный тронный зал, где Черный властелин восседает на троне, злобно хохочет и приказывает своим генералам завоевывать разные страны.

Частый штамп: при гибели Тёмного властелина быстро обращается в руины, но так, что главному герою удаётся из него сбежать.

Готичный замок [ править ]

Частое место действия в классическом готическом романе, давшее имя всему жанру. Тоже тёмный, но поскромнее. Это, скорее всего, жилище какого-нибудь вампира или безумного учёного. Расположен в Руритании, а то и в Убервальде посреди болот и деревень с тоскливыми запуганными крестьянами, путники проходят мимо исключительно ночью (когда вампиры не спят, но иначе не было бы никаких приключений). Оборонного значения часто не имеет, потому что эпоха не та, а его хозяин для защиты в любом случае полагается не на стены. Как жильё, нередко, тоже не очень, потому что хозяину уже давно плевать на физический комфорт, а мнения его слуг никто не спрашивал. Если обитатель — безумный ученый, в нем обязательно будет генератор Ван де Граафа.

Замок-государство [ править ]

И в реальной жизни замки были центрами независимых или полунезависимых (связанных только вассальными обязательствами) феодальных владений. Но вымышленные замки могут обладать этой чертой, доведённой до абсурда.

Рыцарские замки Средневековья: схема, устройство и оборона. История средневековых рыцарских замков

В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем — писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке. Это, так скажем, массовый художественный образ.

Как родилась идея

Весьма неспокойное время — средние века: помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. По-соседски, чтобы скучно не было. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными — чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. В античности так римляне окружали войско частоколом на отдыхе. Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья.

Превращение в крепость

Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель — сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды — вдруг долгая осада предстоит.

Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, винтовые лестницы — узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может — ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.

Попробуйте войти!

Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.

Рыцарский замок в Средневековье — это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.

Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет — не спрятаться. Первое препятствие — ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.

Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные — ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.

Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении — вертикально — это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась «волчья яма» — сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.

Ворота и надворотная башня

Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов.

Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену — всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Вот так оснащались рыцарские замки Средневековья!

Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.

Оборона рыцарского замка в Средневековье

Внешняя стена — важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок — на случай подкопа.

Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой — внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами — так называемый цвингер — простреливается.

Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты — за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.

Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные — для лука, с расширением — для арбалета. Шаровые бойницы — закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.

Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

Что там внутри?

Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.

Обязательно был внутри замка двор с хозяйством — колодец, пекарня, баня, кухня и донжон — центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что обустройство колодца (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!

Центральная башня

Донжон — самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня — последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.

В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.

Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.

На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное — знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.

И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка — капеллан. Часто он же — и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: