Санология и валеология - ABCD42.RU

Санология и валеология

Валеология: понятие и главные принципы

Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?

Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.

Немного о валеологии

Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.

Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.

В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.

Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .

Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.

Отрасли валеологии

В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.

Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента. Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.

Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.

Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.

Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.

Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.

Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.

Действующие принципы валеологии

Основными принципами, на которых базируется учение, являются:

  1. Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
  2. Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
  3. Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
  4. Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
  5. Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
  6. Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
  7. Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
  8. Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
  9. Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.

Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья. И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.

Валеология и санология, определение, сущность и предмет их изучения

В конце ХХ века был поставлен вопрос об образовании новой науки о здоровье – валеологии. С самого начала врачебное искусство, а затем и наука в качестве главной цели видели здоровье, его сохранение, а лечение болезней составляло вторую (вторичную) часть медицинской доктрины. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только по тем дням, когда были здоровыми. Корифеи мировой и отечественной медицины предавали особое значение здоровью, как большому дару природы. Однако понятие “здоровье” с древних времен не имело конкретного научного определения. Еще И.П. Павлов говорил на Международном медицинском конгрессе в Мадриде в апреле 1903 г., что “. мы еще не имеем чисто научного термина для определения этого основного принципа организма – внутренней и внешней его уравновешенности”. С тех времен поло-жение не изменилось. В силу ряда причин медицина становится все более лечебной, узкоспе-циализированной, госпитальной и фактически является наукой о болезнях и менее всего – о здоровье.

Об одностороннем развитии медицины много писали И.В. Давидовский и другие отечественные и зарубежные ученые, но известна лишь одна современная попытка разработать систему средств влияния на защитные силы организма. Это направление, которое получило название “санологии”, наиболее активно развивали в нашей стране в 60-х гг. С.М. Павленко и С.Т. Олейник. Санология определялась как “общее учение о противодействии организма болезни”, в основе которого лежит саногенез – динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающих под воздействием чрезвычайного раздражителя. Основатели этого направления утверждали, что многие механизмы саногенеза при тренировке могут быть значительно усовершенствованы с целью повышения стойкости организма и поддержки здоровья вообще.

Но санология– учение о выздоровлении, а не о здоровье, как таковом. Только в начале 80-х гг. была осознана необходимость систематизации знаний медицины, гигиены, физиологии, анатомии и других научных дисциплин с целью создания нового научного направления – валеологии – науки о сохранении здоровья.

Термин “валеология” происходит от латинского “вале”, что значит “быть здоровым” и греческого слова “логос” – “наука, учение”. Следовательно, валеология – это наука о здоровье.

Отцом современной валеологии называют российского ученого И.И. Брехмана, который в 1980 г. впервые предложил этот термин, а в 1982 г. научно обосновал необходимость охраны здоровья практически здоровых людей. Но, к сожалению, наше общество и медицина тогда не поняли этого, не придали надлежащего значения этому событию, в то время как за рубежом труды профессора И.И. Брехмана вызывали повышенный интерес. Редактор английского издания одной из монографий Брехмана в предисловии писал: “Валеология – наука о здоровье. Почему этого слова нет в нашем словаре? Почему у нас нет отражения понятия патология (болезнь)”?

О том, что эта наука древняя, свидетельствуют труды Гиппократа и Авиценны. Именно они ука-зывали на важность образа жизни, естественной среды и заботливого отношения к себе для сохране-ния и укрепления здоровья. На принципах валеологии основаны многие методы народной медицины. Интересно, что древние римляне часто приветствовали друг друга словом: “Вале!”–“Будь здоровым!”

Таким образом, можно дать следующее определение валеологии:

Валеология – наука о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья людей и передачи его потомкам.

Большой вклад в развитие валеологии сделали украинские ученые.

В начале 60-х годов нашего века львовские медики, профессора С.М. Павленко и С.Т. Олейник сформулировали теорию саногенеза и санологии (от лат. сано – оздоравливать, исцелять и греч. генезис – происхождение, развитие и логос – наука, учение).

В 80-х годах ХХ века киевский ученый, доктор медицинских наук, профессор Г.Л. Апанасенко выдвинул теорию энергетического обеспечения здоровья, которая положена в основу валеологического определения здоровья и многих методов валеологического мониторинга. Его метод определения уровня физического здоровья позволяет каждому узнать о своем “количестве здоровья” на данный момент и спрогнозировать динамику здоровья на будущее.

Воспитание общей культуры здоровья – цель глобальная и отдаленная, решить которую призвано валеологическое образование.

Характеристики основных форм оздоровительной культуры

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две больших группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Читайте также  Теория и методика метания копья

Циклические упражнения — это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бежал, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборство.

Ациклические упражнения оказывают подавляющее влияние на функции опорно-двигательного аппарата, вследствии чего повышаются сила мышц, скорость реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с подавляющим использованием ациклических упражнений можна отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятие в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмичную и атлетичную гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержке высокого уровня работоспособности на протяжении трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мускульных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, которая способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Производственная гимнастика используется в разных формах непосредственно на производстве. Гимнастика перед началом работы и во время физкультурных перерывов способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мускульных группах. Она необходима особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения мелких механических операций. С помощью выполнения упражнений с музыкальным сопровождением для незадействованных мускульных групп (по механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и концентрации внимания, которое благотворно влияет на результаты производственного процесса.

Особенность ритмичной гимнастики заключается в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс разных средств, которые оказывают влияние на организм. Да, серии беговых и пригательных упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения — на центральную нервную систему. Упражнения в паре развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора употребимых средств занятия ритмичной гимнастикой могут носить преимущественно атлетичный, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия ритмичной гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную направленность.

Занятие атлетичной гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мускульных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мускульной массы, силы и силовой выносливости. Необходимо подчеркнуть, что эти изменения не способствуют повышению резервных возможностей аппарата кровообращения и — производительности аэроба организма. Занятие атлетичной гимнастикой могут быть рекомендованы здоровым молодым людям при условии оптимизации тренировочного процесса и сочетания атлетичных упражнений с тренировкой на выносливость (бежал и др.). Люди зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетичного комплекса, направленные на укрепление основных мускульных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др., как дополнение после тренировки на выносливость в циклических упражнениях.

Гимнастика по системе «Хатха-йога». Несмотря на то что эта гимнастика достаточно попу-лярна в нашей стране, ее физиологичное влияние на организм изучено пока недостаточно. Вполне вероятно, что диапазон ее действия весьма широкий в результате многообразия используемых средств.

Хатха-йога — это составная часть индийской йоги, которая включает систему физических упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. Она состоит из статических поз (асан), дыхательных упражнений и элементов психорегуляции. Влияние на организм асан зависит от двух факторов: сильного растягивания нервных стволов и мускульных рецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результате изменения положения тела. При возбуждении рецепторов возникает могучий поток импульсов в ЦНС, стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов. В последние годы получены новые данные о том, что во время релаксации (так же как и в процессе мускульной деятельности) в кровь выделяются ендорфіни, в результате чего улучшается настроение и снимается психоэмоциональное напряжение — важнейший фактор нейтрализации психологического стресса. Таким образом, система «хатха-йога» может использоваться в оздоровительной физической культуре.

Описаны выше формы оздоровительной физической культуры (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения как оздоровительных программ. Ведущая роль в этом отношении принадлежит циклическим упражнениям, которые обеспечивают развитие аэробних возможностей и общей выносливости.

Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых принимает участие более не малого 2/3 мускульной массы тела. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерные важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дихания: повышение сократительной и «насосной» функции сердца, улучшения утилизации миокардом кислорода и т.д.

В массовой физической культуре широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба. При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 г) суммарная затрата энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект — для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма. Ускорена ходьба как самостоятельное оздоровительное средство может быть рекомендовано лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь как первый (подготовительного) этап тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговым тренировкам.

Санология и валеология

Основные понятия валеологии. По определению В.П. Казначеева (1996), валеология — это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни (в «третьем состоянии») человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Методом валеологии является количественная и качественная оценка здоровья человека и его резервов, а также исследование возможности их повышения.

Основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Основными задачами валеологии являются:

исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

формирование установки на здоровый образ жизни;

сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни.

Жизнь — высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, различными формами движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.

Гомеостаз — свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Именно этот показатель — способность к гомеостазу (поддержанию постоянства внутренней среды организма) — зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Константы организма (содержание глюкозы, рН крови, стабильность клеточного состава и др.) достаточно жестки, однако есть и относительно подвижные константы с широкими приспособительными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддержание этих жестких констант.

Условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей гомеостаза. Эта особенность получила название «закона отклонения гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость постоянных тренирующих нагрузок как обязательного пути к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья.

Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) — есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении условий внешней среды или параметров самой биосистемы.

Приспособительный характер жизни — одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель таких изменений в организме — обеспечение сохранения и поддержания жизни, развитие.

Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы.

В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным. Их взаимозависимость можно сформулировать следующим образом: здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды.

По мнению академика П.К. Анохина, каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором приспособительные реакции защищают его наследственно закрепленные жизненно важные константы.

Читайте также  Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии

Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.

Фенотип — это совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.

Необходимо отметить, что в обеспечении здоровья, в организации здорового образа жизни до настоящего времени генотипической компоненте не уделяется должного внимания. Чаще всего практические рекомендации по формированию здоровья носят всеобщий характер и не учитывают индивидуальных генотипических особенностей.

Место валеологии в системе наук. Валеология — это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Предполагается, что наука о здоровье должна быть интегральной, развивающейся на стыке биологии, генетики, медицины, педагогики, психологии и других наук (рис. 1).

Валеология имеет свой предмет, методы, объект, цели и задачи. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя, прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество — человек — среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторы риска здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении формирования здоровья граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья, с одной стороны, и экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства, с другой стороны.

Философия определяет закономерности развития природы и общества. Формирование философского, диалектического мировоззрения человека является существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

Определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше, и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой является человек.

Классификация валеологии. Находясь на стыке ряда наук, валеология претерпевает дифференциацию, в результате которой в настоящее время в ней выделяют следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем, болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических особенностей личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных и экстремальных факторов для здоровья человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его отношениях социального характера с людьми и обществом. В сфере интересов социальной валеологии находится и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение валеологии.
  2. Каковы предмет, методы, цель и задачи валеологии?
  3. Каковы основные понятия здорового существования организма?
  4. Какова взаимосвязь валеологии с другими науками?
  5. Каковы основные направления в современной валеологии?

Валеология: понятие и главные принципы

В современном мире оставаться здоровым человеком стало достаточно модно. Однако не всегда здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек заключается в хорошем самочувствии, так как внешние факторы очень сильно влияют на эмоциональное состояние человека. Если человек регулярно пребывает в подавленном состоянии, а также испытывает стресс, его здоровье может резко пошатнуться.

Что же нужно делать, чтобы максимально уберечь себя от воздействия шумного города, радиации и других факторов? Для решения этих проблем была создана целая наука, которая обрела название валеология. Впервые такой термин использовал российский ученый Израиль Брехман.

Наука валеология

Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.

Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.

На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.

Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.

Отрасли науки

Валеология начала существенно развиваться в других отраслях после того, как ее начали изучать ученые, пришедшие из других наук. Так, например, медицинская валеология направлена на изучение состояния организма, а также ее задача состоит в том, чтобы устранить болезнь при помощи внутренних резервов. Во внимание берется также социальное положение пациента и его возраст. Выявляются основные факторы, которые способствуют ухудшению состояния и даются необходимые рекомендации.

Педагогическая валеология направлена на воспитание человека для формирования установки относительно здорового образа жизни. Внешняя среда дает негативный отпечаток на воспитании детей в вопросах здоровья, поэтому данная отрасль пользуется наибольшей популярностью.

Семейная валеология изучает поведенческие нормы всей семьи в целом, а также каждого его члена по отдельности. В соответствии с этим, создаются индивидуальные рекомендации, помогающие в воспитании правильного отношения к здоровью.

Профессиональная валеология рассматривает состояние работников различных сфер производства. Принцип действия науки в данном вопросе состоит в изучении влияния определенных факторов на здоровье человека. Используя тесты, можно определить к какому типу трудовой деятельности относится каждая личность, и что именно ей подходит.

Принципы валеологии

Валеология базируется на определенных принципах, среди которых:

  • системный подход к каждому человеку для максимального его изучения;
  • принцип познаваемости, который заключается в изучении сведений, которые не навредят личности;
  • принцип развития направлен на отслеживание изменения сознания касательно здорового образа жизни в зависимости от полученных результатов;
  • принцип историзма, направленный на изучение здоровья прошлого человечества;
  • принцип интегративности заключается в обмене опытом ученых со всех стран.

Безусловно, здоровье – самое ценное, что есть у каждого человека. Однако за его сохранность отвечает и несет всю ответственность сам человек.

Заботясь о себе, не стоит забывать и о когнитивном здоровье. Короткие тренировки помогут поддерживать продуктивность мозга и улучшить память, внимание, мышление.

Санология и валеология (стр. 1 из 3)

В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. Пережив период непризнания, сегодня валеология стала популярной. Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин «валеология» известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др. Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине – это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике – закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Именно это обстоятельство – наличие своего предмета исследования – явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии оформления находится и психовалеология.

Основные задачи данной работы заключаются в общем рассмотрении таких явлений отечественной науки, как санология и валеология, а также основных подходов к рассмотрению категории здоровья.

1. Санология и валеология

В конце ХХ века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-констуктивным», связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из «лечащего болезни» он должен стать «конструктором здоровья», а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья». [7]

Реализуя поставленные задачи отечественная медицина уже с 70-х годов ведет разработки в подобном направлении. В эти же годы академик Ю.П. Лисицин, возглавляющий исследования этого направления, предлагает определить его понятием «санология» («санус» – лат. здоровый).

Он пишет: «Санология – наука об общественном здоровье, которое мы рассматриваем с двух позиций: 1) здоровья населения или санитарного состояния, измеряемого медико-статистическими общепринятыми показателями; 2) общеисторической (социологической), отражающей одно из состояний, качество общества, его функцию по охране и улучшению здоровья людей.» [3]

Вряд ли целесообразно оспаривать значение санологии для любого государства, особенно государства демократической ориентации, которое связывает свое существование с решением одной из основных задач – обеспечение здоровья населения с помощью создания государственной общественной системы здравоохранения, призванной проводить санитарно-гигиеническую, профилактическую и лечебную работу. Именно показатели состояния здоровья населения – статистика детской и взрослой смертности, параметры заболеваний, продолжительность жизни, – являются показателями благополучия страны или государства.

Одним из принципиальных достижений санологии является выявление того, что из всего многообразия факторов, определяющих здоровье человека (наследственность, экология, медицинское обслуживание и т.д.) самым значимым, определяющим фактором оказался фактор «образа жизни» человека. Правда само понятие «образ жизни» затем в санологии сводили как правило к показателям экономико-материального уровня (объем жилплощади, характер труда, размер доходов на члена семьи и т.п.).

В.П. Петленко в 1987 году первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в 1990‑е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека.

Здоровье – это системное образование, что проявляется в зависимостях и связях здоровья общественного и индивидуального. Классическая медицина никогда не выходила на уровень создания теории индивидуального здоровья. И это не случайно. Современные специалисты признают, что «в медицинской науке нет общепринятого определения «здоровья» и его детерминирующих факторов». [5] Имеется ввиду здоровье индивидуальное.

Исключение составляет точка зрения специалистов ВОЗ, которая была принята в 1946 г. в проекте Устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году. Здоровье определялось как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ). Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора составляющего здоровье – «социального благополучия».

Авторы и новаторы от валеологии предпринимают попытку создать теорию индивидуального здоровья.

2. Валеология как наука

Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими.

Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Теоретические основы: 1. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. 2. Между состоянием здоровья и состоянием болезни выделяются переходные состояния, характеристика которых определяется соотношением механизмов здоровья и болезни. 3. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты. 4. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии – преимущественно организменный, подход – холистический (целостный).

Основные задачи валеологии: 1. Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. 2. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. 3. Формирование «психологии здоровья». 4. Разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. 5. Обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний путем повышения уровня здоровья. 6. Разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье. [1]

3. Индивидуальное здоровье человека как предмет валеологии

Авторы различных дефиниций здоровья (а их более 100) используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это свидетельствует об отсутствии единой точки зрения на эту проблему. В результате, как писал Р. Долл., «несмотря на многие попытки измерить здоровье, не было предложено ни одной шкалы, которая имела бы в этом плане практическую ценность, и критерии положительного здоровья остаются такой же иллюзией, как измерение счастья, красоты и любви». [1]

Таким образом, конкретизация сущности индивидуального здоровья – основная методологическая проблема валеологии.

В основе валеологии – феномен жизни, обеспечиваемый типовыми специализированными структурами. Деятельность этих структур реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Именно эти потоки и определяют наличие феномена жизни, являясь основой самообновления, саморегуляции и самовоспроизведения живых систем. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему, степень ее устойчивости (совершенства) в целом. Данная характеристика и является предпосылкой для оценки количества уровня здоровья.

Говоря о человеке как о высшей форме реализации феномена жизни, следует помнить о его способности познавать и преломлять через себя картину окружающего его мира, ощущать свое место среди себе подобных и самовыражаться через социальную активность. Эти способности характеризуют психические (эмоционально-интеллектуальные) и духовные аспекты здоровья человека как высшие проявления его целостности. Высшие уровни организации личности – психика и духовность – могут выступать в качестве либо стимулятора, либо тормоза биологического субстрата (в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности).

Таким образом, основное отличие живых систем от неживых заключается в способности первых к самоорганизации – саморегулированию, самовосстановлению, самообновлению. Это и есть биологическая сущность здоровья. Она описывается различными сторонами процесса самоорганизации биосистемы – реакциями гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности, репарации, регенерации и т.д., а также процессом онтогенеза. [4]

Но здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Это справедливо, как справедливо и то, что биологическое начало – реализатор всего социального в человеке. Ничто социальное не реализуется без участия биологического субстрата. Таким образом, выполнение индивидом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявления здоровья. Чем выше способность индивида реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья. На способность проявить свое здоровье, иными словами реализовать свои биологические и социальные функции, оказывают мощное влияние психические (душевные) и духовные качества личности. Соответствие жизненных установок и притязаний индивида, с одной стороны, и проявлений здоровья – с другой, формирует ту или иную степень «благополучия» – физического, душевного и социального.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: