Сатира и юмор в изобразительном искусстве - ABCD42.RU

Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Сатира!

Сатира (лат. satira) — это комическое направление в искусстве, представляющее собой юмористическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Сатира!

Сатира — это комическое направление в искусстве, отличающееся от других видов (юмора, иронии) характерной резкостью обличения.

Сатира при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями.

История сатиры!

Формирование сатирического жанра.

Сатира в Древней Греции.

Первое проявление сатиры отмечается уже в Древней Греции.

Самой старой формой сатиры считаются произведения Мениппа. Сами сочинения Мениппа были утеряны, но его почитатели и подражатели смешивали серьёзность и смех в своих пересказах его произведений.

Плиний сообщает, что в VI веке до нашей эры поэт Гиппонакт написал сатиры на одного человека, которые были настолько жестоки, что объект сатиры повесился.

Одним из самых известных первых сатириков был Аристофан. Сатирический стиль Аристофана, допускающий непристойности, был использован и греческим драматургом-комедиографом Менандром.

Сатира в Древнем Риме.

К видным сатирикам римской литературы можно отнести Горация и Ювенала, которые творили в первые века Римской империи.

Другие известные римские сатирики — Луцилий и Персий.

Первым, кто в Риме охарактеризовал сам жанр сатиры, был Квинтилиан, который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия.

В своем историческом происхождении именно в древнеримской литературе «сатира» есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

Сатира в истории Европы.

В раннем Средневековье к примерам сатиры относят песни голиардов и вагантов, ставшие особенно известными благодаря антологии Кармина Бурана и произведениям композитора 20-го века Карла Орфа.

В Позднем Средневековье сатира стала еще более популярной. К наиболее известным авторам можно отнести Чосера.

В эпоху Просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле.

Сатира в арабском мире.

В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа.

Сатира была введена в арабскую литературу прозы Аль-Джахизом в IX веке. Создавая сочинения о науках, которые мы назвали бы сегодня антропологией, социологией и психологией, он пользовался сатирическим подходом, «основанный на предпосылке, что хотя рассматривается серьёзный предмет, он может стать интереснее и таким образом достичь большего эффекта, если разбавить громаду серьёзности несколькими забавными историями или какими-нибудь остроумными или парадоксальными наблюдениями».

Так, в одном из трудов Аль-Джахиза по зоологии встречается фраза: «Если бы длина пениса был поводом для гордости, то мул принадлежал бы к курайшитам» (племя арабов, к которому принадлежал Мухаммед).

Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык «Поэтика», которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби, Авиценной и Ибн-Рушдом.

Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе.

Персидская сатира.

В Персии самый известный ранний персидский сатирик — Убейд Закани (XIV век). Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы.

Известные персидские сатирики и литераторы, такие как Ирадж Мирза, Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади, писали свои сатирические работы в форме поэзии.

Сатира 20-го века.

В 20-ом столетии, в странах Запада, сатира использовалась такими авторами, как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы делать серьёзные и даже пугающие предостережения об опасности мировых социальных изменений, имевших место повсюду в Европе и Соединенных Штатах Америки.

Острое, издевательское осмысление Первой мировой войны происходит в романе «Похождения бравого солдата Швейка», чешского писателя, мастера острого фельетона, Ярослава Гашека. В скором времени его соотечественник, мастер острых рассказов, Карел Чапек, пишет роман «Война с саламандрами», злобно высмеивающий фашизм.

Сатирическим был фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» (1940), в котором изображался Адольф Гитлер. Многие сатирики того времени, такие как Дороти Паркер и Г. Л. Менкен, использовали сатиру как свое главное оружие.

Романист Синклер Льюис был известен своими сатирическими историями, такими как «Обыватель», «Главная улица» и «Она не может случиться здесь». Его книги часто исследуют и высмеивают американские ценности того времени.

Фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964) был популярной сатирой на Холодную войну.

Образцами сатиры 20-го века можно считать и британские шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Бенни Хилла», «Черная гадюка», а также сериал «Да, господин министр!»

Сатира в современном искусстве.

Итак, с течением времени сатира утратила свое значение, как только, определенного жанра и стала пониматься гораздо шире. Изоблачающая насмешка стала основным признаком сатиры, определяющим ее основную сущность. Это свое назначение сатира стала выполнять при помощи разных литературных форм и жанров.

Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

Характер и значимость сатиры.

Комизм лежит в основе сатиры вне зависимости от жанра. Смех всегда является огромным и мощнейшим средством социального воздействия.

«. Во всей морали нет лекарства более действительного, более сильного, чем выставление на вид смешного» — Лессинг.

«Сатира — это остроумная атака на зачинщиков социальной несправедливости.» — Георгий Александров.

Сатира. История сатиры. Сатира в искусстве. Характер и значимость сатиры.

Юмор в литературе и искусстве

Юмор и смех является одними из ключевых методов получения дохода, как в форме платы за положительные эмоции (различные юмористические представления и аттракционы, игры), так и в форме ассоциации с положительными эмоциями (реклама в юмористических представлениях, шутливые ситуации в самом рекламном материале). Ирония играет большую роль в обучении, помогая формированию логических понятий о новых вещах, критическому пересмотру взглядов и мнений, разрушению неадекватных жизни стереотипов – вспомним иронические диалоги Сократа. Ученики значительно легче запоминают любой материал, если он представлен в шутливой, смешной форме. Наконец, с моей точки зрения, юмор является частью искусства, методом самовыражения человека как автора, писателя, поэта, художника, артиста, то есть как творческой личности.

Задачи:

  1. изучить научно-популярную литературу по данной теме;
  2. проанализировать этимологию слов «юмор», «ирония», «сатира», «гротеск», «карикатура», «шарж», «реклама».
  3. определить роль юмора в литературе и искусстве;
  4. выяснить какова роль юмора в современной жизни;

Содержимое разработки

Юмор в литературе и искусстве

Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №40

Назаренко С.Ф.

  • Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой”,— говорил Н. В. Гоголь.
  • Цель исследования:
  • В чем же заключается роль юмора сегодня Какова роль юмора в нашей жизни?
  • Прежде всего, это средство направленно на благополучное разрешение напряженной ситуации, адаптации к изменившейся ситуации, предотвращение агрессии и конфликта, снятие стресса (положительные эмоции при просмотре юмористических телепередач).
Читайте также  Современные антигистаминные препараты в лечении аллергических заболеваний

  • Задачи:
  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;
  • проанализировать этимологию слов «юмор», «ирония», «сатира», «гротеск», «карикатура», «шарж», «реклама».
  • определить роль юмора в литературе и искусстве;
  • выяснить какова роль юмора в современной жизни;
  • провести анкетирование и ответить на вопросы:
  • С чем ассоциируется слово «юмор»?
  • Какие произведения художественной литературы вам интересно читать – юмористические или серьёзные?
  • Смотрите ли вы рекламу? Назовите рекламу, которая вам наиболее интересна?
  • Объект исследования – понятия «юмор», «ирония», «гротеск», «карикатура», «реклама» на примере произведений литературы и искусства 19-21 в.в.
  • Методы исследования:
  • изучение научной литературы,
  • тестирование, анкетирование,
  • статистические данные.

Юмор-это (англ. humour – причуда, настроение, нрав, комизм, юмор), вид комического, добродушный смех с серьезной подоплекой. Слово «юмор» восходит к латинскому humor – жидкость: считалось, что четыре телесных жидкости определяют четыре темперамента, или характера. Одним из первых это слово использовал в литературе

Юмор в литературе – это череда комических ситуаций, нелепых ошибок.

Ирония – это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный смысл. Например, умной головой можно запросто назвать осла, как это и сделала Лисица И. Крылова. Основа иронии – ощущение превосходства говорящего над тем, о чем или о ком он говорит.

Смех в сатире заставляет обратить внимание на мельчайшие, но не менее важные детали, это смех не ради развлечения. Наиболее яркими «сатириками» в литературе были Д. Фонвизин, А. Грибоедов, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский.

Сарказм – это едкая издевка, отправная точка которой – негодование, возмущение. Среди примеров сарказма можно назвать поэму «Монах» А. Пушкина, «Первое января» М. Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Н. Некрасова.

Гротеск. Его специфика в том, что эффект комического строится на соединении реального и фантастического, даже абсурдного. Вспомним хотя бы пропавший нос у майора Ковалева из повести Гоголя или градоначальника с фаршированной головой в романе Салтыкова-Щедрина.

Юмор в изобразительном искусстве.

Карикатура как вид изобразительного искусства. Карикатура — один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времён служила определённым методом самоутверждения над обидчиком.

« Шарж (от франц. charger — нагружать, тождественному по значению и происхождению с итальянским caricare, от которого карикатура) — изображение действительности, преувеличенное до неправдоподобия с комическими целями.

  • Реклама — термин происходит от латинского слова «reklamare» — «громко кричать» или «извещать» (в Древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах скопления народа).
  • Народный юмор во всех его разновидностях, как правило, воспринимается хорошо.

Реклама нуждается в изюминке, которая будет привлекать потенциального покупателя. Главная цель рекламы — создать бренду положительный имидж с помощью положительных эмоций и прикрепить его к товару или услуге.

Юмор – выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе.

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе развития чувства юмора. С иллюстрации начинается процесс выбора книги для чтения, пробуждение интереса к произведению.

Для чего же нужен юмор в нашей жизни?

  • Чаще улыбаться
  • Дольше жить
  • Средство от скуки и грусти
  • Обратить внимание
  • Без юмора жизнь мрачная и серая
  • Позитивные эмоции
  • Интереснее общаться

Юмор — неотъемлемая часть быта и культуры любого народа. Юмор помогает человеку расслабиться, отдохнуть после суеты, работы, забот и тревог, возвращает силы, бодрость духа, заряжает особой энергией

Читать реферат по культурологии: «Сатира и юмор в изобразительном искусстве» Страница 1

Ярославская средняя общеобразовательная школа No 71РефератПо изобразительному искусствуНа тему»Сатира и юмор в изобразительном искусстве»Ученика 9а классаВаховского Семёна БорисовичаРуководитель В.А. ИвановаЯрославль 2008 г. План работыВведение. Мысли о моей родине.Основная часть. Сатира и юмор в изобразительном искусстве.Вывод. Значение искусства в жизни человека.Моя родина удивительная страна Россия. Славится она своим потрясающим народом. История моей родины больше трагична, чем благополучна. Многочисленные войны вели к упадку и развалу. Страшно вспомнить татарское иго, фашизм — все они старались уничтожить мой гордый народ. Диву даёшься, как выживалось русскому мужику. Даже если в России случались иногда расцветы и подъёмы, то простой народ никогда не был в фаворе, его всегда обирали, угнетали, уничтожали физически и морально.В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм. В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.Наши шутки, пословицы, поговорки, частушки почти не переводятся на иностранные языки, так они изящны, тонки по своему содержанию, хотя зачастую вышли из под топора. Во всем этом нашла отражение мудрость народа, его социально-исторический опыт, классовая борьба, трудолюбие, патриотизм. Смех всегда сопутствовал и помогал выживать, строить, и побеждать.Из «смешного» в изобразительном искусстве мне очень нравится карикатура. Что же такое карикатура? Это веселый, забавный рисунок, цель которого — представить в смешном виде какую-то личность или явление. Но ведь этот смешной рисунок кого-то не смешит, а возмущает, кого-то не веселит, а злит, кого-то не забавляет, а приводит в ярость. Карикатура существует как бы в двух ипостасях. Во-первых, она высмеивает и разоблачает все плохое, безнравственное, уродливое. Это карикатура сатирическая: она является оружием в политической борьбе. А есть карикатура и юмористическая, ее цель развлекательная, ее цель — позабавить, доставить удовольствие.Слово «карикатура» происходит от итальянского «caricare», что означает — нагружать, преувеличивать. Имеется в виду, что художник-карикатурист обязательно выделяет и преувеличивает какие-то отдельные черты человека или обстановки.А когда появилась на свет первая карикатура? Несомненно — одновременно с первыми наскальными изображениями каменного века. Иными словами — вместе с изобразительным искусством вообще. Наверно, уже первобытные люди получали удовольствие, когда изображали своего недруга или соперника в смешном виде.Шли годы и века. Сатирические изображения находили место уже не на стенах пещер, а на древнеегипетских папирусах, на вазах древней Греции, на фресках древнего Рима, в химерах средневекового собора Парижской Богоматери. А древнейшая из дошедших до нас карикатур — это египетский папирус, на котором художник, живший более трех тысяч лет назад, высмеял ни больше, ни меньше как фараона Рамсеса III, изобразив его в виде льва,

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Сатира и юмор в изобразительном искусстве (стр. 1 из 2)

Ярославская средняя общеобразовательная школа No71

«Сатира и юмор в изобразительном искусстве»

Ученика 9а класса

Ваховского Семёна Борисовича

Руководитель В.А. Иванова

Читайте также  Хаус, Эдвард Мандел

Ярославль 2008 г.

Введение. Мысли о моей родине.

Основная часть. Сатира и юмор в изобразительном искусстве.

Вывод. Значение искусства в жизни человека.

Моя родина удивительная страна Россия. Славится она своим потрясающим народом. История моей родины больше трагична, чем благополучна. Многочисленные войны вели к упадку и развалу. Страшно вспомнить татарское иго, фашизм — все они старались уничтожить мой гордый народ. Диву даёшься, как выживалось русскому мужику. Даже если в России случались иногда расцветы и подъёмы, то простой народ никогда не был в фаворе, его всегда обирали, угнетали, уничтожали физически и морально.

В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.

Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм. В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.

Наши шутки, пословицы, поговорки, частушки почти не переводятся на иностранные языки, так они изящны, тонки по своему содержанию, хотя зачастую вышли из под топора. Во всем этом нашла отражение мудрость народа, его социально-исторический опыт, классовая борьба, трудолюбие, патриотизм. Смех всегда сопутствовал и помогал выживать, строить, и побеждать.

Из «смешного» в изобразительном искусстве мне очень нравится карикатура. Что же такое карикатура? Это веселый, забавный рисунок, цель которого — представить в смешном виде какую-то личность или явление. Но ведь этот смешной рисунок кого-то не смешит, а возмущает, кого-то не веселит, а злит, кого-то не забавляет, а приводит в ярость. Карикатура существует как бы в двух ипостасях. Во-первых, она высмеивает и разоблачает все плохое, безнравственное, уродливое. Это карикатура сатирическая: она является оружием в политической борьбе. А есть карикатура и юмористическая, ее цель развлекательная, ее цель — позабавить, доставить удовольствие.

Слово «карикатура» происходит от итальянского «caricare», что означает — нагружать, преувеличивать. Имеется в виду, что художник-карикатурист обязательно выделяет и преувеличивает какие-то отдельные черты человека или обстановки.

А когда появилась на свет первая карикатура? Несомненно — одновременно с первыми наскальными изображениями каменного века. Иными словами — вместе с изобразительным искусством вообще. Наверно, уже первобытные люди получали удовольствие, когда изображали своего недруга или соперника в смешном виде.

Шли годы и века. Сатирические изображения находили место уже не на стенах пещер, а на древнеегипетских папирусах, на вазах древней Греции, на фресках древнего Рима, в химерах средневекового собора Парижской Богоматери. А древнейшая из дошедших до нас карикатур — это египетский папирус, на котором художник, живший более трех тысяч лет назад, высмеял ни больше, ни меньше как фараона Рамсеса III, изобразив его в виде льва, играющего в шашки с антилопой.

Как велико значение карикатуры в жизни народов, и мы это понимаем, когда сами входим в это чудесное и странное явление.

До нас дошли на античных вазах Греции и Этрурии забавные и дерзкие графические эпиграммы на богов и героев. Среди них можно увидеть и пародию на миф о суде Париса, и довольно непочтительные шаржи на Геракла, Энея и самого Зевса.

Карикатура существовала и в Древнем Риме. В сюжетах для нее не было недостатка. Такие императоры, как Калигула, Нерон, или Каракалла с их отвратительными пороками давали карикатуристам широкое поле деятельности.

Характерный отпечаток своего времени и нравов носит карикатура средних веков с ее бесчисленными насмешками над духовными особами — всевозможными прелатами и монахами, обличением ханжества, корыстолюбия, обжорства и разврата. Сатирические рисунки выходили из-под карандаша таких выдающихся мастеров, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Тициана, Гольбейна Младшего, Дюрера. Самые выдающиеся художники всех времен и народов не пренебрегали своеобразием, остротой и комическим эффектом карикатуры.

Так, во все времена и при всех режимах, при императорах и папах, при королях и президентах, при диктатурах и демократиях — карикатура сохраняла свои двоякие качества: одних она смешила и радовала, других — раздражала и бесила. Сохраняла она обе ипостаси — сатирическую и юмористическую.

Но есть и третья ипостась — гневно-трагическая. Это работы Гойи, Домье, Хогарта, а у нас — Мора, Пророкова.

Следует иметь в виду, что от художников-карикатуристов требовалось порою немалое мужество, когда они своими произведениями затрагивали «сильных мира сего», а также остроумная, неиссякаемая изворотливость в борьбе против цензуры. Вспомнить хотя бы стойкость и изобретательность, которые проявили французские карикатуристы Шарль Филипон, Оноре Домье и их друзья, сражаясь против жестокой королевской цензуры. Луи Филипон сделал открытие, что голова самого Луи Филиппа, короля Франции, имеет сходство с грушей. С этого момента груша сидела на троне, груша принимала парады, груша красовалась на ордене Почетного легиона и т.д. Вся Франция потешалась над коронованной грушей, отдавая должное остроумию и находчивости карикатуристов. Это блестящий пример применения в карикатуре так называемого эзопова языка — зашифрованного, но всем понятного иносказания. Этот прием, вызывая бессильную злобу противников, придает оппозиционной карикатуре особую остроту и привлекательность в глазах читателей, делает ее еще смешнее и язвительней.

История карикатуры в России начинается с народных лубков XVIIи XVIIIвеков, носивших не только бытовой и религиозный, но и сатирический характер. Эти лубочные листы. Может быть, наивно, но искренно и выразительно высмеивали жадность и грубость дворянства, Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм чиновничества, крючкотворство и продажность судебных властей. Это знаменитые картинки — карикатуры «Как мыши кота хоронили», «Шемякин суд» и многие другие. Но это были только ростки настоящей профессиональной карикатуры, которой еще только предстояло появиться в России.

Первые шаги на пути развития такой карикатуры связаны с именем выдающегося русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780 — 1847), Художник создал первое в нашей стране сатирическое издание, назвав его «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». Император Александр Iповелел журнал запретить, а цензуре быть разборчивее. Второго номера журнала карикатур читатель так и не увидел.

Шло время, грозные события сотрясали Россию. Близилась первая русская революция 1905 года. Вместе с революцией пошли в наступление на самодержавие и карикатуристы, среди которых такие выдающиеся художники, как В. Серов, Б. Кустодиев, И. Билибин, М. Добужинский, И. Бродский, Д. Митрохин и другие.

Имеет смысл вспомнить Юрия Константиновича Арцебушева, художника и редактора блистательного журнала «Сатирикон», вместе с ним работали Николай Ремизов, Алексей Радаков, Александр Яковлев, Николай Радлов — плеяда замечательных мастеров сатирического рисунка, позже они станут сотрудниками журнала «Крокодил».

Как относились к карикатуре сильные мира? О Луи Филиппе написано выше, Наполеон Iявно не проявлял чувства юмора к этому жанру. Больше юмора проявил Николай 11, он спокойно относился к карикатурам.

Ленин относился к карикатуре весьма одобрительно, усматривая в ней, прежде всего политическую сущность. Что касается Сталина, то, хотя карикатуры он любил и внимательно их рассматривал, но по отношению к себе никаких шуточек не допускал. Гитлер, когда стал могущественным диктатором, карикатуры на себя, особенно советские, ему перестали нравиться. Поэтому с началом войны против С.С. С.Р. художники Кукрыниксы и художник Борис Ефимов были внесены в известный «черный список» гестапо — «Найти и повесить!».

Как видно из выше сказанного, карикатура сопровождает общество с первых ступеней его развития. Но карикатура неотделима от ее создателей — художников-карикатуристов. Хочется напомнить некоторые имена советских творцов этого жанра. Дмитрий Набандян, М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, Б.Е. Ефимов, Ф.П. Решетников. Звездой первой величины был Николай Владимирович Ремизов, подписывающий свои рисунки Н. Ре-ми. Черемных М.М., который начал показывать свои плакаты в пустующих витринах. И с этого начались знаменитые «Окна РОСТА». Карикатурист-художник К. Ротов, изумительно даровитый. Вспоминает Б. Ефимов «Я не знаю художника, который был бы равен Ротову в богатстве юмористической выдумки и в умении придать ей изящную, отточенную, виртуозную графическую форму».

Читайте также  Пропарочная камера ямного типа

Из зарубежных карикатуристов мне нравятся датчанин Херлуф Бидструп, француз Жан Эффель.

Херлуф Бидструп — один из наиболее известных карикатуристов нашего времени. Бидструп учился живописи в копенгагенской Академии Художеств, но рисовал карикатуры, политические шаржи, путевые заметки, и более всего прославился своими комиксами — небольшими смешными рассказами в картинках.

Во времена бывшего СССР коммунистическая пропаганда подняла Херлуфа Бидструпа на невероятную высоту, потому что значительная часть его работ действительно была посвящена борьбе рабочих за свои права, т.е. борьбе с мировым империализмом. В 1964 году Херлуф Бидструп стал Лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

сатира карикатура лубок россия

Бидструп — датчанин, но юмор его не имеет национальных границ. Эти смешные, курьезные, трагикомичные рассказы в картинках понятны любому человеку, независимо от возраста и национальности. Тематика абсолютно разная — бытовые сценки, случаи на улице, в транспорте, на отдыхе, различные жизненные ситуации, порой доведенные до абсурда.

История России в сатирических картинках

У каз брить бороды и война 1812 года, Кровавое воскресенье и антирелигиозная кампания 1930-х годов остались не только в официальных документах и учебниках, но и на рисунках карикатуристов. Изучаем российскую историю по сатирическим картинкам.

Первые русские карикатуры

До XVII века юмор на Руси существовал только в словесной форме. В изобразительном искусстве — достоянии церкви — не могло быть и речи о насмешках. Художники проявляли остроумие лишь в тонких намеках. Например, букву Д в книгах традиционно изображали в виде библейского царя Давида с арфой, но некоторые оформители помещали скомороха с гуслями. Это был смелый поступок в обществе, где скоморошество осуждала власть и преследовала церковь. В азбуках буквы рисовали в виде забавных людей и животных, чтобы лучше запоминалось.

Во второй половине XVII века в России начали создавать потешные картинки по образу и подобию европейских. Изображение вырезали на доске, а затем раскрашивали полученные оттиски. По одной версии, название таких листов — лубочные — происходит от названия липовых досок (лубе). По другой, слово связано с лубяными коробами, в которых торговцы разносили товар.

Такие картинки сопровождались текстами, часто приправленными непечатным словцом: ведь это был народный жанр, далекий от официоза. Мастера лубка пересказывали новости из газет, сказки и былины. Так сатирические сюжеты впервые заняли центральное место в русском изобразительном искусстве. Особой популярностью пользовались фривольные темы: как старик ухаживает за молодыми девушками, бестолковый жених не может присватать невесту, а знатный кавалер «подбивает клинья» к торговке блинами.

Подпись к популярному лубку «Как мыши кота хоронили» гласила: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский». Некоторые специалисты видят здесь скрытую пародию на царские регалии, где в образе кота — Петр I, смерти которого радовались «мыши» — противники реформ.

Знаменитый петровский указ «бороду брить» отражен в работе «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». С 1721 года производство лубков регулировало законодательство. Нужно было получать разрешение на их изготовление, качественно пропечатывать портреты царских особ и не допускать политических насмешек. В 1812 году на лубках изображали изгнанных из России французов. С 1820-х годов картинки разрешали печатать только на бытовые и патриотические темы: работы просматривали цензоры.

Сатира в плакатах и открытках

Еще в XVII веке мастера Оружейной палаты — единственные профессиональные художники того времени — стали выпускать первые плакаты, высмеивающие врага.

Во время войны с Наполеоном художники создавали патриотические карикатуры для печатных листов. Их распространяли наряду с лубочными. Такие листы отличала профессиональная проработка и академический стиль. Художник Алексей Венецианов делал карикатуры на представителей высшего света, которые любили всё французское и плохо знали русскую культуру. В 1814 году график Иван Теребенёв создал серию офортов «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Двустишия и картинки, высмеивающие французов, здесь располагались по алфавиту.

В годы Первой мировой войны патриотические плакаты и открытки начали выпускать в издательстве «Сегодняшний лубок». Над ними работали авангардисты Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Илья Машков. Авторы стремились сохранить народное звучание нового лубка: в рисунках намеренно искажали перспективу, а для подписей писали грубоватые стихи с просторечиями.

Особенно популярны в 1919–1921 годах были серии «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Эти плакаты вывешивали в пустых окнах магазинов — отсюда их название. Их посвящали новостям с фронтов Гражданской войны, первым декретам советской власти, трудовой агитации. Из 1500 выпусков около 400 нарисовал Владимир Маяковский, ему принадлежит и большинство текстов.

Особым видом оружия плакатный жанр стал в годы Великой Отечественной войны. Художники подчеркивали не только трагическую сторону войны, но и безжалостно высмеивали противника.

Сатирические журналы

Политические диспуты в российской печати велись еще со времен Екатерины II, но регулярные сатирические издания появились только в XIX веке. Первый из них — еженедельный «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» — выпускал Алексей Венецианов. В третьем номере живописец «замахнулся» на оду Державина «Вельможа»: изобразил толстого чиновника, спящего, пока в приемной ждут просители. Журнал тут же закрыли.

Следующее подобное издание — «Ералаш» — вышло лишь в 1846 году. В следующие 20 лет в России появилось около десятка сатирических журналов. Известным художником-карикатуристом того времени был Николай Степанов. Он рисовал шаржи на современников, обращался к теме Крымской войны.

На карикатуре Степанова «Редакторы журналов отстаивают свои статьи» изображены издатели и публицисты того времени: Николай Некрасов, Василий Курочкин, Степан Громека, Михаил Достоевский, терпеливо стоящие в очереди перед цензурным комитетом.

Несмотря на цензуру, журналы второй половины XIX века печатали карикатуры на государственные реформы и даже самого царя. После отмены крепостного права в 1861 году в «Искре» вышел рисунок, где усатый мужчина, напоминающий бакенбардами Александра II, слегка распускает веревку, которой связаны руки у крестьянина. Под картинкой подпись: «По крайней мере, теперь вы чувствуете себя свободнее? — Нет, родимый, не чувствую. — Ну уж это прихоть, привычка всегда быть недовольным».

Расцвет сатирической прессы пришелся на начало XX века. Манифестом 17 октября 1905 года была дарована свобода слова. В сатиру потянулись видные художники эпохи: Александр Бенуа, Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Иван Билибин. Их работы для журнала «Жупел» стали классикой. Самые известные — «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» Серова, «Октябрьская идиллия» Добужинского и «Вступление» Кустодиева — посвящены кровавым событиям Первой русской революции.

Вплоть до Октябрьского переворота 1917 года в стране выходили десятки журналов с говорящими названиями: «Адская почта», «Леший», «Нагаечка», «Пулемет», «Кнут», «Ванька-встанька», «Горчичник», «Кузькина мать».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: