Шпоночные и шлицевые соединения - ABCD42.RU

Шпоночные и шлицевые соединения

Шпоночные и шлицевые соединения

Шпоночные соединения предназначены для соединения валов со ступицами различных деталей вращения (зубчатых колес, шкивов, эксцентриков, маховиков и т.п.); их используют для передачи крутящего момента от вала к ступице или наоборот. Широко распространенные ненапряженные соединения осуществляют призматическими и сегментными шпонками, а напряженные — клиновыми и тангенциальными (рис. 10).

Шестигранные и комбинированные шпонки применяют для соединения тел вращения по торцовым поверхностям. У призматических шпонок рабочими являются боковые, более узкие грани. Между верхней широкой гранью шпонки и дном паза ступицы предусмотрен зазор. Использование призматических шпонок дает возможность точно центрировать сопрягаемые элементы и получать как неподвижные, так и скользящие соединения. Простые призматические шпонки бывают трех исполнений: с закругленными торцами, с одним закругленным и одним плоским торцами и с плоскими торцами. Шпонка обрабатывается с припуском 0,1…0,15 мм с учетом последующей подгонки на краску по шпоночным канавкам вала и сопрягаемой детали.

Простые шпонки устанавливают в паз вала без крепления; направляющие шпонки дополнительно крепят к валу винтами для устранения перекоса при перемещении (рис. 10, в). Призматические шпонки, скользящие вместе со ступицами вдоль вала, применяют при больших осевых перемещениях. Их выполняют с цилиндрическими выступами-головками, которые входят в соответствующие отверстия в ступицах.

Рис. 9. Схемы гидропрессовой сборки при подводе масла через отверстие во втулке (а), в валу (б)

Рис. 10. Типы шпонок: а — клиновая; б — призматическая; в — направляющая; г — сегментная; д — тангенциальная

Различают свободные, нормальные и плотные шпоночные соединения с призматическими шпонками. На размер по ширине призматической шпонки устанавливают поле допуска h9. Поля допусков на ширину пазов валов установлены в зависимости от типа соединения: для свободных Н9; для нормальных N9; для плотных Р9; соответственно ширина паза во втулке D10, JS9 и Р9.

Свободное соединение имеет посадку с зазором, а нормальное и плотное — переходные посадки. Призматические шпонки по сравнению с клиновыми обеспечивают более высокую точность центрирования, а по сравнению с сегментными в меньшей степени ослабляют вал.

Сегментные шпонки (рис. 10, г) обладают некоторыми технологическими преимуществами перед призматическими. Положение сегментных шпонок на валу более устойчиво вследствие большей глубины врезания.

При необходимости по длине ступицы устанавливают две сегментные шпонки. Для сегментных шпонок и пазов под них приняты следующие поля допусков: h9 для ширины шпонки; N9 для ширины паза вала в нормальном соединении и Р9 в плотном; JS9 для ширины паза втулки в нормальном соединении и Р9 в плотном. Если детали термообработаны, применяют поля допусков Н11 для ширины паза вала и D10 для ширины паза втулки. Для упрощения и облегчения сборки соединений с сегментными шпонками, как и с призматическими, между шпонкой и дном паза ступицы вала предусмотрен зазор.

Клиновые и тангенциальные шпонки используют в тех случаях, когда требования к соосности соединяемых деталей не имеют существенного значения (шкивы, маховики и т.п.). Клиновые шпонки (рис. 10, а) изготовляют: с головками; с закругленными и прямыми торцами; с одним закругленным и одним прямым торцами. Верхняя поверхность клиновой шпонки имеет уклон 1:100. Натяг между валом и ступицей создают забиванием шпонки или затяжкой ступицы гайкой на шпонку, установленную на валу в шпоночном пазе. Клиновая шпонка должна плотно прилегать ко дну шпоночного паза вала и ступицы, а по боковым поверхностям иметь зазор. Клиновые шпонки создают напряженное соединение, способное передавать не только крутящий момент, но и осевую силу. Установка клиновой шпонки вызывает радиальное смещение оси ступицы. Уменьшения биения ступицы достигают сокращением посадочного зазора и обеспечением равенства уклонов шпонки и дна паза ступицы.

В соединениях с тангенциальными (рис. 10, д) клиновыми шпонками натяг между валом и ступицей создается не в радиальном, а в касательном направлении. Шпонки в таких соединениях работают на сжатие. Каждую шпонку составляют из двух односкосных клиньев, обращенных вершинами в разные стороны с параллельными наружными рабочими гранями. Соединения тангенциальными шпонками применяют в тяжелом машиностроении при больших динамических нагрузках для валов диаметром 60…100 мм. Поле допуска толщины шпонок принимают до h11, а угла

наклона до . Тангенциальные клиновые шпонки устанавливают попарно при ударах молотка с медным или свинцовым наконечником либо с использованием специального приспособления.

В шпоночных соединениях контролируют:

  • отклонения формы и размеров шпонки, а также пазов вала и ступицы по всей длине;
  • отсутствие заусенцев и забоин на рабочих поверхностях шпонки и осей пазов;
  • отклонения от параллельности осей вала или отверстия ступицы;
  • отклонения от симметричности боковых поверхностей пазов вала и ступицы относительно диаметральной плоскости;
  • качество пригонки рабочих поверхностей шпонки и пазов;
  • наличие зазоров по высоте для призматических и сегментных шпонок и по ширине для клиновых шпонок.

Порядок сборки соединений с обыкновенной призматической шпонкой:

  • подготовка нужной шпонки (из чисто тянутого прутка);
  • пригонка шпонки по пазу вала (припиливание или шабрение по краске);
  • запрессовка шпонки в вал прессом, струбцинами или с ударами медного молотка;
  • проверка щупом отсутствия зазора между боковыми сторонами шпонки с минимальным зазором для неподвижных соединений и с гарантированным зазором для подвижных.

При сборке соединений с клиновой шпонкой:

  • готовят нужную шпонку;
  • шпонку и пазы вала и ступицы смазывают машинным маслом;
  • ступицу надевают на вал, пазы их совмещают;
  • шпонку вводят в паз и ударом по широкой торцовой части или головке заклинивают;
  • при этом головка шпонки не должна доходить до ступицы, что гарантирует наличие натяга в соединении;
  • при наличии зазора (проверяется щупом с обеих сторон ступицы), который образуется при несовпадении уклонов шпонки и ступицы, соединение разбирают и соприкасающиеся поверхности пригоняют.

Шлицевыми называют соединения цилиндрических деталей, образованные выступами — зубьями на валу, входящими во впадины соответствующей формы в ступице. Шлицевые соединения применяют в качестве неподвижных для постоянного соединения ступицы с валом, подвижных без нагрузки, например для переключения зубчатых колес, и подвижных под нагрузкой. По форме профиля зубьев различают три типа соединений: прямобочные, эвольвентные и треугольные.

Шлицевые соединения обладают по сравнению со шпоночными следующими преимуществами: большей несущей способностью; более хорошим центрированием деталей на валах и лучшим направлением при осевом перемещении.

Соединения с прямобочными зубьями составляют 80…90 % от всех шлицевых соединений; их выполняют с центрированием по боковым граням зубьев; по наружному и внутреннему диаметру вала.

Эвольвентные шлицевые соединения с углом профиля 30° по сравнению с прямобочными отличаются повышенной точностью благодаря большому числу зубьев, их утолщению и закреплению у основания, достаточно технологичны при изготовлении. Эвольвентные шлицевые соединения применяют для валов диаметром 12…400 мм.

Области использования шлицевых соединений определяются их типами и способами центрирования (табл. 7).

Сборку соединений начинают с осмотра шлицев собираемых деталей. На их поверхностях не должно быть забоин, заусенцев или задиров. Для предупреждения возможного заедания шлицев необходимо, чтобы были выполнены все наружные фаски на торцах деталей и закругления шлицев. Сопрягаемые поверхности должны быть смазаны. В соединениях, работающих в тяжелом режиме, прилегание шлицев проверяют по краске.

Читайте также  Основные понятия маркетинга

Таблица 7. Области применения шлицевых соединений

В зависимости от применяемой посадки центрирующих поверхностей шлицев соединения подразделяются на три группы: тугоразъемные, легкоразъемные и подвижные.

В тугоразъемных соединениях охватывающую деталь напрессовывают специальным приспособлением. Собирать такие соединения с помощью молотка или кувалды не рекомендуется. Неравномерные удары вызывают перекос охватывающей детали на шлицах и даже задир. При сборке тугих шлицевых соединений диаметром свыше 50 мм целесообразно охватывающую деталь перед запрессовкой нагреть до 80…120 °С.

Зазоры в легкоразъемном шлицевом соединении являются причиной перекоса сопрягающих деталей, особенно при нагрузке, действующей несимметрично относительно средней плоскости охватывающей детали. Дополнительные осевые силы, вызванные колебательными движениями деталей шлицевого соединения, обусловливают усиленный износ последних. После установки и закрепления охватывающей детали на шлицах соединение проверяют на биение. Допускаемые радиальное и торцовое биения зависят от назначения соединения и указываются на сборочном чертеже или в технических требованиях на сборку.

В легкоразъемных и подвижных шлицевых соединениях охватывающие детали устанавливают под действием небольших сил. Осевое перемещение охватывающей детали в правильно собранной сборочной единице осуществляется легко, без заеданий, а тангенциальное — под действием крутящего момента, создаваемого вручную, допускается в узких пределах. В подвижных соединениях отверстия охватывающей детали и шлицевого вала должны быть соосны. При полной соосности все шлицы вала контактируют со шлицами отверстия; если такого контакта не будет, ухудшаются условия работы соединения.

Шпоночные и зубчатые (шлицевые) соединения

  1. Шпоночные соединения: основные виды, особенности конструкций, расчет на прочность ненапряженного соединения с призматической шпонкой.
  2. Зубчатые (шлицевые) соединения: классификация, особенность конструкции, расчеты на прочность и износостойкость.

1. Шпоночные соединения– это соединения типа «вал – ступица», где крутящий момент с одной детали на другую передается через специальный элемент – шпониз.

Основные виды шпонок: клиновые и призматические.

Основные виды шпоночных соединений:

· Напряженные с клиновыми шпонками;

· Ненапряженные с призматическими шпонками.

· Соединения с клиновыми шпонками характеризуются свободной посадкой (с зазором) и расположением шпонки в вале с зазором по боковым граням. Момент от вала предается в основном силами трения, которые образуются в соединении от запрессовки шпонки.

В связи с рядом недостатков конструкции, негативно влияющих на работу соединения, как например возможный перенос детали при больших частотах вращения из – за типа соединения значительно сокращается и далее не рассматривается.

· Наиболее распространены из – за простоты конструкции и дешевизны. Соединения с призматическими шпонками ненапряженные. Они требуют большой точности изготовления вала и отсутствия в ступице детали, так как часто здесь используется посадка с натягом. Момент передается с вала на ступицу боковыми гранями шпонки. При этом в ней возникает смятие и срез .

Тогда проверочный расчет на прочность соединения сводится к проверке прочности шпонки по и .

Для стандартных шпонок расчет ведется лишь по первой формуле, так как их размеры по ГОСТ обеспечивают большую прочность по , чем, по .

При проведении проектного расчета этого вида соединений из справочных таблиц ГОСТа 23360-78 для известного диаметра вала d определяют размеры шпонки b и h. Затем ее длины рассчитываются как:

.

Разновидностями призматических шкивов являются сегментные и цилиндрические, прочность которых рассчитывается по формулам:

Во всех приведенных зависимостях — допускаемые напряжения смятия, которые составляют:

Для неподвижных соединений 80…150МПа;

Для подвижных соединений 20…30МПа.

Шлицевые соединения – это соединения типа «вал – ступица», в котором момент с вала на ступицу передается через шлица (зубья), т.е. продольные выступы соответствующие ступицы и наоборот.

Все размеры зубчатых соединений, а также допуски на них стандартизованы.

По форме профили шлицов в поперечном сечении различают три типа шлицевых соединений:

— С прямообычными шлицами (рис. 4);

— С эвольвентными шлицами (рис. 5);

— С треугольными шлицами (распространены в основном в приборостроении, нестандартизированы и далее не рассматриваются).

Основные данные по названным двум видам шлицевых соединений:

Определяются при известном d по ГОСТ 1139-80 Определяются при известном d по ГОСТ 6033-80
Центрируются: По боковым граням; По D; По d. Центрируются: По боковым граням шлицов; По D.

Прочность по напряжением смятия равных (боковых) поверхностей зубьев и их коррозийно – механическая износостойкость.

Проверочный расчет на прочность по напряжениям смятия ведется в соответствие с:

,

,

удельный суммарный статический момент площади рабочих поверхностей щлицов; — зависит от подвижности соединения, условий эксплуатации, твердости зубьев.

Проверочный расчет на износостойкость шлицов выполняют условие:

,

где — условное допускаемое напряжение.

— коэффициент числа зубьев соединения за полный срок службы.

N=60*t*n – число оборотов за время t, n – частота вращения вала.

— коэффициент режима;

— коэффициент осевой подвижности, для неподвижного соединения, для подвижного без нагрузки и с нагрузкой;

— коэффициент условной смазки подвижных соединений.

При проектных расчетах шлицевых соединений:

Задаются их типом;

По справочным таблицам соответствующих ГОСТов определяют стандартизованные параметры в зависимости от d (вала) или m и z (для эвольвентных шлицов) в зависимости от D (вала);

Рассчитывают значения и h;

Из формулы определяет l для заданного T, как

Проводится проверка на изнашивание.

| следующая лекция ==>
Метод вспомогательных секущих сфер. Концентрические сферические посредники | Модель К.Спирмена

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Pereosnastka.ru

Обработка дерева и металла

Шпоночные соединения применяются для закрепления на валах или осях механизмов и машин с помощью шпонок таких деталей, как маховик, зубчатое колесо или шкив. На рисунке 48 показаны клиновые и призматические шпонки. Для установки шпонок на валу и во втулке закрепляемой детали делают углубления — шпоночные канавки по формам и размерам шпонок.

Клиновые шпонки держатся благодаря силам трения, и их установка требует больших усилий ударами молотка. Клиновая шпонка вызывает некоторый перекос детали на Еалу, что является ее существенным недостатком. Клиновые шпонки, установленные в канавках вала и втулки, называются врезными. Иногда врезные шпонки-изготавливаются с головками, которые облегчают выталкивание шпонки из паза при разборке соединения.

Врезную шпонку применяют для соединения деталей, которые передают большие вращательные усилия. Если эти усилия не слишком велики, то на валу вместо канавки делают просто плоскость (лыску). Такую клиновую шпонку называют шпонкой на лыске.

Призматические шпонки изготавливаются всегда врезными. Они вкладываются в канавку па валу или во втулку свободно (но без качки) и легко вынимаются при разборке. Призматические шпонки употребляются и тогда, когда требуется перемещение детали (например, зубчатого колеса) вдоль вала, на котором она помещается. Такая шпонка укрепляется в канавке вала с помощью винтов. Чтобы деталь могла легко скользить по валу и в то же время обеспечивалась точность подвижного соединения, призматическая шпонка должна быть точной по размерам.

Рис. 3. Шлицевое соединение.

Кроме клиновых шпонок, имеющих форму продольных клиньев, для скрепления деталей нередко применяют металлические поперечные клинья, например шатуны велосипеда закреплены с помощью клиновых болтов-клинков. Клинья используют также для закрепления муфт на валу, соединения деталей паровых машин и т. п. Клин с небольшим углом уклона иногда называют чекой.

Читайте также  Скорая медицинская помощь 2

Обычно чека применяется для таких соединений деталей, которые требуется часто разбирать или подтягивать.

Для скрепления деталей применяются также штифты, цилиндрические или конические стержни, которые плотно подгоняются к отверстиям в деталях. Примерами могут служить соединения винта с подвижной губкой слесарных параллельных тисков, маховиков и рукояток с винтами токарного станка. Нередко штифты применяются для таких соединений, где требуется достигнуть строго определенного положения собираемых деталей; такие штифты называются установочными и применяются при сборке узлов станков, двигателей внутреннего сгорания и других машин.

Шлицевые соединения применяются в передаточных механизмах для соединения валов с зубчатыми колесами и муфтами, например, в коробках скоростей металлорежущих станков и автомобилей. Шлицевое соединение напоминает шпоночное, только вместо одной канавки по всей окружности вала делается несколько канавок и выступов (шлицев) прямоугольного, треугольного и фасонного профиля. Точно такие же шлицы делаются в ступице детали.

Хотя шлицевые соединения более сложны по своему устройству и способам изготовления, чем соединения шпоночные, их преимущества бесспорны: они обеспечивают точное расположение детали на валу, позволяют передавать очень большие вращающие усилия, долговечны и износоустойчивы.

Шлицы позволяют осуществлять также продольное перемещение детали на валу там, где требуется подвижное соединение. В этом случае необходимо держать в чистоте и систематически смазывать трущиеся части движущихся деталей.

В некоторых машинах детали шлицевого соединения туго насаживаются друг на друга, т. е. соединение делается неподвижным, например сошка и вал механизма рулевого управления автомобиля.

Шпоночные и шлицевые разъемные соединения.

Шпоночные соединения.Шпоночные соединения служат для передачи вращающего (крутящего) момента от вала к ступице насаженной на него детали (зубчатого колеса, шкива, муфты и др.) или наоборот – от ступицы к валу. Шпоночные соединения осуществляют с помощью вспомогательных деталей – шпонок, устанавливаемых в пазах между валом и ступицей.

В приборостроении применяют в основном соединения призматическими, сегментными и цилиндрическими шпонками.

Достоинства: простота, надежность конструкции, невысокая стоимость, удобство сборки и разборки, возможность передавать значительные вращательные моменты, возможность осевого вращения, применяют для передачи значительных моментов dв >6 mm Недостатки: ослабление вала и ступицы шпоночными пазами, неустойчивость положения шпонки в пазах и трудность обеспечения взаимозаменяемости, повышенные требования к точности изготовления, отсутствие фиксации деталей в осевом направлении.

Изготавливают из среднеуглеродистых сталей СТ5.

Шлицевые соединения

Шлицевые соединения служат для передачи вращающего момента между валами и установленными на них деталями. Шлицевое соединение можно представить, как многошпоночное, шпонки которого выполнены вместе с валом. По форме поперечного сечения шлицев различают прямобочные, эвольвентные и треугольные.

Точность взаимного расположения могут обеспечивать посадкой по внутреннему диаметру, по наружному по боковой поверхности шлица.

Достоинства: возможность передавать больших вращательных моментов, возможность осевого перемещения, высокая точность центрирования. Недостаток: сложность в изготовления

38. Соединения пайкой

Пайкой называют процесс соединения металлических или металлизированных деталей с помощью дополнительного связующего материала – припоя, температура плавления которого ниже температуры плавления материала соединяемых деталей. Прочность паяного соединения определяется прочностью припоя и сцепления припоя с поверхностями соединяемых деталей.

В расплавленном состоянии припой смачивает поверхности соединяемых деталей. Соединение происходит путем межатомного сцепления, растворения и диффузии материала деталей и припоя.

В качестве припоя применяют как чистые металлы, так и сплавы. В зависимости от температуры плавления припои бывают: легкоплавкие (мягкие) и среднетугоплавкие (твердые).

К легкоплавким мягким припоям с температурой плавления до 450 ˚С относятся оловянисто-свинцовые сплавы с содержанием олова от 18 до 90%.

Твердые припои содержат в своем составе медь, цинк, никель, серебро и имеют температуру плавления выше 450 ˚С.

Хорошее соединение пайкой можно получить только при чистых поверхностях спаиваемых деталей, свободных от окислов и загрязнений и при заполнении зазора между деталями припоем. Для очистки и защиты соединяемых поверхностей и припоя от окисления, улучшения смачиваемости и лучшего растекания припоя применяют флюсы.

Достоинства: возможность механизировать процесс, Т припоя меньше Т сварки, структура материала не меняется.

Недостатки: их невысокая механическая и термическая прочность, герметическое соединение.

Различают паяные соединения внахлестку и встык. Наибольшую прочность имеет соединение внахлестку, но при этом увеличиваются габариты соединения. Соединение встык имеет малые габариты, но невысокую прочность.

39.Заклепочные соединения

Заклепочные соединения выполняют с помощью специальных крепежных деталей – заклепок или непосредственным расклепыванием цапф деталей. Заклепка представляет собой цилиндрический стержень с двумя головками, одна из которых, называемая закладной, выполнена заранее, а вторая, замыкающая, получается в процессе сборки под ударами инструмента. Соединяемые детали при этом сильно сжимаются.

Форма и размеры заклепок стандартизированы. Стержень заклепки может быть сплошным или полым; головки по форме бывают полукруглые, потайные, полупотайные, плоские. Заклепочные соединения применяют для соединения трудносвариваемых металлов и разнородных материалов; в конструкциях, подверженных действию вибрационных и ударных нагрузок; для соединения металлических деталей с неметаллическими.

Выбор формы заклепки зависит от материала и толщины соединяемых деталей.

Заклепки изготавливают из пластичных материалов: низкоуглеродистых сталей (Ст2, Ст3, 08, 10), меди (М1), латуни (Л62), алюминиевых сплавов.

Заклепочные соединения выполняют внахлестку или встык с одной или двумя накладками и расположением заклепок в один, два или более параллельных.

Заклепки с полукруглой головкой – самые распространенные и применяются везде, где допустима выступающая головка.

Достоинства:возможность соединения различных материалов, хорошая сопротивляемость вибрационным и ударным нагрузкам, удобство и надежность контроля качества соединения.

Недостатки: трудоемкость (разметка, сверление отверстий, закладка и клепка заклепок) и высокая стоимость, ослабление соединяемых деталей отверстиями, дополнительный расход материала на накладки.

Шпоночные и шлицевые соединения

Для чего служат шпонки?

Шпонки служат для передачи крутящего момента от ступицы маховика, шкива, зубчатого колеса и т. п. к валу или от вала к ступице детали.

На какие виды подразделяются шпоночные соединения в зависимости от способов сборки?

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В зависимости от способов сборки шпоночные соединения подобно силовым клиновым соединениям подразделяются на напряженные и ненапряженные.

Напряженные шпоночные соединения выполняются с помощью только клиновых шпонок, а ненапряженные—с помощью призматических и сегментных шпонок.

Как подразделяются клиновые шпонки по способу расположения их на валах?
Клиновые шпонки по способу расположения нх на валах подразделяются на тангенциальные, фрикционные и врезные.

Какие шпонки называются врезными?

Шпонки, находящиеся в пазах вала, называются врезными.

Как подразделяются по конструкции клиновые врезные шпонки?

Клиновые врезные шпонки по конструкции подразделяются на шпонки клиновые с плоскими или с закругленными концами без головки и на шпонки клиновые с головкой.

С каким уклоном выполняются клиновые шпонки?

Все клиновые врезные шпонки выполняются с уклоном 1/100. Такой же уклон должен быть в пазах ступицы.

Как подразделяются по назначению призматические шпонки?

По назначению призматические шпонки подразделяются на обыкновенные, высокие, направляющие и скользящие. Причем призматические шпонки всёх видов врезные. Примерно половина их высоты находится в пазу вала и половина — в пазу ступицы.

Читайте также  Основные закономерности роста и развития сельскохозяйственных животных

Для каких соединений предназначены призматические обыкновенные и высокие шпонки?

Обыкновенные и высокие призматические шпонки с круглыми или с плоскими головками предназначены для неподвижных соединений ступиц с валами.

В каких случаях применяются призматические направляющие и скользящие шпонки?

Направляющие призматические шпонки применяются в тех случаях, когда ступица должна перемещаться вдоль валов, а скользящие — в тех случаях, кбгда требуется большое перемещение ступиц вдоль валов.

Поэтому направляющие итонки прикрепляются к валу винтами, а скользящие соединяются со ступицей выступом цилиндрической формы.

Какие грани призматических шпонок являются рабочими?

Рабочими гранями призматических шпонок являются их боковые, более узкие грани.

Что представляют собой сегментные шпонки?

Сегментные шпонки всегда врезные. Они вкладываются в сегментную канавку на валу свободно (но без качки) и легко вынимаются при разборке.

Сегментные шпонки, подобно призматическим, работают гранями. Какие шпонки получили наибольшее распространение?

Наибольшее распространение получили призматические обыкновенные шпонки, так как по сравнению с сегментными шпонками они врезаются в вал на меньшую глубину, а по сравнению с клиновыми — обеспечивают большую точность росадок ступиц на валах.

Из какого материала изготовляются шпонки?

Шпонки изготовляются из углеродистой стали С пределом прочности не ниже 60 кг/мм2. В каких случаях применяются шлицевые соединения?

Шлицевые соединения применяются в передаточных механизмах для соединения валов с зубчатыми колесами и муфтами, например в коробках перемены передач. Шлицевые соединения напоминают шпоночные, только вместо одной канавки по всей окружности вала делается несколько канавок и выступов (шлицев) прямоугольного, треугольного н фасонного, профиля. Точно такие же шлицы делаются в ступице детали (рис. 1).

Рис. 1. Шлицевое соединение

Шлицевые соединения более сложны по устройству и изготовлению, чем шпоночные, однако их преимущества бесспорны. Они обеспечивают точное расположение детали по валу, позволяют передавать очень большие силовые моменты благодаря значительно большей поверхности соприкосновения соединяемых деталей и более равномерному распределению давления по этой поверхности.

Шлицевые соединения применяются как в качестве подвижных, обеспечивающих возможность осевого перемещения ступиц по валу, так и в качестве неподвижных —для неподвижного скрепления ступиц с валом.

Уход за шпоночными и шлицевыми соединениями заключается в осмотре и замене ослабленных шпонок и деталей с изношенными шлицами и шлицевыми пазами. Осмотр и проверка шпоночных и шлицевых соединений производится при технических уходах ТУ-1 и ТУ-2 только в местах, доступных для внешнего осмотра и простукивания.

При осмотре шпоночных соединений проверяют величину износа шпонок и шпоночных пазов, а также надежность крепления направляющих шпонок. При осмотре шлицевых соединений проверяют величину износа шлицев и шлицевых пазов, легкость перемещения детали по шлицам в подвижном шлицевом соединении, а также отсутствие трещин и задиров на шлицах.

Проверку шпоночных и шлицевых соединений можно производить покачиванием вала вручную. Если есть зазор, значит износ в соединении слишком велик. Кроме того, качество соединения можно проверять на слух: если при работе узла слышен характерный стук, значит шпоночное или шлицевое соединение ослаблено, и его необходимо ремонтировать.

Шпоночное соединение ремонтируется заменой шпонки или изготовлением шпоночных пазов в новом месте. При замене шпонки шпоночный паз можно увеличивать не более чем на 15% от номинального размера Не разрешается устанавливать слишком тугие или слишком ослабленные шпонки, закладывая в образовавшийся зазор прокладки. Категорически запрещается также применять ступенчатые шпонки.

Шлицевые соединения разрешается оставлять без ремонта при зазоре не более 0,4 мм для реверсивных передач и не более 0,5 мм для прочих передач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: