Секреты Агнии Барто - ABCD42.RU

Секреты Агнии Барто

Невосполнимая утрата Агнии Барто: От каких бед поэтесса искала спасения в творчестве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Будущая писательница появилась на свет в 1906 г. в семье ветеринарного врача. По некоторым сведениям, при рождении она получила имя Гетель Лейбовны Воловой, – ее родители были евреями – однако информация об этом имени не подтверждается в ее официальных биографиях. Кроме того, точно не известен даже год ее рождения: во всех энциклопедиях указан 1906 г., но ее дочь утверждает, что на самом деле она родилась в 1907 г. и в 17 лет добавила себе один год в документах, чтобы устроиться на работу. А фамилия Барто – это не литературный псевдоним, она досталась ей от первого мужа, писателя Павла Барто, за которого она вышла в 18 лет.

Отец Агнии очень любил Крылова, знал наизусть почти все его басни и часто читал их дочери, с детства заразив ее страстью к литературе. В автобиографии поэтесса позже признавалась: « Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии посвящала их, главным образом, влюбленным «розовым маркизам». Ну что ж, поэтам положено писать о любви, и я сполна отдала дань этой теме, когда мне было лет одиннадцать ». Впрочем, вскоре на смену интимной лирике пришли эпиграммы на подруг и учителей.

В юности Агния намеревалась стать балериной – она училась в престижной гимназии и занималась в хореографическом училище. Однако стесненное материальное положение семьи заставило ее в 17 лет устроиться продавщицей в магазин «Одежда» – его сотрудникам выдавали паек, селедочные головы, из которых можно было варить суп. Ее литературная судьба решилась на выпускном вечере в хореографическом училище, где она прочитала свое стихотворение «Похоронный марш» под аккомпанемент пианиста, « принимая при этом трагические позы », по выражению ее дочери. Присутствовавший при этом наркомпрос Луначарский едва сдерживался от смеха, но спустя несколько дней вызвал юную поэтессу к себе и предложил ей всерьез заняться литературой для детей.

Впрочем, после окончания хореографического училища Агния Барто поступила в балетную труппу, но вскоре ее коллектив эмигрировал, а ее отец был против ее отъезда за границу. На этом ее сценическая биография и завершилась. А литературная началась. Начиная с 1925 г., она регулярно публиковала свои стихи для детей. Во время войны она продолжала писать детские стихи, выступая с ними на радио и в школах и даже читала их солдатам, которые во время ее выступлений плакали, вспоминая о своих детях.

А в самом конце войны, 5 мая 1945 г., случилась трагедия: сын Агнии Барто от первого брака Гарик, катаясь на велосипеде, попал под колеса машины. Спасти его не удалось – он скончался на месте. На тот момент ему было 18 лет. Писательница переживала смерть сына очень тяжело и так и не смогла справиться с этим горем. На несколько лет она замкнулась, ушла в себя. Спасением для нее стало творчество. В 1947 г. она написала поэму «Звенигород» о детях войны, оставшихся без родителей.

Через несколько лет эта поэма попала в руки женщине, которая потеряла во время войны связь с маленькой дочерью и 10 лет не могла ее найти. Она написала письмо Агнии Барто, рассказав о своей беде, писательница обратилась в отдел милиции, занимавшийся розыском пропавших, и спустя несколько лет дочь удалось найти! Так Агния Барто обрела новый смысл жизни – с тех пор она помогала разлученным войной семьям объединяться. На протяжении 9 лет она вела на радио «Маяк» передачу «Найти человека» и соединила 927 семей! С тех пор работа для нее стала спасением ото всех жизненных невзгод. Она повторяла: « Если я в день хоть несколько строчек не напишу, я чувствую себя бездарностью ». И такое отношение к творчеству имело свои плоды: ее книги расходились миллионными тиражами, по поводу чего Расул Гамзатов как-то отметил: « Тираж ее книг больше, чем население некоторых континентов ». А Юрий Гагарин говорил о ее произведениях: « Это первая книга о добре в моей жизни ».

Многие удивлялись тому, как на протяжении всей жизни Агнии Барто удавалось создавать такие наивные и трогательные, простые и волшебные детские стихи. Секрет был прост: она просто очень любила детей и никогда не теряла к ним интереса. Ее дочь от второго брака Татьяна Щегляева рассказывала: « Мама всю жизнь училась у детей, наблюдала за ними. Она часто пристраивалась недалеко от детской площадки, смотрела, как дети играют, слушала, о чем говорят. Так, «Дом переехал» она написала, услыхав слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста. Иногда мама работала под прикрытием: представляясь сотрудником районо, садилась за последней партой в классе и слушала, о чем говорят дети. Правда, однажды ее рассекретила девочка-первоклассница: «Вы в районо работаете? А раньше работали писательницей, я вас по телевизору видела ».

Многие свои стихи Агния Барто посвящала внукам – Володе и Наташе. К сожалению, свою правнучку она смогла увидеть только раз: Ася родилась в январе 1981 г., а в апреле писательницы не стало. Она всегда была очень энергичной и активной, на своем 75-летии она танцевала, а спустя месяц ее забрали в больницу – оказалось, это был инфаркт. Врачи удивлялись тому, как ей удалось прожить такую долгую жизнь – ведь ее сердце оказалось совсем изношенным, сосуды были очень слабыми, и было непонятно, как вообще кровь поступала в сердце в последние 10 лет. Как тут не вспомнить фразу, которую Агния Барто часто повторяла: « Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может ».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Секреты Агнии Барто

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

На стихах Агнии Барто выросло не одно поколение детей не только нашей страны, но и других государств, входящих в состав СССР. Ее стихи выдержали более 900 изданий на 84 языках общим тиражом 150 миллионов экземпляров. С годами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто никогда не теряют актуальности, и молодые родители, сами воспитанные на строчках Агнии Львовны, неизменно выбирают для своих малышей именно эти стихи.
В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто?

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Агния Барто – кто она. 5
1.1. Биография Агнии Львовны Барто…………………………..5
1.2. Три главных «учителя» А. Барто…………………………. 8
1.3. «Найти человека»…………………………………………..10
1.4. Барто – теоретик детской литературы. «Записки детского поэта»………………………………………………………..11
Глава 2. Поэтика Агнии Барто………………………………………. 15
2.1. Произведения поэтессы с точки зрения основных черт детской литературы……………………………………………………………. 15
2.1.1. Черты детской литературы………………………..15
2.1.2. Стихи о малышах и для малышей………………..17
2.1.3. Стихи А. Барто для младших и средних школьников………………………………………………………………………
2.1.4. «Звенигород»………………………………………25
2.2. «Технические» приемы Барто……………………………….30
2.3. Образы детей и взрослых в поэзии А.Л. Барто…………….32
Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………………………………………39

Файлы: 6 файлов

оглавление.docx

список литературы.docx

введение.docx

глава 1.docx

глава 2.docx

И как завершение поэмы описан конец дня:

Замолчал Звенигород,

Дети спать легли…

Дополнительный динамизм поэме придают постоянные отсылки повествования к прошлому:

В этот дом их в дни войны

Привезли когда-то.

После, чуть не целый год,

Дети рисовали

Сбитый черный самолет,

Дом среди развалин.

Тетя Настя в этот дом

Под бомбежкой,

Их везла когда-то.

Психологизм в поэме также присутствует. В первую очередь он выражается через переживания детей по поводу потери своих родителей. Автор верно подмечает черты детской психологии, особенности восприятия событий детьми разного возраста. Например, о Лельке, которая была мала в дни войны и не помнит ничего А. Барто удивительно емко и лаконично говорит, что она «не умеет вспоминать – ей три года только».

Юмористичность. Не смотря на то, что «Звенигород» пронизан глубоким лиризмом, а иногда и печалью, в поэме все же нашлось место смешным подробностям.

В шутливой форме говорится о том, как тщательно прибрались ребята в саду:

Так чиста дорожка,

Что на цыпочках по ней

Ходит даже кошка.

Ирония есть и в описании детей:

Лучше всех играет в мяч,

Первый на футболе.

Не в команде он пока,

Но команда «Спартака»

Вся к нему явилась:

«Не хватает игрока!

Петя, сделай милость. »

Это Пете снилось.

С юмором поэтесса рассказывает еще об одном «жителе» детского дома – щенке Тимке:

Мчится Тимка на крыльцо,

Скачет, весь в соломе.

Не последнее лицо

Тимка в этом доме.

Говорят, он всю семью

Приучил к порядку:

Петя бросил под скамью

Старую тетрадку —

Он тетрадку под забор.

Этот Тимка так хитер!

Леля бросила чулок —

Он на речку уволок;

Затащил перчатку

В дождевую кадку.

Поневоле всем пришлось

Привыкать к порядку.

Как уже отмечалось выше, произведение обладает глубоким лиризмом.

2.2. «Технические» приемы Агнии Барто.

Форма стихотворений Агнии Барто всегда адекватна их теме, смыслу, настроению. Придирчивость поэта к себе неукоснительна: в стихах Барто мы почти не найдем небрежной рифмы, рыхлой композиции, необязательных слов, приблизительной или формальной образности, немузыкальных, корявых звукосочетаний и прочих атрибутов «средней» поэзии.

Каждая строфа Барто – вершина естественности, образец поэтической музыкальности, ритмического и звукового совершенства [Жизнь и творчество Агнии Барто, 1989, С.28].

Читайте также  Основные понятия фонетики

Поэтесса смело использовала сложные (составные, ассонансные) рифмы, которые Чуковский, один из ее учителей, считал недопустимыми в детских стихах, свободно меняла размер в строфе [Арзамасцева, 2001, С.283].

Барто упорно отстаивала в стихе для детей преимущества звукового принципа рифмовки перед графическим:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу

В последующие годы Барто продолжала усложнять рифму, добиваясь все большей звуковой и смысловой ее выразительности. В стихотворении «Мой папа рассердился» (1969) читаем:

Уж лучше бы мой папа

Кричал, ногами топал,

швырял бы вещи на пол,

разбил тарелку об пол.

Здесь, как и во множестве других случаев, сказывается особенная чуткость Барто к звучащему слову. Оба раза односложное «пол» попадает в безударное положение. А под ударение выходят стоящие впереди предлоги. Обилие согласных «п» и «л» создает ощущение шлепков, приглушенных ударов, звучащих в воображении героя. Он согласен вытерпеть скандал и наяву, лишь бы не эта тишина молчания, великолепно переданная шипящими согласными и мягкими гласными рифмующихся окончаний [Жизнь и творчество Агнии Барто, 1989, С.29]:

Он, мне не отвечая,

Меня не замечая,

Молчит и за обедом,

Молчит во время чая

Прочному запоминанию, вхождению строк А. Барто в повседневный обиход детей и взрослых весьма способствовала их пословичность, афористичность. Слова и рифмы отобраны, выверены: «Мы с Тамарой ходим парой», «Понять не в состоянии, в каком я состоянии…». Эти и многие другие выражения давно стали своего рода фольклором [там же, С.30].

2.3. Образы детей и взрослых в поэзии А.Л. Барто.

Барто, в отличие от Маршака, Михалкова и других поэтов, реже пишет «От автора». При этом ее «взрослый» лирический герой никогда не отдален от нее самой.

Но что особенно важно отметить, у Барто несоизмеримо больше, чем у прочих детских поэтов, стихов, лирический герой которых — ребенок. Это может быть персонаж положительный и критикуемый. Но всегда это человек с четко выраженным самосознанием, со своим определенным личностным «я»: «Я был когда-то болен», «Я выросла», «Я, друзья-товарищи», «Я думал, взрослые не врут…», «Я лежу, болею…» и др. [там же, С.40].

Даже в стихотворениях, написанных в форме объективированного рассказа о юном персонаже, взаимоотношения юных и взрослых героев нередко принимают вид диалога, где «я» взрослого и «я» ребенка звучат с отчетливой прямотой: «Ты слишком дерзок и горяч, вот я и спрятала пугач», — говорит внуку бабушка в стихотворении «Пугач». Спустя какое-то время внук признается: «Я знаю, где лежит пугач. Его ты лучше перепрячь, а то возьму его, пожалуй!»

Едва ли будет преувеличением сказать, что местоимение «я» — наиболее часто встречаемое слово в поэтическом лексиконе Агнии Барто.

В стихотворении «Дедушкин зонтик» (1946) 12 личных местоимений первого лица единственного числа и пять его падежных форм. Рассказывая, как он мучился, пытаясь воспользоваться зонтом своего дедушки, маленький герой не столько озабочен «непослушностью» зонта, сколько именно своим состоянием – безуспешностью собственных действий:

Я открыть его хочу,

Я в руках его верчу,

Я защелку нажимаю,

Я по зонтику стучу!

У героя Барто «я» — это признание личной ответственности. Оно сохраняет все черты индивидуальности, как в своих достоинствах, так и в своих недостатках.

Лирический герой Агнии Барто всегда отличается тем, что нам, читателям, он никогда не лжет, не лукавит. По отношению к окружающим он может вести себя иначе, но в разговоре с читателем он неизменно простодушен, искренен, даже если его откровенность саморазоблачительна [там же, С.41-46].

Не скрывает своих необоснованных претензий избалованная Клава: «Я дедушкина внучка. Мой дед – Герой Труда…» («Дедушкина внучка», 1954). Она не считает зазорным пользоваться чужими заслугами, вовсе не заботясь о преумножении собственных. Клава не способна к верной самооценке, но ее безошибочно оценивают читатели.

Иногда сам юный герой А. Барто умеет взглянуть на себя со стороны.

«Я вспыльчивый! Я пылкий! Хочу молчать – летят слова, как пробка из бутылки», — сообщает герой стихотворения «Когда закусишь удила». Он вовсе не считает эти качества достоинствами: «Я сам хотел бы может быть, спокойным быть, разумным быть, невозмутимым, кротким».

Эта готовность признавать свои слабости, в том числе и мнимые, пожалуй, более всего привлекает в лирическом герое Барто.

В стихотворении «Елка» 1945 года герой представлен в комическом, но в то же время и драматическом столкновении личного желания с организованным ходом массового праздника. Ему хочется получше разглядеть елку на новогоднем празднике. Но незнакомая тетя-массовик заставляет его вместе с другими ребятами то образовывать круг и плясать, то слушать сказку в исполнении приезжего артиста:

Теперь, — сказала тетя, —

Мы будем песни петь. –

Мы пели «Волга, Волга…»,

Мы пели долго, долго…

«Мы» здесь явно не коллективное, а скорее – стадное. Сама монотонность повторов подчеркивает, что скучно не одному герою- рассказчику. Скучно всем.

Однако герой ни на миг не забывает о своем стремлении увидеть елку. «Я стоял так далеко, что не видел елки», «Я только на верхушке увидел полхлопушки!», «Я к елке побегу!» — говорит он, но ему выдают подарок, и тетя сообщает, «что празднику конец». Нет, герой с этим примириться не может и пускается на хитрость:

Я в большой передней

Долго одевался,

А потом обратно

В коридор пробрался

И оттуда в щелочку

Рассмотрел всю елочку.

Так герой заявляет о себе еще одной вызывающей уважение чертой: твердостью, упорством.

«Я» этого героя так непохоже на «я» «дедушкиной внучки» и подобных ей ребят. Если у Клавы «я» — это сосредоточение на себе, на своих прихотях, то в стихотворении «Елка» юный герой всем своим существом открыт внешнему миру.

Собственно между этими двумя полюсами и заключено внутреннее движение героев Агнии Барто. Это движение всегда в одном направлении: от «я» эгоистического, ограниченного узкими потребительскими и прагматическими заботами, к «я» подлинно личностному, общественному, одухотворенному большими целями и идеалами, сочувствием, состраданием к другим людям.

Герои Агнии Барто находятся в разных точках этого долгого и нелегкого для них пути. Есть такие, что еще не сделали в нужном направлении и первого шага. Но затем и поэзия Агнии Барто, чтобы помочь растущему человеку оглянуться на себя, пробудить в нем самокритичность, совестливость [там же, С.47].

Изображение взрослых занимает большое место в творчестве поэтессы. Много произведений посвятила А. Барто большой дружье между старшим и младшим поколениями («Две бабушки», «Его семья», «У папы экзамен», «Дед Тимур») [Зубарева, 1989, С.291].

Секреты Агнии Барто

1. Агния Барто — известная писательница и поэтесса, которая сделала огромный вклад в развитие искусства и литературы.

2. Агния Барто всем сердцем любила детей. Только этим можно объяснить, что именно её детские стихи запали в сердце всем, кто читал их в своём детстве.

3. Она написала множество великолепных произведений, ориентированных на юную аудиторию, и они остаются актуальными и по сей день.

4.Агния Барто показала себя не только как талантливая поэтесса, но и как замечательная радио ведущая и киносценарист.

5. Биографы Барто до сих пор не сошлись во мнении, когда родилась будущая детская писательница – в 1905 или 1906 году.

6.Скорее всего, эта путаница произошла из-за того, что Агния прибавила себе один год. В юности Агния успела поработать в магазине одежды, чтобы финансово поддержать своих родителей. Ей пришлось соврать о своем возрасте, так как девушке было всего 15 лет, а на работу принимали шестнадцатилетних.

7. Родным городом известной поэтессы была Москва.

8.В семье главным был отец, он занимался воспитанием детей.

9.Отец Агнии Воловой (Барто – это фамилия мужа), известный ветеринар, хотел видеть свою дочь балериной. Чтобы не расстраивать родителей, девушка окончила хореографическое училище и даже проработала год в балетной труппе, но затем навсегда покончила с карьерой балерины.

10.Однако, любовь к музыке и танцам сохранилась у поэтессы на всю жизнь.

11. Будущую поэтессу воспитывала интеллигентная московская семья. Писательница увлекалась изучением французского языка.

АГНИЯ БАРТО В МОЛОДОСТИ

12.Агния Барто посещала танцевальный кружок, с малых лет старалась говорить стихотворными строчками, поэтому рано стала увлекаться поэзией.

13.Возможно, интерес к поэзии возник у маленькой Агнии благодаря дяде Григорию Блоху, известному врачу, который также писал детские стихи.

14. Во время выпускного в училище Агния впервые прочла со сцены поэму собственного сочинения. Одним из ее слушателей оказался Александр Луначарский, народный комиссар просвещения РСФСР.

15.Выступление ему понравилось, и политик заявил девушке, что она будет писать веселые и легкие стихи. Юная Барто обиделась, но в более зрелом возрасте признавала, что Луначарский был прав.

16.Легенда гласит о том, что одно из стихотворений Агнии носило название «Похоронный марш», оно считалось торжественным, и было услышано Луначарским. После этого он порекомендовал поэтессе писать стихи.

17. Творчество Ахматовой А.А. и Маяковского В.В. оказало на нее влияние еще с гимназии.

18. Первым мужем будущей поэтессы был литератор Павел Барто. В результате их шестилетнего брака на свет появился сын Эдгар и три совместных стихотворения.

19. Её первый супруг также писал стихи. Он не хотел, чтобы бывшая супруга оставляла себе его фамилию после развода, но она не послушалась и в итоге прославила ее на всю страну.

20. Юная писательница любила читать стихи Маяковского, и тайно была влюблена в него. После прочтения его стихов Барто самостоятельно начала сочинять неплохие мотивы.

Читайте также  Отравляющие вещества кожно-нарывного действия

21.Поэтесса очень уважала и восхищалась Маяковским, но он об этом никогда не знал. У нее не хватило храбрости заговорить с известным автором, хоть она и находилась возле него очень часто. Они даже были соседями.

22.Владимир однажды сказал, что писать надо для детей, так Агния и поступила, она стала писать только детские произведения.

23. Годы войны Барто с семьей провела в Свердловске, где поэтессе пришлось работать токарем – она говорила, что пошла на эту работу, чтобы больше общаться с подростками и черпать вдохновение для стихов.

24.Во время ВОВ Барто получила государственную премию и отдала все деньги на строительство танка.

25.Победа в войне для Барто была омрачена личной трагедией – 5 мая грузовик насмерть сбил ее 18-летнего сына, катавшегося на велосипеде.

26. Вторым мужем писательницы стал академик Андрей Щегляев, занимавшийся вопросами теплоэнергетики.

27. Поэтесса с мужем прожила около 50 лет, в браке у супругов родилась дочь – Татьяна Щегляева, ставшая кандидатом технических наук.

28. Многие говорят, что поэтесса написала стихотворение «Наша Таня громко плачет – уронила в реку мячик» именно своей дочери. Сама девочка утверждает, что литературный жанр появился за три года до рождения наследницы Агнии.

29.Так сложилось, что писательница редко посвящала стихотворные строки своим детям. Она посещала школы и пионерские лагеря, поэтому приходилось посвящать поэмы и стихи чужим ребятам.

30. В 1937 году Агния Барто принимала участие на Международном конгрессе в Испании в годы Гражданской войны. Когда гремели взрывы, писательнице вдруг захотелось купить кастаньеты. Под черным небом, возле дрожащих стен магазина Агния совершала задуманную покупку, ее ничего не остановило. Самым важным и лучшим сувениром были настоящие испанские сувениры. Барто любила танцевать, и у нее не было препятствий для совершения покупки.

31.После этого случая Алексей Толстой шутил с поэтессой, не приобретала она в то время веер для обмахивания следующих налетов. На что женщина только улыбалась в ответ.

32. Известный дом в Москве знаменит тем, что в нем жили популярные писатели. Во время войны дому пришлось пострадать. После этого он сооружение стало драматичным: сын Паустовского художник Алесей выбросился из окна.

33. С восемнадцатилетним Гариком Барто также случилось несчастье возле дома. Мальчик был сбит машиной во время катания на велосипеде. Так здание стало злополучным и о нем многие известные личности вскоре узнали.

34. Поэтесса более 10 лет вела радиопрограмму «Найти человека», которая помогала семьям найти детей, потерянных в годы войны.

35. Передача помогла воссоединить почти 1000 семей. Ее формат лег в основу современного телешоу «Жди меня».

36. Барто писала стихи, вдохновившись общением с детьми. Во время войны, когда поэтесса с семьей отправилась в эвакуацию, она пошла работать слесарем на завод – именно там были все городские подростки, занявшие места у станков вместо взрослых, ушедших на фронт.

37.Поэтесса старалась проводить с детьми как много больше времени – ходила в детсады, школы, детдома, интересовалась разговорами малышей на улице. По словам Агнии Барто, только так можно было писать хорошие детские стихи.

38. Агния Барто ревностно защищала свое творчество. Когда комиссия, принимавшая решение о публикации очередного сборника стихов, посоветовала поэтессе переработать некоторые рифмы, сочтя их слишком сложными для детей, Барто отказалась.

39. Речь шла о знаменитом сборнике «Игрушки» и о рифмах в стихотворении о мишке с оторванной лапой. Рукопись несколько лет пролежала в столе писательницы, но в итоге вышла в свет в первоначальном варианте, без всяких переделок.

40.Агния Барто писала не только стихи, но и киносценарии – в частности, благодаря ее соавторству с Риной Зеленой появился популярный фильм «Подкидыш».

41.Также именно Барто придумала сюжет для кинокартины «Алеша Птицын вырабатывает характер».

42. Во время встречи советских писателей с космонавтами Юрий Гагарин оставил Барто автограф, написав на листке бумаги строчку из ее стихотворения про мишку.

43.Этот листок сейчас выставлен в музее поэтессы. Гагарин говорил, что это стихотворение дало ему первое представление о добре и зле.

44. Агния Львовна Барто умерла в 1981 году.

45.Именем Барто названы малая планета и кратер на Венере.

ПАМЯТНИК ЗАЙКЕ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АГНИИ БАРТО В ВОЛГОГРАДЕ

Паспорт проекта «В чем секрет стихов Агнии Барто?»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Проект направлен на формирование предпосылок познавательно-речевого развития и исследовательских навыков дошкольников при исследовании стихов А. Барто.

Скачать:

Вложение Размер
pasportbarto.docx 27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «В чем секрет стихов Агнии Барто?»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 123» г.Нижний Новгород.

Руководитель проекта: педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад № 123» Хазова Наталья Юрьевна

Участник: воспитанники старшей группы

Проблема: необходимость формирования у дошкольников исследовательских навыков, отсутствие у детей интереса к стихам.

Цель ребенка: выяснить, в чем секрет стихов Агнии Барто, почему их любят и помнят и взрослые и дети.

Цель педагога: создание педагогических условий для формирования предпосылок познавательно-речевого развития и исследовательских навыков дошкольников при исследовании стихов А. Барто.

  1. Познакомить детей с творчеством Агнии Барто, обогащая читательский опыт за счет ее произведений.
  2. Воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм и методику поэтического текста.
  3. Формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
  4. Развивать умение детей участвовать в коллективных разговорах, обсуждать содержание стихотворения, поведение и характеры героев.
  5. Развивать познавательные интересы детей, желание проводить исследование: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, делать простейшие выводы.

Сроки проведения проектной деятельности: 2 месяца

Этапы работы над проектом

  1. На первом этапе родители помогли собрать разнообразный литературный и наглядный материал: книги А. Барто, иллюстрации к стихам, фотографии, материалы о биографии поэтессы, ее творчестве и деятельности и т. д… Информационный материал дети приносили из дома, каждый ребенок принес свою книжку, остальные собрали в соседних группах детского сада.

Мама Вани Т. принесла для просмотра кинофильмы «Слон и веревочка» и «Подкидыш», снятые по стихам и сценариям Агнии Барто. Дети с удовольствием посмотрели фрагменты этих фильмов. Пройдя по группам детского сада, дети убедились, что книги А. Барто есть во всех группах, только они разного содержания, в зависимости от возраста детей. Познакомившись с библиографией А. Барто, дети узнали, что скоро у нее юбилей: 110 лет со дня рождения и решили устроить посвященную этой дате выставку книг и рисунков.

2. На втором этапе, после изучения собранных материалов, была проведена классификация стихов и заполнение морфологической таблицы, где по горизонтали выделены темы стихотворений, а по вертикали – распределены рисунки детей по отдельным стихотворениям. Вместе с детьми были выделены следующие темы стихотворений :

« Игрушки», адресованные самым маленьким. Сюда вошли стихотворения: «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Кораблик», «Бычок» и т.д.

«Я расту» — о детях дошкольного возраста. Стихотворения: «Девочка чумазая», «Девочка — ревушка», «Снегирь», «Я выросла», «Веревочка» и т.д.

«Вовка – добрая душа» — о добрых поступках мальчика. Стихотворения: «Как Вовка бабушек выручил», «Вовка, кошка и черепаха», «Шел вчера я по Садовой», «Как Вовке ветер помог» и т.д.

«О школе» — о первоклассниках, об обучении в школе. Стихотворения: «Первый урок», «Сережа учит уроки», «Что делать с Алексеем» и т.д.

«Мы с Тамарой» — веселые стихи о детских играх и поступках. Стихотворения: «Любочка», «Катя», «Очки», «Мы с Тамарой», «Болтушка».

3. Далее дети провели опрос своих родственников и сотрудников детского сада. Ответы на вопросы: «Какие стихи Агнии Барто вы помните (знаете)? Чем вам они нравятся? В чем секрет ее произведений?» учитывали при выделении признаков, по которым сразу можно узнать стихи А. Барто. Многие отмечали, что стихи у нее веселые, выделив такую характеристику, как юмор. Доброта – стала другим признаком ее стихотворений. Дети удивились, что близкие им взрослые: родители, бабушки и дедушки помнят и любят ее стихи. Так был сформулирован признак «легко запоминаются». Так как большинство стихотворений А. Барто о детях: об их играх, интересных событиях жизни, это и стало следующим признаком.

В ходе проектной деятельности дети с удовольствием слушали самые разные стихотворения А.Барто, эмоционально реагировали на описанные события, с интересом их обсуждали. Дети охотно обыгрывали понравившееся стихотворения, заимствуя из них образные выражения, меткие слова, обороты речи. Свои впечатления отражали в рисунках.

В процессе знакомства с творчеством писателя, были организованы дидактические речевые игры «Угадай, как зовут героя», «Дай характеристику герою», «Узнай о каком стихотворении рассказ» и др. В игре «Я – начну, а ты – продолжи» дети сами с легкостью вспоминали строчки из когда-то прочитанных стихотворений.

Послушав песни, написанные известнейшими композиторами Д.Б.Кабалевским, С.С.Прокофьевым и другими к стихам Барто, дети выделили еще один их признак «музыкальность». А песенки современных композиторов «Резиновая Зина», «Любитель-рыболов». «Я расту!» сразу вошли в детский репертуар.

Анализируя содержание стихотворений, дети пришли к выводу: стихи не просто шутливые и веселые, они заставляют задуматься о детских поступках. Учат правилам вежливости («Медвежонок-невежда»), дисциплине («Сережа учит уроки»), трудолюбию («Катя»), доброте и заботе («Уехали», «Вовка – добрая душа») и т.п.

4. Выявленные в ходе исследования характеристики стихотворений легли в основу модели «Стихи Агнии Барто», которая стала своеобразным алгоритмом составления рассказа о стихотворениях поэтессы.

Модель объединила следующие признаки стихотворений:

Они про детей: больших и маленьких

Веселые, шутливые, задорные

Легко и надолго запоминаются

Заставляют задуматься детей над поведением

Интересные, по ним сняты кинофильмы.

Сформулированные и отраженные в модели признаки стихотворений и стали ответом на вопрос «В чем секрет стихов Агнии Барто?»

Результат проектной деятельности

Завершением проектной деятельности стала викторина «Что мы знаем о творчестве А.Л. Барто». Затем д ети оформили выставку, посвященную юбилею поэтессы, где собрали ее книги, поместили портрет, альбом своих рисунков, выпущенную стенгазету, посвященную ее творчеству.

Была подготовлена драматизация стихотворения А.Барто «Как Вовка стал старшим братом», выучена понравившаяся больше других веселая песенка «Я расту!» и составлен рассказ о проведенном исследовании творчества писателя. Самостоятельно оформив приглашения, ребята пригласили на презентацию своих родителей и других членов семьи.

На презентации родители увидели практические результаты работы:

— ребятам полюбились стихи Агнии Львовны Барто, она писала о том, что интересно детям, о том, что им понятно и знакомо;

— у детей появился устойчивый интерес к стихотворным текстам, они

стали улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов;

— на основе анализа поступков персонажей они стали более уверенно высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится, не нравиться и почему);

— дети научились сопоставлять услышанное с реальными фактами жизни, при анализе поступков и характеров героев проявляют отзывчивость и сопереживание, стремятся быть справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

После проведения презентация проекта для родителей, она была представлена для старших дошкольников и для педагогов детского сада

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста.

Стихотворения для детей – один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто еще до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти строки от взрослых и выучивае.

Паспорт педагогического проектаНазвание проекта«В гостях у Агнии Барто» Тип проекта Познавательно — творческийПродолжительность проектаКраткосрочныйАвторы и участники прое.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеуринский детский сад»Воспитатель: Медведева Ольга ВасильевнаДоклад к презентации:«Любимые стихи Агнии Барто&raquo.

Задачи проекта – Продолжать знакомить детей с творчеством А. Барто; привить любовь к её творчеству; развитие творческой личности, умения выразительно читать наизусть стихотворения; расширение тв.

Актуальность проекта:Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической на.

Формирование у детей интереса и потребности в чтении произведений Агнии Барто.

Её Таня не плакала. Как Агния Барто работала токарем и искала пропавших

Агния Барто — это практически Пушкин для детей. На ее стихах про ревушку Таню, которая уронила в речку мячик, про мишку, которому оторвали лапу, выросло не одно поколение.

Барто была уверена, что детей надо воспитывать, а не пускать дело на самотёк, чтобы потом не качать головой: «Что выросло, то выросло». И помогала своими стихами, поэмами в этом всем родителям. К сочинительству она подходила основательно, не полагаясь на одно лишь вдохновение. Она изучала детей, ходила в детские дома, в детские сады, школы, постоянно вела беседы с малышами. И это при том, что писательницей Агния Барто становиться вовсе не собиралась, она хотела быть. балериной.

На Парнас — от станка. Балетного

Родилась поэтесса под фамилией Волова. По некоторым данным, при рождении Агнию звали Гетель.

Некоторые ислледователи считают, что Волова родилась 17 февраля, но не в 1906 году. На свет она появилась 1907 году, а год себе прибавила позже, так как это давало возможность устроиться на работу: время было голодное, а служащим давали паёк из селедки. Не бог весть что, но прокормиться можно.

Первое свое стихотворение Волова-Барто сочинила еще в школьные годы. Правда, тогда она писала не детские истории, а баллады про романтические настроения знатных особ. Хотя ни поэтессой, ни писательницей девочка становиться не планировала. Она мечтала танцевать на лучших сценах мира.

Барто вполне могла бы стать балериной, ведь она с малых лет по настоянию родителей посещала сначала балетную школу, а затем хореографическое училище. На выпускном экзамене в училище Агния не только показала свои хореографические умения, но и прочитала свое стихотворение «Похоронный марш». Среди экзаменаторов оказался нарком просвещения Луначарский. Он-то и посоветовал девушке дальше не танцевать, а писать стихи. Луначарский помог Агнии попасть и в детскую редакцию, где ее уже представили знаменитым поэтам: Маршаку, Маяковскому, Чуковскому.

Премия для танка

Барто она стала после того, как вышла замуж за Павла Николаевича Барто, тоже поэта. Тогда Агнии казалось, что очень здорово быть на одной волне с мужем, вместе заниматься любимым делом. Но так казалось только ей. Супругу очень не нравилось, что его поэзия не пришлась по вкусу публике так же, как несерьёзные детские стишки, которые писала его жена. Он сердился, про себя ругался, завидовал, ревновал, а через шесть лет брака ушел от жены и сына Эдгара.

Второго мужа Барто уже выбрала не из представителей творческих профессий. Андрей Щегляев занимался теплотехникой, был ученым, членом-корреспондентом Академии наук. Многие знакомые пары были уверены, что их брак прошел огонь, воду и медные трубы и продолжался почти 50 лет именно потому, что в семье не было никакого карьерного соперничества. В браке с Щегляевым Агния родила дочку Татьяну. А Эдгара второй супруг поэтессы полюбил как родного сына.

В 1930-е годы Барто уже была знаменитой поэтессой, ее книги продавали по всему Советскому Союзу. А в 1937-м она побывала в Испании, посетила Барселону и Мадрид, поучаствовала в Международном конгрессе в защиту культуры. Барселона и Мадрид в то время были одними из самых горячих точек планеты: почти каждый день шли бомбежки, люди боялись выходить на улицу. Как вспоминала поэтесса, именно тогда она осознала, насколько важно бороться за мир во всем мире. Ее произведения стали серьезнее, драматичнее, патриотичнее. Агния начала писать не только стихи, но и сценарии: ее имя значится в титрах таких известных фильмов, как «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка», «Подкидыш».

Военное время оказалось тяжелым испытанием для семьи Барто. Ее отправили в эвакуацию в Свердловск. Поэтесса была патриоткой, она верила в коммунизм, в светлое будущее и в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. В Свердловске Агния пошла работать на завод токарем. Не только для того, чтобы заработать денег для семьи, но и чтобы, как она говорила, принести пользу Родине, сражающейся с фашистскими захватчиками. Она стала токарем второго разряда и даже получила премию за свою работу. Но деньги не забрала себе, а отдала на строительство танка.

При этом она продолжала сочинять, ездила на фронт, читала свои произведения перед бойцами, выступала на радио.

«Первая книга о добре»

После войны она продолжала писать для детей, но боль от увиденного на фронте и от потери сына — он в 1945 году погиб под колесами машины — не давала ей покоя. В 1947 году увидела свет её поэма «Звенигород». Это история детей из детского дома, чьи родители не вернулись к ним с фронта. Эту книгу прочитали многие мамы, которые во время войны в силу обстоятельств оказались разлучены со своими детьми. В их числе была и уборщица Софья Гудева, чья восьмилетняя дочь Нина пропала в военные годы. Софья написала письмо Барто, в котором рассказала о своем горе. Агния решила попытаться хоть что-то выяснить про девочку, обратилась в милицию. И Нину нашли. Уже восемнадцатилетняя к тому времени девушка работала в Умани на швейной фабрике. Барто первой сообщила Софье, что ее дочь жива и здорова, поэтесса послала женщине телеграмму: «Горячо поздравляю, ваша дочь нашлась». И дочка Нина вскоре переехала жить к маме.

А Барто полетели письма со всего Советского Союза от матерей, чьих детей разбросала по стране война. Барто долго думала, что делать с этой кипой конвертов. Вскоре решение нашлось: на радио «Маяк» появилась передача «Найти человека». А Барто стала ее ведущей. Почти 9 лет она помогала людям, потерявшим родных в круговерти войны, найти хоть какую-то весточку о них. Благодаря ее усилиям около тысячи семей вновь обрели своих близких. Кстати, следствием работы на радио стала и повесть «Найти человека».

Всем известно, что Барто была коммунисткой. Она верила в эти идеи всем сердцем, поэтому порой жестко осуждала тех, кто не был с ними согласен. В постсоветские годы многие стали вспоминать, как резко детская писательница высказалась против коллег Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Припомнили и то, что писательница негативно отзывалась о Чуковском, когда его стали травить из-за «Тараканища».

Но весь этот негатив в адрес Барто так и не прижился в общественном сознании, потому что эта женщина вместе с родителями воспитывала всех детей этой большой страны. Как-то при встрече с Барто Юрий Гагарин написал на листочке: «Уронили мишку на пол. », а потом сказал, что это была первая в его жизни книга о добре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: