Сбор информации посредством анкетирования - ABCD42.RU

Сбор информации посредством анкетирования

Социологическое анкетирование как инструмент для сбора статистических данных

Анкетирование в социологической науке служит одним из методов исследования и используется для сбора данных. Этот способ часто применяют психологи, педагоги, работодатели при собеседовании.

Понятие анкетирования

Анкетирование социологическое – метод опроса, проводимого для составления статистических данных. Служит для прогнозирования деятельности или событий. В анкетировании участвуют две стороны: анкетер (проводящий процедуру) и респондент (заполняющий анкету).

Задачи анкетирования

Главными задачами анкетирования являются:

  1. Сбор информации.
  2. Подробное знакомство с аудиторией, выявление вкусов потребителей.
  3. Получение отзывов о продукции, услугах. Сбор этих сведений позволяет работать над качеством.
  4. Уточнение. Используется для получения более полной, правдивой и четкой информации.
  5. Создание положительных отношений с клиентами. Для респондентов важно, что их мнением интересуются.

Виды анкетирования

В зависимости от определенных критериев, анкетирование подразделяется на следующие виды.

По количеству респондентов

  • индивидуальное – когда в заполнении анкеты участвует один человек;
  • групповое – анкеты заполняются группой людей, находящихся в одном помещении (класс, группа студентов, работники одного отдела).

По способу распространения

  1. Компьютерная анкета. Отправляется по электронной почте. Такой вид опроса экономит время анкетера, позволяет респонденту думать над каждым ответом неограниченное количество времени. Недостатком является игнорирование некоторыми респондентами самой анкеты.
  2. Почтовая анкета. Устаревший метод. Вопросники отправляют по почте, что стоит немалых денег и занимает много времени. Часто ожидаемого результата это не приносит, так как многие респонденты не хотят заполнять анкету, а затем еще и идти на почту, чтобы отправить письмо.
  3. Телефонный опрос. Анкетер звонит участникам опроса и во время разговора сам заполняет нужные формы. Телефонный опрос занимает небольшое количество времени. Но далеко не каждый респондент захочет отвечать на вопросы, многие испытывают дискомфорт.
  4. Внутренний опрос. Анкетер приходит к респондентам на рабочее место или домой. Преимущество данного вида исследования в том, информант (респондент) может уделить больше времени опросу. Недостатком является отказ респондента пригласить анкетера к себе на работу или в дом.

По количеству «туров»

  • Одинарное проводится единожды;
  • Двойное состоит из двух «туров»: в первом туре участники заполняют вопросник, во втором туре — обмениваются ответами и проводят анализ.

Структура анкеты

Опросник составляется по определенным правилам и делится на несколько логических частей:

  • Вводная часть – это приветствие и обращение, которое оповещает о цели опроса. Также обращение содержит правила по заполнению анкеты.
  • Паспортичка содержит демографические данные: пол, возраст, профессия. Своего рода, это паспорт анкетируемого.
  • Основная часть состоит из отдельных блоков. В каждом блоке содержатся вопросы, сформированные по сложности, по типу информации. Именно она является стержнем анкеты, основанием для сбора статистических данных.
  • Завершающая часть содержит благодарность информанту за потраченное время и предоставленные ответы.

Виды вопросов анкеты

Можно выделить следующие виды вопросов.

Открытые вопросы

Часто ответы на них непредсказуемы, что создает трудность при анализе. Однако такие ответы привносят оригинальность.

  • Неструктурированный вопрос. Например, «Где вы любите проводить отпуск?».
  • Окончание фразы . Например, «Самое яркое событие из моего детства – это…».

Вопросы с множественным выбором ответа

Ниже вопроса находятся варианты ответов, из которых предлагается выбрать наиболее близкий респонденту.

Например: «Сливочное масло какого производителя Вы предпочитаете?»

  • «Веселый молочник»;
  • «Коровка из Кореновки»;
  • «Брест-Литовское».

Дихотомические вопросы

Вопросы, подразумевающие только два типа ответа: да либо нет.

Пример: «Вас устраивает качество обслуживания в нашей стоматологической клинике?».

Матричные вопросы

Форма анкеты, состоящая из нескольких строк и столбцов. Позволяет экономить время и место на листе.

Масштабные вопросы

Ответы должны располагаться в заданном диапазоне значений: от 1 до 5, от 0 до 10. Нужно отметить выбранное значение на шкале.

Вопросы, которых следует избегать при анкетировании

  1. Смущающие. К ним относятся вопросы о личной жизни, личных данных, а также вопросы, на которые в обществе принято отвечать определенным образом, чтобы не вызвать осуждения. Например: «Вы считаете, что приюты для бездомных животных – это нужное дело?» (далеко не каждый считает, что это так, но, боясь осуждения со стороны анкетера, скажет неправду).
  2. Гипотетические. «Как вы видите работу МФЦ в будущем?» Респонденту трудно фантазировать на такие сложные темы, так как он не знает всего устройства работы МФЦ. Поэтому корректно будет предложить следующий вариант вопроса: «Что вам не нравится в работе МФЦ, что вы предложили бы изменить?»
  3. Чрезмерно положительные или отрицательные. Вопрос должен быть, по возможности, нейтральным, не содержать в себе оценку.

Правила составления анкеты

Чтобы правильно составить анкету для получения наиболее точных результатов, рекомендуется:

  1. Определить цели и задачи проведения опроса. Исходя из этого – определить тему.
  2. Порядок вопросов. Они должны располагаться от простого к сложному, от общего к частному.
  3. Формулировки должны быть понятными, четкими, а также рассчитанными на возрастную категорию отвечающих людей, на их социальный статус.
  4. При использовании вариантов ответов желательно предоставить респонденту ответ «другой вариант», «свой вариант», так как не все ответы можно предусмотреть.
  5. Размер анкеты – немаловажный фактор. Отвечая на вопросы, информант не должен утомиться. Поэтому оптимально создавать анкеты, которые отнимут не более 20-30 минут на заполнение респондентом. Количество вопросов при этом может разниться соответственно их сложности.
  6. Анкетер должен знать целевую аудиторию, ее вкусы, взгляды, предпочтения, образ жизни, социальный статус. Это облегчит составление опросника и сделает его более эффективным.
  7. Вопросы о личных данных лучше ставить в заключительной части анкеты. Это не отпугнет респондентов от заполнения опросника.

Оформление результатов

Зачастую итоги анкетирования выводят в наглядной форме: в виде диаграмм, гистограмм, инфографики. Выбор конкретного инструмента для демонстрации сводных данных зависит от поставленных целей, от типов вопросов.

  • Диаграмма в форме круга позволяет оценить ответы аудитории на один вопрос. Это самый простой вид наглядности.
  • Гистограмма является более сложной формой отражения данных исследования. Несколько столбцов позволяют сравнить результаты нескольких групп, выявить процентные соотношения.
  • Столбчатая диаграмма применяется при использовании масштабных вопросов, где для ответов предлагается шкала со значениями. Для удобства подобную диаграмму разбивают на 100%.
  • Инфографика – сочетание изображения и текста. Подходит для того, чтобы констатировать демографические показатели. Инфографика выглядит привлекательно, использует яркие, эмоциональные цвета. При этом цифры не нуждаются в пояснениях, они говорят сами за себя.

Достоинства метода анкетирования

К преимуществам метода анкетирования относятся следующие:

  1. Экономическая эффективность. Опрос с помощью мобильных и интернет-анкет предусматривает малые затраты.
  2. Анкеты можно направлять таргетировано (нацелено) каким-либо группам пользователей сети на основе их возраста и интересов.
  3. Масштабность. Анкетный метод способствует получению данных с большим охватом аудитории. Интернет позволяет сделать это быстро и максимально комфортно для респондентов.
  4. Анонимность. Возможность для респондента открыто отвечать на вопросы, выражать свое мнение. Анонимность дает человеку почувствовать себя в безопасности, обеспечивает защиту его данных, которые он не хотел бы разглашать.
  5. Стандартизация. Анкетер знает, что все участники опроса отвечали на одни и те же вопросы. Поэтому ответы легко свести к одной системе.
  6. Научный анализ и прогнозирование. Позволяет видеть наметившиеся тенденции, выявлять вкусы и желания потребителей (если анкета создана маркетологами), планировать производство.

Недостатки метода анкетирования

К недостаткам анкетирования можно отнести следующие:

  1. При использовании почтовой связи не может быть уверенности в том, что респондент согласится участвовать в опросе.
  2. Нечестность. Отсутствие правдивости является подводным камнем, о котором знают исследователи. Поэтому вопросы нужно составлять тщательно, чтобы не обидеть информанта, не задеть его чувства и личные границы. Вопросы должны быть безоценочными.
  3. Пропущенные вопросы. Анкетер должен быть готов к тому, что некоторые его вопросы могут остаться без ответа, что повлияет на качество выборки.
  4. Не всегда вопрос для респондента значит то же, что и для анкетера. У каждого человека свое видение реальности, и оно может отличаться от того, что имел в виду исследователь.
  5. Трудность анализа вызывают ответы на открытые вопросы. Подобные вопросы предоставляют информанту свободу, обогащают опрос, придают ему ценность. Но иногда составляют сложность для обработки. Такие данные рассматриваются не компьютером, а вручную.

Социолог стремится к тому, чтобы исследование было максимально точным и содержательным. Поэтому для него важно участие определенного количества лиц, и их правдивые, искренние ответы. Проведение опроса, таким образом, сопряжено с умением специалиста произвести хорошее впечатление, завоевать доверие аудитории.

Этическая сторона анкетирования предполагает установление контакта с респондентами, включение вопросов, пробуждающих интерес, желание сотрудничать. В этих условиях социолог выступает и как психолог, задающий правильное направление коммуникации.

Сбор информации посредством анкетирования

2. Сбор информации посредством анкетирования

При использовании метода опроса для сбора данных, необходимо вначале решить какой вид анкеты лучше поможет решить текущую задачу. Для этого важно определить характер структуры (формализации), который требуется от анкеты, и степень открытости анкеты, которая соответствует исследуемой проблемы.

Структура – уровень стандартизации, предполагаемый инструментом сбора данных. Высокостандартизированная анкета – это такая, в которой задаваемые вопросы и ответы полностью предопределены темой опроса. Предельно общая анкета – это та, в которой задаваемые вопросы четко не определены и респонденты могут отвечать своими словами и в произвольной, подходящей для ответа форме.

Читайте также  Расчет ленточного ковшового элеватора

Закрытость- объем информации о цели исследования, сообщаемый респонденту. Открытая анкета – это та, из которой цель исследования ясна.

Анкеты имеют следующую классификацию:

Вопрос с открытым ответом

Тематический апперцепционный тест (ТАТ)

В стандартизированной открытой анкете, как ответы, так и вопросы являются стандартными, при этом используются вопросы с многовариантным ответом, в которых ответы ограничиваются перечисленными вариантами.

Основным преимуществом этих анкет является то, что они просты в заполнении и удобны для сведения ответов в таблицы и анализа результатов.

Например, если на вопрос «Как часто Вы смотрите телевизор?» не было предложено ни одной альтернативы, то один респондент мог бы ответить «каждый день», другой «регулярно», а третий может указать количество часов в дунь. Ответы в данном случае более сложно интерпретировать, чем результаты в случае с ограниченным набором ответов, допустим, по категориям «каждый день», «по крайней мере три раза в неделю», « по меньшей мере раз в неделю» или «меньше раза в неделю».

Однако хотя если эти вопросы дают долее определенную информацию, они могут вызвать вводящие в заблуждение ответы. Например, если предлагаемые альтернативные ответы способны вызвать ответ на вопрос, о котором у респондента нет своего мнения, даже если существует категория «не знаю».

Следовательно, многовариантный ответ на вопросы анкеты является наиболее успешным в случае, когда возможные ответы являются хорошо известными, ограниченными по количеству и четкими. Они используются для получения мнений на вопросы, по которым люди имеют ясную точку зрения и для извлечения реальной информации (возраст, образование, домашняя собственность и т.п.), не используются для сбора первичной информации в отношении мотивации.

Нестандартизированные открытые анкеты используются в случаях, когда цель исследования ясна, но ответ на вопрос остается открытым.

Например, вопрос «Что вы думаете о положении дел в частном предпринимательстве и необходимости расширения законодательства по данному вопросу?» ясен по своей цели. С его помощью пытаются вызвать респондента на свободный разговор о его соображениях по этой проблеме. Это вопрос с открытым ответом, т.к. он ведет к очень неформальному интервью (называемому глубоким интервью). Первоначальный ответ респондента, последующие вопросы и новые ответы определяют направление данного интервью.

Вопрос с открытым ответом – вопрос, характеризующийся тем, что респонденты могут отвечать своими собственными словами, а не ограничиваться возможностью выбора из определенного набора альтернатив.

Глубокое интервью – неформальная личная беседа, в которой интервьюер старается заставить собеседника говорить свободно и выразить свои истинные чувства.

Достоинство глубокого интервью: возможность получения более точного отношения респондента к некоторым проблемам.

— наличие высококвалифицированных специалистов;

— более длительный период времени;

— меньший охват респондентов либо увеличение числа дополнительных интервьюеров;

— наличие квалифицированных психологов для интерпретации ответов;

— высокая стоимость услуг квалифицированных специалистов.

Т.о. глубокое интервью лучше использовать для поисковых исследований, т.к. оно помогает решить практически все основные задачи, стоящие перед такого рода работой.

Нестандартизированные закрытые анкеты составляют основу исследования мотивов. В данном случае делается попытка преодолеть нежелание субъекта опроса обсуждать свои чувства используя специальные методики, которые почти полностью исключают зависимость ответов от сознания опрашиваемого и его стремления не раскрыть себя. Данная техника опроса называется проекционный метод и в ней основной упор делается на маскировке подлинного предмета исследования путем использования скрытых стимулов.

Проекционный метод – термин, используемый при описании анкеты, содержащей скрытые стимулы, которые заставляют опрашиваемого опираться на свои собственные эмоции, потребности, мотивации, предпочтения и ценности при формулировании ответа.

К наиболее часто используемым стимулам (побудителям) относятся словесные ассоциации, завершение предложения, составление рассказа.

Словесная ассоциация – вопросник, содержащий список слов, к которым респондент после их прочтения должен прибавить первое пришедшее в голову слово.

В словесной ассоциации слова настоящего текста смешиваются в списке с нейтральными словами, чтобы скрыть подлинную цель исследования.

Например, если исследовать проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, то некоторые из ключевых слов могут быть такими: вода, воздух, озера, промышленность, заводская труба, город.

Ответы на каждое ключевое слово записываются один за другим, а затем анализируются. Ответы обычно оцениваются по трем направлениям.

1. По частоте, с которой слово упоминается в ходе ответов. Т.е., все одинаковые ответы, которые были даны, группируются, чтобы выявить варианты интересов, скрытых мотивов или стереотипов. Часто ассоциации разбивают по таким категориям, как предпочтительные/нежелательные, приятные/неприятные, современные/старомодные и т.д. т.п.

2. По среднему промежутку времени, который проходит перед получением ответа. В данном случае может использоваться секундомер или интервьюер может тихо считать до получения ответа. Респонденты, которые колеблются (те, у кого более 3 секунд уходит на ответ) рассматриваются как эмоционально связанные с данным словом и здесь учитывается не столько их реакция на вопрос, а то, как они представляют себе подходящий ответ.

3. По числу респондентов, которые не ответили на ключевые слова вообще после истечения определенного времени. В данном случае эмоциональная заинтересованность респондента оценивается как настолько высокая, что способна привести к блокированию ответа.

Набор всех ответов отдельного человека вместе с деталями ответа на каждый вопрос затем используется для оценки личных предпочтений или ощущений в отношении предмета исследования.

Завершение предложения – вопросник, содержащий ряд предложений, которые участники опроса должны завершить первыми пришедшими в голову словами. Ответы дословно записываются и впоследствии анализируются.

В одном исследовании опросили 179 курильщиков, которые верили, что сигареты приносят вред здоровью, почему они продолжают курить. Большинство ответили «Удовольствие важнее здоровья», «При умеренном курении все будет в порядке», « Мне нравиться курить». П.э. впечатление сложилось, что курильщики довольны своим положением. Но в той части исследования, где использовались тесты на завершение предложения, курильщики отвечали на вопрос «Люди, которые никогда не курят,___» словами «более счастливы», Более умные», «лучше выглядят». На вопрос «Подростки, которые курят», использовались ответы «глупые, дураки, сумасшедшие, выпендриваются» и т.п. Вывод, который можно сделать из теста на завершение предложений, состоит в том, что курильщики обеспокоены, испытывают чувство дискомфорта, внутреннего разлада и неудовлетворенности из-за своей привычки. Это в корне отличается от результатов опроса со свободным выбором ответов.

Достоинство: предоставление более ясного побудительного мотива по сравнению со словесной ассоциацией.

Недостаток: наличие высококвалифицированных специалистов для разработки хороших тестов.

Составление рассказа – метод сбора данных в ходе опроса, опирающийся на изобразительные стимулы, такие как карикатуры, фотографии или картинки, на основе которых участника опроса просят составить рассказ.

Определенный набор рисунков, с помощью которых опрашиваемый должен составить небольшой рассказ, называется тематическим апперцепционным тестом (или тестом на восприятие). Некоторые из этих картинок изображают обычные события, а некоторые что-то непонятное. На некоторых люди или объекты нарисованы четко и ясно, а на других они относительно размыты. Способ, которым исследуемый реагирует на эти картинки, помогает, например психологам интерпретировать его личность, т.е. импульсивен или контролирует себя, творческая натура или не обладает воображением и т.д.

При использовании данного метода в МИ работа проводится точно также. Респондентам показывается изображение, а потом их просят рассказать об этой картинке, только ответы используются для оценки отношения к предмету исследования, а не для характеристики личности опрашиваемого.

В примере с загрязнением окружающей среды побудительным стимулом может служить изображение большого города, а респондента попросят описать, на что будет похожа жизнь в подобном месте.

Стандартизированные закрытые анкеты представляют собой вариант, объединяющий преимущества использования скрытых подсознательных мотивов и предпочтений с преимуществами формализованного подхода в вопросах расшифровки и оформления полученных ответов.

Например, известно, что индивидуальные знания, восприятие и память о каком-то предмете впоследствии определяет отношение к нему со стороны человека. П.э., чтобы не получить искаженную картину в случае прямого вопроса нужно просто спросить респондента о том, что он знает, а не выяснеть его мнение о предмете исследования. Считается, что чем больше человек знает о предмете исследования, тем сильнее и определеннее будет его предварительное мнение о нем.

От тех, кто голосует за демократическую партию, следует ожидать большей информированности о демократических кандидатах и их платформе, чем от голосующих за коммунистов.

Главные преимущества данного метода проявляются в процессе анализа ответов. Они легко кодируются и классифицируются, из них можно быстро извлечь объективный показатель информированности о проблеме, однако в данном случае может возникнуть ситуация при которой ответы респондента могут не показывать личных предпочтений, а просто говорят о том, что респондент находится в курсе текущих событий или проблемы.

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Анкетный опрос – это метод сбора первичной социологической информации.

Метод анкетного опроса весьма распространен в социологической практике потому, что вербальная информация, которая получается с его помощью, легче поддается количественной обработке, чем невербальная информация.

Читайте также  Философия Ш. Кудайбердиева

Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Классификация социологических опросов

Современная прикладная социология классифицирует все опросы по различным основаниям. Согласно критерию взаимосвязи социолога и респондента опросы могут быть:

  • анкетными;
  • очными (в форме интервью).

По степени формализации опросы могут быть:

  • стандартизированными (проводятся по заранее подготовленному плану);
  • свободными (проводимыми без плана).

По частоте проведения опросы могут быть:

  • одноразовыми;
  • многоразовыми.

Вид опроса подбирается в соответствии с целью исследования

Сущность анкетного опроса

Анкетный опрос применяют для выявления различных социологических закономерностей. К его достоинствам относят:

  • универсальность или возможность получать информацию в любых отраслях жизнедеятельности и по любому поводу;
  • возможность изучения внутреннего мира человека, как части социума;
  • высокая степень репрезентативности полученных данных;
  • быстрое получение результатов исследования (по сравнению с другими методами, в частности наблюдением).

Анкетный опрос будет более плодотворным, если социолог учтет личностные особенности и социально-психологические характеристики респондентов. Характеристики пола, возраста, профессии, мировоззрения респондента во многом могут определить типичные ответы на вопросы, которые поставлены в анкете.

Готовые работы на аналогичную тему

Правильно сформулированная и сформированная анкета позволяет заключать обоснованные выводы о ценностях социальных групп, выявлять закономерности и сущностные связи между социологическими объектами. Такие анкеты будут часто использоваться в разнообразных социологических исследованиях и дадут возможность в полной мере получать информацию в соответствии с поставленной целью исследования.

Групповое и индивидуальное анкетирование

Что касается группового анкетного опроса, то он выполняется в несколько этапов. Анкеты раздаются для заполнения в специализированной аудитории. При этом, исследователю необходимо обеспечить стопроцентный возврат анкет, а также проследить, чтобы респонденты могли своевременно получить необходимую информацию по заполнению анкет и помощь в трактовке вопросов, если таковая им необходима.

Индивидуальное анкетирование – это метод анкетирования, при котором опрашивается один респондент.

Индивидуальное анкетирование предполагает раздачу анкет каждому респонденту по месту его проживания, работы или учебы. Это несколько более затратно, чем групповое анкетирование, но предполагает более высокую точность результатов исследования.

Индивидуальное анкетирование предполагает определенную процедуру проведения:

  • создание оптимальных условий для проведения опроса;
  • точное и емкое пояснение техники заполнения анкеты;
  • исключение внешних негативных факторов (присутствия посторонних лиц, плохое освещение и другие причины).

Одним из основных условий, которые влияют на получение достоверной социологической информации является наличие качественно составленного вопросника. Вопросник представляет собой документ, в котором составлены и сгруппированы вопросы по теме, а также присутствует место для записи ответов на них.

Вопросник не обязательно должен быть подписан, но в нем могут быть графы для указания возраста и пола респондента.

Респондент – это лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании

Подготовка анкеты начинается с изучения проблемы, объекта, предметы исследования. Обычно в этом документе соблюдается единство вводной, основной и демографической частей. Характерной чертой современных анкет является наличие различных блоков вопросов, которые позволяют однозначно понять ключевой вопрос и детально разработать поставленную проблему.

Экспертный опрос

Особенным видом анкетного опроса является экспертный опрос. К нему социологи прибегают, если необходимо проверить полученную информацию, профессионально ее оценить, детализировать предметы и явления, сопоставить взгляды на ту или иную проблему.

Главной проблемой экспертного опроса становится подбор экспертов, которые смогли бы в полной мере оценить правильность составления анкеты.

Экспертный опрос – это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.

При проведении анкетирования необходимо тщательно подготовить вопросы для анкеты, проверить их взаимосвязь и логическую обоснованность. В идеале практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях по отношению к друг другу. Это повышает информационную емкость анкеты и упрощает ее последующую обработку. Бинарные оппозиции необходимо проверять еще на этапе подготовки анкеты.

Проведение анкетного опроса также должно быть практически обосновано. Необходимо не просто раздать анкетные листы, но и продумать время ответов на них, возможную длительность работы над одним вопросом, количество респондентов в аудитории и прочие моменты, которые могут повлиять на качество проводимого исследования.

Анкетирование не теряет своей актуальности, поскольку позволяет в короткие сроки исследовать большое количество социальных проблем, которые напрямую влияют на состояние социального пространства и возможность его дальнейшего существования.

Методы сбора информации по средствам анкетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Анкетирование в настоящие дни является очень популярным методом, используемым в социологии, в маркетинге и во всех социо-гуманитарных науках. Анкетирование является действенным способом сбора информации, на основании которой можно сделать выводы о потребностях населения в определенном продукте, о его необходимом качестве, можно оценить занятость населения, количество работающих студентов и многое другое.
Метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, без прямого контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование целесообразно применять в двух случаях: когда нужно опросить большое количество респондентов за ограниченный промежуток времени или когда респонденты должны тщательно обдумать ответы на вопросы, что удобнее сделать, имея у себя перед глазами распечатанных вопросник.

Содержание

1. Опросы в маркетинговом исследовании 4
1.1. Понятие и формы опросов 4
1.2. Классификация опросов 5

2. Анкетирование 9
2.1. Виды анкетирования 10
2.2. Направления постановки вопросов 11
2.3. Схема анкеты и способы ее заполнения 13
2.4. Классификация вопросов и требования, предъявляемые к ним 15

3. Практическая часть. Анализ анкет 18

Список использованной литературы 26

Работа состоит из 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

Контакт интервьюера с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Анкеты относятся к классу формализованных обследований. Проведение анкетирования это большая исследовательская работа, которая имеет целью отразить требования маркетинга, учесть психологию респондента, по возможности предсказать его реакцию на вопрос, обнаружить степень его искренности. Ответ на вопросы анкеты должен исключить возможность ее различного толкования. Анкета стандартизует как поставленные вопросы, так и ответы на них. Следует, по возможности, избегать вопросов, на которые трудно или невозможно ответить, или такие, на которые ответа не требуется. Перечень возможных вопросов не следует жестко регламентировать, но с другой стороны, анкетирование подчиняется установленным правилам.

Составление анкеты – это сложный и трудоемкий исследовательский процесс, который включает следующие проблемы:

• анализ вопросов и выдвижение гипотез;

• формулирование вопросов и вариантов ответов;

• выбор способа анкетирования.

2.1. Виды анкетирования

1. По числу респондентов:

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент);
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов);
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);

2. По полноте охвата:

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки);
  • Выборочное (опрос части выборки);
  1. По типу контактов с респондентом:
  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);
  • Заочное (анкетёр отсутствует);
  • Рассылка анкет по почте;
  • Публикация анкет в прессе;
  • Публикация анкет в интернете;
  • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  1. Онлайн анкетирование: с ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

    2.2. Направления постановки вопросов

    Анкета представляет собой тонкий и гибкий инструмент, требующий тщательной проработки: уточнения типов и формулировок вопросов, определения их количества и последовательности, корректности и уместности. В анкетировании необходимо максимально учесть возможности и требования компьютерной технологии. Прежде всего нужно уяс нить, какая информация является необходимой (нужно избавляться от малозначимой и второстепенной информации). Сама по себе разработка анкеты – это достаточно длительный и трудоемкий процесс, требующий научно обоснованного подхода, логической последовательности. До начала исследования обычно осуществляется пробное, «пилотажное» анкетирование, целью которого является устранение ошибок и наводящих элементов. При организации анкетирования полезно использовать три направления постановки вопросов:

      1. туннельное, когда осуществляется переход от широких общих вопросов анкетирования к узким, частным вопросам;
      2. секционное, когда последовательно рассматриваются возможные проблемы, пока они не будут полностью решены;
      3. комбинационное, когда в постановке вопросов сочетаются оба направления.

    Переход от общих вопросов к частным, более детальным, вообще является магистральным путем гносеологии, системы познания. Это полностью относится и к маркетинговому исследованию. Дифференциация вопросов анкеты позволяет сконцентрироваться на глубоком изучении и аргументации отдельных вопросов анкеты.

    Туннельное направление анкетирования позволяет увидеть и оценить общую картину, а затем перейти к деталям. Один его из вариантов получил название «воронкообразного» подхода. Он требует последовательности и логики в формировании системы вопросов. При переходе от одной проблемы к другой нередко возникает необходимость различного рода пояснений, детализации некоторых ответов. В частности, когда респондентов отсылают к анкете, основываясь на их ответах на текущий вопрос. Например, если в анкете содержится вопрос «часто ли вы покупаете кофе?», логичным будет уточнение о видах и сортах кофе, которые вы выбираете. Такой вопрос называется «разветвленным». Предположим, что вы любите только зерновой. Целый ряд возможных альтернативных вопросов отпадает.

    В секционном подходе нельзя смешивать различные проблемы, необходимо последовательно рассматривать имеющиеся вопросы, пока тема не будет полностью исчерпана. Нужно наиболее полно рассмотреть и охарактеризовать изучаемую проблему. Только после этого можно переходить к следующей проблеме. Целесообразно комбинировать оба вида проектирования анкет.

    2.3. Схема анкеты и способы ее заполнения

    В анкетировании одной из решающих проблем является ответ на вопрос: кто заполняет анкету? Существует три способа заполнения анкеты:

    1. Экспедиционный способ: заполнение бланка регистратором со слов респондента;
    2. Способ саморегистрации: заполнение анкеты респондентом собственноручно — письменная форма;
    3. Корреспондентский способ: рассылка анкет по почте или с помощью компьютера, через электронную почту.

    Недостатком корреспондентского метода, хотя и более дешевого, является определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет вообще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых лиц. Анкетирование применяется также в панельных обследованиях, при работе с торговыми корреспондентами и т.п. Нередко анкеты заполняются экспертами, специалистами консалтинговой и маркетинговой службы и т.д.

    Анкета имеет табличную форму с подготовленными вопросами и пробелом для ответа. Анкета может быть компактной, но может иметь и достаточно много страниц. Как правило, схема анкеты включает три блока:

    1. Введение;
    2. Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса;
    3. Сведения об опрашиваемых.

    Введение (преамбула) кратко ставит в известность респондентов о том, кто и зачем проводит исследование. Оно раскрывает цели опроса, приводит следующие сведения об опрашивающих:

    1. название предприятия или имя владельца,
    2. характеристика предприятия, его тип;
    3. называется адрес.

    Введение предусматривает гарантию полной анонимности опроса и доверительности ответов. Во введении также дается представление о фирме, ее репутации. Во введении приводится инструкция по заполнению анкеты и ее возвращению (иногда в форме сопроводительного письма, если оно отправлено по почте). Обычно принято выразить благодарность респонденту за время, любезно уделенное исследователям.

    При разработке основной части анкеты, т.е. предмета опроса, рассматривается содержание вопросов, их тип, число, последовательность представления, наличие контрольных вопросов и тестов.

    В ходе опроса приводится описание опрашиваемых. Этому посвящена реквизитная часть анкеты, которую еще называют паспортичкой. Паспортичка имеет собственную структуру. В ней содержатся следующие сведения:

    1. Социально-демографические данные (возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение);
    2. Имя и адрес для частных лиц и организаций;
    3. Характеристика деятельности и масштаба предприятия: размер, месторасположение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в функционирующей системе, его имя/название;
    4. идентификация самого вопросника: присвоенное ему в ходе опроса название, дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

    2.4. Требования к формулировке вопросов и классификация вопросов

    Сложной или неоднозначной проблемой является определение количества задаваемых вопросов. С одной стороны, опрашивающему хочется включить как можно больше вопросов, что обеспечит полноту исследования и его результативность. С другой стороны, количество вопросов находится в прямой пропорции со стоимостью исследования: чем больше вопросов, тем дороже анкета, и наоборот. Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным. Необходим разумный компромисс между стоимостью информации и ее содержанием. Можно составлять вопросы таким образом, чтобы без ущерба для информации экономить на количестве вопросов, задавая емкие вопросы. Необходимо уточнить, имеет ли респондент необходимую информацию для ответа.

    Формулировка вопросов — одна из наиболее трудоемких и сложных проблем анкетирования. Это исследовательская работа, которая требует высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Это творческая деятельность, не допускающая механического копирования.

    Точность ответа иногда зависит от субъективных факторов. В частности, респондент часто проявляет склонность запоминать событие таким образом, что оно якобы произошло позднее, чем в реальности. Такое явление называется ошибкой преувеличения: ошибка преувеличения — это событие, которое произошло позднее, чем запомнилось респонденту.

    Не реже встречается и обратное явление: человек имеет тенденцию забывать те события, которые удалены во времени. Такие ошибки носят название потери воспоминания: потеря воспоминания — ошибка, связанная с тем, что респондент не помнит события.

    Определенные требования предъявляются к форме задаваемого вопроса. Обязательным требованием является то, что вопросы должны быть составлены в тактичной форме, ни в коем случае нельзя нанести обиду респонденту или встревожить его, вызвать негативную реакцию: вежливость и такт — безусловное требование опроса любого опроса.

    Вопросы анкеты классифицируются следующим образом:

    1. по степени свободы;
    2. по характеру ответов;
    3. по форме вопросов.

    Степень свободы влияет на характер и количество ответов. Ответ может быть безальтернативным, не допускающим возможность различного толкования, но может быть и развернутым, позволяющим описательную форму как вопроса, так и ответа. Ответы могут содержать текст или цифры. Могут быть использованы табличные вопросы, представляющие собой соединение различных вопросов, оформленных в виде таблицы. Все вопросы, сгруппированные по степени свободы, в свою очередь, подразделяются на два типа:

    Анкетирование в маркетинге

    Метод анкетирования в исследовании интересов потребителей

    Анкетирование – это вербально-коммуникативный метод, который применяется для сбора сведений от респондентов и состоящий из определенного перечня вопросов.

    Анкетирование применятся при изучении общественного мнения с целью дальнейшего прогноза тех или иных событий или действий.

    Для проведения социологического, экономического, маркетингового или другого вида исследований разрабатываются специальные вопросы, которые оформляются в виде бланков с заголовком «анкета» и распространяются среди респондентов.

    Анкетирование может проводиться в электронном виде.

    Существуют несколько видов вопроса:

    1. Сплошное или выборочное. Проводится в отношении всей группы респондентов, либо их части.
    2. Очные и заочные виды анкетирования. Анкеты могут публиковаться в прессе, интернете, проводиться по телефону, вестись устно, заполняться в присутствии респондентов.
    3. Групповые или индивидуальные.
    4. В настоящее время очень популярно онлайн-анкетирование.

    Опросы могут быть массовыми и экспертными.

    Маркетинговые опросы

    В маркетинге опрос применяется для изучения потребностей покупателей, анализа их предпочтений и ожиданий количественных данных о структуре потребительских мнений. Производится оценка степени узнаваемости бренда, определяются параметры спроса и др.

    В маркетинге чаще проводят устные опросы. Популярны также электронные опросы на специализированных интернет-порталах, таких, как Опрос, You Think, «Анкетка» и др.

    Выделяется целевая группа людей для выяснения их взглядов и мнений о продукте, услуге, для изучения конкурентов. Важна эффективность анкетирования, обеспечение достоверности и правдивости ответов. Успешные результаты опроса зависят также от того, какой вид анкетирования используется и насколько грамотно составлены вопросы анкеты.

    Структура анкеты

    Анкеты, в зависимости от типов вопросов, бывают:

    • закрытые, которые содержат все варианты ответов;
    • открытые — ответы пишутся респондентами;
    • полузакрытые, где применяются оба способа.

    Анкета состоит из четырех частей.

    1. Вводная часть рассказывает о цели опроса.
    2. В основной части сформулированы вопросы.
    3. Третья часть — это вопросы о респондентах: пол, возраст, семейное положение, образование.
    4. Последний раздел содержит вопросы, предназначенные для оценки внимательности и честности опрашиваемых.

    Основы анкетирования

    Анкетирование проводит отдел маркетинга. Начинается работа с определения круга респондентов, составления анкеты, выбора способа проведения опроса, места и формы.

    Технология опроса включает:

    • формирование вопросов анкеты для заполнения;
    • разработку аудитории;
    • выбор вида опроса;
    • проведение инструктажа с интервьюерами;
    • непосредственно опрос;
    • обработку анкет;
    • составление отчета как итога маркетингового опроса.

    Замечание 1

    Самое сложное — правильная формулировка вопросов и полнота вариантов ответов.

    Требования к составлению вопросов:

    • простота и однозначность;
    • грамотная постановка;
    • лаконичность;
    • использование общеупотребительных слов;
    • отсутствие монотонности;
    • контрольные вопросы, по которым проверяется последовательность респондента.

    Наиболее типичными вопросами считаются:

    • Как часто вы покупаете данный продукт?
    • Что вас привлекает в нем? Что не нравится?
    • Что вы посоветуете производителю?
    • Устраивает ли вас цена?
    • Посоветуете ли вы наш товар друзьям, знакомым?

    Количество вопросов не должно превышать 30, т.к. при очень большом перечне теряется внимательность, наступает усталость, и результате снижается достоверность.

    Неточность и недостоверность вопросов анкеты может возникать из-за субъективности опрашиваемых, незнания ответов на часть вопросов, ошибочных ответов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: