Символика японского сада - ABCD42.RU

Символика японского сада

Символика японского сада

Символика японского сада

Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.

Если Вы хотите создать свой собственный японский сад, то необходимо его адаптировать к нашим особенностям восприятия и русской символике. Для начала стоит продумать общие идею и настроение пейзажа и только потом подбирать сами символы.

Художественной и эстетической задачами японского сада являются следующие — показать величие и великолепие девственной природы, но в то же время не скрывать, что все это создано воображением и руками человека.

Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку, для воплощения образа используются самые различные материалы – разномастные камни, песок, скульптуры, гравий. Особенно важное значение и наиболее важную смысловую нагрузку имеют камни – именно с их помощью формируется эстетическая основа всего сада. Выбор именно таких материалов пришёл из седой древности, когда японцы считали, что места, окружённые камнями, избираются ками для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны.

Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Камнями оформляются пруды и другие водоемы, что дает эффект зеркального отражения и усиливает впечатление.

Маленький камень обозначает небольшой холм. Маленькие камни, которые как бы скатываются с возвышенности, символизируют водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток.

Плоскими камнями обычно вымащивали дорожки и переходы. Они символизируют открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада.

Своё определённое значение имеет выбор и подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа, это означает, что мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение. Если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера, то это свидетельствует о том, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей

Камни серо-голубых тонов символизируют водную и небесную стихии, черные и коричневые — земную. Камни, в которых присутствуют зеленый и желтый оттенки, олицетворяют растительный мир. Некоторые необработанные камни, имеющие рельефную форму, обозначают животный мир.

Особое значение камни имеют в японском «саду камней». Образ «чистого пространства», покрытого белым песком, с разнообразными узорами и камнями, объединяет в себе природу и мысль человека и в высшей степени символичен.

Японские сады еще с древних времен обязательно включали в себя символическое изображение морского пейзажа: пруд, окруженный скалистыми берегами, рукотворные «горы», струящиеся потоки воды. В этих случаях вода символично изображалась гравием, песком, камнями.

Гравий — традиционный символ воды. Рассыпанный на обширной площади белый гравий обозначает море. Серый гравий, обнесенный большими камнями, — залив. Серый гравий на открытом пространстве — озеро. Черный гравий с небольшими насыпями красного может символизировать землю после дождя.

Широко распространенные в японских садах «сухие» ручьи символически обозначаются сочетанием гальки или песка и камней. Для этого используется белая или светло-серая галька, насыпанная не слишком плотно. Если используют песок и камни, то берут белый песок и маленькие серые или светло-коричневые камни. Все это воплощает прозрачность и чистоту. Образ волн создается расчесыванием граблями используемого материала.

Темно-серая галька, насыпанная неширокой полосой и по краям оформленная светло-желтым песком с небольшими камнями, символизирует реку, спокойно текущую среди невысоких берегов. Рассыпанный белый гравий, на котором расположены плоские камни, представляет собой море с расположенными на нем таинственными островами.

Каменная башня в художественной композиции, как правило, символизирует храм. Значение несколько меняется в зависимости от места, занимаемого башней в пейзаже. Если башня располагается в середине пруда или озера, окруженного камнями, она являет собой чистый, священный храм, жилище богов, покой и умиротворение. Как правило, все компоненты пейзажа способствуют акцентированию внимания именно на этой башне.

Башня может располагаться сбоку от водоема или в тени зелени, что означает таинственность и загадочность храма. Композиция как бы скрывает храм, заставляя зрителя взглядом искать недостающий элемент. В одном саду может быть несколько башен, которые символизируют храмы различных духов: воды, земли, воздуха, природы и т. д.

Каменные фонари, которые являются одним из лучших украшений пейзажа, — неотъемлемый атрибут японского сада. Они имеют различную форму и высоту, символизируют источник света, тепла и озарения. Располагаются они в любом месте сада, акцентируя внимание на том или ином элементе.

Все компоненты живой природы также имеют символическое значение и очень важны для понимания идеи, воплощенной мастером. Очень часто в композиции японского сада используется сосна, являющаяся символом сильного характера, отваги и мужественности, умения преодолевать трудности и препятствия. Если в саду есть сосна, то его хозяин — человек с сильным характером, умеющий слушать, сострадать и оказывать поддержку в нужный момент.

Плакучая ива вносит в композицию теплоту и умиротворенность. Связано это с тем, что она является символом чистоты, смирения, стыдливости и женственности. Причем такое понимание этого образа свойственно не только японской символике, но и русской.

Особенно почитается в Японии клён — символ вечности, величия, учёности, жизненной мудрости, тактичности. Как правило, его используют пожилые владельцы садов, умудренные большим жизненным опытом.

У представителей большинства народов особую символическую нагрузку несут цветы. Помимо этого, у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, однако в Японии существует общепризнанная система значений различных видов цветов, здесь учитываются не только их форма и размер, но и цвет.

Часто в искусственно созданных прудах, заводях и небольших озерах разводят белые лилии, которые символизируют душевную чистоту и невинность, преданность и бескорыстную любовь. Если в центре пруда располагается каменная башня, окруженная белыми лилиями, то данное место самое чистое и священное в саду. Если в пруду темно-желтые и ярко-оранжевые лилии, то хозяин сада веселый и жизнерадостный человек.

Цветок камелия прекрасен, он завораживает своей красотой и изысканностью. Как ни странно, именно он является символом грусти, печали, а порой даже смерти, но в то же время он олицетворяет душевную чистоту и достоинство. В саду камелию используют как напоминание о тех, кого уже нет в этом мире.

Азалию обычно используют в японском саду благополучные семьи, в которых отношения строятся на любви, доверии и взаимопонимании. И это не случайно, ведь азалия — символ любви, дружбы, верности, душевной привязанности, открытости, обожания. Этот цветок защищает семейное счастье, действует умиротворяюще и успокаивающе. Пышные соцветия расположены близко к стеблю — единство и нерушимость в отношениях между членами одной семьи.

Прекрасный, пышный георгин означает величие и благородство, доброжелательность и отзывчивость. Человек, который хочет продемонстрировать свой изысканный вкус, душевность и силу характера, обязательно использует в композиции своего сада цветы георгина.

Если Вы хотите, чтобы гости, побывав в Вашем саду, сделали вывод, что Вы человек с богатым духовным миром, хорошими манерами, щедрый, решительный и отзывчивый, не стоит использовать в композиции сада гортензию, поскольку в Японии и многих других странах этот цветок издавна считается символом скудности духовного мира, скупости и откровенного хвастовства, зацикленности на собственной персоне, неумения принимать решения.

Цветы жасмина и их великолепный аромат создают в саду атмосферу уюта, защищенности и теплоты. Они способствуют дружеской беседе, чаепитию в кругу семьи. Жасмин олицетворяет собой откровенность, навевает приятные воспоминания, которые вносят в сердце покой и умиротворение.

Нарцисс в японской символике обозначает человека самовлюбленного и во всем сомневающегося, но в то же время сильного, веселого, постоянно надеющегося на лучшее. В Японии его также называют «ребенком двух сезонов».

Роза считается одним из самых благородных цветов, который в первую очередь выступает символом большой любви. А вот о том, какой именно, рассказывает цвет розы. Тёмно-красная роза символизирует страстную любовь, обожание, любовные переживания. Белая роза — первую, чистую, платоническую любовь. Розовая — тихую, застенчивую любовь.

В композиции японского сада часто присутствуют фруктовые деревья. Особый смысл имеют цветущие фруктовые деревья. Сакура — священное для Японии дерево. Цветки вишни символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей. Это чистота, любовь, дружба, верность, благородство, умение жертвовать своими интересами, патриотизм, высокая духовность. Практически все цветки фруктовых деревьев (апельсинового дерева, персикового и т. д.) обозначают радость и красоту.

Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха — это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ, обвивающий ограды и статуи, — свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам. Если композицию дополняют сухие листья — это говорит о том, что создатель сада чем-то опечален, он размышляет и грустит.

САД в японском стиле: 7 знаковых атрибутов

Характерная черта философии Японии — гармония во всем, но прежде всего — гармония человека и природы. Чтобы передать атмосферу этого единения, в Х веке в Стране восходящего солнца начали создавать сады весьма оригинального дизайна.

Читайте также  Сегментирование рынка гостиничных услуг

Японские сады

Характерная черта философии Японии — гармония во всем, но прежде всего — гармония человека и природы. Чтобы передать атмосферу этого единения, в Х веке в Стране восходящего солнца начали создавать сады весьма оригинального дизайна.

Впоследствии они стали известны всему миру и не теряют популярности по сей день. Нашим дачникам тоже пришлись по душе японские сады.

Сразу стоит обратить внимание на то, что «скелет» японского сада — это камни, а «кровь» — это вода. Так считают сами японцы. Есть еще и третья важная составляющя — растения. Но поскольку воду, камни и растения можно встретить и в других садах, то особенность японского состоит в к омпоновке этих элементов и в применении знаковых атрибутов.

1. Цукубай

За этим загадочным словом скрывается традиционная чаша для омовения рук и лица перед чайной церемонией. Цукубай выполняется из цельных необработанных камней.

Допустимо украшение иероглифами или символами, характерными для японской духовной культуры. Внешне цукубай напоминает небольшой колодец. Рядом с чашей должен лежать бамбуковый ковш.

2. Мостик

Для японцев мост — это символ жизненного пути. Поэтому он не должен быть прямым. Изогнутый мост показывает все этапы жизни человека: от детства (начало моста) к зрелости (самая высокая его точка) и до спуска (старость).

Мосты обязательно должны выделяться на общем фоне, поэтому их окрашивают в яркие цвета и украшают традиционной символикой. В нашем случае совсем не обязательно делать мост как переправу через ручей или водоем, вполне можно ограничиться чисто декоративным вариантом с ведущими к нему дорожками и небольшими клумбами по краям.

3. Колокольчики

Чтобы послушать музыку ветра, развесьте на деревьях или крыше беседки колокольчики — фурины. Они сделаны из железа, стекла или меди. У каждого материала будет свой звук.

Интересно, что японские колокольчики считаются символом прохлады. Это связано с тем, что в этой стране лето очень душное из-за высокой влажности. Даже самое слабенькое дуновение ветра приносит облегчение. А звон колокольчика — верный признак долгожданного ветра.

4. Беседки-пагоды

Настоящий японский сад немыслим без беседок. Они, как правило, выполнены в виде пагод — культовых сооружений. Для таких беседок характерны загнутые углы, использование только натуральных материалов и украшение вьющимися растениями.

Конечно, в Японии есть свои строгие правила строительства и расположения беседки. В дачном же варианте японского сада ими можно принебречь и установить беседку так, чтобы она не затеняла посадки и органично вписывалась в общую картину участка.

5. Бамбуковые изгороди

Японцы очень ревностно относятся к личному пространству. Сад — это место слияния с природой, со своими мыслями. В нем нет места для посторонних глаз. Но и заборов в привычном нам виде тоже нет. Есть только бамбуковые изгороди.

Они могут быть разной высоты и частоты плетения. В традиционных варинтах никогда не используются гвозди. Такие изгороди могут как отделять части сада друг от друга, скрывать ненужные элементы (например, шланги), так и носить декоративный характер.

6. Скульптуры из камня

Скульптуры в настоящем японском саду никогда не расставляются где попало и как попало. Да и сама скульптура не может быть какой угодно. Каждая имеет свое значение. Будда — покой и умиротворение, дракон — сила, лев — защита, черепаха — долголетие, журавль — стремление познать истину и т. д.

Если вы не погружены в буддийскую философию, то лучше не злоупотреблять такого рода символами и приобрести нечто нейтральное. Благо разного рода садовые скульптуры можно найти без особого труда. Одно «но» — для сада в японском стиле они должны быть максимально естественны и окрашены в один тон, никакого буйства красок.

7. Фонари

Какой же японский сад без фонарей? Обычно их располагают вдоль дорожек на пути к беседке, водоему или другому значимому объекту. Все фонари однотонные, цветных в японском саду не бывает. А вот варианты форм – есть:

  • Т ачи-гата — это высокие каменные фонари, похожие на небольшие столбы. Их высота не должна превышать 3 метров. Тачи-гата могут осветить большую территорию;
  • Катцуга — фонарь, который очень похож на тачи-гата, но отличается от него обилием вырезанных украшений;
  • Икекоми-гата имеют форму столба. Они вкапываются в землю по краям дорожек;
  • Оки-гата — самые компактные фонарики. Их цель — создать загадочный полумрак. Оки-гата можно расставить по берегам садового водоема, на камнях или среди растений;
  • Юкими-гата, или «снежный фонарь» — приземистый фонарь с широкой крышей. Благодаря форме крыши он и назван снежным, т. к. в период снегопадов снег остается на ней и эффектно подсвечивается.

Конечно, в силу климатических особенностей и культурных отличий настоящий японский сад на дачном участке воссоздать не получится. Но можно максимально приблизиться к оригиналу благодаря этим элементам дизайна. опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Японский сад. Символика в японском саду.

Японский сад. Символика в японском саду.

• Японский сад – сложное и хрупкое для восприятия произведение искусства, которое, как и любой другой аспект культуры, невозможно понять и изучить вне истории культуры этой страны.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ С-П ИСКУССТВА ЯПОНИИ

• Японский сад — это прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание

• На Востоке, в частности, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание.

• Наиболее древние истоки японского сада берут свое начало в синтоизме, в древних верованиях японцев, связанных с обожествлением окружающей природы, с поклонением и Солнцу, и Камню, и Дереву в равной степени.

Символика в японском саду

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура

«Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом.

Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»

• Знание расшифровки символов дает возможность создать в своем сознании тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером.

Три — «три сокровища буддизма», или буддийскую триаду, — Будда Настоящий, Прошлый и Будущий

Пять — пять учеников Будды

пять главных буддийских заповедей

пять путей достижения состояния Будды (путь стяжания добродетелей Будды, путь соединения с истиной и борьба со злом, путь истинной мудрости, путь прозрения, путь достижения цели)

» пять проникновений (все видеть, все слышать, знать прошлые перерождения — свои и чужие, знать мысли других и беспрепятственно проникать повсюду, т.е. летать)

пять главных элементов природы: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля

Восемь — восьмиступенчатый путь постижения истины, методом достижения истины Будды, восемь спиц имеет колесо сансары (колесо перерождения),

На восемь частей разделили прах Будды Шакъямуни после смерти

• Тринадцать — число областей обитания Будды (пришло из Китая — китайский ламаизм, или тибетский буддизм)

• Десять — десять буддийских добродетелей (5+5)

• Два — из китайской письменности (иероглиф «ворота»)

горизонтальные элементы — небо и земля, вертикальные — мужчина и женщина — символы гармонии и равновесия ян и инь

• Иероглиф ЯН означал свет солнца

• Иероглиф ИНЬ — его отсутствие, т. е темноту

• Затем принципы космического мироздания:

• Каменные фонари-торо японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды.

• Однако история их возникновения имеет, вероятно, гораздо более глубокие корни.

• Возможно, что прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых китайские императоры приносили жертву небу.

• По китайской символике круг – луна

• В Японии круглые и квадратные формы получили свое символическое значение в чашах для омовения рук — цукубай

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду.

Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется идеей ян-инь.

Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян,

вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь.

Вода, как один из важнейших компонентов сада символически изображается параллельными волнистыми линиями на гравии или концентрическими кругами на песке. Так, камень, упавший в воду, оставляет после себя концентрические круги на ее поверхности, и это застывшее движение воды можно увидеть практически в любом саду, где используется техника сухого пейзажа.

• Японцы считают высшим творением природы является не человек, а камень, и, следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире

Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению.

Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты.

Читайте также  Товароведная характеристика и экспертиза крупы гречневой ядрица

• Животные и растения (вернее их свойства) всегда играли значительную роль в создании определенного образа. Журавль и Черепаха – древние символы долголетия на востоке.

• Черепаха действительно живет очень долго, а

• Журавль взмывает в небо и «растворяется» в нем, улетает в другой мир к богам, а там, как известно, живут вечно.

• Кроме этого эти животные олицетворяют единство противоположностей, неизменно присутствующее в японских садах: плоская медлительная Черепаха и высокий энергичный Журавль. Их союз – залог равновесия в природе.

• По восточным представлениям рыбы – это дети мифологического дракона, являющегося покровителем водной и воздушной стихий.

Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям.

• Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию,

• клён краснолистный – на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.

Одно из наиболее известных растений в Японии – сакура (косточковые деревья с розовыми цветами) – это художественный образ, олицетворяющий стойкость и чистоту, поскольку цветки сакуры никогда не вянут на дереве и облетают абсолютно свежими и живыми и, опадая, розовым «снегом» еще насколько дней лежат на земле

• Бамбук считается символом мужества и благородства,

• сосна – долголетия и вечности.

• Еще одно растение, к которому японцы относятся с особым вниманием, — это Лотос. Он символизирует чистоту не подверженную воздействиям негативных проявлений реального мира.

• И главное – Лотос тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке Лотоса.

• Несмотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. Именно в Японии появились сады, где растений может не быть вовсе…

Напрашивается вывод, что для японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями, обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от мастерства, заменяя их одно на другое.

Японские сады и их символика. Выполнила: Студентка группы ДП-9 Глухова Карина 2015 г. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВалентина Пляка

Похожие презентации

Презентация на тему: » Японские сады и их символика. Выполнила: Студентка группы ДП-9 Глухова Карина 2015 г.» — Транскрипт:

1 Японские сады и их символика. Выполнила: Студентка группы ДП-9 Глухова Карина 2015 г.

2 «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом». Макото Накамура — японский ландшафтный архитектор конца ХХ века. Японский сад разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIIIXVIII веках.Японии VIIIXVIII веках Начатая первыми храмовыми садами, основанными буддийскими монахами и паломниками, постепенно складывалась вся прекрасная и сложная система японского садового искусства.

3 Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.

4 Миниатюризация и символизм. Именно эти две характеристики японского сада выделили его из сообщества мировых садов в обособленное явление, придав статус сада с особой символической философией и культурой. В японском саду половина информации зашифрована в символах. Поэтому изучение символики необходимо; её знание помогает правильно сформировать среду сада.

5 Для дизайна японского сада характерны три основных компонента это вода, камень и зеленые кроны деревьев и кустарников. Мелкий пруд, дно которого выложено мелкой галькой, символизирует море, камни, обросшие мхом и расположенные в живописном беспорядке по берегам водоема – горы, а деревья и травянистые многолетники завершают картину и создают впечатление естественного природного ландшафта.

6 Чаще всего в восточно-азиатских садах используют цветущие деревья и кустарники – сакуру, декоративную сливу, магнолию, рододендроны, а из многолетних цветов отдают предпочтение ирисам, пионам и хризантемам. Обычными жителями японского сада считаются различные хвойники, особенно карликовые сорта, например популярна горная сосна с необычной формой роста, а из других декоративных растений – бересклет японский, падуб городчатый, самшит, различные виды папоротников и хост и, конечно, японские веерные клены.

7 Каменные пагоды, фонари, чаши, а также различные изделия из бамбука – ограждения, ширмы и различные аксессуары – характерные элементы декора и символики японских садов.

8 Общую архитектуру японского сада можно охарактеризовать, пожалуй, как «архитектура философского символизма с набором округлых элементов». И это, конечно, неспроста. В восточной культуре круг — это символ Небес, квадрат — символ Земли. Круглые или мягко округлые формы несут ощущение спокойствия, постоянства, завершенности. Поэтому они так часто встречаются в садах Страны Восходящего Солнца. Все круглые или полукруглые элементы японских садов имеют своё определенное значение, свою символику.

9 Интереснейший пример символизма японской садовой архитектуры — мост Яцухаси. Это сооружение ломаной конфигурации, где могут быть и не закрепленные элементы настила. Такая форма моста символизирует непростой путь постижения истины и одновременно бренность физического существования: неосмотрительно наступил на незакрепленный край доски, и результат содеянного сразу же заставит задуматься о бренности бытия.

10 Символика камней в японском садовом искусстве поражает воображение своим разнообразием. Более всего можно прочувствовать символизм именно в садах камней. Каждый камень в таком саду несет своё символическое значение: небольшой камень может стать холмом, в тяжелом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору и почувствует стабильность и защищенность. Камень, поставленный вертикально, будет символизировать крутые горы, булыжник мягких округлых очертаний – пологие склоны. Более всего можно понять и прочувствовать символизм именно в садах камней. Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. садах камней

11 Интересны своим символизмом гравий и песок, с помощью которого японские мастера садов поистине творят чудеса. В песке, гравии или гальке с нанесенными на них специальными граблями рисунками, японец сразу увидит воду, по характеру линий он расскажет много интересных сведений о ней. Причем, речная галька будет символизировать реку, галька с морского берега — море. Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, мы получим символический образ морского залива. «Камни в саду расположены так, что их невозможно увидеть одновременно. В какой точке не расположись, все равно хоть один камень да ускользает от взора. Это создает чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же как нет границ у мироздания». Настоятель дзенского монастыря

12 Но символизм в японском саду присущ не только камням. Вода в Японии – символ очищения, благополучия и процветания. Вода в движении — охрана от злых духов. Вода символизирует так же чистоту и непорочность, мягкость, податливость, но в то же время и глубинную, скрытую силу Иньской энергии. Вода это ещё и символ позитивной энергии. Японцы считают, что вода накапливает положительную энергию, а затем вновь отдает её людям.

13 Символизм японского сада – это идущий из глубокой древности, своеобразный язык чувств. Японцы легко и свободно общаются на этом языке. Европейцу, чтобы разобраться в нем, нужно познать его. А чтобы познать, нужно развить в себе тонкое восприятие некоторых понятий. Символизм японских садов заставляет зрителя размышлять, думать, побуждает учиться «тонкочувствованию». Ибо без этого постичь особый смысл, заложенный в каждой детали японского сада, невозможно. Японская пословица гласит: «Искренность трогает небеса». Если мы с искренностью попытаемся познать символизм японских садов, тогда процесс создания сада в японском стиле у нас не вызовет трудностей. И наши сады будут радовать всех, кто захочет окунуться в атмосферу удивительно интересной и своеобразной культуры японского садового искусства.

Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм

Nav view search

Навигация

Искать

  • О проекте
  • Правила
  • Контакты
  • Новости
  • Карта сайта

Разделы сайта

  • Главная страница
  • Древний Египет
  • Древняя Индия
  • Древний Китай
  • Тибет
  • Древняя Америка
  • Античность
  • Япония
  • Древняя Русь
  • Ближний и Средний Восток
  • Европа
  • Символизм религий
  • Символика звездного неба
  • Символика знаков Зодиака
  • Символизм алхимии
  • Символизм природы
  • Символизм цвета
  • Символизм звука
  • Символика чисел
  • Символизм в литературе
  • Символы
  • Символическое искусство
  • Символы в притчах
  • Язык символов
  • Видео

Это интересно

Вход на сайт

Реклама на сайте

Интересный журнал

Интересное

  • Партнеры проекта
  • Книга «Язык символов»

Японский сад

«Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота».
В.А.Сухомлинский

Традиционный японский сад пришел к нам из далекого прошлого. Он сформировался в 10–12 веках и достиг расцвета в период средневековья, в 14–16 веках. На протяжении многих столетий в Японии продолжала существовать идея, что человек — часть Природы, находящейся не только вне его, но и внутри. В Природе уже есть все — и красота, и разумность, и гармони, и одухотворенность; нужно только уметь увидеть это, открыть, понять и выявить. Внутренняя суть Природы подобна нашей собственной. Пытаясь постичь суть Природы, различных ее частей, человек учился понимать суть своей собственной души. Различные элементы сада должны были затронуть и пробудить чувство священного в душе человека.

Читайте также  Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел

Многие принципы, заложенные в садах, пришли в Японию из Китая, но в Японии сады приобрели свои характерные черты. Это не столько созерцание Природы, сколько поиск сути любого ее элемента и стремление подчеркнуть его с максимальной выразительностью, отсечение всего лишнего, дабы «голос Природы был слышен более ясно и более сильно». Прославленный мастер икэбана Икэнобо Сэньо (1532–1554) говорил в «Тайных речениях»: «Горсть воды или небольшое дерево могут вызвать в памяти громады гор и половодье рек. В одно мгновение можно пережить таинства бесчисленных превращений».

Японский сад являл собой идеальную модель мира. По словам Цзы Чена: «Хотя сад создается человеком, в нем само собой раскрывается небесное». Для японцев характерно отношение к элементам Природы как к равноправному собеседнику.

Одна из заповедей Кодекса Чести самурая предписывает чутко относиться ко всему прекрасному, встреченному на пути. Чрезвычайно ценилась «мгновенная красота», исчезающая спустя секунду, но замеченная. Неожиданность прекрасного, его внезапное появление там, где не ждешь. Любое мгновение может сулить открытие.

На основе всего этого определился и закрепился устойчивый круг ассоциаций и символов в искусстве создания садов.
Например, два главных принципа всех японских садов — наличие камней и воды.

Камни — отражение звезд на земле, чистейшая энергия Неба. Внести камни в сад и правильным образом расположить их все равно, что установить законы Неба на Земле. Камни созерцали, трогали, слушали их музыку. Считалось, что в камнях необычной интересной формы обитают духи природы. Поэтому в камнях старались разглядеть их суть, они получали названия: камень бегущий, догоняющий, прислоняющийся, летящий и т. д.

Камни также могли олицетворять в саду горы — принцип духовной высоты, стремления к Небесному.

Вода отражает небеса, накапливает энергию Неба и распределяет ее по всему сакральному пространству сада. Вода, как человеческая душа, способна отражать то, что наверху, способна быть прозрачной и журчащей, как ручеек, или глубокой и таинственной, как гладь озера. Во многих японских садах ручей преодолевает препятствия, из маленького и робкого становится широким и спокойным, течет и претерпевает на себе все испытания, как поток человеческой жизни. Часто эти принципы передаются сухими водоемами, где в качестве воды выступает гравий.

В зависимости от тех состояний, которые хотелось передать, в Японии различают 30 видов воды: текущая, капающая, струящаяся, бурная и т. д.

Водопад, вообще говоря, был одним из самых любимых элементов сада. Говорят, что наверху каждого водопада живет дракон, как символ мудрости. А священная рыбка карп, подобно ученику, стремится преодолеть бурлящий поток воды и подняться вверх по водопаду, к его истокам, где и превращается в дракона — символ мудрости и приобретенного внутреннего опыта.

Вообще, древние японские сады всегда затрагивали многие моменты, которые важны человеку в его внутреннем поиске.
Дорожка символизировала путь человека к Божественному в Природе и в самом себе. Попадая в сад, человек оставлял свои будничные заботы за воротами сада и пускался в некое духовное путешествие, где встречался с разными «героями» сада, навеянные мифами и легендами. Это могли быть и деревья, и камни, и водные потоки, выступающие в роли определенных символов. Это могли быть и природные образы из мифов, саг, легенд, любимые всеми японцами, имеющие для них глубокое символическое значение.

Каждая дорожка имеет свой ритм, который навевает определенный ход мыслей. Вот дорожка ведет нас крупными плоскими камнями — по ней можно идти только большими размашистыми шагами, а тут камни становятся мельче, и мы невольно замедляем шаг, открывая новый поворот или миниатюрную деталь сада, которую могли бы и не заметить, если бы дорожка своим ритмом не подсказала бы остановиться.

К чайному домику — месту особой встречи — ведет дорожка «родзи» («росистая земля»), поддерживаемая постоянно влажной и чистой.

Дорожка в японском саду может быть четкая и ясная, довольно широкая, а может быть едва угадываемая, которую приходится отыскивать среди зеленых пышных мхов…

Мостик на пути означал переход через порог, переход в иное пространство. Мостики могли иметь разную форму (прямой мостик, мостик полукруглый,который вместе с отражением Мостик на пути означал переход через порог, переход в иное пространство. Мостики могли иметь разную форму (прямой мостик, мостик полукруглый, который вместе с отражением его в воде образует круг, зигзагообразный мостик и т. д.) в зависимости от того, в какую по символическому содержанию часть сада переходит человек.

Зигзагообразный мостик обычно бывает в самом начале сада. Он ведет через заросший пруд, похожий даже на болотце. Японцы считают, что тень, постоянно сопровождающая человека, отстает от него на поворотах мостика. Таким образом человек избавляется от всего темного, что его сопровождало, и может продолжить путь «чистым».

Плоский мостик так близок к земле — это еще земное, горизонтальное перемещение. К святыням ведут высокие мосты, поднимающиеся над земной суетой. Верх совершенства — мост Луны, мост с аркой правильным полукругом. Вместе со своим отражением в воде он образует совершенный круг.

Большое значение в японских садах придавали пустому пространству. Пустоты должно было быть больше, чем растений и камней. Пустота — это вечность, содержащая в себе все, это начало всех начал, точка отсчета. В каждом саду есть такое место , как возможность новых начал, место, в котором скрыты все потенциалы.

Многие сады камней «построены» на пустоте, как принцип рождения проявленных вещей. Такой сад неброский, ненавязчивый, он не отвлекает ум яркостью красок, но дает ощутить чистый ритм Вселенной и приобщиться к нему.

С другой стороны, в дзенских садах камней пустота завершает путь, пустота заключает в себе все познанное — это абсолютная истина.

Любой водоем в саду обязательно имеет острова. Каждый остров, в зависимости от своих очертаний и окружения, несет определенное смысловое значение.

Два главных героя японских садов Остров Журавля и Остров Черепахи. Они всегда вместе, как Инь и Ян, одного без другого не может быть. С точки зрения человека, Остров Черепахи символизирует необходимость человека погрузиться в глубины загадок собственной души, познать самого себя, а Остров Журавля — стремиться к Небу, к новым открытиям, познаниям, горизонтам.

Но среди всех островов, символизирующих различные моменты внутри человека, всегда есть один главный Священный Остров, к которому стремится человек на Пути. Это может быть или большой камень, или холм земли с растениями и со священными символами, или остров в водоеме.

В зависимости от символики сада, такой остров символизирует или Священную Гору Хораи — гору сокровищ, бесценных сокровищ мудрости и внутреннего опыта, которые приобретает человек по пути к ней; или это Священный Остров, который является своего рода Небесной Родиной человека, его истоками и одновременно конечной целью пути. Этот Остров словно путеводная звезда, которая ведет человека. К нему не перекинут мост и дорожка никогда не подходит вплотную, позволяя лишь издали созерцать нечто Высшее.

Важными элементами многих садов при храмах и позже чайных садов стали каменные фонари и каменные сосуды с водой (Цукубаи), символизировавшие свет на пути и очищение. Один вид сосуда с водой должен был вызывать состояние чистоты.
Условия, влияющие на процесс восприятия сада:

• Постепенное раскрытие сада подобно разворачивающемуся свитку рукописи.
• Незавершенность, дающая простор воображению, побуждающая следовать дальше.
• Простота, через которую передана красота и суть каждого элемента.
• Сад должен был быть интересным во все четыре сезона года. В садах было мало ярко цветущих растений, чтобы не отвлекать человека от главного.

При столь четких канонах все японские сады разные, неповторяющиеся в своих формах и смысловом значении. Способы передачи доведены до мельчайших деталей, до нюансов. Каждая деталь сада — наклон ветки, разворот камня, сила журчания водного потока — имеет строго определенное значение, и, кроме того, может играть иную роль в зависимости от сочетания с другими элементами.

Японский сад в Ботаническом саду представляет собой синтез различных элементов, его назначение — знакомство с культурой японского народа, но, тем не менее, многие его детали узнаваемы и несут определенную смысловую нагрузку. Попробуйте пуститься в самостоятельное путешествие по дорожкам сада и увидеть то, что бывает скрыто от поверхностного взгляда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: