Сильные и слабые стороны нигилизма - ABCD42.RU

Сильные и слабые стороны нигилизма

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: И. С. Тургенев
  • Произведение: Отцы и дети
  • Это сочинение списано 130 309 раз

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных знаниях.

Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Автору неприятен стиль жизни старшего Кирсанова, ведущего аристократический образ жизни. У этого человека нет никакой благородной цели: он проживает свою жизнь без созидания, живет для себя, ничего не приумножая. Нигилист Базаров в разговоре с Павлом Петровичем говорит ему об этом, указывая на его бездействие, паразитическое существование. После выхода романа в свет, Тургенев напишет в одном из писем К. К. Случевскому о том, что его произведение – это отрицание дворянского сословия, как передового класса.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.

Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.

Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.

Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, «поживой». Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель — «толк» в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

Понятия «брак», «семья» для Базарова это пустой звук, для него непонятны и не приемлемы проявления родственных чувств. Сам он, как сын, не считает нужным проведывать своих отца и мать, которых он не видел вот уже три года. О собственной семье и детях он даже не задумывается. Он выступает против вечных ценностей и этим делает свою жизнь бедной.

Роман Тургенева — это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.

Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.

Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.

Читайте также  Ось дерево звелось...

Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.

Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.

Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.

К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.

Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.

2 вариант

В произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети» появляется «новый тип» людей, полностью отрицающий общепринятые нравственные и культурные ценности общества. Идеология главного героя имеет противоречивость. Базаров с неприязнью относится к дворянству из-за их зажиточности и ленивости, негативно отзывается о крепостном праве, что раскрывает его положительные стороны , но насильственное противостояние любви показывает слабость мужчины, ведь практическая теория «ломается».

Молодой нигилист считает, что самодержавно-крепостническая система, изжившая себя, не поможет для светлого развития будущего страны, поэтому для преобразования важно нововведение ,которое внесут потомки. Паразитизм господствующего класса проявляется в том, что они ничего не делают для обогащения ума, создания идей, помогающих улучшить положение России: «Исправьте общество, и болезней не будет». Также Базаров – это защитник простого народа, замучившегося от невежества и рабского отношения со стороны аристократов, думающих только о материальном благополучии и выгоде. Одна из его задач- проповедовать крестьянам мировоззрение, при котором они имеют право не зависеть от хозяев. Так сказать, разрушить подобострастное сознание людей, привыкших автоматически подчиняться высокопоставленным лицам. Следует упомянуть, трудолюбие главного героя поражает тем, что он любит изучать естественные науки, исследовать окружающий мир и открывать неразведанные доводы. Он безвозмездно работает, потому что не нуждается в материальном достатке ,так как ненавидит искусство производить деньги. Именно критический ум борца за справедливость и уверенность в суждениях доказывают, что Базаров –образованный человек, знающий много информации.

Идеология мужчины имеет ряд слабых мест, так как он не может сопротивляться любви. Страстные чувства, которые зарождаются в его нежном сердце к Одинцовой, буквально выходят наружу. С помощью грубости Базаров пытается скрыть глубокую симпатию, но терпит поражение: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа». Нигилистические взгляды мужчины не способны отрицать вечные ценности, поэтому судьба посылает испытание любовью. Потребительское отношение к природе раскрывает интеллигента как человека, не умеющего видеть прекрасное , чтение художественных книг ему незнакомо, поэтому он культурно не просвещён. Он лишён широты кругозора ,потому что развит односторонне, погружаясь лишь в науку, объясняющую все жизненные явления. Неприятие природы, искусства и поэзии сужает многообразие красоты, поэтому он живёт лишь по теориям, где повседневным эмоциям нет места.

Нигилизм Базарова одновременно показывает его уверенным борцом за суждения в сфере знаний, но , когда дело касается неподвластным чувствам, главный герой бессилен.

Также читают:

Картинка к сочинению В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма?

Популярные сегодня темы

С детства Робинзон мечтал о путешествиях, но его родители были против. Когда Робинзону уже исполнилось 18 лет, он отправился в Лондон на корабле.

Когда отряд кавалеристов проходил по деревне Бережки, разорвавшимся снарядом ранило коня. Раненого коня решили оставить в деревне.

Григорий Александрович Печорин…. Пожалуй, самый странный герой литературы начала 19 века. Героем своего времени назвал Лермонтов Печорина, мировоззрение которого сформировалось в 30-е годы, в период реакции

С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

Известное произведение Куприна «Суламифь» рассказывает читателю о таком правителе, как Соломоне. Он прославился тем, что был сказочно богат и знал толк в любви. Когда Соломон встретил любовь

Сочинение на тему: Сильные и слабые стороны нигилизма в романе Тургенева «Отцы и дети»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Сильные и слабые стороны нигилизма в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Читая роман «Отцы и дети», можно свалить в одну кучу всех присутствующиех нигилистов. Аркадия из неё надо сразу убрать, так как он больше относится к эпохе «старичков-Кирсановых». Остаются Базаров, Ситников и Кукшина. При разговоре о нигилизме вообще, по-моему, следует, различать две его разновидности. Начну со второй. Приближаясь с каждой страницей к концу тринадцатой главы, всё больше и больше растёт отвращение к Кукшиной и Ситникову. Тургеневу принадлежит заслуга в том числе и за изображение этих личностей. Таких людей во все переломные времена было много. Чтобы стать прогрессистом, достаточно только задрапироваться. Нахвататься умных фраз, исказить чужую мысль — вот удел «новых людей», впрочем, это так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем. В это время полезен нигилизм — пожалуйста, достаточно надеть маску. Теперь от общих фраз перейду к тексту. О чем говорят Кукшина и Ситников? Ни о чем. Она «роняет» вопросы, он её вторит, удовлетворяя своё себялюбие. Смотря на порядок вопросов Авдотьи Никитишны, невольно думаешь о том, что творится у нее в черепной коробке. О ветре, который, наверное, свободно гуляет в её голове и приносит то одну, то другую мыслишку, абсолютно не заботясь об их порядке. Впрочем, такое положение «прогрессистов» наиболее безопасно. Если раньше Ситников мог с удовольствием бить ямщиков, теперь он этого делать не станет — это не принято и я-де новый человек. Хорошо хоть так. Почему носителем идей нигилизма является именно Базаров? Человек, способный отрицать нещадно всё, что для других прекрасно, часто вырабатывается в серой атмосфере трудовых будней. От сурового труда грубеют руки, манеры и сама личность. После утомительной работы необходим простой физический отдых. О высоком и прекрасном он забывает, привыкая смотреть на мечты как на блажь. Приходится думать только о насущном. Неразъяснённые сомнения, неопределённые отношения кажутся мелкими, ничтожными. И поневоле такой человек привыкает смотреть с отвращением на изнеженных барчуков, думающих о процветании общества и не ударивших для этого пальцем о палец. Связан с этим и облик Базарова. Тургенев просто взял его из одной из многих мастерских и привёл с красными руками, угрюмым взглядом и в фартуке прямо к читателю. Нигилизм сформировался здесь «в естественных условиях». Он натурален. Любая философия обладает своими преимуществами и недостатками. Нигилизм — тоже философия, имеющая свои плюсы и минусы. Однако следует помнить, что преимущество является таковым только с одной точки зрения так же, как и недостаток может обернуться счастьем. Одной из особенностей нигилизма является его практичность. В нем нет ничего лишнего, все подчинено единой цели. Для этого человеку приходится сжиматься в комок, убирать то, что мешает этому. Он идет к конечному пункту, где его всегда ждет успех. Прочь все сомнения, все лишние мысли! Ничто не должно мешать на пути. В ком-то живут две личности — одна думает и делает, другая её контролирует; кто-то вообще не может найти себя. Нигилист всегда един в себе. Он объединил мысль и дело, акт ума и акт воли. С этим связан ещё один плюс нигилизма. Задуманное действие всегда совершается, и совершается с максимальным эффектом. Это не только приближает к цели, но и необходимо. Сомнения всегда мешают. А вместе с ними и всё ненужные мысли и чувства. Они сбивают нигилиста с «пути истинного»: Базаров не видит красоты природы, не чувствует высокого полета поэзии. Он их не скрывает, чувства прочно атрофировались со временем. Конечно, это упрощает жизнь и не создает лишних проблем, но вместе с тем это обедняет душу. Базарова можно понять. Без этого его нигилизм не существует в полной мере. И все-таки было бы лучше, если бы в нем присутствовали хоть какие-то чувства. Они наполняют человека огромной энергией, которую можно применить везде. Даже смотря с практической точки зрения, так лучше. Многие учёные совершали свои открытия, вдохновленные любовью и красотой. Отношения с родителями у Базарова не сложились. Это тоже недостаток нигилизма, и с этим ничего поделать нельзя. Что может делать Евгений Васильевич в родном доме? Две вещи: прозябать за разговорами о френологии, Радемахере и прочей чепухе или ставить опыты. Ни то, ни другое не получится. В первом случае Базарову пришлось бы отказаться от себя. Молодой, энергичный человек сбежал бы от постоянной болтовни родителей, таких любящих и таких надоедающих. Второй случай тоже не пройдет. Отец, стремясь быть ближе к сыну, будет сильно мешать ему. Как бы то ни было, разлуки и родительских страданий не избежать. И не стоит расстраивать отца и мать внезапным решением уехать после двух дней совместного пребывания душа в душу. Лучше уж и не приезжать вовсе. Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, вернее, его состояние до и после любви. До встречи с Анной Сергеевной Евгений Васильевич был нормальным, ничего не чувствующим нигилистом. После размолвки же он стал иначе относиться к миру. Он начал чувствовать. Любовь надломила его. Нигилизм силён, когда человек верит только в него. Невозможно делать это и чувствовать одновременною Свидетельством этого является смерть Базарова. Надломленный нигилист уже не существует. Допустим, что Евгений Васильевич чувствовал и до любви к Одинцовой. В этом случае надлома, а следовательно, и смерти нет.
Однако Базаров умирает, а значит, вместе с ним умирает и нигилизм. Эта философия не прошла проверку — она несостоятельна и обречена на гибель. Что будет дальше, неизвестно.

Читайте также  Периодизация спортивной тренировки легкоатлета

Сочинение на тему: «Базаров-нигилист» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Нигилизм на страницах романа

Сам И. С. Тургенев не готов поддерживать Базаровское отношение к окружающему, но он понимает, что это неизбежно. Он осознаёт, что уже не сможет принять идеи нового поколения, которые заключаются в отрицании ценных автору вещей, ввиду тех правил, которые были выращены в нём его воспитанием и личным жизненным опытом. Сам Тургенев — романтик, в отличие от героя романа.

Хотя писатель и отдаёт себе отчёт, что новое поколение отнюдь не идеально, он осознаёт, что за людьми, подобными Базарову, стоит будущее, но он всё равно не готов спускать всё с рук нигилизму, поэтому устраивает взглядам героя своеобразную проверку, ставя Евгения в сложные ситуации, призванные выявить слабые стороны нигилистической философии и укрепить сильные.

Отношения Базарова с героями произведения

Нигилизм Базарова проявляется в его мыслях, из которых уже строится его поведение, образ жизни, принципы и правила. В отличие от Аркадия, Ситникова и Кукшиной, Базаров действительно пропитан идеей нигилизма насквозь, он живёт ею и готов на всё, лишь бы доказать это не тем, кто его окружает, а себе самолично, и убедиться, что он всё ещё не сбился с нужного пути.

Многочисленные сцены коротких взаимоотношений Базарова с Одинцовой яркими примерами доказывают это, ведь самый большой страх Евгения — увидеть, что он сошёл с рельсов идеи, которой был готов отдать всю свою жизнь. Это подтверждает, что его нигилизм абсолютно искренен.

Сцены общения главного героя с Павлом Кирсановым помогают читателю понять сущность мировоззрения Базарова — оно заключается в отрицании программы, по которой жили люди старшего поколения, в отрицании аристократии и её правил, которым так горячо придерживается оппонент Евгения, Павел Кирсанов, на протяжении всей своей жизни.

В их споре нет правых, нет победивших и проигравших — они люди разных поколений, и их конфликт не имеет окончательного исхода: он заключается в постоянной конфронтации разных теорий, которая, несмотря на обилие как плюсов, так и откровенных минусов принципов и идей нового поколения, ведёт к неизбежным переменам ввиду победы «нового человека».

Мнение читателя о главном герое

В самом тексте произведения имеются ответы на вопросы, связанные с характером Базарова и его нигилизма:

  1. Сцены общения Базарова с Одинцовой.
  2. Сцены споров с Павлом Кирсановым.
  3. Дуэль с Павлом Петровичем.
  4. Взаимоотношения с Аркадием.

Общая позиция Базарова может быть кратко выражена при помощи нескольких цитат из романа, которые способны успешно охарактеризовать героя для читателя, как настоящего человека своих принципов, готового на радикальные меры во благо своего будущего:

  1. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
  2. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
  3. «Всякий человек сам себя воспитать должен».
  4. «Исправьте общество, и болезней не будет»

У читателя формируется своё индивидуальное отношение к герою, основанное на личном мировоззрении, однако нельзя не признавать, что Евгений Базаров — человек, по-настоящему горящий своим делом, для которого он готов на всё.

Возможно, нигилизм и имеет уйму отрицательных черт, но это только на момент происходящих событий. Эта философия нуждается в доработке, чтобы разрушения устоев прошлого не затронули целостность общества. И. С. Тургенев показал, что у людей, подобных Базарову, есть запал, которой нужно направить в нужное русло, чтобы действительно сделать мир лучше. А нигилизму следует стать более мягким и универсальным, готовым к симбиозу с обществом.

Почему направление не жизнеспособно

В качестве сильных сторон нигилизма Базарова можно назвать его неподкупную честность и искренность перед абсолютно каждым человеком, его смелость и готовность к реальным изменениям в мире, жажду этих самых перемен. Взгляды нового поколения стремятся к неминуемому крушению устоев и правил старого.

Базаровский нигилизм, отрицая привычные вещи прошлого поколения, расчищает дорогу абсолютно новым правилам и идеям, которые способны привести к желаемому результату — революции, готовой полностью искоренить представления об окружающем мире.

Однако это отрицание всего является ещё и одной и слабейших черт нигилизма — Базаров, стремясь отринуться от чувств во благо своих идей, теряет основу человеческой личности — душу. Человек не будет человеком, если у него не будет чувств; если нигилизм призван изменить мир к лучшему, избавившись от чувств и эмоций, он, конечно, может быть, и сделает мир лучше, но не для людей.

Разрушая всё без разбора, к позитивному исходу не прийти, именно поэтому И. С. Тургенев убивает главного героя в конце; смерть Базарова знаменует собой неизбежный крах самого нигилизма, который не жизнеспособен, несмотря на все его положительные стороны. Автор показал, что разрушать во благо не имеет смысла, это не даст нужных плодов.

Статья: Сильные и слабые стороны нигилизма

Сильные и слабые стороны нигилизма

Автор: Тургенев И.С.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

Читая роман «Отцы и дети», можно свалить в одну кучу всех присутствующих нигилистов. Аркадия из неё надо сразу убрать, так как он больше относится к эпохе «старичков-Кирсановых». Остаются Базаров, Ситников и Кукшина.

При разговоре о нигилизме вообще, по-моему, следует, различать две его разновидности. Начну со второй. Приближаясь с каждой страницей к концу тринадцатой главы, всё больше и больше растёт отвращение к Кукшиной и Ситникову. Тургеневу принадлежит заслуга в том числе и за изображение этих личностей. Таких людей во все переломные времена было много. Чтобы стать прогрессистом, достаточно только задрапироваться. Нахвататься умных фраз, исказить чужую мысль — вот удел «новых людей», впрочем, это так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем. В это время полезен нигилизм — пожалуйста, достаточно надеть маску.

Теперь от общих фраз перейду к тексту. О чем говорят Кукшина и Ситников? Ни о чем. Она «роняет» вопросы, он её вторит, удовлетворяя своё себялюбие. Смотря на порядок вопросов Авдотьи Никитишны, невольно думаешь о том, что творится у нее в черепной коробке. О ветре, который, наверное, свободно гуляет в её голове и приносит то одну, то другую мыслишку, абсолютно не заботясь об их порядке. Впрочем, такое положение «прогрессистов» наиболее безопасно. Если раньше Ситников мог с удовольствием бить ямщиков, теперь он этого делать не станет — это не принято и я-де новый человек. Хорошо хоть так.

Почему носителем идей нигилизма является именно Базаров? Человек, способный отрицать нещадно всё, что для других прекрасно, часто вырабатывается в серой атмосфере трудовых будней. От сурового труда грубеют руки, манеры и сама личность. После утомительной работы необходим простой физический отдых. О высоком и прекрасном он забывает, привыкая смотреть на мечты как на блажь. Приходится думать только о насущном. Неразъяснённые сомнения, неопределённые отношения кажутся мелкими, ничтожными. И поневоле такой человек привыкает смотреть с отвращением на изнеженных барчуков, думающих о процветании общества и не ударивших для этого пальцем о палец. Связан с этим и облик Базарова. Тургенев просто взял его из одной из многих мастерских и привёл с красными руками, угрюмым взглядом и в фартуке прямо к читателю. Нигилизм сформировался здесь «в естественных условиях». Он натурален.

Читайте также  Туристические ресурсы Италии

Любая философия обладает своими преимуществами и недостатками. Нигилизм — тоже философия, имеющая свои плюсы и минусы. Однако следует помнить, что преимущество является таковым только с одной точки зрения так же, как и недостаток может обернуться счастьем.

Одной из особенностей нигилизма является его практичность. В нем нет ничего лишнего, все подчинено единой цели. Для этого человеку приходится сжиматься в комок, убирать то, что мешает этому. Он идет к конечному пункту, где его всегда ждет успех. Прочь все сомнения, все лишние мысли! Ничто не должно мешать на пути. В ком-то живут две личности — одна думает и делает, другая её контролирует; кто-то вообще не может найти себя. Нигилист всегда един в себе. Он объединил мысль и дело, акт ума и акт воли.

С этим связан ещё один плюс нигилизма. Задуманное действие всегда совершается, и совершается с максимальным эффектом. Это не только приближает к цели, но и необходимо.

Сомнения всегда мешают. А вместе с ними и всё ненужные мысли и чувства. Они сбивают нигилиста с «пути истинного»: Базаров не видит красоты природы, не чувствует высокого полета поэзии. Он их не скрывает, чувства прочно атрофировались со временем. Конечно, это упрощает жизнь и не создает лишних проблем, но вместе с тем это обедняет душу.

Базарова можно понять. Без этого его нигилизм не существует в полной мере. И все-таки было бы лучше, если бы в нем присутствовали хоть какие-то чувства. Они наполняют человека огромной энергией, которую можно применить везде. Даже смотря с практической точки зрения, так лучше. Многие учёные совершали свои открытия, вдохновленные любовью и красотой.

Отношения с родителями у Базарова не сложились. Это тоже недостаток нигилизма, и с этим ничего поделать нельзя. Что может делать Евгений Васильевич в родном доме? Две вещи: прозябать за разговорами о френологии, Радемахере и прочей чепухе или ставить опыты.

Ни то, ни другое не получится. В первом случае Базарову пришлось бы отказаться от себя. Молодой, энергичный человек сбежал бы от постоянной болтовни родителей, таких любящих и таких надоедающих. Второй случай тоже не пройдет. Отец, стремясь быть ближе к сыну, будет сильно мешать ему. Как бы то ни было, разлуки и родительских страданий не избежать. И не стоит расстраивать отца и мать внезапным решением уехать после двух дней совместного пребывания душа в душу. Лучше уж и не приезжать вовсе.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, вернее, его состояние до и после любви. До встречи с Анной Сергеевной Евгений Васильевич был нормальным, ничего не чувствующим нигилистом. После размолвки же он стал иначе относиться к миру. Он начал чувствовать. Любовь надломила его. Нигилизм силён, когда человек верит только в него. Невозможно делать это и чувствовать одновременно. Свидетельством этого является смерть Базарова. Надломленный нигилист уже не существует. Допустим, что Евгений Васильевич чувствовал и до любви к Одинцовой. В этом случае надлома, а следовательно, и смерти нет.

Однако Базаров умирает, а значит, вместе с ним умирает и нигилизм. Эта философия не прошла проверку — она несостоятельна и обречена на гибель. Что будет дальше, неизвестно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: