Рынок земли и особенности его формирования в России - ABCD42.RU

Рынок земли и особенности его формирования в России

Особенности формирования рынка земли в России

Рынок земли служит объективно необходимым элементом в рыночной системе хозяйствования. Однако во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями и было предметом особого внимания государства. Это вполне объяснимо, если помнить о том, что предметом купли-продажи выступает, как было показано ранее, особый товар, который дан природой и не воспроизводим.

В числе причин кризисно-депрессивного состояния аграрного сектора страны нередки ссылки на отсутствие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, обусловленное проблемами в действующем российском законодательстве и, в первую очередь, отсутствием законодательно закрепленного права свободной купли-продажи земельных участков.

Однако анализ действующей законодательно-нормативной базы показывает, что текущее законодательство в России не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельных участков, но и предоставляет минимально необходимые и достаточные механизмы для их осуществления.

В 1991-1997 гг. в России была ликвидирована государственная монополия на землю, созданы правовые условия функционирования многоукладной жономики, основанной на сочетании крупного, среднего и мелкого производства.

В табл. 5, составленной по данным Минсельхозпрода, видно, что на начало 2001 г. более половины (57,5%) всех сельскохозяйственных угодий страны находились в частной собственности сельского населения.

Фактически сделки купли-продажи земли в России имеют место. Так, по данным Роскомзема России, в 2001 г.

мельного участка при купле-продаже составил в 2001 г. всего 0,15 га. Иначе говоря, купля-продажа совершалась в основном с целью ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства.

Главный вывод из приведенных фактических данных состоит в том, что земли сельскохозяйственного назначения еще не стали объектом купли- продажи для развития товарного производства в России. При этом и существующее законодательство, и происшедшая демонополизация собственности на землю являются реальной предпосылкой для оборота земли и развития товарного производства с различными формами концентрации и централизации земли и капиталов. Показателен в этом плане широко разрекламированный закон «О земле», принятый Саратовской областной думой в ноябре 1997 г. Собственно ничего нового в законодательном оформлении прав собственности на землю по сравнению с действующей Конституцией РФ и федеральным законодательством Саратовская дума не дала и не могла дать. К моменту принятия нового закона 84% сельхозугодий в Саратовской области уже были частной собственностью. Ничего нового по сравнению с российскими тенденциями не было выявлено и при купле-продаже земельных участков. Из первых 3 тыс. сделок купли-продажи земли, совершенных после принятия Саратовской думой закона «О земле», примерно 70% пришлось на города и только 30% — на сельскую местность. Крупных сделок по землям сельскохозяйственного назначения и здесь зафиксировано не было. Вопрос о земле и земельном рынке служит предметом постоянных обсуждений и среди экономистов, и среди политиков. Земельный вопрос привлекается, скорее, для прикрытия несостоятельности государственной аграрной политики, чем для оценки истинного положения дел в аграрном секторе страны. Впервые «земельный вопрос» был использован для оправдания неудачных попыток решить продовольственную проблему страны за счет создания фермерских хозяйств без существенных государственных затрат на основе «чувства хозяина». Социологические опросы 1991 г. показали, что подавляющее большинство фермеров в качестве факторов, препятствующих развитию их хозяйств, ссылались не на нехватку земли, а на трудности материально-технического снабжения (и сбыта продукции) и плохие социальные условия на селе. С тех пор условия для развития фермерского хозяйства не улучшились, хотя правовая проблема купли-продажи земли уже по существу не стояла.

Дело в том, что создание рынка земли не может служить самоцелью. Развитие земельного рынка должно выступать средством повышения эффективности сельского хозяйства России, роста доходов и улучшения социальных условий сельского населения.

Проблема заключается не столько в том нужен или нет земельный рынок, сколько в том, в какой мере существующие земельные отношения и в целом состояние российского аграрного сектора позволяют раскрыться экономическим функциям рынка земли как одного из объективно необходимых элементов рыночного механизма, способствующего экономически эффективному развитию сельского хозяйства.

В экономическом смысле рынок земель сельскохозяйственного назначения это совокупность экономических институтов, обеспечивающих решение таких

Рынок земель в Российской Федерации

Экономические науки

  • Юнусбаева Ильсия Фаритовна , бакалавр, доцент, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • РЫНОК ЗЕМЕЛЬ
  • ЗЕМЛЯ

Похожие материалы

  • Государственное регулирование рынка труда
  • Рынок земель в Российской Федерации
  • Купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан
  • Повышение эффективного использования деградированных земель в Республике Башкортостан
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля — важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а следовательно изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них — свободная купля-продажа земли.

Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

В-третьих, в следствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли. (Государственное регулирование земельных отношений / А.А. Варламов, В.С. Шаманаев. — М.: Колос, 2004. 118 с.)

Конституция РФ в ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. «в»). Земельный кодекс в ст. 9 и 10 разграничивает полномочия Российской Федерации и полномочия ее субъектов в области земельных отношений. (Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.)

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними являются, по существу, гражданско-правовыми, и регулируются гражданским законодательством (ст. 3 ЗК РФ). А гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому субъекты Федерации не могут принимать акты, регулирующие перечисленные выше отношения. Таким образом, правовое регулирование рынка земли – прерогатива Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, основные особенности рынка земли – это ограниченность земли как фактора производства, абсолютная неэластичность предложения земли, а, следовательно, основное влияние спроса на рыночное равновесие. Земельная рента — плата за использование земли, предложение которой строго ограничено. Отличием ренты от арендной платы является то, что арендная плата часто включает платежи нерентного происхождения, и не все виды ренты входят в арендную плату. Цена земли – капитализированная арендная плата, т.е. сегодняшняя дисконтированная стоимость всех ожидаемых в будущем арендных платежей.

Читайте также  Этика в психиатрии

Подводя итоги анализа, можно отметить сохраняющийся огромный потенциал российского земельного рынка. Его основной особенностью является то, что рынок земли РФ еще окончательно не сформировался. Фактически он утвердился после принятия Земельного кодекса РФ и закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002 году.

Основными проблемами рынка земли РФ и его регулирования являются неразвитость кадастрового учёта, проблема разграничения земель и формирования адекватного кадастрового учёта, правовой нигилизм в сфере земельных правоотношений (пробелы в законодательстве земельных правоотношений), а так же практическая безнаказанность чиновников в сфере земельных правоотношений по итогам проверок.

Для дальнейшего развития рынка земли РФ необходимо комплексно решить вопрос о формировании государственной земельной политики и формирования органа управления таковой. Пока на местах будет продолжаться неопределённость в уполномоченными органами в осуществлении земельной политики картина будет продолжать оставаться подобной сегодняшнему дню: преобладающие отношения аренды земель, неохотная продажа в собственность, недовведенный до конца земельный кадастр. Вполне возможно, что новые законодательные акты скорректируют российских чиновников в пользу большей «рыночности» и «прозрачности». Хотя одними законами не обойтись. Инфраструктуру рынка также необходимо создавать.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.
  3. Государственное регулирование земельных отношений / А.А. Варламов, В.С. Шаманаев. — М.: Колос, 2004. – 629 с.
  4. Экономическая теория: учеб. В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова; под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 576 с.
  5. Кипельман, С. Экономика рентных отношений в условиях современной России С. Кипельман, С. Андрюшин // Вопросы экономики. – 2005 г. — 609 с.
  6. Борисов Е.В. Экономическая теория: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.
  7. Курс Экономической теории. Общие основы. Микроэкономика. Макроэкономика./рук. авт. колл. А.В. Сидорович. [Текст] – М., 1997 – 736 с.
  8. Рынок земель сельскохозяйственных коммерческих организаций. Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В., Кулешова В.П. Допущено УМО по образованию учебного пособия. / БГАУ Уфа 2002. – 450 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Рынок земли и особенности его формирования в России (стр. 1 из 9)

    министерство образования и науки российской федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

    КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

    Кафедра экономической теории

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Экономическая теория»

    на тему «Рынок земли и особенности его формирования в России»

    Выполнена студенткой _________________Масловой М. В._____________________

    __1___ курса ____УСБ-091___ шифр группы ______очная________ формы обучения

    специальности ______________бухгалтерский учет, анализ и аудит_______________

    Руководитель _____________ст. преподаватель Оздербиева Ж. А.________________

    Отметка о допуске (недопуске) к защите _______________________________

    Кемерово 2010 г.

    Глава 1 Рынок земли в системе ресурсных рынков.

    1. 1 Понятие рынка земли. Спрос и предложение товара «земля», факторы.5-9

    1. 2 Механизм формирования равновесной цены земли…………….…….10-13

    1. 3 Понятие и виды земельной ренты…………………….………………..14-21

    Глава 2 Рынок земли РФ: проблемы и перспективы.

    2. 1 Особенности формирования земельных отношений и рынка земли в России……………………………………………………………………………..…..22-23

    2. 2 Проблемы рынка земли и земельных отношений в России……..……24-27

    2. 3 Зарубежный опыт регулирования рынка земли и земельных отношений и возможность его применения в РФ……………..…………………………………..28-34

    Список использованной литературы…………………………………………..……37-38

    «Землей» в экономической теории называют все естественные ресурсы (плодородную почву, запасы пресной воды, месторождения ископаемых).

    Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. На уровне народного хозяйства в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки предложение земли более или менее стабильно. Возможности расширения сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. Одно из немногих исключений составляют Нидерланды, где в последние десятилетия удалось расширить сельскохозяйственные угодья за счет осушения прибрежных районов моря. Очевидно, что такое дорогое удовольствие могут себе позволить отнюдь не все страны. В большинстве же развитых стран наблюдается тенденция к сокращению сельскохозяйственных площадей как следствие развития городского хозяйства и инфраструктуры (строительства дорог, различных зданий, сооружений и т.п.).

    В основе появления рынка земли лежит проблема частной собственности. С одной стороны, выступают собственники земельных ресурсов, с другой – люди, владеющие деньгами и желающие свои деньги и свой труд вложить в использование земельных угодий и стать предпринимателями. Собственники земли предлагают свои земли в аренду, тем самым формируют предложение на землю. Будущие сельскохозяйственные землепользователи (арендаторы) вступают в переговоры об аренде земли, тем самым формируют спрос на землю, вследствие чего в обществе возникают аграрные отношения. В роли землевладельца может выступать физическое лицо, государство, фирма. Банк и т.д., имеющее право собственности на данный участок. Землепользователь – это арендатор, предприниматель, получающий обычную прибыль. Иногда функции собственника земли и землепользователя совпадают, эта ситуация возникает, когда землевладелец сам обрабатывает свой участок или когда землепользователь стал хозяином данной земли.

    Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.

    Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства — её земли.

    Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а, следовательно, изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них — свободная купля-продажа земли.Земельный рынок один из самых главных и актуальных вопросов сельского хозяйства.

    Цель курсовой работы: рассмотреть особенности рынка земли.

    Задачи курсовой работы:

    1) изучить и проанализировать экономическую литературу;

    2) рассмотреть особенности земли как фактора производства;

    3) изучить спрос и предложение земли;

    4) рассмотреть вопросы землевладения и землепользования;

    5) изучить вопрос «цена земли».

    Глава 1 Рынок земли в системе ресурсных рынков

    1. 1 Понятие рынка земли

    Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля — важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.

    Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

    Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

    В-третьих, вследствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

    Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка, если он не функционирует эффективно.

    Читайте также  Онкология (рак прямой кишки 2)

    Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка — важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре — это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.

    Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.

    Спрос и предложение товара «земля», факторы.

    Предложение земли ограничено не только на макро — , но и на микроуровне. Для большинства ферм расширение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде наталкивается на определенные трудности.

    Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому когда мы говорим об ограниченности земли, мы имеем в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте. Естественно, что количество хорошей земли вокруг конкретного крупного города или даже отдельной фермы ограничено вдвойне: и по качеству, и по количеству.

    Плодородие, например, зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта тех, кто работает на земле, и т. д. Хотя некоторые факторы, несомненно, являются переменными, однако в силу особенностей применяемого в сельском хозяйстве труда и капитала их изменение происходит лишь по истечении более или менее значительного периода времени. В большинстве развитых стран в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основную часть занятых составляют члены фермерских семей. Их род занятий, жилье, собственность на землю «привязывают» их к определенной местности, значительно ограничивая мобильность.

    Рынок земли и особенности его формирования в России

    Рынок земли служит объективно необходимым элементом в рыночной системе хозяйствования. Однако во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями и было предметом особого внимания государства. Это вполне объяснимо, если помнить о том, что предметом купли-продажи выступает, как было показано ранее, особый товар, который дан природой и не воспроизводим.

    В числе причин кризисно-депрессивного состояния аграрного сектора страны нередки ссылки на отсутствие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, обусловленное проблемами в действующем российском законодательстве и, в первую очередь, отсутствием законодательно скрепленного права свободной купли-продажи земельных участков.

    Однако анализ действующей законодательно-нормативной базы показывает, что текущее законодательство в России не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельных участков, но и предоставляет минимально необходимые и достаточные механизмы для их осуществления.

    В 1991-1997 гг. в России была ликвидирована государственная монополия на землю, созданы правовые условия функционирования многоукладной экономики, основанной на сочетании крупного, среднего и мелкого производства.

    В табл., составленной по данным Минсельхозпрода, видно, что на начало 2001 г. более половины (57,5%) всех сельскохозяйственных угодий страны находились в частной собственности сельского населения.

    Фактически сделки купли-продажи земли в России имеют место. Так, по данным Роскомзема России, в 2001 г. было совершено около 390 тыс. сделок с землей, в том числе 56% составили сделки купли-продажи, 34% — наследования, около 9% — дарения, 1% — залога. Однако средний размер земельного участка при купле-продаже составил в 2001 г. всего 0,15 га. Иначе говоря, купля-продажа совершалась в основном с целью ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства.

    Главный вывод из приведенных фактических данных состоит в том, что земли сельскохозяйственного назначения еще не стали объектом купли- продажи для развития товарного производства в России. При этом и существующее законодательство, и происшедшая демонополизация собственности на землю являются реальной предпосылкой для оборота земли и развития товарного производства с различными формами концентрации и централизации земли и капиталов.

    Показателен в этом плане широко разрекламированный закон «О земле», принятый Саратовской областной думой в ноябре 1997 г. Собственно ничего нового в законодательном оформлении прав собственности на землю по сравнению с действующей Конституцией РФ и федеральным законодательством Саратовская дума не дала и не могла дать. К моменту принятия нового закона 84% сельхозугодий в Саратовской области уже были частной собственностью. Ничего нового по сравнению с российскими тенденциями не было выявлено и при купле-продаже земельных участков. Из первых 3 тыс. сделок купли-продажи земли, совершенных после принятия Саратовской думой закона «О земле», примерно 70% пришлось на города и только 30% — на сельскую местность.

    Крупных сделок по землям сельскохозяйственного назначения и здесь зафиксировано не было. Вопрос о земле и земельном рынке служит предметом постоянных обсуждений и среди экономистов, и среди политиков. Земельный вопрос привлекается, скорее, для прикрытия несостоятельности государственной аграрной политики, чем для оценки истинного положения дел в аграрном секторе страны.

    Впервые «земельный вопрос» был использован для оправдания неудачных попыток решить продовольственную проблему страны за счет создания фермерских хозяйств без существенных государственных затрат на основе «чувства хозяина». Социологические опросы 1991 г. показали, что подавляющее большинство фермеров в качестве факторов, препятствующих развитию их хозяйств, ссылались не на нехватку земли, а на трудности материально-технического снабжения (и сбыта продукции) и плохие социальные условия на селе. С тех пор условия для развития фермерского хозяйства не улучшились, хотя правовая проблема купли-продажи земли уже по существу не стояла.

    Дело в том, что создание рынка земли не может служить самоцелью. Развитие земельного рынка должно выступать средством повышения эффективности сельского хозяйства России, роста доходов и улучшения социальных условий сельского населения.

    Проблема заключается не столько в том нужен или нет земельный рынок, сколько в том, в какой мере существующие земельные отношения и в целом состояние российского аграрного сектора позволяют раскрыться экономическим функциям рынка земли как одного из объективно необходимых элементов рыночного механизма, способствующего экономически эффективному развитию сельского хозяйства.

    В экономическом смысле рынок земель сельскохозяйственного назначения это совокупность экономических институтов, обеспечивающих решение таких задач как реализация прав собственников земельных участков на получение общественно нормального дохода при их продаже; равный для всех покупателей — потенциальных производителей сельскохозяйственной продукции доступ к сделкам купли сельскохозяйственных земель; стимулирование их рационального использования и поддержание постоянной возможности перераспределения в пользу наиболее эффективно хозяйствующих субъектов и т.п.

    Формально многоукладная аграрная экономика вынуждена развиваться в квазирыночной среде: земельная собственность не получила адекватного рыночного содержания и экономически не реализуется.

    Владение, использование, распоряжение — это юридические категории нрава собственности на землю.

    Экономическая суть частной собственности на землю как на объект хозяйствования реализуется не в абстрактной возможности купли-продажи земли, а в количественно определенном доходе от ее использования в соответствии с целевым назначением

    Доход от хозяйствования на земельном участке определяет его покупку и производительное потребление. Этот доход выступает и в качестве основного объективного фактора формирования рыночной цены того или другого земельного участка независимо от конкретных методик его оценки. Иначе говоря, приобретая землю сельскохозяйственного назначения, покупатель ориентируется, как доказывалось ранее, в первую очередь на будущий потенциальный доход от использования земельного участка по его прямому назначению.

    Нет сомнения, что главным препятствием к формированию реального рынка земли в России служит убыточность более 80% сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и наличие устойчивой тенденции к снижению рентабельности сельскохозяйственного производства.

    Убыточность сельскохозяйственных предприятий можно расценить как отсутствие у земель сельскохозяйственного назначения не только содержательных, но и формальных признаков товара, а как следствие — отсутствие у потенциальных покупателей экономического интереса к приобретению земли и ее последующему производительному использованию. Одновременно желающие продать сельскохозяйственную землю интуитивно сознают, что потенциальная доходность земли сильно занижена вследствие финансового кризиса, спровоцированного непродуманной аграрной политикой и общей системой рыночных преобразований в стране.

    За 8-9 лет аграрных реформ действительно рыночные условия для развития земельного рынка не были созданы. Вполне очевидно, что для формирования рынка земли решающее значение имеет сегодня экономическая составляющая — уровень доходности сельскохозяйственных предприятий и признание общественной значимости производимой ими продукции.

    Читайте также  Расчет пособия по уходу за ребенком

    Подъем сельского хозяйства в России большинством политиков и экономистов связывается с огромными финансовыми вливаниями государства в эту сферу хозяйственной деятельности. Их отсутствие в бюджете государства отодвигает, по мнению сторонников такой позиции, решение аграрного кризиса на неопределенно длительный срок.

    Между тем мировой опыт свидетельствует, что в условиях действительно рыночных отношений экономически эффективное развитие сельского хозяйства обеспечивается на основе взаимодействия механизмов рыночного саморегулирования с экономическими возможностями государства в сфере производства и распределения продовольствия. При этом роль государства не сводится к прямой финансовой поддержке производителей сельскохозяйственной продукции.

    Главное место в механизме государственного воздействия на развитие аграрного сектора принадлежит созданию минимально достаточных общих условий для развития сельского хозяйства на принципах рыночного хозяйствования.

    По объективной оценке экономистов, исследующих современные проблемы аграрного сектора России, основные причины как кризисного состояния сельского хозяйства, так и возможного его преодоления, лежат за пределами отрасли — в сфере макроэкономического регулирования.

    Экономический анализ свидетельствует о наличии огромных резервов повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственных предприятий, которые могут быть практически реализованы только за счет соответствующих усилий государства. Это — осуществление государственной политики разумного протекционизма во внешней торговле продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. По некоторым расчетам, потери отечественных производителей от импорта продовольствия и сырья за 1996-2001 гг. составили около 12-13 млрд. долл. в среднем в год.

    Следовательно, это одновременно и потеря потенциально возможных доходов отечественных производителей продукции сельского хозяйства. Существенным резервом повышения доходности сельхозпредприятий признается их освобождение от затрат на содержание социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, которые включаются в издержки основного производства и повышают их общую величину почти на 10%. В последние годы эти затраты устойчиво превышали общую сумму дотаций и компенсаций, выделяемых сельскому хозяйству бюджетами всех уровней.

    Большие возможности для повышения доходности сельскохозяйственного производства содержатся в усилении контроля за целевым использованием бюджетных средств; дополнительным ресурсом поддержки отечественных сельхозпроизводителей могли бы стать импортные пошлины, взимаемые за ввоз продовольствия и сырья, и др.

    Главный вывод состоит в том, что до тех пор пока сельское хозяйство России будет оставаться убыточным, рынок земли как объективно необходимый элемент рыночной экономики, способствующий развитию товарного сельскохозяйственного производства, формироваться не может. Вполне осознано и другое — его формирование невозможно и без создания государством условий для преодоления аграрного кризиса и эффективного развития сельскохозяйственного производства в стране.

    Рынок земли: его особенности

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Рынок земли – это система экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи земельных участков, которые формируют спрос, предложение и цену на них.

    Специфика рынка земли

    Рынок земли является частью общей системы земельных отношений, которая регулируется правом собственности. Главный объект данного рынка – это земля. Как фактор производства, земля имеет определенную специфику, связанную с ее территориальной ограниченностью. Землю окружают моря, льды, океаны и т.д. Земельные ресурсы не относятся к свободно воспроизводимым факторам производства, эта ограниченность не характерна для предложения основных активов или труда, поскольку данные факторы легко воспроизводимы. Из-за ограниченности земли возникает ее неэластичное предложение, что определяется ряд особенностей функционирования аграрного сектора:

    1. Использование земли во многом определяется природно-климатическими условиями.
    2. В любом обществе производство благ и услуг, так или иначе, связано с рынком земли. Земля является либо непосредственным фактором производства, участвуя в создании материального продукта (сельское хозяйство, добывающая промышленность), либо используется как территория для размещения административных, производственных и жилых помещений, коммуникаций.
    3. В земле находятся залежи полезных ресурсов и ископаемых: золота, соли, нефти, руды и т.д. Эту особенность земельных ресурсов важно учитывать на планировании спроса и предложения.

    Все это определяет чрезвычайно высокую ответственность за принимаемые решения касательно прав собственности на землю, а также на природные ресурсы, неотделимые от нее.

    В основе рынка земли лежат отношения купли-продажи. Землю закладывают, продают, покупают и сдают в аренду на заранее определенных условиях. Многие участники земельных отношений редко изменяют собственника и форму собственности. В этом состоит ключевое отличие земельных ресурсов от станков и оборудования, которые могут продаваться без каких-то ограничений всегда.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Основу рынка земли составляют два необходимых условия:

    • любой земельный участок рано или поздно получает нового собственника;
    • каждый участок земли имеет свою цену.

    Рента

    Теория рыночной экономики определяет, что конкурентная равновесная цена устанавливается как на готовую продукцию, так и на исходный фактор производства, включая землю. Формирование эти цен связано с взаимодействием спроса и предложения, однако каждый фактор производства отличается присущими именно ему особенностями. Поэтому цена на них принимает форму специфической категории, в частности, цена земли – это рента.

    Рента – это вид дохода, который регулярно получает собственник имущества или земли и который связан с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Земельная рента – это та часть дохода, которую создают непосредственно производители в сельском хозяйстве и присваивают собственники земли.

    Земельная рента появилась одновременно с правами собственности на землю, она характеризует отношения земельных собственников с пользователями земли. Землевладелец, отдавая в аренду землю предпринимателю, получает за это установленную плату – ренту. Таким образом, от величины ренты зависит цена земли, которая прямо пропорциональна размеру ренты и обратно пропорциональна нормам ссудного процента.

    Отметим, что владельцы земельных участков продают его в случае, когда сумма, полученная от продажи и помещенная на банковский депозит, принесет процентный доход не меньше, чем рента, получаемая с данного участка рента. Необходимость выплачивать земельную ренту собственнику ограничивает доступ к земле: когда ренту полностью уплачивает землевладелец, то она выступает своеобразным налогом, который понижает эффективность хозяйственных отношений на земле.

    Земля отличается по своему плодородию или местоположению. При наличии лучшей, средней и худшей земли равные вложения труда и капитала на одинаковых по размерам участках приведут к различным результатам из-за разного плодородия земли. На более высокую производительность и урожайность в данном случае влияют различия в уровне естественного плодородия. Поэтому собственник земли стремиться получать дифференциальный добавочный доход полностью. Рента на лучшей земле будет выше, чем на средней, а на средней — выше, чем на худшей. На худшей земле владелец будет получать только нормальную прибыль, а на средней и лучшей еще и сумму дифференциальной ренты.

    Спрос на рынке земли

    Спроса на землю является производным от уровня спроса на ту продукцию, которая была изготовлена с применением такой земли. Следовательно, спроса на землю изменяется в зависимости от изменения уровня спроса на готовую продукцию.

    Неоднородность спроса на землю связана с различием сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса. По мере включения земли в хозяйственный оборот человек вынужден был переходить от лучшей по плодородию земли к средней и даже худшей. Неэластичность спроса на продукты питания обусловлена тем, что человек не может жить без той пищи, к которой он привык. Неэластичный спрос на продукты питания подразумевает, что при незначительном сокращении установившегося объема предложения возникает опережающий рост цен на продовольствие.

    Сельскохозяйственный спрос на рынке земли зависит от фактора постепенного сокращения доли продовольствия в потребительском бюджете, что типично для большинства стран.

    Для несельскохозяйственного спрос существует устойчивая тенденция к росту. Основные виды несельскохозяйственного спроса на земельные ресурсы:

    • спрос на землю для жилищного строительства;
    • спрос на землю для возведения объектов инфраструктуры;
    • промышленный спрос на землю;
    • инфляционный спрос на землю.

    Предложение земли в условиях фиксированной площади земельных ресурсов в масштабе всего общества характеризует совершенная неэластичность. Для конкурентных пользователей предложение земли характеризует определенная эластичность: он может увеличивать имеющиеся у него земельные площади за счет конкурентов.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: