Самураи Японии в бытовом аспекте - ABCD42.RU

Самураи Японии в бытовом аспекте

Традиции самураев: пять обычаев японских воинов

«Любование оружием»

Каждый самурай обязательно носил пару мечей (дайсё) — длинный и короткий меч. Этикет предписывал оставлять длинный меч (катану) при входе в дом и класть его на особую подставку. Короткий же меч (сето) всегда оставался при хозяине. Не менее важным оружием самурая был большой лук.

С изобретением пороха к традиционному холодному оружию добавилось и огнестрельное, но традиция отдавала предпочтению мечам — для воина важнее всего было владеть именно ими. Мечи наделялись сакральными значением как символ души самурая и его постоянный спутник. Мечи были церемониальными (богато украшенные «тати») и военными. Без оружия жизнь самурая, считалось, теряет смысл.

Высшим проявлением уважения и честью считалось выразить восхищение чужим мечом. Гости нередко участвовали в особой церемонии «любования мечом» хозяина, всегда проходившей по примерно одинаковому сценарию, предусмотренному этикетом. Клинок нужно было обязательно внимательно рассмотреть под разными углами к свету, не обнажая полностью, и при этом щедро расточать комплименты.

Кстати, меч разрешалось носить и самурайским женщинам, но только когда они должны были отправиться в дорогу в одиночестве: по пути ведь могли встретиться разбойники.

Идея достойной смерти: сэппуку

Ритуальное самоубийство путем разрезания живота мечом — высший подвиг самурая, проигравшего в бою, войне или политической борьбе. Сэппуку считало способом смыть позор поражения, сохранить честь и уйти достойно, доказав свою личную храбрость и несгибаемый характер воина. В некоторых случаях таким образом разрешалось покончить с собой самураям, осужденным на смерть (в качестве милости). Страх смерти и нежелание совершить сэппуку при необходимости самураи осуждали как недопустимое нарушение принятого этикета смерти.

Образцом сэппуку для самураев стала смерть старого воина Ёримаса Минамото в 1180 г., во время войны Гэмпэй. По легенде, когда враги окружили Ёримаса в бою, два его сына погибли, сдерживая их. Но они дали время отцу, чтобы он мог уйти благородным способом. Перед тем, как убить себя, Ёримаса первым в истории сделал то, что после него делали тысячи самураев, — написал предсмертные стихи на боевом веере:

Бревно, что гниет под землей,
Не цветет и не плодоносит.
И моя бесплодная жизнь
Вот так же печальна.

Обучение самураев: не только владение мечом

Традиция писать стихи перед совершением сэппуку появилась у самураев неспроста. Конечно, для всякого самурая техника фехтования имела огромное значение и была обязательной частью обучения, без кэндо (путь меча) обойтись не мог никто. Но самураи — не только машины для убийства. Не меньше внимания уделялось также обучению этикету по неписаному кодексу бусидо («путь воина»), а также знанию законов, математики, философии, способам достижения душевного равновесия, навыкам каллиграфии, живописи и стихосложения. Умение слагать стихи считалось необходимым как признак духовного развития. А в Новое время самураев учили и чайной церемонии.

Со временем у самураев появилось множество трактатов, написанных прославленными воинами для обучения молодых. Один из них — кровавый и легендарный «бог меча» Миямото Мусаси, автор «Книги пяти колец». Выше всего Мусаси ставил дух самурая — дух победы, и понимание Пути воина. Средством для постижения Пути мастер меча называл прежде всего познание Пути пера, то есть обучение искусствам.

По стопам отца

Земли и сословная принадлежность передавалась от отца к сыну. В случае смерти самурая главой семьи становился его старший сын, даже если к тому времени он был еще ребенком. В едва сознательном возрасте 10−12 лет такие юные самураи уже имели право принимать судьбоносные решения, хотя им оставалось еще несколько лет до завершения образования (обычно основную часть обучения заканчивали в возрасте 15 лет).

Юные самураи уже могли служить своему даймё — например, выполнять повседневные поручения или занимать в богатом доме должности вроде «смотрителя» какого-либо ценного предмета, «подавателя воды утром» и т. п.

Некоторые кланы (такие как Минамото, Тайра и Фудзивара) веками управляли Японией, а им, в свою очередь, служили десятки других родов.

Самураи так крепко держались за дело и образ жизни своих предков, что когда Японии в XIX в. понадобилась модернизация, пришлось через «революцию Мэйдзи» и долгие болезненные реформы демонтировать консервативную самурайскую систему вообще.

Доспехи самурая

Известный самурай Ямамото Цунэтомо говорил: самурай «должен достойно встретить свою смерть, а для этого нужно позаботиться о своем внешнем виде. Ведь враги будут презирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно». Прежде всего, аккуратно следовало обращаться с дорогими доспехами. Конечно, в бою самурай должен был надеяться в первую очередь на свою доблесть и свой меч, но даже самый храбрый воин не забывал о доспехах (кстати, когда нужно было, и прятался от врага в замках).

Доспехи самураев делались чаще всего из лакированных металлических пластин и отличались легкостью и гибкостью, что позволяло воину сохранить подвижность, но при этом оставались достаточно прочными. Кроме самого важного элемента — кирасы — самурай носил латную юбку, набедренники и наколенники, поножи, наплечники и наручи, шлем и маску (мэнгу). Ношение боевых личин — отличительная черта самураев. Маски могли иметь не только устрашающий, но и нейтральный и даже симпатичный вид.

Самураи в Японии – кто это такие их история и культура

Современная Япония – уникальная страна, причудливым образом соединяющая многовековые традиции и современные технологии. Рядом с поразительными небоскребами горделиво стоят древние храмы. Поэтому до сих пор вызывают живой интерес самураи в Японии. Истории об этих удивительных и гордых людях прочно вошли не только в восточную, но и западную культуру.

Кто такой самурай

Название война «самурай», появилось как производное от глагола 侍ふ «сабурау», обозначающего действие – «служить», перевод – служилый человек.

Первое упоминание о них появляется в средневековой Японии во время правления сегуна Минамото, в 12 веке. Поскольку эти времена описывались как относительно спокойная эпоха, численность самураев была маленькой, а сами войны больше занимались мирными делами, то есть воспитывали детей и обучали боевым искусствам

Когда к власти пришёл японский клан сегунов Токугава, то положение самураев кардинально изменилось. Их количество увеличилось, у них появился свой Кодекс чести, в котором главное место занимал закон «Бусидо». Следуя которому, самурай должен беспокоиться о жизни и чести своего господина и подчиняться беспрекословно, а также не жалеть свою жизнь ради господина.

Итак, первые самураи были телохранителями и верными слугам. Существует упоминание, что в мирное время заменяли полицейские силы. За честное выполнение обязанностей они получали хорошую оплату и земельные наделы, становясь зажиточными людьми.

К семнадцатому веку сословия самураев оформились и разделились:

Хатамото – вассалы сегуна, привилегированный слой.

Даймё – вассалы князей.

Ронины – войны потерявшие хозяина, но не павшие в бою, становились горожанами и ремесленниками.

Синоби – японский аналог ниндзя, наёмные убийцы.

Но уже в конце 18 века самурайское сословие начало распадаться в результате прогресса японской буржуазии. Большинство превратились в земледельцев, торговцев, некоторые ушли в религиозные культы, малая часть несогласных погибли, как бунтовщики.

Воспитание и становление самурая

Поскольку самураи в Японии являлись великими и легендарными персонажами, а перед сном родители рассказывали о них сказки и предания, то с малых лет хотели быть на них похожими, такими же смелыми и храбрыми. Дети же самураев гордились отцами и старались вырасти достойными продолжателями рода и традиции.

Для того, чтобы воспитать такого воина потребовалось разработать многоуровневый процесс, начинающийся с самых ранних лет.

Почитая самурайский кодекс, детей воспитывали в беспрекословном повиновении старшему и полной уверенности, что мужчина единственный глава семьи. Кроме того изучалась техника Иэмото, сплетенная из строгих правил дисциплины и поведения, которые нельзя было нарушать.

История сохранила описание того, как маленьких самураев приучали к будущим суровым испытаниям. Кроме обязательного овладения различными боевыми искусствами, считалось необходимым полностью владеть собственным телом и духом. Воины должны терпеть боль, не выдавая чувства стонами или иными признаками. Так же требовалось спокойно и достойно подчиняться приказу старшего.

В средние века мальчикам устраивали проверку на выносливость, например, несколько дней они сидели в холодной комнате в темноте и голоде, но не позволяли себе ни одной жалобы. Некоторые отцы могли заставить сыновей проводить ночи на кладбище, не спать, ходить без обуви в холодную погоду или выполнять сложную работу.

Читайте также  Основные способы орошения

Важнейшим возрастом, когда ребёнок уже считался будущим воином, является 5 лет, после того как был подарен меч самурая Боккэн. С этого момента начинаются активные тренировки по фехтованию и самообороне, а также освоение умений плавать и держаться в седле. Поскольку самурай находится рядом со своим господином, он должен быть грамотным, красиво и правильно писать, знать историю своей страны и литературу, чтобы поддержать любой диалог. Также желательно разбираться в музыке, философии и владеть каким-либо ремеслом, чтобы прокормить себя и семью.

Пройдя этот длинный путь, в 15 лет мальчик становился воином, то есть самураем.

Образ самурая

Ключевая черта костюма самурая, его удостоверение – дайсё. Это два изогнутых железных меча. Поскольку мечи являлись сакральными, то есть священными предметами, к ним относились с огромным почтением, ежедневно ухаживали за ним и берегли как часть себя. Ложась спать, меч помещали в изголовье, а днём хранили на специальной деревянной подставке, при которой стоял слуга.

Дополнительно у каждого воина присутствовала катана, напоминающая саблю длиной около 75 см.

Самурай должен уметь стрелять из лука юми, который почитали так же как мечи и считали одушевлённым предметом, наделенным великой силой. Он достигать длины 2 метра.

Самурайские доспехи представляли собой костюм из металлических пластин, оклеенных кожей и соединенных шнуровкой, весом около 15 кг.

Знаменитые самураи в истории

Сегодня кажется, что самураи – это персонажи из далёких сказок, но в Японии помнят и чтят знаменитых воинов:

Тайра-но Киёмори (1118 – 1181) создатель первой управленческой системы и при этом был воином политиком, который смог подавить восстание, встать во главе 2 кланов воинов в Киото. В дальнейшем смог породниться с императором Такакуром и активно участвовать в передаче трона внуку.

Бэнкэй (1155 – 1189) любимец детей и герой японского фольклора, в котором он описывается ребёнком демона или даже Бога. В истории описывает как двухметровый и непобедимый воин, который во время каждого боя совершал нечто невообразимое. Героическая смерть самурая после того как он остался, даже мёртвый, стоять весь в ранах и стрелах получила историческое название “Стоячая смерть Бэнкэя.”

Хаттори Хандзо (1542 – 1596) известнейший ниндзя. Впервые ощутил вкус победы в 16 лет, а враги его боялись, потому что верили, что он способен исчезать, предвидеть будущее и воздействовать на психику своих врагов. В старости ушел в монахи.

Тоётоми Хидэёси (1536 – 1598) прошел путь от простого крестьянина до второго великого объединителя Японии. Потребовал запретить мирным людям носить оружие, построил множество храмов и активно боролся с христианством.

Ода Нобунага (1534 – 1582) Изменил военное искусство, внедрив использование огнестрельного оружия и длинных пик, а также изменил классовую систему воинов так, чтобы она основывалась исключительно на способностях.

Миямото Мусаси (1584 – 1685) считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Основал собственную технику искусства боя на двух мечах, а также написал множество книг по философии войн, стратегии и тактике. За свою жизнь ни разу не был побеждён в поединке.

Самураи в современной культуре

Самураи в Японии и сегодня остаются образцом уникальной личности, соединившей черты отважного воина, утонченного поэта и вдохновенного художника, который не боялся умереть в бою и способен был оставить великолепное предсмертное стихотворение, совершая ритуальное самоубийство.

Активное проникновение восточной культуры в западный мир, позволило поместить этот образ на страницы книг, в фильмы и конечно отразилось в культуре аниме, породив различные манга, мультфильмы и воплотившись в стилизованных костюмах.

Самураи Японии в бытовом аспекте

Самураи Японии в бытовом аспекте

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ САМУРАЯ

ГЛАВА 3. БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ
САМУРАЕВ

3.1 ОТНОШЕНИЯ МУЖА С ЖЕНОЙ

3.4 СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА

3.5 СЛУГИ И ОРУЖИЕ

ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА САМУРАЙСКОГО
ОБЩЕСТВА

4.1 МАНЕРЫ И ВНЕШНИЙ ВИД САМУРАЯ

4.2 СЕКСУАЛЬНЫЕ НРАВЫ

Данная
курсовая работа посвящена изучению сословия самурайства. Самураи – одни из самых влиятельных
и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор,
как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали
существовать.

Тема данной
курсовой работы актуальна и сегодня, так как влияние просуществовавшего более
тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько сильно в
Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру,
да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии. Вся история Страны
Восходящего Солнца пронизана духом самурайства. У многих людей Япония
ассоциируется с самураями и наоборот, для многих эти два слова «самурай»
и «Япония» превратились почти в синонимы. По сути вся история Япония
до второй половины 19 века и есть история самурайства. А как известно нет
полностью до конца изученных тем, поэтому мы решили раскрыть эту проблему
глубже.

Целью же
данной курсовой работы является точное рассмотрение быта и условий жизни самурайства
с момента его зарождения и до исчезновения в 19 веке.

При написании
работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Осветить
воспитание самурая

2.
Исследовать бытовые условия жизни самураев

3. Проанализировать
сексуальные нравы самураев.

Данная работа
позволяет понять особенности воспитания и условия жизни самураев, понять
основные тенденции развития сословия самураев в Японии. Особое внимание уделено
кодексу самурайской чести бусидо и различным историческим источникам. Мы
попытались максимально близко показать идеологию самурайства при помощи цитат
из кодекса их дальнейшего пояснения. Бусидо являлось для самурая священной
силой, которая помогала ему «правильно» жить.

Также в
данной курсовой работе мы уделяем большое внимание сексуальным нравам самураев,
попытались показать причины формирования их в среде самураев и их роль в жизни
самураев.

Мы попытались
осветить отношения самурая с родственниками, женой, слугами и другими
самураями. При освещении начальных этапов развития самурайства мы исследовали
причины появления данного сословия в Японии, основополагающие факторы
способствовашие появлению самураев. Ведь не из пустого места самураи появились
в Японии. Этому способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Также в этой данной
курсовой работе будет показана роль самурайства в период междоусобных
феодальных войн и до реформ Мэйдзи. И все перемены в социально – культурном и
бытовом аспекте жизни самураев в этот период.

В работе
уделяется внимание и культуре в самурайской среде, манерам и внешнему виду
сословия, воспитанию самураев.

При
написании данной курсовой работы использовались: историко-описательный,
историко-объяснительный и историко-системный методы.

ГЛАВА 1.
ИСТОРИОГРАФИЯ

Проблема
изучения бытового аспекта жизни самурайства получила определенное историческое
освещение в трудах как советских и постсоветских историков, так и западных.
Вопросом происхождения и зарождения сословия самураев в Японии, его развитием,
идеологией и культурой занимались многие историки. Мы лишь опишем работы тех
авторов, которые использовали для написания данной курсовой работы.

Главным
источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс
чести – бусидо [28]. Кодекс – это своего рода «книга жизни» самурая.
В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть
до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести
свою жизнь. Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих
рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей
больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его
можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт. Кодекс является главным
и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.

Вопросы
сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в
монографии Сила-Новицкой Т.Г. «Культ императора в Японии» [35]. В ней
прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней,
рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ
императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и
особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной
идеологии и массового сознания.

Особый
интерес представляет работа Спеваковского А.Б. «Самураи – военное сословие
Японии» [37]. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен
образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы
наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский
рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую
специфику, систему военной подготовки. Это, пожалуй, на сегодняшний день одна
из лучших работ по истории сословия самураев.

Читайте также  Перенос генетического материала и генетическое картирование у актиномицетов

Определенное
внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е.М. «Японский милитаризм»
[16]. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении
тысячелетия. Достаточно хорошо и ярко рассмотрено положение самурайства в
период феодальной раздробленности.

Монография
Стивена Тёрнбулла «Самураи. Военная история» [38] посвящён истории
японского воинского сословия с момента его зарождения до падения во второй
половине 19 века. Книга Стивена Тёрнбулла– одно из лучших обобщающих
исследований по данной теме. Как и должно быть в военной истории здесь имеются
описания битв и кампаний, которые тесно переплетены с политикой, экономикой,
религией, личными амбициями и страстями японских правителей и полководцев.
Заслугой автора является также ещё и то, что он очень удачно сумел показать роль
самурайства в истории Японии. Также хочу отметить ещё один труд этого же автора
под названием «История японской военной аристократии» [39] в котором
Стивен Тёрнбулл в присущей ему манере описывает все аспекты жизни самурайства.

Публикация
Успенского М.В. «Самураи восточной столицы. История преданных вассалов»
— это издание для желающих познакомиться более подробно с взглядами и
традициями самураев, точкой зрения народа в их отношении [40]. Книга
сосредоточила половину своих достоинств в гравюрах Итиюсая Куниёси, которые
помогут воссоздавать облик людей того времени.

Работа
Конрада Н.И. «Очерк истории культуры средневековой Японии» блестяще
оформлена цветными фотографиями памятников искусства и портретов деятелей
культуры [26]. Не мало в этой работе говорится и о бусидо.

Часть
информации о истории японской религии содержится в сети Интернет:

Самураи Японии в бытовом аспекте

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ САМУРАЯ

ГЛАВА 3. БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ САМУРАЕВ

3.1 ОТНОШЕНИЯ МУЖА С ЖЕНОЙ

3.4 СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА

3.5 СЛУГИ И ОРУЖИЕ

ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА САМУРАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

4.1 МАНЕРЫ И ВНЕШНИЙ ВИД САМУРАЯ

4.2 СЕКСУАЛЬНЫЕ НРАВЫ

Данная курсовая работа посвящена изучению сословия самурайства. Самураи – одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

Тема данной курсовой работы актуальна и сегодня, так как влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько сильно в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии. Вся история Страны Восходящего Солнца пронизана духом самурайства. У многих людей Япония ассоциируется с самураями и наоборот, для многих эти два слова «самурай» и «Япония» превратились почти в синонимы. По сути вся история Япония до второй половины 19 века и есть история самурайства. А как известно нет полностью до конца изученных тем, поэтому мы решили раскрыть эту проблему глубже.

Целью же данной курсовой работы является точное рассмотрение быта и условий жизни самурайства с момента его зарождения и до исчезновения в 19 веке.

При написании работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Осветить воспитание самурая

2. Исследовать бытовые условия жизни самураев

3. Проанализировать сексуальные нравы самураев .

Данная работа позволяет понять особенности воспитания и условия жизни самураев, понять основные тенденции развития сословия самураев в Японии. Особое внимание уделено кодексу самурайской чести бусидо и различным историческим источникам. Мы попытались максимально близко показать идеологию самурайства при помощи цитат из кодекса их дальнейшего пояснения. Бусидо являлось для самурая священной силой, которая помогала ему «правильно» жить.

Также в данной курсовой работе мы уделяем большое внимание сексуальным нравам самураев, попытались показать причины формирования их в среде самураев и их роль в жизни самураев.

Мы попытались осветить отношения самурая с родственниками, женой, слугами и другими самураями. При освещении начальных этапов развития самурайства мы исследовали причины появления данного сословия в Японии, основополагающие факторы способствовашие появлению самураев. Ведь не из пустого места самураи появились в Японии. Этому способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Также в этой данной курсовой работе будет показана роль самурайства в период междоусобных феодальных войн и до реформ Мэйдзи. И все перемены в социально – культурном и бытовом аспекте жизни самураев в этот период.

В работе уделяется внимание и культуре в самурайской среде, манерам и внешнему виду сословия, воспитанию самураев.

При написании данной курсовой работы использовались: историко-описательный, историко-объяснительный и историко-системный методы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ

Проблема изучения бытового аспекта жизни самурайства получила определенное историческое освещение в трудах как советских и постсоветских историков, так и западных. Вопросом происхождения и зарождения сословия самураев в Японии, его развитием, идеологией и культурой занимались многие историки. Мы лишь опишем работы тех авторов, которые использовали для написания данной курсовой работы.

Главным источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс чести – бусидо [28]. Кодекс – это своего рода «книга жизни» самурая. В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести свою жизнь. Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт. Кодекс является главным и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.

Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т.Г. «Культ императора в Японии» [35]. В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.

Особый интерес представляет работа Спеваковского А.Б. «Самураи – военное сословие Японии» [37]. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки. Это, пожалуй, на сегодняшний день одна из лучших работ по истории сословия самураев.

Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е.М. «Японский милитаризм» [16]. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно хорошо и ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.

Монография Стивена Тёрнбулла «Самураи. Военная история» [38] посвящён истории японского воинского сословия с момента его зарождения до падения во второй половине 19 века. Книга Стивена Тёрнбулла– одно из лучших обобщающих исследований по данной теме. Как и должно быть в военной истории здесь имеются описания битв и кампаний, которые тесно переплетены с политикой, экономикой, религией, личными амбициями и страстями японских правителей и полководцев. Заслугой автора является также ещё и то, что он очень удачно сумел показать роль самурайства в истории Японии. Также хочу отметить ещё один труд этого же автора под названием «История японской военной аристократии» [39] в котором Стивен Тёрнбулл в присущей ему манере описывает все аспекты жизни самурайства.

Публикация Успенского М.В. «Самураи восточной столицы. История преданных вассалов» — это издание для желающих познакомиться более подробно с взглядами и традициями самураев, точкой зрения народа в их отношении [40]. Книга сосредоточила половину своих достоинств в гравюрах Итиюсая Куниёси, которые помогут воссоздавать облик людей того времени.

Работа Конрада Н.И. «Очерк истории культуры средневековой Японии» блестяще оформлена цветными фотографиями памятников искусства и портретов деятелей культуры [26]. Не мало в этой работе говорится и о бусидо.

Часть информации о истории японской религии содержится в сети Интернет:

[ http :// www . jinja . or ] на этом сайте можно найти информацию о религии синто [36].

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ

Проблема изучения бытового аспекта жизни самурайства получила определенное историческое освещение в трудах как советских и постсоветских историков, так и западных. Вопросом происхождения и зарождения сословия самураев в Японии, его развитием, идеологией и культурой занимались многие историки. Мы лишь опишем работы тех авторов, которые использовали для написания данной курсовой работы.

Читайте также  Патологическая анатомия рожи свиней

Главным источником для изучения мировоззрения самурайства является бесспорно кодекс чести — бусидо [28]. Кодекс — это своего рода «книга жизни» самурая. В нём описывается идеал к которому должен стремиться самурай. В кодексе вплоть до мелочей расписана жизнь самурая, т.е. правила по которым он должен вести свою жизнь. Кодекс делится на три части: в первой говорится больше о общих рассуждениях, во второй о военном и деле и поведении самурая в бою, в третьей больше о служении самурая своему господину. Бусидо интересен тем, что читая его можно понять идеологию самурайства, его культуру и быт. Кодекс является главным и бесценным источником по истории самурайства и его культуре.

Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т.Г. «Культ императора в Японии» [35]. В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.

Особый интерес представляет работа Спеваковского А.Б. «Самураи — военное сословие Японии» [37]. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки. Это, пожалуй, на сегодняшний день одна из лучших работ по истории сословия самураев.

Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е.М. «Японский милитаризм» [16]. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно хорошо и ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.

Монография Стивена Тёрнбулла «Самураи. Военная история» [38] посвящён истории японского воинского сословия с момента его зарождения до падения во второй половине 19 века. Книга Стивена Тёрнбулла- одно из лучших обобщающих исследований по данной теме. Как и должно быть в военной истории здесь имеются описания битв и кампаний, которые тесно переплетены с политикой, экономикой, религией, личными амбициями и страстями японских правителей и полководцев. Заслугой автора является также ещё и то, что он очень удачно сумел показать роль самурайства в истории Японии. Также хочу отметить ещё один труд этого же автора под названием «История японской военной аристократии» [39] в котором Стивен Тёрнбулл в присущей ему манере описывает все аспекты жизни самурайства.

Публикация Успенского М.В. «Самураи восточной столицы. История преданных вассалов» — это издание для желающих познакомиться более подробно с взглядами и традициями самураев, точкой зрения народа в их отношении [40]. Книга сосредоточила половину своих достоинств в гравюрах Итиюсая Куниёси, которые помогут воссоздавать облик людей того времени.

Работа Конрада Н.И. «Очерк истории культуры средневековой Японии» блестяще оформлена цветными фотографиями памятников искусства и портретов деятелей культуры [26]. Не мало в этой работе говорится и о бусидо.

Часть информации о истории японской религии содержится в сети Интернет:

1. [http://www.jinja.or] на этом сайте можно найти информацию о религии синто [36].

Сайт посвящён истории японского буддизма [20].

3. [http://www.univie.ac.] на этом сайте содержится общий обзор всех религиозных течений Японии [43].

Информация об обряде харакири (сэппуку) содержится на сайте [http://ichiban.narod.ru]. Этот сайт посвящён истории Японии, японскому языку и культуре [44].

На историко-культурном форуме «Удел Могултая» [http://www.wirade.ru] можно найти статьи по разным периодам истории Японии, в том числе информацию про самурайство [42].

Также статьи по истории Японии можно найти на сайте журнала «Япония сегодня» [http://www.japantoday.ru]. При написании данной курсовой работы мы использовали статью Бедняковой О., Куланова А. «Судьба самурайства после реформ Мэйдзи» за июнь 1998 года. В своей работе авторы рассказывают, что стало с самураями, когда они перестали быть нужными государству. Что стало с целым сословием после реформ Мэйдзи. Авторы показывают как трансформировалось самурайство в течение конца 19 в.-20 в. [5]. Также на этом сайте можно найти статьи других авторов по различным периодам Японии.

Интересна монография профессора Эйдуса Х.Т. «История Японии с древнейших времён до наших дней. Краткий очерк». В своей работе профессор Эйдус упоминает о влиянии самурайства на культуру Японии и его роль в истории Японии [41]. Работа хотя и не очень нова, но в то же время интересна.

Также среди работ по истории Японии можно выделить коллективный работу Кузнецова Ю.Ф., Навлицкой Г.Б., Сырицына И.М. «История Японии». В работе помимо описания всех аспектов истории Японии особое внимание уделяется сословию самурайства, его появлению, развитию на протяжении тринадцати столетий и его роль в истории Японии [27].

Достойна внимания ещё одна монография — Светлова Г.Е. «Колыбель японской цивилизации» [33]. Исследователь рассказывает в своей книге не только об истории Японии в целом, но и об истории культуры и религии, где немаловажное место занимают самураи.

Также интересна монография всё того же Арутюнова С.А. «Айны — Народы Восточной Азии» [2]. В своей работе он рассказывает о народности айнов, живших в юго-восточной Азии и мигрировавших в раннем неолите в Японию. К концу 19 века айны были полностью ассимилированы японцами. Автор рассказывает о борьбе айнов с японцами, о культуре айнов, их религии и быте. Также автор описывает обычаи и обряды этой народности. Ведь именно благодаря борьбе японцев и айнов возникло сословие самураев в Японии.

Очень интересным является исследование Искендерова А.А. «Тоётоми Хидэёси» [19]. В своей работе автор даёт общую характеристику всех сторон жизни самурайства 15-16 века. Также этот историк очень хорошо объясняет идеологию сословия, которая хорошо показана в кодексе самурайской чести — бусидо.

К современным исследованиям самурайства можно отнести книгу Гвоздева С.А. «Самураи. Путь меча» [14]. Его труд охватывает практически все стороны жизни самураев, включая и бытовой аспект.

В книге Э. Брайанта «Самураи» [8] на прекрасном фактическом и иллюстративном материале рассказывается о том, какую роль сыграли самураи в истории средневековой Японии. Особенное внимание автор уделил военной истории и развитию вооружения.

Хочется выделить также замечательную книгу А.Р. Басова «Общество самураев. Самурай и его семья» [4]. В этом труде автор во всех подробностях и малейших деталях рассказал про отношения самураев внутри семьи, про отношения жены и мужа, родственников. Эта книга будет интересна абсолютна всем читателям.

В книге Вестбрука А. и Ратти О. «Секреты самураев: Боевые искусства феодальной Японии» [12] подробно рассматриваются оружие, методы, стратегии и принципы боя, которые сделали японского воина великолепным бойцом. Исследование начинается с панорамного обзора ранней борьбы японских военачальников за политическое господство, и прослеживает развитие боевых искусств по мере развития японского общества и непрерывного продвижения военного класса к абсолютной власти. Авторы не только рассматривают военную сторону вопроса, но и подробно обсуждают методы и философские аспекты обучения, необходимые для развития внутренней мощи воина и концентрации всей его энергии в единую силу.

Из источников хотелось бы особенно отметить труды Дайдодзи Юдзана и Ямамото Цунэтомо «Книга Самурая. Бусидо» [15]. Это два наиболее авторитетных трактата, посвященных бусидо — «Пути воина». Чистота и ясность языка, глубина мысли и предельная искренность переживания характеризуют произведения Дайдодзи Юдзана и Ямамото Цунэтомо, двух великих самураев, живших на рубеже семнадцатого — восемнадцатого столетий и пытавшихся по-своему ответить на вопрос: «Как мы живем? Как мы умираем?».

А также труд Нитобэ Инадзо, японского просветителя, автора знаменитого трактата «Бусидо. Душа Японии» [23], в котором излагаются основополагающие принципы традиционной японской морали и этики. Он выступал за развитие духовных связей Японии с зарубежными странами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: