Шевченко - художник - ABCD42.RU

Шевченко — художник

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Художник Т. Г. Шевченко

С творчества Т. Г. Шевченко начинается расцвет украинского изобразительного искусства. В его работах впервые с великой силой зазвучали новые темы и общественные мотивы, острые социальные проблемы тогдашней действительности.

В 1838 году Тарас Шевченко поступает в Петербургскую Академию Искусств, и становится учеником Карла Брюллова. Первой жанровой картиной было полотно » Мальчик — нищий, делящийся милостыней с собакой под забором» ( 1839 год), за которую художника наградили серебряной медалью. Спустя два года появляется работа » Мальчик с собакой в лесу» ( 1840 год).

Т. Г. Шевченко » Мальчик с собакой в лесу» ( 1840 год). Бумага, сепия

Портретная живопись

Как и у большинства украинских художников первой половины XIX века, портрет был основным жанром в творчестве Тараса Шевченко. В ранних портретах прослеживаются черты прогрессивного романтизма. Идейный смысл романтических портретов — любовь к свободе, вера в призвание человека, как творческой, гармонично развитой личности.

Художник изображал людей вдохновенными, прекрасными, высоко оценивая пластическую завершенность строения человеческого тела и считая освещенное счастьем лицо божеством бессмертной красоты.

Известно 150 портретов работы великого художника — это » Автопортрет» ( 1840 — 1841 годы), портреты Маевской, Горленко, Лизогуба и многие другие. В энергичном повороте головы » Автопортрета», во взгляде молодых живых глаз, в резко очерченной линии губ выражается и романтическая направленность личности, и благородство. Особенно изысканными мазками выделено лицо, руки и прическа.

Первый автопортрет Тараса Шевченко ( 1840 год)

Работам Шевченко присуща выразительность пластики, освещение и корректный колорист. Дозированием интенсивности мазка акварели он достигает ощущения шелковистости поверхности картины. Тарас Шевченко пишет маслом и карандашом. В этот период он рисовал по большей части ровесников, и таким образом создал психологический портрет молодости этого периода. Однако арест и ссылка резко оборвали романтическую ноту в его творчестве.

В 1845 году Шевченко закончил Академию Искусств, и впоследствии работал в Киевской археографической комиссии. Путешествуя по Украине в 1843 — 1845 годах, Тарас Шевченко глазами зрелого мастера увидел красоту родной земли, по — новому оценил эту красоту и ужасные условия жизни людей. Огромный интерес представляют жанровые картины » На пасеке» и » Сельская семья».

Т. Г. Шевченко » На пасеке» ( 1843 год) Холст, масло

Мастерски скомпонованные, проработанные в деталях, сочные по колориту, чувству гармонии и светотени пейзажи в акварели » Цыганка — ворожка». В картине » Катерина» простотой пейзажного фона подчеркнута красота родной земли и прелесть молодой украинки.

Т. Г. Шевченко » Катерина» ( 1842 год)

Пейзажи в творчестве Шевченко.

Археографическая комиссия поручила Тарасу Шевченко подробно зарисовать и описать старинные сооружения архитектуры и древние могильные курганы. Художник в этот период выполнил много рисунков, этюдов и эскизов, среди которых можно назвать следующие:

  • » Вознесенский собор в Переяславе«

Т. Г. Шевченко » Вознесенский собор в Переяславе» ( 1845 год). Акварель.

  • » Аскольдова могила«

Т. Г. Шевченко » Аскольдова могила» ( 1846 год). Акварель.

  • » Богданова церковь в Суботове«

Т. Г. Шевченко » Богданова церковь в Суботове» ( 1845 год). Бумага, акварель

  • » Почаевская Лавра«

Т. Г. Шевченко » Почаевская Лавра с юга» ( 1846 год)

  • » Чигирин с Суботовской дороги»
  • » Чумаки среди могил«

Т. Г. Шевченко » Чумаки среди могил» ( 1846 — 1847 годы).

Казахский период

Во время ссылки в Казахстане было создано много новых работ. Художник мыслит масштабно, образы природы трактует монументально, передает острые драматические ситуации ( картина » Пожар в степи«).

Т. Г. Шевченко » Пожар в степи» ( 1848 — 1849 годы)

Красота неба для художника приобретает очень важное значение. Драма неба выражена в следующих пейзажах:

  • » Форт Кара — Бутак«,

Т. Г. Шевченко » Форт Кара — Бутак»

  • » Рустамова могила»
  • » Укрепление Раим»
  • » Низовой берег острова Святого Николая»

Казахскими пейзажами Тараса Шевченко завершается эволюция украинского романтического пейзажа от камерных работ до произведений эпического и драматического характера. Творчество Т. Г. Шевченко приобретает совершенно новые черты — интерес к истории родного народа.

Исторические композиции Тараса Шевченко.

При этом Шевченко выступает автором многих исторических композиций, среди которых можно назвать серию офортов » Живописная Украина» ( 1844 год):

  • » Дары в Чигирине» ( 1844 год) — гетман Богдан Хмельницкий принимает в Чигиринской резиденции дары от иноземных послов.

Т. Г. Шевченко » Дары в Чигирине 1649 года». Бумага, офорт

  • » Судный совет» ( 1844 год) — изображение коллективного обсуждения дел общественного значения.

Т. Г. Шевченко » Судный совет» ( 1844 год)

  • » Старосты» ( 1844 год) — сцена создания будущей семьи по взаимному согласию влюбленных парня и девушки.

Т. Г. Шевченко » Старосты» ( 1844 год). Бумага, офорт

Народные мотивы в творчестве художника

В серии офортов выражена мысль о вечных ценностях, незыблемых моральных устоях, основанных на композиции свободного выбора, об уважении человеческого достоинства и справедливости, о развитии народной этики.

В начале 40 — х годов XIX века Тарас Шевченко большое внимание уделял изображению жизни простого народа, бытовых сцен, народных праздников и обычаев. Среди произведений данного периода можно выделить полотна » Сельская семья», » Катерина» и » Цыганка — ворожка«.

Т. Г. Шевченко » Цыганка — ворожка» ( 1841 год). Бумага, акварель

В серию рисунков » Притча о блудном сыне» ( 1856 — 1857 годы) автор вносит тонкий юмор и политическую сатиру, что для того времени тоже было новым и необычным веянием.

Тарас Шевченко по праву считается основоположником критического реализма в украинском изобразительном искусстве . Художник работал в жанре живописи, графики, монументально — декоративной живописи и акварели. К тому же, он в совершенстве владел техникой масляной живописи, акварели, офорта, рисовал карандашом и пером.

Т. Г. Шевченко » Сельская семья» ( 1843 год). Холст, масло

Художник Т. Г. Шевченко : 7 комментариев

В своем творчестве Т. Г. Шевченко выступает чрезвычайно многогранной личностью. В живописи Шевченко преобладают портретные изображения простых людей — представителей крестьянского сословия, которые вызывали большой интерес художника. В них он видел настоящий характер и естественную красоту.

I am John, how are you everybody? This piece of writing posted at this website is genuinely pleasant.

Excellent post. I am dealing with many of these issues as well..

Wow, awesome weblog structure! How lengthy have you been running ablog for? you make blogging glance easy.

Hello there! This is my first visit to your blog! We are agroup of volunteers and starting a new project in a community in the sameniche. Your blog provided us useful information to work on. You have done a extraordinary job!

Thanks! We are glad that you enjoy our work.

Т.Г.Шевченко був відмінним акварелістом, який замалював природу: Казахстану, куди був висланий царським урядом, Києва, українських міст свого часу, а такожпрекрасні його портретні роботи друзів по Петербургу і Україні, їх родин.
Кобзар був академіком — графіком Петербургської художньої академії, який відтворив портрети історичних особистостей різних епох. Прекрасні його олійні роботи, як ілюстрації до соїх віршів і поем . Він багатогранна і неординарна особистість, яку важко оцінити навіть до сьогоднішнього дня .

Тарас
Григорьевич Шевченко

Тарас Григорьевич Шевченко (укр. Тарас Григорович Шевченко, 25 февраля (9 марта) 1814, село Моринцы, Звенигородский уезд Киевской губернии (сей час Черкасская область Украины) – 26 февраля (10 марта) 1861, Санкт-Петербург) – великий украинский поэт, выдающийся художник.

Особенности творчества художника Тараса Шевченко. Выходец из семьи крепостных, Шевченко стал не просто академиком Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, но и личностью-универсалом XIX столетия. Как ученик Брюллова, начинал работать на стыке академизма и романтизма, но достаточно быстро Шевченко удалось выработать самобытную манеру и стать у истоков реалистической живописи. Овладев в совершенстве техникой рисунка, он самостоятельно ищет природной гармонии цвета, стремясь уловить и запечатлеть живой свет. Более всего Шевченко завораживают моделирующая сила света, выразительные возможности светотени у Рембрандта ван Рейна, очень скоро и самого Шевченко начинают звать «русский Рембрандт». В 1840-е годы, странствуя по Украине, Шевченко делает бессчётное количество эскизов и рисунков, стремясь рассказать миру о богатстве природы родного края и красоте его древних памятников. Многие из зарисованного художник воспроизводит в очень редкой для своего времени технике офорта (в России тогда предпочитали офорту резцовую гравюру), некоторые специалисты считают Шевченко «первым русским офортистом»; он также работает маслом, акварелью, карандашом, сепией. Значительна работа Шевченко как художника-этнографа во время ссылки на Арал. Особое место в творчестве Тараса Шевченко занимают автопортреты: они не только дают представление, как эволюционировала техника Шевченко-художника и отражают психологические метаморфозы, произошедшие с ним под влиянием трагических жизненных обстоятельств, но и становятся, подобно рембрандтовскому автопортрету, действенным инструментом самопознания.

Читайте также  Профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел

В советском фильме 1951 года «Тарас Шевченко» великого украинского поэта играет Сергей Бондарчук. Одна из первых сцен: Шевченко работает за мольбертом. Пишет с натуры длиннокосую, гарну, но слегка осоловевшую от длительного позирования Галю или Маричку в плахте, вышитой сорочке и венке с лентами. И вдруг машет ей рукою отбой: «Поспы, сэрдэнько!» («Поспи, милая!») А сам второпях кидается записывать нахлынувшие строчки. «Вот так всегда! – нудит его скучный приятель, художник Сошенко. – Краски на палитре сохнут, а русский Рембрандт царапает на стенке стихи. » «Ну, если и Рембрандт , — со смехом отвечает ему красавец Шевченко-Бондарчук, — то я мужичий Рембрандт. »

Шевченко и вправду родился «мужиком»: в многодетной семье крепостных – Григория Шевченко (Грушивского) и Катерины Бойко. Мать умерла, не дожив до 38 лет: её старшему сыну Никите 12, младшему Иосифу – 2, а непослушному, самовольному и не похожему ни на кого из своих братьев и сестёр Тарасу – 9.

Через два года, возвращаясь их чумацкого похода и сильно простудившись, слёг и отец. Промучившись зиму и понимая, что пришёл его смертный час, Григорий на словах объявляет завещание. Упомянуты все: его вторая жена, злая Тарасова мачеха Оксана и её дети, дочки и сыновья от покойной Катерины и лишь об одном из детей отец заявляет: «А ему ничего из моего имущества не надобно! Из него выйдет либо большой человек, либо великий бездельник!» Надо ли говорить, что это пророчество касается Тараса.

Впоследствии такое отношение отца, а также путаница с именем матери, обнаруженная в местных метрических книгах (возможно, Тараса произвела на свет не Катерина, а её незамужняя сестра Агафья), породили множество версий об особом, непростом происхождении Тараса. Не был ли он в каком-то родстве, например, со своим помещиком, Павлом Васильевичем Энгельгардтом? Доказательств нет, но предположения множатся. Есть и более смелая версия, в которой, вроде бы, был уверен русский литератор Нестор Кукольник: к Энгельгардтам иногда заезжал наследник русского престола, великий князь Константин Павлович (разбросавший по свету немалое число незаконнорожденных детей) и некоторые физиономисты даже пытаются установить фамильное сходство между ним и Шевченко.

Версии выглядят одна другой фантастичнее, но ведь необыкновенна и сама траектория судьбы Шевченко: из забытого Богом центральноукраинского села Моринцы – в высший свет Российской столицы.

Ну а пока Шевченко 13. Он пасёт ягнят в живописных украинских лугах, любит уединение и постоянно малюет. Пан Энгельгардт проявляет к нему особую милость: берёт в барский дом. Казачком. Должность «подай-принеси». Но напрасно советское искусствоведение пыталось представить Энгельгардта жестоким крепостником – именно он первым разглядел в Тарасе художнический дар.

В 15 лет Шевченко впервые оставляет Украину и вместе с Павлом и Софией Энгельгардт едет в Вильно, а затем в Варшаву. Из всей биографии поэта этот период освещен меньше всего. Известно, что в Вильно Энгельгардт отдал Шевченко учиться к Яну Рустему, самому знаменитому художнику Литвы начала XIX века.

В феврале 1831 года Энгельгардт приезжает в Санкт-Петербург. По-видимому, он всерьёз верит в талант своего крепостного, раз решает продолжить его художественное образование в столице. Как именно? Вначале Шевченко определяют в артель художника Ширяева: его ученики как раз занимаются отделочными и реставрационными работами в центре Санкт-Петербурга. Шевченко получает возможность бывать в Эрмитаже, зарисовывать статуи Летнего Сада. В это же время Тарас неожиданно и для Энгельгардта и, главное, для себя самого начинает писать стихи. Но оценить их качество пока некому. Перспективы Шевченко-стихотворца эфемерны, а вот художественный талант – налицо. И Шевченко начинает грезить Петербургской Императорской академией художеств, в содружестве преподавателей которой особо выделяется звезда Карла Брюллова.

Брюллов в это время в зените славы. Он – первый русский художник, получивший европейскую известность. Монументальный «Последний день Помпеи» Брюллова имеет бешеный успех. И – вот настоящее чудо: Шевченко, молодой, никому не известный малороссиянин, к тому же крепостной, вдруг получает возможность познакомиться с самим Брюлловым! Как это возможно? Посредником выступил земляк Шевченко, художник Иван Сошенко, некогда сам учившийся у Брюллова. Впоследствии Сошенко так описал эту встречу: «При виде Тараса Брюллов обратил внимание на то, что лицо Шевченко – это не было лицо крепостного» . История Шевченко и его рисунки определённо впечатлили Брюллова. Вопрос выкупа Шевченко из крепостной зависимости становится для него делом чести.

Энгельгардт попросит за Шевченко неожиданно большую сумму – две с половиной тысячи рублей ассигнациями (годовой доход имения в 30 душ крепостных). К решению вопроса Брюллов подключает знаменитостей: поэта и воспитателя наследника престола Василия Жуковского, художника Алексея Венецианова, графа Вельегорского. Портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерею. Такие аукционы при дворе были не редкость. Вырученных денег все равно не хватило, и участникам авантюры пришлось добавить из личных средств. Но интересно другое: часть суммы за выкуп Шевченко заплатили императорские особы: императрица Александра Федоровна, например, лично внесла 400 рублей.

Перед вчерашним крепостным очень скоро откроются двери высшего света Санкт-Петербурга. Теперь сложно узнать в этом щеголе крепостного. Его влекут все соблазны столичного существования. Скромник Сошенко едва может скрыть разочарование: «В Тараса словно вселился светский бес. Досадно и больно было мне глядеть на его роскошную жизнь. Пристало ли нашему брату художнику так жить? Так вот для чего нужна была ему свобода, которая стоила ему таких страшных усилий?» Их отношения навсегда разладятся из-за красивой немки Марии. В неё был влюблен Сошенко, а она – не устояла перед харизматичным Шевченко.

Шевченко селится на Васильевском острове, сюда к нему на сеансы портретирования приходят влиятельные особы. Впервые в жизни он не испытывает денежной нужды. Он продолжает посещать классы Брюллова в Академии, совершенствуется в рисунке и композиции, пишет акварели с обнажённой женской натурой («Мария», «Одалиска») и, наконец, начинает осваивать технику масляной живописи. Именно в это время написан знаменитый, ставший каноническим автопортрет молодого Шевченко: высокий лоб, большие внимательные карие глаза…

Летом 1843 года свободный и уже хорошо известный благодаря своей поэзии Шевченко путешествует по Украине, знакомится со многими известными людьми. Киев, Чернигов, Суботов, Хортица…Прогрессивное украинское студенчество готово носить первого национального поэта на руках. Образованные панночки взахлёб читают его стихи наизусть. В Яготине Шевченко гостит у бывшего генерал-гебурнатора Малороссии Репнина. Его дочь, незамужняя 33-летняя княжна Варвара без памяти влюблена в Шевченко. Тот называет её «своим добрым ангелом», но симпатия и родство душ не могут пробудить в нем страсть.

На одном из балов в соседнем поместье Шевченко знакомится с четой Закревских – Ганной и Платоном. Скоро он напишет портреты обоих супругов и признается себе, что без памяти влюблён в Ганну. Желание иметь семью, жену, свой дом становится для Шевченко навязчивой и болезненной идеей – этого-то как раз он никогда не будет иметь. Хотя несколько позже, уже в Петербурге, Ганна Закревская всё же подарит ему свою любовь.

Весной 1845 Шевченко заканчивает Академию, получает звание внеклассного художника и снова возвращается в Украину. В составе Киевской археографической комиссии путешествует по Черниговщине, Черкасщине, Полтавщине (акварель «Воздвиженский монастырь в Полтаве»). В начале 1840-х написаны его главные картины на тему украинского быта: «Цыганка-ворожка», «Крестьянская семья», «Катерина».

Вернувшись в родную Кирилловку, Шевченко решает посвататься к дочке местного священника Григория Кошица Федосье, но получает отказ. Это событие вместе с известием, что у Ганны Закревской где-то далеко родилась, возможно, его дочь, вызывает у Шевченко глубокую депрессию. В декабре 1845-го он заболевает тифом, мечется в горяке, бредит, друзья сомневаются, что он доживет до утра. В ночь с 24 на 25 декабря Шевченко слабой рукой зажег свечу и нащупал перо: «Як умру, то поховайте… на Вкраїні милій… », знаменитый «Заповіт». По-русски — Завещание.

Он еще не знает, что главные испытания ждут его впереди.

В один из весенних дней 1847-го года Шевченко торопился на свадьбу к Костомарову, должен был быть у друга шафером. Не дойдя до пункта назначения, он был схвачен жандармами. В его чемодане среди нескольких альбомов с рисунками (кстати – в том числе эротическими, всё-таки Шевченко был учеником Брюллова!) обнаружили антикрепостнические стихи. Проклятия в адрес монархии трактуются как чёрная неблагодарность: разве не императорские особы подарили Шевченко свободу?

11 лет ссылки в Орскую крепость под Оренбургом и жестокого солдатского быта изменят облик художника до неузнаваемости. Шевченко сравнительно легко обходит запрет рисовать благодаря симпатии к нему местных чиновников и офицеров. Автопортреты тех лет беспощадно отражают его внешнюю и внутреннюю трансформацию: ему лишь немного за 40, но выглядит он глубоким стариком.

В каком-то смысле Шевченко повезло: в Орске формировали экспедицию по изучению Аральского моря. Понадобился художник. В составе гигантского каравана из 2 тысяч повозок и 3 тысяч верблюдов Шевченко преодолел более 800 километров пустыни. Его вклад в изучение Арала бесценен: Шевченко оставил более 200 рисунков («Молитва за умерших», «Туркменские абы в Кара-Тау»), имевших не только художественную, но и научную ценность. Но суровый климат окончательно лишил его здоровья. Шевченко несколько раз переболел цингой. От адского солнца у него выцвели глаза: из карих они стали бледно-серыми.

Читайте также  Социальная защита инвалидов в РФ

В 1857-м ссылка Шевченко закончится. Он мечется между Украиной и Санкт-Петербургом, упивается признанием, но также переживает предательство и разочарования, обвинения в богохульстве и постыдную историю чуть не случившейся жениться на грубой гулящей 19-летней девке Лукерии Полусмак. Ему так и не удаётся создать собственный очаг, мечту всей его жизни, и Шевченко топит одиночество в алкоголе. Однако продолжает работать, совершенствовать технику акватины – особого вида гравирования, при которой для вытравливания используются кислоты. Подорванное ссылкой здоровье усугубляет вдыхание ядовитых паров, начинаются проблемы с сердцем, отказывает печень.

9 марта 1861 года он встретил свой 47-й день рождения, на следующий день, 10-го марта, Шевченко не стало. «Русский Рембрандт» был погребен на Смоленском кладбище, но два месяца спустя его прах, согласно завещанию, переправили в Украину. Шевченко похоронен в Каневе – на той самой днепровской круче, где он когда-то собирался выкупить землю и мечтал выстроить дом.

Тарас Григорьевич Шевченко — духовный отец украинского народа: биография и картины

Тарас Григорьевич Шевченко (Taras Hryhorovych Shevchenko; родился 9 марта 1814 — умер 10 марта 1861 гг.) — выдающийся украинский художник XIX века, талантливый иллюстратор, график и живописец. Творчество Тараса Григорьевича Шевченко воспевало красоту родной земли, искренность и духовность простого народа, стремление к свободе и счастью. Шевченко одинаково мастерски владел техниками акварели, масла, офорта, гравюры. Его пейзажи отличает легкость, воздушность и необычайная выразительность. Портреты, написанные гением, великолепно передают характер, настроение, мысли героев.

Биография Тараса Шевченко

Тарас Шевченко появился на свет 9 марта 1814 года в многодетной семье крепостного крестьянина, принадлежавшего помещику Энгельгардту. Детство он провел в селе Моринцы Киевской губернии. Мальчик рано остался сиротой и вынужден был работать погонычем, поваренком, слугой-«казачком» у помещика. У местного дьячка одаренный юноша учился грамоте, а у рабочих-маляров — азам рисования. Барин оценил его способности и отдал в ученики к известному портретисту Яну Рустему (Jan Rustem). В 1832 году Энгельгардт переезжает в Санкт-Петербург и берет с собой одаренного крепостного, намереваясь сделать из него личного живописца. Он отправляет юношу обучаться в ремесленный цех декоративной росписи Василия Ширяева.

Тарас Шевченко в 1836 году по счастливой случайности познакомился с профессором Академии художеств Виктором Григоровичем, художниками Алексеем Венециановым и Карлом Брюлловым. Последний помог талантливому юноше обрести свободу. В 1838 году мэтр продал на аукционе одну из своих картин за 45 килограммов серебра, необходимых для уплаты выкупа за крепостного.

После освобождения молодой человек поступает в Академию художеств и становится учеником Брюллова. Параллельно он развивает свой талант не только в рисунке, но и в поэзии. С 1840 по 1845 год Тарас Шевченко учится и активно занимается творчеством. В это время были созданы многие его художественные и литературные произведения. Сюжеты картин и поэм тесно переплетались между собой. В них находили отражение элементы фольклора, древнеримские и древнегреческие легенды, библейские мотивы. Стиль его холстов сравнивали с манерой Рембрандта (Rembrandt), Рубенса (Rubens) и Рейсдала (Ruisdael). Используя три-четыре оттенка, мастер создавал удивительно выразительные, наполненные чувством и драматизмом картины.

В 1840 году вышел в свет бессмертный поэтический сборник Тараса Григорьевича Шевченко «Кобзарь» — национальная святыня украинского народа. Создателя шедевра самого стали именовать Кобзарем. В 1842 году по мотивам одноименной поэмы была написана картина «Катерина».

С 1843 по 1845 год художник дважды посещает Украину, путешествует, собирает фольклорные и этнографические материалы. В это время он создает множество самобытных картин.

В 1846 году пылкий живописец присоединился к тайной политической организации. За участие в кружке он был арестован. А в 1847 году приговорен к ссылке и по рекрутской повинности отправлен на воинскую службу солдатом в Орскую крепость. Специальное распоряжение запрещало мастеру рисовать и писать. В этот период удалось создать лишь несколько этюдов, набросков и стихотворений.

В 1857 году художник был освобожден и вернулся в столицу. Он увлекся искусством гравюры и в 1860 году был удостоен звания академика-гравера. Здоровье мастера было подорвано ссылкой, он много болел. Уже ослабленный недугами, создает свои последние произведения.

10 марта 1861 года гения не стало. Тарас Шевченко был захоронен вначале в Санкт-Петербурге. Позже его прах был переправлен в Украину и 22 июня 1861 года погребен на Чернечей горе под Каневом, как и завещал светоч украинской культуры.

Самые известные картины Тараса Шевченко

Картины Тараса Шевченко экспонируются в лучших музеях мира. Наследие автора составило более 1000 работ в разных жанрах. Самые известные его произведения:

  • «Автопортрет», 1843 — одна из первых работ, написанных маслом, подражание кисти учителя, Карла Брюллова.
  • «Портрет Анны Закревской», 1843 — образ возлюбленной живописца, для этого холста характерны иконописные приемы, мягкие переходы цвета.
  • «Катерина», 1842 — иллюстрация к знаменитой поэме создана в стиле реализма и воспроизводит одну из сцен.
  • «Цыганка-ворожка», 1841 — оригинальная жанровая зарисовка из жизни крестьян.
  • «Почаевская лавра с юга», 1846 — акварель была выполнена с натуры по заданию Археографической комиссии.
  • «Поминовение умерших», 1857 — второе название холста «Казашка Катя». Особый характер освещения, мистический ореол и драматизм изображения, напоминают творческую манеру Рембрандта.

Поклонники великого украинского художника и поэта могут приобрести его произведения на аукционах сайта Very Important Lot. Онлайн-портал предоставляет великолепную возможность ценителям искусства пополнить свои собрания. Кроме шедевров классиков, на страницах ресурса представлены работы современных мастеров. Непосредственно у автора можно купить картину для коллекции или в подарок.

Время может возвращаться. Художник Шевченко Александр Васильевич (Россия, 1883-1948). Часть 1

Время может возвращаться. Художник Шевченко Александр Васильевич (Россия, 1883-1948). Часть 1 — Пейзажи и натюрморты


Бульвар. 1920-22

Alfred Schnittke — Suite im Alten Stil

Время может возвращаться. Звучать смехом детей, целовать прежними надеждами. Влиться в тебя всей своей глубиной, и быть таким сладким и острым, быть всем. Время. твоя память, твои дерзания и твое счастье. И все то, что нужно отпустить, чтобы жить дальше. Встать и идти, поцелованным ненадолго возвращенным Временем. Идти к каким-то иным своим горизонтам и к тому, что снова прирастет к душе, и чему душу и посвятишь. А Время будет наблюдать со стороны и вести свой размеренный счет. И так будет всегда.
____________


За городом. После дождя. 1923


В парке. 1939

Александр Васильевич Шевченко (1883-1948) – российский художник и теоретик искусства, авангардист, классик русской культуры XX века. Родился в Харькове, в семье приказчика, мать была из обедневшего дворянского рода. Отец умер, когда мальчику было три года, мать вскоре вышла замуж. Работа отчима была связана с переездами, и будущий художник подолгу оставался у бабушки, к которой сохранил любовь на всю жизнь. Первое знакомство Александра с живописью состоялось в Харьковском реальном училище, где Шевченко в рамках образовательной программы посещал уроки рисования в классе Д.И. Бесперчия. Более серьезно он увлекся живописью после знакомства с семьей Улих-Вимберг, после чего Н. Улих начал обучать его тонкостям художественного мастерства.

Еще подростком Шевченко увлекся театром, начал работать в декорационной мастерской. Некоторое время он жил с семьей на Кавказе, в 1898 вернулся в Харьков и окончил реальное училище. Вскоре семья переехала в Москву, и Шевченко поступил на подготовительное отделение Строгановского училища. С 1904 он регулярно участвовал в ученических выставках и, получив премию на конкурсе, отправился за границу: в Стамбул, Грецию и Египет.

Восточный мотив. 1932

Деревенский пейзаж. 1940-е

Продолжая обучаться в Строгановском училище, художник так же некоторое время жил в Париже, где посещал занятия в Академиях Р. Жюлиана и творческой мастерской Э. Каррьера. Из-под кисти художника в это время появляется множество полотен, с запечатленными на них видами французской столицы и его пригородов. Уже в этих ранних работах раскрывается яркий художественный талант Шевченко, его лиричная и тонкая натура.


В деревне. 1916


Задворки. 1941

В 1906 Шевченко вернулся в Россию и через год окончил Строгановское училище. Некоторое время спустя Александр становится учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Среди преподавателей Шевченко были прославленные К.А. Коровин и В.А. Серов. Но окончить училище художнику так и не удалось – в 1910 году группа учащихся, в т.ч. и А. Шевченко, были отстранены от занятий, т.к. их представления о живописи шли вразрез со взглядами руководства МУЖВЗ.


Зимка. 1942-43


Ночной порт. 1935

Читайте также  Преступления против общественного порядка

В этом же 1910 году художник сближается с М. Ларионовым и, под влиянием его теорий лучизма и неопримитивизма, пишет работы, которые представляет на выставках объединений «Ослиный хвост», «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Мишень», «Мир искусства». В период с 1914 по 1917 гг. А. Шевечнко проходил службу в рядах действующей армии, был ранен.


Праздничное гуляние в парке. 1930-е


Окрестности города. 1916

Возвратившись к привычной жизни, художник посвятил себя культурно-просветительской деятельности. В 1918-1921 он работал в Комиссии по охране; памятников искусства и старины, во Всероссийской коллегии по делам изобразительных искусств при Нарком-просе, в 1919 участвовал в деятельности Российской Академии художественных наук, в организации Музея живописной культуры в Москве. Более 10 лет работал в качестве преподавателя во Вхутемасе.


Осень. 1943


Пейзаж с сухим деревом. 1925

Будучи членом общества «Маковец», экспонировал свои работы на его выставках, затем, организовав объединение «Цех живописцев», показывал картины в его экспозициях. После распада «Цеха . » в 1930 году, Шевченко вступает в Общество московских художников (1932), на выставках которых также представляет свои работы.


Вечер. Московский пейзаж. 1930-е

После грозы. 1938

Большое значение для художника имели поездки на Кавказ в 1930-х (в Дагестан, Аджарию, Азербайджан). Сама атмосфера этих новых для Шевченко мест произвела на него глубокое впечатление, заставила пересмотреть сложившиеся живописные представления. В результате появились произведения восточной тематики, определившие новый этап его творчества. В них живут отзвуки примитивного искусства. По словам художника, Кавказ подсказал ему характер изображения: «монументальность, плоскостность, стремление к декоративизму».

Проходной двор. 1944

С началом 30-х гг. к художнику приходит мировая известность – его полотна демонстрируются на выставках советского искусства в Германии, Швейцарии, Англии, Венеции. Успехом пользовались и персональные выставки работ А. Шевченко, первая из которых прошла в Москве а 1924 году, затем — в 1933, 1944, 1958, 1966, 1975, 1977 и 1979.


Уборка сена. 1927


Пейзаж с деревьями и облаками. 1928

Шевченко внимательно изучал искусство «старых мастеров» в музеях Франции и Испании, неизгладимое впечатление на него произвели работы П. Сезанна и художников-импрессионистов, тесное сотрудничество с М. Ларионовым и Н. Гончаровой также оказало влияние на его творчество. Он вбирал и наполнял свое творчество только тем, что считал необходимым для доведения мастерства до совершенства. Все это позволило ему найти уникальный собственный художественный почерк.


Первый снег. 1943


Пейзаж с озером. Около 1930

С начала 40-х из-за болезни А. Шевченко практически не участвует в художественной жизни. Во время Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться вместе с семьёй и остался в Москве. В 1944 состоялась персональная выставка Шевченко, посвящённая 40-летию его творческой деятельности, однако из-за болезни художник не смог на ней присутствовать. Умер в 1948 году в Москве.


Пейзаж с домами. 1920


Пейзаж. 1919-1920

Творчество художника представлено в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Более подробная биография художника здесь.

Сараи. Ржев. 1916


Дворик. Лунный вечер. 1920

Дом у моря. 1930


Натюрморт с гитарой. 1933


Натюрморт с голубой чашкой. 1946


Натюрморт с графином и трубкой. 1919


Натюрморт с грушами и мандаринами. 1938


Натюрморт с желтым кувшином и белой пиалой. 1919


Натюрморт с книгой. 1948


Натюрморт. 1920


Натюрморт. Фрукты. 1913


Натюрморт с грушами

Шевченко — художник

Тарас Григорович Шевченко, як художник займає одне із самих почесних місць в українському образотворчому мистецтві. Шевченко був одним із перших художників, які прокладали новий реалістичний напрям, основоположник критичного реалізму в українському мистецтві. Загальновідомо, що Шевченко був одним із зачинателів і першим видатним майстром офорту у вітчизняному мистецтві. Сам він прекрасно володів всіма відомими тоді засобами графічного зображення.

Обдарований від природи хлопчина рано відчув тягу до малювання. Ще змалку крейда і вуглинка були для нього неабиякою радістю. Все ними малює: стіни, лави, стіл в хаті і на дворі, в себе і у гостях. Якось прийшла сестра Катерина з панщини і не впізнала своєї хати: візерунками розмальовані стіни, долівка і навіть призьба. Хлопець любив зображувати птахів, звірів, людей. Коли юний художник намалював п’яного дяка, то був ним покараний.

Бажаючи оволодіти мистецтвом живопису, він звертається до шляхетних дяків-живописців, які в основному заставляють прислужувати їм. Талант художника проявився рано, значно раніше, ніж талант поета. Якщо перші літературні спроби припадають на 1836-1837 роки, то найбільш ранній малюнок, що дійшов до нас і відомий під назвою “Погруддя жінки” або “Жіноча голівка” датований самим автором ще 1830році. З цієї юнацької роботи і розпочалась творчість видатного художника.

У лютому 1831 року на вулицях столиці Російської імперії – Петербурга з’явилася валка втомлених людей. Один хлопчина звертав на себе увагу тим, що незважаючи на зимову пору, був майже босий. На одному чоботі підошва відпоролася і була прив’язана мотузкою. Це був кріпак поміщика Енгельгарда Тарас, який разом з іншими прибув до столиці. У Петербурзі доля Шевченка круто змінилась. Пан вирішив мати власного кваліфікованого майстра і 1832 року він віддав Шевченка у майстерню на навчання до одного з кращих художників-ельфрейщиків В.Ширяєва, законтрактувавши його на чотири роки. Перші спроби в цьому напрямі були невтішні, однак справжнє систематичне навчання почалося в майстра і це подобалось Тарасу. У 1836 році закінчився термін контракту, але Шевченко залишається у Ширяєва, очевидно, вже в ролі найманого робітника-підмайстра.

Через нестачу денного часу і заклопотаність, бажання стати справжнім художником, змушувало Шевченка в білі ночі виходити в Літній сад і змальовувати статуї. Тут відбулась перша зустріч Тараса із своїм земляком – художником І.Сошенком. Сошенко зацікавився обдарованим юнаком і вирішив допомогти художнику-початківцю на його тернистому шляху. Сошенко дав йому поради і консультації, а потім знайомив з видатними діячами російської і української культур (Карлом Брюлловим, Василем Григоровичем, Олексієм Венеціановим, Василем Жуковським, Євгеном Гребінкою),спільними зусиллями яких талановитого кріпака було викуплено з кріпацтва.

Звільнення дало право Шевченку вступити до Академії мистецтв. Він став одним з найулюбленіших учнів Брюллова, Тарас переходить з класу в клас в числі кращих учнів. У малярстві він робить дедалі помітніші успіхи. За час навчання в академії його тричі нагороджують срібною, а потім золотою медалями за малюнки з натури і живописні твори. Тарас мріяв поїхати в казкову Італію, щоб познайомитися із всесвітньо відомими шедеврами малярства, скульптури і архітектури. Та Академія послала іншого, а власних коштів на таку подорож у Шевченка, звісно, не було. Друга заповітна мрія – повернутись назавжди в Україну.

У 1843 році Тарас Григорович нарешті приїхав в Україну. Під час подорожі, любов до рідного краю наштовхнула його на створення цілої серії картин. Уміння інтерпретатора історії Шевченко виявив у трьох офортах серії “Живописна Україна” – “Дари в Чигирині 1649 року”, “Судня рада” і “Старости”, на яких відображено історичні місця, побут і природу країни. Повертаючись в Петербург, він завершує навчання в Академії, видає на власні кошти і поширює альбом під назвою “Живописна Україна”.

Згодом, Шевченко знайшов роботу в Київській археографічній комісії. Художникові довелося побувати у різних місцях України, де він змальовував й описував історичні пам’ятки. З часу його подорожей залишилось чимало акварелей, простих і природних за своїми сюжетами. В 1845-1847 роках Тарас Григорович створив ряд портретів які переконливо свідчать про зростання художника, про поглиблення психологічної характеристики образів.

Велике місце в Шевченковому доробку належить портретам. Він почав працювати над ними ще кріпаком. В Академії продовжував роботу в цій галузі. Незабаром він стає одним з відомих і популярних портретистів. Створені ним образи відзначаються невимушеністю, відсутністю нарядності, вдалою композиційною бадьорістю і свіжістю барв, намагання дати психологічну характеристику людині. Шевченко зробив великий внесок у розвиток побутового жанру і став його основоположником в українському мистецтві. Особливо хвилювало художника підневільне, часто трагічне становище жінки.

Небагато з тих, кому випало безсмертя, здобули його такою дорогою ціною, як Тарас Шевченко. Доля не шкодувала для нього найжорстокіших випробувань і страждань. Прожив Шевченко лише 47 років, з них 25 — у кріпосному рабстві, 10 — у тюрмах та на засланні. А решту постійно перебуваючи під недремним жандармським оком, воюючи із нестатками. Помер він самотнім у казенній комірчині, не здійснивши навіть природної людської мрії про сімейний затишок у власному домі.

Т.Шевченко відомий у світі в першу чергу як художник слова, однак це аж ніяк не забирає його слави, як художника. Шевченко був справжнім творцем Української землі.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: